ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ И КОНТРОЛЕ РАДИОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Положение. Министерство РФ по атомной энергии (Минатом России). 11.10.99

      ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧЕТЕ И КОНТРОЛЕ РАДИОАКТИВНЫХ
        ВЕЩЕСТВ И РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              ПОЛОЖЕНИЕ

                  МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ

                          11 октября 1999 г.


                                 (Д)


                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                                          Минатомом РФ
                                                  11 октября 1999 года

                          1. Общие положения

     1.1. Настоящее  Положение  о  государственном  учете  и  контроле
радиоактивных  веществ  и радиоактивных отходов в Российской Федерации
(далее  -   Положение)   разработано   во   исполнение   постановления
Правительства   Российской   Федерации  от  11.10.97  г.  N  1298  "Об
утверждении  Правил  организации  системы  государственного  учета   и
контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов"*,  созданных в
соответствии со  статьей  22  Федерального  закона  "Об  использовании
атомной энергии"**.
     1.2. Положение регламентирует  порядок  ведения  государственного
учета  и  контроля  радиоактивных веществ (РВ) и радиоактивных отходов
(РАО)  в  системе  государственного  учета  и  контроля  в  Российской
Федерации (далее - система учета и контроля).
     1.3. Настоящее Положение  является  обязательным  для  выполнения
всеми   юридическими   лицами  независимо  от  формы  собственности  и
организационно-правовой формы (далее -  организации),  осуществляющими
деятельность  по производству,  использованию,  утилизации,  хранению,
захоронению,  транспортированию и перемещению через таможенную границу
Российской  Федерации  при  экспорте и импорте РВ и РАО;  федеральными
органами  исполнительной  власти,   органами   исполнительной   власти
субъектов    Российской    Федерации,   Российской   академией   наук,
осуществляющими   в    рамках    своих    полномочий    соответственно
государственное    управление    использованием    атомной    энергии,
государственное регулирование безопасности при  использовании  атомной
энергии,  охрану  окружающей  среды;  а  также государственным научным
центром   Российской   Федерации   -   Российским   научным    центром
"Курчатовский институт".
     1.4. Государственный учет и контроль РВ и  РАО  осуществляется  с
целью:
     1) определения наличного количества РВ и РАО в  пунктах  (местах)
их нахождения, хранения и захоронения;
     2) предотвращения потерь,  несанкционированного  использования  и
хищения РВ и РАО;
     3) представления в установленном порядке органам  государственной
власти,  органам  государственного  управления  использованием атомной
энергии,  органам  государственного  регулирования  безопасности   при
использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей
информации о наличии и перемещении РВ и  РАО,  включая  их  экспорт  и
импорт;
     4) информационного  обеспечения   для   принятия   управленческих
решений  по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности
населения.
     1.5. При осуществлении государственного учета и контроля РВ и РАО
решаются следующие задачи:
     1) организация  ведения  учета  и контроля РВ и РАО с оформлением
данных для государственного кадастра  РАО,  предусмотренного  разделом
III постановления  Правительства  Российской  Федерации  от   23.10.95
N 1030  "О  федеральной  целевой программе "Обращение с радиоактивными
отходами  и  отработавшими  ядерными  материалами,  их  утилизация   и
захоронение на 1996 - 2005 годы"***;
     2) выявление потерь, несанкционированного использования и хищения
РВ и РАО;
     3) разработка     нормативных    и    методических    документов,
обеспечивающих функционирование  системы  учета  и  контроля,  включая
методики определения количества,  активности,  радионуклидного состава
РВ и РАО, находящихся в пунктах (местах) нахождения и хранения;
     4) организация единого программного и информационного обеспечения
системы учета и контроля;
     5) взаимодействие  с  системой  государственного учета и контроля
ядерных материалов, единой государственной автоматизированной системой
контроля  радиационной  обстановки,  единой  государственной  системой
радиационного мониторинга окружающей среды, единой российской системой
предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации;
     6) формирование в установленном  порядке  информационных  отчетов
(справок)   для   информирования   органов   государственной   власти,
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти  субъектов  Российской  Федерации  о наличии и перемещении РВ и
РАО,  а также об их экспорте и импорте,  выявленных потерях и  случаях
несанкционированного использования и хищения;
     7) организация обмена информацией в  рамках  межправительственных
соглашений.

