О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ВЗАИМНОЙ ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОТОКОЛА К НЕЙ. Закон (Федеральный). Президент РФ. 25.10.99 193-ФЗ

            О РАТИФИКАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КОНВЕНЦИИ О ВЗАИМНОЙ
         ПРАВОВОЙ ПОМОЩИ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
                           ПРОТОКОЛА К НЕЙ

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          25 октября 1999 г.
                               N 193-ФЗ

                                (НТЦС)


Принят Государственной Думой     1 октября 1999 года
Одобрен Советом Федерации       13 октября 1999 года

     Статья 1.   Ратифицировать   Европейскую   конвенцию  о  взаимной
правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 года, подписанную
от  имени  Российской Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года
(далее - Конвенция), со следующими оговорками:
     1) "Российская  Федерация  в  соответствии  с пунктом 1 статьи 23
Конвенции заявляет,  что в дополнение к основаниям,  предусмотренным в
статье  2  Конвенции,  в  оказании  правовой  помощи  также может быть
отказано в одном из следующих случаев:
     а) если  лицо,  которое в запрашивающем государстве подозревается
или обвиняется в совершении правонарушения,  находится под судом, либо
было   осуждено  или  оправдано  в  связи  с  этим  правонарушением  в
Российской Федерации или в третьем государстве, либо в отношении этого
лица в Российской Федерации или в третьем государстве вынесено решение
об отказе в возбуждении  или  прекращении  производства  по  делу,  по
поводу которого поступил запрос о правовой помощи;
     б) если преследование или исполнение решения по  делу  невозможно
ввиду  истечения  срока  давности  в  соответствии с законодательством
Российской Федерации.";
     2) "Российская  Федерация  в  соответствии со статьей 3 Конвенции
оставляет за собой право отказать в исполнении поручения  о  получении
свидетельских  показаний,  если  соответствующие  лица воспользовались
предоставленным  им  законодательством  Российской  Федерации   правом
отказаться от дачи показаний вообще или по данному делу.";
     3) "Российская Федерация в соответствии со  статьей  5  Конвенции
оставляет  за  собой право исполнять поручения о проведении обыска или
наложении  ареста  на  имущество  только   при   соблюдении   условий,
предусмотренных в подпунктах "a",  "b" и "c" пункта 1 указанной статьи
Конвенции.";
     4) "Российская  Федерация  в  соответствии со статьей 7 Конвенции
заявляет о необходимости передачи поручения о вручении повестки о явке
лица не менее чем за 50 дней до установленной даты явки лица.";
     5) "Российская Федерация в соответствии со статьей  11  Конвенции
заявляет, что в запросе о временной передаче содержащегося под стражей
лица  для  допроса  в  качестве  свидетеля  или   для   очной   ставки
компетентные   органы   запрашивающего   государства   должны  указать
следующие сведения:
     а) имя и фамилию лица и,  если возможно, место его содержания под
стражей;
     б) краткое описание преступления, время и место его совершения;
     в) обстоятельства,  подлежащие выяснению  на  допросе  или  очной
ставке;
     г) время,  в течение которого необходимо присутствие данного лица
в запрашивающем государстве.";
     6) "Российская Федерация заявляет,  что разрешение на  транзитную
перевозку  находящегося  под стражей лица на основании пункта 2 статьи
11  Конвенции  испрашивается  в  Генеральной  прокуратуре   Российской
Федерации.";
     7) "Российская  Федерация  на  основании  пункта  6   статьи   15
Конвенции заявляет, что при оказании правовой помощи в соответствии со
статьями 3,  4 и 5 Конвенции с назначенными органами  Договаривающихся
Сторон сносятся:
     Верховный Суд  Российской  Федерации  -  по   вопросам   судебной
деятельности  Верховного  Суда  Российской  Федерации  и  Министерство
юстиции Российской Федерации - по вопросам, связанным с работой других
судов;
     Министерство внутренних дел Российской Федерации  -  в  отношении
поручений,  не  требующих  санкции  судьи  или прокурора,  связанных с
проведением  дознания  и  предварительного  следствия   по   делам   о
преступлениях,   отнесенных   к  компетенции  органов  внутренних  дел
Российской Федерации;
     Федеральная служба   безопасности   Российской   Федерации   -  в
отношении  поручений,  не  требующих  санкции  судьи  или   прокурора,
связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам
о преступлениях,  отнесенных к компетенции органов федеральной  службы
безопасности;
     Федеральная служба налоговой полиции  Российской  Федерации  -  в
отношении   поручений,  не  требующих  санкции  судьи  или  прокурора,
связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам
о   преступлениях,   отнесенных   к  компетенции  федеральных  органов
налоговой полиции;
     Генеральная прокуратура  Российской Федерации - во всех остальных
случаях проведения дознания и предварительного следствия.
     В случаях,   не   терпящих  отлагательства,  запросы  могут  быть
направлены   непосредственно   судебными    органами    запрашивающего
государства судебным органам Российской Федерации,  как они определены
