ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАН ЗУРАБОВА МУССЫ АЛИЕВИЧА И ОЗДОЕВА БЕЙЭЛА ДЖАБРАИЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ НАРОДНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ". Определение. Конституционный Суд РФ. 22.10.99 162-О

      ПО ЖАЛОБЕ ГРАЖДАН ЗУРАБОВА МУССЫ АЛИЕВИЧА И ОЗДОЕВА БЕЙЭЛА
          ДЖАБРАИЛОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ИХ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
     ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ "О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ
        НАРОДНОГО СОБРАНИЯ - ПАРЛАМЕНТА РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                          22 октября 1999 г.
                               N 162-О

                                (НТЦС)


     город Москва                              22 октября 1999 года

     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
М.В.Баглая,   судей   Н.Т.Ведерникова,   Н.В.Витрука,    Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,  Л.М.Жарковой,  Г.А.Жилина,  В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова,
В.О.Лучина,  Т.Г.Морщаковой,  Ю.Д.Рудкина,  Н.В.Селезнева,  А.Я.Сливы,
В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева,
     рассмотрев в пленарном заседании  вопрос  о  соответствии  жалобы
граждан    М.А.Зурабова   и   Б.Д.Оздоева   требованиям   Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

                              установил:

     1. Граждане М.А.Зурабов и Б.Д.Оздоев обратились в Конституционный
Суд  Российской  Федерации  с  жалобой,  в  которой просят признать не
соответствующими  Конституции  Российской  Федерации  и   Федеральному
закону  от  19 сентября 1997 года "Об основных гарантиях избирательных
прав и права на участие в референдуме  граждан  Российской  Федерации"
положения статей 6,  28 (пункты 1 и 2), 29 (пункт 1) и 30 (пункты 1, 2
и 3) Закона Республики Ингушетия от 1 октября  1998  года  "О  выборах
депутатов  Народного  Собрания  -  Парламента  Республики  Ингушетия",
касающиеся  выдвижения   кандидатов   в   депутаты,   сбора   подписей
избирателей  в  поддержку  кандидатов,  а  также обжалования решений и
действий избирательных комиссий.  Эти положения, по мнению заявителей,
нарушают   их   конституционное   право   быть   избранными  в  органы
государственной  власти,  предусмотренное   статьей   32   (часть   2)
Конституции Российской Федерации.
     Как следует из статьи 96 Федерального конституционного закона  "О
Конституционном   Суде   Российской   Федерации",   при   обращении  в
Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с  жалобой  на  нарушение
конституционных  прав  и  свобод  граждане  должны  представить  копии
официальных  документов,  подтверждающих  применение  или  возможность
применения  в  конкретном  деле  положений  закона,  конституционность
которых ими оспаривается.
     Документами, приложенными   к   жалобе   граждан  М.А.Зурабова  и
Б.Д.Оздоева,  подтверждается  применение  полномочными  органами   при
разрешении дел заявителей статей 28 (пункты 1 и 2),  29 (пункт 1) и 30
(пункт 2) Закона Республики Ингушетия "О выборах  депутатов  Народного
Собрания - Парламента Республики Ингушетия".  Следовательно, положения
его статей 6 и 30  (пункты  1  и  3)  в  силу  статьи  125  (часть  4)
Конституции  Российской  Федерации  и  пункта  3 части первой статьи 3
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской   Федерации"   не   могут   быть   предметом   рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации по данной  жалобе,  а  сама
жалоба  в  этой  части  в  силу  пункта  2  его статьи 97 Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
не может быть признана допустимой.
     2. Согласно пункту 1 статьи 29  Закона  Республики  Ингушетия  "О
выборах   депутатов   Народного   Собрания   -  Парламента  Республики
Ингушетия" собрание избирателей по  выдвижению  кандидата  в  депутаты
правомочно, если в нем участвует не менее 200 избирателей. Ссылаясь на
эту норму, территориальная избирательная комиссия N 5 города Назрани 7
февраля  1999  года отменила свое первоначальное решение о регистрации
гражданина Б.Д.Оздоева кандидатом  в  депутаты  Народного  Собрания  -
Парламента Республики Ингушетия на том основании, что на собрании, где
Б.Д.Оздоев был выдвинут кандидатом в депутаты,  присутствовало лишь 30
избирателей.
     На основании пункта 2 статьи 30 Закона  Республики  Ингушетия  "О
выборах   депутатов   Народного   Собрания   -  Парламента  Республики
Ингушетия",  согласно  которому  в  поддержку   отдельного   кандидата
(баллотирующегося  по  многомандатному  избирательному  округу) должно
быть собрано не менее 1500 подписей избирателей,  та же  избирательная
комиссия  постановлением от 30 января 1999 года отказала в регистрации
кандидатом в  депутаты  гражданину  М.А.Зурабову,  представившему  220
подписей избирателей.
     Сославшись на статью 28 Закона Республики  Ингушетия  "О  выборах
депутатов  Народного  Собрания  - Парламента Республики Ингушетия",  в
соответствии с которой решения и действия (бездействие)  избирательных
комиссий могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Ингушетия, а
решение суда по существу жалобы является  окончательным,  Назрановский
районный  суд  Республики  Ингушетия  отказал  в приеме к производству
жалоб   М.А.Зурабова   и   Б.Д.Оздоева   на   отказ    территориальной
избирательной  комиссии  в  их  регистрации  кандидатами  в  депутаты.
Судебная коллегия по  гражданским  делам  Верховного  Суда  Республики
Ингушетия,  рассмотрев  жалобу  М.А.Зурабова  на определение районного
суда, 11 февраля 1999 года отменила это решение и направила дело в тот
же  суд  для  разрешения по существу,  указав,  что жалобы на действия
