О ПРАВИЛАХ ПРОДАЖИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ И НЕПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 8 октября 1993 г. N 995 (РВ 93-204) В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав пот- ребителей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 15, ст.766) Совет Ми- нистров - Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемые: Правила продажи отдельных видов продо- вольственных и непродовольственных товаров; перечень товаров длитель- ного пользования, на которые не распространяется требование потребите- ля о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара; перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену на аналогичный товар (если товар не по- дошел по форме, фасону, расцветке, размеру либо по иным причинам не может быть использован по назначению). 2. Предоставить право органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга вносить при необходимости с учетом местных условий и по согласованию с территориальными органами Госу- дарственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственного комитета санитарноэпидемиологического надзора Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по торговле отдельные дополнения в Правила прода- жи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, в перечень товаров длительного пользования, на которые не распространя- ется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара, и перечень непродовольствен- ных товаров надлежащего качества,не подлежащих обмену на аналогичный товар, утвержденные настоящим постановлением. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федера- ции В.Черномырдин УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 995 П Р А В И Л А продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров 1. Общие положения 1. Настоящие Правила определяют основные требования в области про- дажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров (хлеб и хлебобулочные изделия, мясные и молочные продукты, яйца, мар- гарин, рыбная продукция, ткани, одежда, обувь, р диотовары и электро- бытовые товары) и распространяются в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" на всех хозяйствующих субъектов (торговые предприятия, граждане-предприниматели), осуществляющих дея- тельность в этой сфер , независимо от форм собственности и ведомствен- ной принадлежности. 2. Товарный профиль и специализация торгового предприятия опреде- ляются лицензией, выдаваемой органами исполнительной власти в установ- ленном порядке. Торговое предприятие обязано иметь утвержденный ассортиментный перечень товаров, действующие санитарные и ветеринарные правила и дру- гую необходимую нормативно-техническую документацию и соблюдать уста- новленные в них требования. 3. Торговое предприятие обязано неукоснительно соблюдать права покупателя, предус мотренные Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". 4. На каждую партию реализуемых товаров, в том числе зарубежных, торговое предприятие обязано иметь сертификат соответствия или его за- веренную копию, подтверждающие качество и безопасность продукции для здоровья и жизни потребителей. Торговое предпри тие несет ответствен- ность за качество реализуемых товаров. 5. Правила продажи товаров должны быть доведены до сведения поку- пателей каждым торговым предприятием независимо от форм собственности. 6. Магазины, палатки и павильоны, осуществляющие продажу товаров, должны быть оснащены необходимым оборудованием, средствами механизации и инвентарем в соответствии с действующими нормами технического осна- щения. Используемые торговыми предприятиями гири, весы и другие измери- тельные приборы должны содержаться в исправном состоянии, иметь ясные клейма и представляться на проверку в установленные сроки согласно действующему порядку. 7. Продажа товаров в торговом предприятии производится всем граж- данам на общих основаниях. Льготы по торговому обслуживанию предоставляются отдельным кате- гориям населения в соответствии с действующим законодательством. Товары, на которые установлены нормы отпуска, продаются с соблю- дением этих норм. Запрещается обусловливать продажу одних товаров обязательным при- обретением иных. 8. Торговое предприятие обязано обеспечить наличие правильно оформленных ценников на реализуемые товары и по требованию покупателя дать полную информацию об изготовителях, основных потребительских свойствах товаров и ценах,обеспечить надлежащий уров нь обслуживания покупателей, отпуск товаров полной мерой и весом. 