ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ. Постановление. Министерство труда и социального развития РФ. 27.07.99 29

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
       ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
            ЦЕНТРОВ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

             МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           27 июля 1999 г.
                                 N 29

                                (НЦПИ)


     В целях реализации Федерального закона "О социальном обслуживании
граждан  пожилого  возраста  и  инвалидов"  (Собрание законодательства
Российской  Федерации,  1995,  N   32,   ст.   3198)   и   дальнейшего
совершенствования   системы   социальной  поддержки  граждан  пожилого
возраста  и  инвалидов  Министерство  труда  и  социального   развития
Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить    Методические    рекомендации    по    организации
деятельности  социально  -  оздоровительных  центров  граждан пожилого
возраста и инвалидов согласно приложению.
     2. Руководителям органов социальной защиты населения при создании
социально  -  оздоровительных  центров  граждан  пожилого  возраста  и
инвалидов   учитывать   Методические   рекомендации   по   организации
деятельности социально  -  оздоровительных  центров  граждан  пожилого
возраста и инвалидов, утвержденные настоящим Постановлением.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
                                                     С. КАЛАШНИКОВ


                                                            Приложение
                                                       к Постановлению
                                                       Минтруда России
                                               от 27 июля 1999 г. N 29

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
              ПО ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ
            ЦЕНТРОВ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

     Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии  с
Федеральным   законом  "О  социальном  обслуживании  граждан  пожилого
возраста и инвалидов" и Федеральным законом  "Об  основах  социального
обслуживания    населения    в    Российской    Федерации"   (Собрание
законодательства Российской Федерации,  1995,  N  50,  ст.  4872)  для
оказания помощи в организации деятельности социально - оздоровительных
центров граждан пожилого возраста и инвалидов.

                       I. Общие положения

     1.1. Социально - оздоровительный центр граждан пожилого  возраста
и   инвалидов   (далее   -  Центр)  создается  в  целях  проведения  в
стационарных условиях социально - оздоровительных  и  профилактических
мероприятий   для   продления  возможности  самореализации  гражданами
пожилого возраста (мужчины старше 60 лет и женщины старше  55  лет)  и
инвалидами    (далее   -   граждане),   сохранившими   способность   к
самообслуживанию  и  активному  передвижению,  своих  жизненно  важных
потребностей   путем   укрепления   здоровья,   повышения   физической
активности, а также нормализации психического статуса.
     1.2. Центр  может  находиться в ведении органов социальной защиты
населения субъектов Российской  Федерации  или  муниципальных  органов
социальной защиты населения.
     1.3. На основании положений  статей  51,  52  и  54  Гражданского
кодекса  Российской  Федерации  (Собрание  законодательства Российской
Федерации,  1994,  N  32,  ст.  3301)  Центр  как   юридическое   лицо
осуществляет  свою  деятельность  на  основании устава Центра (далее -
устав),  утвержденного  учредителем  Центра  (далее  -  учредитель)  и
зарегистрированного в органах юстиции в установленном порядке.
     1.4. Численность граждан,  одномоментно обслуживаемых Центром,  и
продолжительность их пребывания в нем устанавливается учредителем.
     1.5. Центр вправе открывать филиалы,  расположенные вне места его
нахождения   и   осуществляющие   его  функции.  Филиалы  не  являются
юридическими  лицами.   Они   наделяются   имуществом   создавшим   их
юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
     При создании  филиала  вносятся  соответствующие   дополнения   и
изменения в действующий устав с последующей его перерегистрацией.
     1.6. Центр, а также его филиалы не могут быть приватизированы или
перепрофилированы на иные виды деятельности, а закрепленное за Центром
на праве оперативного управления имущество не может сдаваться в аренду
или отдаваться в залог.
     1.7. Для оказания помощи в деятельности администрации при  Центре
может создаваться попечительский (общественный) совет. Совет действует
на   основании   положения,   разрабатываемого   в   соответствии    с
Рекомендациями  по  созданию и организации деятельности попечительских
(общественных) советов при учреждениях  социальной  защиты  населения,
утвержденными  Постановлением Минтруда России от 29 октября 1998 г.  N
44.
     1.8. Осуществление медицинской,  а также иных видов деятельности,
отвечающих уставным целям,  но  требующих  специального  разрешения  в
соответствии   с   действующим   законодательством,   производится  на
основании лицензирования.
     1.9. Учредитель  оказывает Центру организационно - методическую и
практическую помощь.
     1.10. Контроль    за    деятельностью    Центра    осуществляется
учредителем,  соответствующим органом социальной защиты  населения,  а
также органами здравоохранения,  санэпиднадзора,  финансов,  налоговой
службы и госторгинспекцией в пределах их компетенции.