территориальных  избирательных  комиссий   подлежат   рассмотрению   в
районных судах.
     На основании  судебных  решений   территориальная   избирательная
комиссия 24 февраля 1999 года зарегистрировала М.А.Зурабова кандидатом
в депутаты  Народного  Собрания  -  Парламента  Республики  Ингушетия.
Кандидатом   в   депутаты   был   зарегистрирован   и  Б.Д.Оздоев.  На
состоявшихся 28 февраля 1999 года выборах депутатами  они  избраны  не
были.
     3. Нормативные положения о выдвижении  кандидатов  в  депутаты  и
сборе  подписей избирателей,  аналогичные положениям Закона Республики
Ингушетия  "О  выборах  депутатов  Народного  Собрания  -   Парламента
Республики    Ингушетия",   конституционность   которых   оспаривается
заявителями,  ранее уже были предметом  рассмотрения  Конституционного
Суда  Российской  Федерации.  Правовая  позиция  Конституционного Суда
Российской Федерации по этому вопросу,  изложенная в постановлении  от
21  июня  1996  года  по  делу  о проверке конституционности отдельных
положений  статьи  20  Закона  Республики  Башкортостан   "О   выборах
депутатов    Государственного   Собрания   Республики   Башкортостан",
заключается в следующем.
     Право гражданина    избирать    и   быть   избранным   в   органы
государственной власти принадлежит к основным правам и  свободам  и  в
качестве  такового  признается  и гарантируется в Российской Федерации
(статьи 17 и 32 Конституции Российской Федерации).  Регулирование прав
и  свобод  человека  и  гражданина  Конституцией  Российской Федерации
отнесено к ведению Российской Федерации (статья 71,  пункт "в"),  а их
защита  -  к  совместному  ведению Российской Федерации и ее субъектов
(статья 72,  пункт "б"  части  1).  Одним  из  способов  такой  защиты
является законодательное закрепление гарантий реализации гражданами их
конституционных   прав   и    свобод,    осуществленное    федеральным
избирательным законодательством.
     В соответствии со статьей  76  Конституции  Российской  Федерации
законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации
не могут противоречить  федеральным  законам,  принятым  по  предметам
ведения  Российской  Федерации  либо  по предметам совместного ведения
Российской Федерации  и  ее  субъектов.  Следовательно,  правовой  акт
субъекта  Российской  Федерации,  регулирующий  вопросы  осуществления
избирательных  прав  граждан,  не  должен  противоречить  федеральному
избирательному  законодательству.  Вместе  с  тем  в силу федерального
избирательного законодательства субъект  Российской  Федерации  вправе
наряду    с   основными   гарантиями   избирательных   прав   граждан,
закрепленными  на  федеральном  уровне,  установить  в  своем   законе
дополнительные гарантии этих прав.
     Конституционный Суд Российской Федерации  указал,  что  положения
статьи   20   Закона  Республики  Башкортостан  "О  выборах  депутатов
Государственного Собрания  Республики  Башкортостан",  устанавливающие
для   регистрации   в   избирательном  округе  кандидата  в  депутаты,
во-первых,  требование к количеству подписей избирателей  в  поддержку
кандидата,     превышающему    максимальное    количество    подписей,
предусмотренное    федеральным    законом;    во-вторых,    требование
представления  в  избирательную  комиссию  протокола  общего  собрания
избирателей  со  списком  лиц  в  количестве  не  менее  100  человек,
проголосовавших   за   выдвижение   кандидата   в   депутаты,   вводят
дополнительные  по  сравнению  с   федеральным   законом   требования,
ограничивающие  для  граждан,  проживающих  на  территории  Республики
Башкортостан,  предусмотренное  статьей  32  (часть   2)   Конституции
Российской  Федерации  право  граждан  Российской Федерации избирать и
быть избранными в органы  государственной  власти  и  органы  местного
самоуправления,   и   признал   их   не  соответствующими  Конституции
Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 32 (часть 2), 55 (части
2 и 3), 76 (части 2 и 5).
     4. В силу статьи 29 (пункт 2) Федерального  закона  "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" законы субъектов Российской Федерации  не  могут
содержать   такое   требование  к  выдвижению  кандидата  (кандидатов)
непосредственно избирателями,  как необходимость  проведения  собрания
избирателей  с  определенным  числом  его  участников.  Вопреки  этому
требованию Закон Республики Ингушетия "О выборах  депутатов  Народного
Собрания    -   Парламента   Республики   Ингушетия"   предусматривает
необходимость проведения собрания избирателей по выдвижению  кандидата
в  депутаты,  которое  правомочно,  если  в нем участвует не менее 200
избирателей (статья 29, пункт 1).
     Федеральный закон  "Об  основных  гарантиях  избирательных прав и
права  на  участие  в  референдуме   граждан   Российской   Федерации"
определяет,  что  максимальное  количество  подписей,  необходимых для
регистрации кандидатов (списков кандидатов),  не может превышать  двух
процентов  от  числа  избирателей,  зарегистрированных  на  территории
избирательного округа (пункт 1 статьи 31);  при этом в  многомандатном
избирательном   округе   максимальное  количество  подписей  не  может
превышать  двух  процентов  от  числа   избирателей   соответствующего
избирательного  округа,  поделенного на число мандатов (пункт 2 статьи
31).  Установленное  же  в  статье  30  (пункт  2)  Закона  Республики
Ингушетия   "О  выборах  депутатов  Народного  Собрания  -  Парламента
Республики Ингушетия" необходимое количество  подписей  избирателей  в
многомандатном  избирательном  округе  (1500),  если  соотносить его с
общим числом избирателей в конкретном  округе,  означает  существенное
превышение    максимального    количества   подписей,   установленного
Федеральным законом.
