О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЯЕМОМ НА ВСЕНАРОДНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 6 ноября 1993 года N 1845 (Д) 1. Установить, что текст проекта Конституции Российской Федерации, выносимый на всенародное голосование, представляется 9 ноября 1993 г. Президентом Российской Федерации для официального опубликования в газетах "Российские вести" и "Российская газета", в ИТАР, а также для издания массовым тиражом издательством "Юридическая литература". Одновременно подписанный Президентом Российской Федерации проект Конституции Российской Федерации направляется Президентом Российской Федерации в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации. 2. После принятия Конституции Российской Федерации всенародным голосованием Центральная избирательная комиссия Российской Федерации направляет текст Конституции Российской Федерации для официального опубликования одновременно с результатами голосования. Президент Российской Федерации Б.Ельцин П р о е к т КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные об- щей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, граж- данский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государствен- ное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самооп- ределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая cуверенную госу- дарственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответ- ственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, созна- вая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федера- тивное правовое государство с республиканской формой правления. 2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны. Статья 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Призна- ние, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обя- занность государства. Статья 3 1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также че- рез органы государственной власти и органы местного самоуправления. 3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. 4. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по фе- деральному закону. Статья 4 1. Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. 2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. 3. Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосно- венность своей территории. Статья 5 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных окру- гов - равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законода- тельство. Край, область, город федерального значения, автономная об- ласть, автономный округ имеет свой устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной влас- ти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами го- сударственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. Статья 6 1. Гражданство Российской Федерации приобретается и прекращает- ся в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. 2. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее терри- тории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предус- мотренные Конституцией Российской Федерации. 3. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Статья 7 1. Российская Федерация - социальное государство, политика ко- торого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. 2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, ус- танавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обес- печивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гаран- тии социальной защиты. Статья 8 1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. 2. В Российской Федерации признаются и защищаются равным обра- зом частная, государственная, муниципальная и иные формы собствен- ности. Статья 9 1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, прожи- вающих на соответствующей территории. 2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Статья 10 Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ор- ганы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятель- ны. Статья 11 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федера- ции и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, су- ды Российской Федерации. 2. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осу- ществляют образуемые ими органы государственной власти. 3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государствен- ной власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении пред- метов ведения и полномочий. Статья 12 В Российской Федерации признается и гарантируется местное само- управление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий са- мостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему ор- ганов государственной власти. Статья 13 1. В Российской Федерации признается идеологическое многообра- зие. 2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве госу- дарственной или обязательной. 3. В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. 4. Общественные объединения равны перед законом. 5. Запрещается создание и деятельность общественных объедине- ний, цели или действия которых направлены на насильственное измене- ние основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религи- озной розни. Статья 14 1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязатель- ной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны пе- ред законом. Статья 15 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Фе- дерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправле- ния, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагиваю- щие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего све- дения. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и меж- дународные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федера- ции установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то приме- няются правила международного договора. Статья 16 1. Положения настоящей главы Конституции составляют основы конституционного строя Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. 2. Никакие другие положения настоящей Конституции не могут про- тиворечить основам конституционного строя Российской Федерации. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци- ей. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статья 18 Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного само- управления и обеспечиваются правосудием. Статья 19 1. Все равны перед законом и судом. 2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, проис- хождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объ- единениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ог- раничения прав граждан по признакам социальной, расовой, националь- ной, языковой или религиозной принадлежности. 3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные воз- можности для их реализации. Статья 20 1. Каждый имеет право на жизнь. 2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться фе- деральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому пра- ва на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Статья 21 1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жесто- кому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказа- нию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут меди- цинским, научным или иным опытам. Статья 22 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. 2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допус- каются только по судебному решению. До судебного решения лицо не мо- жет быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. Статья 23 1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, лич- ную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. 2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных перегово- ров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Статья 24 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправле- ния, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность оз- накомления с документами и материалами, непосредственно затрагиваю- щими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 25 Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище про- тив воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. Статья 26 1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную при- надлежность. Никто не может быть принужден к определению и указанию своей национальной принадлежности. 2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свобод- ный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества. Статья 27 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Феде- рации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федера- ции. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Статья 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими лю- бую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот- ветствии с ними. Статья 29 1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие соци- альную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религи- озного или языкового превосходства. 3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. 4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Пе- речень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. 