             II. Основные направления деятельности центра

     2.1. Деятельность  Центра  направлена  на  проведение  социальных
мероприятий, в связи с чем Центр осуществляет:
     прием и размещение граждан с учетом их возраста,  пола, характера
заболеваний;
     определение конкретных  форм  помощи  гражданам   с   учетом   их
физического и психического состояния, а также имеющихся заболеваний;
     выполнение мероприятий   по   адаптации   граждан   к    условиям
проживания;
     проведение оздоровительных и профилактических мероприятий;
     организация рационального (диетического) питания граждан;
     осуществление мероприятий  по  коррекции психологического статуса
граждан;
     восстановление у граждан способностей к посильному труду;
     проведение санитарно - просветительной  работы  с  целью  решения
вопросов возрастной адаптации;
     организация досуга;
     привлечение различных    государственных,     муниципальных     и
негосударственных  структур  к  решению  вопросов оказания социально -
оздоровительной  и  лечебно  -  профилактической  помощи  гражданам  и
координация их деятельности в этом направлении;
     осуществление мероприятий  по  повышению  качества   обслуживания
граждан и профессионального уровня работников Центра,  внедрению новых
форм и методов работы.

               III. Организация и порядок работы центра

     3.1. Центр возглавляет директор, назначаемый учредителем. Штатное
расписание   утверждается   директором   Центра   по   согласованию  с
учредителем  в  пределах  средств,  выделение  которых  на  эти   цели
предусмотрено соответствующим бюджетом.
     Штатное расписание Центра рекомендуется составлять в соответствии
с   Примерным  штатным  расписанием  Центра  (приложение  к  настоящим
Методическим рекомендациям).
     Директор Центра  исходя  из  производственной  необходимости и по
согласованию с  учредителем  может  в  пределах  установленного  фонда
заработной  платы вводить в штат Центра должности,  не предусмотренные
штатным расписанием Центра,  или вводить дополнительные  должности  за
счет ассигнований, выделенных из средств бюджета на эти цели.
     3.2. Оказание медицинских услуг гражданам в Центре осуществляется
специалистами,  имеющими  соответствующее  образование  и состоящими в
штате Центра.  К  работе  в  Центре  могут  привлекаться  на  условиях
трудового   договора   (контракта)   студенты   (начиная  с  4  курса)
медицинских вузов.  Оказание консультативной  помощи  гражданам  может
организоваться совместно с учреждениями здравоохранения.
     3.3. Трудовые  отношения  между  администрацией  Центра   и   его
работниками регулируются действующим законодательством о труде.
     3.4. Форма,   система   и   размеры   оплаты   труда   работников
устанавливаются  в  соответствии  с  действующим  законодательством  и
утвержденной сметой расходов.
     3.5. Правила внутреннего трудового распорядка Центра утверждаются
общим собранием  (конференцией)  работников  Центра  по  представлению
руководства Центра.
     3.6. Работники  Центра  обеспечиваются  спецодеждой  по   нормам,
предусмотренным  для  работников домов - интернатов органов социальной
защиты населения.
     3.7. Центр   и   его   филиалы  могут  располагаться  в  зданиях,
находящихся  в  государственной   или   муниципальной   собственности,
переданных  в  оперативное  ведение Центру,  или на базе домов отдыха,
пансионатов,  санаторно - курортных  учреждений  и  т.п.  на  условиях
аренды помещений.
     3.8. Помещения Центра и его филиалов должны быть обеспечены всеми
видами коммунально - бытового благоустройства применительно к условиям
данного населенного пункта,  оснащены  телефонной  связью  и  отвечать
санитарно  -  гигиеническим  и  противопожарным  требованиям,  а также
требованиям охраны труда.
     3.9. Для проведения оздоровительных,  лечебно - профилактических,
гигиенических и культурных мероприятий в Центре  выделяются:  кабинеты
врача,  медицинской  сестры  и  массажа;  бытовая  и  душевая комнаты;
комната гигиены женщин; помещение для досуга.
     При наличии  условий  в  Центре  могут  дополнительно открываться
лечебно  -  диагностические   кабинеты,   оснащенные   аппаратурой   и
инструментарием,   в   том   числе  физиотерапевтического  назначения,
фитолечения,  эмоциональной  разгрузки,  зал   лечебной   физкультуры,
библиотека и др.
     Для проведения  лечебно  -  оздоровительных  мероприятий  Центром