     Таким образом,  положения  статей  29  (пункт  1)  и 30 (пункт 2)
Закона Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания  -
Парламента   Республики   Ингушетия"   закрепляют  не  предусмотренные
Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и  права
на  участие в референдуме граждан Российской Федерации" дополнительные
ограничения  для  граждан,  проживающих   на   территории   Республики
Ингушетия,  ущемляющие  их  конституционное  право  быть  избранными в
органы государственной власти.
     5. Согласно   пункту   3  части  первой  статьи  43  Федерального
конституционного закона "О Конституционном Суде Российской  Федерации"
Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в
принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения
ранее им было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
     Следовательно, жалоба  М.А.Зурабова  и   Б.Д.Оздоева   в   части,
касающейся  проверки конституционности статей 29 (пункт 1) и 30 (пункт
2) Закона Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания
-  Парламента  Республики  Ингушетия",  содержащих такие же положения,
какие уже были предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской
Федерации   и   по  которым  ранее  им  было  вынесено  постановление,
сохраняющее свою силу,  не может быть  принята  Конституционным  Судом
Российской Федерации к рассмотрению.
     6. Согласно  статье  125   (часть   6)   Конституции   Российской
Федерации,   части   третьей  статьи  79  и  части  второй  статьи  87
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской  Федерации"  признание  нормативного акта или отдельных его
положений неконституционными влечет  утрату  ими  юридической  силы  и
является  основанием  отмены  в установленном порядке положений других
нормативных актов, содержащих такие же положения, какие были предметом
рассмотрения;  положения  этих  нормативных актов не могут применяться
судами, другими органами и должностными лицами.
     Следовательно, и  содержащиеся  в  Законе Республики Ингушетия "О
выборах  депутатов  Народного   Собрания   -   Парламента   Республики
Ингушетия"  положения  о  выдвижении  кандидатов  в  депутаты  и сборе
подписей избирателей,  как аналогичные  положениям,  ранее  признанным
Конституционным   Судом   Российской   Федерации  не  соответствующими
Конституции Российской Федерации, подлежат отмене Народным Собранием -
Парламентом  Республики  Ингушетия  в установленном порядке и не могут
применяться судами, другими органами и должностными лицами.
     Кроме того,   согласно  правовой  позиции  Конституционного  Суда
Российской Федерации,  выраженной в определении от 5 ноября 1998  года
по  запросу  Иркутского  областного  суда о проверке конституционности
ряда  положений  Закона  Иркутской   области   "О   статусе   депутата
Законодательного    собрания    Иркутской    области",    истолкование
разграничения    компетенции    в    области    нормоконтроля    между
Конституционным  Судом  Российской Федерации и другими судами,  данное
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 16  июня
1998  года по делу о толковании отдельных положений статей 125,  126 и
127 Конституции Российской Федерации,  не  отрицает  правомочия  судов
общей  юрисдикции  и арбитражных судов подтверждать недействительность
законов и  иных  нормативных  актов  субъектов  Российской  Федерации,
содержащих    такие    же   положения,   какие   уже   были   признаны
неконституционными на основании  постановления  Конституционного  Суда
Российской Федерации, сохраняющего свою силу.
     7. Согласно пункту 2 статьи 63 Федерального закона  "Об  основных
гарантиях  избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации" в суд субъекта Российской  Федерации  обжалуются
решения  и  действия  (бездействие)  избирательных  комиссий субъектов
Российской Федерации,  окружных избирательных комиссий  по  выборам  в
федеральные  органы  государственной  власти  и  должностных  лиц этих
избирательных  комиссий;  решения  и   действия   (бездействие)   иных
избирательных  комиссий  обжалуются  в  районные суды.  Статья 282 ГПК
РСФСР (в редакции от 4 января 1999 года) определяет,  что решения всех
судов  Российской  Федерации  могут  быть  обжалованы  в  кассационном
порядке сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
     Заявители утверждают,   что   названным  положениям  федерального
законодательства противоречат положения  статьи  28  (пункты  1  и  2)
Закона  Республики Ингушетия "О выборах депутатов Народного Собрания -
Парламента Республики Ингушетия",  согласно которым решения и действия
(бездействие) избирательных комиссий могут быть обжалованы в Верховный
Суд Республики Ингушетия и решение суда по  существу  жалобы  является
окончательным.   Однако   это  утверждение  не  может  быть  проверено
Конституционным Судом  Российской  Федерации,  управомоченным  в  силу
статьи 125 Конституции Российской Федерации устанавливать соответствие
нормативных актов, в том числе законов субъектов Российской Федерации,
Конституции Российской Федерации.
     Соответствующее полномочие относится к компетенции других  судов,
которые,  руководствуясь  статьей  120  (часть  2) в ее взаимосвязи со
статьей  76  (части  3,  5  и  6)  Конституции  Российской  Федерации,
устанавливают   соответствие   закона  субъекта  Российской  Федерации
федеральному закону и в случае противоречия между ними  решают,  какой
закон подлежит применению в рассматриваемом деле.
     Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй  статьи  40,
частью  первой статьи 43,  частями первой и третьей статьи 79 и частью
второй   статьи   87   Федерального   конституционного    закона    "О
Конституционном   Суде   Российской  Федерации",  Конституционный  Суд
Российской Федерации

