О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ. Постановление. Правительство РФ. 08.10.93 995

         О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ
                    И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          8 октября 1993 г.

                                N 995

                            (РВ 93-204)

     В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав пот-
ребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и
Верховного Совета Российской Федерации,  1992, N 15, ст.766) Совет Ми-
нистров - Правительство Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить прилагаемые:  Правила продажи отдельных видов продо-
вольственных и непродовольственных товаров;  перечень товаров длитель-
ного пользования, на которые не распространяется требование потребите-
ля о немедленном безвозмездном предоставлении  ему  на  время  ремонта
аналогичного товара;  перечень непродовольственных товаров надлежащего
качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар (если товар не по-
дошел по форме,  фасону,  расцветке,  размеру либо по иным причинам не
может быть использован по назначению).
     2. Предоставить  право  органам исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований,
городов  Москвы  и Санкт-Петербурга вносить при необходимости с учетом
местных условий и по согласованию с  территориальными  органами  Госу-
дарственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике
и поддержке новых экономических  структур,  Государственного  комитета
санитарноэпидемиологического  надзора  Российской Федерации и Комитета
Российской Федерации по торговле отдельные дополнения в Правила прода-
жи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров,  в
перечень товаров длительного пользования,  на которые не распространя-
ется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении
ему на время ремонта аналогичного товара, и перечень непродовольствен-
ных  товаров  надлежащего качества,не подлежащих обмену на аналогичный
товар, утвержденные настоящим постановлением.

     Председатель Совета Министров - Правительства Российской  Федера-
     ции В.Черномырдин

                                                           УТВЕРЖДЕНЫ
                                      постановлением Совета  Министров
                                   -Правительства Российской Федерации
                                           от 8 октября 1993 г. N 995

                            П Р А В И Л А
             продажи отдельных видов продовольственных и
                     непродовольственных товаров

                          1. Общие положения
    1. Настоящие Правила определяют основные требования в области про-
дажи  отдельных  видов продовольственных и непродовольственных товаров
(хлеб и хлебобулочные изделия,  мясные и молочные продукты, яйца, мар-
гарин,  рыбная продукция, ткани, одежда, обувь, р диотовары и электро-
бытовые товары) и распространяются в соответствии с Законом Российской
Федерации "О защите прав потребителей" на всех хозяйствующих субъектов
(торговые предприятия,  граждане-предприниматели), осуществляющих дея-
тельность в этой сфер , независимо от форм собственности и ведомствен-
ной принадлежности.
     2. Товарный профиль и специализация торгового предприятия опреде-
ляются лицензией, выдаваемой органами исполнительной власти в установ-
ленном порядке.
     Торговое предприятие обязано  иметь  утвержденный  ассортиментный
перечень товаров, действующие санитарные и ветеринарные правила и дру-
гую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать  уста-
новленные в них требования.
     3. Торговое предприятие обязано  неукоснительно  соблюдать  права
покупателя,  предус  мотренные  Законом Российской Федерации "О защите
прав потребителей".
     4. На каждую партию реализуемых товаров,  в том числе зарубежных,
торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его за-
веренную  копию,  подтверждающие качество и безопасность продукции для
здоровья и жизни потребителей.  Торговое предпри тие несет ответствен-
ность за качество реализуемых товаров.
     5. Правила продажи товаров должны быть доведены до сведения поку-
пателей каждым торговым предприятием независимо от форм собственности.
     6. Магазины, палатки и павильоны, осуществляющие продажу товаров,
должны быть оснащены необходимым оборудованием, средствами механизации
и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического  осна-
щения.
     Используемые торговыми предприятиями гири,  весы и другие измери-
тельные приборы должны содержаться в исправном состоянии,  иметь ясные
клейма и представляться на проверку  в  установленные  сроки  согласно
действующему порядку.
     7. Продажа товаров в торговом предприятии производится всем граж-
данам на общих основаниях.
     Льготы по торговому обслуживанию предоставляются отдельным  кате-
гориям населения в соответствии с действующим законодательством.
     Товары, на которые установлены нормы отпуска,  продаются с соблю-
дением этих норм.
     Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным при-
обретением иных.
     8. Торговое  предприятие  обязано  обеспечить  наличие  правильно
оформленных  ценников на реализуемые товары и по требованию покупателя
дать полную  информацию  об  изготовителях,  основных  потребительских
свойствах  товаров  и ценах,обеспечить надлежащий уров нь обслуживания
покупателей, отпуск товаров полной мерой и весом.
     9. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и ме-
ры отпущенных ему товаров,  а также сроки хранения продуктов (по  нак-
ладным,  заборным листам) и наличие сертификата качества на данный то-
вар.
     В торговых залах должны быть установлены на доступном для покупа-
теля месте контрольные весы и другие измерительные приборы.
     10. Расчеты  с  покупателями за товары осуществляются через конт-
рольно-кассовые машины.
     11. В случае продажи покупателю товара с недостатками,  не огово-
ренными продавцом, покупатель может по своему выбору потребовать:
     безвозмездного устранения  недостатков товара или возмещения рас-
ходов на исправление недостатков;
     соразмерного уменьшения покупной цены;
     замены на товар аналогичной марки (модели,  артикула);
     замены на такой же  товар  другой марки (модели, артикула) с соот-
ветствующим перерасчетом покупной цены;
     возврата уплаченной им денежной суммы и возмещения понесенных
убытков.
     Удовлетворение указанных требований покупателя осуществляется
торговым предприятием в соответствии со статьями 18-22 Закона Российс-
кой Федерации "О защите прав потребителей".
     12. Для  сезонных товаров (одежда,  обувь и другие изделия) сроки
заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего
сезона.  Время сезона для каждого региона Российской Федерации опреде-
ляется органами исполнительной власти с учетом  местных  климатических
условий.
     13. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных
товаров  надлежащего  качества,  указанных  в настоящих Правилах,  или
возврат уплаченных за них денег производится в соответствии с  Законом
Российской Федерации "О защите прав потребителей".
     14. Покупатель обязан возместить торговому предприятию  стоимость
товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине.

