О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ". Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 06.08.99 309


Страницы: 1  2  



        О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ "ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
        ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАЗЛИЧНЫХ
          ВИДАХ СОВРЕМЕННЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ"

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                          6 августа 1999 г.
                                N 309

                                (НЦПИ)


     В соответствии   с   Федеральным   законом   "О    санитарно    -
эпидемиологическом благополучии  населения"  от  30  марта  1999  года
N 52-ФЗ (ст.51),  постановлением Правительства Российской Федерации "О
внесении  изменений  в  Правила  подготовки нормативных правовых актов
Федеральных  органов  исполнительной  власти  и   их   государственной
регистрации"  от  1  декабря  1997 года N 1538* и в целях профилактики
заболеваемости детей и предотвращения неблагоприятного воздействия  на
организм школьников вредных факторов и условий, сопровождающих учебный
процесс в общеобразовательных учреждениях, приказываю:
     1. Ввести  в  действие   утвержденные   главным   государственным
санитарным    врачом    Российской    Федерации   санитарные   правила
"Гигиенические требования к условиям обучения школьников  в  различных
видах  современных  общеобразовательных  учреждений"  в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763.
     2. Контроль  за  выполнением данного приказа возложить на первого
заместителя  Министра,  Главного  государственного  санитарного  врача
Российской Федерации Г.Г.Онищенко.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
                                                         Ю.Л. Шевченко
6 августа 1999 г.
N 309



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                    Главным государственным санитарным
                                           врачом Российской Федерации
                                           первый заместитель министра
                                 здравоохранения Российской Федерации,
                                                          Г.Г.Онищенко
                                                   4 августа 1999 года

                                                       Дата введения -
                                                    1 января 2000 года

                      2.4.2. ШКОЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

                 Гигиенические требования к условиям
          обучения школьников в различных видах современных
                    общеобразовательных учреждений

                          САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
                           СП 2.4.2.782-99

               1. Общие положения и область применения

     1.1. Настоящие   санитарно-эпидемиологические   правила    (далее
санитарные  правила)  направлены  на  предотвращение  неблагоприятного
воздействия  на  организм  школьников  вредных  факторов  и   условий,
сопровождающих     их     учебную     деятельность,    и    определяют
санитарно-гигиенические требования к:
     - размещению общеобразовательного учреждения;
     - участку общеобразовательного учреждения;
     - зданию общеобразовательного учреждения;
     - оборудованию помещений общеобразовательного учреждения;
     - воздушно-тепловому режиму общеобразовательного учреждения;
     - естественному и искусственному освещению;
     - водоснабжению и канализации;
     - помещениям  и  оборудованию   общеобразовательных   учреждений,
размещенных в приспособленных зданиях;
     - режиму учебно-воспитательного процесса;
     - организации медицинского обслуживания учащихся;
     - санитарному   состоянию   и   содержанию   общеобразовательного
учреждения;
     - организации питания учащихся.

           2. Гигиенические требования к условиям и режиму
                обучения школьников в различных видах
                    общеобразовательных учреждений

     2.1. Требования к размещению общеобразовательных учреждений

     2.1.1. Здания  общеобразовательных  учреждений   размещаются   на
внутриквартальных территориях микрорайона, удаленных от межквартальных
проездов с регулярным движением транспорта на расстояние 100-170 м.
     2.1.2. Расположение     общеобразовательных     учреждений     на
внутриквартальных проездах с  периодическим  (нерегулярным)  движением
автотранспорта  допустимо  только  при условии увеличения минимального
разрыва от границы участка школы до проезда с 15 до 25 м.
     2.1.3. Школы  не  размещаются  на  внутриквартальных  и  особенно
межквартальных проездах с регулярным движением транспорта.
     2.1.4. Индивидуальные  гаражи  для  легковых машин вблизи школ не
размещаются.  Между границами школьных участков и гаражей  минимальная
санитарно-защитная  зона должна составлять 25 м при мощности гаража до
20 машин и 50 м - при  мощности  гаражей  до  50  машин.  При  большей
мощности  гаражей  вопрос  о  степени их удаления от школы должен быть
согласован с органами госсанэпиднадзора.
     2.1.5. Расстояния  от  школьного здания до различных видов зданий
(жилых,  производственных и др.) должны приниматься в  соответствии  с
гигиеническими  требованиями,  предъявляемыми к планировке и застройке
городских и сельских поселений.
     2.1.6. Радиус   обслуживания   от   дома  до  общеобразовательных
учреждений, расположенных во II и III строительно-климатических зонах,
предусматривается   не  более  0,5  км  пешеходной  доступности;  в  I
климатическом районе (I подзона)  для  учащихся  младшего  и  среднего
школьного  возраста  (I-II  ступени  обучения)  - 0,3 км,  для старших
школьников (III ступень) - 0,4 км; в климатическом районе (II подзона)
для  учащихся  младшего  и  среднего школьного возраста - 0,4 км,  для
старших    школьников    -    0,5    км.    Допускается     размещение
общеобразовательных учреждений на расстоянии транспортной доступности:
для учащихся I ступени - 15 мин.  (в одну сторону),  для учащихся II и
III ступени - не более 50 мин. (в одну сторону).
     2.1.7. В  сельской   местности   размещение   общеобразовательных
учреждений  должно  предусматривать  для  учащихся  I  ступени  радиус
доступности не более 2 км пешком и не более 15 мин.  (в одну  сторону)
при  транспортном обслуживании.  Для учащихся II и III ступеней радиус
пешеходной доступности не должен превышать 4 км,  а  при  транспортном
обслуживании  -  не  более  30  мин.  Предельный  радиус  обслуживания
учащихся II-III ступеней не должен превышать 15 км.
     2.1.8. Транспортному обслуживанию подлежат учащиеся,  проживающие
на  расстоянии  от  школы  более  3  км.  Подвоз  сельских  школьников
осуществляется специальным школьным транспортом.
     Предельный пешеходный подход учащихся к месту сбора на  остановке
должен быть не более 500 м.
     Остановка для транспорта оборудуется  навесом,  огражденным  с  3
сторон,  защищена  барьером  от  проезжей части дороги,  имеет твердое
покрытие и обзорность не менее 250 м со стороны дороги.
     2.1.9. Для  учащихся,  проживающих  на расстоянии свыше предельно
допустимого  транспортного  обслуживания,  а  также  при  транспортной
недоступности    в    период    неблагоприятных    погодных    условий
предусматривается пришкольный интернат из расчета 10%  мест  от  общей
вместимости учреждения.

