О РЕШЕНИИ КОМИССИИ ПО РАССМОТРЕНИЮ ДЕЛ О НАРУШЕНИИ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПРИКАЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОРНЫЙ И ПРОМЫШЛЕННЫЙ НАДЗОР РОССИИ 9 июля 1999 г. N 118 (НЦПИ) Комиссия по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства 8 июня 1999 г. на своем заседании рассмотрело дело о нарушении Госгортехнадзором России пункта 1 статьи 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Комиссия установила, что в 1998 году Госгортехнадзор России и Российский страховой пул по страхованию ответственности (далее - Пул) в рамках Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" заключили Генеральное соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым (п. 2.2.3 соглашения) Госгортехнадзор России принял на себя обязательство рекомендовать участников Страхового пула своим территориальным органам "в качестве страховщиков гражданской ответственности подконтрольных Госгортехнадзору России организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты и подлежащих лицензированию" и обязался (п. 2.2.5 соглашения) "оказывать Страховому пулу содействие в организации страхования...". Выполнение требований данных пунктов соглашения приводит к ограничению конкуренции и ущемлению интересов иных страховых компаний, не входящих в Пул. В развитие указанного соглашения Госгортехнадзором России было направлено письмо от 23.02.99 N 06-9/38, в соответствии с которым территориальные органы обязаны заключать соглашения о взаимодействии только со страховыми компаниями, входящими в Пул, что привело к необоснованному препятствию осуществления деятельности других страховых организаций, имеющих соответствующие лицензии Минфина России. В ходе рассмотрения дела было установлено, что Госгортехнадзор России письмом от 17.03.99 N 03-35/90 предлагает руководителям своих территориальных органов взаимодействовать "со страховыми компаниями, входящими в Пул". Выполнение требований указанного письма также приводит к ущемлению интересов иных страховых компаний, имеющих лицензию на проведение данного вида страхования. МАП России, рассмотрев документы и заслушав представителей Минфина России и Госгортехнадзора России, пришел к выводу, что: 1. Письма Госгортехнадзора России от 23.02.99 N 06-9/38 и от 17.03.99 N 03-35/90 нарушают п. 1 ст. 7 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 82-ФЗ), так как направлены на ограничение конкуренции на рынке страховых услуг и необоснованного препятствия осуществлению деятельности других страховых компаний. 2. Пункты 2.2.3 и 2.2.5 Генерального соглашения о сотрудничестве, заключенного Госгортехнадзором России и Пулом, нарушают ст. 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 82-ФЗ), так как ограничивают доступ на рынок страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию, но не входящих в Пул. Руководствуясь п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и п. 2.12 Правил рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства, утвержденных Приказом ГКАП РФ N 91 от 25.06.96, комиссия решила: 1. Признать в действиях Госгортехнадзора России факт нарушения п. 1 ст. 7 и ст. 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.91 N 948-1 (в редакции от 25.05.95 N 82-ФЗ), выразившийся в необоснованном препятствии осуществлению деятельности других страховых компаний и ограничении доступа на рынок страховых компаний, имеющих соответствующую лицензию, но не входящих в Пул. 2. Выдать Госгортехнадзору России Предписание об устранении нарушений п. 1 ст. 7 и ст. 8 Закона Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". 3. Рекомендовать Госгортехнадзору России заключать соглашения по проведению страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных производственных объектов со всеми страховыми компаниями, которые имеют соответствующую лицензию, выданную федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор за страховой деятельностью, в установленном порядке. На основании решения Комиссии по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства МАП России и Предписания МАП России от 08.06.99 N АЦ/07-05899 приказываю: 1. Отменить письма Госгортехнадзора России от 23.02.99 N 06-9/38 и от 17.03.99 N 03-35/90. 2. Внести следующие изменения в Генеральное соглашение о сотрудничестве (от 11.09.99 N Д-529398/02-09) между Госгортехнадзором России и Российским страховым пулом: 2.1. Пункты 2.2.3 и 2.2.5 исключить из Генерального соглашения о сотрудничестве. 2.2. Дополнить текст Генерального соглашения о сотрудничестве (по согласованию с Наблюдательным советом Российского страхового пула) новым пунктом следующего содержания: "2.2.3. Проводить (по заявкам страховых компаний участников Пула) анализ факторов риска для целей страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов". 