О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ. Рекомендации. Министерство юстиции РФ (Минюст России). 30.09.93

                   О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКОВ
                        ПРИСЯЖНЫХ ЗАСЕДАТЕЛЕЙ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

                       МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РФ

                         30 сентября 1993 г.


                                 (Д)



                                                            УТВЕРЖДЕНЫ
                                                 Министерством юстиции
                                                  Российской Федерации
                                                 30 сентября 1993 года

     В связи с принятием Закона Российской Федерации от 16  июля  1993
г., касающегося судопроизводства с участием присяжных заседателей, при
составлении списков присяжных заседателей необходимо руководствоваться
следующим:
     1. В  соответствии  со  ст.81  Закона  Российской  Федерации   "О
судоустройстве  РСФСР"  за  составление  списков присяжных заседателей
ответственны краевые,  областные,  районные и городские администрации,
действующие  на  территории,  на  которую  распространяется юрисдикция
соответствующего суда. Списки составляются ежегодно,
     2. Численность   присяжных   заседателей  по  спискам  (общему  и
запасному) определяется судом.
     Приблизительный расчет  рекомендуется  производить  по  следующей
схеме:  среднегодовое число дел,  рассматриваемых судом, умножается на
14  (число присяжных заседателей,  необходимых для рассмотрения одного
дела);  полученное число увеличивается в 3-4 раза (с учетом возможного
исключения  из списков по основаниям,  предусмотренным ст.80 Закона "О
судоустройстве РСФСР").
     3. Представление  о  числе  присяжных заседателей,  требуемых для
нормальной работы краевого,  областного суда,  вносится  председателем
соответствующего  суда,  а  в его отсутствие - исполняющим обязанности
председателя суда главе администрации не позднее, чем за три месяца до
начала года.
     4. В соответствии с  представлением  председателя  суда  краевая,
областная    администрация    устанавливает    численность   присяжных
заседателей по каждому району (городу) пропорционально  числу  жителей
(с  возможным  учетом  отдаленности  от  краевого,  областного  суда),
сообщает  об  этом  главам  администрации  этих  районов  (городов)  и
назначает  им  сроки представления таких списков в администрацию края,
области.
     5. Общие  списки  присяжных  заседателей  формируются  районными,
городскими администрациями по каждому району и городу  края,  области.
Для  практического выполнения указанной работы целесообразно создавать
специальные комиссии (рабочие группы),  в  которые  помимо  работников
аппарата  администраций  могут  быть  включены  представители трудовых
коллективов,  профсоюзных  и  других   общественных   организаций,   а
необходимую    помощь    им    должны   оказывать   депутаты   местных
представительных органов,  судьи, прокуроры, работники органов юстиции
и внутренних дел.|
     6. Включение  граждан  в  общие  списки   присяжных   заседателей
производится   методом   случайной   выборки  из  списков  избирателей
последних выборов или участи и ков| референдума.  Например,  в списках
избирателей  района  числится 30 тысяч граждан,  присяжных заседателей
требуется 500. Следовательно, каждый шестидесятый избиратель
     может быть  внесен в список присяжных заседателей.  Причем отсчет
каждого шестидесятого может производиться  как  с  первого,  так  и  с
любого другого случайно выбранного номера.
     Случайная выборка присяжных заседателей может производиться также
с помощью компьютера.
     Какие-либо ограничения на включение граждан  в  списки  присяжных
заседателей   зависимости   от   социального   происхождения,  расы  и
национальности,    имущественного    положения,    принадлежности    к
общественным  объединениям  и  движениям,  пола  и  вероисповедания не
допускаются.
     7. Не  должны включаться в списки присяжных заседателей лица,  не
достигшие ко времени составления этих списков возраста 25 лет, имеющие
неснятую или непогашенную судимость,  признанные судом недееспособными
или ограниченные судом в  дееспособности,  а  также  не  включенные  в
списки избирателей на последних выборах (референдуме).
     Сведения о лицах,  имеющих неснятую или  непогашенную  судимость,
могут быть истребованы из органов внутренних дел;  о лицах, признанных
недееспособными или ограниченных  в  дееспособности,  -  из  районных,
городских судов, а также из органов опеки и попечительства.
     8. В соответствии со  ст.83  Закона  о  судоустройстве  РСФСР  за
непредставление   информации,   необходимой  для  составления  списков
присяжных заседателей,  а также  за  представление  заведомо  неверной
информации граждане, должностные лица государственных органов, а также
предприятий,   учреждений   и   организаций   несут   ответственность,
предусмотренную законодательством.
     9. О завершении работы по  составлению  общих  списков  присяжных
заседателей   районная,  городская  администрация  обязана  оповестить
население через средства массовой информации и в течение  двух  недель
предоставить возможность гражданам ознакомиться со списками, принять и
рассмотреть заявления о внесении исправлений  в  них,  включении  либо
исключении из списков.
     Такие требования должны рассматриваться и  либо  удовлетворяться,
либо отвергаться в течение пяти дней.
     10. Списки присяжных заседателей составляются по следующей форме:

------------------------------------------------------------------------------------------------------
| N   | Фамилия,      | Дата     | Место      | Место работы  | Сведения о |            | Участие    |
| п/п | имя, отчество | рождения | жительства | и род занятий | состоянии  |            | в судебном |
|     |               |          |            |               | здоровья   |            | заседании  |
|-----|---------------|----------|------------|---------------|------------|------------|------------|
| 1   |      2        |    3     |     4      |      5        |     6      |     7      |     8      |
------------------------------------------------------------------------------------------------------

     При этом графы 1-4 заполняются комиссией  сразу  при  составлении
списков, а  графа  5  и  последующие - судом по мере сбора информации.
Желательно предусмотреть одну-две свободные графы  для  внесения  иных
сведений, в которых возникает необходимость.
     11. Уточненные общие списки  присяжных  заседателей,  подписанные
главой   районной,  городской  администрации  и  скрепленные  печатью,
представляются главе краевой,  областной администрации в установленный
ею срок.
     12. Краевая,  областная администрация на основании общих  списков
присяжных    заседателей,    полученных    от    районных,   городских
администраций, составляет общие единые списки присяжных заседателей.
     13. Одновременно с составлением общих по районам, городам списков
присяжных  заседателей  краевая,  областная  администрация  составляет
запасной   (по   краевому,   областному   центру)   список   присяжных
заседателей, в который включаются толь граждане, постоянно проживающие
в  краевом,  областном  центре либо другом постоянном месте нахождения
соответствующего суда.  Число граждан,  включаемых в запасной  список,
определяется непосредственно главой краевой, областной администрации в
размере не более одной четвертой от числа всех присяжных заседателей в
целом  по  области,  краю,  включаемых в общие единые списки присяжных
заседателей.
     При составлении  запасного списка присяжных заседателей действуют
те  же  правила,  что  и  при  составлении  общих  списков   присяжных
заседателей.
     14. Общие и запасной списки присяжных заседателей  публикуются  в
областной  краевой  печати  для  сведения  населения.  Публикация этих
списков желательна не позже чем за две недели до направления их в суд.
При этом в печати должно быть разъяснено право граждан, представителей
предприятий,  учреждений и организаций обращаться к краевой, областной
администрации  с  заявлением  о  незаконном  включении или невключении
конкретных лиц в списки,  либо исключении их из  списков,  а  также  о
других правильностях в списках присяжных заседателей.
     15. Краевая,  областная  администрация  в пятидневный срок должна
рассмотреть поступившие заявления и принять по  ним  решения.  Решения
краевой,  областной  администрации  могут  быть  обжалованы  в  суд  в
порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, о
чем также следует дать разъяснение.
     16. Составленные  краевой,  областной  администрацией   общий   и
запасной   списки   после   рассмотрения  всех  поступивших  заявлений
подписываются главой администрации и скрепляются печатью,  после  чего
направляются в краевой, областной суд. Копии этих списков, необходимые
для  дальнейшей  работы,  надлежит  постоянно  хранить  в   городской,
районной, краевой, областной администрациях. В областном, краевом суде
списки присяжных заседателей хранятся не менее десяти лет.
     17. В  соответствии  с  законом,  районная,  городская,  краевая,
областная администрация  в  дальнейшем  регулярно  анализирует  списки
присяжных  заседателей  и  при  необходимости  исключает  из  них лиц,
утративших право быть присяжными заседателями, и включает тех, кто был
отобран   по  представлению  председателя  краевого,  областного  суда
дополнительно.
     В случае  обнаружения  судом обстоятельств,  требующих исключения
лица из списков присяжных заседателей,  суд сообщает об этом  краевой,
областной   администрации.  Краевая,  областная  администрация  вносит
соответствующие изменения  и  дополнения  в  единые  списки  присяжных
заседателей по краю,  области и уведомляет об этом соответствующий суд
не позднее чем в  недельный  срок  с  момента  получения  сведений  от
районов и городов.
     18. Если  по   каким-либо   причинам   составленные   списки   не
обеспечивают  нормальную деятельность суда присяжных,  то председатель
краевого,  областного суда  вправе  обратиться  к  краевой,  областной
администрации  с представлением о составлении новых или дополнительных
списков, которые готовятся в таком же порядке.