О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 29 сентября 1999 г. N 1098 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий государственным заказчиком - координатором Программы, Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности - государственными заказчиками по отдельным направлениям Программы. 3. Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при разработке проектов федерального бюджета на соответствующие годы предусматривать выделение средств на финансирование Программы. Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей федерального бюджета. 4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусматривать исходя из заключенных с целью реализации Программы с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий соглашений о намерениях необходимые средства для ее выполнения и разработать региональные программы по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, имея в виду, что финансирование указанных региональных программ осуществляется без привлечения средств федерального бюджета. 5. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий оказывать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации необходимую методическую помощь при разработке региональных программ по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. N 1098 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СНИЖЕНИЕ РИСКОВ И СМЯГЧЕНИЕ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 2005 ГОДА" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" Наименование Программы - федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" Основание для разработки Программы - распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р Государственный заказчик-координатор Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Государственные заказчики по отдельным направлениям Программы - Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности Основные разработчики Программы - Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Российская академия наук Цель и основные задачи Программы - целью Программы являются снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации). Основными задачами Программы являются: создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях Сроки и этапы реализации Программы - Программа выполняется в 2000-2005 годах. Исходя из существующего научно-технического и производственного потенциала, а также экономической ситуации в стране выполнение Программы разделено на два связанных между собой этапа: результаты работ на первом этапе Программы (2000-2001 годы) становятся основой для реализации второго этапа (2002-2005 годы) Перечень основных мероприятий Программы - разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка и ввод в действие системы государственного регулирования в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов к действиям по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, развитию методической базы и совершенствованию материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций Основные исполнители Программы - научно-исследовательские и опытно-конструкторские организации и предприятия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по атомной энергии, Министерства образования Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Российского авиационно-космического агентства, Федерального горного и промышленного надзора России, Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности, Российской академии наук, а также организации, определяемые на конкурсной основе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" Объемы и источники финансирования Программы - общий объем финансирования Программы за счет всех источников составляет 6035,19 млн. рублей. Источники финансирования Программы: федеральный бюджет - 1523,15 млн. рублей, в том числе затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - 429,69 млн. рублей, расходы на инвестиции - 1019,46 млн. рублей, прочие расходы - 74 млн. рублей; бюджеты субъектов Российской Федерации - 4512,04 млн. рублей Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - преодоление неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества чрезвычайных ситуаций; снижение на 40-50 процентов рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных факторов природного и техногенного характера; сокращение в 2-3 раза затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций; уменьшение на 30-40 процентов потерь населения при чрезвычайных ситуациях Система контроля за исполнением Программы - контроль за исполнением Программы возлагается на Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета представляются исполнителями Программы в установленном порядке 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Федеральная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (далее именуется - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 1997 г. N 678-р. На территории Российской Федерации сохраняются высокий уровень угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) и тенденция роста количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций, что заставляет искать новые решения проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, развивать методы их прогноза и предупреждения. Несмотря на сложности социально-экономического развития Российской Федерации, в последнее время уделялось серьезное внимание вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Завершен первый этап создания единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. На этом этапе в основном решались задачи спасения населения, пострадавшего от аварий, катастроф и стихийных бедствий. Однако современное состояние единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и уровень развития ее подсистем таковы, что они еще не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Главной задачей второго этапа развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций является осуществление заблаговременно комплекса мер, направленных на предупреждение и максимально возможное уменьшение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение материальных потерь и размеров ущерба окружающей природной среде. Целью государственной политики на этом этапе должно стать обеспечение гарантированного уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах показателей приемлемого риска, критерии (нормативы) которых устанавливаются для соответствующего периода социально-экономического развития страны с учетом мирового опыта в данной области. Проблема носит межведомственный и межрегиональный характер и требует комплексного подхода на государственном уровне, повышения ответственности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и их руководителей за своевременное проведение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а в случае их возникновения - за организованную ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Учитывая сказанное, механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод. 2. Цель и задачи Программы Главной целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Российской Федерации для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи: создание и развитие научно-методической основы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций; формирование нормативно-правовой и методической базы для обеспечения государственного контроля и нормирования рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; разработка экономических механизмов регулирования деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; создание и развитие систем прогнозирования и мониторинга чрезвычайных ситуаций; развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, модернизация автоматизированных систем управления, совершенствование систем связи и оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; совершенствование материально-технического обеспечения деятельности по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; разработка и внедрение передовых технологий и инженерно-технических средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, а также подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. Достижение главной цели Программы позволит осуществлять на территории Российской Федерации постоянный мониторинг, прогнозировать риски возникновения чрезвычайных ситуаций и на этой основе своевременно разрабатывать и реализовывать систему мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 3. Сроки и основные этапы выполнения Программы Программа рассчитана на 6 лет, и ее планируется реализовать в два взаимосвязанных этапа. На первом этапе (2000-2001 годы) предусматривается определить пути и меры для преодоления неблагоприятной тенденции роста в Российской Федерации количества и масштабов последствий чрезвычайных ситуаций. Особое внимание будет уделено разработке наиболее эффективных мероприятий, обеспечивающих получение результатов в ближайшей перспективе. Предусматривается разработка научных, нормативно-методических, организационных и экономических основ для дальнейшей практической реализации программных мероприятий в полном объеме. На втором этапе (2002-2005 годы) планируется обеспечить практическую реализацию основных положений Программы. Предусматривается возможность корректировки мероприятий, осуществляемых на этом этапе реализации Программы, на основе анализа полученных на первом этапе результатов и с учетом выделенных объемов финансирования. 4. Система программных мероприятий В рамках Программы предполагается осуществить комплекс взаимоувязанных и скоординированных во времени мероприятий: а) разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций предусматривает: разработку нормативно-правовых документов, регулирующих вопросы управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, и определение нормативных показателей рисков природного и техногенного характера с учетом реальных социально-экономических условий; разработку концепции управления комплексными рисками на региональном уровне, в том числе концепции безопасного проживания населения в районах с высоким уровнем риска возникновения чрезвычайных ситуаций; дальнейшее развитие нормативно-методической базы декларирования безопасности потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов, а также разработку государственных стандартов мониторинга, прогнозирования и оценки ущерба от чрезвычайных ситуаций; разработку методов определения экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций и эффективности инвестиций в мероприятия по предупреждению, снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; разработку экономических механизмов стимулирования деятельности предприятий по снижению рисков возникновения и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций; б) разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций предусматривает: организацию и проведение научных исследований, опытно-конструкторских, испытательных и проектных работ по выявлению опасных факторов природного и техногенного характера; систематизацию потенциально опасных объектов, производств, технологий и материалов, анализ технического состояния, разработку возможных сценариев чрезвычайных ситуаций; разработку новых методов оценки вероятности крупных аварий в сложных технических системах, проведение оценки вероятности чрезвычайных ситуаций природного характера на территории Российской Федерации; развитие научно-методической базы оценки экологических, социальных и экономических последствий чрезвычайных ситуаций и рисков их возникновения для населения; разработку системы интегральных показателей рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для проведения комплексного анализа и суммирования рисков различного характера и (или) с различными последствиями, внедрение методов комплексного анализа рисков возникновения чрезвычайных ситуаций; в) разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций предусматривает: дальнейшее развитие и совершенствование единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их последствий; создание и развитие сети региональных центров мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; г) развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях предусматривает: разработку и совершенствование информационного обеспечения и автоматизированных информационно-управляющих систем прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации; дальнейшее развитие системы управления, связи и системы оповещения единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; развитие геоинформационных технологий для снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; разработку методических основ и построение карт рисков возникновения чрезвычайных ситуаций для регионов Российской Федерации; д) разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций предусматривает: реализацию инженерно-технических мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций, а также создание и реконструкцию инженерных сооружений; создание и внедрение защитного снаряжения персонала, технологий и оборудования для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов; разработку и реализацию комплекса мер по выводу из производственного процесса изношенного оборудования, а также по реконструкции жилищного фонда, зданий производственного и общественного назначения в районах, подверженных воздействию опасных природных процессов и явлений; обеспечение населения и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций средствами индивидуальной защиты, медикаментами и другими средствами защиты; внедрение систем и средств контроля и оценки обстановки при авариях на потенциально опасных объектах, а также приборов поиска и обнаружения пострадавших; внедрение системы мобильных робототехнических средств и комплексов для действий в чрезвычайных ситуациях; укрепление материально-технической базы региональных специализированных отрядов по тушению крупных пожаров, разработку средств тушения пожаров; создание средств спасения людей, терпящих бедствие на море, и средств подъема затонувших объектов, создание и развитие морских спасательных центров и центров по борьбе с разливами нефти и нефтепродуктов, совершенствование авиационной системы экстренного реагирования при чрезвычайных ситуациях; е) разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях предусматривает: организацию обучения населения приемам самозащиты, взаимопомощи и правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; совершенствование учебных программ и пособий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для всех категорий населения, а также для специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; совершенствование работы и материальной базы учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям; подготовку информационных передач на центральном и местном телевидении (радио) по проблемам снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций; разработку, издание и распространение учебно-методических материалов для подготовки специалистов по управлению рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, подготовки и переподготовки кадров единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 5. Ресурсное обеспечение Программы Реализация Программы осуществляется в условиях ограниченного финансирования за счет средств федерального бюджета. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают финансирование соответствующих программных мероприятий без привлечения средств федерального бюджета. За счет средств федерального бюджета финансируются: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, имеющих общее программное значение; разработка государственных стандартов, нормативно-правовых, организационных и методических документов, обеспечивающих функционирование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне; разработка и совершенствование средств технического оснащения сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создание и совершенствование средств технического, информационного и программно-математического обеспечения управления единой государственной системой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; подготовка специалистов для единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне; обеспечение деятельности органов управления, сил наблюдения и лабораторного контроля единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне и их включение в автоматизированную информационно-управляющую систему единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Мероприятия Программы, финансируемые за счет средств федерального бюджета, представлены в приложении N 1. Из средств бюджетов субъектов Российской Федерации планируется финансировать: разработку и реализацию мер по снижению рисков возникновения чрезвычайных ситуаций, наиболее характерных для конкретного субъекта Российской Федерации; подготовку населения субъектов Российской Федерации к действиям в чрезвычайных ситуациях и его обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты; материально-техническое обеспечение сил ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации; создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в субъектах Российской Федерации. Распределение затрат на реализацию программных мероприятий в соответствии с соглашениями о намерениях между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации представлены в приложении N 2. 6. Механизм реализации Программы Государственными заказчиками Программы являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (координатор), Министерство науки и технологий Российской Федерации, Министерство Российской Федерации по атомной энергии, Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Государственный заказчик - координатор Программы организует работу государственных заказчиков. Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях, учреждениях и на предприятиях-поставщиках посредством заключения государственных контрактов. Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе. При этом все проекты реализуются в соответствии с Типовым положением о порядке размещения заказов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ прикладного характера для государственных нужд путем проведения торгов (конкурса) и иных способов закупки и порядке заключения государственных контрактов, утвержденным приказом Министерства науки и технологий Российской Федерации, Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 1997 г. N 94/130/74н. 7. Организация управления и контроль за реализацией Программы Управление и контроль за реализацией Программы осуществляются в соответствии с Порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Организацию управления и контроль за реализацией Программы осуществляют государственные заказчики. 8. Оценка социально-экономических последствий реализации Программы Расчетный срок окупаемости затрат на программные мероприятия составит 3,5-4 года. Реализация программных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию чрезвычайных ситуаций, на 30-40 процентов уменьшить потери населения от чрезвычайных ситуаций, а в некоторых случаях - полностью избежать их, а также снизить на 40-50 процентов риски для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных факторов. Реализация Программы за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, позволит сохранить и создать около 15-20 тыс. рабочих мест. Приложение N 1 к федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" МЕРОПРИЯТИЯ федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года", финансируемые за счет средств федерального бюджета (млн. рублей) ________________________________________________________________________________________________ | | Объем финансирования | |__________________________________________ | Исполнитель | по направлениям расходов|по срокам Мероприятия | | |реализации | |___________________________|______________ | | |инвестиции|прочие |2000 -|2002 - | | НИОКР | |расходы |2001 |2005 | | | | |годы |годы _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ I. Разработка нормативно-правового и методического обеспечения деятельности в области снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций ________________________________________________________________________________________________ 1. Разработка проекта | МЧС | 2,5 | - | - |2,5 | - государственной стратегии | России | | | | | снижения рисков и смягчения | | | | | | последствий чрезвычайных ситуаций | | | | | | в Российской Федерации | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 2. Разработка и внедрение | МЧС | - | - | 7,5 |1,1 | 6,4 нормативно-правовых документов | России | | | | | управления рисками возникновения | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 3. Обоснование и внедрение системы | МЧС | 2,3 | - | - |1,1 | 1,2 нормативов рисков возникновения | России | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 4. Разработка концепции управления | МЧС | 3,2 | - | - |1,4 | 1,8 комплексными рисками, | России | | | | | нормативно-правового обеспечения | | | | | | регулирования снижения риска и | | | | | | смягчения последствий | | | | | | чрезвычайных ситуаций в регионах | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 5. Разработка нормативно-правовых | Минтранс | 0,3 | - | - |0,3 | - документов, направленных на | России | | | | | исключение из эксплуатации судов, | | | | | | дальнейшая работа которых может | | | | | | привести к возникновению | | | | | | чрезвычайных ситуаций на море | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 