ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ (РЕДАКЦИЯ НА 05.06.2001). Распоряжение. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству. 27.08.99 23-Р

       ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
         ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ НАДЗОРА ЗА
                ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ
                       (Редакция на 05.06.2001)

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

        ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ
                            И БАНКРОТСТВУ
   
                          27 августа 1999 г.
                                N 23-р
   
                                (ЮИАИ)



   
     В целях  обеспечения  надзора  за  соблюдением  лицами,  имеющими
лицензию  арбитражных управляющих,  требований и условий осуществления
деятельности  в  качестве  арбитражных  управляющих   при   проведении
процедур   банкротства,   а   также  повышения  качества  арбитражного
управления,  в соответствии с Постановлением Правительства  Российской
Федерации от 25.12.98 N 1544 "О лицензировании деятельности физических
лиц в качестве арбитражных управляющих" (Собрание законодательства РФ,
1999, N 1, ст. 194):
     1. Утвердить Положение  о  процедуре  осуществления  сотрудниками
Федеральной  службы  России  по финансовому оздоровлению и банкротству
надзора за деятельностью арбитражных управляющих (приложение 1).
     2. Исключен.
     2. Установить,    что    действие     настоящего     распоряжения
распространяется  также  на  арбитражных  управляющих,  назначенных  в
порядке  применения  пункта  3  статьи  185  Федерального  закона   "О
несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства РФ,  1998,
N 2,  ст.  222), за исключением положений, касающихся приостановления,
аннулирования и отзыва лицензии.
     3. Принять  предложение   Российской   гильдии   профессиональных
антикризисных   управляющих   о   привлечении  ее  членов  в  качестве
независимых экспертов для проведения проверок деятельности арбитражных
управляющих.
     4. Руководителям   территориальных    органов    и    структурных
подразделений  центрального  аппарата  Федеральной  службы  России  по
финансовому  оздоровлению  и  банкротству  запрашивать  у  лицензиатов
необходимые   информацию   и   документы   при   проведении   проверок
деятельности арбитражного  управляющего  на  предмет  ее  соответствия
лицензионным требованиям и условиям.

Руководитель Службы
                                                               Г. ТАЛЬ
27 августа 1999 г.
N 23-р

Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ
25 октября 1999 г.
N 1945


                                                          Приложение 1

                                                к Распоряжению ФСФО РФ
                                               от 27 августа 1999 года
                                                                N 23-р

                              ПОЛОЖЕНИЕ
              ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
       СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ
           НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ

                          I. Общие положения

     1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением  о
лицензировании  деятельности  физических  лиц  в  качестве арбитражных
управляющих,  утвержденным  Постановлением  Правительства   Российской
Федерации от 25.12.98 N 1544, и Положением о Федеральной службе России
по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению,  утвержденным
Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от 01.06.98 N 537
(Собрание законодательства РФ, 1998, N 23, ст. 2546).
     2. Настоящее   Положение   определяет   процедуру   осуществления
сотрудниками Федеральной службы России по финансовому  оздоровлению  и
банкротству надзора за деятельностью физических лиц,  имеющих лицензию
на  осуществление  деятельности  в  качестве  арбитражных  управляющих
(далее    -   арбитражные   управляющие),   порядок   приостановления,
аннулирования и отзыва лицензий арбитражных управляющих.
     3. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется
в целях обеспечения соблюдения арбитражными управляющими требований  и
условий  лицензируемого  вида  деятельности  при  проведении  процедур
банкротства, а также повышения качества арбитражного управления.

