О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ГОСУДАРСТВАМИ - УЧАСТНИКАМИ СНГ И ГОСУДАРСТВАМИ БАЛТИИ НА 1999-2000 ГОДЫ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 12 ноября 1999 г. N 1241 (НТЦС) В целях развития сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в гуманитарной сфере, в интересах укрепления взаимопонимания между народами, сохранения национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих в этих странах, Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить государственным заказчиком Программы Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств. Финансирование Программы в 1999 году осуществлять за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на оказание помощи соотечественникам, проживающим в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации включить Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию в 2000 году за счет средств федерального бюджета. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 1999 г. N 1241 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" ____________________________________________________________________ Наименование Программы | - федеральная целевая программа | "Гуманитарное сотрудничество | Российской Федерации с государствами | - участниками СНГ и государствами | Балтии на 1999-2000 годы" __________________________|_________________________________________ Государственный заказчик | - Министерство Российской Федерации по | делам Содружества Независимых | Государств __________________________|_________________________________________ Основные разработчики | - Министерство Российской Федерации по Программы | делам Содружества Независимых | Государств, Министерство иностранных | дел Российской Федерации, | Министерство по делам федерации и | национальностей Российской Федерации, | Министерство образования Российской | Федерации, Министерство культуры | Российской Федерации, Министерство | труда и социального развития | Российской Федерации, Министерство | здравоохранения Российской Федерации, | Министерство финансов Российской | Федерации __________________________|_________________________________________ Сроки реализации Программы| - 1999-2000 годы __________________________|_________________________________________ Цель Программы | - развитие сотрудничества Российской | Федерации с государствами - | участниками СНГ и государствами | Балтии в гуманитарной сфере в | интересах укрепления взаимопонимания | между народами, сохранения и развития | национально-культурной самобытности | российских соотечественников в этих | странах __________________________|_________________________________________ Задачи Программы | - содействие сохранению культурного | наследия, защита нравственных и | духовных ценностей каждого народа, | создание благоприятных условий для | расширения контактов между | представителями общественности. | Поддержка национально-культурной | самобытности российских | соотечественников за рубежом, | расширение их духовных связей с | Россией __________________________|_________________________________________ Объемы и источники | - средства, предусмотренные в расходах финансирования | федерального бюджета по разделу | "Международная деятельность" на | оказание помощи соотечественникам, | проживающим в государствах - | участниках СНГ и государствах | Прибалтики, в размере 100,4 млн. | рублей, в том числе в 1999 году - | 50,2 млн. рублей и в 2000 году - | 50,2 млн. рублей (проект) __________________________|_________________________________________ Система координации и | - координацию реализации Программы организации | осуществляет государственный заказчик контроля за исполнением | - Министерство Российской Федерации Программы | по делам Содружества Независимых | Государств совместно с Министерством | иностранных дел Российской Федерации, | Министерством по делам федерации и | национальностей Российской Федерации. | Контроль за реализацией Программы | осуществляет Правительственная | комиссия по делам соотечественников | за рубежом __________________________|_________________________________________ 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами Многостороннее и взаимовыгодное гуманитарное сотрудничество между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии становится сегодня одним из условий утверждения взаимопонимания между странами и народами. В первую очередь это связано с тем, что решение проблем человека и гражданина, защита его неотъемлемых прав и свобод, предоставление возможности индивидуального и социального развития закладывают фундамент добрососедских отношений, предотвращают возникновение противоречий на межнациональной и межконфессиональной почве. Гуманитарное сотрудничество - это важнейшее средство достижения взаимопонимания, формирования открытого общества в государствах - участниках СНГ, расширения перспектив взаимовыгодных контактов во всех сферах социальной, духовной и политической жизни. Недооценка проблем гуманитарного сотрудничества ведет