могут использоваться местные природно - климатические факторы.
     Территория Центра  должна  быть   благоустроена   и   по   своему
архитектурно  -  планировочному  решению  соответствовать направлениям
деятельности Центра.
     3.10. Выдача  путевок  (направлений)  в Центр может производиться
учредителем или территориальными органами социальной защиты  населения
согласно выделенной им квоте.
     Выдача путевок (направлений) производится на основании:
     личного заявления гражданина;
     документа, удостоверяющего личность гражданина;
     заключения лечебно  -  профилактического  учреждения  о состоянии
здоровья и отсутствии медицинских  противопоказаний  для  помещения  в
Центр;
     справки о размере  пенсии,  в  том  числе  с  учетом  надбавок  и
компенсационных  выплат,  выданной органом,  осуществляющим пенсионное
обеспечение.
     3.11. Путевки   (направления)   в  Центр  выдаются  гражданам  на
условиях частичной оплаты, размер которой устанавливается учредителем,
но который не должен превышать 75% от размера пенсии с учетом надбавок
и компенсационных выплат.
     Размер оплаты отмечается в путевке (направлении) в Центр. Условия
и порядок оплаты определяется учредителем.
     3.12. Часть  путевок  (направлений)  в пределах,  устанавливаемых
учредителем, может реализовываться Центром населению по себестоимости.
     3.13. Средства,  полученные  от  оплаты  путевок (направлений) по
себестоимости и предоставления гражданам дополнительных платных услуг,
зачисляются  на  счет Центра и направляются на реализацию его уставных
целей.
     Часть внебюджетных    средств,    получаемых    Центром,    может
направляться на стимулирование труда работников Центра.
     Размер указанных средств определяется учредителем.
     3.14. Правом  внеочередного  получения  путевок  (направлений)  в
Центр пользуются инвалиды и  участники  Великой  Отечественной  войны,
инвалиды  боевых действий на территориях других государств,  труженики
тыла,  а также бывшие несовершеннолетние узники концлагерей,  гетто  и
других  мест  принудительного  содержания,  созданных  фашистами  и их
союзниками в период второй мировой войны.
     Правом первоочередного  получения  путевок  (направлений) в Центр
пользуются супруги погибших (умерших) инвалидов и  участников  Великой
Отечественной   войны,   не   вступившие   в   повторный  брак;  лица,
подвергшиеся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированные;
граждане,  подвергшиеся  воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС;  одинокие нетрудоспособные граждане и  инвалиды,  в
т.ч. из числа вынужденных переселенцев.
     3.15. Формирование групп граждан,  обслуживаемых  Центром,  можно
производить  в плановом порядке с учетом возраста и схожести имеющейся
у них патологии.
     3.16. Противопоказаниями  к  зачислению  граждан в Центр являются
психические  заболевания,  хронический  алкоголизм,   венерические   и
карантинные инфекционные заболевания,  бактерионосительство,  активные
формы туберкулеза,  иные  тяжелые  заболевания,  требующие  лечения  в
учреждениях   здравоохранения,   а  также  полная  утрата  возможности
самообслуживания.
     3.17. В  период  школьных  каникул  в Центр по решению Учредителя
могут направляться дети -  инвалиды,  а  также  дети  и  подростки  из
малообеспеченных   семей,  нуждающиеся  в  проведении  оздоровительных
мероприятий.  Пребывание детей и подростков в Центре, а также оказание
им   помощи   регламентируются  Примерным  положением  о  социально  -
реабилитационном Центре для несовершеннолетних,  утвержденным Приказом
Минсоцзащиты  России от 6 мая 1994 г.  N 64,  и Примерным положением о
реабилитационном  Центре  для  детей  и  подростков  с   ограниченными
возможностями, утвержденным Приказом Минсоцзащиты России от 14 декабря
1994 г. N 249.
     Во время пребывания детей в Центре медицинское наблюдение за ними
осуществляет врач - педиатр.
     3.18. Осуществление    противоэпидемических    и    санитарно   -
гигиенических мероприятий  в  Центре  производится  в  соответствии  с
нормативными   правовыми   актами  Российской  Федерации  и  субъектов
Российской Федерации,  нормативными актами Минздрава России,  а  также
Инструкцией      об     организации     медицинского     обслуживания,
противоэпидемических и санитарно - гигиенических мероприятий в домах -
интернатах   для   престарелых   и  инвалидов,  утвержденной  Приказом
Минсоцзащиты России от 28 июля 1995 г. N 170.

