О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ (МЕЖДУНАРОДНЫХ) НАБЛЮДАТЕЛЕЙ И ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ИНОСТРАННОГО (МЕЖДУНАРОДНОГО) НАБЛЮДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА. Постановление. Центральная избирательная комиссия РФ. 10.09.99 13/89-3

                 О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
               ИНОСТРАННЫХ (МЕЖДУНАРОДНЫХ) НАБЛЮДАТЕЛЕЙ
           И ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ИНОСТРАННОГО (МЕЖДУНАРОДНОГО)
             НАБЛЮДАТЕЛЯ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ
              ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
                 РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ

                         10 сентября 1999 г.
                              N 13/89-3

                             (ВЦИК 99-10)










     В целях  реализации  требований статьи 26 Федерального закона "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской  Федерации",  а  также  статей 29 и 30 Федерального
закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации"  Центральная  избирательная  комиссия Российской
Федерации постановляет:

     1. Утвердить   разъяснения   порядка   деятельности   иностранных
(международных) наблюдателей   (приложение   1),  образец  и  описание
удостоверения иностранного (международного) наблюдателя (приложение 2)
(сноска 1)  при  проведении  выборов  депутатов  Государственной  Думы
Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва.

     Сноска 1 - Не публикуется.

     2. Опубликовать  настоящее  постановление  в   журнале   "Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации".

Председатель
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                          А.А.Вешняков

Секретарь
Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации
                                                        О.К.Застрожная





                                                          Приложение 1

                                                            Утверждено
                                             Постановление Центральной
                                                избирательной комиссии
                                                  Российской Федерации
                                              от 10 сентября 1999 года
                                                             N 13/89-3



                             РАЗЪЯСНЕНИЯ
           порядка деятельности иностранных (международных)
            наблюдателей при проведении выборов депутатов
              Государственной Думы Федерального Собрания
                 Российской Федерации третьего созыва


