О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 2 ноября 1999 г. N 393 (НЦПИ) В соответствии с решением коллегии Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 апреля 1999 года протокол N 7 "О номенклатуре специальностей врачей и провизоров в системе здравоохранения Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить Порядок внесения изменений в номенклатуру (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской Федерации (Приложение). 2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации Онищенко Г.Г. Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л. ШЕВЧЕНКО 2 ноября 1999 г. N 393 Приложение УТВЕРЖДЕН Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 2 ноября 1999 года N 393 ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОМЕНКЛАТУРУ (КЛАССИФИКАТОР) СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Предложения по внесению изменений в номенклатуру (классификатор) представляются в Министерство здравоохранения Российской Федерации руководителями органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, руководителями научных, образовательных медицинских учреждений, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. 2. К предложениям прилагается паспорт специальности, содержащий следующие сведения: 2.1. Наименование специальности. 2.2. Принадлежность специальности к основной или специальности, требующей углубленной подготовки. 2.3. Основные специальности, из которых будет осуществляться углубленная подготовка специалиста. 2.4. Смежные специальности и удельный вес каждой из них. 2.5. Этапы подготовки специалиста: - высшее профессиональное образование (медицинское, фармацевтическое); - послевузовское профессиональное образование (интернатура, ординатура, аспирантура); - дополнительное образование (профессиональная переподготовка). 2.6. Научное и практическое обоснование значимости специальности: - основные признаки специальности (предмет и методы изучения, необходимость длительного изучения, отличительные признаки специальности); - перспективы развития специальности и прогнозируемая потребность в специалистах данного профиля на рынке труда; - основные монографии, статьи и т.д.; - патенты и авторские свидетельства; - экономическое обоснование. 2.7. Положение о специалисте. 2.8. Квалификационная характеристика специалиста. 2.9. Учебные планы и профессионально - образовательные программы подготовки в интернатуре, ординатуре. 2.10. Образовательные программы профессиональной переподготовки. 2.11. Профессионально - квалификационные требования для аттестации специалистов на высшую, первую и вторую квалификационные категории. 2.12. Тестовые задания для проведения квалификационного экзамена на получение сертификата специалиста и для аттестации. 3. Предложения по изменению номенклатуры (классификатора), прошедшие экспертизу в экспертной группе Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации, утверждаются приказом Министра. ------------------------------ Примечание. Определение понятий. НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (специальность по диплому) - совокупность знаний, умений и навыков выпускника ВУЗа по основным профессиональным образовательным программам, обеспечивающим возможность профессиональной деятельности в соответствии с присвоенной квалификацией. ОСНОВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - часть специальности по диплому, в рамках которой она создается, предполагает получение более углубленных профессиональных знаний в сфере деятельности по профилю этой специальности. СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, ТРЕБУЮЩАЯ УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ - часть основной специальности, предполагающая дальнейшее углубление знаний и умений в избранной области профессиональной деятельности. ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ - совокупность знаний, умений и навыков, образующих отдельную медицинскую (фармацевтическую) специальность. Специфическим отличием "предмета изучения" в каждой специальности является признак или группа признаков, свойственных только данной специальности и отсутствующих в других специальностях. МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ - специальные методические приемы, технологии и методики, с помощью которых осуществляется изучение "предмета" каждой специальности. "Методы изучения" составляют систему правил и приемов подхода к изучению явлений и закономерностей, лежащих в основе каждой области медицинских (фармацевтических) знаний. НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (сложность изучаемых явлений) - атрибут самостоятельной специальности. Изучение "предмета" должно занимать свыше 500 часов аудиторных занятий. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ - характеризуются тем, что ни одна специальность не должна составлять более 30% учебного материала от смежной (близкой) специальности. Цели обучения по смежным (близким) специальностям не должны совпадать. Перечень тем, разделов, дисциплин и вопросов, составляющих основу учебных планов образовательных учреждений, должен различаться не менее чем на 70% от аналогичного учебного плана смежной (близкой, родственной и т.п.) специальности. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ И ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ НА РЫНКЕ ТРУДА должны определяться следующими факторами: - ростом определенных заболеваний; - увеличением рабочих мест; - развитием материальной базы (новые виды оборудования, новые методики, новые технологии производства и создание новых лекарственных средств и т.п.); - резервом медицинских (фармацевтических) кадров; - увеличением сети или пропускной способности образовательных учреждений; - созданием новых обучающих технологий. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ - предварительно должны быть определены затраты на подготовку (переподготовку) каждого специалиста, базирующиеся на расчете стоимости его обучения с учетом необходимого времени для насыщения ими регионов, а также стоимости организации одного рабочего места, специализированного отделения, лечебно - профилактического учреждения и т.п. При этом должно учитываться рациональное использование труда специалиста, медицинского оборудования, помещения и т.п. В расчет также должны приниматься стоимостные характеристики оказания специалистом того или иного вида медицинской помощи. Заместитель Начальника Управления кадровой политики М.М. ПАРШИН |