О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ В ХОДЕ ПОДГОТОВКИ К ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 21 октября 1999 г. N 27/359-3 (РГ 99-214) Рассмотрев вопросы агитационной деятельности в ходе избирательной кампании, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации отмечает значительное количество поступающих в избирательные комиссии обращений граждан, избирательных объединений, других участников избирательного процесса о нарушениях порядка и правил проведения предвыборной агитации, установленных Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). Отдельные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки в нарушение пункта 1 статьи 52 Федерального закона осуществляют действия агитационного характера до дня регистрации в соответствующей избирательной комиссии кандидата, федерального списка кандидатов, Через средства массовой информации, а также другими способами ими распространяются информационные материалы, содержащие открытые призывы к избирателям отдать предпочтение тому или иному кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку, а также скрытую агитацию, побуждающую или имеющую целью побудить избирателей к участию в выборах, к голосованию на выборах за тех или иных кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательные объединения, избирательные блоки или против них. Обращения избирателей, теле- и радиопередачи, публикации в средствах массовой информации свидетельствуют о том, что редакции периодических печатных изданий, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, творческие работники средств массовой информации нередко игнорируют требования Федерального закона при освещении выборов, руководствуясь мотивами экономической выгоды или политическими предпочтениями. В частности, ведущие информационно-аналитических программ и передач, освещающих избирательную кампанию, деятельность кандидатов, избирательных объединений и избирательных блоков, в нарушение пункта 1 статьи 52, пункта 1 статьи 53, статьи 55, а также пункта 24 статьи 56 Федерального закона сопровождают информационные сюжеты субъективными комментариями тех или иных событий, соответствующими негативными или, напротив, комплиментарными характеристиками участников избирательного процесса. Все это - явные признаки предвыборной агитации через средства массовой информации, проводимой лицами, участие которых в агитации через средства массовой информации не предусмотрено Федеральным законом. В ходе избирательной кампании рекламируется коммерческая и иная (общественно-политическая, культурно-воспитательная) деятельность участников избирательного процесса. В нарушение пункта 3 статьи 60 Федерального закона на каналах общероссийских и региональных организаций телерадиовещания демонстрируются рекламные материалы отдельных лидеров избирательных объединений, избирательных блоков, кандидатов, оплаченные помимо соответствующих избирательных фондов. Отмечены факты использования провокационных способов ведения предвыборной борьбы, таких, например, как размещение в сети Интернет подложных и недостоверных информационных материалов в отношении одного из лидеров избирательного блока "Отечество - Вся Россия". Отрицательную реакцию у авторов обращений вызывают публичные высказывания должностных лиц государственных органов в поддержку отдельных кандидатов в депутаты, избирательных объединений, избирательных блоков или против них, что является нарушением пункта 3 статьи 52 Федерального закона, запрещающего проводить предвыборную агитацию органам государственной власти, лицам, занимающим государственные должности, государственным служащим. Имели место также массовые мероприятия с участием отдельных кандидатов в депутаты, руководителей избирательных объединений и избирательных блоков, в том числе кандидатов, вошедших в федеральные списки избирательного блока "Союз правых сил", избирательного объединения "ВОПД "Наш дом - Россия". Указывается на факты массового распространения в период, когда предвыборная агитация запрещена, листовок, брошюр, иных печатных материалов агитационного содержания от имени и в пользу избирательного блока "Отечество - Вся Россия", избирательных объединений "Либерально-демократическая партия России" (ЛДПР), "Коммунистическая партия Российской Федерации"", "Союз народовластия и труда", "Объединение "ЯБЛОКО" либо их отдельных представителей, в ряде случаев выпущенных без указания выходных данных, что также является нарушением действующего законодательства. Некоторые кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки не учитывают, что преждевременная агитационная деятельность влечет нарушение установленных Федеральным законом правил финансирования избирательной кампании. Поступающие в избирательные комиссии документы свидетельствуют о значительных суммах, выплаченных организациям телерадиовещания и другим распространителям агитационных, рекламных материалов помимо средств соответствующих избирательных фондов в нарушение пункта 3 статьи 60 и пункта 8 статьи 62 Федерального закона. В ряде случаев участники избирательного процесса, оправдывая свои неправомерные действия, ссылаются на недопонимание отдельных норм избирательного законодательства. Вместо того, чтобы не допускать нарушений Федерального закона, они через средства массовой информации навязывают обществу дискуссионную оценку установленных законодательством порядка и правил проведения предвыборной агитации, чем дезориентируют общественное мнение, а также иных субъектов агитационной деятельности. Руководствуясь статьями 8, 24, 52, 53, 60, 62, 65 и 91 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Обратить внимание кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков на необходимость строгого соблюдения установленных Федеральным законом порядка и правил проведения предвыборной агитации. Указать, что проведение кандидатами, зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями и избирательными блоками противоправной предвыборной агитации, распространение ими не оформленных надлежащим образом либо оплаченных помимо избирательных фондов агитационных материалов будет служить основанием для применения соответствующими избирательными комиссиями установленных Федеральным законом мер, вплоть до отказа в регистрации либо отмены регистрации кандидата, федерального списка кандидатов. 2. Предложить руководителям организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, периодических печатных изданий, их должностным лицам и творческим работникам обеспечить неукоснительное соблюдение требований федерального законодательства, касающихся определения сроков и субъектов проведения предвыборной агитации через средства массовой информации, порядка предоставления им эфирного времени и печатной площади, оплаты эфирного времени и печатной площади для этих целей исключительно за счет средств соответствующих избирательных фондов, а также установленных Федеральным законом правил освещения избирательной кампании. Разъяснить, что закон обязывает их принимать необходимые меры, исключающие выражение работниками средств массовой информации личных или корпоративных предпочтений по отношению к тому или иному кандидату, зарегистрированному кандидату,, избирательному объединению, избирательному блоку. В ином случае согласно пункту 7 статьи 60 Федерального закона это может повлечь для организаций, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, редакций периодических печатных изданий, их должностных лиц предусмотренную федеральным законодательством ответственность. 3. Рабочей группе по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва обеспечить тесное взаимодействие с соответствующими исполнительными, правоохранительными и иными государственными органами в процессе проверки, оценки фактов нарушения участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации и реагирования на них, внесение соответствующих предложений на рассмотрение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. В случаях, связанных с нарушениями порядка расходования средств на агитационные цели из избирательных фондов, передавать материалы в Контрольно-ревизионную службу при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 4. Обратиться в Генеральную прокуратуру Российской Федерации с просьбой во взаимодействии с иными правоохранительными органами и при непосредственном участии избирательных комиссий усилить надзор и контроль за соблюдением участниками избирательного процесса, средствами массовой информации порядка и правил проведения предвыборной агитации, активно выявлять и пресекать случаи противоправной агитации, привлекать виновных к ответственности в соответствии с требованиями Федерального закона. 5. Избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, окружным, территориальным и участковым избирательным комиссиям по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в полной мере использовать предоставленные им полномочия по обеспечению соблюдения участниками избирательного процесса правил проведения предвыборной агитации, а также установленного законом порядка расходования средств на оплату агитационных мероприятий из соответствующих избирательных фондов. 6. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации", "Российской газете", а также в периодических печатных изданиях, подпадающих под действие пунктов 1 и 2 статьи 55 Федерального закона. Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешняков Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.Застрожная |