ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ ОРГАНЕ ГОСКОМЭКОЛОГИИ РОССИИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 2 ноября 1999 г. N 641 (Д) В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.99 N 838 "О внесении изменений и дополнений в Положение о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды" приказываю: 1. Утвердить Типовое Положение о территориальном органе Госкомэкологии России. Признать утратившими силу приказы Госкомэкологии России от 12.08.97 N 345 "Об утверждении Типового Положения о территориальном органе Госкомэкологии России", зарегистрированный Минюстом России 20.02.98, рег. N 1475 и от 14.05.98 N 298 "О внесении изменений в приказ Госкомэкологии России от 12.08.97 N 345", зарегистрированный Минюстом России 05.06.98, рег. N 1537. 2. Руководителям территориальных органов Госкомэкологии России: в 2-x месячный срок привести положения о министерствах, государственных комитетах, комитетах, департаментах в соответствие с новой редакцией "Типового Положения о территориальном органе Госкомэкологии России" с учетом особенностей природоохранной деятельности на территории; в случае необходимости уточнить структуру министерств, государственных комитетов, комитетов, департаментов. 3. Управлению кадров и правового обеспечения (Дымов) обеспечить контроль за соблюдением территориальными органами Госкомэкологии России требований Госкомэкологии России, изложенных в "Типовом Положении о территориальном органе Госкомэкологии России", регистрацию и оформление утвержденных положений. 4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Председателя В.М.Астапченко. Председатель В.И. Данилов-Данильян 2 ноября 1999 г. N 641 Зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 22 декабря 1999 г. N 2018 Приложение к приказу Госкомэкологии РФ от 2 ноября 1999 года N 641 Типовое положение о территориальном органе Госкомэкологии России 1. Министерство, государственный комитет, комитет, департамент по охране окружающей среды субъекта Российской Федерации - далее сокращенное наименование, является территориальным органом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии России), осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, обращения с отходами, за исключением радиоактивных (далее именуются - отходы), в части, касающейся соблюдения требований природоохранительного законодательства. Территориальный орган Госкомэкологии России также осуществляет государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в введении Госкомэкологии России, и несет ответственность за оздоровление и улучшение качества окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации (наименование). 2. В целях реализации своих полномочий территориальный орган Госкомэкологии России вправе создавать местные (городские, районные, межрайонные) природоохранные органы по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. 3. Территориальный орган Госкомэкологии России является специально уполномоченным государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей среды, государственной экологической экспертизы, а также в пределах своей компетенции в области обращения с отходами, осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, в области охраны, контроля и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания. Создаваемые территориальным органом Госкомэкологии России местные природоохранные органы являются также специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды. 4. Территориальный орган Госкомэкологии России действует на основании Положения о нем и осуществляет свою деятельность под контролем Госкомэкологии России, a по вопросам, входящим в компетенцию субъекта Российской Федерации, - также под контролем органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Территориальный орган Госкомэкологии России в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, приказами Госкомэкологии России, а также настоящим Положением. 5. Решения территориального органа Госкомэкологии России по вопросам, отнесенным к его компетенции, обязательны для органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, юридических и физических лиц. Эти решения могут быть обжалованы в судебном порядке. 6. Территориальный орган Госкомэкологии России финансируется за счет средств федерального бюджета и других источников в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. 7. Территориальный орган Госкомэкологии России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами. 8. Основными задачами территориального органа Госкомэкологии России в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами являются: (1) осуществление функций государственного управления и контроля на территории субъекта Российской Федерации в сфере своей компетенции; (2) координация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также предприятий, учреждений и организаций, осуществляемая на коллегиальной основе; (3) осуществление мониторинга источников антропогенного воздействия на окружающую природную среду и мониторинга животного и растительного мира (кроме лесов) на территории субъекта Российской Федерации; (4) формирование региональной нормативной правовой и инструктивно-методической базы и проведение единой научно-технической политики; (5) регулирование в пределах своей компетенции совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации природопользования в целях охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия; (6) проведение государственной экологической экспертизы; (7) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации государственного экологического контроля, в том числе на территории закрытых административно-территориальных образований, государственного контроля за охраной атмосферного воздуха, а также в пределах своей компетенции государственного контроля за использованием, воспроизводством и охраной отдельных видов природных ресурсов и объектов; (8) обеспечение населения, органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления экологической информацией; (9) осуществление в пределах своей компетенции государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, управление находящимися в ведении Госкомэкологии России объектами природно-заповедного фонда Российской Федерации, расположенными на территории субъекта Российской Федерации, участие в ведении Красной книги Российской Федерации, ведение Красной