9. Покупатель имеет право проверить правильность цены, веса и ме- ры отпущенных ему товаров, а также сроки хранения продуктов (по нак- ладным, заборным листам) и наличие сертификата качества на данный то- вар. В торговых залах должны быть установлены на доступном для покупа- теля месте контрольные весы и другие измерительные приборы. 10. Расчеты с покупателями за товары осуществляются через конт- рольно-кассовые машины. 11. В случае продажи покупателю товара с недостатками, не огово- ренными продавцом, покупатель может по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения рас- ходов на исправление недостатков; соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки (модели, артикула); замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соот- ветствующим перерасчетом покупной цены; возврата уплаченной им денежной суммы и возмещения понесенных убытков. Удовлетворение указанных требований покупателя осуществляется торговым предприятием в соответствии со статьями 18-22 Закона Российс- кой Федерации "О защите прав потребителей". 12. Для сезонных товаров (одежда, обувь и другие изделия) сроки заявления претензий исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Время сезона для каждого региона Российской Федерации опреде- ляется органами исполнительной власти с учетом местных климатических условий. 13. Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества, указанных в настоящих Правилах, или возврат уплаченных за них денег производится в соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". 14. Покупатель обязан возместить торговому предприятию стоимость товара и имущества, поврежденного или уничтоженного по его вине. 2.Хлеб и хлебобулочные изделия 15. В торговых предприятиях, осуществляющих продажу хлеба и хле- бобулочных изделий, в течение установленных часов работы должны быть в продаже хлеб и хлебобулочные изделия в соответствии с ассортиментом, предусмотренным ассортиментным перечнем. В торговом зале специализированного хлебного магазина или отделе, осуществляющем торговлю хлебной продукцией, на видном месте должны быть вывешены сведения об изготовителях продукции, сроках реализации хлебных изделий, свойствах диетической хлебной продукции и новых видах изделий. 16. При приемке хлеба и хлебобулочных изделий продавец обязан проверить качество продукции по органолептическим показателям, соот- ветствие массы каждого вида продукции действующим стандартам и техни- ческим условиям, другой нормативно-технической докуме тации. При необ- ходимости продукция может быть направлена для определения физико-хими- ческих показателей в соответствии с действующим законодательством. В сопроводительном документе поставщика должна в обязательном по- рядке содержаться полная информация об этих товарах, предусмотренная статьями 7 и 8 Закона Российской Федерации "О защите прав потребите- лей". 17. В специализированных и фирменных хлебокондитерских магазинах и в хлебных отделах других магазинов, кроме хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, может производиться продажа сахара, чая, кофе, какао, муки, крупы, макаронных изделий, сухих про уктов для детского питания и пищеконцентратов, а в магазинах, имеющих кафетерий, также и горячих напитков (чай, кофе, какао, молоко), мучных и кондитерских из- делий собственного производства. 18. Хлеб и хлебобулочные изделия могут находиться в продаже на предприятии по торговле хлебом после выхода их из печи не более: 36 часов - хлеб из ржаной и ржано-пшеничной обойной и ржаной об- дирной муки, а также смеси пшеничной и ржаной сортовой муки; 24 часов - хлеб из пшенично-ржаной и пшеничной обойной муки, хлеб и хлебобулочные изделия массой более 200 граммов из сортовой пшенич- ной, ржаной сеяной муки; 16 часов - мелкоштучные изделия массой 200 граммов и менее (вклю- чая бублики). По истечении этих сроков продажа хлеба и хлебобулочных изделий запрещается; они подлежат изъятию из торгового зала и возвращаются поставщику как черствые. 19. По желанию покупателей хлеб и хлебобулочные изделия массой 0,4 килограмма и более (кроме изделий в упаковке) могут разрезаться на 2-4 равные части и продаваться без взвешивания. 