5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запреща- ется. Статья 30 1. Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятель- ности общественных объединений гарантируется. 2. Никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объ- единение или пребыванию в нем. Статья 31 Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пике- тирование. Статья 32 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в уп- равлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. 2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуп- равления, а также участвовать в референдуме. 3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан- ные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к госу- дарственной службе. 5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отп- равлении правосудия. Статья 33 Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государс- твенные органы и органы местного самоуправления. Статья 34 1. Каждый имеет право на свободное использование своих способ- ностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной за- коном экономической деятельности. 2. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Статья 35 1. Право частной собственности охраняется законом. 2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. 3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по ре- шению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. 4. Право наследования гарантируется. Статья 36 1. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собствен- ности землю. 2. Владение, пользование и распоряжение землей и другими при- родными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. 3. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Статья 37 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требовани- ям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безра- ботицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому дого- вору гарантируются установленные федеральным законом продолжитель- ность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск. Статья 38 1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государс- тва. 2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. 3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Статья 39 1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. 2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. 3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание до- полнительных форм социального обеспечения и благотворительность. Статья 40 1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произволь- но лишен жилища. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправле- ния поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществле- ния права на жилище. 3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из го- сударственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Статья 41 1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств со- ответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. 2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, по- ощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитар- но-эпидемиологическому благополучию. 3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создаю- щих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответствен- ность в соответствии с федеральным законом. Статья 42 Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достовер- ную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 43 1. Каждый имеет право на образование. 2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в госу- дарственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. 3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном уч- реждении и на предприятии. 4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего обра- зования. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государствен- ные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образо- вания и самообразования. Статья 44 1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественно- го, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользова- ние учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и куль- турного наследия, беречь памятники истории и культуры. Статья 45 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Статья 46 1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. 2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. 3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защи- те прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу- дарственные средства правовой защиты. Статья 47 1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. 2. Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмот- рение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом. Статья 48 1. Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. 2. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в со- вершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (за- щитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Статья 49 1. Каждый обвиняемый в совершении преступления считается неви- новным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном фе- деральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. 2. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. 3. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Статья 50 1. Никто не может быть повторно осужден за одно и то же прес- тупление. 2. При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. 3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным за- коном, а также право просить о помиловании или смягчении наказания. Статья 51 1. Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федераль- ным законом. 2. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи осво- бождения от обязанности давать свидетельские показания. Статья 52 Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью ох- раняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к пра- восудию и компенсацию причиненного ущерба. Статья 53 Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинен- ного незаконными действиями (или бездействием) органов государствен- ной власти или их должностных лиц. Статья 54 1. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, об- ратной силы не имеет. 2. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Статья 55 1. Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление дру- гих общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. 2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяю- щие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в це- лях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Статья 56 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопас- ности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с феде- ральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ог- раничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федера- ции и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоя- тельств и в порядке, установленных федеральным конституционным зако- ном. 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации. Статья 57 Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. За- коны, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоп- лательщиков, обратной силы не имеют. Статья 58 Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно от- носиться к природным богатствам. Статья 59 1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. 2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот- ветствии с федеральным законом. 3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Статья 60 Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осущест- влять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Статья 61 1. Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пре- делы Российской Федерации или выдан другому государству. 2. Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами. Статья 62 1. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с фе- деральным законом или международным договором Российской Федерации. 2. Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иност- ранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Рос- сийской Федерации. 3. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с граждана- ми Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Статья 63 1. Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с об- щепризнанными нормами международного права. 