О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 28.09.99 N 19 "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 18 октября 1999 г. N 574 (НЦПИ) В соответствии с решением коллегии от 28 сентября 1999 г. N 19 "Об основных направлениях развития воспитания в системе образования" приказываю: 1. Утвердить в целом представленную Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы (прилагается). Считать воспитание важнейшей стратегической задачей в системе образования. 2. Включить Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 " 2001 годы (далее - Программа) в федеральную Программу развития образования. 3. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкину В. В.) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (Березиной В. А.) до 1 июня 2000 года разработать проекты государственных требований к программам дополнительного профессионального образования в области воспитания для преподавателей региональных институтов повышения квалификации работников образования. 4. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (Березиной В. А.): 4.1. Совместно с Управлением дошкольного образования (Стеркиной Р.Б.), Департаментом общего среднего образования (Леонтьевой М.Р.), Управлением среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.), Управлением начального профессионального образования (Бутко Е.Я.), Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестаковым Г.К.), Управлением экономики (Боровским Г.В.) конкретизировать сроки исполнения мероприятий по реализации Программы в соответствии со своей компетенцией. 4.2. Совместно с Управлением образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования (Шестаковым Г.К.) до 1 ноября 1999 г. внести дополнения в Программу научно-методического обеспечения содержания образования в целях реализации Программы развития воспитания в системе образования в России на 1999 - 2001 годы. 4.3. Совместно с Управлением послевузовского и дополнительного профессионального образования (Безлепкиным В. В.) в соответствии с задачами Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы до 1 декабря 1999 г. составить план совместных действий по повышению квалификации специалистов по внеурочной и внеучебной деятельности образовательных учреждений разных типов и видов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. 4.4. Доработать Положение о Совете по проблемам развития, воспитания и психолого-педагогической поддержки личности (приказ Минобразования России от 19 июня 1997 г. N 1252) и до 1 ноября 1999 г. внести предложения по его составу. 4.5. Провести 11 - 12 ноября 1999 года совещание заместителей руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по вопросам реализации Программы. 5. Пресс-службе (Омельченко С. В.) обеспечить пропаганду основных идей Программы, организовать дискуссию в средствах массовой информации с целью создания в Минобразовании России банка предложений общественности по совершенствованию воспитания подрастающего поколения. 6. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации Программу развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы для разработки региональных программ воспитания. 7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Е.Е. Чепурных. Министр образования Российской Федерации В. ФИЛИППОВ 18 октября 1999 г. N 574 УТВЕРЖДЕНА приказом Минобразования России от 18 октября 1999 года N 574 ПРОГРАММА развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы Введение Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства. Выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации "Об образовании"* принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогических коллективов образовательных учреждений составляют основу такой политики. --------------------------- * В редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ. Разработка и принятие Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы является важнейшим направлением реализации принципов государственной политики России в сфере образования. Программа ориентирована на повышение общественного статуса образовательных учреждений, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, обеспечения многомерности и интегрированности учебного и воспитательного процессов, баланса государственного, общественного и семейного воспитания, современных механизмов воспитания и его приоритетов в образовательных учреждениях всех типов. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают формирование ценностных мировоззренческих оснований воспитания, нового воспитательного потенциала системы образования; обеспечение преемственности между поколениями россиян на основе общественного согласия в духе формирования культуры мира и терпимости. Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием воспитательной практики образовательных учреждений. Программа имеет ведомственный статус, предназначена прежде всего для органов управления образованием, а также образовательных учреждений всех типов и видов. Данная Программа является основой для разработки региональных и местных программ. 1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей и учащейся молодежи в Российской Федерации Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе реализуется в условиях экономического и политического реформирования, в силу которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, функционирование образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных и детских общественных объединений, религиозных организаций. В то же время реформирование вызвало социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня большинства населения и другие негативные последствия. Эти изменения отрицательно сказались на российской семье. Отмечаются резкая дифференциация доходов, массовое обнищание семей. Многие люди не сумели приспособиться к новым условиям, сформировать защитные механизмы. Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей, разрушаются сложившиеся нравственно-этические нормы и традиции семейного уклада. Вследствие правовой, моральной, экономической незащищенности усилилась конфликтность отношений между супругами, родителями и детьми. Отмеченные негативные тенденции сопровождаются резким снижением воспитательного воздействия семьи, ее роли в социализации детей. Неблагополучие многих семей, высокий уровень безработицы, а с другой стороны - чрезмерная занятость родителей во многих благополучных семьях, неблагоприятные семейные отношения обусловливают отчужденность детей, проявления жестокости и насилия по отношению к ним, рост социального сиротства влекут за собой резкие формы асоциального поведения. Дети, растущие в неблагополучных, конфликтных семьях, характеризуются широким спектром психических аномалий и отклонений в поведении. Ухудшается состояние здоровья детей и молодежи; получают распространение болезни, имеющие социальную обусловленность (туберкулез, сифилис, ВИЧ-инфекция); учащаются стрессы, неврозы, проявления агрессивности. Угрожающие масштабы приобрела безнадзорность, беспризорность детей. Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков. Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков среди несовершеннолетних правонарушителей. Наблюдается тенденция роста детской преступности, укрепления ее связей с организованной преступностью. Особую тревогу вызывает распространение наркомании среди учащейся молодежи. Высокий уровень социальной патологии в детской и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором длительного действия, угрожает социальной безопасности. Современное развитие средств массовой информации и коммуникаций, введение конституционного запрета на цензуру резко расширили и преобразили информационное поле, в котором происходит воспитательный процесс. В условиях высокой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, Интернет и др., на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей праздный образ жизни, насилие, преступность, проституцию, наркоманию, секс. В общественном развитии существенно возросла роль этнического фактора. С одной стороны, это выявляет социализирующий потенциал этнической среды, но с другой - порождает усиление межнациональной напряженности. В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в психолого-педагогической практике. В обществе сформировалась новая религиозная ситуация: произошла переоценка роли религии в истории развития России. Признается ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок образовательных программ. Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных объединений в воспитательном процессе. Если в прошлом пионерская и комсомольская организации в образовательных учреждениях были частью единой системы воспитания, то в начале 90-х годов многочисленные молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за пределами учреждений образования, их социально-педагогический потенциал не востребован государством в полном объеме. В то же время существование детских общественных объединений и организаций, как одного из важнейших факторов социализации ребенка, является мощнейшим инструментом, позволяющим эффективно решать сложные педагогические задачи, закладывать основы развития демократического государства в новом тысячелетии. В этих сложных условиях образовательное учреждение было и остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится реализовать все имеющиеся возможности для достижения основной цели современного образования - развития физически, нравственно здоровой личности, ее гражданского потенциала. Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных учреждений хроническое отставание их материально-технической базы от современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие необходимых финансовых средств на организацию деятельности; неустроенность и нахождение за чертой бедности большинства членов педагогического коллектива. Огромный ущерб нанесен социальной инфраструктуре для детей. Резко уменьшилась доступность культурных центров, театров, музеев, спортивных сооружений. Инфраструктура детского досуга коммерциализируется и часто ориентируется на обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения. Недостаточный объем производства и издания современной научно-методической литературы, посвященной проблемам воспитания, во многом связан с сокращением соответствующего бюджетного финансирования. Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания и образования, оказались практически недоступными для образовательных учреждений. Крайне ограничены возможности обеспечения современной научно-методической базы воспитательного процесса и у органов управления образованием. В 90-е годы в законодательстве страны произошло обновление многих правовых норм образования, что выразилось в признании вариативности, многообразия систем и участников воспитательного процесса. Наметилась тенденция создания современных отечественных концепций воспитания подрастающих поколений. В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и национального достоинства, общекультурной и профессиональной компетентности, культуры гражданства, семьи, ответственности перед собой и другими. Формируются новые культурные основания воспитания - плюрализм и вариативность воспитательной практики, демократизация отношений субъектов учебно-воспитательного процесса, ответственность государства за воспитание детей и молодежи. Но главной проблемой сегодняшнего дня является отсутствие государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи, что становится существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся положительных тенденций. Государство несет ответственность за состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и гражданина, а это предполагает необходимость разработки и реализации государственной политики в области воспитания подрастающих поколений. Государственная политика в сфере воспитания должна включать в себя цели и задачи воспитания, стратегии их решения, разработку законодательства, государственных программ, выделение ресурсов, поддержку социально значимых воспитательных проектов, определение механизмов контроля. В совокупности все это должно способствовать созданию необходимых условий для формирования системы воспитания подрастающих поколений в соответствии с их потребностями и общественными запросами. Гражданское, патриотическое воспитание составляют одно из важнейших направлений государственной политики в образовании. В современных условиях очевидна необходимость разработки и реализации новых подходов к определению приоритетов и основополагающих принципов гражданского воспитания. Особого внимания заслуживает вопрос о сочетании стратегии и тактики в его развитии, создании современных динамических методов воспитательной работы с учетом целей и задач образовательных учреждений различных типов и видов. Предлагаемый проект Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 " 2001 годы следует рассматривать как шаг на пути к разработке и реализации государственной политики в сфере воспитания подрастающих поколений. 2. Цель и задачи Программы Цель Программы - обеспечение необходимых научно-методических, организационных, кадровых, информационных и других условий для развития воспитательных систем в образовательных учреждениях всех типов и видов; упорядочение их деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-гражданина, семьянина-родителя, специалиста-профессионала. Задачи Программы: повышение социального статуса воспитания в системе образования в российском обществе; укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений, расширение состава субъектов воспитания, координация их усилий, укрепление взаимодействия семьи и образовательных учреждений; развитие демократического стиля руководства воспитательным процессом; повышение культуры межнациональных и межэтнических отношений; формирование региональных, муниципальных и других систем воспитания на основе учета территориальных, социокультурных и национальных особенностей; использование отечественных традиций и современного опыта в области воспитания; активное внедрение в педагогическую практику новейших достижений в области воспитания; развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания; содействие осуществлению прав родителей на участие в управлении образовательным учреждением и в организации образовательного процесса в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"; оказание помощи семье в решении проблем в воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; формирование уважительного отношения к правам ребенка в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка; усиление роли семьи в воспитании детей; создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации детей; повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи; повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами. 3. Основные принципы организации воспитания В соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Государство и его институты являются важнейшими субъектами воспитания детей и молодежи, осуществляют воспитательные функции в социально значимых сферах их жизнедеятельности, создают условия для функционирования неправительственных воспитательных организаций. Национальная стратегия в области воспитания определяется законодательством, признается вариативность и разнообразие воспитательных систем, организаций и технологий. Инновационным ресурсом развития системы воспитания является современное философское, гуманитарное, социально-научное знание. Дети и молодежь являются равноправными субъектами процесса воспитания, саморазвития, социокультурного самоопределения. Государством должны быть обеспечены целостность, последовательность и преемственность содержания и организационных форм воспитания на различных уровнях образования; развитие вариативных систем воспитания с учетом специфики образовательных учреждений, их традиций, кадрового потенциала, социальных запросов. Стержнем воспитания является формирование социально необходимых знаний и навыков, профессиональных интересов, гражданской позиции обучающихся. Особое значение в современном обществе приобретают психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности. Воспитанию детей и учащейся сельской молодежи уделяется особое внимание как приоритетному направлению государственной, социальной и аграрной политики, способствующей приобщению растущего поколения к культурно-историческим традициям, формированию чувства настоящего хозяина земли. Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных учреждениях и соответственно роль и актуальность физического воспитания являются бесспорными, поскольку физическое здоровье является одной из основных предпосылок формирования здорового образа жизни. Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие социально активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности в изменяющихся условиях общественной жизни. Принцип гуманистической направленности воспитания предполагает отношение педагога к воспитанникам как к ответственным субъектам собственного развития, а также стратегию взаимодействия, основанную на субъект-субъектных отношениях. Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся воспитывают сообразно их полу и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения. Принцип культуросообразности предполагает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление воспитания в системе образования в коллективах различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации. Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетентности личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на помощь ребенку, подростку, молодому человеку в освоении социокультурного опыта и свободном самоопределении в социальном окружении. 4. Основные направления и особенности воспитания в образовательных учреждениях разного типа 4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и понимаю других людей независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, вероисповедания. Предназначение дошкольного образования состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, основ экологически целесообразного поведения, здорового образа жизни. Реализация выделенных оснований развития воспитания в системе дошкольного образования требует решения следующих важных задач: сохранение сети дошкольных образовательных учреждений, формирование их новых видов; совершенствование системы подготовки воспитателей с ориентацией на профессиональную реализацию сочетания социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию детей, овладение современными программами и технологиями, которые задают новое содержание воспитанию и обучению детей на основе такого сочетания; стимулирование оснащения учреждений дошкольного образования современной и методической литературой, ориентирующей на утверждение новых целей, связанных с подготовкой детей к дальнейшим стадиям социализации; обеспечение на основе новых научных исследований в области дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности дошкольных учреждений новейших образовательных программ и технологий по развитию социальной и культурной компетентности ребенка, предусматривающих формирование у него коммуникативных навыков, поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания. Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления деятельности в следующих направлениях: разработка и внедрение актуальных программ по развитию у детей представлений о человеке, обществе и культуре, по экологическому образованию и воспитанию, приобщению детей к родной культуре; по формированию здорового образа жизни; организация разработки и широкой пропаганды педагогически ценных игр и игрушек как важнейшего средства воспитания детей дошкольного возраста; разработка нормативной правовой базы психолого-педагогической экспертизы игр и игрушек; создание механизма государственного регулирования их качественного ассортимента; развитие системы непрерывного воспитательного процесса детей дошкольного и младшего школьного возраста с сохранением специфики его содержания, форм и методов в дошкольных учреждениях и начальной школе. Организация совместной разработки программ и технологий непрерывного образования, обеспечивающих преемственность воспитательного процесса на уровне дошкольного и начального общего образования, их внедрение; расширение форм участия в дошкольном образовании учреждений культуры, общественных самодеятельных организаций, средств массовой коммуникации, других социальных институтов; разработка и реализация комплексных программ оказания консультативно-диагностической, методической, коррекционно-педагогической помощи семьям по вопросам воспитания дошкольников; разработка системы мер по оказанию помощи семьям, в которых дети не охвачены дошкольным образованием; информационное обеспечение развития воспитания в системе дошкольного образования. 4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях Общеобразовательные учреждения являются центральным звеном всей системы образования, фундаментальной социокультурной базой воспитания и развития детей. Обновление процесса воспитания в общеобразовательном учреждении должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учетом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного опыта; включать формирование разнообразных воспитательных систем, стимулирование разнообразия воспитательных стратегий, методов, повышение эффективности действия его школьных и внешкольных механизмов, установление и поддержание баланса государственного, семейного и общественного воспитания. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях предполагает решение следующих задач: определение содержания воспитания, его форм и методов на основе возрастных, индивидуально-психологических особенностей учащихся с учетом конкретных возможностей и специфики общеобразовательных учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений; формирование воспитательной системы, включающей в себя целостный учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его важнейших составляющих " воспитания и обучения); повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания; усиление гуманитарной и практической направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и культуру, в которых они живут, способы самоопределения в них; воспитание учащихся в духе демократии, свободы, личного достоинства и законопослушания; предоставление им реальных возможностей участия в управлении образовательным учреждением, в деятельности различных творческих и общественных объединений; укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта; повышение роли психолого-педагогической службы в формировании школьных и классных коллективов, индивидуальных занятий с учащимися, обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей; создание условий для участия семей в воспитательном процессе, развития родительских общественных объединений, привлечения родителей к участию в управлении общеобразовательным учреждением; включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений (в том числе детских домов) должностей педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, классных воспитателей; активизация деятельности классных руководителей и воспитателей; создание в каждом регионе дифференцированной сети специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением; особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях: сочетание в системе воспитания общечеловеческих, национально-культурных и этноспецифических ценностей, охватывающих основные аспекты социокультурной жизни и самоопределения, образующих основу воспитания; воспитание гражданина и патриота России через изучение ее правовой и государственной систем, символики, истории гражданской жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей; достижение сочетания социально значимого и индивидуально приемлемого компонента содержания, методов и форм образовательной деятельности, ее открытости, разнообразия учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и внешкольной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности; организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, ценностных ориентаций детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых методик; обеспечение вариативности воспитательных систем; планомерное и сбалансированное включение в общее содержание образования регионального и этнокультурного компонентов; развитие системы дополнительного образования и многообразной внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций; усиление значимости досугового компонента образовательных учреждений, создание условий для самовыражения детей в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в художественном и техническом творчестве, клубной и досуговой организованной активности, занятий спортом; оказание содействия родителям (законным представителям), детям, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений, государственным органам управления образованием субъектов Российской Федерации, местным (муниципальным) органам управления образованием в организации обучения детей религии (духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне рамок образовательной программы; создание условий для развития педагогики сотрудничества. Специфика учебно-воспитательного процесса в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа, в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, предполагает: осуществление комплексных динамических коррекционно-развивающих мер; разработку и реализацию программ с учетом интеллектуальных и физических возможностей ребенка; рекомендации психологов и врачей; целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс. Особое внимание уделяется преодолению затруднений в социальной адаптации таких детей; формированию у них коммуникативных навыков; их трудовому, эстетическому, физическому воспитанию. Учитывая, что большинство обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями проживают в школах-интернатах, надолго отрываясь от семьи, большое значение придается предупреждению их эмоциональной депривации, компенсации вызывающих ее условий. Важное место должна занимать работа по социальной реабилитации детей, подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе. 4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного образования детей Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования " реальный путь утверждения вариативности в системе образования. Цель дополнительного образования - развитие мотивации детей к познанию и творчеству, содействие личностному и профессиональному самоопределению обучающихся, их адаптации к жизни в динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни. Дополнительное образование организуется учреждениями, которые удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создают условия для их творческой самореализации. Дополнительное образование в соответствии со своей спецификой стремится к органичному сочетанию видов организации досуга с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач дополнительного образования. Дополнительное образование способствует установлению реального взаимодействия культур - русской и культуры народа, на территории которого находится образовательное учреждение. Это свойство дополнительного образования обеспечивает ему важное место в региональном компоненте государственного образовательного стандарта. Одной из сущностных характеристик дополнительного образования является взаимодействие полипрофессиональных и поливозрастных общностей. Институт дополнительного образования предполагает взаимодействие общеобразовательного учреждения с организациями и учреждениями иных предметных и творческих сфер и тем самым становится по настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в регионе. Дальнейшее развитие воспитательных