Страницы: 1 2 О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВРЕМЕННОГО РУКОВОДСТВА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 30 августа 1999 г. N 580 (НЦПИ) В целях совершенствования системы информационно - технического обеспечения и организации устойчивого функционирования в таможенных органах системы эксплуатации технических средств приказываю: 1. Утвердить приведенное в Приложении Временное руководство по эксплуатации технических средств (далее - Руководство). 2. Начальникам региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России, РТА, ЦТЛ обеспечить: - выполнение требований Руководства; - подготовку и представление до 01.06.2000 в РИТТУ предложений по корректировке содержания Руководства. 3. Начальнику РИТТУ Ухлинову Л.М. внести в Руководство предложения таможенных органов и представить его на утверждение в качестве основного нормативного документа в IV квартале 2000 года. 4. Считать Инструкцию о порядке технического освидетельствования и установления категории технических средств таможенного контроля, таможенной охраны, средств вычислительной техники, средств связи и оргтехники, введенную в действие Приказом ГТК России N 397 от 26.06.96, утратившей силу. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять заместителю председателя ГТК России Межакову И.А. 6. Приказ вступает в силу с 01.10.99. Председатель Комитета, генерал-полковник таможенной службы М.В. ВАНИН 30 августа 1999 г. N 580 УТВЕРЖДЕНО Приказом ГТК России от 30 августа 1999 года N 580 ВРЕМЕННОЕ РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ТАМОЖЕННОГО КОМИТЕТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ РИТТУ - Региональное информационно - техническое таможенное управление РТУ - Региональное таможенное управление ОТСТК - оперативно - технические средства таможенного контроля ТСТК - технические средства таможенного контроля ТС - технические средства ДРТ - досмотровая рентгенотелевизионная техника ИДК - инспекционно - досмотровые комплексы КМА - копировально - множительные аппараты ТСИ - технические средства идентификации ОПС - охранно - пожарная сигнализация СТН - системы телевизионного наблюдения СБГЭ - системы бесперебойного гарантированного электроснабжения ТЭЗ - типовой элемент замены ТУ - технические условия ЭД - эксплуатационная документация ЗИП - запасные инструменты и принадлежности ЗИП-О - одиночный ЗИП ЗИП-Г - групповой ЗИП ЗИП-Р - ремонтный ЗИП ТО - техническое обслуживание КО - контрольный осмотр ЕТО - ежедневное техническое обслуживание ТО-1 - ежемесячное техническое обслуживание ТО-2 - ежегодное техническое обслуживание ТР - текущий ремонт СР - средний ремонт ТКДРМ - таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов РИП - радиоизотопные приборы Настоящее Руководство разработано на основе Федеральной целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 1996 - 1997 годы и на период до 2000 года, Приказов ГТК России N 155 от 27.04.93, N 242 от 18.04.96, N 397 от 26.06.96, N 448 от 17.07.96, N 135 от 20.03.97, N 242 от 07.05.97, Рекомендаций ГТК России по гарантийным обязательствам N 01-15/20245 от 14.11.96, ГОСТ 2.601-95, опыта работы и предложений отделов ТСТК и связи таможен региона, руководящих документов по эксплуатации технических средств других министерств с целью развития и устойчивого функционирования единой системы эксплуатации и определяет общие положения по вопросам организации эксплуатации технических средств, находящихся в ведении Государственного таможенного комитета. При решении конкретных организационных и технических вопросов эксплуатации средств следует дополнительно руководствоваться положениями и требованиями соответствующих организационно - распорядительных, нормативно - правовых и эксплуатационных документов. Требования Руководства обязательны для всех должностных лиц и специалистов таможенных органов, эксплуатирующих технические средства. I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Технические средства (в дальнейшем - ТС) - это специальные средства, предназначенные для обеспечения таможенного контроля, служебно - производственной деятельности и охраны таможенных объектов. 1.2. Для обеспечения постоянной готовности ТС к использованию по назначению и эффективного их применения в служебно - оперативной деятельности должностных лиц (далее - сотрудников) таможенных органов необходима правильная организация их эксплуатации. 1.3. Организация эксплуатации ТС - это упорядоченное и регламентированное требованиями нормативно - правовых и эксплуатационных документов функционирование системы эксплуатации, направленное на обеспечение своевременного и качественного решения задач использования ТС по назначению. 1.4. Под системой эксплуатации понимается совокупность ТС, объектов и средств обеспечения их эксплуатации, специалистов и устанавливающей правила применения ТС и их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач целевого назначения ТС. 1.5. Эксплуатация ТС - это комплекс организационных и технических мероприятий, направленных на поддержание их в исправном состоянии и постоянной готовности к применению по целевому назначению. Эксплуатация включает транспортирование, хранение, применение по целевому назначению, техническое обслуживание, ремонт и их утилизацию. 1.6. К организационным мероприятиям по эксплуатации ТС относятся: - планирование; - учет; - контроль технического состояния; - анализ показателей надежности; - рекламационная работа; - списание. 1.7. К техническим мероприятиям по эксплуатации ТС относятся: - применение по назначению; - техническое обслуживание; - ремонт; - утилизация. 1.8. Для успешного решения задач эксплуатации ТС необходимы: - наличие достоверных данных об укомплектованности подразделений таможенных органов ТС и их состоянии; - соблюдение правил приема, учета, хранения, выдачи ТС и рациональное их использование; - своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт ТС; - своевременное и полное материальное обеспечение эксплуатации ТС, создание необходимых запасов материальных средств; - качественное метрологическое обеспечение ТС; - высокий уровень организации проведения занятий по подготовке сотрудников, эксплуатирующих ТС; - систематический контроль за техническим состоянием и организацией эксплуатации ТС; - твердое знание и выполнение сотрудниками требований настоящего Руководства и других нормативных документов по организации эксплуатации ТС; - изучение и обобщение опыта эксплуатации ТС, внедрение передовых методов эксплуатации, повышение эффективности их использования по назначению. 1.9. К ТС относятся следующие виды техники: - досмотровая рентгенотелевизионная техника (ДРТ); - флюороскопическая досмотровая техника; - инспекционно - досмотровые комплексы (ИДК); - обучающие системы для ДРТ; - средства поиска; - средства нанесения и считывания специальных меток; - досмотровый инструмент; - технические средства подповерхностного зондирования; - копировально - множительные аппараты (КМА); - технические (электронные) средства идентификации (ТСИ); - технические средства дознания и документирования по делам о контрабанде; - технические средства контроля носителей аудио-, видеоинформации; - лабораторное оборудование; - организационно - техническое оборудование; - контрольные и измерительные приборы; - средства охранно - пожарной сигнализации (ОПС); - системы телевизионного наблюдения (СТН); - системы бесперебойного гарантированного электроснабжения для ОПС и СТН (СБГЭ); - средства вычислительной техники (персональные компьютеры, принтеры, сканеры); - стационарные системы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов; - поисковые приборы обнаружения делящихся и радиоактивных материалов; - универсальные радиометры - дозиметры; - дозиметры рентгеновского излучения и индивидуальные; - спектрометры (сцинтилляционные и полупроводниковые); - радиоизотопные приборы (РИП). 1.10. К объектам и средствам обеспечения эксплуатации ТС относятся: сооружения и здания, подвижные и стационарные мастерские, различные технические устройства (ремонтные стенды, средства измерений, ЗИП, инструменты и приспособления, тестовое оборудование и др.). 1.11. В зависимости от условий применения ТС подразделяются на основные и учебные (опытные образцы). 1.12. К основным ТС относятся средства, предусмотренные табелем положенности таможенных органов, к учебным - средства, предназначенные для обучения сотрудников таможенных органов. На учебных ТС делается надпись "Учебная". 1.13. Запрещается использовать основные ТС для обучения сотрудников таможенных органов приемам технического обслуживания и ремонта, связанным с искусственным созданием неисправностей, разборкой, демонтажем, нарушением настроек и регулировок. 1.14. К эксплуатации допускают ТС, соответствующие требованиям нормативной и эксплуатационной документации, полностью укомплектованные, в том числе и эксплуатационной документацией, имеющие запас гарантийного или технического ресурса, с поверенными средствами измерений, зарегистрированными (учтенными) или освидетельствованными (сертифицированными) объектами Госатомнадзора или Госсанэпиднадзора. 1.15. ТС следует содержать в исправном состоянии и постоянной готовности к применению по назначению. Запрещается разукомплектование или изъятие составных частей, блоков и узлов из комплекта изделия. 1.16. Сотрудники, виновные в использовании ТС не по прямому назначению, в разукомплектовании, утрате и выводе их из строя, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. 1.17. В процессе эксплуатации ТС следует осуществлять: - контроль исходного положения и готовности к использованию по назначению перед началом и после завершения работ; - контроль соблюдения технологической последовательности операций, установленной эксплуатационной документацией; - контроль соблюдения правил и мер техники безопасности. 