О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗЕМЕЛЬНЫХ ТОРГОВ (АУКЦИОНОВ, КОНКУРСОВ) ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ 30 сентября 1999 г. N СС-902 (НЦПИ) Госкомзем России направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов)", разработанные Федеральным кадастровым центром "Земля", при участии Госкомзема России и страховой компании "Интеррос-Согласие". Методические рекомендации предназначены для развития торгов по продаже или аренде земель различного назначения в субъектах Российской Федерации. Они носят рекомендательный характер и могут быть использованы органами государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве основы или справочного материала для разработки собственных рекомендаций по проведению земельных торгов с учетом местных условий. Приложение: Методические рекомендации - 131 стр. Председатель Комитета С.И. Сай 30 сентября 1999 г. N СС-902 Приложение к приказу Государственного комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 30 сентября 1999 года N СС-902 Методические рекомендации по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) Настоящие Методические рекомендации подготовлены с целью организации и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже земельных участков или права аренды участков различного целевого назначения - под застройку, использования для нужд коммунального, личного, подсобного, фермерского хозяйства, различных сельскохозяйственных организаций. Они не распространяются на земли, занятые постройками, в том числе под незавершенным строительством, а также на земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц. Методические рекомендации предназначены для развития торгов по продаже или аренде земель различного назначения в субъектах Российской Федерации. Они носят рекомендательный характер и могут быть использованы в субъектах Российской Федерации в качестве основы или справочного материала для разработки собственных рекомендаций по проведению земельных торгов с учетом местных условий. Методические рекомендации состоят из следующих основных разделов: - подготовка проведения торгов и связанные с этим организационно-распорядительные мероприятия; - документы, необходимые для подготовки торгов; - проведение аукционов и конкурсов; - оформление результатов торгов, перечень и формы документов, выдаваемые победителю торгов. Приводится перечень законодательных и нормативных документов, необходимых для организации торгов, а также извлечения из текстов некоторых нормативных актов. Методические рекомендации разработаны Федеральным кадастровым центром "Земля" (Пронина Е.Г., Фирсова Н.Н.), при участии Управления оценки земель и экономики землепользования Госкомзема России (Путилин Е.И.) и страховой компании "Интеррос-Согласие" (Курбатов А.С., Чурков О.А.). В рекомендациях учтены замечания и предложения проф. Иконицкой И.А. (Институт государства и права РАН), Фонда "Институт экономики города", Администрации Самарской области, Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Саратовской области. Председатель Государственного комитета Российской Федерации по земельной политике С.И. Сай Введение Одним из важнейших этапов земельной реформы, как одного из элементов проводимой в настоящее время структурной перестройки государственной экономики России, является развитие рынка земельных участков. Для реализации этого процесса необходимо решение следующих проблем: - разграничение земель, находящихся в государственной собственности, на федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность; - развитие правовых механизмов оборота прав аренды земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности ограниченной в обороте; - формирование и развитие системы ипотечного кредитования с государственным контролем за рынком земельных закладных; - сокращение ограничений на оборот земель городов и иных поселений путем перехода к рыночным принципам при предоставлении земельных участков под застройку; - обеспечение конкурсной оценки и продажи государственной недвижимости вместе с земельными участками, включая незастроенные участки; - введение в гражданский оборот сельскохозяйственных земель путем создания мер государственного регулирования использования таких земель; - переход на аукционный и конкурсный принцип продажи свободных земельных участков. Методические рекомендации по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) разработаны с целью систематизации вопросов, необходимых для подготовки и проведения земельных торгов. Они предназначены для государственных органов власти субъектов Российской Федерации, в которых намечается организация и систематическое проведение торгов по продаже земель или по продаже права аренды земельных участков различного целевого назначения - под застройку, для нужд коммунального хозяйства, для личного подсобного, крестьянского (фермерского) хозяйства и другого сельскохозяйственного назначения. Объектами продажи земель или права аренды земельных участков являются государственные земли субъекта Российской Федерации или земли муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Российской Федерации. Методические рекомендации не распространяются на торги землями, занятыми строениями, в том числе под незавершенным строительством, а также на продажу и аренду земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Законодательно-нормативной базой для проведения такой работы в субъекте Российской Федерации является - действующие федеральные законы, а также законы субъекта Российской Федерации "О земле", "О залоге (ипотеке) земель сельскохозяйственного назначения", "Об оценке земли" и другие, разрешающие свободный оборот земельных участков. Методические рекомендации состоят из следующих основных разделов: - подготовка проведения торгов и связанные с этим организационно-распорядительные мероприятия; - документы, необходимые для подготовки торгов; - проведение аукционов и конкурсов; - оформление результатов торгов, перечень и формы документов, выдаваемые победителю торгов. Подготовка проведения земельных торгов должна осуществляться в зависимости от специфики местных условий субъекта Российской Федерации. На первом этапе, когда еще отсутствует опыт проведения подобных мероприятий, целесообразно проведение земельных торгов поручить Комитету по земельным ресурсам и землеустройству субъекта Российской Федерации, в котором имеется вся необходимая документация по землям данного субъекта Российской Федерации. По усмотрению Администрации субъекта Российской Федерации ответственным за эту работу может быть назначен другой государственный орган. По мере развития этого процесса и переходу к проведению земельных торгов на регулярной основе может быть создан специализированный орган субъекта Российской Федерации либо в виде Межведомственной комиссии субъекта Российской Федерации по проведению земельных торгов либо в виде унитарного государственного предприятия по проведению земельных торгов в данном субъекте Российской Федерации. В первом разделе Методических рекомендаций приводятся проекты распоряжения Администрации субъекта Российской Федерации об образовании Межведомственной комиссии по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) и положение об этой комиссии. В число членов комиссии включаются представители всех заинтересованных государственных органов управления субъекта Российской Федерации, муниципальных образований и общественных организаций. Основной функцией Межведомственной комиссии является рассмотрение предложений собственников земель - государственных органов управления субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления о земельных участках, предлагаемых на продажу или в аренду через торги, принятие решения о выставлении этих участков на торги, форме торгов (аукцион, конкурс) и их виде (открытый, закрытый). Кроме того Межведомственная комиссия анализирует результаты проведения торгов в субъекте Российской Федерации и подготавливает предложения по улучшению этой работы. Для проведения аукционов или конкурсов назначаются соответственно аукционные или конкурсные комиссии, которые проводят всю работу по анализу соответствия установленным требованиям документов на земельные участки, представленные на торги, подготовку и проведение аукциона или конкурса, определение победителя и подготовку документации для заключения договоров купли-продажи или права аренды земельных участков. Кроме этой двухуровневой схемы проведения земельных торгов в субъекте Российской Федерации возможны и другие варианты организации этой работы. В частности, может быть принято решение об организации и проведении торгов одним из собственников земли государственных органов управления субъекта Российской Федерации или муниципальным органом управления. Второй раздел посвящен подготовке проведения торгов. Здесь важное значение имеет единообразие документов, которые должны быть подготовлены продавцами для земельных участков, выставляемых на торги. В качестве примеров даны образцы документов и форм, которые подготавливаются для земельных участков, предназначенных для продажи или аренды. В зависимости от целевого назначения использования участка набор заключений от государственных органов управления может быть различным. Важным элементом этой работы является обеспечение юридической чистоты представленных на торги земельных участков. На них не должны быть представлены спорные земельные участки или участки, по которым проходят судебные разбирательства или по которым имеются решения судебных органов, ограничивающих их продажу или передачу в аренду. В третьем разделе приведены примерные Порядки проведения аукционов или конкурсов, а также образцы документов (протоколы заседания комиссии, информационное сообщение и др.), которые составляются при проведении земельных аукционов или конкурсов. В Методических рекомендациях в основном даны примеры документов, составляемых при проведении аукционов, поскольку документы, составляемые при проведении конкурсов, во многом аналогичны. Необходимо учитывать, что при регистрации заявок на конкурс нужно фиксировать не только дату приема заявки, но и время ее регистрации, поскольку это может иметь значение при определении победителя конкурса. Приводится образец договора о внесении задатка, в котором юридические отношения между заявителем и комиссией по проведению торга оформлены в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации. В четвертом разделе приведены образцы документов, которые необходимо выдать победителю торгов (аукционов или конкурсов). В качестве примера приведен образец договора купли-продажи земельного участка по результатам торгов, применяемый в Саратовской области. Дана также примерная форма договора продажи права аренды земельного участка на аукционе (конкурсе). В качестве справочного материала приведены формы договора аренды сельскохозяйственной земли, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.92 N 177, и форма договора аренды земельных участков в границах земель населенных пунктов для всех видов разрешенного использования, кроме сельскохозяйственного, рекомендованная письмом Госкомзема России от 18.03.96 N 5-16/489. В приложении приводится перечень федеральных законов, постановлений Правительства Российской Федерации, ведомственных нормативных актов, которыми регулируются те или иные вопросы проведения торгов. Даны некоторые нормативные документы, принятые Саратовской, Московской областями и г.