                         2. Термины и определения

     В настоящем Положении используются следующие понятия:
-------------------------------------------------------------------------------------
| 1) Государственный учет и кон     |                                               |
|    троль радиоактивных веществ и  |                                               |
|    радиоактивных отходов          |                                               |
|                                   |                                               |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - на федеральном уровне        | Государственный учет и контроль РВ и РАО в    |
|                                   | организациях, находящихся на территории       |
|                                   | Российской Федерации.                         |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - на региональном уровне       | Государственный учет и контроль РВ и РАО в    |
|                                   | организациях, находящихся на территории       |
|                                   | соответствующего субъекта Российской          |
|                                   | Федерации, кроме организаций,                 |
|                                   | подведомственных федеральным органам          |
|                                   | исполнительной власти, Российской академии    |
|                                   | наук.                                        -|
|-----------------------------------|---------------------------------------------- |
|    - на ведомственном уровне      | Государственный учет и контроль РВ и РАО в    |
|                                   | организациях, находящихся на территории       |
|                                   | Российской Федерации и подведомственных       |
|                                   | федеральным органам исполнительной власти,    |
|                                   | Российской академии наук.                    -|
|-----------------------------------|---------------------------------------------- |
| 2) Вещество радиоактивное         | Вещество в любом агрегатном состоянии,        |
|                                   | содержащее радионуклиды с активностью, на     |
|                                   | которые распространяются требованияи          |
|                                   | федеральных норм и правил.                   -|
|-----------------------------------|---------------------------------------------- |
|    - источник радионуклидный      | Источник ионизирующего излучения, содержащий  |
|                                   | радионуклид или смесь радионуклидов.          |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - источник радионуклидный      | Источник излучения, устройство которого       |
|      закрытый                     | исключает поступление содержащихся в нем      |
|                                   | радионуклидов в окружающую среду в условиях   |
|                                   | применения и износа, на которые он рассчитан. |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - источник радионуклидный      | Источник излучения, при использовании         |
|      открытый                     | которого возможно поступление содержащихся в  |
|                                   | нем радионуклидов в окружающую среду.         |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
| 3) Отходы радиоактивные           | Не предназначенные для дальнейшего            |
|                                   | использования вещества в любом агрегатном     |
|                                   | состоянии, в которых содержание радионуклидов |
|                                   | превышает минимальные значения, установленные |
|                                   | федеральными нормами и правилами.             |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - жидкие радиоактивные отходы  | РАО в виде вод и других жидкостей, содержащие |
|                                   | растворенные или в виде взвесей радиоактивные |
|                                   | вещества, активность которых превышает        |
|                                   | минимальные значения, установленные           |
|                                   | федеральными нормами и правилами.             |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - твердые радиоактивные отходы | РАО в виде изделий, материалов,твердых        |
|                                   | веществ и твердых биологических объектов,     |
|                                   | активность которых превышает минимальные      |
|                                   | значения, установленные федеральными нормами  |
|                                   | и правилами.                                  |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - отработавшее ядерное топливо | Облученное ядерное топливо, дальнейшее        |
|                                   | использование которого не предусматривается и |
|                                   | отнесенное в установленном порядке к          |
|                                   | категории радиоактивных отходов.              |
|-----------------------------------|-----------------------------------------------|
|    - загрязненные радионуклидами  | Территории (земли и водоемы в промышленных,   |
|      территории                   | санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения)  |
|                                   | объектов использования атомной энергии, на    |
|                                   | которых присутствуют радиоактивные вещества в |
|                                   | количестве, превышающем минимальные значения, |
|                                   | установленные федеральными нормами и          |
|                                   | правилами, и способном привести к облучению.  |
-------------------------------------------------------------------------------------

     3. Радиоактивные вещества и радиоактивные отходы, подлежащие
                  государственному учету и контролю

     Государственному учету и контролю подлежат:
     1) РВ  (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные
источники),  количества и  активность  которых  превышают  минимальные
значения,  установленные  федеральными  нормами  и правилами в области
использования атомной энергии,  и  для  работы  с  которыми  требуется
разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и
радиационной безопасности,  за исключением РВ,  охватываемых  системой
государственного   учета   и   контроля   ядерных   материалов.  Вновь
изготовленные РВ ставятся на учет при  поступлении  на  склад  готовой
продукции;
     2) все виды отходов радиоактивных.
     Примечание: Радионуклидные    источники   в   датчиках   пожарной
сигнализации,  эталонные источники к приборам радиационного  контроля,
радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа,
радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченые
радионуклидами,  а также радиоизотопные препараты и растворы на основе
короткоживущих   радионуклидов   с   периодом   полураспада   до    60
(шестидесяти)   суток,   включая   йод-125,   учитываются   только   в
организациях, их использующих.