1.18. Все виды контроля организуются и проводятся в соответствии с настоящим Руководством, эксплуатационной документацией и другими документами, определяющими обязанности должностных лиц при организации эксплуатации ТС, которые должны решительно пресекать любые попытки нарушения технологической дисциплины, установленных правил и мер безопасности, несанкционированные действия сотрудников, эксплуатирующих ТС. 1.19. При проведении любых работ с ТС строгое соблюдение установленных правил и мер безопасности является обязательным для всех сотрудников, занимающихся их эксплуатацией. Никакие причины, в том числе и срочность выполнения работ, не могут являться основанием для нарушения установленных правил и мер безопасности. 1.20. Сотрудники, занимающиеся эксплуатацией ТС, должны получать своевременную и достоверную информацию о потенциальной или реальной опасности, возникающей при их эксплуатации. Руководители таможенных органов должны обеспечить условия, необходимые для безопасной эксплуатации ТС. II. УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ ТС 2.1. Органы управления эксплуатацией ТС 2.1.1. Под управлением эксплуатацией ТС понимается деятельность органов управления, направленная на своевременное и качественное выполнение задач эксплуатации и дальнейшее совершенствование технологии эксплуатации ТС. 2.1.2. К органам управления эксплуатации ТС относятся: - в ГТК России - Региональное информационно - техническое таможенное управление; - в Региональном таможенном управлении - региональная информационно - техническая служба (информационно - технический отдел, отдел ТСТК и связи, отдел или отделение ТКДРМ); - в таможне - информационно - техническое подразделение (отдел, отделение или группа ТСТК и связи). 2.1.3. Основными функциями органов управления являются планирование, организация, обеспечение и контроль эксплуатации ТС. 2.1.4. Управление эксплуатацией осуществляется по линейной схеме: ГТК России через начальника РИТТУ, которому подчинены (по вопросам эксплуатации ТС) руководители информационно - технических подразделений РТУ и таможен. 2.1.5. Региональное информационно - техническое таможенное управление предназначено для реализации в ГТК России единой технической политики по организации разработок, изготовлению, оснащению и эксплуатации технических средств. 2.1.6. РИТТУ осуществляет: - организацию развития и устойчивого функционирования в таможенных органах единой системы эксплуатации технических средств; - координацию и контроль деятельности информационно - технических подразделений РТУ, оказание им практической помощи в решении возложенных на них задач по организации эксплуатации ТС; - определение потребности в технических средствах таможенных органов, разработку и исполнение программ их оснащения; - организацию профессиональной подготовки и переподготовки специалистов таможенных органов по вопросам применения, эксплуатации и ремонта современных ТС; - разработку и введение в действие установленным порядком нормативных, методических и других документов по вопросам планирования и организации эксплуатации ТС; - организацию централизованного оснащения таможенных органов групповыми и ремонтными ЗИП; - распределение финансовых средств, выделяемых ГТК России для обеспечения ремонта и эксплуатации ТС; - планирование, организацию и контроль централизованного ремонта и обслуживания сложных ТС, финансирование этих работ; - анализ состояния ТС, определение путей совершенствования организации эксплуатации и ремонта. 2.1.7. Региональная информационно - техническая служба РТУ предназначена для организации и осуществления развития и эксплуатации технических средств таможенных органов региона, а также формирования и ведения региональной базы данных статистической, оперативно - справочной и иной информации по эксплуатации ТС. 2.1.8. Региональная информационно - техническая служба осуществляет: - планирование и организацию эксплуатации ТС в таможенных органах региона; - организацию взаимодействия и координации подчиненных таможенных органов при выполнении мероприятий, запланированных вышестоящими органами управления; - организацию и контроль выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту ТС; - организацию и контроль соблюдения правил и мер безопасной эксплуатации ТС; - обеспечение эксплуатационных подразделений таможенных органов материальными средствами и эксплуатационной документацией; - обучение, подготовку и допуск сотрудников к эксплуатации ТС; - ведение установленного учета и отчетности по организации эксплуатации ТС; - сбор, обработку и анализ, ведение базы данных об укомплектованности, техническом состоянии, надежности ТС в таможенных органах региона. 2.1.9. Информационно - техническое подразделение таможни предназначено для организации и осуществления развития и эксплуатации технических средств таможни, а также формирования и ведения базы данных статистической, оперативно - справочной и иной информации по эксплуатации ТС в зоне деятельности таможни. 2.1.10. Информационно - техническое подразделение таможни осуществляет: - проведение мероприятий по утвержденным планам по организации эксплуатации ТС; - проведение мероприятий по предупреждению несанкционированных действий сотрудников при эксплуатации ТС; контроль выполнения ими правил и мер безопасной эксплуатации; - проверку и контроль состояния ТС и правильности ведения эксплуатационной документации; - организацию и проведение допуска к работе сотрудников таможенных органов, эксплуатирующих ТС; - составление заявок на потребность в ТС, ЗИП, технических материальных средствах и представление их согласно установленному порядку в вышестоящие таможенные органы; - организацию и выполнение работ по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту, списанию и утилизации ТС; - учет, хранение и правильное расходование ЗИП; - организацию своевременного и правильного ведения рекламационной работы, учет и рассылку рекламационных актов и актов удовлетворения рекламаций; - ведение установленной учетно - отчетной документации по эксплуатации ТС. 2.2. Планирование эксплуатации ТС 2.2.1. Планирование эксплуатации организуется и проводится с целью разработки комплекса необходимых организационно - технических мероприятий по обеспечению своевременного и качественного выполнения задач использования ТС по назначению. 2.2.2. Планирование эксплуатации включает разработку годовых и месячных планов эксплуатации технических средств, их согласование, утверждение и доведение до исполнителей и ответственных лиц за организацию и контроль исполнения. 2.2.3. Основными задачами планирования эксплуатации ТС являются: - поддержание ТС в постоянной готовности к использованию по назначению; - своевременное проведение технического обслуживания и планомерный их вывод в ремонт; - равномерная загрузка ремонтных органов работами по техническому обслуживанию и ремонту; - постоянный контроль за техническим состоянием, содержанием и хранением ТС. 2.2.4. Годовые и месячные планы эксплуатации технических средств формируются на основании: - приказов и распоряжений вышестоящих таможенных органов; - результатов выполнения плана эксплуатации технических средств за прошедший год (месяц); - планов поставки, ремонта и ввода в эксплуатацию ТС; - эксплуатационной документации; - бюджетного финансирования по статьям сметы расходов на оплату эксплуатации и ремонта специальной техники; - сроков проведения освидетельствований и поверок, установленных федеральными органами исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации. 2.2.5. Годовой план эксплуатации технических средств (далее - годовой план) включает следующие разделы (графы): ремонт ТС, техническое обслуживание, освидетельствование ТС, ремонт и поверка измерительной техники, списание и утилизация ТС, порядок и объемы финансирования, ответственных за выполнение. Годовой план разрабатывает руководитель информационно - технического подразделения РТУ (таможни) и за 10 суток до начала календарного года утверждает его у начальника РТУ (таможни). 2.2.6. На основании годового плана руководитель информационно - технического подразделения РТУ (таможни) составляет месячный план и утверждает его согласно установленному порядку. Руководители РТУ (таможен), утвердившие планы эксплуатации ТС, организуют контроль их выполнения. 2.2.7. При разработке планов эксплуатации ТС предварительно проводится анализ следующих вопросов: - укомплектованности и качественного состояния ТС; - соответствия количества ТС нормам снабжения; - наличия специалистов (в информационно - технических подразделениях), степени их подготовленности; - наличия и достаточности комплектующих элементов и ЗИП, расходных материалов, гарантирующих надежную работу ТС; - организации хранения, соответствия условий хранения установленным требованиям и обеспечения сохранности ТС; - своевременности выделения финансовых средств, необходимых для обеспечения эксплуатации и ремонта. 2.3. Контроль состояния эксплуатации ТС 2.3.1. Контроль состояния эксплуатации ТС - одна из функций органов управления, имеющая цель проверки и определения фактического состояния технических средств, своевременности, полноты и качества выполнения запланированных эксплуатационных мероприятий и требований руководящих, нормативных и эксплуатационных документов всеми подразделениями, эксплуатирующими ТС. 2.3.2. Контролю подлежит: - планирование эксплуатации ТС; - организация эксплуатации ТС; - техническое состояние ТС; - ведение эксплуатационной документации; - обеспечение техники безопасности при эксплуатации ТС; - специальная подготовка сотрудников, эксплуатирующих ТС; - организация допуска сотрудников к самостоятельной работе; - исполнение требований нормативно - правовых и эксплуатационных документов. 2.3.3. Контроль состояния эксплуатации осуществляется как планово, так и внепланово, в полном объеме или, при необходимости, по отдельным вопросам. Контроль осуществляет комиссия или группа должностных лиц, назначенная приказом вышестоящего таможенного органа. Результаты работы комиссии оформляются актом и утверждаются должностным лицом, назначившим комиссию. 2.3.4. Периодичность, объем и методика контроля и оценки состояния эксплуатации ТС утверждает начальник РТУ с учетом того, что контроль информационно - технических подразделений таможенных органов должен проводиться в полном объеме не реже одного раза в два года, а по отдельным вопросам - ежегодно. 