функций системы дополнительного образования детей определяется реализацией приоритетных задач, в их числе: сохранение и рост сети учреждений дополнительного образования детей, отвечающих интересам и запросам обучающихся, их родителей, социальным потребностям; обоснованное принятие управленческих решений, обеспечивающих сбалансированное и устойчивое развитие сферы дополнительного образования детей; упорядочение и укрепление кадровой, материально-технической базы дополнительного образования детей; обновление программно-методического содержания; создание федеральной системы подготовки и повышения квалификации специалистов системы дополнительного образования детей в образовательных учреждениях всех типов; обобщение опыта педагогической и экономической деятельности учреждений дополнительного образования детей; научное обоснование выдвигаемых практикой показателей эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка; расширение числа субъектов дополнительного образования, персонификации их ответственности, определение полномочий, предоставление необходимых льгот. 4.4. Развитие воспитания в учреждениях профессионального образования В системе начального, среднего и высшего профессионального образования действует и развивается сеть образовательных учреждений, различающихся по статусу, характеру включения обучающихся в учебный процесс, по формам и способам образования, степени институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к обучению, формах контроля, экономического обеспечения и регулирования деятельности. Система учреждений профессионального образования осуществляет подготовку к определенным видам труда в экономической и социальной сферах общества, и, как правило, обучение в этих учреждениях завершается соответствующими процедурами присвоения квалификации, аттестации на профессиональную готовность и мастерство. Учреждения начального и среднего профессионального образования не только обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами, но и создают условия для дальнейшего продвижения личности в системе образования. Для всех уровней современного профессионального образования характерно наличие малоизученных проблем, связанных с их воспитательными функциями. Одна из них - проблема воспитания, его качественного определения и целенаправленного развития. Отрицательное влияние на воспитательный процесс в учреждениях профессионального образования всех уровней оказывают преобладание стихийной социализации молодежи в обстоятельствах экономической и политической неопределенности общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для предприятий и организаций квалифицированных специалистов, социальные конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений. Основными источниками конфликтов и противоречий, как правило, становятся плохая организация учебного процесса; несоответствие учебных программ, их предметно-дисциплинарного разделения, методов обучения требованиям времени; доминирование авторитарного, субъективистского стиля руководства и общения, не учитывающего интересы учащейся молодежи, их права выбора организационных форм учебной деятельности, участие в управлении учреждением. Вместе с тем, рост интереса у молодежи к современным социокультурным процессам и личностному самоопределению свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального образования выходит за рамки простого овладения узкопрофессиональными знаниями и навыками. Необходимо создать оптимальные условия для развития личности обучающегося, оказать ему помощь в самовоспитании, самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого круга социального опыта. Основными направлениями реализации этого является: утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей в управлении учреждениями профессионального образования; развитие студенческого самоуправления, институтов коллективной студенческой самоорганизации (общественных организаций и объединений студентов); использование возможностей дополнительного образования, факультетов общественных профессий для преодоления расхождений между качеством подготовки специалистов и реальными требованиями рынка труда; между рыночным спросом и индивидуальными потребностями личности; для реализации профессионального потенциала будущего специалиста; повышения его ответственности за свою карьеру и социальные последствия своей профессиональной деятельности; создание межвузовских центров развития внеучебной деятельности студентов; возрождение региональных, молодежных научно-технических производственных центров, центров информации, призванных содействовать реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости; развитие досуговой, клубной деятельности как особой сферы жизнедеятельности учащейся молодежи и функционирования молодежной субкультуры; развитие и совершенствование работы сети служб социально-психологической помощи учащейся молодежи в учреждениях профессионального образования; изучение и распространение опыта организации воспитания обучающихся в общественных организациях и учреждениях профессионального образования, продуктивно использующих научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных, исторических традиций региона. Воспитание учащихся и студентов в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, ориентированное на формирование базовой культуры личности, должно включать в себя: дальнейшее развитие ее социального и жизненного опыта, мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений; формирование навыков принятия решений в последовательном и ответственном