книги субъекта Российской Федерации, участие в формировании системы особо охраняемых природных территорий; (10) участие в реализации обязательств Российской Федерации, вытекающих из членства России в международных организациях и участия в международных договорах, осуществлении международного сотрудничества; (11) в пределах своей компетенции охрана в соответствии с законодательством Российской Федерации континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, их живых и неживых ресурсов в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации. 9. В соответствии с основными задачами в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия и обращения с отходами территориальный орган Госкомэкологии России: (1) участвует в разработке предложений по основным направлениям государственной экологической политики, совместно с территориальными органами специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды организует разработку и реализацию территориальных программ и экологических проектов, участвует в разработке прогнозов и программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и инвестиционной политике; (2) подготавливает предложения по совершенствованию правовых актов субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Госкомэкологии России; (3) осуществляет в установленном порядке выдачу (аннулирование) лицензий и разрешений на: (а) осуществление видов деятельности, связанных с работами (услугами) природоохранного назначения; (б) утилизацию, складирование, перемещение (в том числе трансграничное), размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов и веществ (кроме радиоактивных); (в) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (кроме водных объектов в случаях, предусмотренных водным законодательством), а также вредные физические воздействия на окружающую среду; (г) добывание, сбор, продажу, скупку, обмен, пересылку, содержание, хранение, вывоз за границу и ввоз в страну биологических коллекций, биологических объектов, в том числе относящихся к видам животных и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, видов животных и растений, подпадающих под действие международных договоров, а также их продуктов, частей и дериватов; (д) проведение экологической паспортизации, сертификации и экологического аудирования; (е) регистрацию зоологических коллекций, а также питомников и других организаций по разведению редких и исчезающих видов животных и растений; (4) согласовывает и утверждает в пределах своей компетенции региональные нормы (нормативы) и правила использования отдельных видов природных ресурсов, лимиты (квоты) на их изъятие; (5) участвует в подготовке предложений по формированию и использованию средств территориального экологического фонда, а также контролирует их целевое использование; (6) осуществляет в установленном порядке научно-методическое и финансовое обеспечение деятельности подведомственных органов, предприятий и организаций; (7) ведет учет объектов, загрязняющих природную среду или оказывающих на нее иное негативное воздействие; (8) участвует совместно с территориальными органами других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в ведении кадастров природных ресурсов субъекта Российской Федерации, а также в ведении кадастров особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, осуществляет периодическое издание регионального кадастра особо охраняемых природных территорий; (9) составляет и ведет государственный кадастр отходов, государственный реестр объектов их размещения и ведет учет отходов на территории субъекта Российской Федерации; (10) обеспечивает создание и функционирование экологических информационных систем, организует сбор, хранение, обработку, анализ и распространение информации по проблемам охраны окружающей среды и (в пределах своей компетенции) природных ресурсов, ведет совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации банки данных об окружающей среде, участвует в ведении банков данных о природных ресурсах и их использовании, о природоохранных и ресурсосберегающих технических, технологических и организационно-экономических решениях; (11) совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти подготавливает предложения по разработке экологических требований для учета их в государственных стандартах, ведомственных инструктивно-методических и нормативно-технических документах; (12) организует совместно с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти работу по нормативному и метрологическому обеспечению, стандартизации в сфере деятельности территориального органа Госкомэкологии России, а также (в пределах своей компетенции) в области регулирования природопользования; (13) проводит обязательную сертификацию на соответствие экологическим требованиям; (14) осуществляет в установленном порядке общее руководство функционированием государственной системы экологического мониторинга и Единой государственной автоматизированной системой контроля радиационной обстановки (ЕГАСКРО) на территории субъекта Российской Федерации; (15) организует и проводит государственную экологическую экспертизу, а также контролирует выполнение требований, содержащихся в заключениях государственной экологической экспертизы; (16) организует и осуществляет на территории субъекта Российской Федерации государственный экологический контроль, обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за соблюдением требований природоохранительного законодательства, дает обязательные предписания по устранению выявленных нарушений и в установленном порядке ограничивает и приостанавливает хозяйственную и иную деятельность, выполняемую с нарушением природоохранных требований; (17) участвует в организации системы всеобщего непрерывного экологического воспитания и образования, ведет работу по пропаганде знаний в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и сохранения биологического разнообразия; (18) разрабатывает и утверждает инструктивно-методическую документацию по установлению и взиманию платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ (включая радиоактивные) в окружающую природную среду, размещение отходов и иные виды вредного воздействия, по определению и возмещению вреда, причиненного загрязнением окружающей природной среды; (19) обеспечивает совместно с территориальными органами других специально уполномоченных государственных органов охрану