Москвой по отдельным вопросам проведения земельных торгов. Приведены также выписки из нормативных документов, в которых освещаются вопросы распределения средств по итогам проведения торгов. Методические рекомендации могут быть использованы органами власти субъектов Российской Федерации в качестве основы или справочного материала при разработке собственных Рекомендаций по проведению земельных торгов с учетом местных условий. Раздел 1. Подготовка проведения торгов и связанные с этим организационно-распорядительные мероприятия Проект Администрация ---------------------------------- (субъекта Российской Федерации) Распоряжение О создании Межведомственной комиссии по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) г. ------------------ "---"--------199--г. N --------------- В целях создания условий для привлечения инвестиций в экономику - ---------------------------------------------------------------------, (субъекта Российской Федерации) стимулирования поступления дополнительных средств в бюджеты, обеспечения гласности при продаже земель или права аренды земельных участков, обеспечения гарантий прав инвесторов на землю, повышения ответственности собственников и арендаторов земельных участков за их целевое использование и сохранность земли: 1. Установить, что сделки по продаже государственных земель субъекта Российской Федерации и земель муниципальных образований или права их аренды осуществляются через торги - аукционы, конкурсы. 2. Образовать Межведомственную комиссию ------------------------- (субъекта Российской Федерации) по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов). 3. Утвердить Положение о Межведомственной комиссии в соответствии с приложением N 1. 4. Утвердить состав Межведомственной комиссии в соответствии с приложением N 2. 5. Межведомственной комиссии в месячный срок: - подготовить и утвердить "Порядок проведения аукционов по продаже земельных участков или права их аренды" и "Порядок проведения конкурсов по продаже земельных участков или права их аренды"; - подготовить и в установленном порядке представить на утверждение предложение о порядке распределения средств, получаемых от проведения торгов. 6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на - --------------------------. Глава администрации --------------------- Приложение N 1 к распоряжению Администрации ------------------------------- (субъекта Российской Федерации) от "----"-------199-- года N ---- Положение о Межведомственной комиссии ---------------------------------- по проведению (субъекта Российской Федерации) земельных торгов (аукционов, конкурсов) 1. Общие положения Межведомственная комиссия --------------------------------------- (субъекта Российской Федерации) по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) - далее по тексту Межведомственная комиссия образована при Администрации -------- ---------------------------------------------------------------------. (субъекта Российской Федерации) Межведомственная комиссия, является постоянно действующим органом для подготовки и проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже государственных земель субъекта Российской Федерации и земель муниципальных образований или права их аренды, а также для подведения итогов торгов и их анализа. 2. Основные цели и задачи 2.1. Межведомственная комиссия осуществляет рассмотрение вопросов земельных отношений при продаже государственных земель субъекта Российской Федерации и земель муниципальных образований или права их аренды через проведение торгов (конкурсов, аукционов). 2.2. Межведомственная комиссия: - рассматривает предложения государственных органов управления субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления о земельных участках, которые могут быть выставлены на торги и принимает решение о проведении торгов; - определяет условия, порядок и сроки проведения торгов, их форму (аукционы или конкурсы, открытые или закрытые); - определяет перечень необходимых документов на земельные участки, выставляемые на торги и соответствие их существующим нормативным требованиям; - готовит другие необходимые документы для проведения торгов; - утверждает результаты проведения торгов; - проводит анализ результатов проведения торгов (аукционов, конкурсов), в том числе финансовых, и принимает решение по улучшению работы комиссии, составлению документации по проведению торгов. 2.3. Для проведения конкретного аукциона или конкурса Межведомственная комиссия назначает аукционную или конкурсную комиссию. Председателем аукционной или конкурсной комиссии является член Межведомственной комиссии --------------------------------------- (субъекта Российской Федерации) по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов). 3. Права и обязанности Межведомственной комиссии 3.1. Межведомственная комиссия имеет право: - утверждать перечни земельных участков, выставляемых на торги; - определять формы проведения торгов - аукцион или конкурс, открытые или закрытые; - получать от государственных органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления ответы на запросы о характеристиках участков, условиях их передачи в аренду и другие необходимые данные; - привлекать при необходимости специализированные организации и экспертов для оценки коммерческой ценности земельного участка; - заключать договор со средствами массовой информации об опубликовании информационных сообщений о проведении торгов и об их итогах; - вносить изменения и дополнения в Порядки проведения аукционов или торгов; - снимать с рассмотрения земельные участки, которые по мнению Межведомственной комиссии, не обеспечены необходимой документацией соответствующего качества; - определять инвестиционные условия проведения торгов. 3.2. Межведомственная комиссия обязана: - не разглашать сведения, имеющие служебный или конфиденциальный характер; - информировать заинтересованные физические и юридические лица о принятых решениях; - оформлять решения протоколами; - осуществлять свою работу в соответствии с действующими федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. 4. Порядок работы Межведомственной комиссии 4.1. Межведомственная комиссия рассматривает предложения по продаже земель или по продаже права аренды земельных участков, поступающие от государственных органов власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления, регулярно (по мере их поступления), но не реже, чем один раз в месяц. 4.2. Межведомственная комиссия осуществляет подбор земельных участков по их месторасположению и целевому назначению для выставления на торги. 4.3. Межведомственная комиссия определяет условия и формы проведения торгов (открытый или закрытый аукцион, открытый или закрытый конкурс). В открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое физическое или юридическое лицо. В закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, имеющие право на участие в них в соответствии с существующим законодательством и специально приглашенные для этой цели. 4.4. В случае проведения закрытого аукциона или закрытого конкурса Комиссия определяет круг участников, которым будут направлены приглашения на участие в торгах. 4.5. Межведомственная комиссия несет ответственность за соответствие принятых решений действующему законодательству. 4.6. По поручению Межведомственной комиссии по каждому земельному участку, выставляемому на торги Аукционная или Конкурсная комиссия подготавливает пакет необходимых документов, которые должны содержать следующие сведения: - паспорт участка; - заключения государственных органов управления субъекта Российской Федерации в зависимости от целевого назначения участка: - заключение Комитета по земельным ресурсам и землеустройству о характеристиках земельного участка; - заключение органа по охране окружающей среды об экологическом состоянии участка; - заключение органа по строительству и архитектуре о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, наличии согласования о подключении к инженерным коммуникациям и их ориентировочной стоимости, требованиях к благоустройству и участию в развитии инфрастуктуры населенного пункта и другие необходимые сведения; - заключение органа по культуре об охранном статусе участка; - заключение органа по управлению сельскохозяйственным производством о возможности сельскохозяйственного использования участка; - других органов; - нормативную цену земельного участка; - начальную цену продажи земельного участка на торгах; - проекты договоров купли-продажи или аренды участков; - другие документы, подлежащие обязательному представлению. 4.7. Аукционная или Конкурсная комиссия обеспечивает тиражирование комплекта документов в нужном количестве. 