2.4. Учет и отчетность по эксплуатации ТС 2.4.1. Учет и отчетность по эксплуатации ТС ведется в целях своевременного обеспечения органов управления эксплуатацией достоверными данными о наличии, качественном (техническом) состоянии и движении ТС, необходимыми для планирования и организации эксплуатации, подготовки исходных данных для составления отчетной документации, ведения базы данных. 2.4.2. Учету подлежат все ТС независимо от их назначения, источников поступления и способов приобретения. 2.4.3. В информационно - технических подразделениях таможенных органов ведется текущий и итоговый учет эксплуатации ТС. 2.4.4. Текущий учет эксплуатации ТС ведется на основе выполнения работ по плану эксплуатации на месяц, а также включает учет предъявленных и удовлетворенных рекламаций, устраненных неисправностей, расхода ресурса ТС, случаев травматизма, происшедших в процессе работы с ТС и др. 2.4.5. Итоговый учет эксплуатации ТС заключается в обобщении сведений о выполнении всех мероприятий годового плана эксплуатации технических средств и дополнительных работ, выполненных в течение планируемого года. 2.4.6. Учет технического состояния, комплектности и наработки ТС осуществляется: - в годовых планах эксплуатации технических средств; - в журналах учета неисправностей технических средств; - в формулярах или паспортах (этикетках) ТС. 2.4.7. Как правило, учет эксплуатации ТС, учет их технического состояния, комплектности, наработки и т.д. ведется в информационно - техническом подразделении таможенного органа в электронной форме в соответствии с приказами ГТК России. Порядок, сроки и формы представления отчетных документов о техническом состоянии и эксплуатации ТС в вышестоящие органы управления эксплуатацией определяются приказом по ГТК России. 2.4.8. Арендуемые технические средства для таможенного контроля у других организаций (как правило, на договорной основе) на учет в таможенном органе не ставят, а переданные в аренду другим организациям на договорной основе с учета таможенного органа не снимают. III. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС 3.1. Подготовка и допуск сотрудников таможенных органов к эксплуатации ТС 3.1.1. Подготовка специалистов для работы в таможенных органах проводится в учебных заведениях ГТК России, а также в других учебных центрах, заключивших соответствующий договор с ГТК России. Допуск их к работе и эксплуатации ТС заключается в приобретении навыков работы в объеме функциональных обязанностей (стажировку), изучении правил и мер безопасности, сдаче зачета и оформлении допуска к самостоятельной работе. 3.1.2. Обучение вновь принятых сотрудников, не имеющих специального образования, их стажировку на рабочих местах и подготовку к сдаче зачета на допуск к самостоятельной работе организует начальник таможенного органа, определяя сроки и порядок обучения и прохождения стажировки. 3.1.3. Для проверки знаний, практических навыков в работе и приема зачетов на присвоение сотрудникам II - IV квалификационных групп по правилам и мерам электробезопасности и допуск к самостоятельной работе приказом руководителя по таможенному органу назначается комиссия на два года с указанием конкретного состава комиссии, сроков и порядка ее работы. 3.1.4. В состав комиссии, как правило, входят: - заместитель руководителя таможенного органа - председатель комиссии; - руководитель или ведущий специалист информационно - технического подразделения - заместитель председателя комиссии; - члены комиссии: инспектор энергонадзора или сотрудник, имеющий квалификационную группу не ниже IV по правилам и мерам электробезопасности; штатный или нештатный инспектор по технике безопасности; инспектор пожарного надзора; другие специалисты (при необходимости). 3.1.5. Результаты приема зачетов, оформленные протоколом, утверждает лицо, назначившее комиссию. При положительных результатах зачета издается приказ по таможенному органу о допуске сотрудников к самостоятельной работе и эксплуатации ТС. На основании приказа сотрудникам выдаются удостоверения на право допуска к самостоятельной работе (Приложение 1), которые должны иметь все сотрудники, непосредственно работающие с ТС. Удостоверение подписывает председатель комиссии или заместитель. 3.1.6. Проверка знаний сотрудников ведется путем опроса и практической проверки каждого специалиста с выставлением оценок по следующим разделам: правила эксплуатации ТС (материальная часть, порядок подготовки и использования ТС по назначению, практические навыки); правила электробезопасности (теоретические и умение выполнять их практически). Результаты проверки заносят в журнал проверки знаний правил эксплуатации технических средств (Приложение 2). 3.1.7. Разрешение на допуск к самостоятельной работе и эксплуатации ТС действительно в течение срока, указанного в приказе по таможенному органу о допуске сотрудников к самостоятельной работе, но не более двух лет. 3.1.8. Сотрудники, получившие при сдаче зачетов на допуск к самостоятельной работе неудовлетворительную оценку, должны повторно пройти проверку знаний в срок, установленный председателем комиссии. 3.1.9. Сотрудники при переводе на другую должность или другое место службы, независимо от наличия у них удостоверения на право допуска к самостоятельной работе, проходят дополнительную подготовку и допускаются к работе с конкретными ТС согласно установленному порядку. 3.1.10. Сотрудники, нарушившие при эксплуатации ТС требования эксплуатационной документации, правила и меры безопасности, в результате чего возникли предпосылки для выхода из строя ТС или травмирования людей, отстраняются от самостоятельной работы с ТС согласно приказу по таможенному органу и вновь допускаются к работе после дополнительной подготовки, сдачи зачета и документального оформления допуска к эксплуатации ТС в соответствии с установленным порядком. 3.1.11. При перерыве в работе более двух месяцев сотрудники допускаются к самостоятельной работе с ТС после повторной проверки знаний комиссией. 3.1.12. Обучение сотрудников таможенных органов, проводящих радиационный контроль с применением ТС ТКДРМ и эксплуатирующих РИП, проводится в соответствии с приказами по ГТК России. 3.2. Документация, используемая при эксплуатации ТС 3.2.1. Вся документация, необходимая для эксплуатации и ремонта ТС, подразделяется на нормативную, эксплуатационную и ремонтную. 3.2.2. К нормативной документации относятся приказы, распоряжения, нормы, наставления, руководства, ГОСТ, определяющие порядок эксплуатации ТС. 3.2.3. К эксплуатационной документации относятся документы, предназначенные для изучения устройства ТС и правил их эксплуатации (использования, технического обслуживания, транспортирования и хранения). 3.2.4. Эксплуатационные документы подразделяются на конструкторские и документы эксплуатационных организаций (таможенных органов). 3.2.5. К эксплуатационным конструкторским относятся следующие документы: - руководство по эксплуатации; - инструкция по монтажу, пуску, регулированию и обкатке изделия; - формуляр (паспорт, этикетка) для учета состояния ТС в процессе эксплуатации; - каталог деталей и сборочных единиц (составляют на изделия, для которых в течение эксплуатации предусмотрено проводить неоднократно ремонт и замену запасных частей); - нормы расхода материалов и запасных частей; - ведомость ЗИП; - учебно - технические плакаты; - ведомость эксплуатационной документации. 3.2.6. Комплектность эксплуатационных документов устанавливает, как правило, разработчик в соответствии с межгосударственным стандартом "Эксплуатационные документы" (ГОСТ 2.601-95). 3.2.7. К документам эксплуатационных организаций относятся документы, определяющие порядок использования ТС непосредственно в таможенных органах: - инструкция по технике безопасности для каждого вида ТС; - инструкция по проведению технического обслуживания, содержащая обязанности и технологию выполнения работ; - журнал закрепления ТС; - журнал учета неисправностей ТС; - журнал проверки знаний правил эксплуатации техники и инструктажа по технике безопасности и др. 3.2.8. Формуляр на ТС является юридическим документом, отражающим его состояние и использование в служебной деятельности. Формуляр состоит из следующих разделов: - общие указания; - основные сведения об изделии; - основные технические данные; - индивидуальные особенности изделия; - комплектность; - ресурсы, сроки службы и хранения, гарантии изготовителя (поставщика); - консервация; - свидетельство об упаковывании; - свидетельство о приемке; - движение изделия при эксплуатации; - учет работы изделия; - учет технического обслуживания; - учет работы по бюллетеням и указаниям; - работы при эксплуатации; - хранение; - ремонт; - особые отметки; - сведения об утилизации; - контроль состояния изделия и ведения формуляра; - перечень приложений. 3.2.9. Все записи в формуляре (паспорте, этикетке) должны быть сделаны чернилами (пастой) чисто и разборчиво. Подчистки, помарки и незаверенные исправления не допускаются. Должности и фамилии лиц, производивших записи в формуляре (паспорте, этикетке), должны быть записаны разборчиво. 3.2.10. Ответственность за ведение формуляров (паспортов, этикеток) несут начальники информационно - технических подразделений таможенных органов. 3.2.11. При утрате или порче формуляров (паспортов, этикеток) заводят дубликат формуляра (паспорта, этикетки) в соответствии с ГОСТ 2.601-95 с последующим восстановлением записей. По вопросам утраты (порчи) проводится расследование, виновные лица привлекаются к ответственности. 3.2.12. К учетно - отчетной документации относятся документы, определяющие учет использования ТС, отчетность по их применению перед вышестоящими органами управления, утвержденными приказами, распоряжениями и другими нормативными актами ГТК России. 3.2.13. К ремонтной документации относятся руководства по ремонту, технические условия на ремонт, чертежи, каталоги деталей и сборочных единиц и другие предназначенные для подготовки и проведения ремонта, а также проверки изделия после ремонта. 