6. Разработка государственных | МЧС | 2 | - | - |1 | 1 стандартов мониторинга, | России | | | | | прогнозирования и оценки ущерба | | | | | | от чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 7. Разработка и внедрение | Минздрав | 3,6 | - | 0,8 |1,6 | 2,8 нормативно-методических | России | | | | | документов, определяющих | | | | | | состояние здоровья населения, | | | | | | пострадавшего от чрезвычайных | | | | | | ситуаций, и величину | | | | | | экономического ущерба от | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 8. Совершенствование | МЧС | - | - | 3,5 |- | 3,5 нормативно-правовой системы | России | | | | | регулирования выплат пособий | | | | | | лицам, пострадавшим от | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 9. Разработка и внедрение | МЧС | 1,5 | - | 2,5 |1,5 | 2,5 нормативно-методических | России | | | | | документов, определяющих | | | | | | экономическую эффективность | | | | | | инвестиций в мероприятия по | | | | | | предупреждению, снижению рисков и | | | | | | смягчению последствий | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 10. Разработка и внедрение правовой и | МЧС | 3,5 | - | 6,9 |3,5 | 6,9 нормативно-методической базы | России | | | | | страхования и перестрахования от | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 11. Разработка рекомендаций по | МЧС | 2 | - | 2,9 |1,7 | 3,2 организации государственного | России | | | | | регулирования рисков стихийных | | | | | | бедствий, крупных техногенных | | | | | | аварий и катастроф | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ II. Разработка и реализация системы мер по выявлению опасностей и комплексному анализу рисков возникновения чрезвычайных ситуаций ________________________________________________________________________________________________ 12. Разработка и внедрение | МЧС | 4,9 | - | - |2,2 | 2,7 нормативно-методической базы | России | | | | | определения опасностей и | | | | | | выявления факторов риска | | | | | | возникновения чрезвычайных | | | | | | ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 13. Систематизация потенциально | МПС | 3,25 | - | - |1,58 | 1,67 опасных объектов, определение | России | | | | | опасности и оценка возможных | | | | | | сценариев чрезвычайных ситуаций | | | | | | на железнодорожном транспорте | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 14. Разработка и внедрение методов |Госатомнадзор| 1,6 | - | - |0,8 | 0,8 оценки степени опасности событий | России | | | | | природного и техногенного | | | | | | происхождения в районах | | | | | | размещения ядерно- и | | | | | | радиационно-опасных объектов | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 15. Разработка и внедрение методов |Госгортехнадз| 6 | - | - |2,5 | 3,5 оценки рисков возникновения | России | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | техногенного характера | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 16. Разработка и внедрение методов | Минтопэнерго| 6,2 | - | - |1,7 | 4,5 оценки вероятностей и последствий | России | | | | | аварий на предприятиях | | | | | | топливно-энергетического | | | | | | комплекса на основе | | | | | | статистических данных о | | | | | | технологических нарушениях | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 17. Разработка | МЧС | 14,9 | - | - |6,1 | 8,8 нормативно-методической базы | России | | | | | оценки вероятностей и последствий | | | | | | реализации факторов риска | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 18. Разработка методов оценки | Минздрав | 5 | - | - |1,5 | 3,5 вероятностей реализации | России | | | | | биосоциальных факторов риска | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 19. Разработка и внедрение методов | Минтопэнерго| 1,2 | - | - |0,36 | 0,84 оценки рисков для здоровья | России | | | | | населения при фенольном | | | | | | загрязнении подземных вод | | | | | | питьевого назначения при | | | | | | затоплении сланцедобывающих шахт | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 20. Разработка и внедрение методов | Минздрав | 28 | - | - |9 | 19 оценки рисков для здоровья | России | | | | | населения Российской Федерации от | | | | | | загрязнения окружающей среды при | | | | | | возникновении чрезвычайных | | | | | | ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 21. Совершенствование и внедрение |Госкомэколог.| 9,5 | - | - |2,4 | 7,1 методов оценки экологического | России | | | | | риска при чрезвычайных ситуациях | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 22. Разработка и внедрение методов | Российская | 10,5 | - | - |2,5 | 8 проведения социологических | академия | | | | | исследований восприятия рисков | наук | | | | | для оценки социальных последствий | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 23. Разработка и внедрение | МЧС | 4,6 | - | - |1,8 | 2,8 нормативно-методической базы | России | | | | | оценки экономического ущерба от | | | | | | чрезвычайных ситуаций с | | | | | | социальными и экологическими | | | | | | последствиями | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 24. Разработка системы интегральных | Миннауки | 11,1 | - | - |2,6 | 8,5 показателей рисков возникновения | России | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 25. Разработка и внедрение | МЧС | 11,3 | - | - |2,6 | 8,7 нормативно-методической базы | России | | | | | оценки