                    2.Хлеб и хлебобулочные изделия

     15. В торговых предприятиях,  осуществляющих продажу хлеба и хле-
бобулочных изделий, в течение установленных часов работы должны быть в
продаже  хлеб  и хлебобулочные изделия в соответствии с ассортиментом,
предусмотренным ассортиментным перечнем.
     В торговом зале специализированного хлебного магазина или отделе,
осуществляющем торговлю хлебной продукцией,  на  видном  месте  должны
быть  вывешены сведения об изготовителях продукции,  сроках реализации
хлебных изделий, свойствах диетической хлебной продукции и новых видах
изделий.
     16. При приемке хлеба и  хлебобулочных  изделий  продавец  обязан
проверить  качество продукции по органолептическим показателям,  соот-
ветствие массы каждого вида продукции действующим стандартам и  техни-
ческим условиям, другой нормативно-технической докуме тации. При необ-
ходимости продукция может быть направлена для определения физико-хими-
ческих показателей в соответствии с действующим законодательством.
     В сопроводительном документе поставщика должна в обязательном по-
рядке  содержаться полная информация об этих товарах,  предусмотренная
статьями 7 и 8 Закона Российской Федерации "О защите  прав  потребите-
лей".
     17. В специализированных и фирменных хлебокондитерских  магазинах
и  в  хлебных отделах других магазинов,  кроме хлеба,  хлебобулочных и
кондитерских изделий,  может производиться продажа сахара,  чая, кофе,
какао,  муки,  крупы, макаронных изделий, сухих про уктов для детского
питания и пищеконцентратов,  а в магазинах, имеющих кафетерий, также и
горячих напитков (чай, кофе, какао, молоко), мучных и кондитерских из-
делий собственного производства.
     18. Хлеб  и  хлебобулочные  изделия могут находиться в продаже на
предприятии по торговле хлебом после выхода их из печи не более:
     36 часов  - хлеб из ржаной и ржано-пшеничной обойной и ржаной об-
дирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки;
     24 часов - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб
и хлебобулочные изделия массой более 200 граммов из  сортовой  пшенич-
ной, ржаной сеяной муки;
     16 часов - мелкоштучные изделия массой 200 граммов и менее (вклю-
чая бублики).
     По истечении этих сроков продажа хлеба  и  хлебобулочных  изделий
запрещается;  они  подлежат  изъятию  из торгового зала и возвращаются
поставщику как черствые.
     19. По  желанию  покупателей  хлеб и хлебобулочные изделия массой
0,4 килограмма и более (кроме изделий в упаковке) могут разрезаться на
2-4 равные части и продаваться без взвешивания.
     20. Продажа хлеба и  хлебобулочных  изделий,  не  соответствующих
требованиям  действующих  стандартов,  технических условий,  а также с
признаками порчи от неправильного хранения, запрещается.
     Не допускается реализация хлебной продукции лицами,  осуществляю-
щими прием денег от покупателей.
     В случае  продажи недоброкачественных хлеба или хлебобулочных из-
делий (хруст, закал, пустоты, непромес, наличие посторонних включений)
работники  предприятий  обязаны по требованию покупателя безоговорочно
обменять их на доброкачественные или возвратить  деньги.  Возвращенные
покупателем недоброкачественные хлеб и хлебобулочные изделия считаются
санитарным браком.
     21. В  случае обнаружения в процессе хранения или продажи призна-
ков заболевания хлеба и хлебобулочных  изделий  картофельной  болезнью
продавец обязан немедленно сообщить об этом поставщику. Пораженные из-
делия изымаются из продажи и уничтожаются в соотве ствии с действующи-
ми правилами.Акт о заболевании хлебных изделий картофельной болезнью и
их уничтожении составляется в установленном порядке.
     Полки, шкафы, лотки, тара-оборудование, в которых хранились забо-
левшие картофельной болезнью изделия,  тщательно  промываются  мыльным
раствором, а затем горячей водой.

