О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ. Приказ. Министерство здравоохранения РФ. 02.11.99 393

      О ПОРЯДКЕ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОМЕНКЛАТУРУ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

                                ПРИКАЗ

                   МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

                           2 ноября 1999 г.
                                N 393

                                (НЦПИ)


     В соответствии с решением коллегии  Министерства  здравоохранения
Российской   Федерации   от  6  апреля  1999  года  протокол  N  7  "О
номенклатуре   специальностей   врачей   и   провизоров   в    системе
здравоохранения Российской Федерации" приказываю:
     1. Утвердить   Порядок   внесения   изменений   в    номенклатуру
(классификатор)  специальностей  специалистов  с  высшим медицинским и
фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения Российской
Федерации (Приложение).
     2. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
Первого  заместителя  Министра  здравоохранения  Российской  Федерации
Онищенко Г.Г.

Министр здравоохранения
Российской Федерации
                                                         Ю.Л. ШЕВЧЕНКО
2 ноября 1999 г.
N 393


                                                            Приложение

                                                             УТВЕРЖДЕН
                                                              Приказом
                                          Министерства здравоохранения
                                                  Российской Федерации
                                                 от 2 ноября 1999 года
                                                                 N 393

                               ПОРЯДОК

          ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В НОМЕНКЛАТУРУ (КЛАССИФИКАТОР)
           СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ СПЕЦИАЛИСТОВ С ВЫСШИМ МЕДИЦИНСКИМ
            И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ В УЧРЕЖДЕНИЯХ
                 ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. Предложения    по    внесению    изменений    в   номенклатуру
(классификатор)   представляются   в   Министерство    здравоохранения
Российской     Федерации     руководителями     органов     управления
здравоохранением и учреждений здравоохранения, руководителями научных,
образовательных медицинских учреждений, профессиональных медицинских и
фармацевтических ассоциаций.
     2. К  предложениям прилагается паспорт специальности,  содержащий
следующие сведения:
     2.1. Наименование специальности.
     2.2. Принадлежность специальности к основной  или  специальности,
требующей углубленной подготовки.
     2.3. Основные  специальности,  из  которых  будет  осуществляться
углубленная подготовка специалиста.
     2.4. Смежные специальности и удельный вес каждой из них.
     2.5. Этапы подготовки специалиста:
     - высшее     профессиональное      образование      (медицинское,
фармацевтическое);
     - послевузовское   профессиональное   образование   (интернатура,
ординатура, аспирантура);
     - дополнительное образование (профессиональная переподготовка).
     2.6. Научное и практическое обоснование значимости специальности:
     - основные  признаки  специальности  (предмет  и методы изучения,
необходимость    длительного    изучения,    отличительные    признаки
специальности);
     - перспективы развития специальности и прогнозируемая потребность
в специалистах данного профиля на рынке труда;
     - основные монографии, статьи и т.д.;
     - патенты и авторские свидетельства;
     - экономическое обоснование.
     2.7. Положение о специалисте.
     2.8. Квалификационная характеристика специалиста.
     2.9. Учебные планы и профессионально - образовательные  программы
подготовки в интернатуре, ординатуре.
     2.10. Образовательные программы профессиональной переподготовки.
     2.11. Профессионально    -    квалификационные   требования   для
аттестации специалистов на высшую,  первую и  вторую  квалификационные
категории.
     2.12. Тестовые задания для проведения квалификационного  экзамена
на получение сертификата специалиста и для аттестации.
     3. Предложения  по   изменению   номенклатуры   (классификатора),
прошедшие  экспертизу  в экспертной группе Совета по кадровой политике
при  Министре  здравоохранения  Российской   Федерации,   утверждаются
приказом Министра.
------------------------------
     Примечание. Определение понятий.

     НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ (специальность по диплому) -  совокупность
знаний,  умений и навыков выпускника ВУЗа по основным профессиональным
образовательным      программам,      обеспечивающим       возможность
профессиональной    деятельности    в   соответствии   с   присвоенной
квалификацией.
     ОСНОВНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - часть специальности по диплому, в рамках
которой  она  создается,  предполагает  получение  более   углубленных
профессиональных   знаний   в   сфере  деятельности  по  профилю  этой
специальности.
     СПЕЦИАЛЬНОСТЬ, ТРЕБУЮЩАЯ  УГЛУБЛЕННОЙ ПОДГОТОВКИ - часть основной
специальности,  предполагающая дальнейшее углубление знаний и умений в
избранной области профессиональной деятельности.
     ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ  -  совокупность  знаний,  умений   и   навыков,
образующих  отдельную  медицинскую  (фармацевтическую)  специальность.
Специфическим отличием  "предмета  изучения"  в  каждой  специальности
является  признак  или  группа  признаков,  свойственных только данной
специальности и отсутствующих в других специальностях.
     МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ  - специальные методические приемы,  технологии и
методики,  с помощью которых осуществляется изучение "предмета" каждой
специальности.  "Методы  изучения" составляют систему правил и приемов
подхода к изучению явлений и закономерностей,  лежащих в основе каждой
области медицинских (фармацевтических) знаний.
     НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛИТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ (сложность изучаемых  явлений)
-  атрибут  самостоятельной специальности.  Изучение "предмета" должно
занимать свыше 500 часов аудиторных занятий.
     ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ  СПЕЦИАЛЬНОСТИ - характеризуются тем,  что
ни  одна  специальность  не  должна  составлять  более  30%   учебного
материала от смежной (близкой) специальности.
     Цели обучения  по  смежным  (близким)  специальностям  не  должны
совпадать.  Перечень тем, разделов, дисциплин и вопросов, составляющих
основу учебных планов образовательных учреждений,  должен  различаться
не  менее чем на 70%  от аналогичного учебного плана смежной (близкой,
родственной и т.п.) специальности.
     ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  СПЕЦИАЛЬНОСТИ  И ПРОГНОЗИРУЕМАЯ ПОТРЕБНОСТЬ
НА РЫНКЕ ТРУДА должны определяться следующими факторами:
     - ростом определенных заболеваний;
     - увеличением рабочих мест;
     - развитием  материальной  базы  (новые виды оборудования,  новые
методики, новые технологии производства и создание новых лекарственных
средств и т.п.);
     - резервом медицинских (фармацевтических) кадров;
     - увеличением  сети  или  пропускной  способности образовательных
учреждений;
     - созданием новых обучающих технологий.
     ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ - предварительно должны быть определены
затраты    на   подготовку   (переподготовку)   каждого   специалиста,
базирующиеся на расчете стоимости его обучения с  учетом  необходимого
времени  для  насыщения  ими  регионов,  а также стоимости организации
одного  рабочего  места,  специализированного  отделения,  лечебно   -
профилактического  учреждения  и  т.п.  При  этом  должно  учитываться
рациональное    использование    труда    специалиста,    медицинского
оборудования,  помещения  и  т.п.  В  расчет  также должны приниматься
стоимостные характеристики оказания специалистом того или  иного  вида
медицинской помощи.

Заместитель Начальника
Управления кадровой политики
                                                           М.М. ПАРШИН