      4. Организационная структура государственного учета и контроля
   радиоактивных веществ и радиоактивных отходов и ее основные функции

     4.1. Государственный учет и  контроль  РВ  и  РАО  проводится  на
федеральном, региональном и ведомственном уровнях.
     4.2. Государственный учет и контроль РВ и  РАО  осуществляется  с
использованием   информационных   технологий,   обеспечивающих   сбор,
обработку и передачу информации,  ее  защиту  от  несанкционированного
доступа,  обмен  информацией  с  другими  информационными  системами в
электронной  форме  в  соответствии  с  требованиями  законодательства
Российской Федерации.
     4.3. Органом управления системы учета и контроля  на  федеральном
уровне  является  Минатом  России,  который  в рамках своих полномочий
обеспечивает:
     1) учет и контроль РВ и РАО на федеральном уровне;
     2) сбор и анализ информации по учету  и  контролю  РВ  и  РАО  на
региональном и ведомственном уровнях;
     3) формирование данных для государственного кадастра РАО, пунктов
их  хранения  и  захоронения,  загрязненных радионуклидами территорий,
находящихся в пределах зоны наблюдения организаций;
     4) организацию  информационного взаимодействия органов управления
системы учета и контроля федерального,  регионального и ведомственного
уровней;
     5) проведение  научных,  методических   и   программнотехнических
разработок для создания,  функционирования и совершенствования системы
учета и контроля;  доведение их результатов  до  организаций,  ведущих
учет и контроль РВ и РАО на всех уровнях;
     6) разработку совместно с заинтересованными федеральными органами
исполнительной  власти норм и правил (типовых форм учета и контроля РВ
и РАО,  методик определения количества и радионуклидного состава РВ  и
РАО  и  т.п.),  единого  информационного  и  совместимого программного
обеспечения для ведения баз данных;
     7) координацию работ на федеральном уровне;
     8) представление  органам  государственной  власти,   федеральным
органам    исполнительной   власти,   осуществляющим   государственное
управление использованием  атомной  энергии,  другим  заинтересованным
органам  исполнительной власти информации о наличии и перемещении РВ и
РАО,  а также об их экспорте  и  импорте  в  объеме,  необходимом  для
выполнения ими своих полномочий;
     9) деятельность информационно-аналитических организаций и  центра
сбора,    обработки    и    передачи    информации    -   Центрального
информационно-аналитического центра государственного учета и  контроля
РВ  и  РАО  (далее  именуется  ЦИАЦ),  обеспечивающих функционирование
системы учета и контроля на федеральном уровне;
     10) сотрудничество  в  рамках международных соглашений и программ
(проектов) по вопросам учета и  контроля  РВ  и  РАО  в  установленном
порядке.
     4.4. Органами управления системы учета и контроля на региональном
уровне  являются  органы  исполнительной  власти  субъектов Российской
Федерации, которые в рамках своих полномочий обеспечивают:
     1) проведение  на региональном уровне учета и контроля РВ и РАО в
организациях,  расположенных на территории  соответствующего  субъекта
Российской Федерации (кроме организаций,  подведомственных федеральным
органам исполнительной власти);
     2) деятельность      региональных     информационно-аналитических
организаций и центров сбора,  обработки и передачи информации  системы
учета  и  контроля  РВ  и  РАО  -  далее именуемых РИАЦ.  Информация о
создании РИАЦ,  их реквизитах, назначении руководителей направляется в
Минатом России;
     3) представление информации об  учете  и  контроле  РВ  и  РАО  в
организациях,   расположенных   на   территории   субъекта  Российской
Федерации, в ЦИАЦ и РИАЦ;
     4) участие  в  разработке  нормативных правовых актов по вопросам
учета и контроля РВ и РАО.
     4.5. Федеральные   органы   исполнительной   власти,   Российская
Академия  наук,  имеющие  подведомственные  организации,  деятельность
которых   связана   с   производством,   использованием,  утилизацией,
транспортированием,  хранением и захоронением РВ и РАО, в рамках своих
полномочий обеспечивают:
     1) учет и контроль РВ и PAО на ведомственном уровне;
     2) разработку и утверждение в установленном порядке ведомственных
нормативных правовых актов по вопросам учета и контроля РВ и РАО;
     3) деятельность      ведомственных     информационноаналитических
организаций и центров сбора,  обработки и передачи информации  системы
учета  и  контроля  РВ  и  РАО  -  далее именуемых ВИАЦ.  Информация о
создании ВИАЦ,  их реквизитах, назначении руководителей направляется в
Минатом России;
     4) представление  информации  об  учете  и  контроле  РВ  и   РАО
подведомственными организациями в ЦИАЦ и ВИАЦ;
     5) проведение научных,  методических и технических  разработок  в
области создания, функционирования и совершенствования системы учета и
контроля РВ и РАО.
     4.6. Основные   задачи   и   функции  информационно-аналитических
центров учета и контроля РВ и РАО всех уровней:
     1) сбор,  контроль и обработка информации о наличии, перемещении,
переработке, утилизации, хранении, захоронении РВ и РАО;
     2) обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления
баз данных, обобщение и анализ информации;
     3) ведение  кадастров  РАО,  пунктов  их  хранения и захоронения,
загрязненных радионуклидами территорий,  находящихся в  пределах  зоны
наблюдения организаций;
     4) передача  информации  в   установленном   порядке   в   другие
информационно-аналитические центры системы учета и контроля РВ и РАО;
     5) подготовка  информационных  и  аналитических   материалов   по
вопросам учета и контроля РВ и РАО;
     6) формирование предложений по совершенствованию системы учета  и
контроля РВ и РАО;
     7) участие  в  проведении  научных,  методических  и  технических
разработок  в  области создания,  функционирования и совершенствования
системы учета и контроля РВ и РАО.
     4.7. Порядок    деятельности    центрального,    региональных   и
ведомственных информационно-аналитических организаций и центров сбора,
обработки  и  передачи  информации  системы  учета и контроля РВ и РАО
(ИАЦ)  определяется  Минатомом   России,   соответствующими   органами
исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации и федеральными
органами исполнительной власти.