4.8. Решения Межведомственной комиссии принимаются простым большинством голосов членов Межведомственной комиссии, участвующих в заседании. При равенстве голосов председатель Межведомственной комиссии имеет право решающего голоса. Заседание Межведомственной комиссии считается правомочным, если в нем участвовало не менее 2/3 членов Межведомственной комиссии. 4.9. Результаты заседания Межведомственной комиссии оформляются протоколом. 4.10. Члены Межведомственной комиссии осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе. 4.11. Изменения и дополнения настоящего Положения и ликвидация Межведомственной Комиссии осуществляется в соответствии с решением --- ----------------------------------------. (субъекта Российской Федерации) Приложение N 2 к распоряжению Администрации ------------------------------- (субъекта Российской Федерации) от "----"-------199-- года N ---- Состав Межведомственной комиссии по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) 1. Председатель Межведомственной комиссии - заместитель главы Администрации субъекта Российской Федерации (курирующий вопросы земельных отношений). 2. Члены Межведомственной комиссии - представители органов управления субъекта Российской Федерации: - Комитета по земельным ресурсам и землеустройству; - Комитета по управлению государственным имуществом; - Комитета по строительству и архитектуре; - Комитета сельского хозяйства и продовольствия; - Комитета по охране окружающей среды; - Регистрационной палаты; - финансовых и планово-экономических органов; - других заинтересованных органов власти; - представители органов местного самоуправления; - представители общественных объединений. Раздел 2. Документы, необходимые для проведения торгов Администрация ------------------------- муниципального образования ---------------------------------------------------- (субъекта Российской Федерации) Постановление от "----"---------199--г. N ------------------ Об утверждении перечня земельных участков, расположенных на территории ---------------- муниципального образования, выставляемых на торги (аукцион, конкурс) В целях реализации Закона --------------------------------------- (субъекта Российской Федерации) от "---"----------------199-- г. N ------ "О земле" и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N 2 "Об утверждении Порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, расположенных на территориях городских и сельских поселений, или права их аренды" и решения Администрации ------------------------- муниципального образования от "---"---------------- 199--г. N ----- "О согласовании земельных участков, находящихся на территории ----------- ------------------------ муниципального образования, представляемых на земельные торги", постановляю: 1. Утвердить перечень земельных участков, выставляемых на торги (аукцион, конкурс). (Приложение). 2. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству, Управлению архитектуры и градостроительства, Комитету по управлению имуществом -------------- муниципального образования, подготовить необходимые материалы на земельные участки выставляемые на торги. 3. Утвердить целевое использование участков, выставляемых на торги, в соответствии с приложением. 4. Комитету по управлению имуществом ---------------------------- муниципального образования зарегистрировать в установленном порядке право муниципальной собственности на земельные участки, установленные в приложении. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на -----------------------. Глава администрации --------------- ---------------------- муниципального образования (фамилия, И.О.) Приложение к постановлению администрации ----------------- муниципального образования -------------------- субъекта Российской Федерации Перечень земельных участков --------------------- муниципального образования, выставляемых на торги (аукцион, конкурс) ------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Кадастровый | Местоположение | Целевое | Площадь, | Размер | Нормативная | | п/п | номер | участка | назначение | га | земельного | стоимость | | | | | участка | | налога за | земельного | | | | | | | участок в | участка, | | | | | | | год, руб. | руб. | |-----|-------------|-----------------|------------|----------|------------|-------------| Председатель комитета по земельным ресурсам и землеустройству муниципального образования -------------------- (фамилия, И.О.) Паспорт земельного участка 1. Кадастровый номер участка: ----------------------------------- 2. Местоположение участка (адрес) ------------------------------- 3. Общая площадь участка ---------------------------- га (кв.м.). 4. Площадь свободной земли -------------------------- га (кв.м.). 5. Категория земель и целевое использование --------------------- ---------------------------------------------------------------------- 6. Целевое фактическое использование ---------------------------- ---------------------------------------------------------------------- 7. Форма собственности, владения, пользования ------------------- ---------------------------------------------------------------------- 8. План земельного участка и прочно связанной с ним недвижимости (Приложение N 1) 9. Характеристика земельного участка и иных объектов недвижимости (приложение N 2) 10. Ситуационный план участка (Приложение N 3) 11. Качественная характеристика участка: - тип почв -----------------------------------------------------; - возможность его использования без рекультивации ---------------------------------------------------------------------; - экологическое состояние --------------------------------------; - наличие зеленых насаждений -----------------------------------; - наличие водоемов ---------------------------------------------; - ...-----------------------------------------------------------. 12. Стоимость земельного участка---------------------------- руб. 13. Стоимость недвижимости на участке ---------------------- руб. 14. Общая стоимость земельного участка и недвижимости ------ руб. 15. Объем работ по рекультивации -------------------------------. 16. Форма компенсации затрат по рекультивации (уменьшение стоимости земельного участка или предоставление льгот по налогообложению в первые годы освоения участка) ---------------------- 17. Нормативная цена земельного участка -------------------- руб. 18. Налогооблагаемая зона, ставка земельного налога или арендной платы ---------------------------------------------------------------- 19. Сумма налога или арендной платы с участка ------------------- ---------------------------------------------------------------------- 20. Освобождение от уплаты налога или арендной платы в процентах по годам ------------------------------------------------------------- Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Приложение N 1 к паспорту земельного участка План земельного участка выставляемого на продажу (передаваемого в аренду) ---------------------------------------------------------------------- | Кадастровый номер | Номер государственной | | земельного участка ------- | регистрации---------- | | | от "---" -----199--г. | ---------------------------------------------------------------------- ------------------------------- | | | | |-----------------------------| Масштаб 1: ------------------ Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству м.п. --------------------------------------------- (района, города) ---------------------------- -------------------------------------- (подпись) (Ф.И.О.) Примечание: 1. При составлении Плана земельного участка по данным инвентаризации земель на плане наносятся: поворотные точки границ с их геоданными (координатами), положение зданий (сооружений), водных объектов; многолетних насаждений, осей надземных и подземных коммуникаций. 2. При отсутствии данных инвентаризации на Плане земельного участка наносятся поворотные точки границ, и положение зданий (сооружений). Оси инженерных коммуникаций наносятся схематично на основе промеров мерной лентой в натуре. 3. При отражении на Плане земельного участка осей инженерных коммуникаций, расположенных на прилегающих соседних участках, на земли которых распространяются права ограниченного пользования собственника (арендатора) указываются кадастровые номера этих участков и протяженность (длина) коммуникаций по прямым отрезкам. 4. Границы сервитутов, предоставляющих права ограниченного пользования соседними участками, и сервитутов, ограничивающих права пользования приобретенным (арендованным) земельным участком, отражаются на планах после завершения работ по инвентаризации земель населенного пункта, оформления и регистрации сервитутов в установленном законодательством порядке регистрации прав на недвижимое имущество. 5. Границы зон природоохранного, рекреационного, историко-культурного и иного назначения наносятся на планах земельных участков в соответствии с порядком, установленным законодательством и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Приложение N 2 к паспорту земельного участка Характеристика земельного участка и иных объектов недвижимости ---------------------------------------------------------------------- | 1. Кадастровый номер земельного участка |----------------------- | |-------------------------------------------|------------------------| | 2. Общая площадь |------------(га. кв.м.) | | в том числе площадь занимаемая: | | | - зданиями и сооружениями |------------(га. кв.м.) | | - водными объектами |------------(га. кв.м.) | | - зелеными массивами и | | | многолетними насаждениями |------------(га. кв.м.) | | - ----------------------- |------------(га. кв.м.) | |-------------------------------------------|------------------------| | 3. Площадь сервитутов, предоставляющих | | | права ограниченного пользования землей | | | на соседних участках |------------(га. кв.м.) | | в том числе на земельном участке: | | | а) кад. N ------ --------------- |------------(га. кв.