       2.2. Требования к участку общеобразовательных учреждений

     2.2.1. Для   общеобразовательного   учреждения  предусматривается
самостоятельный земельный участок с расстоянием от  здания  учреждения
до красной линии не менее 25 м.
     2.2.2. Площадь  земельных   участков   зависит   от   вместимости
учреждения  и принимается в соответствии с гигиеническими требованиями
к планировке и застройке городских и сельских поселений.
     2.2.3. Территория  участка  ограждается  забором  высотой 1,5 м и
вдоль него - зелеными насаждениями.
     2.2.4. Озеленение  участка  предусматривается из расчета не менее
50%  площади его  территории.  В  целях  предупреждения  возникновения
отравления  при  озеленении  участка  не проводится посадка деревьев и
кустарников с ядовитыми плодами.
     2.2.5. На    земельном   участке   выделяются   следующие   зоны:
учебно-опытная, физкультурно-спортивная, отдыха, хозяйственная.
     2.2.6. Учебно-опытная   зона  составляет  не  более  25%  площади
участка.  В  городских  школах  она  может  быть  сокращена  за   счет
строительства на участке павильонов,  теплиц и оранжерей,  органически
связанных с комплексом кабинетов биологии и химии.
     2.2.7. Физкультурно-спортивная  зона размещается на расстоянии не
менее 25 м от здания учреждения,  за полосой  зеленых  насаждений.  Не
следует располагать ее со стороны окон учебных помещений. Оборудование
спортивной зоны должно обеспечивать  выполнение  учебных  программ  по
физическому  воспитанию,  а  также  проведение  секционных  спортивных
занятий и оздоровительных мероприятий.
     Спортивно-игровые площадки  имеют  твердое  покрытие,  футбольное
поле - травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих неровности
и выбоины, не проводятся.
     2.2.8. Зона отдыха размещается вблизи сада, зеленых насаждений, в
отдалении от спортивной и хозяйственной зон. Она включает площадки для
подвижных игр и тихого отдыха.
     Площадки для  подвижных игр и отдыха располагаются вблизи выходов
из здания (для максимального использования  их  во  время  перемен)  и
разделены для учащихся каждой ступени школьного обучения.
     2.2.9. Хозяйственная  зона  располагается  со  стороны  входа   в
производственные  помещения  столовой  (буфета)  на границе участка на
расстоянии от здания общеобразовательного учреждения не  менее  35  м,
ограждается  зелеными  насаждениями  и  имеет  самостоятельный въезд с
улицы.
     При отсутствии  теплофикации и централизованного водоснабжения на
территории хозяйственной зоны предусматривается котельная и насосная с
водонапорным баком.
     Мусоросборники обеспечиваются плотно закрывающимися крышками.  Их
следует  устанавливать  на  бетонированной  площадке  на расстоянии не
менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет).
     2.2.10. Въезды   и   входы   на   участок,   проезды,  дорожка  к
хозяйственным  постройкам,  к  площадкам  для  мусоросборников,  а   в
сельских  школах  без  канализации  -  к  дворовым уборным покрываются
асфальтом,  бетоном и др. твердым покрытием. Подходы к зданию школы не
менее чем за 100 м также имеют твердое покрытие.
     2.2.11. Участок  школы  имеет  наружное   освещение   при   норме
освещенности на земле - 10 лк.
     2.2.12. Земельные участки сельских школ могут расширяться за счет
сооружения   парников,   теплиц,  оранжерей,  помещений  для  хранения
малогабаритной   сельскохозяйственной    техники,    садово-огородного
инвентаря и др.