     В соответствии  со  статьей  2  Федерального  закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской Федерации"    иностранным    (международным)   наблюдателем
является лицо,   представляющее    иностранную    или    международную
организацию, приобретающее   право   на  осуществление  наблюдения  за
подготовкой и  проведением  выборов  и   референдумов   в   Российской
Федерации в соответствии с установленным законом порядком.
     Иностранные (международные) наблюдатели  получают  разрешение  на
въезд в  Российскую  Федерацию  в  порядке,  установленном Федеральным
законом "О  порядке  выезда  из  Российской  Федерации  и   въезда   в
Российскую Федерацию",  и  при  наличии  соответствующего  приглашения
аккредитуются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации
на основании   документов,  представляемых  Управлением  международных
связей Аппарата   Центральной   избирательной   комиссии    Российской
Федерации.
     Приглашения могут   быть   направлены   Президентом    Российской
Федерации, Советом  Федерации  и  Государственной  Думой  Федерального
Собрания Российской Федерации,  Правительством  Российской  Федерации,
Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации,  Центральной
избирательной комиссией Российской Федерации.
     Центральная избирательная  комиссия  Российской  Федерации  может
направить приглашения избирательным органам зарубежных стран,  а также
иностранным (международным)    организациям,    специализирующимся   в
вопросах избирательного законодательства и выборов.
     Предложения о   направлении   приглашений   могут   быть   поданы
международными и       национальными       правительственными        и
неправительственными организациями,  а также частными лицами, имеющими
признанный авторитет  в  области  защиты  прав  и  свобод  человека  и
гражданина.
     Центральная избирательная комиссия  Российской  Федерации  выдает
иностранному (международному) наблюдателю удостоверение установленного
образца в соответствии с представленными  им  заявлением,  документом,
удостоверяющим его  личность,  и приглашением любого из указанных выше
органов или   лиц.   Это   удостоверение   дает   право   иностранному
(международному) наблюдателю  осуществлять  свою деятельность в период
подготовки и проведения выборов.
     Деятельность иностранных       (международных)       наблюдателей
регулируется Федеральным законом "О выборах депутатов  Государственной
Думы Федерального  Собрания Российской Федерации",  иными федеральными
законами.Срок полномочий  иностранного  (международного)   наблюдателя
начинается со  дня  аккредитации  в Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации и заканчивается в день официального опубликования
общих результатов выборов.
     Иностранный (международный)   наблюдатель    осуществляет    свою
деятельность самостоятельно   и   независимо.   Материально-финансовое
обеспечение деятельности  иностранного  (международного)   наблюдателя
производится за счет средств стороны,  направившей наблюдателя, или за
счет его собственных средств.
     Иностранный (международный)  наблюдатель  во  время пребывания на
территории Российской   Федерации   находится   под   покровительством
Российской Федерации.   Избирательные   комиссии,  федеральные  органы
государственной власти  и  органы  государственной  власти   субъектов
Российской Федерации обязаны оказывать ему необходимое содействие.
     Лица, нарушившие права иностранных (международных)  наблюдателей,
несут ответственность в соответствии с федеральными законами.
     Иностранные (международные) наблюдатели вправе:
     присутствовать на  избирательных участках,  включая помещения для
голосования, с момента начала работы участковой избирательной комиссии
в день  голосования,  в том числе в день досрочного голосования,  и до
получения сообщения о  принятии  вышестоящей  избирательной  комиссией
протоколов об  итогах  голосования,  а  также  при  повторном подсчете
голосов избирателей;
     присутствовать в   территориальных   ,   окружных   избирательных
комиссиях,  комиссиях  субъектов  Российской  Федерации,  а  также   в
Центральной    избирательной   комиссии   Российской   Федерации   при
установлении итогово  голосования,  определении  результатов  выборов,
составлении протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а
а также при повторном подсчете голосов избирателей;
     наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
     наблюдать за подсчетом  числа  избирателей,  внесенных  в  списки
избирателей, избирательных     бюллетеней,    выданных    избирателям,
погашенных избирательных бюллетеней;
     перед непосредственным  подсчетом  голосов избирателей участковой
избирательной комиссией присутствовать при оглашении суммарных  данных
по списку  избирателей  по федеральному и одномандатному избирательным
округам, а  также  знакомиться  со  списком  избирателей   после   его
заверения подписью    председателя,   заместителя   председателя   или
секретаря участковой  избирательной  комиссии  и  печатью   участковой
избирательной комиссии;
     присутствовать при непосредственном подсчете голосов  избирателей
и наблюдать за их подсчетом на расстоянии и в условиях, обеспечивающих
обозримость содержания избирательных бюллетеней,  а также наблюдать за
действиями членов   участковой   избирательной   комиссии;   визуально
знакомиться с  любым  заполненным  или   незаполненным   избирательным
бюллетенем при подсчете голосов избирателей;
     наблюдать за составлением избирательной комиссией  протоколов  об
итогах голосования   и   иных   документов  с  момента  начала  работы
участковой избирательной комиссии в день голосования,  в том  числе  в
день досрочного  голосования,  и  до  получения  сообщения  о принятии
вышестоящей избирательной комиссией протоколов об итогах  голосования,
а также  при  повторном  подсчете голосов избирателей на избирательных
участках;
     знакомиться с  протоколами  участковой  избирательной комиссии об
итогах голосования,  а также с протоколами об итогах голосования  и  о
результатах выборов   иной   избирательной   комиссии,  в  которой  он
присутствует; изготавливать   либо   получать    от    соответствующей
избирательной комиссии  копии указанных протоколов и приложенных к ним
документов, а  также  иных  документов,  поступивших  в  избирательную
комиссию либо  составленных  этой комиссией в день голосования,  в том
числе в день досрочного голосования.  Избирательная  комиссия  обязана
заверить указанные  копии  либо  выдать  иностранному (международному)
наблюдателю заверенные копии указанных документов;
     после окончания   голосования   присутствовать   при  подсчете  и
погашении неиспользованных избирательных бюллетеней,  оглашении  числа
погашенных избирательных    бюллетеней,   числа   неиспользованных   и
погашенных в соответствии с пунктом 6 статьи 73 Федерального закона "О
выборах депутатов    Государственной    Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации" открепительных удостоверений;
     визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями и
открепительными удостоверениями  под   контролем   членов   участковой
избирательной комиссии с правом решающего голоса;
     после дня  голосования  излагать  свое  мнение  об  избирательном
законодательстве и   о  подготовке  и  проведении  выборов,  проводить
пресс-конференции и обращаться в средства массовой информации;
     встречаться с   кандидатами,   зарегистрированными   кандидатами,
уполномоченными представителями       избирательных       объединений,
избирательных блоков,     доверенными     лицами    зарегистрированных
кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков.
     В соответствии   с   Федеральным  законом  "О  выборах  депутатов
Государственной Думы  Федерального  Собрания   Российской   Федерации"
иностранные (международные)  наблюдатели  не  вправе осуществлять иные
действия, кроме вышеперечисленных.
     Списки иностранных  (международных) наблюдателей,  осуществляющих
наблюдение за ходом голосования и подсчетом  голосов  в  избирательных
комиссиях, составляются  соответствующими избирательными комиссиями на
основе представляемых  иностранными   (международными)   наблюдателями
удостоверений иностранных (международных) наблюдателей.
     Список иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших
при установлении   итогов   голосования  и  составлении  протоколов  в
участковой и  территориальной  избирательных  комиссиях,  хранится   у
секретаря соответствующей  избирательной  комиссии до окончания работы
комиссии.
     Список иностранных (международных) наблюдателей, присутствовавших
при установлении итогово голосования и определении результатов выборов
и составлении протоколов в окружной избирательной комиссии, хранится у
секретаря окружной    избирательной    комиссии    до     официального
опубликования общих  результатов  выборов,  после  чего  передается  в
избирательную комиссию   субъекта   Российской   Федерации.   Комиссия
субъекта Российской   Федерации   передает   заверенную  копию  списка
иностранных (международных) наблюдателей в  Центральную  избирательную
комиссию Российской Федерации.
     Иностранные (международные) наблюдатели  не  вправе  использовать
свой статус для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением
за ходом избирательной кампании, подготовкой и проведением выборов.
     Центральная избирательная  комиссия  Российской  Федерации вправе
отозвать на   основании   документов,    представляемых    Управлением
международных связей   Аппарата   Центральной  избирательной  комиссии
Российской Федерации,   аккредитацию   иностранного   (международного)
наблюдателя в случае нарушения им федеральных законов и общепризнанных
принципов и норм международного права.