3.2.14. Ремонтная документация предназначена в основном для ремонтных органов и определяет технические правила ремонта, а также требования, предъявляемые к проверке ТС после ремонта, разрабатывается предприятиями - изготовителями (разработчиками) ТС. 3.2.15. В зависимости от назначения ремонтная документация подразделяется на: - руководство по ремонту; - технические условия на ремонт; - нормы расхода запасных частей и материалов для проведения каждого вида ремонта; - ремонтные схемы, чертежи, каталоги деталей и сборочных единиц. 3.3. Ввод ТС в эксплуатацию 3.3.1. Под вводом в эксплуатацию ТС понимается совокупность подготовительных работ по приему их от промышленных предприятий, со складов (баз) или ремонтных организаций, а также из других таможенных органов, приведению их в состояние готовности к использованию по назначению (проверка комплектности, работоспособности, совместного функционирования взаимосвязанных систем и агрегатов) с соответствующим документальным оформлением и закреплением за эксплуатационным таможенным подразделением и должностным лицом. 3.3.2. Все ТС, вводимые в эксплуатацию, должны соответствовать требованиям конструкторской документации, быть полностью укомплектованными, иметь установленные гарантийные сроки, сертифицированными (освидетельствованными) санэпиднадзором или Госатомнадзором России при необходимости. 3.3.3. Для ввода в эксплуатацию сложных ТС создается приемочная комиссия, назначаемая приказом начальника РТУ, в состав которой включаются представители предприятий - изготовителей и других заинтересованных управлений и организаций, а также представители таможенного органа, в котором планируется эксплуатация ТС. Председателем комиссии назначается заместитель начальника по информационно - технической службе (курирующий направление). 3.3.4. Приемочная комиссия проверяет: - укомплектованность ТС и ЗИП; - наличие и правильность заполнения сопроводительной и эксплуатационной документации; - исходное состояние ТС, установленное требованиями ЭД; - работоспособность и функционирование во всех режимах, предусмотренных ЭД; - соответствие выходных параметров значениям, установленным в ЭД; - наличие запаса гарантийного ресурса. 3.3.5. Приемочная комиссия по результатам проверки составляет акт приема ТС в эксплуатацию (Приложение 3). 3.3.6. Датой ввода ТС в эксплуатацию считается дата подписания акта приемочной комиссией. 3.3.7. Оборудование, аппаратуру и принадлежности согласно приказу по таможенному органу закрепляют за эксплуатационным подразделением и должностным лицом, о чем делают соответствующую запись в формуляре (паспорте) и в журнале закрепления техники (Приложение 4) с подписью ответственного лица. Журнал закрепления техники ведется и хранится в информационно - техническом подразделении таможенного органа. 3.3.8. Сотрудники таможенных органов несут ответственность за принятые ТС, их сохранность и техническое состояние. 3.3.9. Если в эксплуатационной документации поступившего оборудования (в основном иностранного производства) не предусмотрена поставка формуляра (паспорта), то их необходимо завести при вводе оборудования в эксплуатацию и заполнить все разделы согласно ГОСТ 2.601-95. 3.3.10. На сложные технические средства, где требуется учет наработки изделия в целом или его составных частей, заводят формуляр. На более простые ТС заводят паспорт либо этикетку. 3.4. Установление категории ТС и продление их ресурса 3.4.1. Категория технического средства - это условная учетная характеристика, определяющая его техническое состояние в процессе эксплуатации. 3.4.2. Под установлением категории (далее - категорирование) понимается процесс отнесения ТС в соответствии с определенными правилами и в зависимости от их технического состояния к той или иной группе (категории) и соответствующего документального оформления. 3.4.3. Цель категорирования - обеспечение наиболее полного использования ресурса ТС, своевременного планирования ремонта и технического обслуживания, составление заявок на восполнение ТС. 3.4.4. Категорирование ТС производится: - при вводе в эксплуатацию; - по окончании гарантийного срока; - после проведения ремонта и доработок; - при специальных осмотрах и периодических проверках технического состояния. 3.4.5. Отнесение ТС к соответствующей категории производится на основании результатов осмотров и специальных проверок по истечении срока гарантии, хранения, выработки технического ресурса, а также проводившихся ремонтов. 3.4.6. Эксплуатируемые ТС в зависимости от степени расходования технического ресурса (гарантийного срока) эксплуатации и в зависимости от технического состояния подразделяют на четыре категории. 3.4.7. I категория - новое оборудование, отвечающее всем требованиям технических условий (ТУ), эксплуатируемое в пределах гарантийного срока, установленного заводом - изготовителем с момента изготовления или начала эксплуатации. По окончании гарантийного срока оборудование автоматически переводят во вторую категорию без составления акта технического состояния и делают запись в формуляре. 3.4.8. II категория - оборудование, эксплуатируемое по истечении гарантийного срока, отвечающее всем требованиям ТУ, имеющее запас технического ресурса, исправное и годное к использованию по назначению. Срок эксплуатации оборудования II категории зависит от его технического состояния и не должен превышать величины гарантийного срока его эксплуатации. Продление срока эксплуатации оборудования II категории по его истечении или досрочный перевод в более низкую категорию в зависимости от его технического состояния проводит комиссия, при этом составляется акт технического состояния. После выработки оборудованием установленного технического ресурса комиссия составляет акт технического состояния и переводит его в III категорию. Оборудование, не отвечающее основным требованиям ТУ и не подлежащее ремонту, может быть переведено в IV категорию. 3.4.9. III категория - оборудование, эксплуатируемое по назначению с выработанным техническим ресурсом, отвечающее основным требованиям ТУ, после прохождения специального осмотра или среднего ремонта в условиях завода - изготовителя (специализированного ремонтного предприятия). Срок эксплуатации оборудования в III категории устанавливает комиссия, проводившая специальный осмотр. 3.4.10. IV категория - оборудование, достигшее предельного технического состояния, не отвечающее основным требованиям ТУ и ремонт которого экономически нецелесообразен, морально устаревшее, подлежащее снятию с эксплуатации, списанию и утилизации. 3.4.11. Проведение специального осмотра и определение технического состояния, подлежащего категорированию ТС, и составление актов технического состояния (Приложение 5) осуществляет комиссия, назначенная приказом по таможенному органу, в состав которой включают соответствующих специалистов. 3.4.12. Комиссия обязана: - провести всесторонний технический осмотр ТС, установить степень и причину износа, произвести необходимые замеры и проверки, установить дефекты, являющиеся основанием для снижения категории, и оценить возможность дальнейшего использования по назначению; - установить категорию и продолжительность эксплуатации ТС; - составить акт технического состояния. 3.4.13. Комиссия работает в присутствии лиц, в ведении которых находится ТС, или с их участием. 3.4.14. При определении технического состояния ТС комиссия должна руководствоваться: - эксплуатационной документацией (ТУ, формуляры, паспорта, этикетки, инструкции по эксплуатации, стандарты и другие нормативные документы); - установленными сроками эксплуатации и реальным техническим состоянием. 3.4.15. Наличие дефектов и отказов, для устранения которых требуется текущий ремонт, отсутствие или неисправность (неукомплектованность) ЗИП, чехлов, тары, а также наличие неисправных переносных средств измерений, вспомогательных приспособлений и принадлежностей, входящих в комплект ТС, не является основанием для перевода их в низшую категорию. 3.4.16. Изменение категории ТС или срока их эксплуатации в данной категории производится на основании акта, утвержденного комиссией, о чем делают запись в формуляре (паспорте, этикетке) с указанием номера и даты акта. Запись подписывает начальник информационно - технического подразделения таможенного органа. 3.5. Прием - передача, перевозка, учет наличия и движения ТС 3.5.1. Информационно - техническое подразделение таможенного органа принимает ТС от предприятия - поставщика или в другой организации по письменному распоряжению вышестоящего таможенного органа, направляя своего представителя и при необходимости охрану. 3.5.2. На предприятии представитель таможенного органа осуществляет прием ТС по сопроводительным документам с проверкой количества мест, состояния упаковки, пломб в присутствии представителей предприятия. 3.5.3. Прием ТС после их доставки в таможенный орган производит комиссия, назначенная согласно приказу по таможенному органу, по количеству и качественному (техническому) состоянию ТС в соответствии с требованиями ЭД с оформлением акта приема, который в трехдневный срок после утверждения руководителем таможенного органа высылают грузоотправителю и в вышестоящий таможенный орган, выдавший распоряжение на их отправку. 3.5.4. Вид транспорта (железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный) для перевозки ТС определяется требованиями ЭД. Перевозки организуются в соответствии с требованиями документов, регламентирующих порядок перевозки техники и других грузов различными видами транспорта (транспортный устав железных дорог, Руководство по грузовым перевозкам на внутренних воздушных линиях и др.). 3.5.5. Ответственность за транспортирование, сопровождение, охрану, соблюдение установленных правил и мер безопасности в пути следования от пунктов отправки до пунктов назначения ТС несут руководители соответствующих организаций. 3.5.6. Принятые по актам ТС закрепляют за должностными лицами. При перемещении должностных лиц перезакрепление ТС производят на основании акта приема - передачи ТС, утвержденного начальником таможенного органа. 