морской среды, ее живых и неживых ресурсов, сохранение биологического разнообразия, соблюдение норм экологической безопасности во внутренних морских водах и территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации; (20) разрабатывает, согласовывает или утверждает по согласованию с соответствующими государственными органами в пределах своей компетенции нормативные правовые акты и инструктивно-методические документы по проведению экологической паспортизации производств, хозяйственных и иных объектов и территорий; (21) разрабатывает и утверждает в пределах своей компетенции перечень работ и услуг природоохранного назначения; (22) в пределах своей компетенции координирует деятельность территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе по вопросам: - организации системы и ведения государственных кадастров в области охраны окружающей среды на территории субъекта Российской Федерации; - лицензирования деятельности по проведению наблюдений за источниками антропогенного воздействия на окружающую среду и зонами их воздействия; (23) координирует природоохранную деятельность Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации, а также иных организаций и учреждений Госкомэкологии России, расположенных на данной территории; (24) организует подготовку ежегодного доклада о состоянии окружающей природной среды в субъекте Российской Федерации, участвует в подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации; (25) осуществляет в пределах своей компетенции государственный контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий, a также осуществляет управление особо охраняемыми природными объектами и территориями регионального и местного значения, находящимися на территории субъекта Российской Федерации и переданными в ведении территориального органа Госкомэкологии России; осуществляет меры по развитию особо охраняемых природных территорий в субъекте Российской Федерации, сохранению биологического разнообразия, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, уникальных природных объектов и комплексов; (26) ведет Красную книгу субъекта Российской Федерации; обеспечивает представление материалов для ведения Красной книги Российской Федерации; (27) участвует в реализации совместно с территориальными органами других федеральных органов исполнительной власти обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в международных организациях и участия в международных договорах по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности и сохранению биологического разнообразия, участвует в международном сотрудничестве в этой области, изучает, обобщает и распространяет зарубежный опыт в данной области; (28) участвует в организации переподготовки и повышении квалификации кадров; (29) в пределах предоставленных полномочий осуществляет управление подведомственными органами и организациями, осуществляет контроль за их деятельностью, в том числе за целевым использованием ими финансовых и материальных ресурсов; (30) обеспечивает развитие материально-технической базы подведомственных организаций и осуществляет контроль за ее эффективным использованием; (31) участвует в формировании экономического механизма регулирования природоохранной деятельности в целях охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, в том числе готовит предложения органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации по корректировке размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий; (32) осуществляет в соответствии со своей компетенцией контроль за деятельностью в области обращения с отходами на территории субъекта Российской Федерации, в том числе за деятельностью по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению; (33) в пределах своей компетенции осуществляет контроль за производством и потреблением озоноразрушающих веществ, а также другие меры государственного регулирования ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции на территории субъекта Российской Федерации; (34) устанавливает нормативные объемы выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов; совместно с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляет руководство работой по нормированию выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, определению лимитов размещения отходов и допустимых уровней воздействия (на соответствующей территории). (35) согласовывает нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты. 10. Территориальный орган Госкомэкологии России, его местные органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право: (1) утверждать инструктивно-методические и нормативно-технические документы (правила) в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия; (2) запрашивать и получать в установленном законодательством Российской Федерации порядке от органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, организаций, расположенных или осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, информацию, необходимую для выполнения задач в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия; (3) заслушивать отчеты руководителей организаций о соблюдении требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, выполнении планов, программ и мероприятий по охране окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) по вопросам природопользования; (4) беспрепятственно посещать с целью проверки организации (в том числе в установленном порядке режимные) и другие объекты и охраняемые территории независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, расположенные и осуществляющие свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации, составлять по результатам их проверок акты, протоколы, давать обязательные предписания по устранению нарушений природоохранительного законодательства, a также по вопросам своей компетенции в сфере природопользования; (5) ограничивать или приостанавливать в установленном порядке хозяйственную и иную деятельность, осуществляемую с нарушением требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил, заключений государственной экологической экспертизы и условий лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, связанной с выполнением работ (услуг) природоохранительного назначения, а также давать обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования этой деятельности; (6) рассматривать в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации, дела