      5. Порядок ведения учета и контроля радиоактивных веществ
                       и радиоактивных отходов

     5.1. Государственный учет и контроль РВ  и  РАО  основывается  на
данных    первичного    учета    за   производством,   использованием,
переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением РВ и
РАО,  проводимого в организациях, включая перемещение через таможенную
границу.  Учет РВ и РАО ведется  по  количеству,  объему,  активности,
радионуклидному  составу,  пунктам (местам) их нахождения,  хранения и
захоронения.   Порядок   ведения   первичного    учета    определяется
требованиями  федеральных норм и правил учета и контроля РВ и РАО.  До
введения  упомянутых  нормативных  документов  используется  временное
положение  о государственном учете и контроле РВ и РАО в организациях,
утверждаемое  Минатомом  России  по  согласовании  с   Госатомнадзором
России, Минздравом России, Госкомэкологией России.
     5.2 Организации,   осуществляющие   деятельность,   связанную   с
использованием и перемещением РВ и РАО,  при их передаче и получении в
течение десяти дней информируют региональные и  ведомственные  ИАЦ  по
формам  представления  оперативной информации,  утверждаемым Минатомом
России.
     5.3 Информация  о  наличии  и перемещении РВ и РАО организациями,
подведомственными   федеральным   органам    исполнительной    власти,
Российской  академии наук направляется в соответствующие ведомственные
ИАЦ,  а организациями, не входящими в вышеперечисленные структуры, - в
региональные ИАЦ, Государственный научный центр Российской Федерации -
Российский научный центр "Курчатовский институт" направляет  указанную
информацию непосредственно в ЦИАЦ.
     5.4. Организации - изготовители,  поставщики  РВ,  радионуклидных
источников, приборов (аппаратов, установок), включающих радионуклидные
источники,  а  также  организации,  осуществляющие   их   переработку,
хранение  и  захоронение  не  реже  одного  раза  в квартал сообщают в
ведомственные ИАЦ информацию  о  передаче  (получении)  РВ  по  формам
представления оперативной информации, утверждаемым Минатомом России.
     5.5. Организации,  осуществляющие  деятельность  с  РВ   и   РАО,
ежегодно   представляют  в  ИАЦ  соответствующих  уровней  сведения  о
наличии, поступлении, передаче их по формам, утверждаемым Госкомстатом
России.
     5.6. Для определения физического наличия  РВ  и  РАО  организации
проводят инвентаризацию:
     1) РВ и мест их нахождения - ежегодно в соответствии с положением
о   проведении   инвентаризации  радиоактивных  веществ,  утверждаемым
Минатомом России;
     2) РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки
РАО,  а также загрязненных радионуклидами  территорий,  находящихся  в
пределах  зоны  наблюдения  организаций,  -  один  раз  в  пять  лет в
соответствии с положением о  проведении  инвентаризации,  утверждаемым
Минатомом России.
     5.7 В    случаях    изменения    организационно-правовой    формы
организации,  ее  ликвидации  или  реорганизации,  полного прекращения
работ с РВ или РАО,  установления факта хищения,  несанкционированного
воздействия  на  пункты  (места)  нахождения  или хранения РВ или РАО,
после  ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций   целесообразно
проводить внеочередную инвентаризацию РВ и РАО.
     5.8. При обнаружении в организации потерь,  а также найденных или
неучтенных   РВ   и   РАО,   она  немедленно  информирует  вышестоящую
организацию,  органы внутренних  дел  и  государственного  надзора  за
радиационной   безопасностью   и   соответствующие   региональные  или
ведомственные ИАЦ. Найденные и неучтенные РВ и РАО ставятся на учет.
     5.9. Руководители  организаций  и  ИАЦ  несут  ответственность за
своевременность,  достоверность и  полноту  представляемых  данных  по
учету   РВ   и  РАО  в  соответствии  с  законодательством  Российской
Федерации.
     5.10. Региональные и ведомственные ИАЦ при получении информации о
перемещении РВ и РАО в течение десяти дней представляют эти сведения в
ЦИАЦ.
     5.11. Руководители ИАЦ  всех  уровней,  руководители  организаций
обеспечивают  конфиденциальность  информации  с  целью  ее  защиты  от
несанкционированного доступа,  несут  ответственность  за  обеспечение
режима     конфиденциальности    в    соответствии    с    действующим
законодательством  Российской  Федерации.   Сбор,   анализ   и   обмен
информацией,   содержащей   сведения,  представляющие  государственную
тайну, осуществляются в соответствии с законом Российской Федерации "О
государственной  тайне"  и  другими  действующими нормативными актами,
принятыми в соответствии с указанным законом.
     5.12 Государственный   таможенный  комитет  Российской  Федерации
направляет в ЦИАЦ информацию о перемещении РВ и РАО  через  таможенную
границу  Российской  Федерации  при экспорте и импорте.  Сроки и объем
представляемой информации  определяется  соглашением  между  Минатомом
России и ГТК России.