3.5.7. При отправке ТС из таможенного органа согласно приказу по таможенному органу назначается комиссия, которая проверяет комплектность, техническое состояние, полноту и правильность заполнения эксплуатационной и сопроводительной документации, оформляя акт технического состояния, который после утверждения начальником таможенного органа высылается грузополучателю. 3.5.8. Эксплуатационная документация (формуляры, паспорта и др.) к отправляемым ТС должна быть оформлена в соответствии с установленными требованиями и с итоговым расходом ресурса. 3.5.9. Все ТС, эксплуатируемые таможенными органами, подлежат обязательному учету, который ведет по установленным формам учетных документов информационно - техническое подразделение таможенного органа на основании первичных учетных документов (акты, наряды, накладные, формуляры, паспорта и др.), а также актов плановых или неплановых проверок (инвентаризаций). Вести учетные документы в произвольной форме не допускается. Порядок учета ТС и других материальных средств, форма учетно - отчетных документов определяется приказами (распоряжениями) по ГТК России. 3.5.10. Поставленными на учет считаются ТС, прошедшие прием и закрепленные за должностными лицами. Качественное (техническое) состояние ТС учитывается по категориям. 3.5.11. Групповые и ремонтные ЗИП учитывают некомплектно. Одиночные ЗИП, входящие в комплектацию ТС, отдельному учету не подлежат. 3.5.12. Для контроля за наличием и движением технических и материальных средств приказом по таможенному органу назначаются внутрипроверочные комиссии. Результаты плановых или неплановых инвентаризационных проверок комиссии оформляют актами инвентаризации, утверждаемыми руководителем таможенного органа. 3.6. Хранение ТС 3.6.1. Хранение ТС - этап эксплуатации, на котором не используемые по назначению ТС помещают в специально оборудованные (отведенные) места, соблюдая необходимые условия хранения согласно требованиям инструкций по эксплуатации и обеспечивая их сохранность в течение установленных сроков. 3.6.2. Хранить ТС можно длительно (более года) и кратковременно. В зависимости от сроков хранения и условий (специально оборудованные и отапливаемые или иные помещения) определяется объем выполняемых с ТС работ перед хранением (консервация и т.д.). 3.6.3. При хранении ТС размещают с учетом рационального использования площади помещения, обеспечивая свободный доступ для оперативного поиска требуемых ТС, проведения осмотров и соблюдая правила пожарной безопасности. 3.6.4. Неисправные ТС, подлежащие отправке в ремонт, хранят отдельно от исправных в тех же условиях, на их ярлыки наносят надпись красным цветом "Неисправность". 3.6.5. Групповые и ремонтные ЗИП, ЗИП россыпью хранят в укладочных ящиках или в заводской упаковке. Одиночные ЗИП размещают и хранят вместе с ТС. 3.6.6. Ответственность за организацию хранения ТС, содержания мест хранения (складов) в соответствии с установленными требованиями несет руководитель информационно - технического подразделения таможенного органа. 3.7. Техническое обслуживание ТС 3.7.1. Цель технического обслуживания - поддержание ТС в исправном (работоспособном) состоянии, снижение интенсивности износа и предупреждение вероятных отказов, обеспечение надежности и постоянной готовности к использованию по назначению. 3.7.2. Система технического обслуживания ТС является планово - предупредительной, предусматривает обязательное проведение установленных видов технического обслуживания. 3.7.3. Для ТС предусматриваются следующие виды технического обслуживания (ТО): - контрольный осмотр (КО); - ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); - техническое обслуживание N 1 (ТО-1); - техническое обслуживание N 2 (ТО-2). 3.7.4. Для каждого вида ТО устанавливаются в соответствии с эксплуатационной документацией ТС перечни операций, объемы работ, последовательность и технология их выполнения. Если условия не позволяют провести ТО в полном объеме, то в первую очередь должны быть выполнены операции, без которых ТС не могут использоваться по назначению. 3.7.5. Контрольный осмотр проводится для проверки технического состояния и готовности ТС к использованию перед началом выполнения работ. Он включает осмотр технического средства и выполнение контрольно - установочных операций, предусмотренных в инструкции по эксплуатации. КО проводит специалист таможенного органа, работающий с ТС. 3.7.6. Ежедневное техническое обслуживание проводится для проверки технического состояния и подготовки ТС к дальнейшему использованию по окончании рабочего дня или при приеме (сдаче) дежурства (при круглосуточной работе), а также после транспортирования. ЕТО предусматривает чистку изделия от пыли, проверку надежности и исправности заземления, проверку состояния источников питания, проведения необходимых настроек согласно ЭД, крепежные, регулировочные и смазочные работы, устранение выявленных неисправностей и недостатков. ЕТО проводят дежурные смены или специалисты, работающие с ТС. Для выполнения работ используют тестовое оборудование, инструмент и принадлежности из одиночного комплекта ЗИП и эксплуатационно - расходные материалы. 3.7.7. ТО-1 и ТО-2 (их называют еще номерными) являются плановыми, проводятся по истечении установленной ЭД наработки и в соответствии с планом эксплуатации технических средств. 3.7.8. ТО-1 проводится один раз в месяц для всех ТС независимо от интенсивности их использования и предусматривает: - выполнение работ в объеме ЕТО; - детальный осмотр и чистку блоков всей аппаратуры; - проверку, регулировку, чистку контактов переключателей, разъемов и т.д.; - проверку работоспособности ТС во всех режимах с использованием встроенной системы контроля и входящих в комплект средств измерений; - проведение при необходимости электрических и механических регулировок, чистку и смазку трущихся деталей и другие установленные ЭД операции, которые в основном выполняются без разборки ТС. 3.7.9. ТО-1 организуется и контролируется руководителем информационно - технического подразделения таможенного органа и проводится силами сотрудников ремонтных органов или сотрудниками, за которыми закреплены ТС. Для проведения ТО-1 используются запасные части и материалы согласно ЭД, инструменты и принадлежности одиночного ЗИП. 3.7.10. Проведение ТО-1 предусматривается в ежемесячных планах работы таможенного органа с составлением плана - графика. План - график проведения ТО-1 составляет руководитель информационно - технического подразделения и утверждает начальник таможенного органа (Приложение 6). 3.7.11. ТО-2 проводится один раз в год для всех ТС и предусматривает: - выполнение работ в объеме ТО-1; - измерение параметров и характеристик аппаратуры, предусмотренных ЭД, и доведение их до установленных норм; - проверку и замену электро- и радиоэлементов, герметических прокладок и других материалов, имеющих ограниченный срок службы; - проведение дополнительных операций, предусмотренных ЭД, выполнение которых требует разборки отдельных узлов, замены деталей, отработавших установленный для них ресурс или не соответствующих установленным параметрам; - проверку правильности ведения формуляров (паспортов, этикеток) и другой эксплуатационной документации. 3.7.12. ТО-2 организуется и контролируется начальником таможенного органа и проводится силами сотрудников ремонтных органов или сотрудниками, за которыми закреплены ТС. Для проведения ТО-2 используют запасные части и материалы согласно норм расхода, инструмент и принадлежности одиночного и группового ЗИП, оборудование и средства измерений ремонтных органов. Результаты ТО-2 и значения замеряемых параметров заносят в формуляр (паспорт, этикетку). 3.7.13. Проведение ТО-2 предусматривается в годовом плане эксплуатации технических средств таможенного органа, в котором указывается перечень ТС для каждого подразделения, объем, сроки и ответственные за его проведение. Расчет времени, материально - технических и людских ресурсов для выполнения запланированных работ по ТО-2 производится на основе объема предстоящих работ, численности инженерно - технического состава, норм расходуемых материалов согласно ЭД, количества имеющегося инструмента, измерительной техники и оборудования. 3.7.14. Перед проведением ТО-2 наиболее сложных ТС проводятся подготовительные мероприятия, которые включают подготовку и проведение занятий с привлекаемыми сотрудниками по изучению объема, технологии и порядка выполнения работ, соблюдения правил и мер безопасности и при необходимости практическую отработку навыков в выполнении отдельных операций ТО-2. 3.7.15. Должностные лица, осуществляющие руководство за проведением ТО-2, обязаны: - определить объем имеющихся людских и материально - технических ресурсов, спланировать наиболее целесообразное их использование; - представить заблаговременно заявки на необходимые материально - технические средства, организовать их получение и доставку к местам обслуживания ТС; - провести инструктаж по правилам и мерам безопасности, поставить конкретные задачи каждому исполнителю, указать порядок и сроки выполнения работ, материально - техническое обеспечение; - контролировать объем и качество выполнения операций ТО-2 согласно ЭД; - по завершении работ проверить готовность ТС к использованию по назначению, обеспечить документальное оформление проведения ТО-2. 3.7.16. При проведении всех видов ТО запрещается: - работать без эксплуатационной документации; - изменять технологию выполнения работ, установленную ЭД; - использовать неисправные инструменты и приборы; - оставлять по окончании работ ТС, не приведенные в готовность к использованию по назначению. 3.7.17. На комплексные ТС техническое обслуживание производится в соответствии с ЭД на составные части, аппаратуру, входящую в состав комплексов ТС и не имеющую ЭД, - не реже 1 раза в месяц. 3.7.18. Техническое обслуживание ТС, эксплуатирующихся в таможенном органе, допускается проводить на договорной основе со сторонними организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, в пределах выделяемых на эти цели финансовых средств. 3.8. Ремонт ТС 3.8.1. Ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности ТС путем устранения отказов, возникших в результате потери работоспособности отдельных деталей, узлов. 