МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ВОПРОСАМ АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬСТВА 7 июля 1999 г. N 4 (НЦПИ) Утверждены Приказом Госстроя России от 7 июля 1999 г. N 4 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации (сноска 1) предназначены для определения рациональной структуры и численности работников жилищных инспекций, необходимых для наиболее эффективного выполнения возложенных на них задач (сноска 2). Сноска 1 - В дальнейшем - просто "жилищная инспекция". Сноска 2 - Настоящие нормативы не применяются для жилищных инспекций г. г. Москвы и Санкт-Петербурга. 1.2. Приведенные в сборнике нормативы численности разработаны применительно к организационно - техническим условиям функционирования жилищных инспекций, прошедших организационную стадию работы. 1.3. Нормативно - методической основой для данной разработки является действующее законодательство Российской Федерации, в том числе Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 24.02.95 N 182 и от 13.10.97 N 1303), документы федеральных органов исполнительной власти, в том числе Типовое положение о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, утвержденное Приказом Госстроя России от 25.03.98 N 17-66, Приказ Минстроя России от 29.01.96 N 17-9, данные о представлении статистической информации "Сведения о работе государственной жилищной инспекции", обобщение имеющегося опыта работы жилищных инспекций, действующие нормативные документы по вопросам нормирования в сфере жилищно - коммунального хозяйства. 1.4. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих жилищной инспекции установлены на следующие основные блоки функций управления: а) общее руководство: - руководство; - делопроизводство; - подбор, расстановка и подготовка кадров; - бухгалтерский учет; - хозяйственное обслуживание; - приборно - техническое обеспечение; б) осуществление контрольных функций: - контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг; - информационно - экономическая деятельность; - нормативно - правовая деятельность. 1.5. Норматив численности в целом по жилищной инспекции определяется путем суммирования нормативов по функциям. 1.6. Настоящими нормативами не учтена численность рабочих (уборщики служебных помещений и т.д.), которая может быть определена по действующим сборникам норм и нормативов затрат труда. 2. НОРМАТИВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Общее руководство жилищной инспекцией Руководство деятельностью жилищной инспекции на основании Положения о государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством. Обеспечение взаимодействия с Главной государственной жилищной инспекцией, другими органами надзора и контроля и органами государственного управления субъекта Российской Федерации, представление интересов жилищной инспекции во взаимоотношениях с предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями и гражданами. Оформление управленческих решений в виде приказов (о назначении и увольнении работников инспекции, определении структуры и штатов подразделений, распределении обязанностей), положений (о структурных подразделениях, о премировании и т.п.), инструкций (должностных и пр.) и других документов. Внесение проекта бюджета инспекции на утверждение в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Организация документооборота, обеспечение контроля за выполнением принятых решений, ведение архива. Организация и координация работы общественных жилищных инспекторов на подведомственной территории. Обеспечение жилищной инспекции и ее филиалов сотрудниками требуемой квалификации и специальности, сокращение текучести кадров, организация работы по подготовке кадров и повышению квалификации работников жилищной инспекции. Организация и ведение бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Примерный перечень должностей: Главный государственный жилищный инспектор субъекта Российской Федерации (начальник) и его заместители; главный бухгалтер (старший бухгалтер на правах главного), кассир, инспектор по кадрам, лаборант, секретарь - машинистка. Нормативная численность работников по функции "Общее руководство жилищной инспекцией" (Ч1) принимается в пределах 4 - 7 человек. 2.2. Осуществление контрольных функций 2.2.1. Контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг Планирование, организация и проведение комплексных и выборочных инспекционных обследований подконтрольных объектов в городах и других населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации с целью осуществления контроля за: - использованием жилищного фонда и придомовых территорий; - техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по его содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно - техническими и проектными документами; - реализацией в рамках договорных отношений между подрядчиками и заказчиками прав и обязанностей сторон и их направленности на защиту интересов потребителей; - обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и тарифов за их потребление; - осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации; - рациональным использованием в жилищном фонде топливно - энергетических ресурсов и воды; - соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.); - соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями; - техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий; - соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые; - проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов; - выполнением жилищно - коммунальных услуг по заявкам населения; - избранием домовладельцами способа управления кондоминиумом; - наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов; - наличием у предприятий, организаций и частных компаний (лиц) лицензий на право проведения работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда; - исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях. Проведение обследований при расширении состава подконтрольных объектов, при назначении на должность инспекторов. Проведение обследований и проверок подконтрольных объектов по жалобам и заявлениям граждан, организаций; по распоряжению руководства жилищной инспекции; по обращениям органов государственной власти и местного самоуправления. Подготовка заключений и предписаний по результатам инспекционных обследований и проверок, содержащих конкретные мероприятия и сроки устранения выявленных недостатков и