ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ И ПРОДУКТОВ ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ. Приказ. Министерство топлива и энергетики РФ (Минтопэнерго России). 21.07.99 241

     ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБСЛЕДОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ,
      ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ХРАНЕНИЮ НЕФТИ И ПРОДУКТОВ
        ЕЕ ПЕРЕРАБОТКИ И ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОЗАПРАВОЧНЫХ СТАНЦИЙ

                                ПРИКАЗ

                 МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ РФ

                           21 июля 1999 г.
                                N 241

                                (НЦПИ)


     В целях приведения нормативных актов Министерства в  соответствие
с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 1998
г.  N 938  "О  государственном  энергетическом  надзоре  в  Российской
Федерации"* приказываю:
-------------
     * Собрание   законодательства  Российской  Федерации  1998  N  33
ст.4037

     1. Утвердить   прилагаемый   Порядок   проведения    обследований
организаций, осуществляющих деятельность по хранению нефти и продуктов
ее переработки и эксплуатации автозаправочных  станций,  региональными
госнефтеинспекциями  и  территориальными управлениями Госэнергонадзора
Министерства  топлива  и  энергетики  Российской  Федерации  и  выдачи
заключений по результатам указанных обследований (далее - Порядок).
     Настоящий Порядок  вступает в силу по истечении 10 дней с момента
официального опубликования.
     2. Контроль   за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
Департамент     государственного     энергетического     надзора     и
энергосбережения (Варнавского Б.П.).

Министр топлива и энергетики
Российской Федерации
                                                         В.И. Калюжный
21 июля 1999 г.
N 241

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
22 июля 1999 г.
N 1841

                                                            Приложение

                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                            Приказ Минтопэнерго России
                                                  от 21 июля 1999 года
                                                                 N 241

                               ПОРЯДОК

         проведения обследований организаций, осуществляющих
     деятельность по хранению нефти и продуктов ее переработки и
         эксплуатации автозаправочных станций, региональными
         госнефтеинспекциями и территориальными управлениями
    Госэнергонадзора Министерства топлива и энергетики Российской
        Федерации и выдачи заключений по результатам указанных
                             обследований

     1. Настоящий  Порядок  разработан  в  соответствии  с положениями
Федерального закона от 3 апреля 1996 г. N 28-ФЗ "Об энергосбережении",
Федерального закона от 25 сентября 1998 г.  N 158-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26  ноября  1998  г.),
постановлением Правительства  Российской  Федерации  от 1 июня 1992 г.
N 371 "О  неотложных  мерах  по  энергосбережению  в  области  добычи,
производства,   транспортировки   и   использования   нефти,   газа  и
нефтепродуктов"  и   актами   Правительства,   регулирующими   вопросы
лицензирования   деятельности   в   системе   топливно-энергетического
комплекса*,  Положением о  государственном  энергетическом  надзоре  в
Российской   Федерации,   утвержденным   постановлением  Правительства
Российской Федерации от  12  августа  1998  г.  N  938;  Положением  о
Министерстве  топлива и энергетики Российской Федерации,  утвержденным
постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 1996 г.
N 60.
------------------------------
     * Положение   о   лицензировании  деятельности  по  содержанию  и
эксплуатации  нефтебаз  (кроме  входящих   в   топливно-энергетический
комплекс  Российской Федерации) и автозаправочных станций (в том числе
и передвижных),  утвержденное постановлением Правительства  Российской
Федерации  от  6  сентября 1995 г.  N 897;  Положение о лицензировании
деятельности  по  хранению   нефти   и   продуктов   ее   переработки,
утвержденное  постановлением  Правительства  Российской Федерации от 3
апреля 1996 г. N 394.