к искажению исторической правды, взаимному недоверию и ограниченности партнерства. В последние годы между государствами - участниками СНГ заключено более 100 межгосударственных и межправительственных соглашений по вопросам культуры, образования, массовой информации, здравоохранения, охраны окружающей среды, миграции и в области социально-трудовых отношений. В настоящее время действуют 18 долгосрочных целевых программ, достигнуты договоренности о воссоздании единого образовательного и информационного пространства, о предоставлении дополнительных льгот инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, проработаны вопросы предоставления гражданам государств - участников СНГ равных условий медицинского обслуживания, восстановлено ежедневное вещание межгосударственной телерадиокомпании "Мир" на канале Общественного российского телевидения. Сформирована правовая база взаимодействия в области пенсионного обеспечения, охраны труда, социальной поддержки инвалидов, ветеранов, детей и пожилых людей. Нормативно-правовая база в Российской Федерации позволяет расширять сотрудничество с государствами - участниками СНГ в гуманитарной сфере. Основой этой работы является Стратегический курс Российской Федерации с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 940, где вопросы гуманитарного сотрудничества выделены в специальный раздел. Существенным укреплением законодательной базы явилось принятие Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Наряду с федеральными органами государственной власти вопросами гуманитарного сотрудничества все активнее занимаются субъекты Российской Федерации, общественные объединения. Особого внимания заслуживают проблемы, стоящие перед нашими соотечественниками в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. Затягивается решение вопросов создания российских информационно-культурных центров в этих государствах. Особую остроту приобрела проблема обеспечения соотечественников за рубежом учебниками на родном языке. Осуществленные ранее меры не могут быть признаны вполне удовлетворительными и эффективными. Российская Федерация изыскивает оптимальные и компромиссные формы многостороннего, взаимовыгодного гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и государств Балтии. На развитии сотрудничества России с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в гуманитарной сфере отрицательно сказывается отсутствие скоординированной государственной политики в области гуманитарного сотрудничества, в изучении и рациональном использовании федеральных и региональных возможностей, в том числе имеющихся финансовых ресурсов. Анализ современного состояния гуманитарного сотрудничества государств - участников СНГ и государств Балтии позволяет выделить следующие факторы, определяющие необходимость решения проблемы программными методами: острота геополитических, международно-правовых, социально-экономических и научно-технических аспектов сотрудничества в гуманитарной сфере; комплексность проблемы, требующая координации деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и организаций различного профиля. Переход к использованию рыночных регуляторов экономики, изменение функций федеральных органов исполнительной власти, установление новых отношений центра и субъектов Российской Федерации, несоответствие в ряде случаев имеющейся нормативно-правовой базы и складывающихся экономических отношений предопределяют необходимость государственного управления решением неотложных задач в гуманитарной сфере. В рамках федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" (далее именуется - Программа) должно быть обеспечено взаимодействие деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также субъектов хозяйствования различных организационно-правовых форм. 2. Основные цели и задачи Программы. Сроки ее реализации Целями Программы являются развитие сотрудничества Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в социально-гуманитарной сфере в интересах укрепления взаимопонимания между народами, сохранение их национально-культурной самобытности. Для достижения указанных целей предполагается решить следующие приоритетные задачи: осуществление социальной, культурной, духовной и международно-правовой поддержки соотечественников в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии; создание оптимальных условий для реализации неотъемлемых прав граждан на занятость, социальное обеспечение, отдых, национальную самобытность; разработка и принятие единых стандартов в области медицинского обслуживания, образования, доступа к информации и достижениям культуры; обеспечение возможности получения русскоязычной молодежью образования на родном языке и сохранение роли русского языка как языка межнационального общения. Сроки реализации Программы - 1999-2000 годы. В 1999 году намечается: создание нормативно-правовой базы на государственном и межгосударственном уровне, научно-методических основ и организационно-экономических механизмов реализации Программы; содействие адаптации