20. Продажа хлеба и хлебобулочных изделий, не соответствующих требованиям действующих стандартов, технических условий, а также с признаками порчи от неправильного хранения, запрещается. Не допускается реализация хлебной продукции лицами, осуществляю- щими прием денег от покупателей. В случае продажи недоброкачественных хлеба или хлебобулочных из- делий (хруст, закал, пустоты, непромес, наличие посторонних включений) работники предприятий обязаны по требованию покупателя безоговорочно обменять их на доброкачественные или возвратить деньги. Возвращенные покупателем недоброкачественные хлеб и хлебобулочные изделия считаются санитарным браком. 21. В случае обнаружения в процессе хранения или продажи призна- ков заболевания хлеба и хлебобулочных изделий картофельной болезнью продавец обязан немедленно сообщить об этом поставщику. Пораженные из- делия изымаются из продажи и уничтожаются в соотве ствии с действующи- ми правилами.Акт о заболевании хлебных изделий картофельной болезнью и их уничтожении составляется в установленном порядке. Полки, шкафы, лотки, тара-оборудование, в которых хранились забо- левшие картофельной болезнью изделия, тщательно промываются мыльным раствором, а затем горячей водой. 3. Мясные и молочные продукты, яйца, маргарин, рыбная продукция 22. Торговые предприятия получают мясные и молочные продукты,яй- ца, маргарин, рыбную продукцию от розничных и оптовых баз и складов. Запрещается прием мяса без клеймения, субпродуктов без ветеринарного свидетельства (клеймения). 23. Рабочие места продавцов до начала торговли обеспечиваются всеми имеющимися в магазине товарами. Поступающие в торговый зал това- ры тщательно проверяются по качеству и рассортировываются. До поступления в торговый зал продукты подготавливаются к продаже (освобождаются от тары, бумажной обертки, увязочных материалов, зачи- щаются загрязненные поверхности, заветренные срезы, верхний пожелтев- ший слой у жиров, колбасные изделия и сыры сычуж ые протираются тканью). 24. Продавцы обязаны следить за качеством продаваемых продуктов и в случае его ухудшения сообщать об этом администрации для решения воп- роса о возможности дальнейшей реализации продуктов или снижении роз- ничных цен на них. Отпуск яиц производится с предварительной проверкой их качества на овоскопе. Не допускается продажа яиц с другими нерасфа- сованными продуктами (масло, творог, колбаса и др.). 25. Фасование на предприятии торговли копченостей, колбасных из- делий, масла сливочного, сыров и маргарина допускается в объемах пот- ребности одного дня торговли. На расфасованном в магазине товаре указывается его наименование, сорт, масса, цена за килограмм, стоимость отвеса, дата фасования, срок реализации, номер или фамилия весовщика. Фасованные продукты упаковы- вают в бумагу, пленочные материалы, разрешенны органами санитарно-эпи- демиологического надзора. 26. При отпуске покупателю мяса,мясных продуктов,сыра и рыбных кулинарных изделий без нарезки допускается добавление не более двух довесков, не превышающих 10 процентов общей массы покупки. Довески должны соответствовать сорту и качеству отпускаемо о товара. По прось- бе покупателя продавец обязан нарезать гастрономические товары (колба- су, ветчину, сыр, рыбную продукцию и др.), а также давать на пробу ма- лоизвестный покупателю товар, соблюдая при этом санитарно-гигиеничес- кие правила. Пользование одним и тем же ножом для нарезки сыра и дру- гих гастрономических товаров не допускается. 27. Мясо птицы отпускается целиком или с разрубом: кур, уток - на две половины вдоль тушки, а гусей и индеек - на 2, 4, 6 и 8 частей. 28. Продажа студня, ливерных колбас и других продуктов с ограни- ченными сроками реализации допускается только в магазинах по согласо- ванию с органами санитарно-эпидемиологического надзора. 29. Инструменты, применяемые для взвешивания и отпуска продуктов (ножи, вилки, лопаточки и др.), должны ежедневно обрабатываться в со- ответствии с требованиями санитарных правил и храниться в специально отведенных для этого местах. 30. В случае приобретения потребителем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан по требованию покупателя произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю упла- ченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности. 4. Ткани, одежда, обувь 31. Ткани, одежда, обувь до подачи в торговый зал должны пройти предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаков- ку, рассортировку, проверку качества изделий, наличия маркировки, пра- вильности цены. При необходимости отдельные виды одежды (швейные и трикотажные изделия) чистят и отутюживают. 