                      II. Осуществление надзора

     4. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется
сотрудниками  Федеральной  службы России по финансовому оздоровлению и
банкротству,  ее  территориальными  органами  (далее  -  лицензирующий
орган) в порядке, установленном настоящим Положением.
     5. Федеральная  служба  России  по  финансовому  оздоровлению   и
банкротству:
     - разрабатывает  и   утверждает   требования,   предъявляемые   к
физическим  лицам,  осуществляющим деятельность в качестве арбитражных
управляющих;
     - разрабатывает    и    утверждает   методические   указания   по
осуществлению территориальными органами надзорных функций;
     - разрабатывает  и утверждает методические рекомендации,  типовые
формы отчетов и  информационных  документов  арбитражных  управляющих,
применяющихся для целей надзора;
     в соответствии с подведомственностью,  предусмотренной пунктом 13
настоящего Положения:
     - проводит   проверки   деятельности   арбитражных   управляющих,
рассматривает предоставленные материалы проверок;
     - составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием
конкретных нарушений;
     - принимает  решения,  предусмотренные  пунктом   16   настоящего
Положения.
     6. Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому
оздоровлению и банкротству в порядке, установленном Службой:
     - проводит  проверки  материалов,   представленных   соискателями
лицензий арбитражных управляющих;
     - проводит экспертизы,  отнесенные к  компетенции  лицензирующего
органа, в том числе с привлечением независимых экспертов;
     - контролирует регистрацию лицензиатов в арбитражном суде;
     - проводит   проверки  деятельности  арбитражных  управляющих  на
предмет  соответствия  осуществляемой  им  деятельности   лицензионным
требованиям и условиям;
     - запрашивает у арбитражного управляющего необходимые  объяснения
и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок;
     - обращается в арбитражный  суд  с  заявлением  об  аннулировании
лицензии,   в   соответствии  с  подведомственностью,  предусмотренной
пунктом 13 настоящего Положения;
     - передает  материалы  проверок  в  Федеральную  службу России по
финансовому оздоровлению и банкротству для принятия решений;
     - составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием
конкретных нарушений,  готовит предложения о вынесении  предупреждения
арбитражному  управляющему,  приостановлении  и возобновлении действия
лицензии, отзыве и аннулировании лицензии;
     - принимает   решения,   предусмотренные  пунктом  16  настоящего
Положения.
     7. Лицензирующий  орган в пределах своей компетенции осуществляет
и иные полномочия по надзору за соблюдением арбитражными  управляющими
требований  и  условий лицензируемого вида деятельности при проведении
процедур банкротства.

                          III. Формы надзора

     8. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется
в режимах:
     - текущего контроля; - выборочных
проверок. 9.    Текущий   контроль   за   деятельностью   арбитражного
     управляющего
предусматривает систематический   анализ  информации,  содержащейся  в
формах  текущей  отчетности   арбитражного   управляющего,   регулярно
предоставляемой   им   в   лицензирующий   орган.   Текущий   контроль
осуществляется  в  отношении  всех  дел  о  банкротстве   организаций,
находящихся в производстве арбитражных судов.
     10. Выборочная проверка предусматривает  проведение  углубленного
контроля  деятельности  арбитражного управляющего в деле о банкротстве
конкретной организации.
     Выборочная проверка может осуществляться:
     - на основании поступивших жалоб и обращений лиц,  участвующих  в
деле о банкротстве конкретной организации;
     - в  связи  с  обращениями  федеральных  органов   исполнительной
власти, курирующих деятельность организаций в соответствующей сфере, а
также  органов  государственной   власти   соответствующего   субъекта
Российской Федерации;
     - по   представлению    Российской    гильдии    профессиональных
антикризисных управляющих;
     - по инициативе лицензирующего органа.
     11. Жалоба  (обращение,  представление)  на действия арбитражного
управляющего,  подаваемая   в   лицензирующий   орган,   должна   быть
мотивированной,   содержать   описание   известных   заявителю  фактов
несоблюдения   арбитражным   управляющим    требований    и    условий
осуществления  лицензируемого  вида  деятельности  или  допущенных  им
нарушений законодательства Российской  Федерации,  а  также  точные  и
полные данные о заявителе.  К жалобе прилагаются заверенные копии всех
имеющихся  у  заявителя  документов,  подтверждающих   обстоятельства,
изложенные в жалобе.  К жалобе,  поданной представителем,  прилагается
также доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего ее лица.
     Поданная жалоба    на    действия    арбитражного    управляющего
рассматривается в соответствии с подведомственностью,  предусмотренной
пунктом 13 настоящего Положения.
     12. Лицензирующий  орган  принимает  к  надзорному   производству
жалобу,  поданную с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 11
настоящего   Положения,   и   назначает   выборочную    проверку    по
обстоятельствам, изложенным в жалобе.
     В решении о проведении выборочной  проверки  определяется  состав
рабочей  группы  или  орган,  которому поручается проведение проверки,
сроки ее проведения,  указываются фамилия,  имя,  отчество лицензиата,
категория,  регистрационный  номер и дата выдачи лицензии арбитражного
управляющего, а также наименование и юридический адрес соответствующей
организации   -  должника.  Перечень  вопросов,  являющихся  предметом
выборочной проверки,  определяется  лицензирующим  органом,  принявшим
решение о ее проведении.