м.) | | (характер прав) | | | б) кад. N ------ --------------- |------------(га. кв.м.) | | (характер прав) | | |-------------------------------------------|------------------------| | 4. Площадь сервитутов, обременяющих | | | права на приобретаемом (арендуемом) | | | земельном участке |------------(га. кв.м.) | | в том числе: | | | а) ---------- -------------- |------------(га. кв.м.) | | (характер прав) | | | б) ----------- -------------- |------------(га. кв.м.) | | (характер прав) | | |-------------------------------------------|------------------------| | 5. Площадь земельного участка, | | | отнесенная к зонам природоохранного, | | | рекреационного, историко-культурного | | | и иного назначения, ограничивающим | | | права на него |------------(га. кв.м.) | | в том числе: | | | а) зона --------------------- |------------(га. кв.м.) | | (название зоны) | | | б) зона --------------------- |------------(га. кв.м.) | | (название зоны) | | ---------------------------------------------------------------------- 6. Характеристика сооружений, расположенных на участке: -------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование объекта | Общая | Дополнительные | Принадлеж- | | на | | площадь | характеристики | ность прав | | плане | | (кв.м.) | объекта | на объект | |-------|----------------------|---------|----------------|--------------| | | | | | | |-------|----------------------|---------|----------------|--------------| | | | | | | |-------|----------------------|---------|----------------|--------------| | | | | | | |-------|----------------------|---------|----------------|--------------| 7. Характеристика инженерных коммуникаций, проходящих по земельному участку (электроснабжения, связи, газоснабжения, водопровода, канализации, мелиорации и т.д.), включая дороги, проезды общего пользования: ------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование объекта | Год | Дополнительные | Принадлежность | | на | | сооружения | характеристики | прав на объект | | плане | | | объекта | | |-------|----------------------|------------|----------------|----------------| | | | | | | |-------|----------------------|------------|----------------|----------------| | | | | | | |-------|----------------------|------------|----------------|----------------| 8. Характеристика площадей, покрытых лесом и зелеными насаждениями: -------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- м.п. Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству --------------------------------- (района, города) --------------------------- ------------------------------------- (подпись) (Ф.И.О.) Примечание: 1. Площади сервитутов и зон различного назначения (пункты 3, 4, 5) приводятся после их государственной регистрации. 2. Принадлежность прав указывается на момент государственной регистрации. Приложение N 3 к паспорту земельного участка Ситуационный план выставляемого на продажу (передаваемого в аренду) земельного участка ---------------------------------------------------------------------- | Кадастровый номер | Номер государственной | | земельного участка ------- | регистрации ----------- | | | от "---" ----------199--г. | ---------------------------------------------------------------------- Рисунок Поселковая дорога Торговый центр жилой микрорайон водоем лесной массив пашня Масштаб 1: ------------------ м.п. Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ------------------------------------- (района, города) --------------------------- ------------------------------------- (подпись) (Ф.И.О.) Комитет по земельным ресурсам и землеустройству -------------------------------- муниципального образования Акт согласования границ смежных землевладений и землепользователей земельного участка, расположенного в границах ------------------ района ------------------- области Кадастровый номер: -------------------- "---" -------199--г. мною, -------------------------------------- (фамилия, имя, отчество) ------------------------------------- Комитета по земельным ресурсам и (должность) землеустройству ------------------------------------------ произведено (наименование муниципального образования) обследование (восстановление) в натуре границ 1. Для согласования границ были вызваны представители смежных землепользователей, границы восстановлены с учетом результатов инвентаризации земель. 2. Заявления представителей землепользователей по оформлению границ: -------------. (количество) ----------------------------------------------------------------------- | N | Наименование смежного | Должность | Ф.И.О. | Подпись | | п/п | землепользователя | | | | |-----|-------------------------|--------------|------------|---------| | 1. | | | | | |-----|-------------------------|--------------|------------|---------| | 2. | | | | | |-----|-------------------------|--------------|------------|---------| | 3. | | | | | |-----|-------------------------|--------------|------------|---------| | 4. | | | | | |-----|-------------------------|--------------|------------|---------| Председатель Комитета ---------------------- (фамилия, И.О.) Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике Комитет по земельным ресурсам и землеустройству ----------------- --------------------------- области Комитет по земельным ресурсам и землеустройству администрации --- ---------------------------------------------------------------------- (наименование муниципального образования) Адрес: ----------------------------------------- N -------------- Заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству о возможности продажи земельного участка Выставление на аукцион (конкурс) и, соответственно, продажа участка, кадастровый номер -----------------------, расположенного по адресу: ------------------------------, площадью -------------- га, не противоречит Закону "О земле" ---------------------------------------- (наименование субъекта Российской Федерации) о праве на частную собственность на землю и постановлению Правительства Российской Федерации от 05.01.98 N 2 "Об утверждении порядка организации проведения торгов (аукционов, конкурсов) по продаже гражданам и юридическим лицам земельных участков, или право их аренды". Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ----------------------------------------- ---------------------------- (наименование муниципального образования) "-------"---------- 199-- г. М.П. Администрация --------------------------------------------------- (наименование муниципального образования) Управление архитектуры и градостроительства Адрес: ------------------------------------------- N ----------------- Заключение о возможности использования земельного участка Земельный участок площадью ----га. Кадастровый номер -------------- Предназначен под комплексную многоэтажную застройку (приложение) Расположен ------------------------ районе, в зоне перспективного развития города ------------------, в экологически чистом направлении, в трех километрах от озера ---------. Проектно-сметная документация разработана и утверждена в установленном порядке. Подключение к инженерным коммуникациям возможно по техническим условиям соответствующих организаций. Благоустройство территории производится по условиям управления жилищно-коммунального хозяйства --------- города. Право аренды земельного участка - ---- лет. Арендная плата -------------- рублей. Начальная цена предмета торгов -------------- рублей. ---------------------- жилой микрорайон. Участок свободен от застройки. Разработанный проект застройки микрорайона предусматривает строительство --------------------- этажных жилых домов и общественных (количество) зданий. Жилая группа в составе микрорайона должна состоять из ----------- (количество) этажных жилых домов, школы, детского сада-яслей (вместимость определяется исходя из демографического состава населения), учреждений торговли и обслуживания микрорайонного значения (по расчету). Начальник Управления ------------------------ "--"---------199--г. М.П. Приложение к заключению Управления градостроительства и архитектуры ----------------------------------------- (наименование муниципального образования) Акт выбора и согласования земельного участка выставляемого на торги (аукцион, конкурс, открытый, закрытый) для продажи (аренды) общей площадью ---- га, расположенного -------------- районе, ---------------------- для многоэтажной комплексной застройки. (городе, поселке) Мы нижеподписавшиеся, комиссия в составе: ---------------- Председатель комиссии ------------------------------- (фамилия, И.О.) (занимаемая должность) Члены комиссии: ---------------------------------------------------------------------- | Председатель комитета по | | | земельным ресурсам и | | | землеустройству | ---------------- --------------- | | | (области, города) (фамилия, И.О.) | | Главный архитектор | ---------------- --------------- | | | (области, города) (фамилия, И.О.) | | Главный врач санэпиднадзора | ---------------- --------------- | | | (области, города) (фамилия, И.О.) | | Председатель государственного | | | комитета по охране окружающей | | | среды | ---------------- --------------- | | | (области, города) (фамилия, И.О.) | | Начальник управления пожарной | | | части | ---------------- --------------- | | | (области, города) (фамилия, И.О.) | | | | ---------------------------------------------------------------------- Выбор земельного участка площадью ---га, расположенного в ------- ------------------------ районе, ---------------- предназначенного для (города, поселка) многоэтажной комплексной застройки. Установили, что вышеназванный участок для заявленной цели в соответствии с существующим законодательством может быть отведен и выставлен на торги для продажи (аренды). В настоящее время участок принадлежит --------------------------- (субъекту Российской ---------------------------------------------------------------------. Федерации, муниципальному образованию) Председатель комиссии --------------------- ----------------------- (занимаемая должность) (печать) (фамилия И.