ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ, ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И ПРОКУРОРОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ. Указание. Генеральная прокуратура РФ. 14.07.99 41/38

             ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ,
           ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И ПРОКУРОРОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ
         ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ
                  В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ

                               УКАЗАНИЕ

                      ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ

                           14 июля 1999 г.
                               N 41/38

                                (НЦПИ)


     Изучение практики прокурорского надзора за соблюдением законности
при исполнении судебных постановлений о взыскании денежных  средств  в
пользу  Минобороны  России  и  других воинских формирований Российской
Федерации показало,  что должный порядок в решении проблемы  реального
исполнения судебных актов не наведен.
     До создания службы судебных приставов  Управления  военных  судов
деятельность органов военной прокуратуры на этом направлении нуждается
в корректировке с  учетом  нахождения  исполнительных  производств  по
делам   данной   категории  у  территориальных  судебных  приставов  -
исполнителей.  По делам,  по которым судебное разрешение хозяйственных
споров  происходило  без  участия  военных  прокуроров,  не  позволяет
последним  в  полном  объеме  охватить  вопросы  реального  исполнения
должниками   судебных  актов.  В  основном  их  работа  ограничивается
предъявлением иска и его поддержанием (или  направлением  поручения  о
поддержании    иска    соответствующему    прокурору).    Необходимого
взаимодействия  с  прокурорами   регионов,   на   территории   которых
исполняются   судебные   акты   и  которые  надзирают  за  исполнением
требований  законов   судебными   приставами   -   исполнителями,   не
осуществляется.  В силу этих причин многие грубые нарушения закона при
исполнении постановлений судов судебными  приставами  -  исполнителями
своевременно не выявляются и не пресекаются.
     При совершении  исполнительных  действий  судебные   приставы   -
исполнители,  располагая  информацией  о  месте  работы должников либо
получении ими пособий по безработице,  пенсии,  не предпринимали мер к
установлению  наличия у них имущества,  на которое может быть обращено
взыскание,  а  направляли  исполнительные  листы  по  месту  получения
ежемесячных платежей.
     Так, из   изученных   прокуратурой    Мурманской    области    59
исполнительных  производств  окончено  производством  в связи с полным
взысканием только 6.  При этом часть судебных актов не исполнена из-за
несоответствия  указанных  в  исполнительных  листах  сведений о месте
жительства должников.
     Все это   снижает   эффективность  судебных  актов,  отрицательно
сказывается на защите интересов Минобороны России  и  других  воинских
формирований Российской Федерации.
     Нарушения требований  Федерального  закона   "Об   исполнительном
производстве"  в  ходе  проверки выявлены прокурорами Калининградской,
Читинской  областей,  Приморского  края  и   ряда   других   субъектов
Российской Федерации.
     Многие военные прокуроры,  ограничиваясь  предъявлением  исков  в
суды  в  интересах  Минобороны  России  и других воинских формирований
Российской Федерации,  не контролировали реальное исполнение  судебных
актов   и  не  ориентировали  взыскателей  на  необходимость  принятия
предусмотренных законом мер к их реальному исполнению.
     Военные прокуроры   слабо  использовали  предоставленные  законом
полномочия в стадии исполнения судебных  актов  арбитражных  судов  по
искам  прокуроров.  Ни  один  из  них не инициировал перед арбитражным
судом вопроса о наложении штрафа  на  лицо,  виновное  в  неисполнении
решения    арбитражного   суда   по   иску   прокурора,   в   порядке,
предусмотренном   ст.   206   Арбитражного   процессуального   кодекса
Российской Федерации.
     Взыскатели -  воинские  формирования  не  всегда  принимали   все
предусмотренные  законом  меры  к реальному исполнению судебных актов.
Отсутствие в судах дел по жалобам воинских  формирований  на  действия
(бездействие)  судебных  приставов  -  исполнителей свидетельствует об
игнорировании  ими  своего  права  на  обращение  в  суд  в   порядке,
предусмотренном   ст.   90   Федерального  закона  "Об  исполнительном
производстве".
     С учетом изложенного предлагаю:
     1. Прокурорам субъектов Российской Федерации,  городов и районов,
военным прокурорам,  прокурорам войсковых частей принять исчерпывающие
меры,  направленные на обеспечение действенного надзора за соблюдением
законности,    полнотой   и   своевременностью   исполнения   судебных
постановлений о взыскании денежных средств в пользу Минобороны  России
и других воинских формирований Российской Федерации.
     2. В целях улучшения взаимодействия в этой работе:
     2.1. Прокурорам,     обратившимся    с    исковыми    заявлениями
(заявлениями) в суд или арбитражный суд не по месту нахождения  данной
прокуратуры  и направившим копии документов соответствующему прокурору
для  поддержания  его   исковых   требований,   добиваться   получения
информации  о  результатах  рассмотрения  иска  и  реальном исполнении
судебного акта.
     2.2. Прокурорам по месту нахождения судебного органа своевременно
направлять информации о результатах  рассмотрения  исковых  требований
прокурорам, инициировавшим дела.
     2.3. Прокурорам,  надзирающим за  исполнением  законов  судебными
приставами   -   исполнителями,   осуществлять   жесткий  контроль  за
исполнением  судебных  актов  по  искам  прокуроров  и   информировать
прокуроров,  предъявивших  иски,  об исполнении постановлений судов по
ним.
     3. Управлениям  по  надзору  за исполнением законов и законностью
правовых  актов,  по  обеспечению  участия  прокуроров  в  арбитражном
процессе, по надзору за законностью постановлений судов по гражданским
делам Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуре держать под
неослабным  вниманием  организацию  и  результативность  прокурорского
надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов о
взыскании  денежных  средств  в  пользу  Минобороны  России  и  других
воинских формирований Российской Федерации.
     4. Контроль  за  выполнением  настоящего  указания  возложить  на
заместителей Генерального  прокурора  Российской  Федерации  Кехлерова
С.Г.,  Давыдова  В.И.,  заместителя  Генерального прокурора - Главного
военного прокурора Демина Ю.Г.
     Указание направить  прокурорам  субъектов  Российской  Федерации,
городов   и   районов,   военным   прокурорам   и   прокурорам    иных
специализированных прокуратур.

И.о. Генерального прокурора
Российской Федерации,
Государственный советник
юстиции 1 класса
                                                            Ю.Я. ЧАЙКА
14 имля 1999 г.
N 41/38