и комплексного анализа | | | | | | рисков возникновения чрезвычайных | | | | | | ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 26. Разработка системы мер по |Госгортехнадз| 1,75 | - | - |1,75 | - выявлению опасностей, оценке | России | | | | | рисков и снижению техногенных | | | | | | воздействий на потенциально | | | | | | опасных объектах | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 27. Разработка и внедрение | Минтопэнерго| 3,2 | - | - |1,4 | 1,8 нормативно-методической базы | России | | | | | оценки рисков возникновения | | | | | | чрезвычайных ситуаций на | | | | | | предприятиях | | | | | | топливно-энергетического | | | | | | комплекса | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 28. Разработка и внедрение | Минобороны | 2,6 | - | - |1,4 | 1,2 нормативно-методической базы | России | | | | | оценки рисков возникновения | | | | | | чрезвычайных ситуаций на объектах | | | | | | Минобороны России и рекомендаций | | | | | | по их снижению | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 29. Разработка и внедрение |Госатомнадзор| 1,7 | - | - |1,3 | 0,4 нормативно-методической базы | России | | | | | оценки вероятностей чрезвычайных | | | | | | ситуаций на ядерно- и | | | | | | радиационно-опасных объектах в | | | | | | районах потенциального риска от | | | | | | событий природного и техногенного | | | | | | происхождения и их последствий | | | | | | для населения и окружающей среды | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ III. Разработка и реализация системы мер по прогнозированию и мониторингу чрезвычайных ситуаций ________________________________________________________________________________________________ 30. Разработка и внедрение методов | МЧС России | 18,25| - | - |5,25 | 13 прогноза техногенных аварий и | | | | | | катастроф и опасных природных | | | | | | процессов и явлений | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 31. Разработка методов | Российская | 7,2 | - | - |2,4 | 4,8 прогнозирования рисков | академия | | | | | возникновения чрезвычайных | наук | | | | | ситуаций природного характера | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 32. Совершенствование единой | МЧС | 107,8| 200 | - |107,8 | 200 государственной | России | | | | | автоматизированной системы | | | | | | мониторинга и прогнозирования | | | | | | чрезвычайных ситуаций и их | | | | | | последствий | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 33. Модернизация системы | МЧС | 25 | 105 | - |25 | 105 аэрокосмического мониторинга | России | | | | | районов повышенного риска |Росавиакосмос| | | | | возникновения чрезвычайных | | | | | | ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 34. Создание сети региональных | МЧС России | 25 | 15 | - |25 | 15 центров мониторинга и | | | | | | прогнозирования чрезвычайных | | | | | | ситуаций на базе региональных | | | | | | центров по делам гражданской | | | | | | обороны, чрезвычайным ситуациям и | | | | | | ликвидации последствий стихийных | | | | | | бедствий МЧС России | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 35. Создание и внедрение системы | Минтопэнерго| 2,5 | - | - |1,25 | 1,25 геоэкологического мониторинга в | России | | | | | зонах повышенной закарстованности | | | | | | подработанного горного массива | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 36. Совершенствование и внедрение |Госкомэколог.| 12,5 | - | - |2,5 | 10 системы экологического | России | | | | | мониторинга территорий с | | | | | | повышенным уровнем загрязнения | | | | | | окружающей среды | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 37. Модернизация и внедрение | Рослесхоз | 10 | - | - |3,6 | 6,4 региональных систем мониторинга и | | | | | | прогнозирования пожарной | | | | | | опасности в лесах | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 38. Разработка системы мониторинга, | Минтранс | 0,2 | - | - |0,2 | - оценки рисков возникновения и | России | | | | | прогнозирования чрезвычайных | | | | | | ситуаций с морскими судами | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ IV. Развитие системы информационного обеспечения управления рисками возникновения чрезвычайных ситуаций, систем связи и оповещения при чрезвычайных ситуациях ________________________________________________________________________________________________ 39. Разработка и внедрение | Минздрав | 2,3 | - | - |0,85 | 1,45 функционального комплекса | России | | | | | информационной поддержки | | | | | | процессов управления | | | | | | мероприятиями по ликвидации | | | | | | чрезвычайных ситуаций для | | | | | | автоматизированной | | | | | | информационно-управляющей системы | | | | | | службы медицины катастроф | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 40. Разработка и внедрение | МЧС | 33,5 | 10 | - |17,8 | 25,7 функционального комплекса | России | | | | | информационной поддержки | | | | | | процессов управления единой | | | | | | государственной системой | | | | | | предупреждения и ликвидации | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 41. Разработка и внедрение комплекса |Госатомнадзор| 2,8 | - | - |1,8 | 1 программно-технических средств | России | | | | | мониторинга на ядерно- и | | | | | | радиационно-опасных объектах | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 42. Создание и внедрение | Миннауки | 2,8 | - | - |1,9 | 0,9 информационных технологий | России | | | | | обеспечения химической | | | | | | безопасности населения при | | | | | | авариях на объектах техносферы | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 43. Модернизация автоматизированной | МЧС России | 5 | 10 | - |5 | 10 системы централизованного | | | | | | оповещения населения Российской | | | | | | Федерации | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 44. Модернизация и внедрение системы | ФАПСИ | 5,45 | 27 | - |5,45 | 27 связи для обеспечения | | | | | | конфиденциальной связи | | | | | | федеральных органов | | | | | | исполнительной власти и органов | | | | | | исполнительной власти субъектов | | | | | | Российской Федерации, | | | | | | осуществляющих руководство | | | | | | ликвидацией чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 45. Разработка и внедрение системы | МЧС России | - | 1 | - |- | 1 оповещения единой государственной | | | | | | системы предупреждения и | | | | | | ликвидации чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 46. Разработка карт рисков по особо |Минсельхозпр.| 4,5 | - | - |2,5 | 2 опасным болезням человека и |России | | | | | животных, а также особо опасным | | | | | | болезням и вредителям растений | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ V. Разработка и реализация системы мер по снижению рисков, смягчению последствий и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций ________________________________________________________________________________________________ 47. Разработка и изготовление | Минздрав | 1,4 | 9,76 | - |1,4 | 9,76 защитного снаряжения, медицинских | России | | | | | препаратов для обеспечения | | | | | | персонала потенциально опасных | | | | | | объектов и службы медицины | | | | | | катастроф | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 48. Разработка и внедрение методов и |Росавиакосмос| - | 12,3 | 2,2 |2,2 | 12,3 средств предупреждения и снижения | | | | | | рисков возникновения чрезвычайных | | | | | | ситуаций при падениях космических | | | | | | объектов | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 49. Разработка технологии и | Минтопэнерго| 0,1 | 0,5 | - |0,1 | 0,5 оборудования для ликвидации | России | | | | | аварийных разливов нефти и | | | | | | нефтепродуктов | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 50. Разработка комплекса мер по | МЧС | - | 175,6 | - |- | 175,6 обеспечению безопасности | России | | | | | населения Российской Федерации, | | | | | | проживающего вблизи ядерно- и | | | | | | радиационно-опасных, а также | | | | | | химически опасных объектов | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 51. Разработка мероприятий по | МЧС | 4,75 | 69 | - |4,75 | 69 первоочередному жизнеобеспечению | России | | | | | населения в чрезвычайных | | | | | | ситуациях | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 52. Разработка мероприятий по | МЧС | - | 89,5 | - |- | 89,5 обеспечению населения и сил | России | | | | | единой государственной системы | | | | | | предупреждения и ликвидации | | | | | | чрезвычайных ситуаций средствами | | | | | | индивидуальной защиты, | | | | | | медикаментами и другими | | | | | | средствами защиты | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 53. Разработка и модернизация | Минатом | - | 5 | - |- | 5 приборов радиационного контроля | России | | | | | на радиоактивно-загрязненных | | | | | | территориях Российской Федерации | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 54. Создание системы контроля и | МПС | 0,8 | 7,4 | - |0,8 | 7,4 сигнализации предаварийного | России | | | | | состояния технических объектов | | | | | | железнодорожного транспорта | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 55. Разработка системы мобильных | МЧС | 3,84 | 77,4 | - |3,84 | 77,4 робототехнических средств и | России | | | | | комплексов и авиационной системы | | | | | | экстренного реагирования на | | | | | | чрезвычайные ситуации | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 56. Совершенствование сил и средств, | Минтранс | - | 45 | 17,2 |17,2 | 45 выполняющих поисковые и | России | | | | | аварийно-спасательные работы на | | | | | | морских и внутренних водных | | | | | | бассейнах Российской Федерации | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 57. Разработка методов и средств | Миннауки | 1,7 | - | - |0,9 | 0,8 локализации очагов химических | России | | | | | аварий и ликвидации их | | | | | | последствий | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 58. Разработка мобильных пунктов | МЧС | 2 | 80 | 6 |8 | 80 управления единой государственной | России | | | | | системы предупреждения и | | | | | | ликвидации чрезвычайных ситуаций | | | | | | на федеральном и региональном | | | | | | уровнях | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 59. Разработка комплекса мер по | МЧС России | 2,1 | 65 | - |27,1 | 40 организационно-техническому | | | | | | объединению городских | | | | | | дежурно-диспетчерских служб | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ VI. Разработка и реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях ________________________________________________________________________________________________ 60. Подготовка и создание | Минобразов. | - | 4 | 1,3 |0,3 |5 учебно-методического комплекса | России | | | | | подготовки специалистов по | | | | | | предупреждению чрезвычайных | | | | | | ситуаций единой государственной | | | | | | системы предупреждения и | | | | | | ликвидации чрезвычайных ситуаций | | | | | | на федеральном и региональном | | | | | | уровнях | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 61. Подготовка и создание | МЧС | - | 11 | 3,8 |3,5 |11,3 учебно-методического центра по | России | | | | | подготовке сил наблюдения и | | | | | | лабораторного контроля единой | | | | | | государственной системы | | | | | | предупреждения и ликвидации | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 62. Подготовка информационных передач | МЧС России | - | - | 5 |1,5 |3,5 на центральном и местном | | | | | | телевидении (радио) по проблемам | | | | | | снижения рисков и смягчения | | | | | | последствий чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ 63. Разработка и издание | МЧС | - | - | 14,4 |4 |10,4 учебно-методических материалов | России | | | | | для подготовки специалистов по | | | | | | управлению рисками возникновения | | | | | | чрезвычайных ситуаций | | | | | | _______________________________________|_____________|_______|__________|________|______|_______ Приложение N 2 федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" РАСПРЕДЕЛЕНИЕ затрат на реализацию программных мероприятий в соответствии с соглашениями о намерениях между МЧС России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (млн. рублей) __________________________________________________________________ |Объем финансирования| В том числе Субъекты Российской |субъектами |___________________ Федерации |Российской Федерации|2000-2001|2002-2005 |- всего | годы | годы _________________________|____________________|_________|_________ Республика Адыгея | 0,15 | 0,05 | 0,1 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Алтай | 30,2 | 11,75 | 18,45 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Башкортостан | 625,5 | 250,2 | 375,3 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Дагестан | 84,17 | 28,1 | 56,07 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Ингушетия | 19,5 | 6,5 | 13 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Карелия | 2,15 | 0,71 | 1,44 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Марий Эл | 27,89 | 11,26 | 16,63 _________________________|____________________|_________|_________ Республика Татарстан | 85,97 | 35,02 | 50,95 _________________________|____________________|_________|_________ Чувашская Республика | 6,2 | 1,1 | 5,1 _________________________|____________________|_________|_________ Архангельская область | 11,5 | 8,5 | 3 _________________________|____________________|_________|_________ Астраханская область | 3,5 | 1,25 | 2,25 _________________________|____________________|_________|_________ Владимирская область | 1130,46 | 380,6 | 749,86 _________________________|____________________|_________|_________ Волгоградская область | 36,06 | 6 | 30,06 _________________________|____________________|_________|_________ Воронежская область | 58,3 | 19,4 | 38,9 _________________________|____________________|_________|_________ Калининградская область | 23,35 | 10 | 13,35 _________________________|____________________|_________|_________ Кировская область | 59,94 | 14,98 | 44,96 _________________________|____________________|_________|_________ Костромская область | 43,54 | 15,09 | 28,45 _________________________|____________________|_________|_________ Курганская область | 80 | 25,7 | 54,3 _________________________|____________________|_________|_________ Курская область | 68,36 | 28,8 | 39,56 _________________________|____________________|_________|_________ Ленинградская область | 2,66 | 1,04 | 1,62 _________________________|____________________|_________|_________ Мурманская область | 29,57 | 4,57 | 25 _________________________|____________________|_________|_________ Нижегородская область | 43,95 | 13,64 | 30,31 _________________________|____________________|_________|_________ Новгородская область | 99,28 | 40 | 59,28 _________________________|____________________|_________|_________ Омская область | 140 | 47 | 93 _________________________|____________________|_________|_________ Пензенская область | 53,99 | 23,99 | 30 _________________________|____________________|_________|_________ Саратовская область | 60 | 20 | 40 _________________________|____________________|_________|_________ Свердловская область | 188,67 | 74,47 | 114,2 _________________________|____________________|_________|_________ Смоленская область | 86,18 | 17,23 | 68,95 _________________________|____________________|_________|_________ Тамбовская область | 1000 | 600 | 400 _________________________|____________________|_________|_________ Тюменская область | 304,99 | 104,99 | 200 _________________________|____________________|_________|_________ Ярославская область | 79,69 | 15,69 | 64 _________________________|____________________|_________|_________ г. Санкт-Петербург | 3,4 | 1,06 | 2,34 _________________________|____________________|_________|_________ Агинский Бурятский | | | автономный округ | 19,82 | 8,74 | 11,08 _________________________|____________________|_________|_________ Усть-Ордынский Бурятский | | | автономный округ | 3,1 | 1 | 2,1 _________________________|____________________|_________|_________ |