осуществлении своих социальных функций; поддержку профессионального роста; гражданское самоопределение; осознанное формирование социально приемлемого образа жизни. Реализация указанных целей предполагает: оптимизацию правовой, методической, организационно-экономической базы воспитания в учреждениях профессионального образования различных типов и видов; разработку содержания, форм и методов воспитания, адекватных функциям учреждений профессионального образования различных типов и видов, а также модели специалиста, которого они готовят; сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей; создание необходимых условий для самореализации личности обучающихся в различных сферах (клубная деятельность, вторичная занятость, спорт, туризм, реализация педагогических наклонностей и др.). Важнейшим направлением развития воспитательной деятельности учреждений профессионального образования должно стать создание многоуровневой системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров организаторов воспитательной работы с обучающимися, включая разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения. 5. Обеспечение реализации Программы Реализация Программы будет осуществляться через систему конкретных мер нормативного правового, кадрового, научного и программно-методического обеспечения. Предусмотрен также механизм управления реализацией Программы, координация деятельности субъектов ее выполнения *. -------------------- * Планы мероприятий из пп. 5.1 " 5.5 не приводятся. 5.1. Развитие нормативной правовой базы Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на воспитание детей и молодежи требует значительного расширения его предметного, содержательного поля, правового обеспечения воспитания как полноценного социального института и относительно самостоятельной функции общества и государства. Законодательство должно определить правовое пространство в сфере воспитания и развития детей и учащейся молодежи в стране (юрисдикция государства в определении стратегии, принципов и систем воспитания; границы воспитательного пространства и его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение религиозного и светского воспитания; экспертиза и контроль процессов воспитания; разграничение полномочий в разработке и реализации программ воспитания подрастающих поколений и др.). Важно законодательно определить направления гражданского воспитания детей и молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию. В связи с этим целесообразно сформировать новую концепцию правового регулирования воспитания детей и молодежи. Разработать, исходя их этой концепции, основы законодательства о воспитании подрастающего поколения в Российской Федерации; создать систему социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их воздействия на процессы воспитания детей и молодежи. На основе положений Конституции Российской Федерации предстоит выделить приоритеты воспитательной деятельности и развития личности применительно к образовательным учреждениям различных типов, обеспечить широкое распространение правовых знаний в этой области. 5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению проблем и современных задач воспитания детей и учащейся молодежи - ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы. Подготовка руководящих и педагогических кадров к организации воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необходимо улучшить качество преподавания дисциплин психолого-педагогического цикла в педагогических учебных заведениях, разработать современное программно-методическое обеспечение для специалистов " организаторов внеурочной и внеучебной деятельности в образовательных учреждениях всех типов и видов, усовершенствовать систему их подготовки, переподготовки и повышения квалификации. 5.3. Научное обеспечение Комплекс исследований и проектов по обеспечению Программы предусматривает последовательный системный анализ воспитания детей и учащейся молодежи в России, разработку адекватной концепции деятельности РАО и Минобразования России, создание современного комплекса технологий и механизмов воспитательных процессов на различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных систем в стране, создание соответствующей информационной системы. Предполагается осуществление ряда фундаментальных исследований и прикладных разработок, направленных на формирование стратегии в области воспитания учащихся. Исследовательская работа по обеспечению развития воспитания в системе образования поэтапно будет сориентирована на системный анализ реальной практики воспитания учащихся, ее региональных особенностей, укрепление теоретико-методологических основ современной воспитательной деятельности, улучшение ее методической базы, интеграцию соответствующих исследований, проводимых в рамках РАО, Минобразования России и стране в целом. Научное обеспечение Программы осуществляется учреждениями и организациями Минобразования России и РАО. Основными направлениями исследований в области воспитания являются: анализ состояния проблем воспитания в Российской Федерации, формирование мониторинга воспитательной деятельности в системе образования, подготовка доклада РАО и Минобразования России "Воспитание детей в Российской Федерации: состояние и перспективы"; концептуальное обоснование развития воспитательной деятельности в образовательных учреждениях; определение методологических основ социально-педагогической экспертизы состояния и развития личности в условиях целостного воспитательного пространства; разработка современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и корреляционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения; создание модели компьютерной информационно-аналитической системы "Воспитание и развитие детей в системе образования"; поддержка инновационной воспитательной практики образовательных учреждений. Исполнители проектов определяются на конкурсной основе. 