                  2.3. Требования к школьному зданию

     2.3.1. Количество   детей   в   школе   не  должно  превышать  ее
вместимости,  предусмотренной  проектом,  по  которому  построено  или
приспособлено    здание.    Оптимальная    вместимость   в   городских
общеобразовательных учреждениях не  должна  превышать  1000  учащихся.
Наполняемость   каждого   класса   не  должна  превышать  25  человек.
Вместимость  сельских  школ  не  должна   превышать:   для   начальных
малокомплектных  школ  -  80 учащихся,  для школ I,  II ступеней - 250
учащихся, для школ I, II, III ступеней - 500 учащихся.
     2.3.2. Новые    виды   общеобразовательных   учреждений   (лицеи,
гимназии,  частные школы и др.) размещаются либо в отдельных  зданиях,
либо   в   отдельных   отсеках   с   изолированным   входом   на  базе
функционирующих общеобразовательных учреждений.
     2.3.3. Учебные  помещения не размещаются в подвальных и цокольных
этажах здания.
     2.3.4. Этажность  здания  школы  не  должна  превышать  3 этажей.
Допускается в условиях плотной застройки  городов  строительство  школ
высотой в 4 этажа.
     При размещении общеобразовательных учреждений в ранее выстроенных
4-5-этажных  зданиях  четвертый  и пятый этажи необходимо отводить под
редко посещаемые учащимися кабинеты.
     2.3.5. При   размещении  школы  в  приспособленном  здании  набор
помещений,  их площади определяются по согласованию с территориальными
центрами госсанэпиднадзора в каждом конкретном случае,  исходя из вида
общеобразовательного учреждения, числа и возраста учащихся, количества
классов и прочего.
     2.3.6. Гардеробы в школах размещаются на 1 этаже  с  обязательным
оборудованием ячеек для каждого класса.
     Гардеробы оснащаются вешалками для одежды и ячейками  для  обуви.
Не следует устраивать гардеробы в учебных помещениях и рекреациях.
     2.3.7. Для правильной  организации  карантинных  мероприятий  при
возникновении    инфекционных   заболеваний   необходимо   повседневно
использовать все имеющиеся в здании входы.
     2.3.8. Набор  помещений создает условия для изучения обязательных
учебных дисциплин (с учетом национальной и региональной специфики),  а
также  дополнительных предметов по выбору учащихся в соответствии с их
интересами и дифференциацией по направлениям для углубленного изучения
одного-двух-трех  предметов.  Учебные  классы  не  следует располагать
вблизи помещений,  являющихся источниками шума и запахов  (мастерских,
спортивных и актовых залов, пищеблока).
     2.3.9. Учащиеся I ступени в городских и сельских школах обучаются
в  закрепленных  за  каждым  классом учебных помещениях,  выделенных в
отдельный блок.
     2.3.10. Обучение   учащихся   II-III  ступени  осуществляется  по
классно-кабинетной системе.
     Учебные кабинеты  и  лаборатории  допускается  размещать  в любых
этажах здания, кроме подвальных и цокольных.
     В сельской  школе  при  малой  наполняемости  классов допускается
использование учебных кабинетов по 2 дисциплинам.
     Наиболее благоприятным  является  следующее  сочетание предметов:
химия - биология, математика - черчение, черчение - рисование, история
- география, литература - иностранный язык.
     2.3.11. Учебные  помещения  включают:  рабочую  зону  (размещение
учебных  столов  для учащихся),  рабочую зону учителя,  дополнительное
пространство  для  размещения  учебно-наглядных  пособий,  технических
средств  обучения  (ТСО),  зону  для индивидуальных занятий учеников и
возможной активной деятельности.
     2.3.12. Площадь  кабинетов  принимается  из расчета 2,5 кв.м на 1
учащегося при фронтальных формах занятий,  3,5 кв.м  -  при  групповых
формах работы и индивидуальных занятиях.
     2.3.13. Площадь и использование кабинетов вычислительной  техники
должны  соответствовать  гигиеническим  требованиям,  предъявляемым  к
видеодисплейным  терминалам,  персональным   электронно-вычислительным
машинам и организации работы.
     2.3.14. Оптимальные размеры рабочей зоны учащихся зависят от угла
видимости (связанного с расстоянием от доски до первых боковых рядов -
парт).  Он должен составлять не менее 35  град.  для  учащихся  II-III
ступени школы и не менее 45 град. для школьников 6-7 лет.
     2.3.15. При  каждом  кабинете  или  группе   из   2-3   кабинетов
организуется   лаборантская   (наличие   лаборантской   обязательно  в
кабинетах химии, физики, биологии, компьютерном классе).
     2.3.16. При  наличии  в  школьном  здании  учебных мастерских они
должны использоваться по назначению  или  могут  быть  переоборудованы
соответственно профилю нового общеобразовательного учреждения, а также
для внеклассных занятий по техническому творчеству по  согласованию  с
органами госсанэпиднадзора.
     2.3.17. При строительстве школ,  ориентированных на углубленное и
расширенное содержание обучения, для разностороннего развития личности
школьников необходимо предусматривать выделение помещений  под  студии
(универсальные залы) с габаритами 12x12 м, а также подсобные помещения
для отделения  по  художественному  воспитанию  и  искусству:  кабинет
эстетики   с  полиэкраном,  кружковые  помещения  по  изобразительному
искусству,  хореографии,  классы  пения  и  музыки  (70-108  кв.м),  в
зависимости от назначения нового образовательного учреждения.
     В учреждениях  с  техническим  профилем   следует   предусмотреть
универсальное  помещение  площадью  108  кв.м (90+18) для технического
творчества.
     Учебно-художественные кабинеты  должны иметь зоны для акварельной
живописи, масляной живописи и рисунка.
     Исходя из   позы   при  работе  различными  видами  живописи  (по
акварельной живописи и рисунку - сидя,  по масляной живописи -  стоя),
площадь  на  одно рабочее место составляет для масляной живописи - 3,5
кв.м, акварельной живописи и рисунка - 2,0 кв.м.
     2.3.18. Спортивный   зал   следует   размещать  на  1-м  этаже  в
пристройке. Его размеры предусматривают выполнение полной программы по
физвоспитанию учащихся и возможность внеурочных спортивных занятий.
     Количество и   типы   спортивных   залов   предусматриваются    в
зависимости от вида общеобразовательного учреждения и его вместимости.
     Площади спортивных залов приняты 9 x 18 м,  12 x 24 м,  18 x 30 м
при высоте не менее 6 м.
     При спортивных  залах  должны   быть   предусмотрены   снарядные,