2. В Российской Федерации не допускается выдача другим госу- дарствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государс- твах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации. Статья 64 Положения настоящей главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе как в порядке, установленном настоящей Конституцией. Глава 3. Федеративное устройство Статья 65 1. В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Баш- кортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Рес- публика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия - Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республи- ка Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тува, Удмуртская Республика, Республика Ха- касия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чаваш республи- ки; Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморс- кий край, Ставропольский край, Хабаровский край; Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воло- годская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская об- ласть, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская об- ласть, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Там- бовская область, Тверская область, Томская область, Тульская об- ласть, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область; Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения; Еврейская автономная область; Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякс- кий автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долга- но-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный ок- руг, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. 2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом. Статья 66 1. Статус республики определяется Конституцией Российской Феде- рации и конституцией республики. 2. Статус края, области, города федерального значения, автоном- ной области, автономного округа определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области, города федерального значения, ав- тономной области, автономного округа, принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Фе- дерации. 3. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. 4. Отношения автономных округов, входящих в состав края или об- ласти, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответствен- но, органами государственной власти края или области. 5. Статус субъекта Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта Российской Феде- рации в соответствии с федеральным конституционным законом. Статья 67 1. Территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. 2. Российская Федерация обладает суверенными правами и осущест- вляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной эконо- мической зоне Российской Федерации в порядке, определяемом федераль- ным законом и нормами международного права. 3. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть из- менены c их взаимного согласия. Статья 68 1. Государственным языком Российской Федерации на всей ее тер- ритории является русский язык. 2. Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с го- сударственным языком Российской Федерации. 3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и разви- тия. Статья 69 Российская Федерация гарантирует права коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами между- народного права и международными договорами Российской Федерации. Статья 70 1. Государственные флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются феде- ральным конституционным законом. 2. Столицей Российской Федерации является город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом. Статья 71 В ведении Российской Федерации находятся: а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и фе- деральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория Российской Федерации; в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятель- ности; формирование федеральных органов государственной власти; д) федеральная государственная собственность и управление ею; е) установление основ федеральной политики и федеральные прог- раммы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федера- ции; ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, ва- лютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, осно- вы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая феде- ральные банки; з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития; и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, рас- щепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, инфор- мация и связь; деятельность в космосе; к) внешняя политика и международные отношения Российской Феде- рации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации; м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркоти- ческих средств и порядок их использования; н) определение статуса и защита государственной границы, терри- ториального моря, воздушного пространства, исключительной экономи- ческой зоны и континентального шельфа Российской Федерации; о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессу- альное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и поми- лование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процес- суальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; п) федеральное коллизионное право; р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет; с) государственные награды и почетные звания Российской Федера- ции; т) федеральная государственная служба. Статья 72 1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Рос- сийской Федерации находятся: а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных окру- гов Конституции Российской Федерации и федеральным законам; б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав на- циональных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общест- венной безопасности; режим пограничных зон; в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недра- ми, водными и другими природными ресурсами; г) разграничение государственной собственности; д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, фи- зической культуры и спорта; ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, мате- ринства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение; з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедс- твиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Рос- сийской Федерации; к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, за- конодательство о недрах, об охране окружающей среды; л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, но- тариат; м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; н) установление общих принципов организации системы органов го- сударственной власти и местного самоуправления; о) координация международных и внешнеэкономических связей субъ- ектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Рос- сийской Федерации. 2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Статья 73 Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российс- кой Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обла- дают всей полнотой государственной власти. Статья 74 1. На территории Российской Федерации не допускается установле- ние таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. 2. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспе- чения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Статья 75 1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Де- нежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Рос- сийской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Фе- дерации не допускаются. 2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет не- зависимо от других органов государственной власти. 3. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавли- ваются федеральным законом. 4. Государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Статья 76 1. По предметам ведения Российской Федерации принимаются феде- ральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. 2. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и прини- маемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. 3. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конс- титуционным законам. 4. Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного веде- ния Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республи- ки, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. 5. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в со- ответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае про- тиворечия между федеральным законом и иным актом, изданным в Рос- сийской Федерации, действует федеральный закон. 6. В случае противоречия между федеральным законом и норматив- ным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным в соот- ветствии с частью четвертой настоящей статьи, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Статья 77 1. Система органов государственной власти республик, краев, об- ластей, городов федерального значения, автономной области, автоном- ных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самосто- ятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и испол- нительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. 2. В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Рос- сийской Федерации по предметам совместного ведения Российской Феде- рации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполни- тельной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Статья 78 1. Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и наз- начать соответствующих должностных лиц. 2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с ор- ганами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не про- тиворечит Конституции Российской Федерации и федеральным законам. 3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий. 4. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации обеспечивают в соответствии с Конституцией Российской Фе- дерации осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации. Статья 79 Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституцион- ного строя Российской Федерации. Глава 4. Президент Российской Федерации Статья 80 1. Президент Российской Федерации является главой государства. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В уста- новленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает ме- ры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функциониро- вание и взаимодействие органов государственной власти. 3. Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. 4. Президент Российской Федерации как глава государства предс- тавляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отноше- ниях. Статья 81 1. Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямо- го избирательного права при тайном голосовании. 2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Рос- сийской Федерации не менее 10 лет. 3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд. 4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом. Статья 82 1. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Фе- дерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать су- веренитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу". 2. Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации. Статья 83 Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Пра- вительства Российской Федерации; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации; в) принимает решение об отставке Правительства Российской Феде- рации; г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от долж- ности Председателя Центрального банка Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федера- ции назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных минист- ров; е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верхов- ного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Фе- дерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает су- дей других федеральных судов; ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Феде- рации, статус которого определяется федеральным законом; з) утверждает военную доктрину Российской Федерации; и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации; к) назначает и освобождает полномочных представителей Президен- та Российской Федерации; л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации; м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатичес- ких представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Статья 84 Президент Российской Федерации: а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конс- титуцией Российской Федерации и федеральным законом; б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предус- мотренных Конституцией Российской Федерации; в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом; г) вносит законопроекты в Государственную Думу; д) подписывает и обнародует федеральные законы; е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Статья 85 1. Президент Российской Федерации может использовать согласи- тельные процедуры для разрешения разногласий между органами госу- дарственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недости- жения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда. 2. Президент Российской Федерации вправе приостанавливать дейс- твие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Феде- рации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Феде- рации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до реше- ния этого вопроса соответствующим судом. Статья 86 Президент Российской Федерации: а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Феде- рации; б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Рос- сийской Федерации; в) подписывает ратификационные грамоты; г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей. Статья 87 1. Президент Российской Федерации является Верховным Главноко- мандующим Вооруженными Силами Российской Федерации. 2. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредс- твенной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях воен- ное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. 3. Режим военного положения определяется федеральным конститу- ционным законом. Статья 88 Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на тер- ритории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвы- чайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Феде- рации и Государственной Думе. Статья 89 Президент Российской Федерации: а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предостав- ления политического убежища; б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания; в) осуществляет помилование. Статья 90 1. Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения. 2. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обяза- тельны для исполнения на всей территории Российской Федерации. 3. Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам. Статья 91 Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью. Статья 92 1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению пол- номочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации. 2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полно- мочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по сос- тоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отре- шения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прек- ращения исполнения полномочий. 3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Предсе- датель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государс- твенную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации. Статья 93 1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от долж- ности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государс- твенной Думой обвинения в государственной измене или совершении ино- го тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Фе- дерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. 2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и реше- ние Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государс- твенной Думой. 3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехме- сячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет при- нято, обвинение против Президента считается отклоненным. Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации -является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статья 95 1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федера- ции и Государственной Думы. 2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и ис- полнительного органов государственной власти. 3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Статья 96 1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. 2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов де- путатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами. Статья 97 1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. 2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Со- вета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государс- твенной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятель- ностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятель- ности. Статья 98 1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обла- дают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному дос- мотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. 2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представле- нию Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей па- латой Федерального Собрания. Статья 99 1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. 2. Государственная Дума собирается на первое заседание на трид- цатый день после избрания. Президент Российской Федерации может соз- вать заседание Государственной Думы ранее этого срока. 3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. 4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются. Статья 100 1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. 2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания. 3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Рос- сийской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Статья 101 1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Со- вета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. 2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председа- тель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. 3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слуша- ния. 4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. 5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюд- жета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным зако- ном. Статья 102 1. К ведению Совета Федерации относятся: а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Фе- дерации; б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения; в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения; г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; д) назначение выборов Президента Российской Федерации; е) отрешение Президента Российской Федерации от должности; ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российс- кой Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбит- ражного Суда Российской Федерации; з) назначение на должность и освобождение от должности Гене- рального прокурора Российской Федерации; и) назначение на должность и освобождение от должности замести- теля Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. 