ОБ ИНФОРМАЦИОННЫХ ГАРАНТИЯХ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ 1993 ГОДА УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 29 ОКТЯБРЯ 1993 Г. N 1792 (Д) Подтверждая гарантии свободных демократических выборов; признавая право избирательных объединений и всех кандидатов в депутаты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации беспрепятственно излагать свои предвыборные программы, точки зрения и вести агитацию, используя средства массовой информации; стремясь обеспечить защиту от незаконного вмешательства в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании; принимая во внимание рекомендации Международной комиссии по политике радио и телевидения; в целях обеспечения беспрепятственной агитации за и против кандидатов в депутаты Государственной думы и Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации постановляю: 1. Утвердить Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации (прилагается). 2. Образовать на период избирательной кампании 1993 года предусмотренный Положением Третейский информационный суд в составе 9 членов. Утвердить состав Третейского информационного суда (прилагается). 3. Обязать все телерадиокомпании, распространителей теле-, радиопрограмм в трехдневный срок установить и публично объявить (декларировать) размеры платы за предоставление времени вещания для каждого вида предвыборной агитации. 4. Администрации Президента Российской Федерации обеспечить транспортное, бытовое и организационно-техническое обслуживание Третейского информационного суда. 5. Настоящий Указ вступает в силу с момента подписания. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 г.N 1792 Положение об информационных гарантиях предвыборной агитации Свободные демократические выборы, осуществление гражданами в полной мере своих избирательных прав требуют обеспечить всем кандидатам и избирательным объединениям возможность свободно излагать свои точки зрения, используя средства массовой информации, а также предотвратить незаконное вмешательство в деятельность редакций средств массовой информации в период избирательной кампании. В этих целях настоящим Положением устанавливаются следующие информационные гарантии предвыборной агитации: 1. Настоящее Положение применяется в отношении предвыборной агитации, осуществляемой через средства массовой информации (СМИ). 2. Для целей настоящего Положения следует понимать: а) "предвыборная агитация" - сообщения, материалы (массовая информация), имеющие целью побудить избирателей проголосовать за или против того или иного кандидата либо избирательного объединения; б) "виды предвыборной агитации" - политическая реклама, выступления, пресс-конференции, интервью, предвыборные дебаты, "круглые столы"; в) "политическая реклама" - оплачиваемые кандидатом, избирательным объединением либо иным лицом, действующим в интересах кандидата, избирательного объединения, сообщения, материалы, побуждающие, призывающие граждан совершить предлагаемые действия; г) "выступление" - личное обращение кандидата, представителя избирательного объединения к гражданам с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщение, не являющееся политической рекламой в смысле настоящего Положения, если оно не происходит в процессе пресс-конференции, интервью, предвыборных дебатов, "круглых столов"; д) "пресс-конференция" и "интервью" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидата (кандидатов), их доверенных лиц, представителя (представителей) избирательных объединений к избирателям с изложением собственной предвыборной программы (платформы), сообщения, сделанные в ходе встречи с журналистом (журналистами); е) "предвыборные дебаты" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, в том числе касающиеся предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений, сделанные в ходе публичного обмена выступлениями и вопросами; ж) "круглый стол" - не являющиеся политической рекламой обращения кандидатов, их доверенных лиц, представителей избирательных объединений к избирателям с изложением собственных предвыборных программ (платформ), сообщения, сделанные в ходе ответов на вопросы, поставленные ведущим (журналистом-ведущим), телезрителями, радиослушателями; з) "телерадиокомпания, осуществляющая вещание на территорию избирательного округа" - телерадиокомпания, зона уверенного приема теле-, радиопрограмм которой находится в пределах соответствующего избирательного округа либо примерно совпадает с его границами. 3. В течение трех недель до дня выборов время вещания предоставляется кандидатам, избирательным объединениям бесплатно на условиях и в пределах, установленных статьей 28 Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году. С момента регистрации кандидата, избирательного объединения соответствующей избирательной комиссией и не позднее чем за три недели до дня выборов время вещания предоставляется соответствующему кандидату, избирательному объединению за плату. Кандидат, избирательное объединение имеют право на основании заключенного с телерадиокомпанией договора получить, по правилам настоящего Положения, за плату время вещания сверх пределов, установленных статьей 28 Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году. Размеры платы должны носить общий и равный по отношению к кандидатам, избирательным объединениям характер. 