ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ (Редакция на 05.06.2001) РАСПОРЯЖЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ 27 августа 1999 г. N 23-р (ЮИАИ) В целях обеспечения надзора за соблюдением лицами, имеющими лицензию арбитражных управляющих, требований и условий осуществления деятельности в качестве арбитражных управляющих при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1544 "О лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих" (Собрание законодательства РФ, 1999, N 1, ст. 194): 1. Утвердить Положение о процедуре осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью арбитражных управляющих (приложение 1). 2. Исключен. 2. Установить, что действие настоящего распоряжения распространяется также на арбитражных управляющих, назначенных в порядке применения пункта 3 статьи 185 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" (Собрание законодательства РФ, 1998, N 2, ст. 222), за исключением положений, касающихся приостановления, аннулирования и отзыва лицензии. 3. Принять предложение Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих о привлечении ее членов в качестве независимых экспертов для проведения проверок деятельности арбитражных управляющих. 4. Руководителям территориальных органов и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству запрашивать у лицензиатов необходимые информацию и документы при проведении проверок деятельности арбитражного управляющего на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям. Руководитель Службы Г. ТАЛЬ 27 августа 1999 г. N 23-р Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 25 октября 1999 г. N 1945 Приложение 1 к Распоряжению ФСФО РФ от 27 августа 1999 года N 23-р ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ ПО ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ И БАНКРОТСТВУ НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ I. Общие положения 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Положением о лицензировании деятельности физических лиц в качестве арбитражных управляющих, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.98 N 1544, и Положением о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.98 N 537 (Собрание законодательства РФ, 1998, N 23, ст. 2546). 2. Настоящее Положение определяет процедуру осуществления сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству надзора за деятельностью физических лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в качестве арбитражных управляющих (далее - арбитражные управляющие), порядок приостановления, аннулирования и отзыва лицензий арбитражных управляющих. 3. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в целях обеспечения соблюдения арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства, а также повышения качества арбитражного управления. II. Осуществление надзора 4. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется сотрудниками Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству, ее территориальными органами (далее - лицензирующий орган) в порядке, установленном настоящим Положением. 5. Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству: - разрабатывает и утверждает требования, предъявляемые к физическим лицам, осуществляющим деятельность в качестве арбитражных управляющих; - разрабатывает и утверждает методические указания по осуществлению территориальными органами надзорных функций; - разрабатывает и утверждает методические рекомендации, типовые формы отчетов и информационных документов арбитражных управляющих, применяющихся для целей надзора; в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения: - проводит проверки деятельности арбитражных управляющих, рассматривает предоставленные материалы проверок; - составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений; - принимает решения, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения. 6. Территориальный орган Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в порядке, установленном Службой: - проводит проверки материалов, представленных соискателями лицензий арбитражных управляющих; - проводит экспертизы, отнесенные к компетенции лицензирующего органа, в том числе с привлечением независимых экспертов; - контролирует регистрацию лицензиатов в арбитражном суде; - проводит проверки деятельности арбитражных управляющих на предмет соответствия осуществляемой им деятельности лицензионным требованиям и условиям; - запрашивает у арбитражного управляющего необходимые объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении проверок; - обращается в арбитражный суд с заявлением об аннулировании лицензии, в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения; - передает материалы проверок в Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству для принятия решений; - составляет по результатам проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений, готовит предложения о вынесении предупреждения арбитражному управляющему, приостановлении и возобновлении действия лицензии, отзыве и аннулировании лицензии; - принимает решения, предусмотренные пунктом 16 настоящего Положения. 7. Лицензирующий орган в пределах своей компетенции осуществляет и иные полномочия по надзору за соблюдением арбитражными управляющими требований и условий лицензируемого вида деятельности при проведении процедур банкротства. III. Формы надзора 8. Надзор за деятельностью арбитражных управляющих осуществляется в режимах: - текущего контроля; - выборочных проверок. 9. Текущий контроль за деятельностью арбитражного управляющего предусматривает систематический анализ информации, содержащейся в формах текущей отчетности арбитражного управляющего, регулярно предоставляемой им в лицензирующий орган. Текущий контроль осуществляется в отношении всех дел о банкротстве организаций, находящихся в производстве арбитражных судов. 10. Выборочная проверка предусматривает проведение углубленного контроля деятельности арбитражного управляющего в деле о банкротстве конкретной организации. Выборочная проверка может осуществляться: - на основании поступивших жалоб и обращений лиц, участвующих в деле о банкротстве конкретной организации; - в связи с обращениями федеральных органов исполнительной власти, курирующих деятельность организаций в соответствующей сфере, а также органов государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации; - по представлению Российской гильдии профессиональных антикризисных управляющих; - по инициативе лицензирующего органа. 