2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отне- сенным к его ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством го- лосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации. Статья 103 1. К ведению Государственной Думы относятся: а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федера- ции; в) назначение на должность и освобождение от должности Предсе- дателя Центрального банка Российской Федерации; г) назначение на должность и освобождение от должности Предсе- дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов ; д) назначение на должность и освобождение от должности Уполно- моченного по правам человека, действующего в соответствии с феде- ральным конституционным законом; е) объявление амнистии; ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. 2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации. 3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Фе- дерации. Статья 104 1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Рос- сийской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депу- татам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, за- конодательным (представительным) органам субъектов Российской Феде- рации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конститу- ционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Феде- рации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения. 2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу. 3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесе- ны только при наличии заключения Правительства Российской Федерации. Статья 105 1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой. 2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от обще- го числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. 3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. 4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмот- рен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Сове- том Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для прео- доления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. 5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Статья 106 Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирова- ния, денежной эмиссии; г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; д) статуса и защиты государственной границы Российской Федера- ции; е) войны и мира. Статья 107 1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. 2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. 3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Го- сударственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от обще- го числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. Статья 108 1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. 2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от об- щего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписа- нию Президентом Российской Федерации и обнародованию. Статья 109 1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Рос- сийской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации. 2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Госу- дарственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с мо- мента роспуска. 3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в те- чение года после ее избрания. 4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выд- вижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до при- нятия соответствующего решения Советом Федерации. 5. Государственная Дума не может быть распущена в период дейс- твия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычай- ного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации. Глава 6. Правительство Российской Федерации Статья 110 1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Пра- вительство Российской Федерации. 2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Прави- тельства Российской Федерации и федеральных министров. Статья 111 1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. 2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Рос- сийской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Феде- рации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. 3. Государственная Дума рассматривает представленную Президен- том Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Рос- сийской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. 4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Ду- мой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правитель- ства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назна- чает новые выборы. Статья 112 1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. 2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместите- лей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Статья 113 Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления дея- тельности Правительства Российской Федерации и организует его рабо- ту. Статья 114 1. Правительство Российской Федерации: а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федераль- ный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государствен- ной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финан- совой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой госу- дарственной политики в области культуры, науки, образования, здраво- охранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государс- твенной безопасности, реализации внешней политики Российской Федера- ции; е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конститу- цией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации. 2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации оп- ределяется федеральным конституционным законом. Статья 115 1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федера- ции, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. 2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Феде- рации обязательны к исполнению в Российской Федерации. 3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Феде- рации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, фе- деральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации. Статья 116 Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Прави- тельство Российской Федерации слагает свои полномочия . Статья 117 1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федера- ции. 2. Президент Российской Федерации может принять решение об отс- тавке Правительства Российской Федерации. 3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Рос- сийской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Ду- мой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российс- кой Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно вы- разит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Рос- сийской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распуска- ет Государственную Думу. 4. Председатель Правительства Российской Федерации может поста- вить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Рос- сийской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Прави- тельства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. 5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Рос- сийской Федерации по поручению Президента Российской Федерации про- должает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации. Глава 7.Судебная власть Статья 118 1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только су- дом. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. 3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конс- титуцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Статья 119 Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юриди- ческой профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Фе- дерации. Статья 120 1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. 2. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта го- сударственного или иного органа закону, принимает решение в соот- ветствии с законом. Статья 121 1. Судьи несменяемы. 2. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным зако- ном. Статья 122 1. Судьи неприкосновенны. 2. Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом. Статья 123 1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федераль- ным законом. 2. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускает- ся, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. 3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. 4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроиз- водство осуществляется с участием присяжных заседателей. Статья 124 Финансирование судов производится только из федерального бюдже- та и должно обеспечивать возможность полного и независимого осущест- вления правосудия в соответствии с федеральным законом. Статья 125 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 су- дей. 