Страницы: 1 2 О ПОДДЕРЖКЕ МЕР ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ И МОСКОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ ПО РЕФОРМЕ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 24 октября 1993 г. N 1738 (РГ 93-200) В связи с обращениями к Президенту Российской Федерации мэра Москвы Ю.М. Лужкова и председателя Московского областного Совета народных депутатов В.Н. Клименко, в целях скорейшей стабилизации политической обстановки в столичном регионе, а также учитывая общественный интерес к региональному нормотворчеству в области государственного строительства, отсутствие примерных положений о формировании и организации власти на местах, постановляю: 1. Одобрить основные принципы формирования и организации работы представительного органа государственной власти г. Москвы, его взаимодействия с исполнительными органами власти г. Москвы на переходный период, содержащиеся в прилагаемых к настоящему Указу Положении о выборах в Московскую городскую Думу 12 декабря 1993 года (приложение N 1) т Временном положении о системе органов государственной власти г. Москвы (приложение N 2), представленных в соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 7 октября 1993 г. N 1594 "О прекращении полномочий Московского городского Совета народных депутатов, зеленоградского городского Совета народных депутатов, районных Советов народных депутатов, поселковых и сельского Советов народных депутатов в г. Москве". 2. Одобрить основные принципы формирования и организации работы представительного органа государственной власти Московской области, а также, в порядке эксперимента, органов местного самоуправления в Московской области на переходный период, содержащиеся в прилагаемых к настоящему Указу Положения о выборах в Московскую областную Думу 12 декабря 1993 года" (приложение N 3) Временном положении о Московской областной Думе (приложение N 4), Временном положении о местном государственном управлении и местном самоуправлении в Московской области (приложение N 5). 3. Принять к сведению, что выборы новых представительных органов государственной власти г. Москвы и Московской области будут проведены 12 декабря 1993 года. 4. Рекомендовать представительным и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации учесть содержащиеся в приложениях к настоящему Указу практические подходы к правовому оформлению основных начал организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, а также принципы системы местного самоуправления. 5. Настоящий Указ вступает в силу с момента опубликования. Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН Москва, Кремль 24 октября 1993 года N 1738 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В МОСКОВСКУЮ ГОРОДСКУЮ ДУМУ 12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА ПРИЛОЖЕНИЕ N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года N 1738 ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов Выборы депутатов Московской городской Думы (далее именуется городская Дума) проводятся по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Избирательное право 1. Право избирать в городскую Думу принадлежит жителям г. Москвы, являющимся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающим на территории г. Москвы и достигшим 18-летнего возраста. 2. Депутатом городской Думы может быть избран житель г. Москвы, являющийся гражданином Российской Федерации, достигший 21 года. 3. Не могут избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в законную силу приговору суда. Статья 3. Численный состав городской Думы Московская городская Дума состоит из 35 депутатов. Статья 4. Дата выборов Выборы депутатов городской Думы проводятся 12 декабря 1993 года. Статья 5. Право выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы 1. Право выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы принадлежит собраниям избирателей по месту жительства, избирательным объединениям. Избирательными объединениями являются партии, политические движения, устав которых (или их городских органов, отделений) зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации либо в Управлении юстиции г. Москвы, или блок таких партий и общественных объединений, создаваемый на период проведения выборов. В состав блока могут входить и другие общественные объединения, уставы которых зарегистрированы в Управлении юстиции г. Москвы, если участие в выборах в представительный орган г. Москвы предусмотрено в их уставах. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия или политическое движение в случае вхождения в состав блока не может выступать в качестве самостоятельного избирательного объединения. 2. Представление в окружную избирательную комиссию документов для регистрации отдельных кандидатов производится по решению уполномоченного в соответствии с уставом органа партии или политического движения, а в случае создания блока - по совместному решению уполномоченных органов общественных объединения, составляющих блок. Статья 6. Финансирование выборов 1. Финансирование мероприятий, связанных с организацией и проведением выборов в городскую Думу, осуществляется за счет бюджета г. Москвы. 2. Для финансирования предвыборной кампании кандидаты в депутаты и избирательные объединения вправе использовать собственные средства и добровольные пожертвования. Статья 7. Проведение выборов избирательными комиссиями 1. Организация выборов в городскую Думу возлагается на избирательные комиссии. В решении всех вопросов, связанных с подготовкой и проведением выборов, Московская городская избирательная комиссия и нижестоящие комиссии в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, независимы от других государственных, общественных и иных учреждений и организаций. 2. Избирательные комиссии работают коллегиально. Подготовка и проведение выборов избирательными комиссиями осуществляются открыто и гласно. ГЛАВА 2. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 8. Образование избирательных округов по выборам в городскую Думу 1. Избирательные округа по выборам в городскую Думу образуются с равным числом избирателей с допускаемым отклонением до 15 процентов. В исключительных случаях Московская городская избирательная комиссия в целях совмещения границ избирательных и административных округов может принимать решения, допускающие большие отклонения от средней численности избирателей в округе. 2. Число избирательных округов, образуемых на территории каждого административного округа, устанавливается Московской городской избирательной комиссией. 3. Границы избирательных округов утверждаются Московской городской избирательной комиссией по представлению префектов административных округов не позднее чем за 48 дней до назначенной даты проведения выборов. 4. Списки избирательных округов с указанием их границ публикуются в органах городской печати Московской избирательной комиссией не позднее пяти дней после их образования. Статья 9. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов при выборах депутатов городской Думы территория административных округов города делится на избирательные участки. Избирательные участки не позднее чем за 45 дней до проведения выборов образуются префектами административных округов из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок. 2. Избирательные участки образуются с учетом создания максимальных удобств для избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. Список избирательных участков с указанием их границ, адресов участковых избирательных комиссий публикуется префектом административного округа в местной печати в течение трех дней и в виде плакатов - в течение 10 дней после принятия решения об образовании избирательных участков. Статья 10. Списки избирателей 1. Префект административного округа обеспечивает учет избирателей и представляет участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории. Списки избирателей составляются по каждому избирательному участку и подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. 2. Уточнение списков избирателей должно быть завершено не позднее 30 дней до дня выборов. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после указанного срока и до дня выборов, включаются участковой избирательной комиссией в дополнительный список избирателей на основании документов, подтверждающих их место жительства. 3. В список избирателей включается каждый житель г. Москвы, являющийся гражданином Российской Федерации и имеющий постоянное место жительства на территории избирательного участка. 4. Список избирателей составляется в алфавитном или ином порядке (по улицам, домам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес избирателя. 5. Участковая избирательная комиссия обеспечивает гражданам возможность ознакомления со списками избирателей. ГЛАВА 3. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 11. Система избирательный комиссий Для организации и проведения выборов в городскую Думу образуются: а) Московская городская избирательная комиссия по выборам депутатов городской Думы; б) окружные избирательные комиссии по выборам депутатов городской Думы; в) участковые избирательные комиссии. Московская городская и окружные избирательные комиссии являются юридическими лицами, имеют печати и бланки со своим наименованием. Московская городская комиссия имеет расчетные счета в банке. Статья 12. Порядок формирования Московской городской избирательной комиссии Московская городская избирательная комиссия по выборам депутатов городской Думы формируется мэром Москвы в составе председателя и 20 членов комиссии не позднее чем за 50 дней до проведения выборов. Статья 13. Порядок формирования окружных избирательных комиссий 1. Окружная избирательная комиссия по выборам депутатов городской Думы формируется Московской городской избирательной комиссией в каждом избирательном округе не позднее чем за 45 дней до проведения выборов в составе председателя и 18 членов из числа кандидатур, предложенных органами исполнительной власти города. 2. В случае если органы исполнительной власти не выдвинули кандидатуры в состав окружной избирательной комиссии в установленный срок, назначение членов комиссии производится Московской городской избирательной комиссией. Статья 14. Порядок формирования участковых избирательных комиссий Участковые избирательные комиссии формируются префектами административных округов не позднее чем за 40 дней до проведения выборов в составе председателя и 6-18 членов комиссии. Статья 15. Статус члена избирательной комиссии 1. Председатель и члены соответствующих избирательных комиссий имеют право решающего голоса при принятии решений избирательной комиссией и обязаны присутствовать на всех ее заседаниях. 2. Члены комиссии заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей избирательной комиссии. Члены комиссии вправе: выступать на заседании соответствующей избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по ним голосования; задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей избирательной комиссии. Статья 16. Полномочия Московской городской избирательной комиссии 1. Московская городская избирательная комиссия: а) дает разъяснения о порядке применения настоящего Положения и обеспечивает его единообразное исполнение; б) образует избирательные округа; утверждает составы окружных комиссий; в) руководит работой окружных и участковых избирательных комиссий; г) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия окружных избирательных комиссий и принимает по ним решения; д) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов; е) обеспечивает соблюдение равных правовых условий предвыборной деятельности для всех избирательных объединений; ж) осуществляет контроль за законностью проведения выборов в городскую Думу; з) устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирателей и других избирательных документов, порядок их хранения; и) распределяет выделенные из городского бюджета средства на финансовое обеспечение выборов и контролирует их целевое использование; к) рассматривает вопросы материально-технического обеспечения подготовки и проведения выборов; л) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты и публикует сообщения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты городской Думы; м) получает от окружных избирательных комиссий протоколы о результатах выборов депутатов городской Думы; н) подводит итоги выборов в целом по городу, регистрирует избранных депутатов городской Думы, публикует в печати сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов; о) передает Мандатной комиссии городской Думы документацию, необходимую для проверки полномочий депутатов; п) назначает и обеспечивает проведение выборов депутатов вместо выбывших депутатов; р) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. 2. Решения Московской городской избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и должностных лиц, которые обязаны оказывать ей содействие и предоставлять необходимые для ее работы сведения и материалы. 3. Московская городская избирательная комиссия действует до назначения новых выборов в представительный орган власти города. Статья 17. Полномочия окружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия по выборам в городскую Думу; а) осуществляет контроль за исполнением настоящего Положения на территории своего избирательного округа; б) руководит работой участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия этих комиссий и принимает по ним решения; в) наблюдает за составлением списков избирателей; г) регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; д) в случаях, предусмотренных настоящим Положением, издает инструкции и иные акты по вопросам организации выборов; е) распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными городской избирательной комиссией на проведение выборов по избирательному округу; ж) утверждает текст бюллетеня для голосования по избирательному округу, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых комиссий; з) устанавливает результаты выборов по округу и передает их в городскую избирательную комиссию; выдает удостоверения избранным депутатам; и) контролирует обеспечение участковых комиссий помещениями, транспортом, связью и рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; к) организует проведение выборов депутатов вместо выбывших; л) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. 2. Окружные избирательные комиссии действуют до истечения срока полномочий городской избирательной комиссии. Статья 18. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: а) организует составление дополнительного списка избирателей по участку; б) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений; в) оповещает население о дне выборов и месте голосования; г) контролирует размещение предвыборных агитационных материалов в порядке и объемах, предусмотренных настоящим Положением; д) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования; е) организует на своем избирательном участке голосование в день выборов; ж) проводит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участие и передает их в окружную избирательную комиссию, обеспечивает передачу документации в архив; з) рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; и) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Положением. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются с момента передачи ею избирательной документации. Статья 19. Организация работы избирательных комиссий 1. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов комиссии, а также председатель комиссии либо его заместитель. 2. Заместители председателя и секретарь избирательной комиссии избираются на ее первом заседании из числа членов комиссии. 3. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии. 4. Решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. 5. Инструкции и иные решения городской избирательной комиссии, имеющие нормативный характер, принимаются большинством голосов от общего числа членов комиссии. 6. По решениям городской, окружной избирательных комиссий председатель, заместитель председателя, секретарь и отдельные члены городской, окружных и участковых избирательных комиссий могут работать в комиссии постоянно или временно с отрывом от основной работы. 7. Оплата работы производится в пределах бюджетных ассигнований, выделенных на содержание соответствующих комиссий. 8. На заседаниях городской и окружных избирательных комиссий могут присутствовать представители аккредитованных при них средств массовой информации. На заседаниях участковых избирательных комиссий могут присутствовать представители любых средств массовой информации. 9. При разборе жалоб на заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. 10. Протоколы избирательной комиссии подписываются председательствующим на соответствующем заседании и ее секретарем. 11. Все государственные органы, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие, необходимое для надлежащего выполнения их задач. Статья 20. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия Московской городской избирательной комиссии могут быть обжалованы в Московский городской суд в порядке, установленном законом. 2. Решения и действия окружных и участковых избирательных комиссий, совершенные с нарушением настоящего Положения, могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или суд в порядке, установленном законом. При этом предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Городская и окружные избирательные комиссии в пределах своей компетенции рассматривают жалобы на решений и действия нижестоящих избирательных комиссий и обязаны не позднее чем в 5-дневный срок дать ответ по существу, а в день выборов - немедленно. ГЛАВА 4. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ Статья 21. Несовместимость статуса депутата с должностным положением или деятельностью в государственных и иных органах 1. Кандидат в депутаты, должность которого или род занятий несовместимы с работой депутата городской Думы на постоянной основе, дает письменное обязательство о прекращении в случае его избрания соответствующей деятельности. 2. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избрания соответствующих лиц недействительным. Статья 22. Порядок выдвижения кандидатов в депутаты городской Думы 1. Выдвижение кандидатов в депутаты городской Думы начинается с момента образования избирательных комиссий и заканчивается не позднее 30 дней до проведения выборов. 2. Контроль за выдвижением кандидатов в депутаты городской Думы обеспечивают окружные избирательные комиссии. 3. Кандидатов в депутаты городской Думы могут выдвигать собрания избирателей по месту жительства и избирательные объединения. При этом они вправе выдвигать не более одного кандидата в каждом избирательном округе. 4. Гражданин может баллотироваться только в один представительный орган государственной власти. 5. Собрания избирателей по месту жительства по выдвижению кандидатов в депутаты городской Думы созываются по инициативе органа общественного самоуправления, поддержанной не менее 30 избирателями данного избирательного округа, а также группы в составе не менее 50 избирателей округа с разрешения окружной комиссии. О месте и времени проведения собрания окружная избирательная комиссия извещается организаторами собрания не позднее чем за 3 дня до проведения собрания. Оповещение избирателей округа о согласованных с окружной избирательной комиссией месте, времени и дате проведения собрания осуществляется организаторами его проведения. Предложение о проведении собрания избирателей по месту жительства отклоняется, если орган общественного самоуправления находится не на территории избирательного округа, а также если инициатива этого органа не подтверждена протоколом его заседания по этому вопросу. В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей по месту жительства органу общественного самоуправления выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть обжаловано в 6-дневный срок в городскую избирательную комиссию, которая обязана рассмотреть жалобу в течение 2 дней. Решение городской избирательной комиссии является окончательным. Собрание правомочно, если на нем присутствуют не менее 300 избирателей, проживающих на территории избирательного округа. Перед открытием собрания устанавливается его правомочность на основании итогов регистрации участников собрания. Для его ведения избирается президиум либо председатель и секретарь. 6. Решение о выдвижении кандидата в депутаты принимается открытым или тайным голосованием. Порядок голосования и другие процедурные вопросы устанавливаются собранием. 7. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовали более половины зарегистрированных участников собрания, проживающих на территории данного избирательного округа. С выдвижения кандидата в депутаты составляется протокол. О принятом решении сообщается кандидату в депутаты не позднее чем в 2-дневный срок. 8. Для регистрации кандидата, выдвинутого собранием, требуется, чтобы в его поддержку были собраны подписи не менее чем четырех тысяч избирателей округа. Подписные листы изготавливаются по форме согласно приложению N 1. Избиратель, ставя подпись на подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес, серию и номер удостоверения личности или паспорта. Подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием его фамилии, имени, отчества, адреса, серии и номера удостоверения личности или паспорта и лицом, за выдвижение кандидатуры которого собраны подписи. 9. Избирательное объединение представляет к моменту регистрации кандидата в депутаты окружной комиссией подписные листы с подписями не менее четырех тысяч избирателей округа. При выдвижении избирательным объединением кандидатов в депутаты по всем или большинству избирательных округов г. Москвы в городскую избирательную комиссию представляются подписные листы по форме согласно приложению N 2 с подписями не менее 30 тысяч избирателей, проживающих на территории города. Статья 23. Регистрация кандидатов в депутаты городской Думы 1. Кандидаты в депутаты городской Думы регистрируются окружной избирательной комиссией по представлению избирательных объединений, собраний избирателей по месту жительства, выдвинувших кандидатов в депутаты. 2. Инициаторы выдвижения кандидата по месту жительства или сам кандидат вносят подписные листы и заявление кандидата о выдвижении своей кандидатуры по данному избирательному округу на регистрацию в окружную избирательную комиссию не позднее 27 дней до выборов. Окружная комиссия проверяет соответствие выдвижения кандидата требованиям настоящего Положения и в течение 3 дней регистрирует его. 3. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за 25 дней до проведения выборов. 4. Решение о регистрации кандидатов в депутаты принимается при наличии: протоколов о выдвижении кандидатов в депутаты по избирательному округу и заявлений кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу. В случае выявления подложных подписных листов окружная комиссия вправе отказать в регистрации кандидата. 5. О регистрации кандидатов в депутаты окружная избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов в депутаты о согласии баллотироваться по данному избирательному округу представляет в городскую избирательную комиссию. 6. Все кандидаты в депутаты, выдвинутые с соблюдением требований настоящего Положения, должны быть зарегистрированы в обязательном порядке. Отказ в регистрации кандидата в депутаты может быть обжалован в 3-дневный срок в городскую избирательную комиссию. 7. Кандидат в депутаты может баллотироваться только в одном избирательном округе. 8. Кандидат в депутаты не может состоять в городской, а также в окружной или участковой избирательной комиссии того избирательного округа, по которому он выдвинут кандидатом в депутаты. Лицо, состоящее в одной из указанных комиссий и выдвинутое кандидатом в депутаты, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом в депутаты. 9. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение одних суток после регистрации сообщаются окружной избирательной комиссией центральным и местным средствам массовой информации. Окружная избирательная комиссия не позднее чем на четвертый день после регистрации кандидатов в депутаты публикует в печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий) и места работы каждого кандидата в депутаты. 10. Каждому зарегистрированному кандидату в депутаты окружная избирательная комиссия выдает удостоверение. 11. Если в период после завершения регистрации кандидатов и до дня выборов в избирательном округе останется менее двух кандидатов, выборы в этом избирательном округе откладываются по решению городской избирательной комиссии на 12 недель для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий в соответствии со сроками, указанными в настоящем Положении. Статья 24. Права и обязанности кандидатов в депутаты городской Думы 1. Работодатель обязан предоставить кандидату в депутаты городской Думы по его желанию неоплачиваемый отпуск с момента регистрации его в качестве депутата до момента опубликования результатов выборов. В течение этого срока средний заработок или иной регулярный доход кандидата в депутаты, исчисленный за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но в сумме, не превышающей 7-кратный размер минимальной оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией из бюджетных средств, предназначенных для проведения выборов. 2. Кандидаты в депутаты городской Думы со дня их регистрации и до дня опубликования итогов выборов включительно имеют право пользоваться бесплатно на территории Москвы любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. Оплата этих поездок производится соответствующей избирательной комиссией из бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 3. Кандидат в депутаты не может быть привлечен к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке без согласия прокурора города Москвы. Меры пресечения и иные уголовно-процессуальные меры могут быть применены к кандидату только по постановлению Московского городского суда или Верховного Суда Российской Федерации. 4. Кандидат в депутаты городской Думы может иметь до 5 доверенных лиц, регистрируемых той же избирательной комиссией, которая зарегистрировала кандидата. Доверенные лица должны отвечать требованиям статьи 2 настоящего Положения. Доверенные лица получают от соответствующей избирательной комиссии удостоверения и ведут агитационную и иную деятельность, способствующую избранию кандидатов. На указанный в пункте 1 настоящей статьи период работодатели обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, избирательные объединения, собрания избирателей, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию, которая аннулирует выданные таким доверенным лицам удостоверения. 5. Кандидат в депутаты вправе в любое время до дня выборов внять свою кандидатуру. Если этом сделано без вынуждающих к тому обстоятельств (болезнь и пр.), избирательная комиссия относит на его счет соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную кампанию. 6. Избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа может в любое время до дня выборов отозвать любого выдвинутого ими кандидата и, если не истек установленный настоящим Положением срок регистрации, внести на регистрацию в окружную избирательную комиссию новую кандидатуру. Если это сделано по уважительным причинам, избирательная комиссия относит на счет данного избирательного объединения соответствующую часть понесенных ею расходов, включая расходы на предвыборную агитацию. Информация и выбытии и (или) замене кандидата в депутаты городской Думы не позднее трех дней со дня выбытия или замены публикуется соответствующей избирательной комиссией в печати, сообщается в средствах массовой информации. 7. Кандидат в депутаты не может быть призван на воинскую службу до дня опубликования итогов выборов включительно. ГЛАВА 5. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 25. Право на участие в предвыборной агитации 1. Граждане Российской Федерации, избирательные и общественные объединения вправе беспрепятственно вести агитацию за или против кандидатов в депутаты городской Думы. 2. Участие государственных органов в предвыборной агитации за или против кандидатов не допускается. Статья 26. Порядок проведения предвыборных мероприятий 1. Государственные органы и органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие кандидатам в депутаты и избирательным объединениям в организации и проведении предвыборных собраний, встреч кандидатов в депутаты и их доверенных лиц с избирателями. Заявления о выделении помещений для проведения таких собраний и встреч рассматриваются соответствующими государственными органами и органами общественного самоуправления в 5-дневный срок и удовлетворяются в порядке, устанавливаемом окружной избирательной комиссией. 2. Предвыборные митинги на улицах и площадях города организуются и проводятся в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Проведение агитации в помещениях избирательных участков запрещается. 4. Владельцы общественных помещений, находящихся в государственной и муниципальной собственности, обязаны по требованию окружных избирательных комиссий безвозмездно предоставлять их на установленное время для встреч кандидатов и доверенных лиц с избирателями. При этом избирательные комиссии обязаны обеспечивать равные возможности всем кандидатам. Статья 27. Предвыборная агитация через средства массовой информации 1. В течение 10 дней до дня выборов и в день выборов запрещается опубликование результатов опросов общественного мнения, связанных с предстоящими выборами. 2. Средства массовой информации, одним из учредителей которых выступают государственные органы, организации, учреждения, а также средства массовой информации, полностью или частично финансируемые за счет государственных средств, обязаны обеспечивать возможности для предвыборных выступлений всех зарегистрированных кандидатов в депутаты городской Думы. Статья 28. Выпуск агитационных печатных материалов 1. Политические партии и иные общественные объединения, участвующие в выборах, кандидаты в депутаты городской Думы вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. 2. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях, лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Не допускается распространение заведомо ложных, позорящих кандидатов в депутаты измышлений, а также умышленное унижение их чести и достоинства. 3. Окружные избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных либо подложных агитационных материалов принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. 4. Предвыборные программы и агитационные предвыборные материалы не должны содержать призывов к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности Российской Федерации, разжигать социальную, расовую, национальную и религиозную рознь. При распространении таких программ и материалов окружные избирательные комиссии действуют в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи. 5. Агитационные печатные материалы: могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и ином объекте, с согласия собственности или владельца этих объектов, кроме зданий и помещений, где размещаются избирательные комиссии и избирательные участки. Статья 29. Сроки проведения агитационной кампании 1. Агитационная кампания проводится со дня регистрации кандидатов и прекращается в день выборов. 2. В день выборов любая публичная агитация запрещается. Печатные агитационные материалы, ранее вывешенные вне помещений для голосования, могут сохраняться на прежних местах. ГЛАВА 6. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 30. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Средства, выделенные из городского бюджета на организацию и проведение выборов, поступают в распоряжение городской избирательной комиссии немедленно по ее сформировании и распределяются ею между всеми избирательными комиссиями. 2. Окружные и участковые избирательные комиссии представляют городской избирательной комиссии отчет о расходовании выделенных им этой комиссией средств не позднее 20 дней со дня официального опубликования результатов выборов. 3. Городская избирательная комиссия представляет городской Думе отчет о расходовании средств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, не позднее двух месяцев после официального опубликования результатов выборов. Указанный отчет должен быть опубликован городской избирательной комиссией в средствах массовой информации не позднее одного месяца со дня его представления в городскую Думу. Статья 31. Избирательные фонды кандидатов в депутаты и порядок их создания 1. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты городской Думы вправе создавать собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации. Такие фонды могут состоять из: а) средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию окружной избирательной комиссией; б) собственных средств избирательного объединения или кандидата; в) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, партией, политическим движением, иным общественным объединением; г) добровольных пожертвований физических и юридических лиц. 2. Сумма пожертвований отдельного физического лица в избирательный фонд кандидата в депутаты не может превышать 20-кратного минимального размера оплаты труда, а в фонд избирательного объединения - 30-кратного. Сумма пожертвований отдельного юридического лица не может превышать минимального размера оплаты труда соответственно более чем в 200 и 20000 раз. 3. Не допускаются пожертвования со стороны иностранных государств, организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, а также международных организаций и международных общественных объединений. 4. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит исключительно создавшим эти фонды избирательным объединениям либо кандидатам. 5. Избирательные объединения и кандидаты в депутаты, создавшие избирательные фонды в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, обязаны в срок, указанный в пункте 3 статьи 32 настоящего Положения, представить окружной избирательной комиссии отчеты об использовании средств этих фондов. Указанные отчеты должны быть переданы городской избирательной комиссией в средства массовой информации одновременно с представлением городской избирательной комиссией в городскую Думу отчета о расходовании средств в соответствии с частью 3 статьи 30 настоящего Положения. Статья 32. Порядок расходования средств избирательных фондов 1. Все денежные средства, поступающие в избирательный фонд избирательного объединения или кандидата в депутаты городской Думы, перечисляются на специальный счет в банке, который открывается окружной избирательной комиссией после регистрации кандидата в депутаты. 2. Порядок учета расходования денежных средств избирательного фонда устанавливается городской избирательной комиссией. 3. Не позднее 30 дней после определения результатов выборов по округу избирательное объединение или кандидат в депутаты обязаны представить в окружную избирательную комиссию финансовый отчет, в котором указываются источники денежных поступлений в избирательный фонд и все затраты, совершенные в целях предвыборной агитации. Форма финансового отчета устанавливается городской избирательной комиссией по согласованию с департаментом финансов правительства Москвы. 4. Неизрасходованные денежные средства избирательного фонда в размере, пропорциональном размеру денежных средств, которые были выделены окружной избирательной комиссией кандидату, направляются в бюджет города Москвы. ГЛАВА 7. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 33. Помещение для голосования 1. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение участковых избирательных комиссий префектами административных округов и супрефектами муниципальных округов. Если нет возможности использовать здания, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, администрация арендует подходящие здания у частных собственников. Оплата и возмещение убытков производятся избирательными комиссиями за счет бюджетных средств, выделенных на проведение выборов. 2. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины для тайного голосования, либо пригодные для тайного голосования комнаты. Вход в кабины или комнаты для тайного голосования, выход из них, а также путь от них к избирательным ящикам должны находиться в поле зрения участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Статья 34. Избирательный бюллетень 1. Текст избирательного бюллетеня утверждает окружная избирательная комиссия. 2. В избирательный бюллетень включаются в алфавитном порядке все зарегистрированные кандидаты в депутаты Московской городской Думы с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства каждого кандидата в депутаты. Справа против данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце списка кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов", с расположенным справа от нее пустым квадратом. 3. Каждый избирательный бюллетень должен иметь указание о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени печатаются по решению городской избирательной комиссии и пересылаются окружным избирательным комиссиям не позднее чем за 20 дней до проведения выборов. Участковые избирательные комиссии получают от окружных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за день до выборов. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число зарегистрированных по избирательному участку избирателей более чем на 2 процента. На обороте полученных бюллетеней ставится печать участковой избирательной комиссии или подписи двух ее членов. 5. В случае выбытия отдельных кандидатов до дня выборов, но после изготовления бюллетеней, окружные или участковые избирательные комиссии по указанию городской избирательной комиссии вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о выбывших кандидатах. Статья 35. Порядок голосования 1. Голосование производится в день выборов с 8 до 22 часов. Если по избирательному участку проголосовали все зарегистрированные избиратели, участковая избирательная комиссия может прекратить голосование ранее 22 часов. 2. Избиратель, который за 15 дней до дня выборов уедет и в день выборов не будет пребывать в месте своего постоянного жительства, может проголосовать досрочно, заполнив избирательные бюллетени в помещении окружной комиссии (за 15 - 4 дня до выборов) или участковый (за 3 - 1 день до дня выборов) избирательной комиссии так, чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Если избиратель голосует в помещении окружной избирательной комиссии, то на обороте выдаваемых ему избирательных бюллетеней ставится печать соответствующей окружной избирательной комиссии. Заполненные бюллетени избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену окружной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать соответственно окружной или участковой избирательной комиссии либо подписи двух членов участковой избирательной комиссии. Окружные избирательные комиссии передают списки проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию одновременно с передачей избирательных бюллетеней. Участковая избирательная комиссия отмечает проголосовавших таким образом избирателей в своем списке. 3. В 8 часов утра в день выборов председатель каждой участковой избирательной комиссии объявляет о начале голосования и предъявляет членам комиссии и присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии вскрывает конверты с заполненными бюллетенями, оставленные временно выбывшими избирателями, и опускает извлеченные из них бюллетени в избирательные ящики, после чего приглашает избирателей получать избирательные бюллетени. Число конвертов оглашается и заносится в протокол участковой избирательной комиссии. 4. При получении избирательных бюллетеней избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или удостоверения личности и расписывается. Избиратель, не имеющий возможности сделать это самостоятельно, вправе воспользоваться помощью другого избирателя. 5. Заполнение избирательных бюллетеней производится в специальной кабине или комнате, где не допускается присутствие кого бы то ни было, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетени, вправе пригласить в кабину или комнату для тайного голосования любое лицо, кроме члена избирательной комиссии или наблюдателя. 6. В избирательном бюллетене избиратель ставит крест либо любой иной знак в пустом квадрате напротив фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном напротив строки "Против всех кандидатов". 7. Заполненный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 8. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения для всех присутствующих обязательны. В случае отсутствия председателя его заменяет заместитель председателя комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член комиссии, уполномоченный ею. 9. В тех случаях, когда избиратели не могут прибыть на участок для голосования по состоянию здоровья или другим уважительным причинам, по их письменному или устному заявлению участковая избирательная комиссия организует голосование по месту нахождения этих граждан в присутствии наблюдателей, если последние находятся на участке для голосования, с использованием специального переносного избирательного ящика. Данных ящиков не может быть более двух на участке. Устное заявление должно быть подтверждено избирателем в письменной форме при прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В этом случае члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений. Фамилии избирателей, проголосовавших на дому, вносятся в отдельный дополнительный список, в котором избиратель расписывается в получении бюллетеня, а член комиссии - в его выдаче. Статья 36. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным. После этого могут получить избирательные бюллетени и проголосовать только лица, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед началом подсчета голосов председатель участковой избирательной комиссии в присутствии всего состава комиссии погашает неиспользованные избирательные бюллетени, оглашает их число, заносимое в протокол, после чего проверяет целость печатей или пломб на избирательных ящиках и вскрывает их. 3. По каждому избирательному округу прежде всего отделяются недействительные бюллетени. Таковыми считаются бюллетени, не изготовленные официально, без печати окружной или участковой избирательной комиссии либо подписей двух членов участковой избирательной комиссии, а также такие, на которых нельзя установить волеизъявление избирателя, в частности такие, в которых крест или любой иной знак (знаки) проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. 4. Участковая избирательная комиссия составляет протокол по итогам голосования, в котором указываются: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному участку; б) число погашенных неиспользованных бюллетеней; в) число избирательных бюллетеней, выданных в день выборов и оставленных ранее проголосовавшими избирателями; г) число избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках; д) число недействительных избирательных бюллетеней; е) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; ж) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов; з) число действительных голосов, поданных за каждого из кандидатов; и) число голосов, поданных против каждого из кандидатов; к) число голосов, поданных против всех кандидатов; л) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 5. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается всем составом комиссии. Член комиссии, не согласный с протоколом в целом или отдельным его положением, вправе приложить к протоколу свое особое мнение. 6. Один экземпляр протокола участковой избирательной комиссии направляется в соответствующую окружную избирательную комиссию, другой вместе с опечатанными избирательными бюллетенями хранится в комиссии до окончания ее работы. 7. Избирательная документация, включая бюллетени, передается в соответствующую окружную избирательную комиссию после подведения результатов голосования. Статья 37. Определение результатов выборов в городскую Думу 1. Окружная избирательная комиссия до получения протоколов участковых избирательных комиссий производит подсчет голосов путем суммирования данных, содержащихся в этих протоколах. 2. Окружная избирательная комиссия составляет протокол, в котором указывает: а) общее число избирателей, зарегистрированных по избирательному округу; б) число выданных избирательных бюллетеней; в) число бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования; г) число избирательных бюллетеней, признанных действительными; д) число недействительных бюллетеней; е) фамилии и инициалы внесенных в избирательный бюллетень кандидатов и число действительных голосов, поданных за каждого из них, число голосов, поданных против каждого из них; ж) число голосов, поданных против всех кандидатов; з) одно из следующих решений: признание избранным кандидата, получившего наибольшее число действительных голосов. При равном числе полученных голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше; признание выборов по избирательному округу недействительными, если допущенные при их проведении нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей; признание выборов по избирательному округу несостоявшимися, если число голосов, поданных против всех кандидатов, превышает число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, либо если в них приняло участие меньше 25 процентов зарегистрированных избирателей; и) поступившие в комиссию жалобы и заявления и принятые по ним решения. 