О.) Члены комиссии: ----------------------------------------------------------------------- | Председатель комитета | | по земельным | | ресурсам и | | землеустройству ------------------ ---------------- | | (области, города) (печать) (фамилия, И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Главный архитектор ------------------ ----------------- | | (области, города) (печать) (фамилия, И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Главный врач | | санэпиднадзора ------------------ ----------------- | | (области, города) (печать) (фамилия, И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Председатель | | государственного | | комитета по охране | | окружающей среды ----------------- ------------------ | | (области, города) (печать) (фамилия, И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Начальник управления | | пожарной части ----------------- ------------------ | | (области, города) (печать) (фамилия, И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Комитет по | | историко-культурному | | наследию при | | Правительстве ----------------- ------------------ | | (области) (печать) (фамилия И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Управление "Водоканала" ----------------- ---------------- | | (области, города) (печать) (фамилия И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Управление теплосетей ----------------- ---------------- | | (области, города) (печать) (фамилия И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Управление электросетей ----------------- ---------------- | | (области, города) (печать) (фамилия И.О.) | |---------------------------------------------------------------------| | Органы энергетики ----------------- ---------------- | | (области, города) (печать) (фамилия И.О.) | ----------------------------------------------------------------------- Акт установления нормативной цены земельного участка 1. Акт составлен по земельному участку -------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (местоположение или почтовый адрес, кадастровый ---------------------------------------------------------------------- номер участка, если он присвоен ранее) на основании --------------------------------------------------------- (обращение, запрос юридического лица ---------------------------------------------------------------------- (его название), гражданина (Ф.И.О.) для использования при ------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (цель использования акта, купля-продажа, аренды) ---------------------------------------------------------------------- 2. Категория земельного участка --------------------------------- 3. Разрешенное использование земельного участка ----------------- ---------------------------------------------------------------------- --------------------------------------------------------------------------------------------------- | 4. Расчет нормативной цены земли: | |-------------------------------------------------------------------------------------------------| | Площадь | Ставка | Размер | Коэффициент по | Коэффициент, | Нормативная | | земельного | земельного | земельного | решению органа | установленный | цена земли, | | участка, | налога на | налога, | исполнительной | администрацией | руб. | | га, | единицу | руб. | власти субъекта | района, города | | | кв.м. | площади, | | Российской | | | | | рублей | | Федерации | | | |-------------|--------------|-------------|--------------------|------------------|--------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |-------------|--------------|-------------|--------------------|------------------|--------------| 5. Нормативная цена земельного участка по состоянию на "--------" ---------199--г. составляет ------------------------------------------ (сумма цифрами) ---------------------------------------------------------------------- (сумма прописью) Примечание: 1. Пункты 2 и 3 приняты в соответствии с ------------------------ (название, номер, ---------------------------------------------------------------------- дата выдачи правоудостоверяющего или ---------------------------------------------------------------------- правоподтверждающего документа) 2. Повышающий коэффициент, равный ------------------------------- принят на основании решения ------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (дата, номер, пункт решения субъекта Российской Федерации) 3. Коэффициент, равный ------------------------------------------ принят на основании решения ------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- (дата, номер, пункт решения администрации района (города) Председатель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству ---------------------------------- (наименование района, города) ----------------------------------- --------------------------- (название субъекта Российской Федерации) (подпись) М.П. "-----"--------------- 199-- г. Образец Российская Федерация ---------------------------------------------------------------------- (республика, край, область, автономная область, автономный округ, ---------------------------------------------------------------------- город, район) Свидетельство на право собственности на землю Серия------------------------------ N ---------------------- Выдано "----"------------- 199--г. на основании Указа Президента Российской Федерации от 27.10.93 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" и -------------------- ---------------------------------------------------------------------- (договора купли-продажи земли, решения органов ---------------------------------------------------------------------- местной администрации, иных предусмотренных законом ---------------------------------------------------------------------- документов, номер, дата, выдачи документа, ---------------------------------------------------------------------- наименование органа регистрации и номер регистрации) ---------------------------------------------------------------------- (Ф.И.О. гражданина, год рождения, паспортные данные) ---------------------------------------------------------------------- (наименование организации, предприятия, юридический адрес) приобретают право ---------------------------------------------------- (частной, общей, совместной, общей долевой) собственности на землю по адресу: ------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- общей площадью ------------------------------------------------------- Описание собственности ---------------------------------------------------------------------- (земельный участок или земельная доля, категория земель, цель ---------------------------------------------------------------------- использования и виды угодий) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Ограничения в использовании и обременения участка земли --------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Свидетельство составлено в двух экземплярах, из которых первый выдан ---------------------------------------------------------------- (наименование муниципального образования) (Ф.И.О. гражданина, наименование предприятия, учреждения, организации), второй хранится в -------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование органа, выдавшего свидетельство) ----------------------------------------- (Подпись (Ф.И.О. регистрации) м. п. Регистрационная запись N --------------- от "---"------------ 199-- г. Серия --------------- N ----------------- Экз. N -------- Свидетельство на право собственности на землю является документом, удостоверяющим с момента регистрации право собственности на земельный участок и земельную долю при совершении сделок: купли-продажи, залога, аренды, а также осуществлении иных действий по распоряжению земельными участками в соответствии с действующим законодательством. В случае изъятия или выкупа земельного участка или земельной доли собственник имеет право получить его стоимость и возмещение причиненных убытков, включая упущенную выгоду. Собственники земельных участков или земельных долей должны использовать их строго по целевому назначению. Совершение сделок и иных действий по распоряжению земельным участком -------------------------------------------------------------------------------------------------- | Регистрационный | Название | Дата | Дата | Сумма | Сторона в | Подпись | | N документа | документа | выдачи | регистрации | сделки | пользу которой | регистратора | | | | | документа | | осуществлены | | | | | | | | данные действия | | |------------------|-----------|--------|-------------|---------|-----------------|--------------| | | | | | | | | |------------------|-----------|--------|-------------|---------|-----------------|--------------| При оформлении документов по сделкам, либо иным действиям в отношении участка право собственности на который удостоверяется настоящим свидетельством, наименование сторон и описание участка должны строго соответствовать данным, указанным в свидетельстве. ---------------------------------- Примечание: В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.01.99 N 112 "О признании утратившими силу и об изменении некоторых актов Президента Российской Федерации" выдача свидетельств на право собственности на землю прекращается со дня начала выдачи свидетельств о государственной регистрации прав в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Приложение к свидетельству N -------------- План земельного участка, находящегося в собственности ---------------------------------------------------------------------- (наименование муниципального образования) Площадь участка -------------- га Обзорная схема Рисунок 2 СВ: ---------------- СЗ: ------------------ кр. линия 3 ЮВ ------------------- 1 кр. линия ЮЗ: ------------------ 4 Описание границ смежных землепользований от т.1 до т.2 с землями ---------------------------------------------- от т.2 до т.3 с землями ---------------------------------------------- от т.3 до т.4 с землями ---------------------------------------------- от т.4 до т.1 с землями ---------------------------------------------- от т.