        IV. Порядок рассмотрения дел по выявленным нарушениям

     13. Дела   по   фактам   несоблюдения  арбитражными  управляющими
требований и условий осуществления лицензируемого  вида  деятельности,
выявленным в ходе проверок, рассматриваются:
     - в отношении лиц,  имеющих  лицензию  арбитражного  управляющего
первой категории - территориальными органами Федеральной службы России
по финансовому оздоровлению и банкротству;
     - в  отношении  лиц,  имеющих  лицензию арбитражного управляющего
второй  категории  -  Федеральной  службой   России   по   финансовому
оздоровлению  и  банкротству,  если  решениями  руководителя Службы не
установлено иное;
     - в  отношении  лиц,  имеющих  лицензию арбитражного управляющего
третьей категории - Высшей экспертной комиссией при Федеральной службе
России по финансовому оздоровлению и банкротству.
     Для рассмотрения  дел   по   фактам   несоблюдения   арбитражными
управляющими  требований  и  условий осуществления лицензируемого вида
деятельности,  выявленным  в  ходе  проверок,  приказами  руководителя
Федеральной  службы  России  по финансовому оздоровлению и банкротству
образуются специальные комиссии.
     14. В   30-дневный   срок   со   дня  поступления  материалов  по
результатам проведенной проверки  соответствующая  комиссия  на  своем
заседании должна рассмотреть дело по выявленным нарушениям и принять в
отношении арбитражного управляющего соответствующее решение.
     15. К  участию  в  заседании  комиссии  приглашается  арбитражный
управляющий,  в отношении  которого  рассматривается  дело,  заявитель
жалобы,  представитель группы (органа), осуществлявшего проверку, иные
заинтересованные  лица.  Отсутствие  кого-либо  из  указанных  лиц  на
заседании  комиссии  не препятствует рассмотрению дела по существу при
условии их надлежащего уведомления о дате,  времени и месте проведения
заседания комиссии.
     16. По результатам рассмотрения дела на заседании комиссии  могут
быть приняты следующие решения:
     - об отсутствии выявленных  нарушений  в  действиях  арбитражного
управляющего;
     - решение,  обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения
в установленные этим решением сроки;
     - о вынесении предупреждения лицензиату;
     - о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего;
     - о  возобновлении  действия  ранее   приостановленной   лицензии
арбитражного управляющего;
     - о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего и
подаче заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии;
     - об отзыве лицензии арбитражного управляющего.
     17. Решения  комиссии принимаются простым большинством голосов от
общего числа членов комиссии.  Передача членом комиссии  своего  права
голоса иному лицу не допускается.
     Член комиссии,  не согласный с принятым решением,  имеет право  в
письменном  виде  изложить  свое  особое  мнение  и  приобщить  его  к
протоколу заседания комиссии.
     18. Решение   комиссии   по   рассмотренному   делу,   содержащее
соответствующее обоснование,  оформляется в виде протокола (выписки из
протокола)   заседания   комиссии,   подписываемого   председателем  и
секретарем комиссии,  утверждается  руководителем  Федеральной  службы
России    по   финансовому   оздоровлению   и   банкротству   или   ее
территориального органа и заверяется соответствующей печатью.
     Протокол (выписка    из    протокола)   заседания   комиссии   по
рассмотренному   делу   должен   быть   оформлен   в   день   принятия
соответствующего решения.
     19. Протокол   заседания   комиссии   является   основанием   для
осуществления   лицензирующим   органом   всех  последующих  действий,
вытекающих из принятого решения.
     20. Решение  соответствующей  комиссии  может  быть  обжаловано в
вышестоящую комиссию.
     Решение Высшей  экспертной комиссии при Федеральной службе России
по финансовому оздоровлению и  банкротству  может  быть  обжаловано  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
     21. Результаты   рассмотрения   дел   по   фактам    несоблюдения
арбитражными   управляющими   требований   и   условий   осуществления
лицензируемого  вида  деятельности,  выявленным   в   ходе   проверок,
публикуются   в  официальном  издании  Федеральной  службы  России  по
финансовому оздоровлению и банкротству.

