О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, УТВЕРЖДЕННЫЕ ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМИКИ РОССИИ ОТ 29 АВГУСТА 1997 Г. N 96 ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИКИ РФ 5 ноября 1999 г. N 481 (НЦПИ) Приказываю: Внести изменения и дополнения в Правила подготовки нормативных правовых актов Министерства экономики Российской Федерации и их государственной регистрации, утвержденные Приказом Минэкономики России от 29 августа 1997 г. N 96, изложив их в новой редакции согласно приложению. Министр А. ШАПОВАЛЬЯНЦ Приложение к Приказу Минэкономики России от 5 ноября 1999 г. N 481 ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ (УТВЕРЖДЕНЫ ПРИКАЗОМ МИНЭКОНОМИКИ РОССИИ ОТ 29 АВГУСТА 1997 Г. N 96) Настоящие правила разработаны в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 33, ст. 3895; N 50, ст. 5689; 1998, N 47, ст. 5771; 1999, N 8, ст. 1026) и Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 14 июля 1999 г. N 217 "Об утверждении Разъяснений о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 1999, N 31). I. Подготовка нормативных правовых актов Минэкономики России 1. Нормативные правовые акты Минэкономики России (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе Минэкономики России в пределах его компетенции. 2. При подготовке нормативных правовых актов рекомендуется руководствоваться следующими определениями нормативного правового акта и правовой нормы: нормативный правовой акт - письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм; правовая норма - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение. 3. Нормативные правовые акты издаются в виде приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы Минэкономики России не вправе издавать нормативные правовые акты. 4. Нормативный правовой акт может быть издан Минэкономики России совместно с несколькими федеральными органами исполнительной власти или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, иными органами и организациями. Нормативный правовой акт считается изданным совместно, если он подписан (утвержден) руководителями (лицами, исполняющими обязанности руководителей) нескольких федеральных органов исполнительной власти. Если в соответствии с законодательством Российской Федерации согласование нормативного правового акта является обязательным, а также если в нем содержатся положения, нормы и поручения, касающиеся других федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций, проект нормативного правового акта подлежит согласованию, которое оформляется визами руководителей либо заместителей руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных органов и организаций. Виза включает в себя наименование должности руководителя или заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти (иного органа) и личную подпись визирующего, а также расшифровку подписи и дату. Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника нормативного правового акта. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально - трудовые права работников, рассматриваются и принимаются Минэкономики России с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Проекты правовых актов нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, а также проекты нормативно - технических и инструктивно - методических документов, регламентирующие хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды, подлежат обязательной государственной экологической экспертизе, проводимой на федеральном уровне. 5. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно или несколько структурных подразделений Минэкономики России с учетом их функций и компетенции. При этом определяются круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой работе. В подготовке проекта нормативного правового акта участвует Юридическое управление Минэкономики России. Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок. Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых Минэкономики России совместно с одним или несколькими федеральными органами исполнительной власти (иными органами), могут создаваться рабочие группы. 6. В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, практика применения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также данные социологических и иных исследований, если таковые проводились. 7. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются. Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую нумерацию. Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки. 8. При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных правовых актах могут воспроизводиться отдельные положения актов законодательства Российской Федерации. При этом нормативный правовой акт должен иметь ссылки на эти акты и на официальный источник их опубликования ("Российскую газету", Собрание законодательства Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации и др.). В случае ссылки на акты законодательства Российской Федерации без воспроизведения их отдельных положений указание на официальный источник опубликования также является необходимым. В случае воспроизведения в нормативном правовом акте отдельных положений нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации, а также в случае ссылки на них необходимо указывать их наименование, полное наименование федерального органа исполнительной власти, издавшего (принявшего) акт, дату издания (принятия), номер, а также регистрационный номер, присвоенный им Минюстом России при государственной регистрации, и дату государственной регистрации. Ссылка в нормативном правовом акте на нормативный правовой акт федерального органа исполнительной власти, иного органа (организации), не прошедший государственную регистрацию, не допускается. 9. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения. На приложении указывается, каким документом оно утверждено. Представляемый для регистрации в Минюст России нормативный правовой акт с приложениями должен иметь сквозную нумерацию страниц. 10. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их частей. В случае отмены Минэкономики России нормативного правового акта, зарегистрированного в Минюсте России, соответствующий документ об отмене должен быть представлен на государственную регистрацию в установленном порядке. Нормативные правовые акты, изданные Минэкономики России совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями), изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти (иными органами, организациями). Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту. При необходимости внесения изменений и дополнений в несколько нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте России, изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом. Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ, за исключением случая, когда акт был издан в виде, не предусмотренном абзацем первым пункта 3 настоящих Правил. В таком случае изменения в нормативный правовой акт необходимо вносить приказом. Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, изданные в виде правил, инструкций и положений, также необходимо вносить приказом. 