     2. В  соответствии  с  действующим  законодательством  составными
частями     системы     государственного    энергетического    надзора
(Госэнергонадзор     России),     объединяющими     действующие      в
топливно-энергетическом  комплексе  надзорные организации и инспекции,
являются и региональные госнефтеинспекции,  в основную задачу  которых
входит  выдача  предусмотренных  законодательством заключений от имени
соответствующих управлений государственного энергетического надзора  в
субъектах Российской Федерации.
     В настоящем Порядке  органы,  осуществляющие  указанную  функцию,
далее именуются государственные надзорные и контрольные органы.
     Государственные надзорные  и  контрольные   органы   осуществляют
контроль  за  рациональным и безопасным использованием организациями и
индивидуальными предпринимателями нефти и нефтепродуктов,  сохранением
их качества с целью предотвращения аварий,  нарушения экологии, угрозы
человеческих жертв и повреждений,  а также эффективного  использования
энергетических ресурсов.
     3. Настоящий Порядок распространяется на организации,  являющиеся
юридическими  лицами  независимо  от  форм  собственности,  а также на
индивидуальных предпринимателей, далее именуемых "организациями".
     4. Обследования    для    осуществления    указанного    контроля
производятся с целью:
     - проверки  соблюдения   соискателем   соответствующей   лицензии
требований  и  условий,  установленных для осуществления деятельности,
указанной в лицензии,  и выдачи заключений для  получения  лицензий  в
соответствии с порядком, установленным действующим законодательством;
     - проверки    выявления    нарушений   лицензиатом   лицензионных
требований и условий,  которые могут повлечь за собой нанесение ущерба
правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, а также
обороне страны и безопасности государства;
     - осуществления   энергетического   надзора   в  области  добычи,
переработки,   транспортировки,   учета,   хранения,   реализации    и
потребления нефти и нефтепродуктов.
     4.1. Соискателем лицензий для получения заключения о соответствии
его  лицензионным требованиям и условиям в государственные надзорные и
контрольные органы представляются следующие документы:
     - заявление  о  выдаче заключения установленной формы (приложение
1);
     - копии   учредительных   документов   и  копии  свидетельства  о
государственной регистрации соискателя в качестве юридического лица (с
предъявлением оригиналов в случае,  если копии не заверены нотариусом)
- для  юридических  лиц  или  копию  свидетельства  о  государственной
регистрации  гражданина  в качестве индивидуального предпринимателя (с
предъявлением оригинала в случае,  если копия не заверена у нотариуса)
- для индивидуальных предпринимателей;
     - сведения  о  наличии  емкостей   и   другого   технологического
оборудования    (их   основные   характеристики),   необходимого   для
осуществления   лицензионной   деятельности,   а   также    документы,
подтверждающие   их   соответствие   действующим   нормам  и  правилам
технической, пожарной и экологической безопасности;
     - сведения     о    профессиональной    подготовке    работников,
осуществляющих деятельность на лицензируемом объекте.
     Документы, представленные    в    государственные   надзорные   и
контрольные  органы  для  получения   заключения,   регистрируются   в
специальном журнале.
     Рассмотрение заявления   предусматривает   оценку    полноты    и
достоверности,  представленных  материалов,  проверку  соответствия их
законодательным актам,  требованиям действующих  стандартов  и  других
нормативных и технических документов.
     Срок рассмотрения заявления не должен превышать одного  месяца  с
момента  его регистрации.  При необходимости проведения дополнительной
экспертизы этот срок увеличивается на 10 дней.
     Заключение (положительное или отрицательное) выдается заявителю в
течение  одной  недели  со  дня  принятия   соответствующего   решения
государственных надзорных и контрольных органов (приложение 2).
     Основаниями для   отрицательного   заключения    являются:
     - несоответствие     представленных    документов    действующему
законодательству;
     - наличие в документах недостоверной или искаженной информации;
     - несоответствие объекта лицензирования условиям, необходимым для
осуществления  указанного  вида  деятельности,  что подтверждено актом
обследования и заключением  государственных  надзорных  и  контрольных
органов инспекции.
     4.2. При проведении обследований деятельности по хранению нефти и
продуктов   ее   переработки   и  выдаче  соответствующих  заключений,
государственные надзорные и  контрольные  органы  инспекции  проверяют
соответствие следующим требованиям правил технической эксплуатации:
     - общие требования к нефтебазам (АЗС);
     - требования к территории нефтебаз (нефтескладов, АЗС), зданиям и
сооружениям;
     - требования  по  сокращению потерь нефтепродуктов при их приеме,
хранении и отпуске,  техническое состояние бензо-  и  маслораздаточных
колонок;
     - документация;
     - требования     к     техническому     состоянию    резервуаров,
технологического оборудования, трубопроводов и арматуры;
     - метрологическое обеспечение нефтебаз;
     - контроль качества и сбора отработанных нефтепродуктов;
     - основные  требования  к  технике  безопасности,  охране труда и