11. Жалоба (обращение, представление) на действия арбитражного управляющего, подаваемая в лицензирующий орган, должна быть мотивированной, содержать описание известных заявителю фактов несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности или допущенных им нарушений законодательства Российской Федерации, а также точные и полные данные о заявителе. К жалобе прилагаются заверенные копии всех имеющихся у заявителя документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в жалобе. К жалобе, поданной представителем, прилагается также доверенность, подтверждающая полномочия подписавшего ее лица. Поданная жалоба на действия арбитражного управляющего рассматривается в соответствии с подведомственностью, предусмотренной пунктом 13 настоящего Положения. 12. Лицензирующий орган принимает к надзорному производству жалобу, поданную с соблюдением требований, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, и назначает выборочную проверку по обстоятельствам, изложенным в жалобе. В решении о проведении выборочной проверки определяется состав рабочей группы или орган, которому поручается проведение проверки, сроки ее проведения, указываются фамилия, имя, отчество лицензиата, категория, регистрационный номер и дата выдачи лицензии арбитражного управляющего, а также наименование и юридический адрес соответствующей организации - должника. Перечень вопросов, являющихся предметом выборочной проверки, определяется лицензирующим органом, принявшим решение о ее проведении. IV. Порядок рассмотрения дел по выявленным нарушениям 13. Дела по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленным в ходе проверок, рассматриваются: - в отношении лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего первой категории - территориальными органами Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству; - в отношении лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего второй категории - Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству, если решениями руководителя Службы не установлено иное; - в отношении лиц, имеющих лицензию арбитражного управляющего третьей категории - Высшей экспертной комиссией при Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству. Для рассмотрения дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленным в ходе проверок, приказами руководителя Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству образуются специальные комиссии. 14. В 30-дневный срок со дня поступления материалов по результатам проведенной проверки соответствующая комиссия на своем заседании должна рассмотреть дело по выявленным нарушениям и принять в отношении арбитражного управляющего соответствующее решение. 15. К участию в заседании комиссии приглашается арбитражный управляющий, в отношении которого рассматривается дело, заявитель жалобы, представитель группы (органа), осуществлявшего проверку, иные заинтересованные лица. Отсутствие кого-либо из указанных лиц на заседании комиссии не препятствует рассмотрению дела по существу при условии их надлежащего уведомления о дате, времени и месте проведения заседания комиссии. 16. По результатам рассмотрения дела на заседании комиссии могут быть приняты следующие решения: - об отсутствии выявленных нарушений в действиях арбитражного управляющего; - решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в установленные этим решением сроки; - о вынесении предупреждения лицензиату; - о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего; - о возобновлении действия ранее приостановленной лицензии арбитражного управляющего; - о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего и подаче заявления в арбитражный суд об аннулировании лицензии; - об отзыве лицензии арбитражного управляющего. 17. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов от общего числа членов комиссии. Передача членом комиссии своего права голоса иному лицу не допускается. Член комиссии, не согласный с принятым решением, имеет право в письменном виде изложить свое особое мнение и приобщить его к протоколу заседания комиссии. 18. Решение комиссии по рассмотренному делу, содержащее соответствующее обоснование, оформляется в виде протокола (выписки из протокола) заседания комиссии, подписываемого председателем и секретарем комиссии, утверждается руководителем Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству или ее территориального органа и заверяется соответствующей печатью. Протокол (выписка из протокола) заседания комиссии по рассмотренному делу должен быть оформлен в день принятия соответствующего решения. 19. Протокол заседания комиссии является основанием для осуществления лицензирующим органом всех последующих действий, вытекающих из принятого решения. 20. Решение соответствующей комиссии может быть обжаловано в вышестоящую комиссию. Решение Высшей экспертной комиссии при Федеральной службе России по финансовому оздоровлению и банкротству может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 21. Результаты рассмотрения дел по фактам несоблюдения арбитражными управляющими требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, выявленным в ходе проверок, публикуются в официальном издании Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству. V. Решение об устранении выявленных нарушений 22. Решение, обязывающее лицензиата устранить выявленные нарушения в установленные этим решением сроки, может быть вынесено в случаях: - несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если установленные нарушения могут быть устранены; - предоставления лицензирующему органу неточных, неполных и (или) недостоверных данных и информации, либо фактов непредставления лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки. 23. На основании принятого решения об устранении выявленных нарушений в адрес лицензиата выносится предписание, содержащее точное определение выявленных нарушений, установленные сроки их устранения, а также уведомление о последствиях неисполнения данного решения. Предписание доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 24. Арбитражный управляющий обязан устранить выявленные в его действиях нарушения в срок, установленный соответствующим решением. Отчет и документальные доказательства устранения выявленных нарушений должны быть представлены арбитражным управляющим в лицензирующий орган, принявший соответствующее решение, не позднее одной недели с момента истечения установленного срока исполнения этого решения. VI. Вынесение предупреждения лицензиату 25. Арбитражному управляющему может быть вынесено предупреждение в случаях: - несоблюдения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности, если возможность устранения установленных нарушений утрачена и (или) они могут повлечь за собой ущемление прав и законных интересов должника или его кредиторов, а также государственных интересов; - недобросовестных, ненадлежащих или заведомо неэффективных действий арбитражного управляющего, если они могут повлечь за собой ущемление прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов; - представления лицензирующему органу неточных, неполных и (или) недостоверных данных и информации, либо непредставления лицензирующему органу информации и документов в установленные сроки. 26. Одновременно с предупреждением в адрес лицензиата может быть вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, оформляемое в порядке, предусмотренном пунктом 23 настоящего Положения. Вынесенное предупреждение доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении. 27. В случае, если одновременно с предупреждением арбитражному управляющему было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений, оно должно быть исполнено в порядке, предусмотренном пунктом 24 настоящего Положения. VII. Приостановление действия лицензии арбитражного управляющего; возобновление действия ранее приостановленной лицензии 28. Решение о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего может быть принято в случаях: - неоднократного или грубого нарушения арбитражным управляющим требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности; - систематических недобросовестных, некомпетентных или неэффективных действий арбитражного управляющего, приводящих к ущемлению прав и законных интересов должника и его кредиторов, а также государственных интересов; - невыполнения лицензиатом решений и предписаний лицензирующего органа; - обнаружения недостоверных данных в документах, представленных для получения лицензии; - прекращения действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или приостановления государственными органами деятельности этого физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; - передачи лицензии другому лицу; - необоснованного неоднократного отказа лицензиата от назначения его арбитражным управляющим; - невыполнения лицензиатом предписаний и решений государственных органов, вынесенных в его адрес в соответствии с компетенцией этих органов, установленной законодательством Российской Федерации. 29. В решении о приостановлении действия лицензии устанавливается срок, в течение которого лицензиат обязан устранить обстоятельства, повлекшие за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шести месяцев. 30. При вынесении решения о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего лицензирующий орган рассматривает вопрос о наличии оснований для аннулирования или отзыва лицензии и принимает по нему соответствующее решение. 31. Решение о приостановлении действия лицензии в 3-дневный срок доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется в установленном порядке в арбитражные суды, в которых зарегистрирован лицензиат, и суды, в соответствии с решениями которых он исполнял обязанности арбитражного управляющего на момент вынесения решения о приостановлении действия его лицензии. 32. В случае устранения лицензиатом обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия лицензии, принимается решение о возобновлении ее действия. Вопрос о возобновлении действия лицензии арбитражного управляющего рассматривается на основании заявления, поданного лицом, действие лицензии которого было ранее приостановлено. К заявлению прилагается отчет о мерах, предпринятых заявителем в целях устранения обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия его лицензии, а также документальные подтверждения изложенных в отчете фактов. В порядке подготовки к рассмотрению вопроса по существу лицензирующий орган проводит проверку фактов, содержащихся в заявлении и отчете. 33. Право арбитражного управляющего, действие лицензии которого было ранее приостановлено, на осуществление лицензируемого вида деятельности восстанавливается со дня принятия решения о возобновлении действия его лицензии. VIII. Аннулирование и отзыв лицензии 34. Решение о приостановлении действия лицензии арбитражного управляющего и подаче заявления об аннулировании лицензии в арбитражный суд может быть принято в случаях: - обнаружения недостоверных или искаженных данных в документах, представленных для получения лицензии; - неоднократного или грубого нарушения лицензиатом требований и условий осуществления лицензируемого вида деятельности; - незаконности решения о выдаче лицензии; - если в течение срока, установленного лицензирующим органом для устранения обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии арбитражного управляющего, лицензиат не представил заявления о возобновлении действия его лицензии в связи с устранением указанных обстоятельств. 35. Решение об аннулировании лицензии арбитражного управляющего принимается лицензионным органом самостоятельно в случае, если лицензиат в течение трех месяцев со дня выдачи ему лицензии не уплатил лицензионный сбор. 36. Решение об отзыве лицензии арбитражного управляющего может быть вынесено в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве), которое повлекло убытки для должника или его кредиторов. 37. Решение об аннулировании и отзыве лицензии арбитражного управляющего в 3-дневный срок доводится до лицензиата лично под роспись либо почтовым отправлением с уведомлением о вручении, а также направляется в установленном порядке в арбитражные суды, в которых зарегистрирован лицензиат, и суды, в соответствии с решениями которых он исполнял обязанности арбитражного управляющего на момент вынесения решения об аннулировании (отзыве) его лицензии. IX. Последствия принятия решений по результатам рассмотрения дел о выявленных нарушениях в действиях арбитражных управляющих 38. Приостановление действия лицензии, аннулирование или отзыв лицензии влечет прекращение права на осуществление лицензируемого вида деятельности. В этом случае лицензия подлежит возврату лицензирующему органу в десятидневный срок со дня принятия соответствующего решения. |