4. Время вещания каждого вида предвыборной агитации продается отдельно. 5. Каждая телерадиокомпания в период избирательной кампании обязана предоставить всем кандидатам, избирательным объединениям возможность получить за плату равное время вещания каждого вида предвыборной агитации, но не более установленных норм: 2 минуты в сутки для вещания политической рекламы, но не более 10 проц. времени вещания, полученного кандидатом, избирательным объединением за плату; 70 минут в неделю для вещания выступлений, пресс-конференций и интервью; 350 минут для вещания предвыборных дебатов, "круглых столов" за период, предоставляемый кандидату, избирательному объединению для ведения предвыборной агитации на телевидении и радио. Время вещания, указанное в части первой настоящего пункта, не включается во время, бесплатно предоставляемое кандидатам, избирательным объединениям. 6. При установлении платы за время вещания выступлений, пресс- конференций, интервью, предвыборных дебатов, "круглых столов" телерадиокомпания должна исходить исключительно из необходимости покрытия своих убытков, возникших в связи с предоставлением кандидатам, избирательным объединениям времени вещания для этих целей. Кандидат, избирательное объединение имеют право обратиться в суд с требованием уменьшить чрезмерно завышенную телерадиокомпаниями плату за время вещания. Обязанность доказывания обоснованности размера платы за время вещания лежит на телерадиокомпании. 7. В программах новостей информация о проведении избирательной кампании кандидатами, избирательными объединениями должна даваться исключительно отдельным блоком в начале программы. В программах новостей эта информация не комментируется. Данные блоки новостей кандидатами, избирательными объединениями не оплачиваются. 8. В период проведения избирательной кампании распространители теле-, радиопрограмм при определении размеров платы за распространение продукции СМИ, содержащей любой из видов предвыборной агитации (далее - предвыборной агитации), обязаны исходить исключительно из необходимости возмещения расходов, связанных с распространением предвыборной агитации. Распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, обязаны до начала предвыборной кампании публично объявлять (декларировать) размеры платы за распространение предвыборной агитации. В период проведения избирательной кампании распространители теле- , радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, не имеют права повышать продекларированные размеры платы. В целях ограничения монополистической деятельности в сфере распространения предвыборной агитации Совет Министров - Правительство Российской Федерации может установить на период проведения избирательной кампании максимальные размеры платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Кандидат, избирательное объединение, телерадиокомпания, прокурор имеют право обратиться в суд с требованием уменьшения чрезмерно завышенной платы за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Обязанность доказывания обоснованности объявленного размера платы лежит на распространителе теле-, радиопрограмм. Негосударственные распространители теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию, имеют право на получение за счет средств федерального бюджета компенсации в размере разницы между платой, обычно взимаемой ими за распространение продукции СМИ, и платой, взимаемой за распространение теле-, радиопрограмм, содержащих предвыборную агитацию. Решение об условиях и порядке выплаты компенсации принимается Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Отказ в выплате компенсации может быть обжалован в суд в порядке, предусмотренном законодательством. 9. Телерадиокомпания обязана периодически оповещать граждан о времени, месте и теме предстоящих предвыборных дебатов, "круглых столов" с момента получения данной информации и до начала их вещания. 10. Кандидаты, избирательные объединения оплачивают время вещания предвыборных дебатов, "круглых столов" после объявления времени, места их проведения и темы. Проведение предвыборных дебатов и "круглых столов" оплачивается из средств избирательных фондов на равных началах. 11. Кандидат, избирательное объединение, оплатившие время вещания предвыборных дебатов, "круглых столов", вправе: а) организовывать предвыборные дебаты, "круглые столы"; б) определять совместно с другими организаторами предвыборных дебатов, "круглых столов" порядок их проведения; в) принимать участие в предвыборных дебатах, "круглых столах", организованных другими кандидатами, избирательными объединениями, за исключением случаев, когда против этого возражают все остальные участники предвыборных дебатов, "круглых столов". В настоящем Положении под организаторами предвыборных дебатов, "круглых столов" следует понимать кандидатов, избирательные объединения, которые по взаимной договоренности определили место и тему предвыборных дебатов, "круглых столов", согласовали с телерадиокомпанией время их проведения, а также совместно осуществили иные действия по их организации. 