О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОННОСТИ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К УГОЛОВНОЙ И АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕПУТАТОВ И КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ОРГАНОВ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОЙ) ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ УКАЗАНИЕ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 7 июля 1999 г. N 40/36 (НЦПИ) Результаты анализа состояния прокурорского надзора в республиках, краях, областях, автономных образованиях Российской Федерации за соблюдением законов и законностью правовых актов, регламентирующих статус депутатов и кандидатов в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также следственной практики по делам о преступлениях, совершенных в 1998 г. депутатами упомянутых органов власти, свидетельствуют о распространенности недостатков в деятельности прокуроров, следователей и органов дознания. Во многих регионах страны в течение 1994 - 1997 гг. приняты и продолжают действовать нормативные акты, в которых содержатся положения о неприкосновенности депутатов органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 30.11.95 N 16-П по делу о проверке конституционности ст. ст. 23 и 24 Временного положения об обеспечении деятельности депутатов Калининградской областной Думы, устанавливающих гарантии депутатской неприкосновенности, признал их не соответствующими Конституции Российской Федерации. В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.97 N 19-П по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (основного закона) Тамбовской области указано, что законодательство субъектов Российской Федерации не может исключать возможность привлечения депутата к уголовной либо административной ответственности, установленной федеральным законодательством, и тем самым определять какой-либо иной порядок осуществления правосудия и судопроизводства, чем тот, который предусмотрен Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. В соответствии с ч. 2 ст. 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации является основанием отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанном неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации. Положения этих нормативных актов не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Практика показала, что в прокуратурах республик, краев, областей отсутствует единообразный подход к исполнению указания Генерального прокурора Российской Федерации от 12.01.98 N 4/1 "О порядке привлечения к уголовной и административной ответственности депутатов субъектов Российской Федерации". В ряде регионов еще не изжиты факты обращения прокуроров в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления за дачей согласия на привлечение к уголовной ответственности депутатов, совершивших преступления, а также прекращения уголовных дел по мотивам получения отказов на эти обращения. Не всегда обеспечивается должный надзор за ходом расследования дел этой категории. В целях устранения вышеуказанных недостатков, руководствуясь ч. 1 ст. 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", предлагаю: 1. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, другим территориальным, военным и специализированным прокурорам: 1.1. Установить личный контроль за соблюдением законности при расследовании по делам о преступлениях, совершенных депутатами и кандидатами в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. 1.2. Исключить факты обращения в органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления для получения согласия на привлечение к уголовной ответственности депутатов, совершивших преступления, если федеральное законодательство не установит иное. 1.3. До 01.11.99 изучить все дела и материалы о прекращении или об отказе в возбуждении уголовных дел в отношении депутатов органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, по которым приняты решения в связи с отказом представительного органа власти, дать согласие на привлечение депутата к уголовной ответственности и принять меры по устранению выявленных нарушений законности. 1.4. О возбуждении и возобновлении производством уголовных дел, обозначенных в п. 1.3 настоящего указания, и результатах их расследования сообщать в Главное следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации незамедлительно. 1.5. При решении вопроса о привлечении к уголовной и административной ответственности депутатов и кандидатов в депутаты органов законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления исходить из того, что: зарегистрированный кандидат в депутаты после регистрации не может быть привлечен без согласия прокурора (соответственно уровню выборов) к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия прокурорами извещать об этом избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата (ч. 4 ст. 35 Федерального закона от 19.09.97 "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"); депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления на территории муниципального образования не могут быть задержаны (за исключением случаев задержания на месте преступления), подвергнуты обыску по месту жительства или работы, арестованы, привлечены к уголовной ответственности без согласия прокурора субъекта Российской Федерации (ч. 7 ст. 18 Федерального закона от 28.08.95 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). 2. Прокурорам субъектов Российской Федерации и приравненным к ним прокурорам лично рассматривать вопросы о санкционировании ареста депутатов органов законодательной власти субъектов Российской Федерации и производстве обыска по месту их жительства или работы. Обеспечивать немедленную проверку соблюдения законности при задержании указанных лиц, привлечении их к уголовной, а также административной ответственности за совершение правонарушений, предусматривающих применение мер административного взыскания в судебном порядке. 3. Контроль за исполнением указания возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по соответствующим направлениям их деятельности. Указание направить прокурорам субъектов Российской Федерации, городов, административных округов, районов, военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, а также в Министерство внутренних дел, Федеральную службу безопасности, Федеральную службу налоговой полиции, Федеральную пограничную службу и Государственный таможенный комитет Российской Федерации. С указанием ознакомить оперативных работников центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации. И.о. Генерального прокурора Российской Федерации, Государственный советник юстиции 1 класса Ю.Я. ЧАЙКА 7 июля 1999 г. N 40/36 |