- до т.- с землями ---------------------------------------------- от т.- до т.- с землями ---------------------------------------------- Масштаб 1: ------------- ---------------------------------------------------------------------- | План составлен по материалам | Председатель Комитета по земельным | | ---------------------------- | ресурсам и землеустройству | | ---------------------------- | ---------------------------------- | | ---------------------------- | (наименование муниципального | | | ---------------------------------- | | | образования) | | | ---------------------------------- | | Исполнитель ---------------- | ---------------------------------- | | 2-й экз. Получил------------ | --------------- | | (подпись) | (Ф.И.О.) | ---------------------------------------------------------------------- М.П Образец ------------------------------------- (наименование регистрационной палаты) Российская Федерация Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним Свидетельство о государственной регистрации права правоустанавливающие документы: Свидетельство на право собственности на землю серия ----- N ----- Выданное комитетом по земельным ресурсам и землеустройству ------ -------------------------"-----" ----------199--г. (области, города) правообладатель: ---------------------------------------------------------------------- Вид зарегистрированного права: ---------------------------------- объект недвижимости: -------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- адрес (местонахождение) объекта: -------------------------------- кадастровый номер: ---------------------------------------------- о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ---- ---------------- 199-- г. сделана запись регистрации N ------------------------------------ Председатель палаты - Главный государственный регистратор прав ---------------------- ------------------------------------------------ (область) (подпись) Серия ----------- N ------------------ Утвержден ------------------------------------ ------------------------------------ "---"--------------- 1999 года N -------- Раздел 3. Проведение аукционов, конкурсов Порядок проведения аукциона по продаже земельных участков или права аренды земельных участков 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с распоряжением Администрации ----------------------------- от "---" ---------- 1999 г. N -----."О создании Межведомственной комиссии по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов)". Порядок разработан в соответствии со статьями 447 - 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и определяет правила подготовки, проведения, условия участия, порядок расчетов при проведении торгов в виде аукционов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков (далее по тексту Аукцион). 1.2. Предметом торгов является земельный участок с установленными границами и правовым режимом либо право аренды этого земельного участка. 1.3. В качестве продавца земельного участка или права его аренды выступает уполномоченный Администрацией области орган государственной власти или орган местного самоуправления (далее по тексту - Продавец). Продажа земельных участков или права их аренды, находящихся в государственной собственности субъекта Российской Федерации, осуществляется по решению органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Продажа земельных участков или права их аренды, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется по решению органа местного самоуправления. Органы местного самоуправления, на территории которых торги не проводятся, могут выставлять земельные участки на торги, проводимые в других муниципальных образованиях. 1.4. Организацией проведения аукционов в соответствии с решением Администрации занимается Межведомственная комиссия по проведению земельных торгов (аукционов, конкурсов) - далее по тексту Межведомственная комиссия. 1.5. Межведомственная комиссия: - утверждает перечень земельных участков, выставляемых на аукцион; - определяет порядок и сроки проведения аукциона, его форму (открытый или закрытый); - утверждает текст информационного сообщения о проведении аукциона; - принимает решения (в случае необходимости) о предоставлении других документы для проведения аукциона; - утверждает итоговые протоколы заседания Аукционной комиссии; - обеспечивает заключение договора с победителем аукциона. 1.6. Аукцион может быть открытым или закрытым. Открытый аукцион проводится среди неограниченного количества желающих принять в нем участие, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации. Закрытый аукцион проводится среди ограниченного количества участников, состав которых определяется Комитетом, при наличии претендентов, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации преимущественное право на приобретение или аренду земельных участков. 1.7. Для проведения конкретного аукциона Межведомственная комиссия назначает Аукционную комиссию. Председателем Аукционной комиссии является член Межведомственной комиссии. На договорной основе к проведению аукциона может быть привлечена специализированная организация по проведению торгов. В договоре с этой организацией предусматриваются условия оплаты расходов по проведению торгов, рекламной компании, привлечению экспертов и других специалистов. 2. Подготовка к проведению аукциона 2.1. Информационное сообщение готовится Аукционной комиссией и публикуется в средствах массовой информации, в том числе в официальном информационном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, не позднее, чем за месяц до объявленной даты проведения аукциона. 2.2. Информационное сообщение о проведении закрытого аукциона рассылается Аукционной комиссией предполагаемым его участникам не позднее, чем за месяц до объявленной даты проведения аукциона. Сообщение может быть послано заказным письмом или электронной почтой с уведомлением о вручением. 2.3. Информационное сообщение должно включать следующие сведения: - дату, время, место, форму проведения аукциона; - местоположение (адрес), кадастровый номер, площадь участка, целевое назначение, сервитуты и иные обременения, установленные для данного участка; - начальную цену участка, сумму задатка, шаг аукциона; - перечень документов, которые необходимо представить для участия в аукционе; - адрес места и часы приема заявок, дату и время окончания приема заявок, условия и место получения пакета документов о предмете торгов; - стоимость билета на аукцион; - адрес и телефон Аукционной комиссии; - срок для заключения договора купли-продажи или аренды земельного участка для победителя аукциона. 2.4. Аукционная комиссия несет ответственность за достоверность публикуемой информации и соответствие содержания информационных сообщений действующему законодательству. 2.5. Аукционная комиссия готовит по каждому предмету торгов пакет необходимых документов, которые должны содержать следующие сведения: - паспорт участка - местоположение (адрес), кадастровый номер, план земельного участка с согласованием смежных землепользователей, сервитутов и других установленных для данного участка обременений, свидетельство о государственной регистрации прав собственности и другие сведения; - в зависимости от целевого назначения участка: - заключение комитета по земельным ресурсам и землеустройству о характеристиках земельного участка; - заключение органа по градостроительству и архитектуре о функциональном назначении и разрешенном использовании земельного участка, наличии согласования о подключении к инженерным коммуникациям и его ориентировочной общей стоимости, требованиях к благоустройству и участию в развитии инфраструктуры населенного пункта и другие необходимые сведения; - заключение органа по управлению сельскохозяйственным производством о возможности сельскохозяйственного использования участка; - заключение органа по охране окружающей среды об экологическом состоянии участка; - заключение органа по культуре об охранном статусе участка; - нормативную цену земельного участка; - начальную цену продажи земельного участка; - проекты договоров купли-продажи или аренды участка; - другие документы по решению Межведомственной и Аукционной комиссий. 2.6. Аукционная комиссия выдает за плату пакеты необходимых документов по каждому предмету торгов физическим и юридическим лицам, желающим (приглашенным - для закрытого аукциона) принять участие в аукционе (далее по тексту - Заявители). 2.7. В открытом аукционе может участвовать любое физическое или юридическое лицо, имеющее право на участие в аукционе в соответствии с действующим законодательством, подавшее заявку с необходимыми и надлежаще оформленными документами не позднее даты, указанной в информационном сообщении, и обеспечившее своевременное перечисление задатка на объявленный в сообщении расчетный счет или своевременно внесшее сумму задатка в наличной форме Аукционной комиссии. 2.8. В закрытом аукционе может участвовать физическое или юридическое лицо, получившее извещение от Аукционной комиссии, подавшее заявку с необходимыми и надлежаще оформленными документами не позднее даты, указанной в извещении, и обеспечившее своевременное перечисление задатка на указанный в извещении расчетный счет или своевременно внесшее сумму задатка в наличной форме Аукционной комиссии. В закрытых и открытых аукционах не вправе участвовать в качестве заявителя, в том числе через представителя, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления. 