12. Организаторы предвыборных дебатов, "круглых столов" обязаны объявлять заранее тему (темы) предстоящих дебатов. 13. Участник предвыборных дебатов, "круглых столов" обязан: а) соблюдать установленный порядок проведения дебатов, "круглых столов"; б) не допускать оскорбительных, клеветнических высказываний в отношении других участников предвыборных дебатов, "круглых столов". 14. Ведущий (журналист-ведущий) во время предвыборных дебатов, "круглых столов" имеет право требовать от кандидата, представителя избирательного объединения ответа на вопрос, поставленный другим участником предвыборных дебатов, "круглого стола" либо телезрителями. 15. Ведущий (журналист-ведущий) во время предвыборных дебатов, "круглых столов" не вправе: а) нарушать определенный организаторами предвыборных дебатов, "круглых столов" порядок их проведения; б) каким-либо образом ограничивать время выступления кандидата, представителя избирательного объединения во время проведения предвыборных дебатов, "круглых столов", за исключением случаев, когда такое право предоставлено ведущему в соответствии с установленным порядком ведения предвыборных дебатов, "круглых столов" либо когда это обусловлено окончанием эфирного времени, предназначенного для их вещания; в) отдавать предпочтение или оказывать помощь кому-либо из участников предвыборных дебатов, "круглых столов". 16. Политическая реклама, распространяемая кандидатом, избирательным объединением, иным лицом, должна быть: а) узнаваема, то есть содержать четкое указание на кандидата, избирательное объединение, в интересах которого она распространяется; б) снабжена надписью, указывающей кандидата, избирательное объединение либо иное лицо, несущее ответственность, предусмотренную законодательством за нарушение требований, предъявляемых к политической рекламе. 17. Ответственность за соблюдение требований, предъявляемых к политической рекламе, несет кандидат, избирательное объединение либо иное лицо, предоставившее ее для распространения. 18. Кандидат, представитель избирательного объединения должен уделять большую часть своего выступления освещению собственной предвыборной программы (платформы); критика предвыборных программ (платформ) других кандидатов, избирательных объединений не должна являться основным содержанием его выступления. 19. В случае, если телерадиокомпания предполагает распространить выступление, пресс-конференцию, интервью, предвыборные дебаты, "круглые столы" не в полном объеме, кандидаты, избирательные объединения, участвовавшие в них, имеют право представить телерадиокомпании выработанные ими совместно рекомендации относительно необходимости обязательного вещания отдельных частей данных выступлений, предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс- конференций и интервью. Телерадиокомпания обязана следовать этим реко- мендациям за исключением случаев: а) когда это может привести к нарушению статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации"; б) если общая продолжительность отрывков, рекомендованных к обязательному вещанию, превышает продолжительность времени вещания выступлений (пресс-конференций, интервью, предвыборных дебатов, "круглых столов"), на которое имеют право кандидаты, избирательные объединения. 20. В период избирательной кампании журналисты в своих программах, а также в выступлениях в других теле-, радиопрограммах, распространяемых государственными телерадиокомпаниями, должны воздерживаться от поддержки тех или иных кандидатов, избирательных объединений, предвыборных программ (платформ). 21. Государственным органам и организациям, общественным объединениям, предприятиям, должностным лицам в период проведения избирательной кампании запрещено влиять либо оказывать давление на журналиста с целью принудить его к необъективному, предвзятому освещению деятельности кандидатов, избирательных объединений. Нарушение требований настоящего пункта влечет ответственность в соответствии со статьей 58 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации". 22. В период проведения избирательной кампании средства массовой информации не должны оказывать предпочтения тем или иным кандидатам, избирательным объединениям, предвыборным программам (платформам). Если редакция средства массовой информации - периодического печатного издания, подпадающего под действие пункта 2 статьи 28 Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году, предоставила одному из кандидатов, избирательному объединению место на полосе, то она не вправе отказать другому кандидату, избирательному объединению в месте на полосе на тех же условиях и обязана это сделать в ближайших подготавливаемых номерах. Если телерадиокомпания, подпадающая под действие пункта 2 статьи 28 Положения о выборах депутатов Государственной думы в 1993 году, заключила с кандидатом, избирательным объединением договор о предоставлении на основании настоящего Положения за плату времени вещания либо предоставляла время вещания за плату без заключения договора, она не вправе отказать ему в заключении в соответствии с частью третьей пункта 3 настоящего Положения договора о предоставлении, по правилам настоящего Положения, за плату времени вещания на существовавших ранее условиях. Средства массовой информации - периодические печатные издания, учрежденные органами представительной, исполнительной, судебной власти исключительно для издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов, не вправе предоставлять кандидатам, избирательным объединениям места на полосе. Положения настоящего пункта не распространяются на средства массовой информации - периодические печатные издания, учрежденные кандидатами, избирательными объединениями, а также входящими в них общественными объединениями без иных соучредителей. 