3. Протокол составляется в двух экземплярах и подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии. Один экземпляр протокола незамедлительно направляется в городскую избирательную комиссию, другой хранится в комиссии до окончания ее работы и формирования окружной избирательной комиссии в новом составе. Статья 38. Установление общих итогов выборов 1. На основании протоколов окружных избирательных комиссий городская избирательная комиссия в течение 5 дней по их получении определяет и публикует общие итоги выборов. 2. Городская избирательная комиссия признает выборы по отдельным избирательным округам недействительными, если установит, что допущенные в этих избирательных округах при проведении выборов нарушения настоящего Положения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Статья 39. Регистрация избранных депутатов 1. Окружная избирательная комиссия после подписания протокола об итогах выборов извещает об этом кандидата, избранного депутатом городской Думы. В соответствии с требованиями настоящего Положения кандидат, избранный депутатом городской Думы, в 3-дневный срок в письменном виде обязан сообщить в соответствующую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, несовместимых со статусом депутата городской Думы. 2. Городская избирательная комиссия на основании поступивших в нее протоколов окружных избирательных комиссий и сообщений комиссий о выполнении избранным депутатом требований пункта 1 настоящей статьи регистрирует избранных депутатов городской Думы и не позднее чем через 5 дней после выборов публикует в печати сообщение об итогах выборов. 3. После опубликования общих итогов выборов в городскую Думу окружная избирательная комиссия производит выдачу депутату удостоверения об избрании при условии выполнении им требований пункта 1 настоящей статьи. ГЛАВА 8. РАЗРЕШЕНИЕ ЖАЛОБ И СПОРОВ Статья 40. Оспаривание списков избирателей 1. Любой гражданин Российской Федерации в соответствии со статьей 2 настоящего Положения может заявить в участковую избирательную комиссию о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления. 2. Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке. Статья 41. Оспаривание отказа в регистрации кандидатов 1. В случае отказа зарегистрировать отдельных кандидатов в депутаты городской Думы избирательная комиссия обязана выдать кандидату или уполномоченному им лицу справку с изложением мотивов отказа. Мотивами отказа может являться только невыполнение требований настоящего Положения. 2. Отказ в регистрации отдельного кандидата в депутаты городской Думы или невыполнение избирательной комиссией обязанности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, избирательное объединение либо кандидат могут обжаловать в суд в установленном законом порядке. Статья 42. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах 1. Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем свободному осуществлению избирателем права избирать и быть избранным депутатом городской Думы, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, должностные лица государственных органов и организаций, общественных объединений, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения законодательства Российской Федерации о выборах, несут установленную законом ответственность. 2. При нарушении кандидатом в депутаты настоящего Положения окружная избирательная комиссия делает ему предупреждение, а при повторном нарушении окружная избирательная комиссия может отменить решение о регистрации этого кандидата в депутаты, о чем доводится до сведения избирателей округа. ГЛАВА 9. ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ. ВЫБОРЫ ДЕПУТАТОВ ВМЕСТО ВЫБЫВШИХ Статья 43. Повторные выборы Если по избирательному округу выборы были признаны несостоявшимися или недействительными, городская избирательная комиссия принимает решение о проведении в избирательном округе повторных выборов. Сроки избирательных действий могут быть ею сокращены, однако не более чем на одну треть. При этом она может принять решение о необходимости проведения выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения общих выборов. В случае проведения повторных выборов кандидатами в депутаты не могут вновь баллотироваться граждане, не набравшие необходимого число голосов в ходе общих выборов в данном избирательном округе. Статья 44. Проведение выборов депутатов городской Думы вместо выбывших В случае признания полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах в 3-месячный срок с момента выбытия депутата проводятся новые выборы. Выборы назначаются городской избирательной комиссией не позднее чем за два месяца до их проведения и организуются с соблюдением настоящего Положения. В случае досрочного прекращения полномочий, выбытия депутата менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий городской Думы выборы депутата вместо выбывшего не проводятся. Приложение N 1 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты Московской городской Думы по 15-му избирательному округу Иванова Ивана Ивановича, родившегося 13 марта 1940 г., учителя, проживающего в г. Москве. ______________________________________________________________________ | | | | | Паспорт | | | NN | Фамилия, | Дата | Адрес | (Удостоверение | Подпись | | | имя, отчество | рождения*| | личности) | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| | 1 | | | | | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| | 2 | | | | | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| | | | | | | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| Подписной лист удостоверяю: _____________________________________ ______________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, данные паспорта и подпись) Кандидат: _________________________________________ (Иванов И.И.) (Дата и место) ----------- * Для избирателей 1975 года рождения указывается также дата рождения. Приложение N 2 ПОДПИСНОЙ ЛИСТ Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатов в депутаты Московской городской Думы по избирательным округам г. Москвы избирательным объединением "Справедливость", в состав которого входят партия "Справедливость" (председатель - Иванов И.И.), московское отделение Российского союза борцов за справедливость (председатель союза - Петров П.П.) и так далее.* ______________________________________________________________________ | | | | | Паспорт | | | NN | Фамилия, | Дата | Адрес | (Удостоверение | Подпись | | | имя, отчество |рождения**| | личности) | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| | 1 | | | | | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| | 2 | | | | | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| | | | | | | | |____|_______________|__________|________|________________|__________| Подписной лист удостоверяю: _____________________________________ ______________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, данные паспорта и подпись) Уполномоченный представитель избирательного объединения:_________ ______________________________________________________________________ (ф.и.о., адрес, данные паспорта и подпись) (Дата и место) ----------- * Избирательное объединение вправе в подписном листе указать, кроме того, фамилии выдвинутых кандидатов в депутаты. ** Для избирателей 1975 года рождения указывается также дата рождения. ПРИЛОЖЕНИЕ N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года N 1738 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о системе органов государственной власти г. Москвы I. МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА Статья 1. Московская городская Дума (далее - Дума) является постоянно действующим представительным органом государственной власти г. Москвы. Дума является юридическим лицом, имеет гербовую печать. Численный состав Думы - 35 депутатов. Статья 2. Депутаты Думы избираются населением г. Москвы на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Думы может быть избран проживающий в г. Москве гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста и обладающий избирательным правом. Срок полномочий депутатов Думы - два года. Порядок организации и проведения выборов депутатов Думы устанавливается Положением о выборах в представительный орган государственной власти г. Москвы. Статья 3. Депутаты Думы работаю на штатной оплачиваемой основе. Депутат Думы не может быть депутатом иных представительных органов власти, не может находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Статья 