3.8.2. Система ремонта включает в себя подлежащие ремонту ТС, средства их ремонта, исполнителей и документацию. 3.8.3. К средствам ремонта относятся технические средства для выполнения восстановительных работ при проведении ремонта, контрольно - поверочная аппаратура, стенды, запасные части, инструмент, приспособления и другое оборудование, указанное в эксплуатационной и ремонтной документации. 3.8.4. Ремонт подразделяется на текущий (ТР) и средний (СР) в зависимости от объема, сложности и трудоемкости работ. 3.8.5. Текущий ремонт проводится силами и средствами информационно - технического подразделения или ремонтного органа. 3.8.6. Средний ремонт проводится силами и средствами ремонтного органа или специализированным ремонтным предприятием, заводом - изготовителем. 3.8.7. Ремонт может быть плановым и неплановым. Плановый ремонт осуществляется в соответствии с требованиями нормативно - технической документации и состояния ТС. К плановому ремонту относится средний ремонт. 3.8.8. Неплановый ремонт осуществляется при возникновении неисправностей ТС. К неплановому ремонту относится текущий ремонт. 3.8.9. Планирование среднего ремонта ведется на основании годового плана эксплуатации технических средств, при разработке которого необходимо предусматривать ступенчатый, последовательный вывод ТС в ремонт, с тем, чтобы не оказывать существенного влияния на выполнение поставленных задач перед подразделениями таможенного контроля. 3.8.10. Для комплексных ТС сроки плановых ремонтов устанавливаются в соответствии с потребностями в ремонте основной составной части. 3.8.11. Все виды ремонта допускается проводить на договорной основе со сторонними организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, в пределах выделяемых финансовых средств на эти цели. 3.8.12. Переданные в ремонт ТС с учета эксплуатационного подразделения таможенного органа не снимают. 3.8.13. Ремонт импортных ТС, как правило, производится сервисными предприятиями фирм - изготовителей этой техники. 3.8.14. В формуляре (паспорте, этикетке) ТС должны быть сделаны записи о произведенном ремонте. 3.8.15. При обнаружении неисправностей, влияющих на работоспособность ТС (снижение или полная потеря) или безопасность эксплуатации, меры по их устранению следует принимать немедленно. Остальные неисправности можно устранять при проведении очередного технического обслуживания. Об обнаружении неисправности ТС необходимо сообщить вышестоящему должностному лицу. Поиск и устранение обнаруженных неисправностей осуществляется по решению соответствующего начальника и сотрудника, за которым ТС закреплено. 3.9. Гарантийные обязательства поставщика 3.9.1. Гарантийные обязательства - это основанные на законах, постановлениях и других нормативных актах обязательства поставщика (завода - изготовителя) перед таможенными органами, согласно которым поставщик гарантирует в течение установленного гарантийного срока (гарантийной наработки) соответствие качества (технического состояния) и комплектности поставляемых ТС стандартам, техническим условиям, условиям договора поставки, а также безвозмездное устранение неисправностей (дефектов), выявляемых в этот период, или безвозмездную замену неисправных (дефектных) ТС, при условии соблюдения таможенными подразделениями правил эксплуатации, хранения, транспортирования и монтажа. 3.9.2. Гарантийный срок (гарантийную наработку) поставщик (завод - изготовитель) указывает в формуляре (паспорте) ТС или инструкции по эксплуатации. 3.9.3. Установлены следующие виды гарантийного срока: - гарантийный срок хранения; - гарантийный срок эксплуатации; - гарантийный срок годности. 3.9.4. Началом исчисления гарантийных сроков является: - для гарантийного срока на ТС - дата изготовления (окончания ремонта). При этом датой изготовления ТС (окончания ремонта) считают дату утверждения акта технической приемки начальником таможенного органа; - для гарантийного срока хранения и гарантийного срока годности - дата изготовления ТС (окончания ремонта); - для гарантийного срока эксплуатации - дата ввода ТС в эксплуатацию. 3.9.5. Гарантийный срок ТС исчисляется в годах или месяцах. 3.9.6. Для составных частей (отдельных элементов) ТС наряду с гарантийным сроком годности или гарантийным сроком эксплуатации устанавливают гарантийную наработку. Гарантийная наработка представляет собой сумму интервалов работы составных частей (элементов) ТС (в часах, циклах и др.) в процессе эксплуатации в течение гарантийного срока. 3.9.7. При установлении гарантийного срока хранения ТС совместно с гарантийным сроком эксплуатации ТС должно быть введено в эксплуатацию до истечения гарантийного срока хранения, если стандартом, техническими условиями или договором не предусмотрены другие условия. При вводе ТС в эксплуатацию действие гарантийного срока хранения прекращается и начинается исчисление гарантийного срока эксплуатации. 3.9.8. Гарантийные обязательства устанавливаются в технических условиях как на ТС в целом, так и на отдельные элементы, и указываются в эксплуатационной документации. 3.9.9. Если эксплуатационной документацией предусмотрена обязательная замена узлов (приборов, элементов и т.п.) после истечения гарантийного срока (наработки), дальнейшая их эксплуатация не разрешается и они подлежат замене. 3.10. Рекламационная работа 3.10.1. Рекламационная работа проводится с целью восстановления исправного состояния ТС, их комплектности или замены неисправных ТС исправными в период действия гарантийных обязательств, выявления и устранения причин возникновения неисправностей, а также повышения ответственности заводов - изготовителей за качество поставленных ТС, подрядчиков - за качество выполняемых ими работ по монтажу, наладке, ремонту и потребителей - за строгое выполнение требований эксплуатационной документации. 3.10.2. Организация рекламационной работы, порядок предъявления и удовлетворения рекламаций, перечень и формы разрабатываемых документов регламентируются согласно ГОСТ "Порядок предъявления и удовлетворения рекламаций". 3.10.3. Ответственность за своевременное и правильное предъявление рекламаций несет руководитель информационно - технического подразделения таможенного органа, в котором выявлены недостатки ТС, подлежащие устранению. 3.10.4. Рекламации не предъявляются: - по истечении действия гарантийных обязательств; - при нарушении эксплуатационным подразделением условий и правил эксплуатации или хранения (транспортирования) ТС, установленных в ЭД. В этом случае составляется сообщение о неисправности, устранение которой осуществляется за счет таможенных органов. 3.10.5. Рекламации предъявляются при несоответствии ТС хотя бы одному из установленных в ЭД требований, в том числе к таре, упаковке, консервации, маркировке обнаруженному как при первичном осмотре и приеме ТС, так и при подготовке их к монтажу, испытаниям и в процессе эксплуатации. Рекламации предъявляют поставщикам, ремонтным, строительным, монтажным и наладочным организациям в период действия гарантийных обязательств. 3.10.6. При обнаружении неисправности в составной части рекламацию предъявляют на ТС в целом. При поставке составных частей по отдельным заказам (договорам) рекламацию предъявляют поставщику конкретной составной части ТС. 3.10.7. При выявлении неисправности в ТС информационно - техническое подразделение таможенного органа в течение 24 часов высылает телеграммой соответствующее уведомление (Приложение 7) поставщику для вызова полномочных его представителей для устранения неисправности, составления и подписания рекламационного акта, обеспечив при этом надлежащее его хранение. 3.10.8. Представитель поставщика обязан явиться не позднее чем в четырехдневный срок после получения уведомления, не считая времени, необходимого для проезда, если иной срок не предусмотрен в условиях поставки или договоре. 3.10.9. По прибытии представителя поставщика начальник таможенного органа назначает комиссию для составления рекламационного акта и исследования неисправного ТС. Председателем комиссии назначается руководитель информационно - технического подразделения таможенного органа. Рекламационный акт составляют по установленной форме (если дефект обнаружен во время эксплуатации (Приложение 8), если дефект обнаружен в процессе приемки ТС (Приложение 9)). 3.10.10. Комиссия обязана: - проверить выполнение требований ЭД при эксплуатации ТС (режим работы, своевременность и полноту выполнения ТО и др.), порядок ведения формуляра (паспорта, этикетки); - определить внешнее проявление неисправности и выявить отказавшие составные части (элементы); - провести исследования для определения характера неисправности ТС (производственный, конструкционный, эксплуатационный), а также причины ее возникновения, если причину невозможно определить на месте, то установить порядок дальнейшего исследования ТС; - определить возможное восстановление ТС непосредственно на месте или проведение этой работы в заводских условиях; - составить рекламационный акт. 3.10.11. Рекламационный акт подписывает комиссия, утверждает начальник таможенного органа, после чего его заверяют печатью. Член комиссии, не согласный с содержанием рекламационного акта, обязан подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое особое мнение, с которым должны быть ознакомлены все члены комиссии. 3.10.12. Рекламационный акт на ТС должен быть составлен в течение пяти дней после обнаружения неисправности (дефекта), но не более 30 дней. К установленному пятидневному сроку добавляется время, необходимое для приезда представителя поставщика. Если к моменту составления рекламационного акта будут выявлены другие неисправности (дефекты) ТС, кроме указанных в уведомлении, то их указывают в этом же акте. 3.10.13. При неявке представителя поставщика в установленный срок и отсутствии от него указаний о порядке действий с неисправным ТС согласно приказу начальника таможенного органа назначается комиссия для исследования дефектного изделия. По результатам работы комиссии составляют односторонний рекламационный акт, который является обязательным для обеих сторон. К одностороннему рекламационному акту прикладывают заверенную копию уведомления о вызове представителя поставщика, а в акте указывают причину его составления в одностороннем порядке. 