23. Журналист, являющийся кандидатом в депутаты Государственной думы или Совета Федерации либо доверенным лицом кандидата, должен приостановить свое участие в подготовке программ на телевидении и радио в качестве журналиста. Журналист, являющийся кандидатом в депутаты Государственной думы или Совета Федерации либо доверенным лицом кандидата, либо участвовавший в подготовке политической рекламы, выступления кандидата, представителя избирательного объединения, либо открыто поддержавший в период избирательной кампании в своей программе или выступлении, в других теле-, радиопрограммах кандидата, избирательное объединение, не может участвовать в информационных программах, предвыборных дебатах, "круглых столах" в качестве их ведущего. 24. В случае нарушения пунктов 20, 23 настоящего Положения журналист по предложению Третейского информационного суда может быть отстранен на период избирательной кампании от участия в подготовке и выпуске теле-, радиопрограмм, затрагивающих вопросы, связанные с избирательной кампанией. Ведущий, нарушивший требование пункта 15 настоящего Положения, не допускается для участия в предвыборных дебатах, "круглых столах" в качестве ведущего. 25. Злоупотребление правом на ведение предвыборной агитации, выразившееся в распространении носящих характер предвыборной агитации сообщений и материалов, не соответствующих действительности и порочащих честь, достоинство и деловую репутацию кандидатов, их доверенных лиц и избирательных объединений, влечет предусмотренную законом ответственность за воспрепятствование путем обмана свободному осуществлению гражданами права избирать и быть избранными, вести предвыборную агитацию. 26. Третейский информационный суд (далее - Суд) образуется с целью разрешения наиболее сложных споров, вызванных несоблюдением редакциями средств массовой информации, журналистами, ведущими, кандидатами, избирательными объединениями и избирательными комиссиями требований законодательства, предъявляемых к освещению избирательной кампании в средствах массовой информации. 27. Третейский информационный суд состоит из 9 членов, назначаемых Президентом Российской Федерации из числа специалистов, не являющихся членами какого-либо избирательного объединения, кандидатами в депутаты Государственной Думы или Совета Федерации либо их доверенными лицами. Член Третейского информационного суда должен на период осуществления своих полномочий приостановить свое членство в общественных объединениях. 28. Полномочия члена Третейского информационного суда прекращаются с истечением срока деятельности Суда. Полномочия члена Третейского информационного суда могут быть прекращены до истечения срока деятельности Суда по личному заявлению члена Суда либо по решению Суда в случае неисполнения членом Суда требований части второй пункта 27 настоящего Положения, в случае уклонения без уважительной причины от участия в работе Суда в течение 10 дней либо неоднократного отказа от исполнения обязанностей члена Суда, либо по решению Президента Российской Федерации в случае совершения членом Суда поступка, подрывающего авторитет Суда. 29. Член Третейского информационного суда имеет право: 1) участвовать в работе Суда; 2) запрашивать, по правилам статей 39, 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", из государственных органов и редакций СМИ информацию, необходимую для осуществления им своих обязанностей; 3) требовать от руководителя СМИ и журналистов письменных объяснений по поводу имевших место нарушений требований законодательства, предъявляемых к освещению предвыборной кампании в СМИ, или допущенных неэтичных действий в отношении кандидата, избирательного объединения со стороны редакции СМИ, журналистов при освещении избирательной кампании. 30. Третейский информационный суд вправе: 1) давать редакциям СМИ, избирательным комиссиям, кандидатам, избирательным объединениям рекомендации по совершенствованию практики освещения избирательной кампании СМИ и содержанию предвыборной агитации; 2) рассматривать жалобы на деятельность телерадиокомпаний, журналистов по освещению избирательной кампании, а также на деятельность ведущих программ новостей, предвыборных дебатов, "круглых столов" и предлагать телерадиокомпаниям применить к журналисту, ведущему, нарушившему требования законодательства и этики, предъявляемые к освещению избирательной кампании, санкции в соответствии с законодательством и правилами соответствующей телерадиокомпании; 3) давать разъяснения по применению положений о выборах депутатов Государственной думы и Совета Федерации (в части, касающейся осуществления предвыборной агитации с использованием СМИ), настоящего Положения, а также издаваемых в соответствии с ними актов Центральной избирательной комиссии, министерств и ведомств; 4) в пределах своей компетенции по собственной инициативе либо по решению суда представлять в суд экспертные заключения по вопросам, возникшим в ходе рассмотрения жалоб, связанных с проведением предвыборной агитации с использованием СМИ. 31. Третейский информационный суд вправе принять к рассмотрению вопросы как по заявлению заинтересованных лиц, так и по собственной инициативе. 