пожарной безопасности;
     - учет нефтепродуктов;
     - охрана окружающей среды;
     - требования  к  профессиональному  отбору,  проверке  знаний,  и
инструктаж по технике безопасности;
     - оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения;
     При проведении   обследований   деятельности   по   содержанию  и
эксплуатации АЗС (в том числе передвижных) проверяется:
     - общая организация работы при проведении обследования;
     - общие требования к АЗС;
     - требования к территории АЗС;
     - укомплектованность АЗС оборудованием и материалами;
     - наличие документации и порядка ее ведения;
     - техническое состояние резервуаров и технического оборудования;
     - техническое состояние бензо- и маслораздаточных колонок;
     -  техническое состояние трубопроводов и арматуры;
     - техническое  состояние  электрооборудования;
     - устройство и техническое состояние вентиляции;
     - организация   контроля   качества    и    сбора    отработанных
нефтепродуктов;
     - организация подготовки обслуживающего персонала  и  инструктажа
по технике безопасности;
     - оформление акта обследования, регистрация и выдача заключения.
     Основными направлениями  проверок  являются  следующие  работы  и
операции:
     а) использование  моторного топлива,  предназначенного для работы
автотракторной техники;
     б) использование    горюче-смазочных    материалов    и    других
нефтепродуктов в  нарушение  государственных  стандартов,  технических
условий,    а    также    нормативных   документов   по   эксплуатации
топливоиспользующей техники и оборудования;
     в) сверхнормативные потери при хранении,  транспортировке, приеме
и отпуске нефтересурсов;
     г) перерасход  горюче-смазочных  материалов  сверх  установленных
норм в технологических процессах, при эксплуатации топливоиспользующей
техники и оборудования;
     д) сверхнормативное расходование моторного топлива  автомобилями,
предназначенными  для  работы на сжиженном нефтяном и сжатом природном
газах;
     е) потери  нефтересурсов из-за неудовлетворительного технического
состояния и обслуживания  трубопроводного  транспорта,  автотракторной
техники, резервуарных парков и других сооружений;
     ж) потери  в  результате  неполного   слива   нефтепродуктов   из
железнодорожных цистерн, танкеров и других средств транспортировки;
     з) необоснованное использование жидкого резервного топлива вместо
основного при эксплуатации  топливопотребляющих  объектов,  техники  и
оборудования;
     и) потери  от   неудовлетворительного   состояния   измерительных
средств и приборов, нарушений в ведении учета нефти, нефтяного сырья и
нефтепродуктов;
     к) потери    топливных    нефтяных   ресурсов,   затраченных   на
производство бракованной продукции;
     л) потери   из-за   нерационального   использования  отработанных
нефтепродуктов и нарушений установленного порядка их сбора и сдачи;
     м) потери  из-за  снижения  качества  нефти  и  нефтепродуктов  в
результате их смешения, загрязнения, обводнения, аварий и т.д.;
     н) потери  нефтепродуктов  или  ухудшение   их   качества   из-за
невыполнения   условий   лицензирования   деятельности,   связанной  с
нефтепродуктами.
     4.3. Проверки  соблюдения  лицензиатом  лицензионных требований и
условий,  а также осуществление энергетического надзора, проводятся не
реже  одного раза в год.  При необходимости по решению государственных
надзорных и контрольных органов могут  быть  проведены  дополнительные
проверки.
     При проведении обследований и проверок государственные  надзорные
и   контрольные   органы   вправе   получать   необходимые  заключения
соответствующих   подразделений   Минтопэнерго   России    и    других
заинтересованных органов.
     По прибытии  на  место   проверяющий   предъявляет   руководителю
организации  задание  на  проверку,  знакомит  с ее целями и задачами,
уточняет другие вопросы, относящиеся к проверке.
     4.4. Проверка  с  целью осуществления энергонадзора проводится по
следующим основным вопросам:
     - организация   обеспечения   нефтепродуктами   и  результаты  их
использования с составлением баланса поступления  и  расхода  по  всем
направлениям;
     - нормирование   расхода    нефтепродуктов    при    эксплуатации
автотранспортной техники, других машин и механизмов;
     - учет работы топливопотребляющей техники;
     - состояние   бухгалтерского   и  первичного  учета  по  вопросам
использования нефтепродуктов,  наличие  сверхнормативных  и  аварийных
потерь, правильность списания и расход горюче-смазочных материалов;
     - техническое    состояние    нефтескладского    и   заправочного
оборудования с расчетом потерь нефтепродуктов из-за его неисправности;
     - организация  контроля  качества  нефтепродуктов   с   проверкой
паспортов качества, выявлением фактов смешения и порчи нефтепродуктов,
проверкой работы лаборатории;
     - организация  слива  нефтепродуктов из железнодорожных цистерн с
выявлением недослитых железнодорожных цистерн и количества, потерянных
при этом нефтепродуктов;
     - работа автотранспортной  техники,  работающей  на  автобензине,
дизельном    топливе,   сжатом   и   сжиженном   газах,   с   расчетом
непроизводительных   потерь   от   неправильной    ее    эксплуатации,
неудовлетворительного технического состояния и содержания;
     - использование котельно-печного топлива;
     - сбор и использование отработанных нефтепродуктов;
