ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ И КОНТРОЛЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОЛОЖЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ 11 октября 1999 г. (Д) УТВЕРЖДЕНО Минатомом РФ 11 октября 1999 года 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о государственном учете и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.97 г. N 1298 "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"*, созданных в соответствии со статьей 22 Федерального закона "Об использовании атомной энергии"**. 1.2. Положение регламентирует порядок ведения государственного учета и контроля радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов (РАО) в системе государственного учета и контроля в Российской Федерации (далее - система учета и контроля). 1.3. Настоящее Положение является обязательным для выполнения всеми юридическими лицами независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (далее - организации), осуществляющими деятельность по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте РВ и РАО; федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Российской академией наук, осуществляющими в рамках своих полномочий соответственно государственное управление использованием атомной энергии, государственное регулирование безопасности при использовании атомной энергии, охрану окружающей среды; а также государственным научным центром Российской Федерации - Российским научным центром "Курчатовский институт". 1.4. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляется с целью: 1) определения наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения; 2) предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО; 3) представления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и перемещении РВ и РАО, включая их экспорт и импорт; 4) информационного обеспечения для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения. 1.5. При осуществлении государственного учета и контроля РВ и РАО решаются следующие задачи: 1) организация ведения учета и контроля РВ и РАО с оформлением данных для государственного кадастра РАО, предусмотренного разделом III постановления Правительства Российской Федерации от 23.10.95 N 1030 "О федеральной целевой программе "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение на 1996 - 2005 годы"***; 2) выявление потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО; 3) разработка нормативных и методических документов, обеспечивающих функционирование системы учета и контроля, включая методики определения количества, активности, радионуклидного состава РВ и РАО, находящихся в пунктах (местах) нахождения и хранения; 4) организация единого программного и информационного обеспечения системы учета и контроля; 5) взаимодействие с системой государственного учета и контроля ядерных материалов, единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки, единой государственной системой радиационного мониторинга окружающей среды, единой российской системой предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации; 6) формирование в установленном порядке информационных отчетов (справок) для информирования органов государственной власти, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте, выявленных потерях и случаях несанкционированного использования и хищения; 7) организация обмена информацией в рамках межправительственных соглашений. 2. Термины и определения В настоящем Положении используются следующие понятия: ------------------------------------------------------------------------------------- | 1) Государственный учет и кон | | | троль радиоактивных веществ и | | | радиоактивных отходов | | | | | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - на федеральном уровне | Государственный учет и контроль РВ и РАО в | | | организациях, находящихся на территории | | | Российской Федерации. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - на региональном уровне | Государственный учет и контроль РВ и РАО в | | | организациях, находящихся на территории | | | соответствующего субъекта Российской | | | Федерации, кроме организаций, | | | подведомственных федеральным органам | | | исполнительной власти, Российской академии | | | наук. -| |-----------------------------------|---------------------------------------------- | | - на ведомственном уровне | Государственный учет и контроль РВ и РАО в | | | организациях, находящихся на территории | | | Российской Федерации и подведомственных | | | федеральным органам исполнительной власти, | | | Российской академии наук. -| |-----------------------------------|---------------------------------------------- | | 2) Вещество радиоактивное | Вещество в любом агрегатном состоянии, | | | содержащее радионуклиды с активностью, на | | | которые распространяются требованияи | | | федеральных норм и правил. -| |-----------------------------------|---------------------------------------------- | | - источник радионуклидный | Источник ионизирующего излучения, содержащий | | | радионуклид или смесь радионуклидов. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - источник радионуклидный | Источник излучения, устройство которого | | закрытый | исключает поступление содержащихся в нем | | | радионуклидов в окружающую среду в условиях | | | применения и износа, на которые он рассчитан. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - источник радионуклидный | Источник излучения, при использовании | | открытый | которого возможно поступление содержащихся в | | | нем радионуклидов в окружающую среду. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | 3) Отходы радиоактивные | Не предназначенные для дальнейшего | | | использования вещества в любом агрегатном | | | состоянии, в которых содержание радионуклидов | | | превышает минимальные значения, установленные | | | федеральными нормами и правилами. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - жидкие радиоактивные отходы | РАО в виде вод и других жидкостей, содержащие | | | растворенные или в виде взвесей радиоактивные | | | вещества, активность которых превышает | | | минимальные значения, установленные | | | федеральными нормами и правилами. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - твердые радиоактивные отходы | РАО в виде изделий, материалов,твердых | | | веществ и твердых биологических объектов, | | | активность которых превышает минимальные | | | значения, установленные федеральными нормами | | | и правилами. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - отработавшее ядерное топливо | Облученное ядерное топливо, дальнейшее | | | использование которого не предусматривается и | | | отнесенное в установленном порядке к | | | категории радиоактивных отходов. | |-----------------------------------|-----------------------------------------------| | - загрязненные радионуклидами | Территории (земли и водоемы в промышленных, | | территории | санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения) | | | объектов использования атомной энергии, на | | | которых присутствуют радиоактивные вещества в | | | количестве, превышающем минимальные значения, | | | установленные федеральными нормами и | | | правилами, и способном привести к облучению. | ------------------------------------------------------------------------------------- 3. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие государственному учету и контролю Государственному учету и контролю подлежат: 1) РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количества и активность которых превышают минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учета и контроля ядерных материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учет при поступлении на склад готовой продукции; 2) все виды отходов радиоактивных. Примечание: Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 (шестидесяти) суток, включая йод-125, учитываются только в организациях, их использующих. 4. Организационная структура государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее основные функции 4.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО проводится на федеральном, региональном и ведомственном уровнях. 4.2. Государственный учет и контроль РВ и РАО осуществляется с использованием информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку и передачу информации, ее защиту от несанкционированного доступа, обмен информацией с другими информационными системами в электронной форме в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. 4.3. Органом управления системы учета и контроля на федеральном уровне является Минатом России, который в рамках своих полномочий обеспечивает: 1) учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне; 2) сбор и анализ информации по учету и контролю РВ и РАО на региональном и ведомственном уровнях; 3) формирование данных для государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций; 4) организацию информационного взаимодействия органов управления системы учета и контроля федерального, регионального и ведомственного уровней; 5) проведение научных, методических и программнотехнических разработок для создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля; доведение их результатов до организаций, ведущих учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях; 6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ и РАО, методик определения количества и радионуклидного состава РВ и РАО и т.п.), единого информационного и совместимого программного обеспечения для ведения баз данных; 7) координацию работ на федеральном уровне; 8) представление органам государственной власти, федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственное управление использованием атомной энергии, другим заинтересованным органам исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и РАО, а также об их экспорте и импорте в объеме, необходимом для выполнения ими своих полномочий; 9) деятельность информационно-аналитических организаций и центра сбора, обработки и передачи информации - Центрального информационно-аналитического центра государственного учета и контроля РВ и РАО (далее именуется ЦИАЦ), обеспечивающих функционирование системы учета и контроля на федеральном уровне; 10) сотрудничество в рамках международных соглашений и программ (проектов) по вопросам учета и контроля РВ и РАО в установленном порядке. 4.4. Органами управления системы учета и контроля на региональном уровне являются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые в рамках своих полномочий обеспечивают: 1) проведение на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в организациях, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти); 2) деятельность региональных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых РИАЦ. Информация о создании РИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей направляется в Минатом России; 3) представление информации об учете и контроле РВ и РАО в организациях, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ; 4) участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО. 4.5. Федеральные органы исполнительной власти, Российская Академия наук, имеющие подведомственные организации, деятельность которых связана с производством, использованием, утилизацией, транспортированием, хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих полномочий обеспечивают: 1) учет и контроль РВ и PAО на ведомственном уровне; 2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО; 3) деятельность ведомственных информационноаналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО - далее именуемых ВИАЦ. Информация о создании ВИАЦ, их реквизитах, назначении руководителей направляется в Минатом России; 4) представление информации об учете и контроле РВ и РАО подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ; 5) проведение научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО. 4.6. Основные задачи и функции информационно-аналитических центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней: 1) сбор, контроль и обработка информации о наличии, перемещении, переработке, утилизации, хранении, захоронении РВ и РАО; 2) обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления баз данных, обобщение и анализ информации; 3) ведение кадастров РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций; 4) передача информации в установленном порядке в другие информационно-аналитические центры системы учета и контроля РВ и РАО; 5) подготовка информационных и аналитических материалов по вопросам учета и контроля РВ и РАО; 6) формирование предложений по совершенствованию системы учета и контроля РВ и РАО; 7) участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учета и контроля РВ и РАО. 4.7. Порядок деятельности центрального, региональных и ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора, обработки и передачи информации системы учета и контроля РВ и РАО (ИАЦ) определяется Минатомом России, соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти. 5. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 5.1. Государственный учет и контроль РВ и РАО основывается на данных первичного учета за производством, использованием, переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением РВ и РАО, проводимого в организациях, включая перемещение через таможенную границу. Учет РВ и РАО ведется по количеству, объему, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учета определяется требованиями федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО. До введения упомянутых нормативных документов используется временное положение о государственном учете и контроле РВ и РАО в организациях, утверждаемое Минатомом России по согласовании с Госатомнадзором России, Минздравом России, Госкомэкологией России. 5.2 Организации, осуществляющие деятельность, связанную с использованием и перемещением РВ и РАО, при их передаче и получении в течение десяти дней информируют региональные и ведомственные ИАЦ по формам представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России. 5.3 Информация о наличии и перемещении РВ и РАО организациями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук направляется в соответствующие ведомственные ИАЦ, а организациями, не входящими в вышеперечисленные структуры, - в региональные ИАЦ, Государственный научный центр Российской Федерации - Российский научный центр "Курчатовский институт" направляет указанную информацию непосредственно в ЦИАЦ. 5.4. Организации - изготовители, поставщики РВ, радионуклидных источников, приборов (аппаратов, установок), включающих радионуклидные источники, а также организации, осуществляющие их переработку, хранение и захоронение не реже одного раза в квартал сообщают в ведомственные ИАЦ информацию о передаче (получении) РВ по формам представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России. 5.5. Организации, осуществляющие деятельность с РВ и РАО, ежегодно представляют в ИАЦ соответствующих уровней сведения о наличии, поступлении, передаче их по формам, утверждаемым Госкомстатом России. 5.6. Для определения физического наличия РВ и РАО организации проводят инвентаризацию: 1) РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ, утверждаемым Минатомом России; 2) РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки РАО, а также загрязненных радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций, - один раз в пять лет в соответствии с положением о проведении инвентаризации, утверждаемым Минатомом России. 5.7 В случаях изменения организационно-правовой формы организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций целесообразно проводить внеочередную инвентаризацию РВ и РАО. 5.8. При обнаружении в организации потерь, а также найденных или неучтенных РВ и РАО, она немедленно информирует вышестоящую организацию, органы внутренних дел и государственного надзора за радиационной безопасностью и соответствующие региональные или ведомственные ИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет. 5.9. Руководители организаций и ИАЦ несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных по учету РВ и РАО в соответствии с законодательством Российской Федерации. 5.10. Региональные и ведомственные ИАЦ при получении информации о перемещении РВ и РАО в течение десяти дней представляют эти сведения в ЦИАЦ. 5.11. Руководители ИАЦ всех уровней, руководители организаций обеспечивают конфиденциальность информации с целью ее защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации "О государственной тайне" и другими действующими нормативными актами, принятыми в соответствии с указанным законом. 5.12 Государственный таможенный комитет Российской Федерации направляет в ЦИАЦ информацию о перемещении РВ и РАО через таможенную границу Российской Федерации при экспорте и импорте. Сроки и объем представляемой информации определяется соглашением между Минатомом России и ГТК России. 6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти по вопросам учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 6.1 Взаимодействие Минатома России осуществляется с целью: 1) организации поиска утраченных или установления происхождения найденных РВ и РАО - с МВД России и ФСБ России; 2) разработки мероприятий по предотвращению воздействия РВ и РАО на население, недра и окружающую среду - с Минздравом России, Госкомэкологией России, Госгортехнадзором России и МЧС России; 3) информационного обмена с федеральными органами исполнительной власти. 6.2 Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами исполнительной власти осуществляется для обеспечения полноты, достоверности и актуальности информации по следующим вопросам: 1) государственного учета и контроля РВ и РАО; 2) единого государственного регистра предприятий и организаций - совместно с Госкомстатом России; 3) единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки; государственной системы радиационного мониторинга окружающей среды; государственного кадастра РАО, пунктов их хранения и захоронения, загрязненных радионуклидами территорий - совместно с Госкомэкологией России; 4) единой российской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации - совместно с МЧС России. 6.3 Взаимодействие Минатома России с Госатомнадзором России, Минздравом России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Госкомэкологией России, ГТК России осуществляется в порядке, определяемым специальными соглашениями между Минатомом России и указанными федеральными органами. 7. Обучение и подготовка персонала по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов 7.1. Подготовка и переподготовка персонала, осуществляющего учет и контроль на всех уровнях, проводится на базе институтов повышения квалификации руководящих работников и специалистов Минатома России по программам, утвержденным Минатомом России и согласованным с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Программы и порядок обучения определяются отдельными документами. 7.2. На базе ЦИАЦ организуется постоянно действующий консультационный пункт по вопросам, связанным с функционированием системы учета и контроля. Министр по атомной энергии Российской Федерации Е.О. Адамов 11 октября 1999 г. ---------------------- * Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст. 4782 ** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4552 *** Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 44, ст. 4184 Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г. Регистрационный N 1976 |