2.3. Пункт 2.2.6 соглашения считать пунктом 2.2.5. 3. Возложить на начальников территориальных органов персональную ответственность в вопросах обеспечения внедрения страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, с учетом требований директивного письма Госгортехнадзора России от 23.04.98 N 01-17/116. 4. Начальникам территориальных органов Госгортехнадзора России для выполнения требований статей 6, 9 и 15 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов": 4.1. Своевременно доводить до сведения организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, что они должны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте (п. 1 статьи 15). 4.2. В лицензиях на эксплуатацию опасного производственного объекта делать запись об обязательности наличия у заявителя на момент начала эксплуатации и на протяжении всего периода эксплуатации опасного производственного объекта договора страхования риска ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта (п. 3 статьи 6). 4.3. Требовать наличия договора страхования риска ответственности за причинение вреда у организаций, занимающихся эксплуатацией опасных производственных объектов (п. 1 статьи 9). 4.4. Контролировать правильность идентификации опасных производственных объектов и соответствия их отнесения к категориям по обязательному страхованию ответственности нормативным требованиям. 4.5. Контролировать правильность выполнения страховыми организациями, имеющими право страхования ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, условий, установленных договором страхования, и представлять информацию о страховщиках, не выполняющих условия, установленные договором страхования. 4.6. Участвовать в формировании и согласовании программ и контролировать правильность расходования средств резервов предупредительных мероприятий, формируемых страховщиками. 4.7. Под личную ответственность руководителя территориального округа приостановить недопустимую практику: - отказа в выдаче лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов при наличии договоров страхования со страховыми компаниями, имеющими соответствующую лицензию Минфина России и не входящими в Российский пул; - лоббирования работниками территориальных органов Госгортехнадзора России интересов отдельных страховых компаний; - проведения идентификации опасных производственных объектов для страхования ответственности исключительно силами экспертных центров, а не самих предприятий страхователей; - подмены экспертными центрами экспертизы промышленной безопасности в части идентификации опасных производственных объектов для страхования ответственности дорогостоящей комплексной экспертизой промышленной безопасности технического состояния опасных производственных объектов. 5. Образовать Координационный совет по вопросам внедрения страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при Госгортехнадзоре России. Утвердить прилагаемые Положение о Координационном совете по вопросам внедрения страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при Госгортехнадзоре России и состав Координационного совета. НТЦ "Промышленная безопасность" (Сидоров) и Техническому управлению (Денисов) в месячный срок представить на рассмотрение и утверждение Координационного совета план мероприятий, направленных на дальнейшее внедрение и совершенствование нормативно - методического обеспечения страхования ответственности предприятий, эксплуатирующих опасные производственные объекты. 6. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителя начальника Госгортехнадзора России Красных Б.А. Начальник Госгортехнадзора России В.Д.Лозовой Приложение к Приказу Госгортехнадзора России от 9 июля 1999 г. N 118 ПОЛОЖЕНИЕ О КООРДИНАЦИОННОМ СОВЕТЕ ПО ВОПРОСАМ СТРАХОВАНИЯ ПРИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРЕ РОССИИ 1. Общие положения 1.1. Координационный совет по вопросам страхования при Госгортехнадзоре России (далее - Совет) создан для содействия развитию страхования в отраслях, поднадзорных Госгортехнадзору России, и создания условий для координации деятельности страховых компаний, предприятий и других участников внедрения страхования ответственности, а также для контроля за обеспечением гарантированной страховой защиты предприятий и организаций, подконтрольных Госгортехнадзору России. 1.2. В своей работе Совет руководствуется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.92 N 4016-1 (с изменениями на 31.12.97), Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" от 21.07.97 N 116-ФЗ, другими законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением. 