     - соблюдение условий, предусмотренных лицензией на деятельность с
нефтепродуктами.
     4.5. Результаты каждой проверки оформляются актом.  В акте должно
быть  отражено  состояние  дел  по  вопросам,  входящим  в  содержание
проверки,  и раскрыты причины выявленных нарушений. К акту прилагаются
протоколы, справки, таблицы.
     Акт подписывается всеми участниками проверки,  после чего в  него
запрещается вносить изменения и дополнения.
     Участники проверки,    а    также    представители    проверяемой
организации,  несогласные  с указанным решением,  вправе изложить свое
собственное мнение, которое прилагается к акту.
     Содержание акта  доводится  до  сведения руководителя проверяемой
организации,  который его подписывает.  В случае отказа от  подписи  в
акте  делается  соответствующая  запись,  подтверждаемая руководителем
проверки.
     Акт проверки  передается  проверяемой  организации,  копии акта -
государственным надзорным и контрольным органам, проводившим проверку,
а  также  при  необходимости  соответствующему  органу  исполнительной
власти,  представителям организаций,  участвовавшим в  проверке,  и  в
Госэнергонадзор Минтопэнерго России.
     В случае обнаружения изменения на обследуемом объекте условий его
эксплуатации,   связанных   с   нарушением   действующих  норм  правил
технической,  пожарной и  экологической  безопасности  государственные
надзорные  и  контрольные  органы могут выдать предписания с указанием
сроков устранения выявленных нарушений.
     Предписание, заверенное печатью проверяющего органа, направляется
вместе с актом проверки.
     Государственные надзорные   и   контрольные  органы  осуществляют
контроль за  выполнением  организацией  предписаний  путем  проведения
дополнительных проверок.
     При невыполнении   предписаний    выданные    ранее    заключения
аннулируются  государственными  надзорными  и  контрольными  органами,
которые в трехдневный срок со дня принятия такого решения, либо другой
срок,  установленный действующим законодательством информируют об этом
соответствующий  лицензионный  орган  для   принятия   соответствующих
решений и лицензиата.
     Переоформление заключения производится в  порядке,  установленном
для его получения.
     До переоформления заключения заявитель  может  осуществлять  свою
деятельность  при  условии  обеспечения  безопасности и безаварийности
работы.
     При выявлении   нарушений   лицензионных  требований  и  условий,
которые могут повлечь  за  собой  нанесение  ущерба  правам,  законным
интересам, нравственности и здоровью граждан, а также обороне страны и
безопасности  государства,  государственные  надзорные  и  контрольные
органы обязаны сообщить лицензирующему органу,  выдавшему лицензию,  о
выявленных нарушениях и принятых мерах.
     В этом  случае  лицензирующие органы могут приостановить действие
лицензии.
     5. При   проведении   обследований   сотрудники   государственных
надзорных и контрольных органов вправе:
     - беспрепятственно   при  предъявлении  служебного  удостоверения
посещать организации и  объекты,  где  производятся  прием,  хранение,
отпуск,   транспортировка   и   используется  нефть,  нефтяное  сырье,
нефтепродукты, в том числе отработанные масла;
     - требовать  от руководителей проверяемых организаций обеспечения
условий,  необходимых   для   проведения   проверок,   в   том   числе
предоставления   необходимых   для  работы  документов,  материалов  и
лабораторной   базы,   привлечения   специалистов    для    проведения
соответствующих анализов и измерений;
     - давать предписания об устранении  нарушений  законодательных  и
нормативных  данных требований и условий по вопросам своей компетенции
и устанавливать сроки устранения этих нарушений;
     При проведении    обследований    государственные   надзорные   и
контрольные  органы  руководствуются   методиками,   утвержденными   в
установленном порядке.
     6. Действительными  для  получения   лицензии   и   подтверждения
соответствия  лицензионным  условиям  являются  только  те заключения,
которые получены организациями в соответствии с настоящим Порядком.
     7. Обследование и выдача заключений государственными надзорными и
контрольными  органами   производится   на   основании   договоров   с
организациями,   заключаемыми   в   установленном  порядке,  с  учетом
требований,  установленных законодательством.  Расценки по  конкретным
видам   проверок   в   зависимости   от  объема  работы  и  оформления
соответствующих документов устанавливаются методиками, утвержденными в
установленном порядке.
     8. Контроль за соблюдением  требований,  установленных  настоящим
Порядком,   осуществляется   отделом   нефтяной  и  газовой  инспекции
Госэнергонадзора Минтопэнерго России.
     9. Государственные надзорные и контрольные органы при организации
и осуществлении лицензионной деятельности,  в  том  числе  при  выдаче
заключений   в  установленном  порядке,  координируют  свою  работу  с
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
     10. Спорные вопросы  по  решениям  руководителей  государственных
надзорных   и   контрольных   органов   рассматриваются  руководителем
Госэнергонадзора Минтопэнерго России,  а по его решениям Министерством
топлива и энергетики Российской Федерации.
     В случае  несогласия  соискатели  лицензии   или   лицензиата   с
принятыми решениями,  они могут быть обжалованы в суде в установленном
порядке.


