О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 28.09.99 N 19 "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ". Приказ. Министерство образования РФ (Минобразование России). 18.10.99 574

     О РЕАЛИЗАЦИИ РЕШЕНИЯ КОЛЛЕГИИ ОТ 28.09.99 N 19 "ОБ ОСНОВНЫХ
       НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

                                ПРИКАЗ

                     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

                          18 октября 1999 г.
                                N 574

                                (НЦПИ)


     В соответствии с решением коллегии от 28 сентября 1999  г.  N  19
"Об  основных  направлениях развития воспитания в системе образования"
приказываю:
     1. Утвердить в целом представленную Программу развития воспитания
в системе образования  России  на  1999  -  2001  годы  (прилагается).
Считать   воспитание   важнейшей   стратегической  задачей  в  системе
образования.
     2. Включить  Программу  развития воспитания в системе образования
России на 1999 " 2001 годы (далее - Программа) в федеральную Программу
развития образования.
     3. Управлению послевузовского и дополнительного профессионального
образования  (Безлепкину  В.  В.) совместно с Управлением воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи (Березиной В.  А.)  до  1
июня  2000  года  разработать  проекты  государственных  требований  к
программам дополнительного  профессионального  образования  в  области
воспитания   для   преподавателей  региональных  институтов  повышения
квалификации работников образования.
     4. Управлению  воспитания  и  дополнительного образования детей и
молодежи (Березиной В. А.):
     4.1. Совместно  с  Управлением дошкольного образования (Стеркиной
Р.Б.),  Департаментом общего среднего образования  (Леонтьевой  М.Р.),
Управлением  среднего профессионального образования (Анисимовым П.Ф.),
Управлением начального  профессионального  образования  (Бутко  Е.Я.),
Управлением  образовательных  программ и стандартов высшего и среднего
профессионального образования (Шестаковым Г.К.), Управлением экономики
(Боровским  Г.В.)  конкретизировать  сроки  исполнения  мероприятий по
реализации Программы в соответствии со своей компетенцией.
     4.2. Совместно   с   Управлением   образовательных   программ   и
стандартов   высшего   и   среднего   профессионального    образования
(Шестаковым  Г.К.)  до 1 ноября 1999 г.  внести дополнения в Программу
научно-методического  обеспечения  содержания  образования   в   целях
реализации  Программы  развития  воспитания  в  системе  образования в
России на 1999 - 2001 годы.
     4.3. Совместно  с  Управлением  послевузовского и дополнительного
профессионального образования (Безлепкиным В.  В.)  в  соответствии  с
задачами Программы развития воспитания в системе образования России на
1999 - 2001 годы до  1  декабря  1999  г.  составить  план  совместных
действий  по  повышению  квалификации  специалистов  по  внеурочной  и
внеучебной деятельности  образовательных  учреждений  разных  типов  и
видов   на  базе  Академии  повышения  квалификации  и  переподготовки
работников образования.
     4.4. Доработать   Положение   о  Совете  по  проблемам  развития,
воспитания  и  психолого-педагогической  поддержки  личности   (приказ
Минобразования России от 19 июня 1997 г. N 1252) и до 1 ноября 1999 г.
внести предложения по его составу.
     4.5. Провести  11  -  12  ноября 1999 года совещание заместителей
руководителей органов  управления  образованием  субъектов  Российской
Федерации по вопросам реализации Программы.
     5. Пресс-службе (Омельченко С. В.) обеспечить пропаганду основных
идей Программы, организовать дискуссию в средствах массовой информации
с  целью  создания   в   Минобразовании   России   банка   предложений
общественности    по    совершенствованию   воспитания   подрастающего
поколения.
     6. Рекомендовать   органам   управления   образованием  субъектов
Российской  Федерации  Программу   развития   воспитания   в   системе
образования  России  на  1999  - 2001 годы для разработки региональных
программ воспитания.
     7. Контроль   за  исполнением  настоящего  приказа  возложить  на
заместителя Министра Е.Е. Чепурных.

Министр образования
Российской Федерации
                                                           В. ФИЛИППОВ
18 октября 1999 г.
N 574


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                        приказом Минобразования России
                                               от 18 октября 1999 года
                                                                 N 574

                              ПРОГРАММА

              развития воспитания в системе образования
                      России на 1999 - 2001 годы

                               Введение

     Духовно-нравственное становление детей и молодежи,  подготовка их
к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества,
государства.  Выражением государственной политики в области воспитания
стали сформулированные в Законе Российской Федерации "Об образовании"*
принципы   гуманистического   характера    образования.    Определение
конкретных  целей  и  задач воспитания,  моделирование воспитательного
пространства в целях обеспечения  самоопределения  личности,  создание
условий  для ее самореализации;  взаимодействие семьи и педагогических
коллективов  образовательных  учреждений   составляют   основу   такой
политики.
---------------------------
     * В редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. N 12-ФЗ.

