О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 8 июля 1999 г. N 70 (НЦПИ) Во исполнение решения коллегии Минобразования России от 22.06.99 N 15/1 "О совершенствовании структуры и содержания инженерного образования" приказываю: 1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестакову) совместно с Управлением высшего профессионального образования (Ю.А. Новиковым) и Управлением научно-исследовательских работ (Ю.В. Шленовым) предусмотреть в проекте научно-исследовательской программы по направлению "Развитие системы образования" разработку проблем развития высшего технического образования. 2. В целях совершенствования структуры высшего технического образования: 2.1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестакову) совместно с Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России (Н.И. Максимовым), Ассоциацией технических университетов (И.Б. Федоровым) и Ассоциацией инженерного образования (Ю.П. Похолковым): 2.1.1. Провести до 10.10.99 доработку проекта перечня направлений и специальностей высшего профессионального образования, принятого за основу коллегией Минобразования России 1 июня 1999 г., предусмотрев укрупнение инженерных специальностей, с целью преодоления узкопрофильности подготовки и повышения профессиональной мобильности выпускников. 2.1.2. До 01.11.99 определить порядок формирования магистерских программ и уточнить порядок формирования специализаций обновленного перечня направлений и специальностей высшего технического образования. 2.1.3. Предоставлять вузам право, в порядке эксперимента и по решению Межведомственного экспертного совета по государственному образовательному стандарту, формировать и реализовывать новые основные образовательные программы с последующим рассмотрением в установленном порядке вопроса о целесообразности их введения в действующий Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. 2.1.4. Организовать до 15.11.99 работу по созданию основных образовательных программ, направленных на интеграцию с мировой образовательной системой. 2.1.5. Провести до 01.03.2000 обсуждение и анализ деятельности УМО вузов с целью уточнения их задач и функций. 2.2. Управлению высшего профессионального образования (Ю.А. Новикову), Управлению экономики (Г.В. Боровскому) последовательно осуществлять структурную перестройку сети образовательных учреждений высшего технического образования, подготовку кадров по отдельным специальностям и направлениям с учетом социально-экономических потребностей и перспектив развития регионов и технической политики страны. 3. В целях совершенствования содержания высшего технического образования: 3.1. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Г.К. Шестакову) совместно с Координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов Минобразования России (Н.И. Максимовым), Ассоциацией технических университетов (И.Б. Федоровым) и Ассоциацией инженерного образования (Ю.П. Похолковым) в новом поколении государственных образовательных стандартов и основных образовательных программ высшего технического образования: 3.1.1. Разработать обновленные структуры и содержание циклов гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ), естественнонаучных (ЕН) дисциплин и общепрофессиональных дисциплин (ОПД) с целью реализации принципа сочетания фундаментальности и профессионализации подготовки. 3.1.2. Предусмотреть сохранение и развитие сопряженности содержания образования по родственным специальностям и направлениям высшего технического образования. 3.1.3. Обеспечить повышение гибкости системы основных образовательных программ высшего технического образования и установить следующие доли часов, отводимых на дисциплины по выбору студента и национально-региональную составляющую содержания образования в циклах дисциплин: ГСЭ - до 30%, ЕН - до 30%, ОПД - до 20%, специальных дисциплин (СД) - до 50%. Предоставить право учебно-методическим объединениям вузов определять в цикле ОПД наименования и объемы дисциплин в пределах 25% от общей трудоемкости цикла. Обеспечить повышение ответственности вузов за формирование и эффективную реализацию основных образовательных программ. 3.1.4. Предоставить право ученым советам вузов устанавливать норматив аудиторной нагрузки студентов менее 27 часов в неделю в соответствии с фактическим уровнем развития информационной среды вуза. 3.2. Управлению образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования совместно с Управлением учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (Н.Л. Зориным) разработать программу по изданию нового поколения учебной литературы и информационно-методических материалов, обеспечивающих дальнейшее развитие высшего технического образования. 3.3. Ректорам технических высших учебных заведений: 3.3.1. Обеспечить повышение уровня изучения иностранных языков, права, экономики отраслей и менеджмента. 3.3.2. Способствовать формированию устойчивых договорных связей вузов с ведущими промышленными предприятиями и научными организациями России с целью развития системы научно-производственных практик. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра В.М. Жураковского и заместителя Министра В.Д. Шадрикова. Министр В.М.ФИЛИППОВ |