   3. Мясные и молочные продукты, яйца, маргарин, рыбная продукция

     22. Торговые  предприятия получают мясные и молочные продукты,яй-
ца,  маргарин,  рыбную продукцию от розничных и оптовых баз и складов.
Запрещается  прием мяса без клеймения,  субпродуктов без ветеринарного
свидетельства (клеймения).
     23. Рабочие  места  продавцов  до  начала торговли обеспечиваются
всеми имеющимися в магазине товарами. Поступающие в торговый зал това-
ры тщательно проверяются по качеству и рассортировываются.
     До поступления в торговый зал продукты подготавливаются к продаже
(освобождаются от тары,  бумажной обертки, увязочных материалов, зачи-
щаются загрязненные поверхности,  заветренные срезы, верхний пожелтев-
ший  слой  у  жиров,  колбасные  изделия  и  сыры сычуж ые протираются
тканью).
     24. Продавцы обязаны следить за качеством продаваемых продуктов и
в случае его ухудшения сообщать об этом администрации для решения воп-
роса  о  возможности дальнейшей реализации продуктов или снижении роз-
ничных цен на них. Отпуск яиц производится с предварительной проверкой
их качества на овоскопе. Не допускается продажа яиц с другими нерасфа-
сованными продуктами (масло, творог, колбаса и др.).
     25. Фасование на предприятии торговли копченостей,  колбасных из-
делий,  масла сливочного, сыров и маргарина допускается в объемах пот-
ребности одного дня торговли.
     На расфасованном в магазине товаре указывается его  наименование,
сорт, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок
реализации,  номер или фамилия весовщика. Фасованные продукты упаковы-
вают в бумагу, пленочные материалы, разрешенны органами санитарно-эпи-
демиологического надзора.
     26. При  отпуске  покупателю  мяса,мясных продуктов,сыра и рыбных
кулинарных изделий без нарезки допускается добавление  не  более  двух
довесков,  не  превышающих  10 процентов общей массы покупки.  Довески
должны соответствовать сорту и качеству отпускаемо о товара. По прось-
бе покупателя продавец обязан нарезать гастрономические товары (колба-
су, ветчину, сыр, рыбную продукцию и др.), а также давать на пробу ма-
лоизвестный покупателю товар,  соблюдая при этом санитарно-гигиеничес-
кие правила.  Пользование одним и тем же ножом для нарезки сыра и дру-
гих гастрономических товаров не допускается.
     27. Мясо птицы отпускается целиком или с разрубом: кур, уток - на
две половины вдоль тушки, а гусей и индеек - на 2, 4, 6 и 8 частей.
     28. Продажа студня,  ливерных колбас и других продуктов с ограни-
ченными  сроками реализации допускается только в магазинах по согласо-
ванию с органами санитарно-эпидемиологического надзора.
     29. Инструменты,  применяемые для взвешивания и отпуска продуктов
(ножи,  вилки, лопаточки и др.), должны ежедневно обрабатываться в со-
ответствии  с  требованиями санитарных правил и храниться в специально
отведенных для этого местах.
     30. В  случае приобретения потребителем продовольственных товаров
с недостатками продавец обязан по требованию покупателя произвести  их
замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю упла-
ченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока
годности.