1.3. В состав Совета входят представители Госгортехнадзора России, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, предприятий и организаций, представляющих интересы поднадзорных Госгортехнадзору России отраслей промышленности, страховых компаний, научных и других организаций, занимающихся вопросами страхования и управления риском. 1.4. Совет действует на принципах добровольности и самостоятельности в принятии решений в пределах своей компетенции. 2. Цель, направления деятельности и задачи Совета 2.1. Основной целью деятельности Совета является координация деятельности в области обеспечения надежной страховой защиты имущественных интересов предприятий и организаций, поднадзорных Госгортехнадзору России. 2.2. Основными направлениями деятельности Совета являются: осуществление координации деятельности в области страхования с другими организациями, осуществляющими политику в области экологического и других видов страхования на уровне федеральных и местных органов власти; развитие нормативно - правовой и методической базы страхования, в том числе в области управления риском; разработка порядка и условий использования страховыми компаниями резервов предупредительных мероприятий, а также разработка программ использования резервов предупредительных мероприятий для отдельных видов деятельности (отраслей производства); содействие и координация межрегионального, межведомственного и международного сотрудничества по вопросам формирования рынка страховых услуг; выработка принципов и требований по конкурсному отбору страховых компаний, работающих на рынке страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов. 2.3. Основными задачами Совета являются: разработка программ страхования рисков с целью обеспечения надежной защиты прав и имущественных интересов предприятий; разработка рекомендаций и предложений по условиям страхования для предприятий, учитывающих отраслевую специализацию и соответствующие факторы риска предприятий; организация разработки нормативно - методической документации по оценке рисков и убытков от страховых случаев; участие в рассмотрении проектов законодательных и нормативных документов по вопросам страхования; организационное, информационное и методическое обеспечения участников страхования, а также консультирование по вопросам страхования; разработка порядка и условий использования страховыми компаниями резервов предупредительных мероприятий, а также разработка программ использования резервов предупредительных мероприятий для отдельных видов деятельности (отраслей производства); координация и взаимодействие по вопросам страхования (по поручению Госгортехнадзора России) с другими федеральными и местными органами исполнительной власти. 3. Функции Совета В соответствии со своими задачами Совет: 3.1. Разрабатывает и принимает (при необходимости вносит на рассмотрение и согласование руководству Госгортехнадзора России) предложения, рекомендации и документы, необходимые для выполнения и реализации задач Совета. 3.2. Организует проведение заседаний Совета. (Организационно - техническое обеспечение деятельности Совета до создания исполнительных рабочих органов Совета возложено на НТЦ "Промышленная безопасность".) 3.3. Запрашивает в установленном порядке от природоохранных и иных государственных органов, организаций и лиц информацию, необходимую для выполнения задач Совета. 3.4. С целью оперативной и качественной подготовки материалов и проектов решений создает постоянные и временные рабочие группы по отдельным вопросам страхования. 3.5. Привлекает научные организации и другие учреждения, предприятия, а также физические лица для выполнения целей и задач Совета. 3.6. Обеспечивает соблюдение условий аккредитации страховых компаний, допущенных к страхованию риска ответственности предприятий источников повышенной опасности. 4. Права и обязанности членов Совета. Состав Совета 4.1. Персональный состав членов Совета утверждается приказом по Госгортехнадзору России. 4.2. Члены Совета принимают личное участие в заседаниях Совета, в исключительных случаях они имеют право поручить присутствовать на заседании Совета своим представителям. 4.3. Члены Совета имеют право: принимать участие в подготовке, обсуждении и принятии решений по вопросам, рассматриваемым на заседании Совета; вносить на рассмотрение Совета в плановом порядке вопросы, связанные с совершенствованием и повышением эффективности деятельности Совета; участвовать в составлении, обсуждении планов работы Совета. 4.4. Члены Совета обязаны: участвовать в заседаниях Совета; выполнять поручения и решения Совета; рассматривать материалы, предлагаемые к обсуждению, готовить по ним предложения и заключения. 4.5. Работа членов Совета осуществляется на безвозмездной основе. 