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Прези- дента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федера- ции разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нор- мативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Фе- дерации и совместному ведению органов государственной власти Рос- сийской Федерации и органов государственной власти субъектов Рос- сийской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Фе- дерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Фе- дерации. 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нару- шение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов про- веряет конституционность закона, примененного или подлежащего приме- нению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным зако- ном. 5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Прези- дента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российс- кой Федерации. 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституцион- ными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Фе- дерации международные договоры Российской Федерации не подлежат вве- дению в действие и применению. 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдви- жения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Статья 126 Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным ор- ганом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, под- судным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных феде- ральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятель- ностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статья 127 Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим су- дебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, расс- матриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных фе- деральным законом процессуальных формах судебный надзор за их дея- тельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Статья 128 1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Фе- дерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Рос- сийской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. 3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституцион- ного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федера- ции, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федераль- ных судов устанавливаются федеральным конституционным законом. Статья 129 1. Прокуратура Российской Федерации составляет единую централи- зованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предс- тавлению Президента Российской Федерации. 3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Гене- ральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъек- тами. 4. Иные прокуроры назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации. 5. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом. Глава 8. Местное самоуправление Статья 130 1. Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, вла- дение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. 2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем рефе- рендума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Статья 131 1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления опреде- ляется населением самостоятельно. 2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется мест- ное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответс- твующих территорий. Статья 132 1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют му- ниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют мест- ный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охра- ну общественного порядка, а также решают иные вопросы местного зна- чения. 2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом от- дельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация пере- данных полномочий подконтрольна государству. Статья 133 Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, уста- новленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции Статья 134 Предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Рос- сийской Федерации могут вносить Президент Российской Федерации, Со- вет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Феде- рации, законодательные (представительные) органы субъектов Российс- кой Федерации, а также группа численностью не менее одной пятой чле- нов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы . Статья 135 1. Положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. 2. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конс- титуции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созы- вается Конституционное Собрание. 3. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституцион- ным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, ес- ли за нее проголосовало более половины избирателей, принявших учас- тие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более по- ловины избирателей. Статья 136 Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принима- ются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конститу- ционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами зако- нодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Фе- дерации. Статья 137 1. Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, оп- ределяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании феде- рального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Феде- рации. 2. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ Заключительные и переходные положения 1. Конституция Российской Федерации вступает в силу со дня офи- циального ее опубликования по результатам всенародного голосования. День всенародного голосования 12 декабря 1993 г. считается днем при- нятия Конституции Российской Федерации. Одновременно прекращается действие Конституции (Основного Закона) Российской Федерации - Рос- сии, принятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и до- полнениями. В случае несоответствия положениям Конституции Российс- кой Федерации положений Федеративного договора - Договора о разгра- ничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государствен- ной власти суверенных республик в составе Российской Федерации, До- говора о разграничении предметов ведения и полномочий между феде- ральными органами государственной власти Российской Федерации и ор- ганами государственной власти краев, областей, городов Москвы и СанктПетербурга Российской Федерации, Договора о разграничении пред- метов ведения и полномочий между федеральными органами государствен- ной власти Российской Федерации и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе Российской Федера- ции, а также других договоров между федеральными органами государс- твенной власти Российской Федерации и органами государственной влас- ти субъектов Российской Федерации, договоров между органами госу- дарственной власти субъектов Российской Федерации - действуют поло- жения Конституции Российской Федерации. 2. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Феде- рации. 3. Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России, со дня вступления в силу настоящей Конституции осуществляет установлен- ные ею полномочия до истечения срока, на который он был избран. 4. Совет Министров - Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязан- ности и ответственность Правительства Российской Федерации, установ- ленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется - Пра- вительство Российской Федерации. 5. Суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в соот- ветствии с их полномочиями, установленными настоящей Конституцией. После вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Фе- дерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Вакантные должности замещаются в порядке, установлен- ном настоящей Конституцией. 6. Впредь до введения в действие федерального закона, устанав- ливающего порядок рассмотрения дел судом с участием присяжных засе- дателей, сохраняется прежний порядок судебного рассмотрения соот- ветствующих дел. До приведения уголовно-процессуального законодательства Рос- сийской Федерации в соответствие с положениями настоящей Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и задер- жания лиц, подозреваемых в совершении преступления. 7. Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума перво- го созыва избираются сроком на два года. 8. Совет Федерации на свое первое заседание собирается на трид- цатый день после избрания. Первое заседание Совета Федерации откры- вает Президент Российской Федерации. 9. Депутат Государственной Думы первого созыва может одновре- менно являться членом Правительства Российской Федерации. На депута- тов Государственной Думы - членов Правительства Российской Федерации не распространяются положения настоящей Конституции о неприкосновен- ности депутатов в части ответственности за действия (или бездейс- твие), связанные с выполнением служебных обязанностей. Депутаты Со- вета Федерации первого созыва осуществляют свои полномочия на непос- тоянной основе. |