2.9. Для участия в аукционе Заявители представляют Аукционной комиссии заявку по установленному образцу с приложением к ней следующих документов: для физических лиц: - ксерокопии паспорта; - оформленный со стороны Заявителя договор о внесении задатка в 2-х экземплярах; - копии платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающего перечисление задатка на расчетный счет, указанный в извещении; - описи представленных документов в 2-х экземплярах. Для юридических лиц: - копии учредительных документов и свидетельства о регистрации, заверенные в установленном порядке; - доверенности на лицо, уполномоченное действовать от имени Заявителя; - решения соответствующего органа управления Заявителя, разрешающего приобретение земельного участка (если это необходимо в соответствии с учредительными документами); - оформленный со стороны Заявителя договор о внесении задатка в 2-х экземплярах; - копии платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающего перечисление задатка на расчетный счет, указанный в извещении; - описи представленных документов в 2-х экземплярах. 2.10. Одно лицо имеет право подать по конкретному лоту только одну заявку на участие в аукционе. 2.11. Все поданные заявки регистрируются Аукционной комиссией в журнале установленной формы. Одновременно с регистрацией Аукционная комиссия оформляет и регистрирует "Договор о внесении задатка". Один экземпляр Договора передается Заявителю. Участнику закрытого аукциона высылается письменное уведомление о получении Аукционной комиссии заявки с указанием даты ее регистрации и один экземпляр оформленного договора. Уведомление посылается заказным письмом с регистрацией вручения. 2.12. Заявителю может быть отказано в приеме документов в следующих случаях: - заявка подана по истечении срока приема заявок, указанного в сообщении; - заявка подана лицом, не уполномоченным надлежащим образом действовать от имени Заявителя; - представлены не все необходимые документы по перечню, объявленному в сообщении, либо представленные документы оформлены не надлежащим образом или содержат ложные сведения. Отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа делается на описи представленных Заявителем документов должностным лицом Аукционной комиссии, осуществляющим прием документов. Заявка и документы, не принятые Аукционной комиссией, возвращаются Заявителю в день их поступления вместе с одним экземпляром описи документа, на котором делается отметка об отказе в приеме документов с указанием причины отказа, путем вручения их Заявителю или его уполномоченному представителю под расписку. 2.13. Отказ Заявителю в участии в аукционе может быть обжалован им в судебном порядке. Принятие судом к производству иска Заявителя к Аукционной комиссии приостанавливает проведение аукциона. 2.14. Решение Аукционной комиссии о признании Заявителей Участниками аукциона оформляется протоколом, в котором указываются принятые и отозванные заявки с указанием Заявителей, признанных Участниками аукциона, а также заявок, по которым принято решение в отказе к допуску к участию в аукционе с указанием оснований для такого отказа. 2.15. Физические и юридические лица получают статус Участника аукциона после оплаты билета и внесения в соответствии с Договором задатка. 2.16. Участник аукциона имеет право: - до проведения аукциона убедиться в соответствии реального состояния земельного участка лоту, производить в установленный срок осмотр участка, получать по нему необходимые консультации, привлекать за свой счет экспертов или специализированные организации для определения состояния участка; - участвовать в аукционе самостоятельно или через своих доверенных представителей; - приобретать при необходимости за дополнительную плату копии пакета документов; - отказаться от участия в аукционе до его начала, подав Аукционной комиссии в письменной форме уведомление об отказе в аукционе. В этом случае задаток возвращается Заявителю в порядке и сроки, установленные в "Договоре о внесении задатка". 2.17. Участник аукциона обязан: - соблюдать правила, установленные настоящим Порядком; - в случае признания победителем аукциона подписать протокол аукциона. 2.18. Аукционная комиссия аукциона имеет право: - определять стоимость билета на открытый аукцион для участников и зрителей; - отказаться от проведения аукциона в любое время, но не позднее, чем за три дня до наступления даты его проведения. В этом случае задаток возвращается Заявителю в порядке и сроки, установленные "Договором о внесении задатка". В случаях, когда Аукционной комиссии отказалась от проведения аукциона с нарушением установленных данным Порядком сроков, она обязана возместить участникам понесенный ими ущерб. 2.19. Аукционной комиссии обязана: - обеспечить проведение аукциона в соответствии с настоящим Порядком; - не разглашать сведений о лицах и организациях, участвующих в аукционе и содержании представленных ими документов; - обеспечить сохранность представленных заявок и прилагаемых к ним документов, в случае необходимости застраховав их от рисков повреждения или утраты; - предоставлять Участникам возможность осмотра участка в установленные сроки, давать по нему необходимые консультации, привлекать по требованию Участника за его счет экспертов или специализированные организации для получения дополнительных сведений о состоянии участка; - в установленный срок оформить с победителем аукциона договор купли-продажи или аренды участка. 3. Порядок проведения аукциона 3.1. Перед началом проведения аукциона Участники проходят регистрацию и получают карточку установленного образца с номером билета Участника. 3.2. Аукцион в присутствии Аукционной комиссии и ответственных представителей Межведомственной комиссии проводит Аукционист. 3.3. Аукционист объявляет: - номер лота, его наименование, основные характеристики; - стартовую цену; - шаг аукциона. 3.4. Аукционист назначает каждую последующую цену путем увеличения текущей цены на шаг аукциона. 3.5. При проведении аукциона победителем признается Участник, предложивший наиболее высокую цену за лот. 3.6. Участник аукциона, желающий приобрести лот, поднимает свою карточку, обращенную номером к аукционисту, подтверждая согласие купить лот по названной цене. Поднятие карточки с номером означает безусловное и безотзывное согласие Участника купить лот по объявленной цене. 3.7. Аукционист после объявления очередной цены называет номер билета Участника, который, с точки зрения Аукциониста, первым поднял карточку. Затем Аукционист объявляет следующую цену в соответствии с шагом аукциона. Участник имеет право назначать более высокую цену, превышающую шаг аукциона. 3.8. Если после трехкратного объявления Аукционистом последнего предложения цены Участниками не будет предложена более высокая цена (никто из Участников не поднял карточку), Аукционист одновременно с ударом молотка объявляет победителем, выигравшим лот, Участника, номер карточки которого был назван Аукционистом последним. 3.9. По завершении аукциона Аукционист объявляет о продаже земельного участка или права его аренды, называет его продажную цену и номер Участника-Победителя аукциона. 3.10. В день проведения аукциона результаты торгов оформляются протоколом, который подписываются Аукционной комиссией, Аукционистом и Победителем торгов. Участник, выигравший торг, при подписании протокола обязан предъявить Аукционной комиссии карточку и документы, подтверждающие его право подписи. Копия протокола о результатах аукциона выдается Победителю торгов и является временным свидетельством, удостоверяющим право на участок или право его аренды. 3.11. Аукцион признается несостоявшимся в следующих случаях: - в торгах участвовало менее двух Участников; - ни один из Участников после троекратного объявления начальной цены не поднял карточку; - Победитель аукциона уклонился от подписания протокола о результатах торгов. 3.12. Участник, отказавшийся от подписания протокола, лишается права дальнейшего участия в аукционе и внесенный задаток ему не возвращается. 3.13. В случае признания торгов несостоявшимися Аукционная комиссия по согласованию с Межведомственной комиссией вправе объявить повторное проведение аукциона, изменив при этом их условия. 3.14. Аукцион, проведенный с нарушением действующего законодательства, может быть признан судом недействительным по иску заинтересованного лица. Признание аукциона недействительным влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим аукцион. 3.15. В случае несогласия с результатами аукциона заинтересованные лица могут оспорить их в судебном порядке. 3.16. Аукционная комиссия в срок не позднее 30 дней после проведения открытого аукциона публикует сообщение о его итогах в тех же изданиях, в которых было опубликовано информационное сообщение о его проведении. 4. Порядок расчетов, заключение договоров и передача прав 4.1. В течение 10 дней после подписания протокола о результатах продажи участка на аукционе Победитель переводит на указанный в протоколе счет денежную сумму, предусмотренную протоколом и передает копию платежного документа с отметкой банка об исполнении платежа Аукционной комиссии. 4.2. В течение 10 дней после подписания протокола о результатах продажи права аренды земельного участка на аукционе Победитель заключает с Продавцом договор продажи права аренды земельного участка. 4.3. Если Победитель аукциона не осуществил перечисление денежных средств в установленный пунктом 4.1. срок, или не заключил в установленный пунктом 4.2. срок договор, то Аукционная комиссия освобождается от обязательств перед Участником - Победителем аукциона. Задаток в этом случае не возвращается, неоплаченный лот либо выносится на повторные торги, либо право его покупки по цене, заявленной победителем, предоставляется одному из Участников аукциона, согласному оплатить лот по объявленной цене. 4.4. Договор купли-продажи земельного участка или его аренды заключается между Продавцом и Победителем аукциона в срок не позднее 10 дней с момента перечисления средств, предусмотренных в пункте 4.1. или в соответствии с условиями договора продажи права аренды земельного участка предусмотренного пунктом 4.2 данного Порядка. Победителем предоставляется декларация установленной формы о доходах и справка налоговой инспекции, подтверждающая отсутствие просроченной задолженности по налоговым платежам по состоянию на последний квартал. 4.5. Сумма внесенного задатка засчитывается победителю аукциона в счет платежей за приобретенный земельный участок или в счет заявленной цены приобретения права аренды земельного участка. 