5. Решения Совета 5.1. Решения Совета, принятые во исполнение определенных настоящим Положением целей и задач Совета, имеют рекомендательный характер. 5.2. Решение Совета оформляется в виде протоколов заседаний и доводится до сведения членов Совета заинтересованных министерств, ведомств, организаций и предприятий. СОСТАВ КООРДИНАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ВОПРОСАМ СТРАХОВАНИЯ ПРИ ГОСГОРТЕХНАДЗОРЕ РОССИИ |--------------------------------------------------------------------| | N | Ф.И.О. | Должность | | п/п | | | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 1. | Красных Борис Адольфович | Заместитель начальника | | | | Госгортехнадзора России | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 2. | Гуляева Галина | Зам. руководителя департамента | | | Александровна | страхового надзора Минфина России | | | (по согласованию) | | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 3. | Кургин Евгений | Генеральный директор ОАО "РОСНО", | | | Анатольевич | Председатель Наблюдательного | | | | совета Пула | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 4. | Тихонов Сергей | Вице - президент ОАО "Промышленно | | | Евгеньевич | - страховая компания", | | | | Председатель Исполнительного | | | | комитета Пула | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 5. | Бесфамильная Лариса | Главный специалист Всероссийского | | | Витальевна | союза страховщиков | | | (по согласованию) | | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 6. | Денисов Александр | Начальник технического управления | | | Викторович | Госгортехнадзора России | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 7. | Сидоров Вячеслав | Директор НТЦ "Промышленная | | | Иванович | безопасность" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 8. | Печеркин Андрей | Заместитель директора НТЦ | | | Станиславович | "Промышленная безопасность" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 9. | Дадонов Юрий | Начальник управления по надзору | | | Александрович | нефтяной и газовой промышленности | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 10. | Шаталов Юрий | Начальник управления по надзору в | | | Александрович | химической, нефтехимической и | | | | нефтеперерабатыващей | | | | промышленности | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 11. | Ильин Адольф Михайлович | Начальник управления по надзору в | | | | горнорудной промышленности | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 12. | Пешков Владимир | Начальник отдела по надзору в | | | Романович | металлургической промышленности | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 13. | Сорокин Анатолий | Начальник отдела газового надзора | | | Алексеевич | | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 14. | Галахов Алексей | Начальник отдела ОАО | | | Владимирович | "Ингосстрах", член | | | | Исполнительного комитета Пула | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 15. | Башмачников Александр | Исполнительный директор АООТ | | | Михайлович | "Восточно - Европейское страховое | | | | агентство", член Исполнительного | | | | комитета Пула | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 16. | Матвеева Ирина Юрьевна | Вице - президент ЗАО СК | | | | "Транснефть" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 17. | Архипов Александр | Генеральный директор САО | | | Петрович | "Росгосстрах - Тула" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 18. | Васильчук Вадим | Начальник отдела ОАО "Альянс - | | | Маратович | Гарантия" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 19. | Салин Александр | Начальник отдела САО "Геополис", | | | Евгеньевич | член Исполнительного комитета | | | | Пула | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 20. | Чукавин Юрий Леонидович | Зам. генерального директора АООТ | | | | "Виктория" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 21. | Щеточкин Владимир | Помощник президента по | | | Леонидович | лицензированию РЕСО - Гарантия | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 22. | Александров Анатолий | Начальник отдела АОА "Лукойл" | | | Иванович | | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 23. | Лисин Юрий Викторович | Вице - президент ОАО "АК | | | | "Транснефть" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 24. | Рахуба Владимир | Генеральный директор ОАО | | | Сергеевич | "Росгазификация" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 25. | Ремизов Валерий Петрович | Заместитель Председателя | | | | Правления ОАО "Газпром" | |-----|--------------------------|-----------------------------------| | 26. | Бондаренко Владимир | Вице - президент ОАО "СОГАЗ" | | | Алексеевич | | |-----|--------------------------|-----------------------------------| |