11. Если при подготовке нормативного правового акта выявились необходимость внесения существенных изменений и дополнений в ранее изданные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу нескольких актов, а также если в акт неоднократно вносились изменения, которые затрудняют чтение и применение нормативного правового акта, то в целях упорядочения разрабатывается новый единый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в ранее изданных актах нормативные предписания. При необходимости внесения изменений и дополнений в нормативный правовой акт, изданный до введения государственной регистрации, если он содержит признаки, указанные в пункте 13 настоящих Правил, разрабатывается единый новый акт. 12. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован начальником Юридического управления Минэкономики России. Начальник Юридического управления визирует только те проекты нормативных правовых актов, которые были предварительно согласованы со всеми заинтересованными структурными подразделениями Минэкономики России. Копия завизированного начальником Юридического управления проекта нормативного правового акта должна быть представлена в Юридическое управление в машиночитаемой форме. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) Министром экономики Российской Федерации или лицом, исполняющим его обязанности. Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь следующие реквизиты: наименование органа (органов), издавшего акт; наименование вида акта и его название; дата подписания (утверждения) акта и его номер; наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт. Нормативный правовой акт, изданный совместно с другими федеральными органами исполнительной власти, должен иметь соответствующие номера и единую дату. II. Государственная регистрация нормативных правовых актов Минэкономики России 13. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты: а) содержащие правовые нормы, затрагивающие: гражданские, политические, социально - экономические и иные права, свободы и обязанности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства; гарантии осуществления прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленные в Конституции Российской Федерации и иных законодательных актах Российской Федерации; механизм реализации прав, свобод и обязанностей; б) устанавливающие правовой статус организаций - типовые, примерные положения (уставы) об органах (например, территориальных), организациях, подведомственных Минэкономики России, а также устанавливающие правовой статус организаций, выполняющих в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельные наиболее важные государственные функции; в) имеющие межведомственный характер, то есть содержащие правовые нормы, обязательные для других федеральных органов исполнительной власти и (или) иных органов (организаций), не входящих в систему Минэкономики России (других федеральных органов исполнительной власти, совместно с Минэкономики России утвердивших акт). При этом на государственную регистрацию направляются нормативные правовые акты, обладающие как одним из указанных признаков, так и несколькими. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия (постоянно действующие или временные), в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. 14. Минэкономики России направляет на государственную регистрацию указанные в пункте 13 настоящих Правил подписанные (утвержденные) нормативные правовые акты. В случае возникновения сомнений относительно соответствия указанных актов критериям, перечисленным в пункте 13 настоящих Правил, такие акты также подлежат направлению на государственную регистрацию в Минюст России. Окончательное решение вопроса о необходимости государственной регистрации принимает Минюст России. 15. Направлению на государственную регистрацию подлежат: нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, принятые Минэкономики России после 14 мая 1992 г.; нормативные правовые акты, устанавливающие правовой статус организаций, принятые начиная с 4 июня 1996 г. Нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" в виде, не предусмотренном абзацем первым пункта 3 настоящих Правил, до представления их на государственную регистрацию подлежат переутверждению. 16. Не подлежат представлению на государственную регистрацию: а) индивидуальные правовые акты: персонального характера (о назначении или освобождении от должности, о поощрении или наложении взыскания и т.п.); действие которых исчерпывается однократным применением; срок действия которых истек; оперативно - распорядительного характера (разовые поручения); б) акты, которыми решения вышестоящих государственных органов доводятся до сведения органов и организаций системы Минэкономики России; в) акты, направленные на организацию исполнения решений вышестоящих органов или решений Минэкономики России и не содержащие новых правовых норм; г) технические акты (ГОСТы, СНиПы, СанПиНы, тарифно - квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм; д) акты рекомендательного характера. 17. Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые акты представляются в Минюст России не позднее 10 дней со дня их подписания (утверждения). Представление на государственную регистрацию нормативного правового акта, изданного совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, возлагается на федеральный орган исполнительной власти, который указан первым в числе подписавших (утвердивших) акт. В случае если нормативный правовой акт утвержден совместно Минэкономики России и органами (организациями), акты которых не подлежат государственной регистрации в Минюсте России, и данные органы (организации) указаны первыми, нормативный правовой акт представляется на государственную регистрацию Минэкономики России. 18. На государственную регистрацию в Минюст России направляются нормативные правовые акты, подписанные Министром экономики Российской Федерации или его заместителем. Нормативные правовые акты представляются в 6 экземплярах (подлинник и 5 копий, одна из которых может быть представлена на магнитном носителе). Нормативные правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, направляются в 2 экземплярах (подлинник и 1 копия). В случае если нормативный правовой акт подписан (утвержден) лицом, исполняющим обязанности Министра, копия распорядительного документа о возложении соответствующих обязанностей прилагается к нормативному правовому акту. Копии нормативных правовых актов должны быть заверены в установленном порядке, текст должен располагаться на листе без оборота и без изменения размера шрифта. На обороте каждого листа подлинника нормативного правового акта проставляется виза начальника Юридического управления Минэкономики России. 19. К нормативному правовому акту, направленному для регистрации в Минюст России, прилагается справка (в одном экземпляре), которая подписывается начальником Юридического управления Минэкономики России. Справка, прилагаемая к нормативному правовому акту, подписанному (утвержденному) Министром экономики Российской Федерации совместно с руководителями других федеральных органов исполнительной власти (иных органов), подписывается начальником Юридического управления Минэкономики России и руководителями юридических служб всех федеральных органов исполнительной власти (иных органов), участвовавших в утверждении. В справке отражаются: а) основания издания нормативного правового акта: сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), которыми Минэкономики России поручается разработать нормативный правовой акт, а также номер и дата поручения Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации (копия поручения прилагается к справке); сведения об актах законодательства Российской Федерации (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов), определяющие компетенцию Минэкономики России в случае издания нормативного правового акта по инициативе Министерства; б) сведения о всех действующих нормативных правовых актах, изданных Минэкономики России по данному вопросу, в том числе о зарегистрированных в Минюсте России, с указанием регистрационных номеров и даты регистрации, и информация о сроках их приведения в соответствие с принятым актом. В случае отсутствия необходимости внесения изменений в действующие акты информация об этом также должна быть отражена в справке; в) сведения о согласовании нормативного правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными органами (организациями), если такое согласование имело место; г) перечень актов законодательства Российской Федерации, использованных при разработке нормативного правового акта (наименование, дата, номер, официальный источник опубликования, номера статей, пунктов). При наличии в нормативном правовом акте ссылок на акты федеральных органов исполнительной власти, иных органов (организаций), не нуждающиеся в государственной регистрации, в справке указываются номер и дата письма Минюста России, которым акт признан не нуждающимся в государственной регистрации. В сопроводительном письме либо в справке необходимо указать телефон и фамилию специалиста, ответственного за прохождение государственной регистрации акта в Минюсте России, а также телефон и фамилию руководителя соответствующего структурного подразделения Минэкономики России. В случае если нормативный правовой акт направляется на государственную регистрацию повторно, а также если он издан взамен акта, в регистрации которого было отказано, в справке необходимо указать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации либо возвращении нормативного правового акта без государственной регистрации. 20. При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах министерств, ведомств бывшего СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт министерства, ведомства бывшего СССР на территории Российской Федерации не применяется. 21. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, государственная регистрация нормативных правовых актов производится Минюстом России в срок до 15 дней с даты получения акта. В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Минюстом России, но не более чем на 10 дней, а в исключительных случаях - до одного месяца. 22. В соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, Минюст России отказывает в регистрации нормативного правового акта, если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответствие этого акта законодательству Российской Федерации. Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых отказано, возвращаются Минюстом России с изложением причин отказа в письменном виде. В течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации Министр экономики Российской Федерации или лицо, исполняющее его обязанности, издает соответствующий документ об отмене нормативного правового акта, в регистрации которого отказано, и направляет его копию в Минюст России. Указанный документ не должен содержать правовых норм. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Минюста России об отказе в государственной регистрации. 23. Нормативный правовой акт, представленный на государственную регистрацию, по просьбе Минэкономики России может быть возвращен Минюстом России без регистрации. В этом случае Минэкономики России направляет в Минюст России соответствующее письмо, подписанное Министром экономики Российской Федерации или его заместителем. Нормативный правовой акт может быть также возвращен Минюстом России Минэкономики России без регистрации, если нарушены установленный порядок представления акта на государственную регистрацию или Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009. Нормативный правовой акт, возвращенный без регистрации, должен быть повторно представлен на государственную регистрацию в течение месяца либо в Минюст России должна быть направлена копия документа об отмене нормативного правового акта. Указанный документ не должен содержать правовых норм. В сопроводительном письме, с которым направляется документ об отмене нормативного правового акта, необходимо указывать дату и номер письма Минюста России о возвращении без государственной регистрации. 24. В соответствии с Разъяснениями о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Приказом Минюста России от 14 июля 1999 г. N 217, в случае если представленный на государственную регистрацию акт в результате проведения юридической экспертизы признается Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации (не требующим государственной регистрации), такой акт возвращается федеральному органу исполнительной власти с указанием оснований для принятия данного решения и проставлением соответствующего штампа на подлиннике акта. При этом одна копия акта остается в Минюсте России. Если в такой акт будут внесены изменения, он подлежит представлению в Минюст России в общем порядке. 25. Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера. При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на номер и дату государственной регистрации является обязательным. В исключительных случаях приложения к нормативным правовым актам, содержащие таблицы, графики, карты, схемы (носящие вспомогательный или дополнительный характер), по согласованию с Минюстом России могут не публиковаться, но с обязательным указанием в печати, какое приложение не приводится. Акт, признанный Минюстом России не нуждающимся в государственной регистрации, подлежит опубликованию в порядке, определяемом Минэкономики России. При этом порядок вступления данного акта в силу также определяется Минэкономики России. После опубликования акта, признанного не нуждающимся в государственной регистрации, Минэкономики России информирует Минюст России об источнике опубликования (наименование издания, его номер и дата). Один экземпляр данного издания направляется в Минюст России. 26. Изменения и дополнения в нормативные правовые акты, прошедшие государственную регистрацию (независимо от того, содержат эти изменения и дополнения правовые нормы или нет), а также акты о признании зарегистрированных нормативных правовых актов утратившими силу (отмене) подлежат государственной регистрации. 27. Минэкономики России направляет для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования. Нормативные правовые акты, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. |