4.6. При отказе Победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи или аренды участка перечисленные средства ему не возвращаются, а Победитель утрачивает право на заключение указанного договора. 4.7. Победитель аукциона производит оплату оговоренных в договоре купли-продажи или аренде земельного участка сумм на счет Продавца в сроки, установленные договорами купли-продажи земельного участка или его аренды. 4.8. Государственная регистрация перехода прав на земельный участок осуществляется уполномоченным органом после полного внесения платежей в порядке установленным законодательством Российской Федерации. 4.9. Если в договоре купли-продажи земельного участка оплата производится по графику платежей в рассрочку, с Победителем торгов одновременно с заключением договора купли-продажи заключается в установленном законодательством порядке договор о залоге этого участка на срок до полного внесения платежей. Государственная регистрация перехода прав собственности на земельный участок и договора о залоге осуществляется одновременно. 4.10. Задатки, внесенные Участниками аукционов, не признанных победителями, подлежат Аукционной комиссией возврату в порядке и сроки, установленные "Договором о внесении задатка". 4.11. В договоре купли-продажи или аренды земельного участка должны быть предусмотрены обязательства Победителя сохранности земельного участка в соответствии с земельным законодательством. 4.12. Признание отдельных договоров купли-продажи недействительными или расторжение их в порядке, установленном законодательством, не влечет за собой признание недействительности итогов торгов в целом и не является основанием для пересмотра стоимости проданных участков и заключенных по ним договоров. 4.13. Выручка от проведения аукциона образуется за счет денежных средств, поступивших от Заявителей и Участников аукционов, платы за продажу билетов на аукцион, а также от сумм невозвращенных в установленном порядке задатков. Протокол заседания Аукционной комиссии о присвоении земельным участкам номеров лотов г. -------------- "---"-------------199--г. N ------------- Аукционная комиссия в составе: Председатель комиссии ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) Секретарь комиссии ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) Члены комиссии: ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) Повестка дня: 1. Присвоение земельным участкам представленным на (открытый, закрытый) аукцион, который состоится "----"----------199--года номеров лотов. Аукционная комиссия установила: 1. На (открытый, закрытый) аукцион предложено земельных участков от --------------------------- в количестве ---- с целевым назначением ---------------------------------------------------------------------. (наименование муниципального образования) 2. Документы на представленные участки оформлены надлежащим образов и соответствуют законодательству Российской Федерации и -- ---------------------------------------------------------------------. (наименование субъекта Российской Федерации) Аукционная комиссия решила: Присвоить представленным участкам номера лотов в соответствии с приложением. Председатель Аукционной комиссии Секретарь Аукционной комиссии Приложение к протоколу заседания Аукционной комиссии от "---"--------1999-- года N --- Номера лотов земельных участков, выставленных на (открытый, закрытый) аукцион -------------------------------------------------------------------- | N | Земли муниципального | Кадастровый номер | Номер лота | | п/п | образования | участка | | |-----|------------------------|----------------------|------------| Протокол заседания Аукционной комиссии по определению начальных цен земельных участков г. -------------- "---"-------------199--г. N --------- Аукционная комиссия в составе: Председатель комиссии ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) Секретарь комиссии ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) Члены комиссии: ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) ---------------------------------------------------------------------- (фамилия И.О.) Повестка дня: 1. Определение начальных цен участков, выставляемых на (открытый, закрытый) аукцион "---"-----------------------199--г. в -------------- ---------------------------------------------------------------------. (место проведения торгов) 2. Установление шага (открытого, закрытого) аукциона. Аукционная комиссия установила: 1. В соответствии с протоколом от "---"----------199--г. N ------ на (открытый, закрытый) аукцион предложены участки ------------------- (лоты N N). 2. Нормативные цены земли определены Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству ------------------------------------------. (наименование области, города, муниципального образования) 3. Орган по строительству и архитектуре представил заключение о градостроительной ценности и необходимых затратах на развитие инженерной инфраструктуры земельных участков (лоты N N) ---------. 4. Заключение других государственных органов об условиях, влияющих на установление начальной цены земельных участков (лоты N N) ------------. Аукционная комиссия решила: В соответствии с Порядком проведения аукционов по продаже земельных участков или права аренды земельных участков, утвержденного ------------------------------- комиссия определила: (кем утвержден, дата) 1. Начальные цены и суммы задатков земельных участков установить в соответствии с приложением. 2. Шаг (открытого, закрытого) аукциона установить в размере ----------- процентов начальной цены участка. Председатель Аукционной комиссии Секретарь Аукционной комиссии Приложение к протоколу заседания Аукционной комиссии от "---"-------- 1999-- года N --- Начальные цены земельных участков, выставленных на (открытый, закрытый) аукцион ------------------------------------------------------------------------ | N | Земли | Кадастровый | Номер | Начальная | Сумма | | п/п | муниципального | номер участка | лота | цена | задатка | | | образования | | | | | |-----|-----------------|----------------|-------|-----------|---------| Информационное сообщение о проведении открытого аукциона по продаже земельных участков, расположенных на землях ---------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- (наименование субъекта Российской Федерации) или права их аренды Администрация --------------------------------------------------, (наименование субъекта Российской Федерации) администрации муниципальных образований ------------------- приглашают желающих, имеющих на это право в соответствии с законодательством Российской Федерации, принять участие в открытом аукционе (далее по тексту Аукцион) по продаже земельных участков, расположенных на землях ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- или права их аренды. На Аукцион будут выставлены следующие земельные участки: ------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Кадастровый | Месторасположение | Целевое | Площадь, | Начальная | Сумма | | п/п | номер | участка и его | назначение | (га), | цена участка, | задатка | | | | характеристика, | | какое | шаг аукциона, | участника | | | | сервитуты | | право | руб. | аукциона, | | | | | | продается | | руб. | |-----|--------------|--------------------|------------|-----------|---------------|-----------| Аукцион состоится "-----"-----------199----г. в ------- часов в помещении ------------- по адресу: ------------------------------. Пакет документов по участкам, выставляемым на Аукцион, и порядок его проведения можно приобрести в Аукционной комиссии, по адресу ----------------------------------------------------. Стоимость пакета (почтовый адрес, телефон) документов - ----- рублей. В Аукционе могут участвовать физические и юридические лица, подавшие заявку с приложением следующих документов и обеспечившие своевременное перечисление задатка в соответствии с условиями "Договора о внесении задатка": для физических лиц: - ксерокопии паспорта; - оформленный со стороны Заявителя договор о внесении задатка в 2-х экземплярах; - описи представленных документов в 2-х экземплярах. Для юридических лиц: - копии учредительных документов и свидетельства о регистрации, заверенные в установленном порядке; - доверенности на лицо, уполномоченное действовать от имени Заявителя; - решения соответствующего органа управления Заявителя, разрешающего приобретение земельного участка (если это необходимо в соответствии с учредительными документами); - оформленный со стороны Заявителя договор о внесении задатка в 2-х экземплярах; - описи представленных документов в 2-х экземплярах. Заявки на участие в Аукционе принимаются Аукционной комиссией ежедневно с ------- час. до ------ час. без перерыва на обед до "----" часов "---" ----------- 199-- года. Одно лицо имеет право подать только одну заявку на участие в Аукционе по конкретному лоту. Стоимость билета на Аукцион составляет ---- рублей. Результаты Аукциона оформляются протоколом в день его проведения, который подписывается Аукционной комиссией и Победителем Аукциона. Протокол составляется в двух экземплярах, имеющих равную силу, один из которых передается Победителю, а другой остается у Аукционной комиссии. Задатки, внесенные участниками Аукциона, не признанных победителями, подлежат возврату в соответствии с "Договором о внесении задатка". Аукцион считается несостоявшимся в следующих случаях: - в Аукционе участвовало менее двух участников по каждому лоту; - ни один из участников Аукциона после троекратного объявления начальной цены не поднял билет; - Победитель Аукциона уклонился от подписания протокола о результатах Аукциона или договора купли-продажи (права аренды). В случае несогласия с результатами Аукциона заинтересованные лица могут их оспорить в установленном законом порядке. Аукцион, проведенный с нарушением действующего законодательства, может быть признан судом недействительным по иску заинтересованного лица. Признание Аукциона недействительным влечет недействительность |