            V. Решение об устранении выявленных нарушений

     22. Решение,   обязывающее   лицензиата   устранить    выявленные
нарушения  в установленные этим решением сроки,  может быть вынесено в
случаях:
     - несоблюдения   арбитражным  управляющим  требований  и  условий
осуществления лицензируемого  вида  деятельности,  если  установленные
нарушения могут быть устранены;
     - предоставления лицензирующему органу неточных, неполных и (или)
недостоверных   данных   и  информации,  либо  фактов  непредставления
лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки.
     23. На  основании  принятого  решения  об  устранении  выявленных
нарушений в адрес лицензиата выносится предписание,  содержащее точное
определение выявленных нарушений, установленные сроки их устранения, а
также  уведомление  о  последствиях  неисполнения   данного   решения.
Предписание  доводится  до  лицензиата лично под роспись либо почтовым
отправлением с уведомлением о вручении.
     24. Арбитражный  управляющий  обязан  устранить  выявленные в его
действиях нарушения в срок, установленный соответствующим решением.
     Отчет и   документальные   доказательства  устранения  выявленных
нарушений  должны  быть   представлены   арбитражным   управляющим   в
лицензирующий  орган,  принявший  соответствующее решение,  не позднее
одной недели с момента истечения установленного срока исполнения этого
решения.

               VI. Вынесение предупреждения лицензиату

     25. Арбитражному  управляющему может быть вынесено предупреждение
в случаях:
     - несоблюдения   арбитражным  управляющим  требований  и  условий
осуществления  лицензируемого  вида  деятельности,  если   возможность
устранения  установленных нарушений утрачена и (или) они могут повлечь
за  собой  ущемление  прав  и  законных  интересов  должника  или  его
кредиторов, а также государственных интересов;
     - недобросовестных,  ненадлежащих  или   заведомо   неэффективных
действий  арбитражного  управляющего,  если они могут повлечь за собой
ущемление прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также
государственных интересов;
     - представления лицензирующему органу неточных,  неполных и (или)
недостоверных данных и информации, либо непредставления лицензирующему
органу информации и документов в установленные сроки.
     26. Одновременно  с предупреждением в адрес лицензиата может быть
вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, оформляемое в
порядке,  предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения.  Вынесенное
предупреждение доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым
отправлением с уведомлением о вручении.
     27. В случае,  если одновременно с  предупреждением  арбитражному
управляющему   было  вынесено  предписание  об  устранении  выявленных
нарушений,  оно  должно  быть  исполнено  в  порядке,  предусмотренном
пунктом 24 настоящего Положения.

         VII. Приостановление действия лицензии арбитражного
                 управляющего; возобновление действия
                   ранее приостановленной лицензии