площадью  16-32 кв.м в зависимости от площади спортзала;  раздевальные
для мальчиков и девочек,  площадью 10,5 кв.м каждая; душевые, площадью
9  кв.м  каждая;  уборные  для  девочек  и мальчиков,  площадью 8 кв.м
каждая; комната для инструктора, площадью 9 кв.м.
     В состав помещений физкультурно-спортивного назначения необходимо
включать помещение (зону),  оборудованное тренажерными устройствами, а
также, по возможности, бассейн.
     2.3.19. Размеры актового зала определяются числом посадочных мест
из  расчета  0,65  кв.  м  на  одно  место и 60%  от общего количества
учащихся  школы.  При  актовом  зале  предусматриваются  артистические
уборные,  площадью не менее 10 кв.м каждая, кинопроекционная, площадью
27  кв.м,  склад  декораций  и  бутафории,  музыкальных  инструментов,
площадью 10 кв.м, склад хранения костюмов, площадью 10 кв.м.
     2.3.20. В школах с углубленным содержанием обучения следует иметь
лекционную аудиторию.  Ее размеры устанавливаются по вместимости в ней
возрастной параллели учащихся, состоящей не более чем из 3 классов, из
расчета 1 кв.м на одно место.
     2.3.21. Тип  библиотеки  зависит  от  вида   общеобразовательного
учреждения и его вместимости.
     В школах нового типа библиотеку следует использовать  в  качестве
справочно-информационного   центра,   оснащенного  всеми  видами  ТСО,
обеспечивающего условия для индивидуальных занятий учащихся.
     Площадь библиотеки  - информационного центра необходимо принимать
из расчета не менее 0,6 кв.м на одного ученика.
     В помещении    библиотеки   предусматриваются   следующие   зоны:
читательские места,  информационный пункт (выдача и прием литературы),
места   для  работы  с  каталогами,  фонды  открытого  доступа,  фонды
закрытого хранения,  зона с кабинками для индивидуальных занятий с ТСО
и боксы для хранения передвижных тележек.
     2.3.22. При    строительстве    и    реконструкции    современных
общеобразовательных    учреждений    следует   отдавать   предпочтение
рекреационным помещениям зального типа.
     2.3.23. Медицинский    пункт    общеобразовательного   учреждения
включает следующие помещения:  кабинет врача длиной не менее 7 м  (для
определения  остроты  слуха  и зрения учащихся),  площадью не менее 14
кв.м;  кабинет зубного врача, площадью 12 кв.м, оборудованный вытяжным
шкафом;  процедурный  кабинет,  площадью  14 кв.м;  кабинет психолога,
площадью 10 кв.м.
     При медпункте   оборудуется  самостоятельный  санузел.  Примерный
перечень оборудования и  инструментария  медицинского  кабинета  школы
дается в приложении 1.
     2.3.24. На каждом этаже должны размещаться  санитарные  узлы  для
мальчиков  и  девочек,  оборудованные  кабинами с дверями без запоров.
Количество санитарных приборов определяется из расчета 1 унитаз на  20
девочек,  1 умывальник на 50 девочек; 1 унитаз, 0,5 лоткового писсуара
и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков
и  девочек  следует принимать из расчета не менее 0,1 кв.  м на одного
учащегося. Для персонала выделяется отдельный санузел. Для учащихся II
и  III  ступеней  организуются  комнаты  личной гигиены для девочек из
расчета 1 кабина на 70 человек площадью не менее 3 кв.м.
     Входы в  санузлы  не следует располагать напротив входа в учебные
помещения или в непосредственной близости от них.
     На каждом   этаже   предусматриваются   помещения,  оборудованные
поддонами и подводкой к ним холодной и горячей воды,  для  хранения  и
обработки    уборочного   инвентаря,   приготовления   дезинфекционных
растворов.
     2.3.25. В  помещениях  начальных классов,  лабораториях,  учебных
кабинетах,    мастерских,    помещениях    медицинского    назначения,
учительской,     комнате     технического     персонала    обязательно
устанавливаются умывальники.
     2.3.26. В  общеобразовательных учреждениях организуется 2-разовое
горячее питание для детей групп продленного дня и горячие завтраки для
остальных   детей.   Питание   может  быть  организовано  в  столовой,
работающей   на   сырье   или   на   полуфабрикатах,   а    также    в
буфете-раздаточной  согласно  гигиеническим требованиям к организациям
общественного  питания,  включая  кондитерские  цехи  и   организации,
вырабатывающие мягкое мороженое. Столовые предусматриваются в школах с
числом учащихся более 100 человек.
     Школьная столовая,  работающая  на  сырье,  имеет следующий набор
оборудования и  помещений:  цехи  -  горячий,  холодный,  мясо-рыбный,
кондитерский,   овощной;  моечные  для  столовой  и  кухонной  посуды;
кладовые   для   сухих   продуктов    и    овощей;    охлаждаемые    и
низкотемпературные  камеры для хранения мясных и особо скоропортящихся
продуктов;    бытовые    помещения    для     персонала     пищеблока;
загрузочная-тарная;  моечная для тары;  холодильная камера для пищевых
отходов; санузел для сотрудников столовой. В состав помещений школьной
столовой,   работающей   на   полуфабрикатах,   входят:  горячий  цех,
доготовочная,  моечные для столовой и кухонной  посуды,  кладовые  для
сухих  продуктов  и  овощей,  холодильные  камеры  для полуфабрикатов,
бытовые помещения для персонала пищеблока, загрузочная-тарная, моечная
для тары, холодильная камера для пищевых отходов.
     В состав  помещений   буфета-раздаточной   входят:   загрузочная,
помещение  для  подогрева  пищи,  оборудованное  плитой,  холодильными
шкафами;   раздаточная,   оборудованная   мармитами;    посудомоечная;
подсобные  помещения,  бытовые помещения для персонала,  помещения для
мытья тары.
     При школьных  буфетах  и  столовых  обязательно предусматривается
обеденный зал площадью из расчета 0,7  кв.м  на  одно  место  в  зале,
исходя   из   посадки   100%   учащихся  в  3  очереди.  При  столовых
устанавливаются умывальники из расчета 1 кран на 20  посадочных  мест.
Умывальники  размещают  в расширенных проходах,  коридорах,  ведущих в
обеденный зал, или в отдельном помещении рядом с обеденным залом.
     2.3.27. В сельских школах (средних,  неполных средних) требования
к организации питания те же,  что и  в  городских.  В  малокомплектных
школах  (до  50  учеников)  выделяются  помещения  для  приема  пищи с
минимальным набором оборудования:  электроплита 2-гнездная,  мойка для
мытья посуды, холодильник, электротитан.