об административных правонарушениях в области охраны окружающей среды, а также (в пределах своей компетенции) в области природопользования; (7) аннулировать в установленном порядке в пределах своей компетенции лицензии (разрешения) или давать представления об их аннулировании; (8) запрещать ввод в эксплуатацию объектов, строительство или реконструкция которых выполнены с нарушением экологических норм, правил и заключений государственной экологической экспертизы; (9) во взаимодействии с территориальными органами специально уполномоченных на то органов исполнительной власти останавливать и осматривать российские и иностранные суда и другие плавучие средства для проверки соблюдения требований природоохранительного законодательства, экологических норм и правил и в случае выявления нарушений в этой сфере задерживать их до решения вопроса о возмещении вреда, причиненного окружающей среде; (10) проверять во взаимодействии с территориальными органами соответствующих органов исполнительной власти транспортные средства и запрещать их эксплуатацию в случае нарушения экологических норм и правил; (11) запрещать ввоз на территорию субъекта Российской Федерации, а также транзит (дальнейшую транспортировку) экологически опасных грузов (изделий, отходов, сырьевых ресурсов), осуществляемых с нарушением экологических норм и правил; (12) взыскивать в установленном порядке задолженность по платежам за загрязнение окружающей среды и другие отрицательные воздействия на нее; (13) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде в результате нарушения природоохранительного законодательства; (14) утверждать в соответствии с действующим законодательством уставы (положения) о подведомственных органах и организациях; (15) назначать на должность и освобождать от должности руководителей подведомственных органов и организаций, заключать, изменять и расторгать контракты с этими руководителями в случаях и порядке, установленных действующим законодательством; (16) публиковать либо передавать для публикации информацию, имеющую отношение к экологической безопасности населения. 11. По решению органов государственной власти субъекта Российской Федерации и по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды территориальный орган Госкомэкологии России может наделяться дополнительными функциями, не противоречащими статусу специально уполномоченного государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. 12. Должностные лица территориального органа Госкомэкологии России обеспечиваются форменной одеждой и знаками различия в порядке, установленном Госкомэкологией России. Должностные лица территориального органа Госкомэкологии России имеют право при исполнении служебных обязанностей хранить, носить и применять служебное оружие и специальные средства в случаях и порядке, установленных действующим законодательством. 13. Территориальный орган, (министерство, государственный комитет, комитет, департамент) Госкомэкологии России возглавляет руководитель (министр, председатель, начальник), назначаемый Председателем Госкомэкологии России по согласованию с администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Заместитель руководителя (министра, председателя, начальника) территориального органа Госкомэкологии России назначается в том же порядке, что и руководитель (министр, председатель, начальник) территориального органа. 14. Руководитель территориального органа Госкомэкологии России: (1) осуществляет общее руководство деятельностью территориального органа Госкомэкологии России на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач, утверждает в пределах установленной численности работников аппарата и фонда оплаты труда структуру, штатное расписание и положение о подразделениях аппарата, положения о местных природоохранных органах, а также организует бухгалтерский учет и утверждает составленную в установленном порядке бухгалтерскую отчетность на основе данных синтетического и аналитического учета; (2) издает приказы, распоряжения (и иные акты), дает указания, утверждает инструкции (в соответствии с его компетенцией), обязательные для исполнения работниками территориального органа Госкомэкологии России и подведомственных организаций и учреждений; (3) назначает на должность и освобождает от занимаемой должности (по согласованию с органами местного самоуправления) руководителей местных (городских, районных, межрайонных) природоохранных органов, а также (по согласованию с Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации Госкомэкологии России и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации) начальника Государственной инспекции по маломерным судам субъекта Российской Федерации; (4) вносит предложения о назначении на должность и освобождении от занимаемой должности руководителей организаций и учреждений подведомственных Госкомэкологии России, находящихся на территории субъекта Федерации. 15. В территориальном органе Госкомэкологии России образуется коллегия в составе руководителя (председателя), его заместителей по должности, руководителей управлений и отделов, представителей территориальных органов других специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей среды, ведущих ученых и специалистов. Персональный состав коллегии утверждается приказом Председателя Госкомэкологии России по согласованию с администрацией (правительством) субъекта Российской Федерации (кроме лиц, входящих в нее по должности). 16. Коллегия рассматривает основные вопросы деятельности территориального органа Госкомэкологии России, его подведомственных организаций, результаты проверок исполнения принятых решений, вопросы международного сотрудничества, подбора, расстановки, обучения и использования кадров, заслушивает должностных лиц по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа Госкомэкологии России. 17. В территориальном органе Госкомэкологии России создаются: (1) Научно-технический совет из ученых, высококвалифицированных специалистов, a также представителей научных, инженерных обществ и других организаций; (2) Совет государственной экологической экспертизы. Персональный состав, указанных советов и положения о них утверждаются руководителем территориального органа Госкомэкологии России. 18. Территориальный орган Госкомэкологии России является юридическим лицом, имеет бюджетные и иные счета в учреждениях банков, печать. |