3.10.14. Рекламационный акт, подписанный комиссией и утвержденный начальником таможенного органа, не позднее трех дней с момента утверждения высылают в тот же адрес, что и уведомление. Расходы по отправке изделия или его составных частей, подлежащих исследованию или ремонту в заводских условиях, относят на счет поставщика. 3.10.15. Прибывший по уведомлению представитель поставщика должен при себе иметь: - удостоверение на право участия в проверке качества и комплектности, в восстановлении ТС и подписании рекламационного акта; - техническое задание на проведение работ по восстановлению ТС; - пломбир или другие средства для опечатывания. 3.10.16. ТС, вышедшее из строя в пределах гарантийного срока из-за дефектов, которые можно устранить без вскрытия пломб с помощью приданого инструмента и одиночного комплекта ЗИП, таможенный орган, для сокращения срока восстановления ТС, по согласованию с поставщиком (высылается гарантийное письмо поставщика, в котором содержатся обязательства и сроки восполнения ЗИП), имеет право ремонтировать своими силами, при этом составляют односторонний рекламационный акт. 3.10.17. Рекламация считается удовлетворенной, если ТС восстановлено (заменено), изделия и детали таможенного органа, израсходованные из комплекта ЗИП, восполнены. Информационно - техническое подразделение таможенного органа с участием представителя поставщика не позднее чем на следующий день составляет акт удовлетворения рекламации (Приложение 10). При отсутствии представителя поставщика составляется односторонний акт удовлетворения рекламации. Акт удовлетворения рекламации не составляется, если устранение отказа ТС или его восстановление произведено в таможенном органе силами и средствами поставщика. В этом случае основанием удовлетворения рекламации является подписанный и утвержденный рекламационный акт с записью об удовлетворении рекламации. Акт удовлетворения рекламации, утвержденный начальником таможенного органа, рассылается согласно тому же порядку и в те же адреса, что и рекламационный акт. 3.10.18. Информационно - техническое подразделение таможенного органа должно вести учет и отчетность по рекламационной работе. К рекламационным документам, подлежащим учету, относятся телеграммы (уведомления) о вызове представителя поставщика, ответные телеграммы, рекламационные акты и акты удовлетворения рекламации, сообщения о неисправностях и акты устранения неисправностей, акты исследований и другие документы, связанные с рекламационной работой. Учет ведется в журнале (книге) учета рекламаций на качество материальных средств (Приложение 11). 3.11. Назначение и расходование ЗИП 3.11.1. Для обеспечения заданного уровня надежности в процессе эксплуатации ТС, в пределах назначенных ресурсов, разрабатываются и поставляются одновременно с ТС комплекты ЗИП. Порядок, сроки разработки и требования к комплектам ЗИП устанавливают в техническом задании на ТС. Состав задаваемых требований устанавливают с учетом требований ГОСТ. 3.11.2. Основными характеристиками комплектов ЗИП являются: - виды комплектов ЗИП; - состав комплектов ЗИП; - способы пополнения запасных частей в комплектах ЗИП; - показатели достаточности запасных частей в комплектах ЗИП; - оптимальность количества запасных частей в комплектах ЗИП; - стоимость, масса и объем комплектов ЗИП. 3.11.3. Комплекты ЗИП в соответствии с ГОСТ подразделяют на: - одиночные - ЗИП-О; - групповые - ЗИП-Г; - ремонтные - ЗИП-Р. 3.11.4. Комплект ЗИП-О поставляется вместе с ТС и предназначен для обеспечения текущего ремонта и технического обслуживания в процессе эксплуатации специалистами таможенных органов. Разрешение на расходование элементов ЗИП-О дает сотрудник, ответственный за эксплуатацию ТС. Хранится ЗИП-О в том подразделении, в котором эксплуатируется ТС. 3.11.5. Комплект ЗИП-Г предназначен для обеспечения текущего ремонта и технического обслуживания группы однотипных и разнотипных ТС, а также для пополнения комплектов ЗИП-О. Комплект ЗИП-Г хранится, как правило, на складе регионального таможенного управления или таможни. Разрешение на расходование ЗИП-Г дает руководитель информационно - технического подразделения, в ведении которого он находится. Кратность комплекта ЗИП-Г указывают в техническом задании исходя из особенностей использования и взаимного территориального размещения группы ТС. 3.11.6. Комплект ЗИП-Р предназначен для обеспечения плановых средних ремонтов заданного числа ТС и пополнения комплектов ЗИП-Г, хранится на складе регионального таможенного управления и расходуется с разрешения руководителя информационно - технического подразделения. 3.11.7. Все виды комплектов ЗИП должны использоваться и расходоваться по прямому назначению в соответствии с требованиями ЭД. 3.11.8. Комплектация всех ЗИП состоит из: - запасных частей; - инструментов; - принадлежностей и материалов; - документации; - средств упаковки. 3.11.9. В состав запасных частей включают составные части и комплектующие электро- и радиоизделия. К составным частям относят платы, ячейки, другие типовые элементы замены (ТЭЗ), узлы и блоки аппаратуры. К электро- и радиоизделиям - интегральные микросхемы, полупроводниковые приборы, резисторы и др. 3.11.10. В состав инструментов включают стандартные инструменты, а также инструменты, разрабатываемые для обслуживания конкретных ТС с учетом конструктивных и эксплуатационных особенностей. 3.11.11. В состав принадлежностей включают специальные приспособления, необходимые для проведения ТО и ремонта ТС, и, при необходимости, контрольно - измерительную аппаратуру. 3.11.12. К материалам относят масла, смазки, пасты, химические реактивы, монтажные провода, припои и другие материалы, необходимые для проведения ТО и ремонта ТС. 3.11.13. В состав документации включают расчет количества запасных частей, обоснование для включения в состав ЗИП необходимых инструментов, материалов и принадлежностей, ведомости ЗИП, инструкции по использованию комплектов ЗИП, чертежи ящиков и шкафов для упаковки и хранения комплектов ЗИП. 3.11.14. В состав средств упаковки включают индивидуальную, групповую тару и материалы, применяемые при упаковке комплектов ЗИП. 3.11.15. В состав комплекта ЗИП-О включают: - запасные части, являющиеся составной частью ТС, не требующие технологического оборудования для их установки, последующей настройки и проверки работоспособности; - инструменты и принадлежности, необходимые для проведения ТО и текущего ремонта ТС в процессе эксплуатации, хранения и транспортирования; - материалы и документацию. 3.11.16. В состав комплекта ЗИП-Г включают: - запасные части, необходимые для проведения ТО и текущего ремонта ТС в объеме требований ЭД; - инструменты; - принадлежности; - материалы и документацию. 3.11.17. В состав комплекта ЗИП-Р включают: - электро- и радиоизделия, необходимые для ремонта типовых элементов замены (узлов, блоков) ТС в ремонтных органах; - запасные части с ограниченным ресурсом и одноразового использования; - составные части, которые должны быть заменены при плановом ремонте независимо от их технического состояния; - отдельные типы составных частей, неисправности которых не могут быть устранены при плановом ремонте; - составные части собственного изготовления; - инструменты; - принадлежности и материалы; - документацию. 3.11.18. Учет расходования элементов всех видов ЗИП ведут в ведомостях их комплектации, а работы по замене неисправных составных частей, элементов и др. из комплектов ЗИП оформляют записями в формулярах (паспортах, этикетках) ТС. 3.12. Снятие с эксплуатации и списание ТС 3.12.1. Снятие с эксплуатации - это прекращение эксплуатации ТС с соответствующим документальным оформлением. 3.12.2. ТС подлежат снятию с эксплуатации при: - оперативной необходимости; - выводе их в средний ремонт; - техническом состоянии, когда их ремонт невозможен или экономически нецелесообразен; - проведении модернизации; - переводе в состав учебных. 3.12.3. ТС снимают с эксплуатации по плану эксплуатации технических средств, результатам проведения специального осмотра, установлении категории с оформлением актов технического состояния. 3.12.4. ТС, снятые с эксплуатации, непригодные для дальнейшего использования и не подлежащие ремонту, подлежат списанию согласно порядку, установленному приказом по ГТК России. 3.12.5. Для списания ТС (основных средств) согласно приказу начальника по таможенному органу назначается постоянно действующая комиссия. 3.12.6. По результатам работы комиссия составляет акт технического (качественного) состояния материальных ценностей (Приложение 12), в котором дает предложения о порядке разборки, демонтажа приборов, узлов, элементов, об их дальнейшем использовании и пополнении соответствующих ЗИП. 3.12.7. Все демонтированные приборы, узлы и элементы, признанные комиссией пригодными для дальнейшего использования в качестве ЗИП, должны быть учтены и оприходованы в информационно - техническом подразделении таможенного органа. Остальные составные части, элементы и детали, содержащие как драгоценные металлы, так и прочие, сдаются на предприятия, проводящие утилизацию. 3.13. Утилизация ТС 3.13.1. Утилизация технических средств - комплекс организационно - технических, экологических, экономических, производственных мероприятий и технологических процессов, обеспечивающих их переработку и реализацию полученной продукции или сырья для дальнейшего использования. 3.13.2. Работы по утилизации технических средств и расходных материалов проводятся в соответствии с Комплексной программой промышленной утилизации в Российской Федерации. 3.13.3. Утилизации подлежат списанные ТС, морально устаревшие, отработанные расходные материалы, а также запасы материальных и технических средств, утерявшие свои технические характеристики, которые не могут быть использованы в других целях. 