                              определил:

     1. Положения пункта 1 статьи 29  и  пункта  2  статьи  30  Закона
Республики   Ингушетия  "О  выборах  депутатов  Народного  Собрания  -
Парламента Республики Ингушетия" о том,  что собрание  избирателей  по
выдвижению  кандидата  в депутаты правомочно,  если в нем участвует не
менее 200 избирателей,  и о том, что в поддержку кандидата должно быть
собрано  не  менее  1500  подписей избирателей,  являются аналогичными
положениям,  которые ранее были предметом обращения в  Конституционный
Суд Российской Федерации и по которым Конституционным Судом Российской
Федерации вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
     Пункт 1 статьи 29 и пункт 2 статьи 30 Закона Республики Ингушетия
"О  выборах  депутатов  Народного  Собрания  -  Парламента  Республики
Ингушетия"   подлежат  отмене  в  установленном  порядке  и  не  могут
применяться судами, другими органами и должностными лицами.
     2. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению жалобы граждан Зурабова
Муссы Алиевича  и  Оздоева  Бейэла  Джабраиловича  как  не  отвечающей
критерию   допустимости   обращений   в  соответствии  с  требованиями
Федерального   конституционного   закона   "О   Конституционном   Суде
Российской Федерации" и ввиду неподведомственности поставленного в ней
вопроса Конституционному Суду Российской Федерации,  а также с  учетом
того,  что  по  предмету  обращения  Конституционным  Судом Российской
Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
     3. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
     4. Настоящее   Определение  подлежит  опубликованию  в  "Собрании
законодательства   Российской   Федерации",    "Российской    газете",
официальных   изданиях   органов   государственной  власти  Республики
Ингушетия,  а  также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда  Российской
Федерации".


Председатель Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                            М.В.Баглай

Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                          Н.В.Селезнев