           2.4. Требования     к     помещениям     и     оборудованию
                  общеобразовательных учреждений

     2.4.1. В  зависимости  от  назначения  учебных  помещений   могут
применяться  столы  ученические  (одноместные  и  двухместные),  столы
аудиторные,  чертежные  или  лабораторные.  Расстановка  столов,   как
правило,  трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной
(сблокированной) расстановкой столов.
     2.4.2. Каждый  учащийся  обеспечивается удобным рабочим местом за
партой или столом в соответствии с его ростом и  состоянием  зрения  и
слуха.  Для  подбора мебели соответственно росту учащихся производится
ее цветовая маркировка.  Табуретки  или  скамейки  вместо  стульев  не
используются.
     Парты (столы) расставляются  в  учебных  помещениях  по  номерам:
меньшие  -  ближе  к доске,  большие - дальше.  Для детей с нарушением
слуха и зрения парты,  независимо  от  их  номера,  ставятся  первыми,
причем  ученики  с  пониженной  остротой  зрения  должны размещаться в
первом ряду от окон.
     Детей, часто болеющих ОРЗ,  ангинами,  простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной стены.

                                                             Таблица 1

               Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам
              "Столы ученические" и "стулья ученические"

-------------------------------------------------------------------------------
|  Номера   | Группа роста |  Высота над  | Цвет маркировки |  Высота над     |
|  мебели   |    (в мм)    | полом крышки |                 | полом переднего |
| по ГОСТам |              | края стола,  |                 | края сиденья по |
| 11015-93, |              | обращенного  |                 |     ГОСТу       |
| 11016-93  |              |  к ученику,  |                 |   11016-93      |
|           |              |   по ГОСТу   |                 |     (в мм)      |
|           |              |   11015-93   |                 |                 |
|           |              |    (в мм)    |                 |                 |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|
|    1      | 1000 - 1150  |      460     | Оранжевый       |      260        |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|
|    2      | 1150 - 1300  |      520     | Фиолетовый      |      300        |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|
|    3      | 1300 - 1450  |      580     | Желтый          |      340        |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|
|    4      | 1450 - 1600  |      640     | Красный         |      380        |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|
|    5      | 1600 - 1750  |      700     | Зеленый         |      420        |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|
|    6      | Свыше 1750   |      760     | Голубой         |      460        |
|-----------|--------------|--------------|-----------------|-----------------|

     2.4.3. При оборудовании учебных помещений  соблюдаются  следующие
размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
     - между рядами двухместных столов - не менее 60;
     - между  рядом  столов  и  наружной  продольной стеной - не менее
50-70;
     - между    рядом    столов   и   внутренней   продольной   стеной
(перегородкой) или шкафами,  стоящими вдоль этой  стены,  -  не  менее
50-70;
     - от последних столов  до  стены  (перегородки),  противоположной
классной доске, - не менее 70, от задней стены, являющейся наружной, -
не менее 100; а при наличии оборотных классов - 120;
     - от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;
     - от первой парты до учебной доски - 240-270;
     - наибольшая  удаленность  последнего  места учащегося от учебной
доски - 860;
     - высота нижнего края учебной доски над полом - 80-90;
     - угол видимости доски (от края доски  длиной  3  м  до  середины
крайнего  места  учащегося за передним столом) должен быть не менее 35
град.  для учащихся II-III ступени школы  и  не  менее  45  град.  для
школьников 6 - 7 лет.
     2.4.4. Кабинеты  физики   и   химии   должны   быть   оборудованы
специальными   демонстрационными  столами,  где  предусмотрены  пульты
управления  проектной   аппаратурой,   подача   воды,   электричества,
канализации.
     Для обеспечения   лучшей   видимости   учебно-наглядных   пособий
демонстрационный стол рекомендуется устанавливать на подиум.
     В зоне   учащихся   устанавливаются    двухместные    ученические
лабораторные  столы  (с  надстройкой  и  без  нее)  с  подводкой воды,
электроэнергии,  сжатого воздуха (лаборатория физики) и подводкой воды
(лаборатория химии).  Лаборатория химии оборудуется вытяжными шкафами,
расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.
     2.4.5. Кабинеты    иностранного    языка    включают    следующее
оборудование:  стол преподавателя с пультом управления  и  тумбой  для
проекционных  аппаратов;  подставка  под  магнитофон  и проигрыватель;
секционные шкафы (встроенные или пристроенные) для хранения  наглядных
пособий и ТСО; лингафонные рецептивные установки.
     2.4.6. Оборудование кабинетов вычислительной техники,  дисплейных
классов     должно    соответствовать    гигиеническим    требованиям,
предъявляемым    к    видеодисплейным     терминалам,     персональным
электронно-вычислительным машинам и организации работы.
     2.4.7. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими
их уборку влажным способом.
     2.4.8. Полы должны быть  без  щелей  и  иметь  покрытие  дощатое,
паркетное или линолеум на утепленной основе.
     Полы туалетных   и   умывальных   комнат    должны    выстилаться
керамической   или  мозаичной  шлифованной  плиткой;  не  используются
цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
     2.4.9. При  выборе полимерных материалов для отделки полов и стен
помещений следует руководствоваться перечнем полимерных  материалов  и
изделий, разрешенных к применению в строительстве.

             2.5. Требования к воздушно-тепловому режиму

     2.5.1. Отопление,   вентиляцию,   кондиционирование   воздуха   в
общеобразовательных учреждениях следует предусматривать в соответствии
с гигиеническими требованиями к общественным зданиям и сооружениям.
     Теплоснабжение зданий обеспечивается от ТЭЦ, районных или местных
котельных. Паровое отопление не используется.
     В качестве нагревательных приборов могут  применяться  радиаторы,
трубчатые  нагревательные  элементы,  встроенные в бетонные панели,  а
также допускается использование конвекторов с  кожухами.  Отопительные
приборы ограждаются съемными деревянными решетками,  располагаются под
оконными  проемами  и  имеют  регуляторы   температуры.   Не   следует
устраивать  ограждений из древесно-стружечных плит и других полимерных
материалов. Средняя температура поверхности нагревательных приборов не
должна превышать 80 град.С.
     2.5.2. При проектировании в школьном здании воздушного отопления,
совмещенного  с  вентиляцией,  следует  предусматривать автоматическое
управление системами для  поддержания  в  помещении  в  рабочее  время
расчетных  уровней  температуры  и  относительной  влажности воздуха в
пределах 40-60%.
     Во внеучебное  время  в  помещении  поддерживается температура не
ниже 15 град.С.
     Температура воздуха,    поддерживаемая   в   системе   воздушного
отопления, в рабочее время не должна превышать 40 град.C.
     В учебных  помещениях  рециркуляция воздуха в системах воздушного
отопления не используется.
     Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для
следующих помещений  (групп  помещений):  классных  комнат  и  учебных
кабинетов (при отсутствии воздушного отопления),  лабораторий, актовых
залов,  бассейнов,   тиров,   столовой,   медпункта,   киноаппаратной,
санитарных  узлов,  помещений  для  обработки  и  хранения  уборочного
инвентаря.
     Воздухообмен в  школьных  столовых  рассчитывается  на поглощение
теплоизбытков, выделяемых технологическим оборудованием кухни.
     Асбестоцементные воздухопроводы    в   учебных   учреждениях   не
применяются.
     2.5.3. Печное   отопление   допускается   только   в  одноэтажных
малокомплектных  сельских  школах  (не  более   50   человек).   Топка
устраивается в коридоре.
     Не следует устанавливать железные печи.  Во избежание загрязнения
воздуха  помещений  окисью  углерода печные трубы закрываются не ранее
полного сгорания топлива  и  не  позднее,  чем  за  2  ч.  до  прихода
учащихся.
     2.5.4. Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть
не менее 1/50 площади пола.  Фрамуги и форточки должны функционировать
в любое время года.
     2.5.5. Учебные  помещения  проветриваются  во  время  перемен,  а
рекреационные - во время уроков.
     До начала  занятий  и  после их окончания необходимо осуществлять
сквозное  проветривание  учебных  помещений.  Длительность   сквозного
проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 2.
     В теплые  дни  целесообразно  проводить  занятия   при   открытых
фрамугах и форточках.