           IV. Условия приема, содержания и выписки граждан

     4.1. Зачисление в Центр осуществляется на основании:
     путевки (направления);
     документа, удостоверяющего личность гражданина;
     заключения лечебно  -  профилактического  учреждения  о состоянии
здоровья,  требуемых  санаторно  -  реабилитационных  мероприятиях   и
отсутствии медицинских противопоказаний для помещения в Центр;
     индивидуальной программы    реабилитации    инвалида,    выданной
учреждением государственной службы медико - социальной экспертизы.
     4.2. Граждане,  проживающие  в   Центре,   обеспечиваются   жилым
помещением,   отдельным   койко   -   местом,   мебелью,   постельными
принадлежностями.
     4.3. Размещение  граждан по палатам осуществляется с учетом пола,
возраста,  состояния  здоровья.  Перевод  из  одной  палаты  в  другую
допускается только с разрешения администрации Центра.
     4.4. В  период  нахождения  в  Центре   граждане   обеспечиваются
питанием, в том числе диетическим, по нормам, установленным Институтом
питания Российской академии медицинских наук для проживающих в домах -
интернатах   для   престарелых   и   инвалидов   общего  типа  (письмо
Минсоцзащиты России от 24 августа 1993 г. N 1-2377-18).
     4.5. Оздоровительные  мероприятия  в  Центре  проводятся с учетом
рекомендаций  учреждений  здравоохранения  и  индивидуальных  программ
реабилитации инвалидов.
     Медицинские процедуры гражданам выполняются только по  назначению
врачей Центра или учреждений здравоохранения.
     Граждане, нуждающиеся  в  стационарном  лечении,  переводятся   в
учреждения здравоохранения.
     4.6. Гражданам,   проживающим   в   Центре,   могут   оказываться
дополнительные   услуги   на   условиях   оплаты   согласно   тарифам,
утверждаемым учредителем.
     4.7. Состояние  здоровья  граждан  при  поступлении  и  во  время
пребывания в  Центре,  проводимые  оздоровительно  -  реабилитационные
мероприятия и их эффективность отражаются в медицинской карте.
     4.8. В Центре организуется круглосуточное дежурство сотрудников.
     4.9. В период пребывания в Центре граждане имеют право на:
     прием посетителей в установленное для этого время;
     обращение к  руководству  и  работникам  Центра  с предложениями,
жалобами, а также за консультациями;
     пользование собственной   одеждой,  обувью  и  предметами  личной
гигиены.
     4.10. Граждане,   проживающие   в  Центре,  за  нарушение  режима
пребывания  и   общественного   порядка,   установленного   в   Центре
администрацией, могут быть досрочно выписаны из Центра.
     4.11. При  досрочном  выбытии  граждан  из   Центра   деньги   за
неиспользованный срок пребывания в нем не возвращаются.
     4.12. По окончании срока пребывания в Центре  гражданам  выдаются
на   руки   заключение   о   характере   и  эффективности  проведенных
оздоровительных   мероприятий   и   корешок   путевки   (направления),
возвращаемый ими в учреждение, выдавшее его.

                                                            Приложение
                                          к Методическим рекомендациям
                                           по организации деятельности
                                   социально - оздоровительных центров
                                граждан пожилого возраста и инвалидов,
                                  утвержденным Постановлением Минтруда
                                        России от 27 июля 1999 г. N 29

                  ПРИМЕРНОЕ ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ
           СОЦИАЛЬНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА ГРАЖДАН
                  ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА И ИНВАЛИДОВ

------------------------------------------------------------------
|  Наименование должности  |      Количество штатных единиц      |
|                          |-------------------------------------|
|                          | общая численность обслуживаемых лиц |
|                          |-------------------------------------|
|                          |    от 50 до  | от 100 до | свыше 200|
|                          |    100 чел.  |  200 чел. |    чел.  |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|             1            |      2       |     3     |     4    |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Директор                  |     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Заместитель директора     |     1,0      |    2,0    |    2,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Главный бухгалтер         |     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Бухгалтер                 |     0,5      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Кассир                    |     0,5      |    0,5    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Инспектор                 |     0,5      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Заведующий хозяйством     |     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Секретарь - машинистка    |     0,5      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Специалист по             |     1,0      |    2,0    |    3,0   |
|социальной работе         |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Врач - терапевт           |     1,0      |    2,0    |    3,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Психолог                  |     1,0      |    1,0    |    2,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Педиатр <*>               |     1,0      |    2,0    |    2,5   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Культорганизатор          |     1,0      |    1,5    |    2,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Библиотекарь              |     0,5      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Старшая медицинская сестра|     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|Медицинская сестра        |     4,0      |    4,0    |    5,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Медицинская сестра        |     1,0      |    1,5    |    2,0   |
|процедурного кабинета     |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Медицинская сестра        |     2,0      |    2,5    |    3,0   |
|физиокабинета             |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Инструктор по лечебной    |     1,0      |    1,5    |    2,0   |
|физкультуре               |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Медицинская сестра        |     1,0      |    2,0    |    2,5   |
|по массажу                |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Санитарка                 |4,0 из расчета|     8,0 из расчета   |
|                          |круглосуточной|     круглосуточной   |
|                          |    работы    |         работы       |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Диетсестра                |     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Повар                     |     2,0      |    3,0    |    3,5   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Санитарка - буфетчица     |     2,0      |    2,5    |    3,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Мойщик посуды             |     2,0      |    2,5    |    3,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Санитарка - уборщица      |     2,0      |    3,0    |    4,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Сестра - хозяйка          |     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Кастелянша                |     0,5      |    1,0    |    1,5   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Машинист по стирке        |     1,0      |    1,5    |    2,0   |
|белья                     |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Техник                    |     1,0      |    1,5    |    1,5   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Слесарь - сантехник       |     0,5      |    0,5    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Плотник                   |     0,5      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Оператор котельной <**>   |     4,0      |    4,0    |    4,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Водитель автомобиля       |     1,0      |    1,0    |    1,0   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Уборщик служебных         |     1,0      |    2,0    |    3,0   |
|помещений                 |              |           |          |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Дворник                   |     1,0      |    1,0    |    1,5   |
|--------------------------|--------------|-----------|----------|
|Сторож                    |     4,0      |    4,0    |    4,0   |
------------------------------------------------------------------

--------------------------------
     <*> Должность вводится при обслуживании в Центре детей.
     <**> Должность вводится при наличии котельной.