соотечественников к условиям проживания в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии при сохранении своей национально-культурной самобытности. В 2000 году предусматривается: обеспечение взаимовыгодной межгосударственной интеграции в гуманитарной сфере; воссоздание информационного, культурного и образовательного пространства; создание условий для обеспечения социальной защиты граждан, расширения для русскоязычной молодежи возможности получения образования на родном языке. Предполагается, что реализация мероприятий Программы создаст условия для продолжения в последующие годы работы по разработке совместных проектов и программ создания межгосударственных общественных структур в сфере информационного обеспечения, науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта и туризма в целях взаимообогащающего развития сотрудничества между государствами. Перечень мероприятий Программы представлен в приложении. 3. Система программных мероприятий Поддержка образования на русском языке Предусматривается проведение работы по удовлетворению потребностей в области образования соотечественников за рубежом. С этой целью на базе российско-национальных университетов, а также ведущих российских вузов и институтов повышения квалификации работников образования субъектов Российской Федерации планируется провести переподготовку и повышение квалификации учителей школ и преподавателей образовательных учреждений с обучением на русском языке, находящихся на территории государств - участников СНГ и государств Балтии, проводится работа по поддержке одаренной молодежи из числа соотечественников, проживающих в этих государствах. Предусмотрено безвозмездное выделение учебников и учебной литературы школам с обучением на русском языке. Предполагается: организовать профессиональную переподготовку не менее 770 учителей русской словесности, преподавателей других гуманитарных предметов школ с обучением на русском языке, провести 2 финальных тура школьных олимпиад по предметам; направить в школы с обучением на русском языке не менее 700 тыс.учебников и учебно-методических пособий; оснастить 7 школ с обучением на русском языке и 3 российско-национальных университета комплектами оборудования (техническими средствами обучения). Поддержка русской культуры за рубежом Предусматриваются меры по поддержке очагов русской культуры, играющих важнейшую роль в сохранении культурного влияния России на сопредельные страны и национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. Намечается: ежегодное проведение форума соотечественников с целью выработки мер по поддержке национально-культурной самобытности соотечественников, проживающих за рубежом; направление режиссеров российских театров для постановки спектаклей по произведениям классиков русской литературы на сцене русских профессиональных театров за рубежом; организация на территории субъектов Российской Федерации передвижных тематических выставок русских художников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии. Поддержка социально не защищенных слоев населения из числа соотечественников за рубежом Предусматривается: оказание содействия инвалидам и ветеранам Великой Отечественной войны и труда из числа соотечественников, проживающих за рубежом, при осуществлении их медико-санаторной реабилитации в Российской Федерации и в странах проживания, организация оздоровительного отдыха 400 детей соотечественников в детских лагерях, расположенных в Российской Федерации, содействие социально не защищенным соотечественникам в приобретении дорогостоящих медикаментов и лечении, требующем материальных затрат; организация приема молодежи из государств - участников СНГ и государств Балтии в лагеря труда и отдыха, профильные лагеря, расположенные на территории субъектов Российской Федерации. Формирование правовой базы для осуществления поддержки соотечественников за рубежом Будет продолжено формирование правовой базы для осуществления государственной политики в отношении соотечественников, проживающих за рубежом, а также договорно-правовой базы сотрудничества с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии в сфере реализации коллективных прав человека на национально-культурную самобытность. Разрабатываются меры по реализации Федерального закона "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом", а также будут подготовлены межправительственные соглашения с Таджикистаном, Белоруссией, Казахстаном, Молдавией и Украиной в области содействия развитию национально-культурной самобытности национальных меньшинств. 