5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение Для повышения качества воспитательной деятельности и целенаправленного ее развития в образовательных учреждениях необходима работа по созданию конкретных программ развития воспитания, их информационному и методическому обеспечению. Основными направлениями этой работы выделяются: разработка учебно-методического сопровождения воспитательных систем, отдельных направлений воспитания в общеобразовательной школе, детских общественных организациях, учреждениях всех уровней профессионального образования; создание программно-методических комплектов психолого-педагогической поддержки развития личности, процессов ее социальной адаптации; решение комплекса вопросов по подготовке программ повышения квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятельности в образовательных учреждениях; подготовка требований и осуществление экспертизы содержания программ воспитания личности, воспитательного потенциала учебников и проектов воспитательных моделей образовательных учреждений; расширение издательской деятельности по выпуску программных материалов и информационно-методической литературы, посвященных вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи; регулярное проведение конференций, семинаров, проблемных обсуждений по вопросам воспитания учащихся всех уровней системы образования; формирование информационно-аналитического банка по всем аспектам воспитания детей и молодежи, включающего инновационные программы; конкретные примеры опыта реализации программ воспитания; рекомендации по взаимодействию образовательных учреждений с семьей, другими социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты социологических исследований; расширение сотрудничества со средствами массовой информации в утверждении гуманистических основ воспитания, приоритета общечеловеческих ценностей. Исполнители мероприятий определяются преимущественно на конкурсной основе. 5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями Обеспечение взаимодействия с заинтересованными ведомствами и общественными организациями по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи - одно из условий выполнения Программы, повышения эффективности воспитательной практики образовательных учреждений. Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать: участие представителей ведомств и общественных организаций в Научно-методическом совете по проблемам развития, воспитания и психологической поддержке личности при Минобразовании России; разработка долгосрочной межведомственной программы по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи; координация деятельности органов управления образованием и неправительственных организаций по вопросам воспитания детей и молодежи; поддержка инициатив неправительственных организаций, общественных детских и молодежных объединений в области воспитания; распространение опыта и совместное проведение конференций, семинаров по различным направлениям воспитания; создание межведомственных общественно-государственных комиссий как средства становления государственной системы воспитания юных граждан; создание региональных волонтерских центров воспитания детей и подростков. 6. Ожидаемые результаты реализации Программы Реализация Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы предполагает обеспечение повышения статуса воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на основе широкого общественного согласия; создание условий приоритетности воспитания в процессе образования; единство обучения и воспитания как двух взаимосвязанных компонентов в системе образования России; создание условий для разработки региональных программ развития воспитания с учетом этнокультурных факторов; создание нормативно-организационных, управленческих условий дальнейшей разработки содержания Программы воспитания обучающегося и студента: гражданина, патриота, способного к созидательному труду, защите Отечества, проявлению духовно-нравственных качеств личности, семьянина, достойного представителя своего народа на основе положений Конвенции ООН о правах ребенка, ценностно-нормативных положений Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации "Об образовании", результатов научных исследований и практических разработок педагогов-новаторов. 7. Организация и контроль выполнения Программы Координация и контроль выполнения Программы развития воспитания в системе образования России на 1999 - 2001 годы возложены на Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи и Научно-методический совет по вопросам воспитания при Министерстве образования Российской Федерации (далее - Совет). Совет: анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы и вносит предложения по его коррекции; осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации Программы; координирует взаимодействие заинтересованных министерств, ведомств и организаций. Совет ежегодно информирует коллегию Минобразования России о ходе выполнения Программы. Исполнительным органом Совета является Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России. Программа реализуется за счет средств текущего финансирования системы образования России в пределах бюджетов соответствующих уровней. |