нарушений. Направление запросов на необходимую для проведения обследований документацию. Подготовка представлений на приостановление действия или аннулирование лицензии на осуществление деятельности по содержанию жилищного фонда в случае грубого или систематического нарушения физическими и юридическими лицами установленных правил и норм. Наложение финансовых санкций за несоблюдение нормативно - технических требований по использованию жилищного фонда и невыполнение предписаний об устранении выявленных недостатков. Участие в работе рабочих и государственных комиссий по приемке в эксплуатацию жилых зданий и объектов коммунального назначения после капитальных ремонтов, а также контроль за установкой приборов учета и контроля. Предъявление требований подрядным организациям об устранении дефектов или повреждений, выявленных в период действия гарантийных обязательств. Примерный перечень должностей: инспектор. Нормативная численность работников по функции (Ч2) определяется (сноска 3) по формуле: Ч2 = 0,5 x S, где S - общая площадь жилищного фонда (млн. кв. м). Сноска 3 - В случае отдаленности районных муниципальных центров от областного центра (при Sсф/S > 10, где Sсф - территория субъекта Федерации в тыс. кв. км), плохой транспортной доступности при определении численности инспекторов необходимо предусмотреть наличие в каждом районном муниципальном центре государственного жилищного инспектора. 2.2.2. Информационно - экономическая деятельность Обобщение и анализ информации по данным инспекционных обследований. Подготовка информации по результатам инспекционных обследований за отчетный период. Ведение базы данных по состоянию всех подконтрольных объектов. Обеспечение методического и информационно - аналитического обслуживания инспекционной деятельности. Обеспечение автоматизированной системы управления базой данных инспекции. Проведение анализа обоснованности нормативов потребления жилищно - коммунальных услуг и тарифов за их потребление. Подготовка и представление Главной государственной жилищной инспекции (ведомственной) статистической информации о работе жилищной инспекции по единой форме, разработанной Главной государственной жилищной инспекцией и согласованной с Госкомстатом России, а также отчета о проделанной жилищной инспекцией работе органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Участие в подготовке общероссийских нормативно - методических документов по контролю качества содержания жилых домов, придомовых территорий и предоставлению коммунальных услуг. Разработка нормативно - методических документов субъекта Российской Федерации, связанных с использованием, содержанием и ремонтом жилищного фонда. Оказание консультационно - технической помощи собственникам подконтрольных объектов, организациям (предприятиям), гражданам, эксплуатирующим жилые дома и придомовую территорию. Создание технических и учебных центров для осуществления консультационных и технических услуг по обследованию зданий и сооружений. Примерный перечень должностей: экономист, инженер, инженер - программист. Нормативная численность работников по функции (Ч3) определяется по формуле: Ч3 = 2 + 0,035 x S , где S - общая площадь жилищного фонда (млн. кв. м). 2.2.3. Нормативно - правовая деятельность Методическое руководство правовой работой в инспекции. Проведение работы по правовой пропаганде, оказание содействия в подготовке документов. Подготовка заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности инспекции. Подготовка документов для привлечения должностных лиц и граждан к ответственности в соответствии с законодательством об административных правонарушениях. Представление материалов в суд или арбитражный суд в случае отказа собственника подконтрольного объекта обеспечить доступ инспектора на объект для проведения обследования или проверки. Заключение договоров на проведение технической экспертизы и оказание консультационных услуг по обследованию зданий и сооружений. Подготовка и направление в суд и арбитражный суд исков в случае невыполнения требований, изложенных в предписании, а также при неплатежеспособности, не позволяющей взыскать финансовые санкции. Представление интересов жилищной инспекции в суде и арбитраже. Участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных актов субъекта Российской Федерации в части вопросов, касающихся деятельности жилищных инспекций. Иная деятельность по вопросам, относящимся к компетенции жилищной инспекции. Примерный перечень должностей: юрисконсульт. Нормативная численность работников по функции (Ч4) определяется по формуле: Ч4 = 0,1 x S, где S - общая площадь жилищного фонда (млн. кв. м). ПРИМЕР РАСЧЕТА НОРМАТИВНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Исходные данные: Жилищный фонд субъекта Российской Федерации составляет 31 млн. кв. м общей площади. Порядок расчета: Нормативная численность (Ч) определяется как сумма нормативной численности по функциям управления (Чi). |---------------------------------------------------------------------------| | N | Наименование | Наименование | Численное | Нормативная | | п/п | функции | фактора | значение | численность | | | | | фактора | | |-----|-------------------------|---------------|------------|--------------| | 1 | Общее руководство | Общая площадь | 31 | 5 | | | | жилищного | | | | | | фонда, | | | | | | млн. кв. м | | | |-----|-------------------------|---------------|------------|--------------| | 2 | Контроль за | Общая площадь | 31 | 15,5 | | | обеспечением прав и | жилищного | | | | | законных интересов | фонда | | | | | граждан и государства | | | | | | при предоставлении | | | | | | населению жилищных и | | | | | | коммунальных услуг | | | | |-----|-------------------------|---------------|------------|--------------| | 3 | Информационно - | Общая площадь | 31 | 3,1 | | | экономическая | жилищного | | | | | деятельность | фонда, | | | | | | млн. кв. м | | | |-----|-------------------------|---------------|------------|--------------| | 4 | Нормативно - правовая | Общая площадь | 31 | 3,1 | | | деятельность | жилищного | | | | | | фонда, | | | | | | млн. кв. м | | | |-----|-------------------------|---------------|------------|--------------| | | Итого: | | | 26,7 | |-----|-------------------------|---------------|------------|--------------| В результате расчета получаем нормативную численность жилищной инспекции субъекта Российской Федерации, равную 27 чел. |