О РАЗЪЯСНЕНИЯХ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ЗАПРЕЩАЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО ИЛИ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РФ 21 октября 1999 г. N 27/360-3 (РГ 99-214) В соответствии со статьей 24 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Центральная избирательная комиссия Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить Разъяснения по некоторым вопросам применения положений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", запрещающих использование преимуществ должностного или служебного положения, при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва (прилагаются). 2. Направить настоящее постановление в избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, окружные избирательные комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 3. Опубликовать настоящее постановление в журнале "Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации" и в "Российской газете". Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А.А.Вешняков Секретарь Центральной избирательной комиссии Российской Федерации О.К.Застрожная РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ЗАПРЕЩАЮЩИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ДОЛЖНОСТНОГО ИЛИ СЛУЖЕБНОГО ПОЛОЖЕНИЯ, ПРИ ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА В связи с многочисленными обращениями Центральная избирательная комиссия Российской Федерации считает необходимым разъяснить некоторые вопросы, связанные с применением положений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), запрещающих кандидатам, зарегистрированным кандидатам в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и иным лицам использовать преимущества своего должностного или служебного положения в период избирательной кампании. 1. Согласно пункту 2 статьи 41 Федерального закона под использованием преимуществ должностного или служебного положения следует понимать: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих для осуществления в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию, в случае, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти же помещения на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации; г) использование бесплатно или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране; д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации государственными или муниципальными служащими в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; е) преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами, зарегистрированными кандидатами) к средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации. 2. Согласно пункту 6 статьи 35, пункту 1 статьи 41, пунктам 2 и 3 статьи 48 и статье 91 Федерального закона кандидаты, зарегистрированные кандидаты, а также уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока, замещающие государственные или муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Зарегистрированные кандидаты, работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, также не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. Нарушение данных ограничений может служить основанием для отказа в регистрации кандидата, федерального списка кандидатов, отмены регистрации зарегистрированного кандидата, федерального списка кандидатов. 3. Согласно статье 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" кандидат - лицо, выдвинутое в качестве претендента на замещаемую посредством прямых выборов должность депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а зарегистрированный кандидат - лицо, зарегистрированное соответствующей избирательной комиссией кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. 4. Согласно статье 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственные должности подразделяются на: 1) должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами (государственные должности Российской Федерации), конституциями, уставами субъектов Российской Федерации (государственные должности субъектов Российской Федерации) для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, депутаты, министры, судьи и другие), - государственные должности категории "А"; 2) должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б"; 3) должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В". Из статьи 2 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации" следует, что муниципальные должности подразделяются на: выборные муниципальные должности, замещаемые в результате муниципальных выборов (депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления), а также замещаемые на основании решений представительного или иного выборного органа местного самоуправления в отношении лиц, избранных в состав указанных органов в результате муниципальных выборов; иные муниципальные должности, замещаемые путем заключения трудового договора. Отнесение конкретных должностей к государственным либо муниципальным производится в соответствии с федеральными законами, перечнями и реестрами государственных и муниципальных должностей, утвержденных указами Президента Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации, а также, до урегулирования законами субъектов Российской Федерации, - нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 5. Исходя из положений пунктов 2 и 3 статьи 48 Федерального закона замещающие государственные должности категории "А" либо выборные муниципальные должности кандидаты, зарегистрированные по одномандатному избирательному округу или (и) в составе федерального списка кандидатов, вправе продолжать выполнение должностных обязанностей. Кроме того, согласно пункту 7 статьи 48 Федерального закона соблюдение зарегистрированными кандидатами, являющимися одновременно депутатами, выборными должностными лицами, ограничений на использование преимуществ должностного положения не должно препятствовать выполнению ими своих полномочий и обязанностей перед избирателями. Такие зарегистрированные кандидаты вправе быть освобожденными от исполнения должностных обязанностей в порядке, предусмотренном пунктами 1 и 2 статьи 49 Федерального закона, однако исключается обязанность ухода в отпуск зарегистрированного кандидата, одновременно являющегося депутатом, выборным должностным лицом. 6. Согласно пункту 3 статьи 48 и пункту 1 статьи 49 Федерального закона кандидаты, зарегистрированные по одномандатному избирательному округу или (и) в составе федерального списка кандидатов, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации по трудовому или гражданско-правовому договору, должны быть освобождены от выполнения своих служебных обязанностей на время участия в выборах. Освобождение указанных лиц от выполнения служебных обязанностей на время участия в выборах обязательно и оформляется приказом или распоряжением руководителя учреждения, организации. При этом инициатива освобождения должна исходить от зарегистрированного кандидата, который обязан подать заявление на имя руководителя учреждения, организации. Зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей на срок со дня его регистрации соответствующей избирательной комиссией до дня официального опубликования результатов выборов, а в случае, если зарегистрированный кандидат снимет свою кандидатуру либо будет отозван избирательным объединением, избирательным блоком в соответствии со статьей 51 Федерального закона, либо в случае отмены регистрации кандидата, - до дня выбытия зарегистрированного кандидата. Зарегистрированные кандидаты представляют заверенную копию приказа (распоряжения) в соответствующую избирательную комиссию не позднее трех дней со дня регистрации. Согласно подпункту "ж" пункта 3 статьи 91 Федерального закона если зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной службе, продолжает исполнять служебные обязанности в период участия в выборах, это является основанием для отмены регистрации зарегистрированного кандидата. Учитывая, что Федеральный закон определил освобождение от работы как временное, согласно статьям 66-68 Кодекса законов о труде Российской Федерации зарегистрированный кандидат освобождается от выполнения служебных обязанностей путем предоставления отпуска (оплачиваемого или без сохранения заработной платы). Форму освобождения от выполнения служебных обязанностей зарегистрированный кандидат выбирает самостоятельно. Согласно пункту 1 статьи 49 Федерального закона если зарегистрированный кандидат освобожден от выполнения служебных обязанностей без сохранения заработной платы, то избирательная комиссия, зарегистрировавшая его, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере его средней месячной заработной платы (денежного содержания, денежного довольствия), но не превышающего на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, 834,9 рублей в месяц. Денежная компенсация выплачивается зарегистрированному кандидату за время освобождения от основной работы на основании приказа по основному месту его службы о предоставлении неоплачиваемого отпуска. Согласно пункту 6 статьи 49 Федерального закона зарегистрированный кандидат, освобожденный от выполнения служебных обязанностей со дня регистрации до дня официального опубликования результатов выборов, не может быть уволен по инициативе администрации (работодателя) с работы, службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную или альтернативную гражданскую службу и военные сборы. 7. Согласно пункту 5 статьи 48 зарегистрированный кандидат, замещающий государственную должность категории "А" или выборную муниципальную должность, вправе вести предвыборную агитацию только в свободное от исполнения должностных обязанностей время. Кроме того, согласно подпункту "б" пункта 3 статьи 52 Федерального закона запрещается проводить предвыборную агитацию и распространять любые агитационные предвыборные материалы лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения. Согласно статьям 57-76 Кодекса законов о труде Российской Федерации к указанному выше свободному от исполнения должностных или служебных обязанностей времени относятся перерыв для отдыха и питания, выходные и праздничные дни, дни отпуска. Вопросы совмещения статуса депутата, выборного должностного лица со статусом зарегистрированного кандидата при проведении предвыборной агитации разъяснены в пункте 5 Разъяснений о некоторых вопросах проведения предвыборной агитации в период избирательной кампании по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации третьего созыва, утвержденных постановлением Центральной комиссии Российской Федерации от 13 августа 1999 года N 8/52-3. |