  6. Взаимодействие Минатома России с другими федеральными органами
   исполнительной власти по вопросам учета и контроля радиоактивных
                   веществ и радиоактивных отходов

     6.1 Взаимодействие Минатома России осуществляется с целью:
     1) организации  поиска  утраченных или установления происхождения
найденных РВ и РАО - с МВД России и ФСБ России;
     2) разработки  мероприятий по предотвращению воздействия РВ и РАО
на  население,  недра  и  окружающую  среду  -  с  Минздравом  России,
Госкомэкологией России, Госгортехнадзором России и МЧС России;
     3) информационного обмена с федеральными органами  исполнительной
власти.
     6.2 Взаимодействие   Минатома   России   с  другими  федеральными
органами исполнительной власти осуществляется для обеспечения полноты,
достоверности и актуальности информации по следующим вопросам:
     1) государственного учета и контроля РВ и РАО;
     2) единого  государственного регистра предприятий и организаций -
совместно с Госкомстатом России;
     3) единой  государственной  автоматизированной  системы  контроля
радиационной   обстановки;   государственной   системы   радиационного
мониторинга окружающей среды;  государственного кадастра РАО,  пунктов
их  хранения  и захоронения,  загрязненных радионуклидами территорий -
совместно с Госкомэкологией России;
     4) единой   российской   системы   предупреждения   и  ликвидации
чрезвычайной ситуации - совместно с МЧС России.
     6.3 Взаимодействие  Минатома  России  с  Госатомнадзором  России,
Минздравом России, МВД России, ФСБ России, МЧС России, Госкомэкологией
России, ГТК России осуществляется в порядке, определяемым специальными
соглашениями  между  Минатомом  России   и   указанными   федеральными
органами.

     7. Обучение и подготовка персонала по государственному учету
       и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

     7.1. Подготовка и переподготовка персонала,  осуществляющего учет
и  контроль  на всех уровнях,  проводится на базе институтов повышения
квалификации руководящих работников и специалистов Минатома России  по
программам,   утвержденным   Минатомом   России   и   согласованным  с
заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной   власти   и
органами   исполнительной   власти   субъектов  Российской  Федерации.
Программы и порядок обучения определяются отдельными документами.
     7.2. На    базе    ЦИАЦ    организуется   постоянно   действующий
консультационный пункт  по  вопросам,  связанным  с  функционированием
системы учета и контроля.

Министр по атомной энергии
Российской Федерации
                                                           Е.О. Адамов
11 октября 1999 г.

----------------------
     * Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 42, ст.
4782
     ** Собрание законодательства Российской Федерации,  1995,  N  48,
ст. 4552
     *** Собрание законодательства Российской Федерации,  1995,  N 44,
ст. 4184

Зарегистрировано в Минюсте РФ 11 ноября 1999 г.
Регистрационный N 1976