                                                             Таблица 2

                 Длительность сквозного проветривания
                   учебных помещений в зависимости
                   от температуры наружного воздуха

----------------------------------------------------------------------
| Наружная температура, | Длительность проветривания помещения, мин. |
|        град.C         |                                            |
|-----------------------|--------------------------------------------|
|    От +10 до +6       |        4-10         |     25-35            |
|-----------------------|---------------------|----------------------|
|    От +5 до 0         |        3-7          |     20-30            |
|-----------------------|---------------------|----------------------|
|    От 0 до -5         |        2-5          |     15-25            |
|-----------------------|---------------------|----------------------|
|    От -5 до -10       |        1-3          |     10-15            |
|-----------------------|---------------------|----------------------|
|    Ниже -10           |        1-1,5        |      5-10            |
|-----------------------|---------------------|----------------------|

     2.5.6. Температура воздуха в зависимости от климатических условий
должна составлять:
     - в классных помещениях,  учебных кабинетах,  лабораториях  18-20
град.C  при  их  обычном  остеклении  и  19-21  град.C - при ленточном
остеклении;
     - в учебных мастерских - 15-17 град.C;
     - в актовом зале,  лекционной аудитории,  классе пения и  музыки,
клубной комнате - 18-20 град.C;
     - в дисплейных классах -  оптимальная  19-21  град.C,  допустимая
18-22 град.C;
     - в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий  15-17
град.C;
     - в раздевалке спортивного зала - 19-23 град.C;
     - в кабинетах врачей - 21-23 град.C;
     - в рекреациях - 16-18 град. C;
     - в библиотеке - 17-21 град. C;
     - в вестибюле и гардеробе - 16-19 град. C.
     2.5.7. Уроки  физкультуры  следует  проводить в хорошо аэрируемых
залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно два
окна  с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5
град.C и слабом ветре. При более низкой температуре и большей скорости
движения  воздуха  занятия в зале проводятся при открытых фрамугах,  а
сквозное проветривание - во время перемен при отсутствии учащихся.
     При достижении в помещении температуры воздуха  на  15-14  град.C
проветривание зала следует прекращать.
     2.5.8. В помещениях общеобразовательных учреждений  относительная
влажность воздуха должна соблюдаться в пределах 40-60%.
     2.5.9. В  уборных,  помещениях  кухни,   душевых   и   мастерских
оборудуется вытяжная вентиляция.
     Вытяжные вентиляционные решетки  следует  ежемесячно  очищать  от
пыли.
     2.5.10. В школьных учебно-производственных мастерских, где работа
на станках и механизмах связана с выделением большого количества тепла
и  пыли,  оборудуется  механическая  вытяжная  вентиляция.   Кратность
воздухообмена составляет не менее 20 м-3 в час на 1 ребенка.  Станки и
механизмы  должны  отвечать  требованиям  санитарных  норм   и   иметь
соответствующие защитные приспособления.