     28. Решение  о  приостановлении  действия  лицензии  арбитражного
управляющего может быть принято в случаях:
     - неоднократного  или  грубого  нарушения арбитражным управляющим
требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
     - систематических     недобросовестных,     некомпетентных    или
неэффективных  действий  арбитражного   управляющего,   приводящих   к
ущемлению прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также
государственных интересов;
     - невыполнения  лицензиатом  решений и предписаний лицензирующего
органа;
     - обнаружения  недостоверных данных в документах,  представленных
для получения лицензии;
     - прекращения    действия    свидетельства    о   государственной
регистрации    физического    лица    в    качестве    индивидуального
предпринимателя    или   приостановления   государственными   органами
деятельности  этого  физического  лица  в   качестве   индивидуального
предпринимателя;
     - передачи лицензии другому лицу;
     - необоснованного  неоднократного отказа лицензиата от назначения
его арбитражным управляющим;
     - невыполнения  лицензиатом предписаний и решений государственных
органов,  вынесенных в его адрес в соответствии  с  компетенцией  этих
органов, установленной законодательством Российской Федерации.
     29. В решении о приостановлении действия лицензии устанавливается
срок,  в  течение  которого лицензиат обязан устранить обстоятельства,
повлекшие за собой приостановление действия лицензии.  Указанный  срок
не может превышать шести месяцев.
     30. При вынесении решения  о  приостановлении  действия  лицензии
арбитражного  управляющего  лицензирующий орган рассматривает вопрос о
наличии оснований для аннулирования или отзыва лицензии и принимает по
нему соответствующее решение.
     31. Решение о приостановлении действия лицензии в 3-дневный  срок
доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с
уведомлением о вручении,  а также направляется в установленном порядке
в  арбитражные суды,  в которых зарегистрирован лицензиат,  и суды,  в
соответствии с решениями которых он исполнял обязанности  арбитражного
управляющего  на  момент  вынесения решения о приостановлении действия
его лицензии.
     32. В  случае  устранения лицензиатом обстоятельств,  послуживших
основанием для приостановления действия лицензии,  принимается решение
о возобновлении ее действия.
     Вопрос о    возобновлении    действия    лицензии    арбитражного
управляющего рассматривается на основании заявления,  поданного лицом,
действие лицензии которого  было  ранее  приостановлено.  К  заявлению
прилагается отчет о мерах,  предпринятых заявителем в целях устранения
обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия его
лицензии,  а  также  документальные  подтверждения изложенных в отчете
фактов.
     В порядке   подготовки   к   рассмотрению   вопроса  по  существу
лицензирующий орган проводит проверку фактов, содержащихся в заявлении
и отчете.
     33. Право арбитражного управляющего,  действие лицензии  которого
было   ранее  приостановлено,  на  осуществление  лицензируемого  вида
деятельности восстанавливается со дня принятия решения о возобновлении
действия его лицензии.

                 VIII. Аннулирование и отзыв лицензии

     34. Решение  о  приостановлении  действия  лицензии  арбитражного
управляющего  и  подаче  заявления   об   аннулировании   лицензии   в
арбитражный суд может быть принято в случаях:
     - обнаружения недостоверных или искаженных данных  в  документах,
представленных для получения лицензии;
     - неоднократного или грубого нарушения лицензиатом  требований  и
условий осуществления лицензируемого вида деятельности;
     - незаконности решения о выдаче лицензии;
     - если в течение срока,  установленного лицензирующим органом для
устранения обстоятельств,  повлекших за собой приостановление действия
лицензии арбитражного управляющего,  лицензиат не представил заявления
о возобновлении действия его лицензии в связи с устранением  указанных
обстоятельств.
     35. Решение об аннулировании лицензии  арбитражного  управляющего
принимается   лицензионным   органом  самостоятельно  в  случае,  если
лицензиат в течение трех месяцев со дня выдачи ему лицензии не уплатил
лицензионный сбор.
     36. Решение об отзыве лицензии  арбитражного  управляющего  может
быть  вынесено  в  случае  неисполнения  или  ненадлежащего исполнения
обязанностей,  возложенных на арбитражного управляющего в соответствии
с   законодательством   Российской   Федерации   о   несостоятельности
(банкротстве),  которое  повлекло  убытки   для   должника   или   его
кредиторов.
     37. Решение  об  аннулировании  и  отзыве  лицензии  арбитражного
управляющего  в  3-дневный  срок  доводится  до  лицензиата  лично под
роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении,  а также
направляется  в  установленном  порядке в арбитражные суды,  в которых
зарегистрирован лицензиат,  и суды, в соответствии с решениями которых
он  исполнял обязанности арбитражного управляющего на момент вынесения
решения об аннулировании (отзыве) его лицензии.

           IX. Последствия принятия решений по результатам
               рассмотрения дел о выявленных нарушениях
                 в действиях арбитражных управляющих

     38. Приостановление действия лицензии,  аннулирование  или  отзыв
лицензии влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида
деятельности.  В этом случае лицензия подлежит возврату лицензирующему
органу в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения.