О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ВЫДАЧЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА И ВТОРОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К НЕЙ. Закон (Федеральный). Федеральное Собрание РФ. 25.10.99 190-ФЗ


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                          ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

            О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ВЫДАЧЕ,
                     ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА И
               ВТОРОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К НЕЙ



     Принят Государственной Думой       1  октября 1999 года
     Одобрен Советом Федерации          13 октября 1999 года


     Статья 1.  Ратифицировать  Европейскую  конвенцию  о выдаче от 13
декабря 1957 года,  подписанную от имени Российской Федерации в городе
Страсбурге  7  ноября  1996  года  (далее - Конвенция),  со следующими
оговорками:
     1) "Российская  Федерация  в  соответствии со статьей 1 Конвенции
оставляет за собой право отказать в выдаче:
     а) если   выдача   лица   запрашивается  в  целях  привлечения  к
ответственности  в  чрезвычайном  суде  или  в   порядке   упрощенного
судопроизводства   либо  в  целях  исполнения  приговора,  вынесенного
чрезвычайным судом или в порядке упрощенного  судопроизводства,  когда
имеются  основания полагать,  что в ходе такого судопроизводства этому
лицу  не  будут  или  не   были   обеспечены   минимальные   гарантии,
предусмотренные  в  статье  14  Международного  пакта  о гражданских и
политических правах и в статьях 2,  3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции  о
защите   прав   человека   и  основных  свобод.  При  этом  в  понятия
"чрезвычайный  суд"  и  "порядок  упрощенного   судопроизводства"   не
включается   какой-либо  международный  уголовный  суд,  полномочия  и
компетенция которого признаны Российской Федерацией;
     б) если   имеются  серьезные  основания  полагать,  что  лицо,  в
отношении  которого  поступил  запрос  о  выдаче,   было   или   будет
подвергнуто  в  запрашивающем  государстве пыткам или другим жестоким,
бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или  наказания
либо что этому лицу в процессе уголовного преследования не были или не
будут обеспечены минимальные гарантии,  предусмотренные  в  статье  14
Международного  пакта  о гражданских и политических правах и в статьях
2,  3 и 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и  основных
свобод;
     в) исходя из  соображений  гуманности,  когда  имеются  основания
полагать,  что выдача лица может повлечь для него серьезные осложнения
по причине его преклонного возраста или состояния здоровья.";
     2) "Российская Федерация в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 2
Конвенции оставляет за собой право не  выдавать  лиц,  выдача  которых
может  нанести  ущерб  ее  суверенитету,  безопасности,  общественному
порядку или другим существенно важным интересам. Преступления, в связи
с   которыми   выдача   не  может  быть  произведена,  устанавливаются
федеральным законом.";
     3) "Российская  Федерация  не  несет  ответственности  по искам о
возмещении  материального  и  (или)  морального   ущерба,   вызванного
применением   в   Российской   Федерации   временного  ареста  лица  в
соответствии со статьей 16 Конвенции.";
     4) "Российская  Федерация  в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи
18  Конвенции  не  несет  ответственности  по   искам   о   возмещении
материального  и  (или)  морального ущерба,  связанным с отсрочкой или
отменой передачи лиц, в отношении которых принято решение о выдаче.";
     5) "Российская Федерация заявляет,  что в соответствии со статьей
23  Конвенции  при  направлении  в  Российскую  Федерацию  документов,
относящихся  к  выдаче,  требуется  их  заверенный  перевод на русский
язык.",
     а также  со  следующими  заявлениями:  1)  "Российская  Федерация
     исходит из того понимания, что
положения статьи  3 Конвенции должны применяться таким образом,  чтобы
обеспечить неотвратимость ответственности за совершение  преступлений,
подпадающих под действие Конвенции.";
     2) "Российская  Федерация  исходит   из   того   понимания,   что
законодательство    Российской    Федерации    не   содержит   понятия
"политические преступления".  Во всех случаях при  решении  вопроса  о
выдаче   Российская   Федерация  не  будет  рассматривать  в  качестве
"политических   преступлений"   или   "преступлений,    связанных    с
политическими  преступлениями"  наряду с преступлениями,  указанными в
статье 1 Дополнительного протокола 1975 года к Европейской конвенции о
выдаче 1957 года, в частности, следующие деяния:
     а) преступления против человечества, предусмотренные в статьях II
и  III  Конвенции  о  пресечении преступления апартеида и наказании за
него (1973 года) и в статьях 1 и 4 Конвенции  против  пыток  и  других
жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих достоинство видов обращения и
наказания (1984 года);
     б) преступления,  предусмотренные  в  статье  85  Дополнительного
протокола  I  к  Женевским  конвенциям  от  12  августа   1949   года,
касающегося  защиты  жертв  международных вооруженных конфликтов (1977
года),  и в статьях 1 и 4 Дополнительного  протокола  II  к  Женевским
конвенциям   от   12  августа  1949  года,  касающегося  защиты  жертв
вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 года);
     в) правонарушения,   предусмотренные   в  Конвенции  о  борьбе  с
незаконным захватом воздушных судов (1970 года),  Конвенции о борьбе с
незаконными  актами,  направленными  против  безопасности  гражданской
авиации (1971 года), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия
в  аэропортах,  обслуживающих  международную гражданскую авиацию (1988
года), дополняющем вышеупомянутую Конвенцию 1971 года;
     г) преступления,  предусмотренные  в Конвенции о предотвращении и
наказании преступлений против лиц, пользующихся международной зашитой,
в том числе дипломатических агентов (1973 года);
     д) преступления,  предусмотренные  в  Международной  конвенции  о
борьбе с захватом заложников (1979 года);
     е) правонарушения,  предусмотренные  в  Конвенции  о   физической
защите ядерного материала (1980 года);
     ж) правонарушения,  предусмотренные   в   Конвенции   Организации
Объединенных  Наций  о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ (1988 года);
     з) иные сравнимые преступления,  предусмотренные в многосторонних
международных  договорах,  участником  которых   является   Российская
Федерация.";
     3) "Российская Федерация по  подпункту  "а"  пункта  1  статьи  6
Конвенции  заявляет,  что  согласно  статье  61  (часть 1) Конституции
Российской Федерации гражданин  Российской  Федерации  не  может  быть
выдан другому государству.";
     4) "Российская Федерация заявляет,  что в соответствии со статьей
21  Конвенции  транзитная перевозка по территории Российской Федерации
выданного лица разрешается при соблюдении условий,  установленных  для
выдачи.";
     5) "Российская   Федерация   разделяет   мнение,   выраженное   в
заявлениях Правительства Федеративной Республики Германия от 4 февраля
1991 года,  Правительства Австрийской Республики от 4 июня 1991 года и
Правительства  Швейцарской  Конфедерации  от  21  августа  1991  года,
относительно оговорки,  сделанной Португалией 12 февраля 1990  года  к
статье  1  Конвенции.  Оговорка,  сделанная  Португалией  к  статье  1
Конвенции,  совместима с объектом и целью Конвенции только  в  случае,
если отказ в выдаче лиц,  которые совершили правонарушения, наказуемые
пожизненным  заключением,  или  для  которых  судом  в  качестве  меры
пресечения  было избрано содержание под стражей,  не носит абсолютного
характера.  Это позволит трактовать указанную оговорку таким  образом,
что   выдача  не  будет  осуществляться  только  в  том  случае,  если
законодательством  запрашивающего  государства  не   предусматривается
возможность судебного пересмотра дел тех лиц, которые были осуждены на
пожизненное заключение и отбыли определенную  часть  этого  срока  или
провели  часть  времени под стражей,  на предмет их условно-досрочного
освобождения.".

     Статья 2.  Ратифицировать Дополнительный протокол от  15  октября
1975  года  к  Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года,
подписанный от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября
1996 года, со следующим заявлением:
     "Российская Федерация с учетом заявления, сделанного ею по статье
3  Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года,  не считает
исчерпывающим содержащийся в статье 1 Дополнительного протокола от  15
октября  1975 года к Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957
года  перечень  преступлений,  которые  не  являются   "преступлениями
политического характера.".

     Статья 3.  Ратифицировать  Второй  дополнительный  протокол от 17
марта 1978 года к Европейской конвенции о выдаче от  13  декабря  1957
года,  подписанный от имени Российской Федерации в городе Страсбурге 7
ноября 1996 года, со следующей оговоркой:
     "Российская Федерация оставляет за собой право не применять главу
V  Второго  дополнительного  протокола  от  17  марта  1978   года   к
Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 года.".

     Статья 4.    Назначенным   органом   Российской   Федерации   для
рассмотрения  вопросов  о  выдаче  является  Генеральная   прокуратура
Российской Федерации.
     Решение компетентных органов Российской Федерации о выдаче  может
быть обжаловано лицом,  в отношении которого принято решение о выдаче,
в судебном  порядке  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.

     Статья 5.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Президент Российской Федерации
                                                              Б.Ельцин
Москва, Кремль.
25 октября 1999 г.
N 190-ФЗ