32. В торговом зале для удобства покупателей ткани, одежда, обувь должны быть сгруппированы. Одежда и обувь группируются в основном по видам, моделям, размерам. Независимо от специализации мужская, женс- кая, детская одежда и обувь размещаются в торгов м зале отдельно. Тка- ни группируются по видам и роду волокна, из которого они изготовлены. Каждая ткань должна сопровождаться информацией о процентном содержании волокон, из которых она изготовлена. 33. При размещении в торговом зале тканей, одежды, обуви должно применяться такое торговое оборудование,которое позволяет обеспечить свободный доступ покупателей к товарам. 34. Все образцы тканей, одежды, обуви, размещенные в торговом за- ле и в оконных витринах, должны иметь единообразные, четко и красиво оформленные указатели цены. 35. Покупателю при выборе одежды (швейных изделий, верхних трико- тажных изделий, головных уборов) и обуви должны быть созданы условия для примерки. В этих целях торговые залы оборудуются примерочными ка- бинами с зеркалами, оснащаются банкетками или скамейками, подставками, зеркалами. 36. Отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объем- ных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жестко- го стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свобод- ном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются, как правило, жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прила- вок при свободном без натяжения приложении ткани метру. Разрешается также производить отмеривание всех видов тканей, кро- ме шерстяных тканей и трикотажных полотен, способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменная металлическая мерная лента. Запрещается добавление к покупке отрезков ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом (ха- зовых концов), если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны. 37. Продавец обязан оказывать содействие покупателю в выборе тка- ней, одежды, обуви, знакомить с ассортиментом имеющихся в продаже из- делий, со способами ухода за ними, при необходимости разъяснять цифро- вые обозначения на изделиях, ярлыках, этикетках. При продаже тканей продавец по просьбе покупателя должен помочь определить количество ткани, необходимое для изготовления различных швейных изделий, подоб- рать соответствующую отделку. 38. Торговые предприятия при продаже тканей, одежды могут предос- тавлять покупателю комплекс дополнительных услуг: переделка купленной в данном магазине одежды (укорочение и удлинение изделий, перестановка пуговиц, растяжка головных уборов), раскрой т аней. 39. Покупателю должна быть предоставлена возможность наряду с ос- новной покупкой приобрести сопутствующие товары, предназначенные для ухода за изделием или дополняющие гардероб. 40. Продавец, контролер при отпуске покупателю тканей, одежды, обуви должен проверить в его присутствии качество товара (механические повреждения, загрязнение, другие внешние дефекты), точность меры (ко- личества), правильность подсчета стоимости покупки. При выявлении в процессе продажи общих грубых дефектов товар с продажи снимается. 41. Ткани, одежда, обувь при отпуске покупателю упаковываются в бумагу, коробку или другие упаковочные материалы без взимания дополни- тельной платы. 42. Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается кассовый или товарный чек с обозначением реквизитов торгового предпри- ятия, даты покупки, цены. 5. Радиотовары и электробытовые товары 43. Радиотовары и электробытовые товары до подачи в торговый зал или к месту выдачи покупки должны пройти предпродажную подготовку. Предпродажная подготовка включает: распаковку, удаление заводской смазки, пыли, стружек, проверку комплектности изделия и при необходи- мости его сборку, а также проверку качества изделия, правильности це- ны, маркировки, наличия инструкций по эксплуатац и и гарантийных тало- нов. Укомплектованные и собранные технически сложные изделия проверя- ются подключением к электросети. Швейные машины проверяются в дейс- твии, а радиоаппаратура регулируется и настраивается. 44. Запрещается продавать недоброкачественные, некомплектные или загрязненные товары, изделия без инструкций, паспортов или гарантийных талонов. 45. Все образцы радиотоваров и электробытовых товаров, размещен- ные в торговом зале и в оконных витринах, должны иметь четко оформлен- ные ярлыки с указанием наименования изделия, его марки, артикула и це- ны, а также краткие аннотации, содержащие основны технические характе- ристики изделий. 46. Для выбора покупателями товара и его опробования в торговом зале устанавливаются электроизмерительные и испытательные приборы ( щитки или пульты). 47. Продавец радиотоваров или электробытовых товаров должен знать устройство, отличительные признаки, назначение, свойства отдельных из- делий, методы испытания их в действии, способы ухода, режим хранения, уметь определять основные дефекты изделий, хо ошо знать ассортимент соответствующих групп товаров и их взаимозаменяемость, цены и другие сведения о товарах, давать квалифицированную консультацию покупателям. 48. При продаже отдельных видов радиотоваров и электробытовых то- варов продавец должен проинформировать покупателя об имеющихся в про- даже сопутствующих товарах и запасных деталях. 49. Продавец (механик, контролер) при отпуске товара покупателю проверяет в его присутствии качество товара (путем внешнего осмотра, подключения к электросети), комплектность изделий, отпускаемых в ра- зобранном виде, наличие паспорта, гарантийного талона и инструкции о правилах пользования, точность меры или количества (шнура, провода, мелких электротоваров), правильность цены. 50. При продаже радиотоваров и электробытовых товаров с гарантий- ными сроками службы работники магазина указывают в паспорте (гарантий- ном талоне) изделия дату и место продажи, а в необходимых случаях - адрес мастерской гарантийного ремонта. 51. Вместе с товаром покупателю в обязательном порядке выдается товарный чек с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены или погашенный кассовый чек с установленными реквизитами. 52. Радиотовары и электробытовые товары упаковываются в магазине бесплатно. По желанию покупателя крупногабаритные изделия могут продаваться в соответствующей деревянной таре (упаковке) при обязательной предва- рительной проверке изделия в соответствии с настоящими Правилами. Сто- имость тары в этом случае взимается дополнительно 53. Доставку крупногабаритных радиотоваров и электробытовых това- ров покупателю по указанному им адресу, как правило, организует торго- вое предприятие, продавшее этот товар. При доставке крупногабаритного товара на место назначения силами покупателя торговое предприятие должно обеспечить погрузку этого това- ра на транспортное средство покупателя безвозмездно. 54. В случаях когда стандартами или техническими условиями и пра- вилами пользования отдельными видами технически сложных товаров не до- пускается включение и пуск их самими покупателями,эти операции осу- ществляются на дому у покупателя механиком магазин или по поручению магазина мастерской гарантийного обслуживания. Установка, включение и пуск таких изделий, а также инструктаж о правилах пользования производятся бесплатно не позднее недельного сро- ка с момента покупки или со дня обращения покупателя в мастерскую или магазин. 6. Контроль за соблюдением настоящих Правил 55. Контроль за соблюдением торговыми предприятиями настоящих Правил осуществляют в пределах своей компентенции органы Комитета Рос- сийской Федерации по торговле, Комитета Российской Федерации по стан- дартизации, метрологии и сертификации, Государствен ого комитета сани- тарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и другие органы государственного управления. Контролирующие органы (учреждения) могут привлекать к проверкам соблюдения настоящих Правил специалистов, представителей общественных организаций потребителей. 56. Торговое предприятие должно оказывать содействие проверяющим лицам в проведении проверки и принимать меры к устранению недостатков и нарушений. В торговом предприятии должна быть на доступном месте книга заяв- лений и предложений покупателей. УТВЕРЖДЕН постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 8 октября 1993 г. N 995 П Е Р Е Ч Е Н Ь товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование потребителя о немедленном безвозмездном предоставлении ему на время ремонта аналогичного товара Автомототранспортные средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с разрешения органов социальной защиты насе- ления Российской Федерации) Мебель Электробритвы Электрофены Электрощипцы для завивки волос Медицинские электрорефлекторы Электрогрелки,электробинты, электропледы, электроодеяла Электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи (бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры , электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели детского питания и др.) |