                       4. Ткани, одежда, обувь

     31. Ткани,  одежда,  обувь до подачи в торговый зал должны пройти
предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаков-
ку, рассортировку, проверку качества изделий, наличия маркировки, пра-
вильности цены.  При необходимости отдельные виды  одежды  (швейные  и
трикотажные изделия) чистят и отутюживают.
     32. В торговом зале для удобства покупателей ткани, одежда, обувь
должны  быть сгруппированы.  Одежда и обувь группируются в основном по
видам,  моделям,  размерам. Независимо от специализации мужская, женс-
кая, детская одежда и обувь размещаются в торгов м зале отдельно. Тка-
ни группируются по видам и роду волокна,  из которого они изготовлены.
Каждая ткань должна сопровождаться информацией о процентном содержании
волокон, из которых она изготовлена.
     33. При размещении в торговом зале тканей,  одежды,  обуви должно
применяться такое торговое оборудование,которое  позволяет  обеспечить
свободный доступ покупателей к товарам.
     34. Все образцы тканей, одежды, обуви, размещенные в торговом за-
ле и в оконных витринах,  должны иметь единообразные,  четко и красиво
оформленные указатели цены.
     35. Покупателю при выборе одежды (швейных изделий, верхних трико-
тажных изделий,  головных уборов) и обуви должны быть созданы  условия
для примерки.  В этих целях торговые залы оборудуются примерочными ка-
бинами с зеркалами, оснащаются банкетками или скамейками, подставками,
зеркалами.
     36. Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объем-
ных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жестко-
го стандартного метра на ткань,  лежащую на прилавке (столе) в свобод-
ном  состоянии  без складок.  Тонкие и легкие ткани отмериваются,  как
правило, жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прила-
вок при свободном без натяжения приложении ткани метру.
     Разрешается также производить отмеривание всех видов тканей, кро-
ме шерстяных тканей и трикотажных полотен, способом наложения ткани на
прилавок (стол),  на одной из сторон которого вмонтирована  клейменная
металлическая мерная лента.  Запрещается добавление к покупке отрезков
ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (ха-
зовых концов),  если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не
с изнаночной стороны.
     37. Продавец обязан оказывать содействие покупателю в выборе тка-
ней,  одежды, обуви, знакомить с ассортиментом имеющихся в продаже из-
делий, со способами ухода за ними, при необходимости разъяснять цифро-
вые обозначения на изделиях,  ярлыках,  этикетках.  При продаже тканей
продавец  по  просьбе  покупателя  должен помочь определить количество
ткани,  необходимое для изготовления различных швейных изделий, подоб-
рать соответствующую отделку.
     38. Торговые предприятия при продаже тканей, одежды могут предос-
тавлять покупателю комплекс дополнительных услуг:  переделка купленной
в данном магазине одежды (укорочение и удлинение изделий, перестановка
пуговиц, растяжка головных уборов), раскрой т аней.
     39. Покупателю должна быть предоставлена возможность наряду с ос-
новной  покупкой приобрести сопутствующие товары,  предназначенные для
ухода за изделием или дополняющие гардероб.
     40. Продавец,  контролер  при отпуске покупателю тканей,  одежды,
обуви должен проверить в его присутствии качество товара (механические
повреждения,  загрязнение, другие внешние дефекты), точность меры (ко-
личества),  правильность подсчета стоимости покупки.  При выявлении  в
процессе продажи общих грубых дефектов товар с продажи снимается.
     41. Ткани,  одежда,  обувь при отпуске покупателю упаковываются в
бумагу, коробку или другие упаковочные материалы без взимания дополни-
тельной платы.
     42. Вместе  с  товаром покупателю в обязательном порядке выдается
кассовый или товарный чек с обозначением реквизитов торгового предпри-
ятия, даты покупки, цены.