                                                          Приложение 1

                                                             к Порядку

                                    В --------------------------------
Регистрационный N ------                          (наименование органа
Дата регистрации -------                        Госнефтеинспекции  или
                                           территориального Управления
                                 Госэнергонадзора Минтопэнерго России)

                              ЗАЯВЛЕНИЕ

Заявитель ------------------------------------------------------------
   (для юридических лиц - наименование и организационная форма, для
      индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество,
                          паспортные данные)
просит выдать заключение на ------------------------------------------
                                                    (вид деятельности)
----------------------------------------------------------------------
Почтовый адрес заявителя и местоположение лицензируемого объекта -----
----------------------------------------------------------------------

телефон --------------, телефакс --------------------

К заявлению прилагаются документы согласно пункту 4.1 Порядка:

1.--------------------------------------------------------------------
2.--------------------------------------------------------------------
3.--------------------------------------------------------------------
4.--------------------------------------------------------------------

     Дата ------------------------------------
     Личная подпись заявителя ----------------

                                                          Приложение 2

                                                             к Порядку

Регистрационный номер ----------
Дата выдачи ---------------------

                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Госнефтеинспекции (территориального управления
         Госэнергонадзора) Министерства топлива и энергетики
                         Российской Федерации

     Рассмотрев на основании заявления -------------------------------
                                           (регистрационный номер дата
                                                          регистрации)
документы заявителя  и  другие  материалы  по  вопросам   лицензионной
деятельности ---------------------------------------------------------
            (наименование вида деятельности, работ, услуг)
----------------------------------------------------------------------
Госнефтеинспекция (территориальное    управление     Госэнергонадзора)
считает, что ---------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
(наименование юридического  лица  или индивидуального предпринимателя,
его паспортные данные) (не)имеет возможностей) выполнять -------------
----------------------------------------------------------------------
            (наименование вида деятельности, работ, услуг)
(из-за не) при соблюдении(я) следующих условий -----------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------
----------------------------------------------------------------------

Руководитель ---------------------------              (подпись) ------
(Госнефтеинспекции или территориального                 печать
управления Госэнергонадзора)