ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ, ВОЕННЫХ ПРОКУРОРОВ И ПРОКУРОРОВ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ АКТОВ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 14 июля 1999 г. N 41/38 (НЦПИ) Изучение практики прокурорского надзора за соблюдением законности при исполнении судебных постановлений о взыскании денежных средств в пользу Минобороны России и других воинских формирований Российской Федерации показало, что должный порядок в решении проблемы реального исполнения судебных актов не наведен. До создания службы судебных приставов Управления военных судов деятельность органов военной прокуратуры на этом направлении нуждается в корректировке с учетом нахождения исполнительных производств по делам данной категории у территориальных судебных приставов - исполнителей. По делам, по которым судебное разрешение хозяйственных споров происходило без участия военных прокуроров, не позволяет последним в полном объеме охватить вопросы реального исполнения должниками судебных актов. В основном их работа ограничивается предъявлением иска и его поддержанием (или направлением поручения о поддержании иска соответствующему прокурору). Необходимого взаимодействия с прокурорами регионов, на территории которых исполняются судебные акты и которые надзирают за исполнением требований законов судебными приставами - исполнителями, не осуществляется. В силу этих причин многие грубые нарушения закона при исполнении постановлений судов судебными приставами - исполнителями своевременно не выявляются и не пресекаются. При совершении исполнительных действий судебные приставы - исполнители, располагая информацией о месте работы должников либо получении ими пособий по безработице, пенсии, не предпринимали мер к установлению наличия у них имущества, на которое может быть обращено взыскание, а направляли исполнительные листы по месту получения ежемесячных платежей. Так, из изученных прокуратурой Мурманской области 59 исполнительных производств окончено производством в связи с полным взысканием только 6. При этом часть судебных актов не исполнена из-за несоответствия указанных в исполнительных листах сведений о месте жительства должников. Все это снижает эффективность судебных актов, отрицательно сказывается на защите интересов Минобороны России и других воинских формирований Российской Федерации. Нарушения требований Федерального закона "Об исполнительном производстве" в ходе проверки выявлены прокурорами Калининградской, Читинской областей, Приморского края и ряда других субъектов Российской Федерации. Многие военные прокуроры, ограничиваясь предъявлением исков в суды в интересах Минобороны России и других воинских формирований Российской Федерации, не контролировали реальное исполнение судебных актов и не ориентировали взыскателей на необходимость принятия предусмотренных законом мер к их реальному исполнению. Военные прокуроры слабо использовали предоставленные законом полномочия в стадии исполнения судебных актов арбитражных судов по искам прокуроров. Ни один из них не инициировал перед арбитражным судом вопроса о наложении штрафа на лицо, виновное в неисполнении решения арбитражного суда по иску прокурора, в порядке, предусмотренном ст. 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Взыскатели - воинские формирования не всегда принимали все предусмотренные законом меры к реальному исполнению судебных актов. Отсутствие в судах дел по жалобам воинских формирований на действия (бездействие) судебных приставов - исполнителей свидетельствует об игнорировании ими своего права на обращение в суд в порядке, предусмотренном ст. 90 Федерального закона "Об исполнительном производстве". С учетом изложенного предлагаю: 1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам войсковых частей принять исчерпывающие меры, направленные на обеспечение действенного надзора за соблюдением законности, полнотой и своевременностью исполнения судебных постановлений о взыскании денежных средств в пользу Минобороны России и других воинских формирований Российской Федерации. 2. В целях улучшения взаимодействия в этой работе: 2.1. Прокурорам, обратившимся с исковыми заявлениями (заявлениями) в суд или арбитражный суд не по месту нахождения данной прокуратуры и направившим копии документов соответствующему прокурору для поддержания его исковых требований, добиваться получения информации о результатах рассмотрения иска и реальном исполнении судебного акта. 2.2. Прокурорам по месту нахождения судебного органа своевременно направлять информации о результатах рассмотрения исковых требований прокурорам, инициировавшим дела. 2.3. Прокурорам, надзирающим за исполнением законов судебными приставами - исполнителями, осуществлять жесткий контроль за исполнением судебных актов по искам прокуроров и информировать прокуроров, предъявивших иски, об исполнении постановлений судов по ним. 3. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе, по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам Генеральной прокуратуры, Главной военной прокуратуре держать под неослабным вниманием организацию и результативность прокурорского надзора за соблюдением законности в стадии исполнения судебных актов о взыскании денежных средств в пользу Минобороны России и других воинских формирований Российской Федерации. 4. Контроль за выполнением настоящего указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., Давыдова В.И., заместителя Генерального прокурора - Главного военного прокурора Демина Ю.Г. Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур. И.о. Генерального прокурора Российской Федерации, Государственный советник юстиции 1 класса Ю.Я. ЧАЙКА 14 имля 1999 г. N 41/38 |