3.13.4. Организацию работ по утилизации ТС в таможенных органах проводит информационно - техническое подразделение, как правило, на договорной основе, в регионе деятельности таможенного органа с предприятиями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, за счет финансирования эксплуатации специальной техники. 3.13.5. Утилизация включает следующие этапы: - формирование фондов ТС и расходных материалов, подлежащих утилизации; - приведение их в безопасное состояние; - непосредственные работы по утилизации ТС; - реализация продукции, полученной в результате утилизации ТС. 3.13.6. Фонды ТС, подлежащих утилизации, номенклатура, их количество, сроки снятия с эксплуатации определяет информационно - техническое подразделение таможенного органа и включает в годовой план эксплуатации ТС. 3.14. Метрологическое обеспечение 3.14.1. Под метрологическим обеспечением эксплуатации ТС понимается комплекс организационно - технических мероприятий, направленных на достижение требуемой точности измерений и достоверности контроля параметров ТС при их эксплуатации. 3.14.2. Метрологическое обеспечение эксплуатации ТС организует и контролирует информационно - техническое подразделение таможенного органа на договорной основе с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности, планируя мероприятия по обеспечению в годовом плане эксплуатации технических средств. 3.14.3. Метрологическое обеспечение эксплуатации ТС включает: - метрологическое обслуживание ТС; - метрологическое обслуживание средств измерений. 3.14.4. Метрологическое обслуживание ТС проводят подготовленные специалисты или сотрудники ремонтных органов в соответствии с требованиями ЭД на них, используя штатные поверочные средства, и включает: - измерения параметров ТС в соответствии с требованиями ЭД; - юстировку (регулировку, настройку, калибровку) встроенных в ТС средств измерений и контроля; - своевременную периодическую поверку (аттестацию) встроенных средств измерений и контроля; - ремонт или замену неисправных и устаревших встроенных средств измерений и контроля. 3.14.5. Доставку средств измерений на поверку (ремонт) и обратно осуществляют силами таможенных органов, соблюдая требования, установленные для их транспортировки. 3.14.6. Запрещается использовать по назначению средства измерений и контроля, не прошедшие метрологическую аттестацию (поверку) в установленные сроки. 3.14.7. Средства измерения в зависимости от требуемой точности и места в поверочной схеме делятся на образцовые и рабочие, а по области применения - на общие и специальные. 3.14.8. К образцовым средствам измерений относятся измерительные приборы, преобразователи и установки, применяемые для поверки других средств измерений и контроля и утвержденные поверочным органом в качестве образцовых. Класс точности образцовых средств на порядок выше рабочих. Использовать образцовые средства измерений в качестве рабочих запрещается. 3.14.9. К рабочим относятся средства измерений, применяемые для измерения и контроля параметров ТС, учета и расходования материальных средств, обеспечения безопасности производства работ и измерения параметров окружающей среды. 3.14.10. К общим относятся средства измерений, обладающие по своим характеристикам универсальностью применения независимо для объекта измерений. 3.14.11. К специальным относятся средства измерений, разработанные для метрологического обеспечения конкретного типа или группы однотипных ТС. 3.14.12. В таможенных органах должны использоваться измерительные средства только исправные и поверенные (имеющие действующие оттиски поверительных клейм или свидетельства, аттестаты, удостоверяющие факт их поверки). Средства измерений, применяемые для наблюдения за изменением параметров ТС без оценки их количественного значения с нормируемой точностью, а также используемые в учебных целях, поверке не подлежат. В формулярах (паспортах) на эти средства измерений или ЭД на ТС делают запись "Периодической поверке не подлежит". 3.14.13. Средства измерений и контроля, предварительно проверив их исправность, представляют на поверку: - по истечении поверочного срока; - после регулировки и ремонта; - при нарушении поверительного клейма или утрате документов, подтверждающих проведение поверки; - при сомнении в правильности показаний средств измерений и контроля. 3.14.14. Средства измерений представляют на поверку с заполненной документацией (формулярами, паспортами, описаниями, инструкциями, свидетельствами о предыдущей поверке) и полным комплектом штатного инструмента, принадлежностей, необходимых для их поверки и регулировки. 3.14.15. Результаты поверки средств измерений вносят в формуляр (аттестат), запись подписывает поверитель с указанием даты поверки, после чего проставляют оттиск поверительного клейма или наносят его на прибор. На образцовые и рабочие средства измерений, при поверке которых вносят поправки, выдают свидетельства. 3.14.16. Средства измерений по качественному (техническому состоянию) разделяют на: - годные (рабочие); - требующие ремонта или поверки; - негодные (неисправные средства измерений, ремонт которых невозможен или нецелесообразен). 3.14.17. Основанием для определения степени годности средств измерений является заключение метрологического или ремонтного органа. 3.14.18. Средства измерений и контроля, забракованные в процессе поверки, а также своевременно не поверенные или вызывающие сомнения в правильности их показаний, подлежат изъятию из эксплуатации. 3.14.19. Учет средств измерений и контроля ведется информационно - техническим подразделением в книге учета технического состояния, поверки и ремонта средств измерений (Приложение 13). 3.14.20. Техническое обслуживание средств измерений и контроля, как правило, совмещается с техническим обслуживанием ТС и включает: - контрольный осмотр (КО) или ежедневное техническое обслуживание (ЕТО); - техническое обслуживание (ТО-1, ТО-2) в зависимости от интенсивности использования средств измерений. 3.14.21. КО или ЕТО проводят при ежедневном использовании средств измерений и состоит из внешнего осмотра (проверка отсутствия механических повреждений, целостности шкал, защитных стекол, поверительных клейм, изоляционных покрытий, надежности крепления ручек управления, исправности соединительных проводов и кабелей питания). 3.14.22. ТО-1 проводят не реже одного раза в квартал при периодическом использовании средств измерений, которое включает: - работы в объеме КО или ЕТО; - удаление пыли и влаги с поверхности приборов; - чистку разъемов; - проверку возможности установки нуля указателей, калибровки, фиксации переключателей и т.д.; - проверку функционирования согласно инструкции по эксплуатации. 3.14.23. ТО-2 проводится один раз в год на средствах измерений, имеющих межповерочный интервал более года, и включает: - работы в объеме ТО-1; - восстановление (при необходимости) лакокрасочных покрытий; - проверку состояния и комплектности ЗИП; - проверку правильности ведения ЭД; - устранение выявленных недостатков. 3.14.24. Указанные виды технического обслуживания проводят без вскрытия средств измерений и нарушения доверительных клейм или пломб. 3.14.25. Надзор за состоянием метрологического обеспечения в таможенных органах ведут штатные или нештатные метрологи, которые обязаны: - докладывать начальнику информационно - технического подразделения о состоянии средств измерений в подразделениях, а также случаи и конкретных виновных лиц, нарушающих правила эксплуатации средств измерений; - представлять предложения по устранению недостатков в эксплуатации средств измерений и контроля, а также об изъятии из эксплуатации неисправных, неповеренных и используемых не по назначению средств измерений. 3.14.26. Средства измерений и контроля хранят в соответствии с требованиями ЭД. На хранение ставятся исправные, поверенные и полностью укомплектованные средства измерений. 3.14.27. Хранение может быть кратковременным (до года) и длительным (более года). Средства измерений, встроенные в ТС, хранят вместе с ними. 3.14.28. Списание средств измерений и контроля (в том числе входящих в комплектацию всех видов ЗИП, а также встроенных в ТС и числящихся в их составе) производят согласно установленному порядку в соответствии с приказом по ГТК России. IV. ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТС 4.1. Соблюдение технологической дисциплины при эксплуатации ТС 4.1.1. Технологическая дисциплина - это соблюдение сотрудниками порядка, правил, объема, режимов, последовательности и безопасности выполнения работ с ТС, предусмотренных ЭД, руководящими и нормативно - техническими документами и техническими заданиями. 4.1.2. Соблюдение технологической дисциплины, выполнение установленных правил и мер безопасности обязательны для должностных лиц всех категорий, руководителей работ и специалистов, работающих с ТС, являются важнейшим условием обеспечения технической готовности ТС и предупреждения гибели и травматизма людей при их эксплуатации. 4.1.3. Ответственность за соблюдение технологической дисциплины несут все специалисты, работающие с ТС. 4.2. Обеспечение безопасной эксплуатации ТС 4.2.1. Обеспечение безопасной эксплуатации ТС осуществляется в соответствии с годовым планом эксплуатации технических средств таможенного органа, в котором должны предусматриваться мероприятия по обеспечению безопасности всех планируемых на год работ с ТС. 4.2.2. Ответственность за обеспечение, организацию и контроль выполнения правил и мер безопасности при эксплуатации ТС несет начальник таможенного органа. Начальник несет личную ответственность за соблюдение мер безопасности подчиненными сотрудниками, за безопасное состояние ТС, наличие и состояние защитных средств, инструментов и приспособлений, обеспечивающих безопасность работ. 4.2.3. Ответственность за соблюдение правил и мер безопасности в таможенном органе представителями сторонних организаций, работающих с ТС, несут руководители этих организаций. Начальник таможенного органа несет ответственность за: - организацию проведения вводного инструктажа с командированными лицами; - допуск их к работе с ТС; - обеспечение их средствами защиты; - проверку знаний командированными лицами правил и мер безопасности. 4.2.4. Основными условиями обеспечения безопасной эксплуатации ТС Страницы: 1 2 |