      2.6. Требования к естественному и искусственному освещению

     2.6.1. Естественное  освещение.  Учебные  помещения  школ  должны
иметь естественное освещение.  Без естественного освещения допускается
проектировать:    снарядные,    умывальные,   душевые,   уборные   при
гимнастическом зале; душевые и уборные персонала; кладовые и складские
помещения   (кроме   помещений   для   хранения  легковоспламеняющихся
жидкостей), радиоузлы; кинофотолаборатории; книгохранилища; бойлерные,
насосные   водопровода   и   канализации;   камеры   вентиляционные  и
кондиционирования воздуха;  узлы управления  и  другие  помещения  для
установки  и  управления  инженерным  и  технологическим оборудованием
зданий; помещения для хранения дезсредств.
     В учебных  помещениях следует проектировать боковое левостороннее
освещение.  При  двустороннем  освещении,  которое  проектируется  при
глубине   учебных   помещений   более   6  м,  обязательно  устройство
правостороннего подсвета,  высота которого должна быть не менее 2,2  м
от  потолка.  При  этом  не  следует  допускать  направление основного
светового потока впереди и сзади от учащихся.
     В учебно-производственных мастерских,  актовых и спортивных залах
также может применяться двустороннее боковое естественное освещение  и
комбинированное (верхнее и боковое).
     В помещениях   школ   обеспечиваются    нормированные    значения
коэффициента   естественной   освещенности   (КЕО)  в  соответствии  с
гигиеническими  требованиями,   предъявляемыми   к   естественному   и
искусственному  освещению.  В  учебных  помещениях  при  одностороннем
боковом естественном освещении КЕО должен быть 1,5% (на расстоянии 1 м
от стены, противоположной световым проемам).
     Неравномерность естественного        освещения         помещений,
предназначенных для занятий учащихся, не должна превышать 3:1.
     Ориентация окон учебных  помещений  должна  быть  на  южные,  юго
восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта
могут быть ориентированы окна кабинетов черчения,  рисования,  а также
помещение  кухни,  ориентация  кабинета  вычислительной  техники  - на
север, северо-восток.
     Светопроемы учебных    помещений    оборудуются:    регулируемыми
солнцезащитными устройствами типа жалюзи,  тканевыми  шторами  светлых
тонов, сочетающихся с цветом стен, мебели.
     Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются.  В  нерабочем
состоянии  шторы  необходимо размещать в простенках между окнами.  Для
отделки учебных помещений используются отделочные материалы и  краски,
создающие матовую поверхность с коэффициентами отражения:
     для потолка - 0,7-0,8; для стен - 0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5.
     Следует использовать следующие цвета красок:
     - для стен учебных помещений - светлые  тона  желтого,  бежевого,
розового, зеленого, голубого;
     - для мебели (парты,  столы,  шкафы) - цвета натурального  дерева
или светло - зеленый;
     - для классных досок - темно-зеленый, темно - коричневый;
     - для дверей, оконных рам - белый.
     Для максимального использования  дневного  света  и  равномерного
освещения учебных помещений рекомендуется:
     - сажать деревья не ближе 15 м,  кустарник -  не  ближе  5  м  от
здания;
     - не закрашивать оконные стекла;
     - не  расставлять  на подоконниках цветы.  Их следует размещать в
переносных цветочницах высотой 65-70 см от пола или подвесных кашпо  в
простенках окон;
     - очистку и мытье  стекол  проводить  2  раза  в  год  (осенью  и
весной).
     2.6.2. Искусственное    освещение.    В    учебных     помещениях
обеспечиваются  нормируемые  уровни освещенности и показатели качества
освещения   (показатель   дискомфорта    и    коэффициент    пульсации
освещенности)   в   соответствии   с   гигиеническими  требованиями  к
естественному и искусственному освещению.
     В учебных     помещениях     предусматривается    преимущественно
люминесцентное  освещение  с  использованием  ламп:  ЛБ,   ЛХБ,   ЛЕЦ.
Допускается   использование   ламп   накаливания   (при   этом   нормы
освещенности снижаются на 2 ступени шкалы освещенности).
     Не следует  использовать в одном помещении люминесцентные лампы и
лампы накаливания.  Использование  новых  типов  ламп  и  светильников
согласовывается с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
     В учебных помещениях следует применять систему общего  освещения.
Светильники   с   люминесцентными  лампами  располагаются  параллельно
светонесущей стене на расстоянии 1,2 м от наружной стены и  1,5  м  от
внутренней.    Для    общего    освещения    учебных    помещений    и
учебно-производственных мастерских  следует  применять  люминесцентные
светильники   следующих   типов:  ЛС002-2x40,  ЛП028-2x40,  ЛП0022x40,
ЛП034-4x36,  ЦСП-5-2x40.  Могут использоваться и другие светильники по
типу  приведенных  с аналогичными светотехническими характеристиками и
конструктивным исполнением.
     Классная доска    оборудуется   софитами   и   освещается   двумя
установленными   параллельно   ей   зеркальными   светильниками   типа
ЛПО-30-40-122(125).  Указанные  светильники  размещаются выше верхнего
края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
     При проектировании  системы  искусственного освещения для учебных
помещений  необходимо   предусмотреть   раздельное   включение   линий
светильников.
     В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности
должны  соответствовать следующим нормам:  на рабочих столах - 300 лк,
на классной доске -  500  лк,  в  кабинетах  технического  черчения  и
рисования  -  500 лк,  в дисплейных классах на столах - 300-500 лк,  в
актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк,  в рекреациях (на полу)
- 150 лк.
     В кабинетах  технических  средств  обучения   при   необходимости
сочетать  восприятие  информации  с  экрана и ведение записи в тетради
освещенность на столах учащихся должна быть 300 лк.
     При использовании  диа-  и  кинопроекторов освещенность на столах
учащихся должна быть 500 лк. При этом следует использовать либо только
одно  местное  освещение,  либо  создавать  систему  "функционального"
искусственного  освещения  с   "темным   коридором"   перед   экраном.
Необходимо  проводить  чистку  осветительной  арматуры светильников не
реже  2  раз  в  год  и  своевременно  заменять  перегоревшие   лампы.
Привлекать   к   этой   работе   учащихся   не  следует.  Неисправные,
перегоревшие люминесцентные лампы собираются  и  вывозятся  из  здания
школы.
     В целях  предупреждения  возникновения  массовых   неинфекционных
заболеваний  (отравлений)  хранение  их в неприспособленных помещениях
учебных заведений не допускается (ст.29,  п.1 Федерального  закона  "О
санитарно-эпидемиологическом  благополучии населения" от 30 марта 1999
года N 52-ФЗ *).
------------------------
     * Опубликован в "Российской газете" в апреле 1999 года,  NN 64-65
(2173-2174).

     Профилактическое ультрафиолетовое    облучение    детей   следует
проводить  в  районах  севернее  57,5  град.  с.ш.  и  в   районах   с
загрязненной   атмосферой.   Для   этого   рекомендуется  использовать
облучательные  установки  длительного  действия  или  кратковременного
(фотарии)    в    соответствии    с   рекомендациями   по   проведению
профилактического  ультрафиолетового  облучения  людей  с  применением
источников ультрафиолетового излучения.

            2.7. Требования к водоснабжению и канализации

     2.7.1. Здания общеобразовательных учреждений должны оборудоваться
системами   хозяйственно-питьевого,   противопожарного   и    горячего
водоснабжения,   канализацией   и   водостоками   в   соответствии   с
гигиеническими требованиями  к  планировке  и  застройке  городских  и
сельских поселений.
     2.7.2. В    общеобразовательных    учреждениях     обеспечивается
централизованное водоснабжение и канализация.
     В случаях  отсутствия   в   населенном   пункте   канализации   и
водопровода  водоснабжение  и  способ  удаления  нечистот и отбросов в
каждом  конкретном  случае  согласуется  с  территориальными  центрами
госсанэпиднадзора.
     2.7.3. Общеобразовательные       учреждения        обеспечиваются
доброкачественной  питьевой  водой  в  соответствии  с  гигиеническими
требованиями  к  качеству  воды  централизованных   систем   питьевого
водоснабжения.
     2.7.4. Использование в общеобразовательных  учреждениях  фильтров
для  очистки питьевой воды согласовывается с территориальными центрами
госсанэпиднадзора.
     2.7.5. Горячим   водоснабжением  обеспечиваются  производственные
помещения пищеблока,  душевые,  умывальные,  кабины  гигиены  девочек,
помещения медицинского кабинета.
     2.7.6. В неканализованных районах общеобразовательные  учреждения
оборудуются  внутренней  канализацией  при  условии устройства местных
очистных сооружений.
     2.7.7. В   неканализованных   районах   допускается  оборудование
малокомплектных сельских школ вместимостью до  50  мест  люфтклозетами
или  выгребами  (с организацией вывоза стоков).  Не следует выливать в
выгреб воду из-под умывальников и после уборки помещений.