4. Депутаты Думы обладают депутатской неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Депутат на территории г. Москвы не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме предусмотренных законом случаев задержания на месте преступления. Личный досмотр депутата, его жилища и имущества, досмотр используемых им транспортных средств допускается лишь в предусмотренных законом случаях, когда это необходимо для обеспечения безопасности других людей. Вопрос о лишении депутатской неприкосновенности решается Думой по представлению прокурора г. Москвы в 10-дневный срок, на основании заключения комиссии Думы, образуемой для данного случая. Депутаты Думы не могут быть привлечены к ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата, в том числе и по истечении срока полномочий. Депутаты Думы обладают правами и выполняют обязанности в соответствии с действующим законодательством. Статья 5. Дума собирается на свое первое заседание не позднее чем на тридцатый день после дня выборов. Первое заседание Думы открывает старейший по возрасту депутат. Статья 6. Дума осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 22 октября 1993 г. N 1723 "Об основных началах организации государственной власти в субъектах Российской Федерации" и настоящим Временным положением посредством принятия правовых (законодательных) актов по вопросам, отнесенным Конституцией Российской Федерации и законами Российской Федерации к ведению представительного (законодательного) органа государственной власти города федерального значения, осуществляет контрольные функции представительного (законодательного) органа государственной власти города федерального значения. По представлению мэра Москвы Дума правовыми (законодательными) актами: утверждает бюджет города и отчет о его исполнении; принимает решения об образовании городских внебюджетных и валютных фондов, заслушивает отчеты об использовании этих фондов; утверждает административно-территориальное деление города; устанавливает городские налоги, сборы, пошлины и платежи (в том числе на использование земельных участков), а также порядок их взимания; определяет порядок использования земли и других природных ресурсов, охраны объектов природы и культурного наследия; общий порядок приватизации имущества города; устанавливает санкции за нарушение законодательных и других правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению города федерального значения. Дума имеет право законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации. Проекты правовых (законодательных) актов города (кодексов, уставов, правил, положений) рассматриваются Думой по представлению мэра Москвы, депутатов Думы, прокуратуры г. Москвы, Московского городского суда и арбитражного суда г. Москвы. Дума осуществляет контроль за исполнением на территории г. Москвы правовых (законодательных) актов города. Для осуществления контроля за исполнением городского бюджета Дума создает контрольно-счетную палату. Дума вправе принять постановление о выражении недоверия должностному лицу администрации города в случае грубого нарушения или систематического невыполнения им Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Совета Министров - Правительства Российской Федерации, настоящего Временного положения и правовых (законодательных) актов города. Постановления по этим вопросам принимаются Думой большинством голосов не менее двух третей от установленного числа депутатов Думы. Мэр Москвы в 2-недельный срок рассматривает решение Думы и освобождает должностное лицо от исполнения служебных обязанностей или направляет мотивированный отказ в Думу. В случае отказа Дума вправе вернуться к обсуждению указанного вопроса не ранее чем через три месяца. Статья 7. Дума осуществляет свои полномочия на заседаниях, принимая правовые (законодательные) акты города, постановления, заявления и обращения. Дума принимает регламент, соответствующий настоящему Временному положению и устанавливает порядок деятельности, основные правила и процедуру работы Думы. Заседания Думы проводятся открыто, Дума вправе проводить закрытые заседания в случаях, предусмотренных регламентом Думы. Очередные заседания Думы проводятся еженедельно в установленный день недели, за исключением летнего и зимнего перерыва в работе Думы. Статья 8. Дума вправе создавать постоянные и временные комиссии и рабочие группы из числа депутатов Думы. Дума из числа депутатов избирает председательствующего на ее заседаниях. Статья 9. Дума правомочна принимать правовые (законодательные) акты города, постановления, заявления и обращения, если на ее заседании присутствуют более половины от установленного числа депутатов Думы. Правовые (законодательные) акты города принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы и подписываются мэром Москвы. Постановления Думы принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, если иное не предусмотрено настоящим Временным положением; заявления и обращения Думы принимаются большинством голосов от числа депутатов, присутствующих на заседании. Постановления, заявления и обращения Думы подписываются председательствующим на заседании Думы. Порядок принятия решений по процедурным вопросам устанавливается регламентом Думы. Статья 10. Полномочия Думы могут быть прекращены досрочно по решению, принятому большинством голосов от установленного числа депутатов Думы, по решению Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принятому по представлению Президента Российской Федерации, в случае систематического принятия правовых (законодательных) актов города, противоречащих Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации, а также при невыполнении Думой своих полномочий в течение трех месяцев. Выборы в Думу в указанных случаях проводятся в 3-месячный срок со дня принятия решения о прекращении полномочий Думы. II. МОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ Статья 11. Московская городская администрация - мэрия Москвы является исполнительным органом государственной власти г. Москвы. Статья 12. Мэр Москвы возглавляет московскую городскую администрацию и руководит ее деятельностью. Мэром Москвы в течение переходного периода является лицо, осуществляющее эти обязанности на момент вступления в силу настоящего Временного положения. Мэр Москвы решает социально-экономические проблемы города, осуществляет управление городским хозяйством, выполняет другие исполнительно-распорядительные функции. По вопросам своей компетенции мэр Москвы издает распоряжения. Статья 13. В систему органов исполнительной власти г. Москвы входят: мэрия, правительство Москвы, отраслевые и территориальные органы управления городом и иные органы, создаваемые мэром Москвы. Мэр Москвы устанавливает и изменяет структуру органов исполнительной власти, определяет компетенцию и утверждает положения об этих органах, назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов исполнительной власти г. Москвы. Статья 14. Наиболее важные вопросы жизнедеятельности города выносятся мэром Москвы на рассмотрение возглавляемого им коллегиального органа - правительства Москвы. Мэр Москвы определяет состав, порядок организации и деятельности правительства Москвы, назначает членов правительства, несет персональную ответственность за результаты его работы. По вопросам своей компетенции правительство Москвы издает постановления. III. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ И ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ г. МОСКВЫ Статья 15. Органы представительной (законодательной) и исполнительной власти г. Москвы взаимодействуют исходя из интересов жителей г. Москвы, единства целей и задач в решении городских проблем. Распоряжения мэра Москвы и постановления правительства Москвы направляются в Думу. Дума вправе обратиться к мэру Москвы с предложением о внесении изменений в указанные акты или об их отмене, а также обжаловать их в судебном порядке. Правовые (законодательные) акты города, принятые Думой, направляются мэру Москвы для их подписания. Статья 16. Проекты правовых (законодательных) актов города направляются Думой на заключение мэру Москвы. Заключение мэра Москвы по проектам правовых (законодательных) актов города и поправки к ним рассматриваются Думой в обязательном порядке. При отрицательном заключении мэра Москвы по проекту правового (законодательного) акта города его рассмотрение на заседании Думы откладывается на два месяца. В течение этого срока проект правового (законодательного) акта города дорабатывается согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и мэром Москвы. Проекты правовых (законодательных) актов города, внесенные в установленном порядке мэром Москвы, перед их принятием со всеми внесенными поправками направляются мэру Москвы на заключение. Мэр Москвы в 2-недельный срок со дня представления проекта правовых (законодательных) актов города направляет в Думу свое заключение или соответствующие поправки. Каждая из этих поправок включается в проект, если не будет отклонена двумя третями голосов от общего состава депутатов Думы. Статья 17. Правовые (законодательные) акты города подписываются мэром Москвы в недельный срок со дня их представления в управление делами мэрии и публикуются в органах городской печати, учрежденных Думой или правительством Москвы. Мэр Москвы в течение указанного срока вправе направить правовой (законодательный) акт города на повторное рассмотрение Думы вместе со своими поправками. Если при повторном рассмотрении правовой (законодательный) акт города принят двумя третями от общего числа депутатов Думы в ранее принятой редакции, мэр Москвы подписывает его в течение трех дней. В случае принятия правового (законодательного) акта города в иной редакции он направляется мэру Москвы как вновь принятый. Если в течение месяца при повторном рассмотрении правового (законодательного) акта города поправки мэра Москвы не рассмотрены Думой или правовой (законодательный) акт города не принят, то правовой (законодательный) акт в поправками мэра Москвы может быть им подписан и опубликован. Если мэр Москвы не налагает вето на правовой (законодательный) акт города и не подписывает его в течение месяца или в том случае, если вето мэра Москвы отклонено Думой, то правовой (законодательный) акт города считается принятым и подлежит опубликованию в органах городской печати, учрежденных Думой или правительством Москвы. Правовой (законодательный) акт города вступает в силу через десять дней после его опубликования, если иной срок не указан в постановлении Думы о введении этого акта в действие. Постановления Думы принимаются большинством от общего числа депутатов Думы и вступают в силу со дня их принятия, если иное не указано в самих постановлениях. Действие постановлений Думы, за исключением постановлений по вопросам организации работы Думы, может быть приостановлено мэром Москвы в 2-недельный срок со дня их представления в управление делами мэрии Москвы. В этом случае постановления не могут приниматься Думой повторно в том же виде в течение двух месяцев. В течение этого срока постановления дорабатываются согласительной комиссией, создаваемой на паритетной основе Думой и мэром Москвы. Статья 18. Правовые (законодательные) акты города, постановления Думы, распоряжения мэра Москвы и постановления правительства Москвы, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории г. Москвы органами исполнительной власти города, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Статья 19. На заседаниях Думы и ее органов вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним руководители органов исполнительной власти г. Москвы. На заседаниях органов исполнительной власти г. Москвы вправе присутствовать, выступать, предлагать проекты решений и поправки к ним депутаты Думы. Депутаты Думы пользуются правом внеочередного приема руководителями и другими должностными лицами органов исполнительной власти г. Москвы. Статья 20. Осуществляя взаимодействие с Думой, мэр Москвы вправе: участвовать в открытых и закрытых заседаниях Думы; созывать внеочередные заседания Думы; предлагать вопросы в повестку дня заседаний Думы; вносить на рассмотрение Думы проекты правовых (законодательных) актов города и проекты постановлений Думы; выступать с докладом или содокладом по вопросам повестки дня заседаний Думы; делегировать на заседания Думы представителей органов исполнительной власти с правом внеочередного выступления; вносить правовые (законодательные) акты города на повторное рассмотрение Думы. Проекты правовых (законодательных) актов города и другие предложения, внесенные мэром Москвы, рассматриваются Думой в 2-недельный срок с момента их поступления в Думу, а внесенные как срочные - в недельный срок. Мэр Москвы ежегодно представляет Думе доклад о своей деятельности и деятельности органов исполнительной власти г. Москвы. Статья 21. Споры между Думой и органами исполнительной власти г. Москвы, возникающие по вопросам осуществления их полномочий, принятым правовым (законодательным) актам города и иным вопросам, решаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий на срок не более двух месяцев. При отсутствии согласия в решении возникающих проблем по истечении установленного срока рассмотрение спора может быть передано в Московский городской суд или арбитражный суд г. Москвы. Статья 22. Для принятия решений, не противоречащих действующему законодательству Российской Федерации, по наиболее важным вопросам жизни города Дума или мэр Москвы вправе назначать проведение общегородского референдума. На референдум не могут выноситься вопросы о городском бюджете, налогах, чрезвычайных и срочных мерах по обеспечению общественного порядка и безопасности населения. Решение на референдуме считается принятым, если в голосовании участвовали более половины лиц, обладающих правом голоса, и за решение подано более половины голосов участников референдума. Приложение N 3 к Указу Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 г. N 1738 ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫБОРАХ В МОСКОВСКУЮ ОБЛАСТНУЮ ДУМУ 12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА Глава 1. Общие положения Статья 1. Выборы депутатов Московской областной Думы осуществляется гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими в Московской области, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Статья 2. Право избирать в Московскую областную Думу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, имеющему право избирать в Федеральное собрание Российской Федерации и являющемуся на день голосования постоянным жителем Московской области. Военнослужащие срочной службы, проходящие службу в частях и учреждениях Вооруженных Сил, органов внутренних дел, железнодорожных и внутренних войск, имеют право избирать в Московскую областную Думу если они в момент призыва на срочную службу являлись постоянными жителями Московской области. Статья 3. Депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин, достигший 21-летнего возраста, постоянно проживающий на территории Московской области и имеющий право избирать в Московскую областную Думу. Депутатом Московской областной Думы может быть депутат иных представительных органов государственной власти и местного самоуправления. Статья 4. Московская областная Дума состоит из 50 депутатов, 25 депутатов Думы избираются на основе мажоритарной системы по одномандатным (один округ - один депутат) избирательных округам, образуемым на территории Московской области на основе единой формы представительства. 25 депутатов областной Думы избираются на основе системы пропорционального представительства по общественному избирательному округу. Статья 5. Выборы депутатов областной Думы проводятся 12 декабря 1993 года. Выборы депутатов вместо выбывших по одномандатным избирательным округам проводятся в сроки, установленные областной Думой, но не позднее 3 месяцев со дня их выбытия. Статья 6. Списки кандидатов в состав областной Думы, избираемых по общеобластному избирательному округу, выдвигаются избирательными объединениями. Кандидаты в состав областной Думы, избираемые по одномандатным избирательным округам, выдвигаются группами избирателей и избирательными объединениями. Избирательными объединениями являются областные отделения общероссийских партий (политических движений), зарегистрированные Управлением юстиции администрации Московской области, либо областные общественные организации (партии, политические движения), уставы которых зарегистрированы Управлением юстиции администрации, или блок таких партий и/или организаций, создаваемый на период проведения выборов. Партия, политическое движение и общественная организация не могут входить в состав более чем одного избирательного объединения. Партия, политическое движение, общественная организация в случае вхождения в состав блока не могут выступать в качестве самостоятельного политического объединения. Глава 2. Избирательные округа, избирательные участки. Списки избирателей Статья 7. Одномандатные избирательные округа охватывают в своей совокупности всю территорию Московской области и должны отвечать следующим требованиям: а) равенство избирательных округов по числу избирателей с допускаемым взаимным отклонением до 10 процентов; б) территориальное единство: не допускается наличие или создание избирательного округа, состоящего из не граничащих между собой территорий; в) при удовлетворении требований, изложенных в подпунктах а) и б) - следование административным границам между районами, границам городов, поселков и сельсоветов. Схема избирательных округов утверждается и публикуется областной избирательной комиссией не позднее 40 дней до дня выборов. Статья 8. Общеобластной избирательный округ по выборам в областную Думу включают в себя всю территорию Московской области. Статья 9. Избирательные участки образуются не позднее чем за 30 дней до дня выборов решениями глав администраций районов и городов из расчета от 100 до 3000 избирателей на один участок. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных Страницы: 1 2 |