4. Механизм реализации и организация управления Программой В качестве основных механизмов реализации программных мероприятий будут использованы: развитие многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества в гуманитарной сфере с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии; заключение межправительственных соглашений в области содействия обеспечению права народов на национально-культурную самобытность; взаимодействие с общественными организациями соотечественников за рубежом; расширение участия субъектов Российской Федерации в реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом; финансирование за счет средств федерального бюджета программных мероприятий. Министерство Российской Федерации по делам Содружества Независимых Государств совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством по делам федерации и национальностей Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими федеральными органами исполнительной власти - основными разработчиками Программы представляют ежегодно в Правительственную комиссию по делам соотечественников за рубежом отчеты о ее реализации. 5. Оценка эффективности социально-экономических последствий реализации Программы Реализация Программы позволит: развить взаимовыгодное сотрудничество в гуманитарной области между государствами - участниками СНГ и государствами Балтии; ускорить процесс адаптации соотечественников, проживающих в государствах - участниках СНГ и государствах Балтии, к новым социально-экономическим и политическим реалиям стран проживания, удовлетворить их информационные, культурные и образовательные потребности, а также обеспечить социально-трудовые права; сохранить русский язык как условие обеспечения национально-культурной самобытности соотечественников за рубежом, средство межнационального общения народов наших стран; обеспечить общеобразовательные школы, ведущие обучение на русском языке, учебниками, изданными в Российской Федерации и позволяющими осуществлять учебно-воспитательный процесс на современном уровне. Осуществление намеченных в Программе мероприятий благоприятно скажется на углублении и расширении всех направлений взаимовыгодного сотрудничества наших стран. ПРИЛОЖЕНИЕ к федеральной целевой программе "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с государствами - участниками СНГ и государствами Балтии на 1999-2000 годы" ______________________________________________________________________________________ | | |Стоимость | |Срок | | - | В том |исполнения| Исполнитель |всего | числе | | |(млн. |_________________ | | |рублей) | 1999 | 2000 | | | | год | год ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ I. Поддержка образования на русском языке | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 1. Организация повышения | 1999 - | Минобразование | 13,1 | 6,6 | 6,5 квалификации | 2000 | России, | | | учителей и | годы | Минсодружество | | | преподавателей | | России, | | | образовательных | | Миннац России | | | учреждений | | | | | с русским языком | | | | | обучения, | | | | | проживающих в | | | | | государствах - | | | | | участниках СНГ и | | | | | государствах | | | | | Балтии, на базе | | | | | российско-национальных | | | | | университетов, а также | | | | | ведущих | | | | | российских вузов и | | | | | институтов | | | | | повышения квалификации | | | | | работников | | | | | образования субъектов | | | | | Российской | | | | | Федерации | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 2. Подготовка методической | 1999 - | Минобразование | 1 | - | 1 литературы | 2000 | России, | | | для учителей русской | годы | Минсодружество | | | словесности | | России, | | | и других гуманитарных | | МИД России, | | | предметов | | Миннац России, | | | общеобразовательных | | Российская | | | школ, | | академия | | | находящихся на | | образования, | | | территории | | Московский | | | государств - участников | | государственный| | | СНГ | | университет | | | и государств Балтии | | имени | | | | | М.В.Ломоносова | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 3. Проведение международных| 2000 | Минобразование | 2 | - | 2 школьных | год | России, | | | олимпиад | | Минсодружество | | | | | России, | | | | | МИД России, | | | | | Миннац России, | | | | | Российская | | | | | академия | | | | | образования, | | | | | Московский | | | | | государственный| | | | | университет | | | | | имени | | | | | М.В.Ломоносова | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 4. Закупка и поставка | 1999 - | Минобразование | 24,2 | 19,2| 5 учебников | 2000 | России, | | | и учебной литературы для| годы | Минсодружество | | | школ | | России, | | | с обучением на русском | | МИД России, | | | языке | | Миннац России | | | и российско-национальных| | | | | университетов, | | | | | находящихся на | | | | | территории | | | | | государств - участников | | | | | СНГ и государств Балтии | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 5. Поставка оборудования | 2000 | Минобразование | 3,5 | - | 3,5 для | год | России, | | | школ с обучением на | | Минсодружество | | | русском | | России, | | | языке и | | МИД России, | | | российско-национальных | | ГТК России, | | | университетов, | | Миннац России | | | находящихся | | | | | на территории | | | | | государств - участников | | | | | СНГ | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 2. Поддержка русской культуры за рубежом | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 