32. Третейский информационный суд избирает из числа своих членов Председателя Суда и Секретаря Суда. 33. Председатель Третейского информационного суда: 1) руководит подготовкой заседаний Суда; 2) созывает заседания Суда; 3) председательствует на заседаниях Суда. 34. Секретарь Третейского информационного суда осуществляет руководство деятельностью секретариата Суда. 35. Распределение обязанностей между членами Третейского информационного суда производится ими по взаимному согласию. 36. Заседания Третейского информационного суда (за исключением первого и рабочих) - открытые. Информация о месте, времени открытого заседания Суда, а также вопросов, выносимых на его обсуждение, сообщается в СМИ либо иным образом доводится до сведения граждан не позднее чем за шесть часов до начала заседания. СМИ, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать бесплатно и в установленный срок официальные сообщения Третейского информационного суда. 37. Заседание Третейского информационного суда правомочно, если на нем присутствуют более 2/3 его членов. 38. Решения, рекомендации и экспертные заключения Третейского информационного суда принимаются на основе общего согласия членов Суда, присутствующих на заседании, без проведения голосования при отсутствии формально заявленных мотивированных возражений (консенсусом). Запись о достижении консенсуса производится в протоколе заседания Суда, который подписывается всеми присутствующими членами Суда. Решения, рекомендации Третейского информационного суда вступают в силу с момента достижения консенсуса, если в решении, рекомендации не оговорено иное. 39. Порядок работы Третейского информационного суда устанавливается настоящим Положением и Регламентом Суда. Регламент Суда утверждается самим Судом и подлежит опубликованию в порядке, предусмотренном частью третьей пункта 36 настоящего Положения. 40. На период проведения избирательной кампании при Центральной избирательной комиссии, окружных избирательных комиссиях могут образовываться советы, комиссии и иные органы, наблюдающие за соблюдением требований законодательства, предъявляемых к предвыборной агитации и освещению избирательной кампании в средствах массовой информации (советы по СМИ). Советы по СМИ избирательных комиссий осуществляют свои полномочия в отношении редакций СМИ, распространяемых исключительно в пределах соответствующих избирательных округов либо на территории, примерно совпадающей с ними. В целях повышения эффективности обеспечения информационных гарантий предвыборной агитации возможно образование региональных советов по СМИ для нескольких избирательных округов. Решение об образовании региональных советов по СМИ принимается окружными избирательными комиссиями. В этом случае советы по СМИ при соответствующих окружных избирательных комиссиях не создаются. Региональный совет по СМИ осуществляет свои полномочия в отношении редакций СМИ, распространяемых исключительно в пределах избирательных округов, избирательные комиссии которых приняли решение о создании регионального совета по СМИ. 41. Третейский информационный суд вправе принять к своему рассмотрению жалобы на решения и рекомендации советов по СМИ при избирательных комиссиях, а также отменять их решения и рекомендации. Третейский информационный суд вправе направить поступившую ему жалобу для рассмотрения в соответствующий совет по СМИ. Утвержден Указом Президента Российской Федерации от 29 октября 1993 г. N 1792 Состав Третейского информационного суда Венгеров Анатолий Борисович - заведующий кафедрой теории государства и права Московской государственной юридической академии, доктор юридических наук, профессор Воинов Алексей Евгеньевич - слушатель Школы права массовой информации Ежелев Анатолий Степанович - председатель Санкт-Петербургского Союза журналистов, член Международной комиссии по политике радио и телевидения Еремин Игорь Юрьевич - член Комитета по средствам массовой информации бывшего Верховного Совета Российской Федерации Копейка Александр Константинович - член Комитета по средствам массовой информации бывшего Верховного Совета Российской Федерации Монахов Виктор Николаевич - начальник Региональной (Архангельская обл., Тверская обл., Мурманская обл., Новгородская обл., Псковская обл., Ленинградская обл., г.Санкт-Петербург) Государственной инспекции по защите свободы печати и массовой информации Российской Федерации, кандидат юридических наук Панярская Марьяна Викторовна - слушатель Школы права массовой информации Симонов Алексей Кириллович - председатель правления Фонда защиты гласности Сухомлинов Владимир Валентинович - первый заместитель председателя Международной конфедерации журналистских союзов |