в  оговорке  к  статье  24  Конвенции.  При   этом   копия   поручения
одновременно  передается  в  соответствующий  центральный компетентный
орган.
     Запросы, предусмотренные   в   пункте   2  статьи  13  Конвенции,
направляются  в  Министерство   юстиции   Российской   Федерации   или
Генеральную прокуратуру Российской Федерации.
     Верховный Суд  Российской  Федерации  и  Генеральная  прокуратура
Российской  Федерации  по  просьбе  учреждения,  от  которого  исходит
поручение о правовой помощи,  решают вопрос о  возможности  применения
при     исполнении    поручения    процессуального    законодательства
запрашивающего иностранного  государства,  если  оно  не  противоречит
законодательству Российской Федерации.";
     8) "Российская Федерация заявляет,  что направляемые в Российскую
Федерацию  в  соответствии  с  пунктом 2 статьи 16 Конвенции запросы о
правовой помощи и прилагаемые к ним  материалы  должны  сопровождаться
переводами на русский язык.";
     9) "Российская Федерация заявляет,  что информирование Российской
Федерацией   в   соответствии   со   статьей   22   Конвенции   других
Договаривающихся  Сторон  о  мерах,  последовавших  за  осуждением  их
граждан,   будет  осуществляться  на  основе  взаимности  и  только  в
отношении  сведений,  признанных   официальными   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.";
     10) "Российская  Федерация  заявляет,  что  для  целей  настоящей
Конвенции,  изложенных  в  статье  24  Конвенции,  в качестве судебных
органов  в  Российской  Федерации  рассматриваются   суды   и   органы
прокуратуры.",
     а также  со  следующими  заявлениями:  1)  "Российская  Федерация
     исходит из того понимания, что
положения статьи 2 Конвенции должны применяться таким  образом,  чтобы
обеспечить  неотвратимость ответственности за совершение преступлений,
подпадающих под действие Конвенции.";
     2) "Российская   Федерация   исходит   из   того  понимания,  что
законодательство   Российской   Федерации    не    содержит    понятия
"политические  преступления".  Во  всех случаях при решении вопроса об
оказании правовой помощи Российская Федерация не будет рассматривать в
качестве  "политических  преступлений" или "преступлений,  связанных с
политическими преступлениями", в частности, следующие деяния:
     а) преступления против человечества, предусмотренные в статьях II
и III Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании  за
него (1948 года), статьях II и III Конвенции о пресечении преступления
апартеида и наказании за него (1973 года) и статьях 1  и  4  Конвенции
против   пыток   и   других   жестоких,  бесчеловечных  или  унижающих
достоинство видов обращения и наказания (1984 года);
     б) преступления,  предусмотренные в статье 50 Женевской конвенции
об улучшении участи раненых  и  больных  в  действующих  армиях  (1949
года),  статье  51  Женевской  конвенции  об улучшении участи раненых,
больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил
на  море  (1949  года),  статье 130 Женевской конвенции об обращении с
военнопленными (1949 года),  статье 147 Женевской конвенции  о  защите
гражданского   населения   во  время  войны  (1949  года),  статье  85
Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа  1949
года,  касающегося  защиты  жертв международных вооруженных конфликтов
(1977 года),  и статьях 1 и 4 Дополнительного протокола II к Женевским
конвенциям   от   12  августа  1949  года,  касающегося  защиты  жертв
вооруженных конфликтов немеждународного характера (1977 года);
     в) правонарушения,   предусмотренные   в  Конвенции  о  борьбе  с
незаконным захватом воздушных судов (1970 года),  Конвенции о борьбе с
незаконными  актами,  направленными  против  безопасности  гражданской
авиации (1971 года), и Протоколе о борьбе с незаконными актами насилия
в  аэропортах,  обслуживающих  международную гражданскую авиацию (1988
года), дополняющем упомянутую Конвенцию 1971 года;
     г) преступления,  предусмотренные  в Конвенции о предотвращении и
наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой,
в том числе дипломатических агентов (1973 года);
     д) преступления,  предусмотренные  в  Международной  конвенции  о
борьбе с захватом заложников (1979 года);
     е) правонарушения,  предусмотренные  в  Конвенции  о   физической
защите ядерного материала (1980 года);
     ж) правонарушения,  предусмотренные   в   Конвенции   Организации
Объединенных  Наций  о борьбе против незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ (1988 года);
     з) иные сравнимые преступления,  предусмотренные в многосторонних
международных  договорах,  участником  которых   является   Российская
Федерация.".

     Статья 2. Ратифицировать Дополнительный протокол от 17 марта 1978
года к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи  по  уголовным
делам  от  20  апреля  1959  года,  подписанный  от  имени  Российской
Федерации в городе Страсбурге 7 ноября 1996 года.

     Статья 3.  Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его
официального опубликования.

Президент Российской Федерации
                                                             Б. Ельцин
25 октября 1999 г.
N 193-ФЗ