6. Проведение ежегодно | 1999 - | Минсодружество | 3,2 | 1,2 | 2 форума | 2000 | России, | | | соотечественников | годы | МИД России, | | | | | Миннац России, | | | | | Минкультуры | | | | | России, | | | | | Минобразование | | | | | России | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 7. Поддержка русской | 1999 - | Минкультуры | 8,9 | 5,7 | 3,2 культуры | 2000 | России, | | | в государствах - | годы | Минсодружество | | | участниках | | России, | | | СНГ и государствах | | МИД России, | | | Балтии | | Миннац России | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 8. Организация тематических| 2000 | Минкультуры | 1 | - | 1 выставок | год | России, | | | произведений русской | | Минсодружество | | | творческой | | России, | | | интеллигенции государств| | МИД России, | | | - участников | | Миннац России | | | СНГ и государств Балтии | | | | | в субъектах Российской | | | | | Федерации | | | | | | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 9. Поддержка средств | 1999 - | МПТР России, | 8 | 5 | 3 массовой | 2000 | Минсодружество | | | информации | годы | России, | | | соотечественников | | МИД России, | | | за рубежом | | Миннац России | | | | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 10. Поддержка российских | 1999 - |Росзарубежцентр, | 5 | 2,5 | 2,5 информационно-культурных| 2000 |Минсодружество | | | центров | годы |России, | | | | |МИД России, | | | | |Миннац России, | | | | |Минкультуры | | | | |России | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 11. Проведение I съезда | 1999 |Минсотрудничество| 3 | 3 | - российских | год |России, | | | соотечественников, | |МИД России, | | | проживающих | |Миннац России, | | | за рубежом | |МПТР России, | | | | |Минфин России | | | | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 3. Поддержка социально не защищенных слоев населения из числа российских соотечественников за рубежом ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 12. Организация | 2000 | Госкоммолодежи | 4 | - | 4 оздоровительного | год | России, | | | отдыха детей | | Минсодружество | | | соотечественников | | России, | | | в детских лагерях | | Миннац России, | | | Российской | | Минобразование | | | Федерации | | России, | | | | | Минтруд России | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 13. Организация приема | 1999 - | Госкоммолодежи | 1,5 | - | 1,5 молодежи | 2000 | России, | | | из государств - | годы | Минсодружество | | | участников | | России, | | | СНГ и государств Балтии | | Миннац России | | | в лагеря труда и отдыха,| | | | | профильные лагеря, | | | | | расположенные на | | | | | территории субъектов | | | | | Российской Федерации | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 14. Организация медицинской | 2000 | Минсодружество | 2 | - | 2 реабилитации | год | России, | | | ветеранов Великой | | Минздрав | | | Отечественной | | России, | | | войны - российских | | МИД России, | | | соотечественников | | Минтруд России | | | в санаторно-лечебных | | | | | учреждениях, | | | | | находящихся в | | | | | Российской | | | | | Федерации и странах | | | | | проживания | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 15. Пополнение фондов | 1999 - | Минсодружество | 20 | 10 | 10 финансовых | 2000 | России, | | | средств для экстренной | годы | МИД России, | | | гуманитарной | | Миннац России | | | помощи | | | | | соотечественникам | | | | | в посольствах | | | | | Российской | | | | | Федерации в | | | | | государствах | | | | | - участниках СНГ и | | | | | государствах | | | | | Балтии | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 4. Формирование правовой базы поддержки соотечественников за рубежом ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 16. Разработка мер по | 1999 - |Правительственная| | | реализации | 2000 |комиссия | | | Федерального закона "О | годы |по делам | | | государственной | |соотечественников| | | политике Российской | |за рубежом | | | Федерации | | | | | в отношении | | | | | соотечественников | | | | | за рубежом" | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ 17. Подготовка | | МИД России, | - | | межправительственных | | Минсодружество | | | соглашений об оказании | | России, | | | содействия | | Миннац России, | | | в удовлетворении | | Минюст России, | | | духовно-культурных | | Минкультуры | | | потребностей | | России | | | национальных | | | | | меньшинств: | | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ с Республикой | 1999 | | | | Таджикистан | год | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ с Республикой | 1999 | | | | Белоруссия | год | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ с Республикой Казахстан | 2000 | | | | | год | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ с Республикой Молдова | 2000 | | | | | год | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ с Украиной | 2000 | | | | | год | | | | ____________________________|__________|_________________|__________|________|________ |