                5. Радиотовары и электробытовые товары

     43. Радиотовары  и электробытовые товары до подачи в торговый зал
или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку.
     Предпродажная подготовка включает: распаковку, удаление заводской
смазки,  пыли, стружек, проверку комплектности изделия и при необходи-
мости его сборку,  а также проверку качества изделия, правильности це-
ны, маркировки, наличия инструкций по эксплуатац и и гарантийных тало-
нов.
     Укомплектованные и собранные технически сложные изделия  проверя-
ются  подключением  к электросети.  Швейные машины проверяются в дейс-
твии, а радиоаппаратура регулируется и настраивается.
     44. Запрещается продавать недоброкачественные,  некомплектные или
загрязненные товары, изделия без инструкций, паспортов или гарантийных
талонов.
     45. Все образцы радиотоваров и электробытовых товаров,  размещен-
ные в торговом зале и в оконных витринах, должны иметь четко оформлен-
ные ярлыки с указанием наименования изделия, его марки, артикула и це-
ны, а также краткие аннотации, содержащие основны технические характе-
ристики изделий.
     46. Для  выбора  покупателями товара и его опробования в торговом
зале устанавливаются электроизмерительные и  испытательные  приборы  (
щитки или пульты).
     47. Продавец радиотоваров или электробытовых товаров должен знать
устройство, отличительные признаки, назначение, свойства отдельных из-
делий,  методы испытания их в действии, способы ухода, режим хранения,
уметь  определять  основные дефекты изделий,  хо ошо знать ассортимент
соответствующих групп товаров и их взаимозаменяемость,  цены и  другие
сведения о товарах, давать квалифицированную консультацию покупателям.
     48. При продаже отдельных видов радиотоваров и электробытовых то-
варов  продавец должен проинформировать покупателя об имеющихся в про-
даже сопутствующих товарах и запасных деталях.
     49. Продавец  (механик,  контролер) при отпуске товара покупателю
проверяет в его присутствии качество товара (путем  внешнего  осмотра,
подключения к электросети),  комплектность изделий,  отпускаемых в ра-
зобранном виде,  наличие паспорта,  гарантийного талона и инструкции о
правилах  пользования,  точность меры или количества (шнура,  провода,
мелких электротоваров), правильность цены.
     50. При продаже радиотоваров и электробытовых товаров с гарантий-
ными сроками службы работники магазина указывают в паспорте (гарантий-
ном  талоне)  изделия дату и место продажи,  а в необходимых случаях -
адрес мастерской гарантийного ремонта.
     51. Вместе  с  товаром покупателю в обязательном порядке выдается
товарный чек с обозначением номера (названия) магазина,  даты покупки,
артикула,  сорта,  цены  или  погашенный кассовый чек с установленными
реквизитами.
     52. Радиотовары  и электробытовые товары упаковываются в магазине
бесплатно.
     По желанию  покупателя крупногабаритные изделия могут продаваться
в соответствующей деревянной таре (упаковке) при обязательной  предва-
рительной проверке изделия в соответствии с настоящими Правилами. Сто-
имость тары в этом случае взимается дополнительно
     53. Доставку крупногабаритных радиотоваров и электробытовых това-
ров покупателю по указанному им адресу, как правило, организует торго-
вое предприятие, продавшее этот товар.
     При доставке крупногабаритного товара на место назначения  силами
покупателя торговое предприятие должно обеспечить погрузку этого това-
ра на транспортное средство покупателя безвозмездно.
     54. В случаях когда стандартами или техническими условиями и пра-
вилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не до-
пускается  включение  и  пуск их самими покупателями,эти операции осу-
ществляются на дому у покупателя механиком магазин  или  по  поручению
магазина мастерской гарантийного обслуживания.
     Установка, включение и пуск таких изделий,  а также инструктаж  о
правилах пользования производятся бесплатно не позднее недельного сро-
ка с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую  или
магазин.

             6. Контроль за соблюдением настоящих Правил

     55. Контроль  за  соблюдением  торговыми  предприятиями настоящих
Правил осуществляют в пределах своей компентенции органы Комитета Рос-
сийской Федерации по торговле,  Комитета Российской Федерации по стан-
дартизации, метрологии и сертификации, Государствен ого комитета сани-
тарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и другие органы
государственного управления.
     Контролирующие органы  (учреждения)  могут привлекать к проверкам
соблюдения настоящих Правил специалистов,  представителей общественных
организаций потребителей.
     56. Торговое предприятие должно оказывать содействие  проверяющим
лицам  в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков
и нарушений.
     В торговом предприятии должна быть на доступном месте книга заяв-
лений и предложений покупателей.

                                                            УТВЕРЖДЕН
                                     постановлением Совета Министров -
                                   Правительства Российской  Федерации
                                   от 8 октября 1993 г. N 995

                           П Е Р Е Ч Е Н Ь
   товаров длительного пользования, на которые не распространяется
  требование потребителя  о немедленном безвозмездном предоставлении
               ему на время ремонта аналогичного товара

Автомототранспортные средства  (кроме  автомототранспортных   средств,
приобретенных  инвалидами с разрешения органов социальной защиты насе-
ления Российской Федерации)
Мебель
Электробритвы
Электрофены
Электрощипцы  для  завивки волос
Медицинские электрорефлекторы
Электрогрелки,электробинты,  электропледы, электроодеяла
Электробытовые приборы, используемые  для  термической  обработки
продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры
, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского
питания и др.)