             2.8. Требования к помещениям и оборудованию
             общеобразовательных учреждений, размещенных
                       в приспособленном здании

     2.8.1. При размещении школы в приспособленном  здании  необходимо
иметь  обязательный  набор  помещений:  учебные классы,  помещения для
занятий по физвоспитанию,  столовую или буфет,  медпункт или помещение
для медицинского обеспечения, административно-хозяйственные помещения,
санузлы, рекреации и гардероб. Площади помещений определяются в каждом
конкретном   случае,   исходя   из   направления  общеобразовательного
учреждения,  числа  и  возраста  учащихся,   количества   классов,   в
соответствии   с   требованиями   настоящих  санитарных  правил  и  по
согласованию с территориальными центрами госсанэпиднадзора.
     2.8.2. Сдача в аренду помещений школ другим организациям в целях,
не связанных с учебно-воспитательным процессом, не проводится.
     2.8.3. Помещения  столовой  или  буфета  размещаются на 1 этаже и
имеют отдельный выход.
     В малочисленных   школах  (с  числом  учащихся  меньше  100)  при
отсутствии  пищеблока  допускается   организация   питания   детей   в
специально  отведенном  помещении  по  согласованию с территориальными
центрами госсанэпиднадзора.
     2.8.4. Спортивный  или физкультурный зал размещается на 1 этаже и
удален  от  учебных  помещений,  учительской  и  кабинета  врача.  При
спортивном  зале  устраиваются  раздевальные и душевые для мальчиков и
девочек, оборудованные вешалками для одежды.
     При отсутствии  возможности оборудовать собственный физкультурный
зал  допускается  использовать  спортивные  сооружения,  расположенные
вблизи  учебного  заведения,  при условии их соответствия требованиям,
предъявляемым к школьным спортивным залам.
     2.8.5. Медицинский пункт располагается на первом этаже и включает
кабинет врача и процедурную.
     2.8.6. Стены учебных помещений должны быть гладкими, допускающими
их уборку влажным способом.
     2.8.7. Полы  должны  быть  без  щелей  и  иметь покрытие дощатое,
паркетное или линолеум на утепленной основе.
     Полы туалетных    и    умывальных   комнат   должны   выстилаться
керамической  или  мозаичной  шлифованной  плиткой;  не   используются
цементные, мраморные или другие аналогичные материалы.
     2.8.8. При выборе полимерных материалов для отделки полов и  стен
помещений  следует  руководствоваться перечнем полимерных материалов и
изделий, разрешенных к применению в строительстве.

                2.9. Гигиенические требования к режиму
                   учебно-воспитательного процесса

     2.9.1. В   соответствии   со   ст.28   Федерального   закона   "О
санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения"    программы,
методики  и  режимы  воспитания и обучения допускаются к использованию
при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их
санитарным правилам.

                                                             Таблица 3

          Гигиенические требования к максимальным величинам
       воздействия на школьника учебно-воспитательного процесса

--------------------------------------------------------------------
| Классы  |   Максимально допустимая недельная нагрузка в часах    |
|---------|--------------------------------------------------------|
|         |   при 6-дневной неделе         |    при 5-дневной      |
|         |                                |    неделе             |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|                     3-летняя начальная школа:                    |
|------------------------------------------------------------------|
|  1 - 3  |             25                 |             22        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|                     4-летняя начальная школа:                    |
|------------------------------------------------------------------|
|   1     |             22                 |             20        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|  2 - 4  |             25                 |             22        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|   5     |             31                 |             28        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|   6     |             32                 |             29        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|   7     |             34                 |             31        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
|  8 - 9  |             35                 |             32        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|
| 10 - 11 |             36                 |             33        |
|---------|--------------------------------|-----------------------|

     2.9.2. Для учащихся 5-11 классов всех  видов  общеобразовательных
учреждений  с  углубленным  содержанием  обучения  не  следует вводить
5-дневную учебную неделю.
     2.9.3. Продолжительность  урока  в  школах не должна превышать 45
минут.
     2.9.4. В  1-е  классы  школы  принимаются дети 8-го или 7-го года
жизни по усмотрению родителей.
     Прием в школу детей 7-го года жизни осуществляется при достижении
ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
     Прием детей  в  1-е классы осуществляется на основании заключения
психолого-медицино-педагогической комиссии (консультации) о готовности
ребенка к обучению.
     Обучение детей,  не достигших 6,5 лет  к  началу  учебного  года,
следует   проводить   в  условиях  школы,  УВК  (учебно-воспитательный
комплекс)  или  детского  сада  с   соблюдением   всех   гигиенических
требований по организации обучения детей с шестилетнего возраста.
     2.9.5. В  оздоровительных  целях  и   для   облегчения   процесса
адаптации   детей  к  требованиям  школы  в  1-х  классах  применяется
"ступенчатый" метод постепенного наращивания учебной нагрузки:
     - в сентябре, октябре - 3 урока по 35 мин. каждый;
     - со второй четверти - 4 урока по 35 мин. каждый;
     - со второго полугодия - согласно п. 2.9.3.
     Для обучающихся в 1-х  классах  в  течение  года  устанавливаются
дополнительные недельные каникулы.
     2.9.6. В начальной школе плотность  учебной  работы  учащихся  на
уроках  по  основным  предметам  не  должна  превышать  80%.  С  целью
профилактики утомления,  нарушения осанки,  зрения учащихся на  уроках
проводятся  физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму,
чтению, математике (прилож. 2, 3).
     2.9.7. В  оздоровительных целях в общеобразовательных учреждениях
создаются  условия  для   удовлетворения   биологической   потребности
школьников   в   движении.  Эта  потребность  может  быть  реализована
посредством ежедневной двигательной активности учащихся  в  объеме  не
менее  2  ч.  Такой объем двигательной активности слагается из участия
школьников в комплексе мероприятий для каждой  школы  (прилож.  4):  в
проведении  гимнастики до учебных занятий,  физкультминуток на уроках,
подвижных игр на переменах,  спортивного часа в продленном дне, уроков
физкультуры, внеклассных спортивных занятий, общешкольных соревнований
и дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.
     С этой  же  целью в школьный компонент учебных планов для младших
школьников следует включать предметы  двигательно-активного  характера
(хореография,   ритмика,   современные   и   бальные  танцы,  обучение
традиционным и национальным спортивным играм и др.).
     2.9.8. Учебные  занятия  в  школах  должны  начинаться не ранее 8
часов, без проведения нулевых уроков.
     В общеобразовательных   учреждениях   с  углубленным  содержанием
учебных программ обучение проводится только в первую смену.
     В общеобразовательных  учреждениях,  работающих в несколько смен,
учащиеся начальной школы,  пятых,  выпускных и классов компенсирующего
обучения должны обучаться в первую смену.
     2.9.9. В классах компенсирующего обучения количество учащихся  не
может превышать 20 человек.
     Продолжительность уроков в таких классах составляет не  более  40

Страницы: 1  2