     Разработка и  принятие  Программы  развития  воспитания в системе
образования России на 1999 - 2001 годы является важнейшим направлением
реализации   принципов   государственной   политики   России  в  сфере
образования.  Программа  ориентирована  на   повышение   общественного
статуса образовательных учреждений,  обновление содержания и структуры
воспитания на основе  отечественных  традиций  и  современного  опыта,
обеспечения    многомерности    и    интегрированности    учебного   и
воспитательного процессов,  баланса государственного,  общественного и
семейного   воспитания,   современных   механизмов  воспитания  и  его
приоритетов  в  образовательных  учреждениях  всех  типов.  В   период
социальных    преобразований   в   современном   российском   обществе
актуальность  приобретают  формирование  ценностных  мировоззренческих
оснований   воспитания,   нового  воспитательного  потенциала  системы
образования;  обеспечение преемственности между поколениями россиян на
основе  общественного  согласия  в  духе  формирования культуры мира и
терпимости.
     Программа определяет цели, задачи и направления совершенствования
организации воспитания в системе образования,  а также  первоочередные
меры,  связанные  с  развитием воспитательной практики образовательных
учреждений.
     Программа имеет ведомственный статус,  предназначена прежде всего
для  органов  управления   образованием,   а   также   образовательных
учреждений  всех типов и видов.  Данная Программа является основой для
разработки региональных и местных программ.

          1. Основные тенденции и проблемы воспитания детей
              и учащейся молодежи в Российской Федерации

     Воспитание детей  и  молодежи  в  современном российском обществе
реализуется в условиях экономического и политического  реформирования,
в   силу   которого   существенно   изменились  социокультурная  жизнь
подрастающего поколения,  функционирование образовательных учреждений,
средств   массовой   информации,  молодежных  и  детских  общественных
объединений,  религиозных организаций.  В то же  время  реформирование
вызвало  социальное  расслоение  общества,  снижение жизненного уровня
большинства населения и другие негативные последствия.
     Эти изменения   отрицательно   сказались   на  российской  семье.
Отмечаются резкая дифференциация доходов,  массовое  обнищание  семей.
Многие  люди  не сумели приспособиться к новым условиям,  сформировать
защитные механизмы.  Происходит дальнейшая дезорганизация жизни семей,
разрушаются   сложившиеся   нравственно-этические   нормы  и  традиции
семейного  уклада.  Вследствие  правовой,   моральной,   экономической
незащищенности  усилилась  конфликтность  отношений  между  супругами,
родителями и детьми.  Отмеченные негативные  тенденции  сопровождаются
резким   снижением   воспитательного  воздействия  семьи,  ее  роли  в
социализации  детей.  Неблагополучие  многих  семей,  высокий  уровень
безработицы,  а  с  другой стороны - чрезмерная занятость родителей во
многих  благополучных  семьях,  неблагоприятные   семейные   отношения
обусловливают отчужденность детей,  проявления жестокости и насилия по
отношению к ним,  рост социального сиротства влекут  за  собой  резкие
формы асоциального поведения.
     Дети, растущие    в    неблагополучных,    конфликтных    семьях,
характеризуются  широким  спектром психических аномалий и отклонений в
поведении.  Ухудшается состояние здоровья детей и  молодежи;  получают
распространение    болезни,    имеющие    социальную   обусловленность
(туберкулез,  сифилис,  ВИЧ-инфекция);  учащаются  стрессы,   неврозы,
проявления агрессивности.
     Угрожающие масштабы  приобрела   безнадзорность,   беспризорность
детей.  Быстро растет число не обучающихся и не работающих подростков.
Увеличивается доля детей младшего возраста и девочек-подростков  среди
несовершеннолетних   правонарушителей.   Наблюдается  тенденция  роста
детской  преступности,   укрепления   ее   связей   с   организованной
преступностью.  Особую  тревогу  вызывает  распространение  наркомании
среди  учащейся  молодежи.  Высокий  уровень  социальной  патологии  в
детской  и молодежной среде является мощным дестабилизирующим фактором
длительного действия, угрожает социальной безопасности.
     Современное развитие  средств массовой информации и коммуникаций,
введение  конституционного  запрета  на  цензуру  резко  расширили   и
преобразили  информационное поле,  в котором происходит воспитательный
процесс.  В условиях  высокой  доступности  информации  и  материалов,
распространяемых через прессу,  телевидение, радио, Интернет и др., на
детей  и   молодежь   обрушивается   поток   низкопробной   продукции,
пропагандирующей   праздный   образ   жизни,   насилие,  преступность,
проституцию, наркоманию, секс.
     В общественном  развитии  существенно  возросла  роль этнического
фактора.  С одной  стороны,  это  выявляет  социализирующий  потенциал
этнической  среды,  но  с  другой - порождает усиление межнациональной
напряженности.  В то же время эти тенденции недостаточно учитываются в
психолого-педагогической практике.
     В обществе сформировалась новая религиозная  ситуация:  произошла
переоценка  роли  религии  в  истории  развития России.  Признается ее
большое влияние на духовно-нравственное развитие человека. Религиозным
организациям предоставлена возможность обучать детей религии вне рамок
образовательных программ.
     Новые черты приобрело и участие молодежных и детских общественных
объединений в воспитательном процессе.  Если в  прошлом  пионерская  и
комсомольская  организации  в  образовательных учреждениях были частью
единой системы воспитания,  то  в  начале  90-х  годов  многочисленные
молодежные и детские объединения, как правило, в основном действуют за
пределами   учреждений   образования,   их    социально-педагогический
потенциал  не востребован государством в полном объеме.  В то же время
существование детских  общественных  объединений  и  организаций,  как
одного из важнейших факторов социализации ребенка,  является мощнейшим
инструментом,  позволяющим эффективно  решать  сложные  педагогические
задачи,  закладывать  основы  развития  демократического государства в
новом тысячелетии.
     В этих   сложных   условиях  образовательное  учреждение  было  и
остается основным социальным институтом, обеспечивающим воспитательный
процесс и реальную интеграцию различных субъектов воспитания, особенно
в сельской местности. Большинство образовательных учреждений стремится
реализовать  все  имеющиеся  возможности  для достижения основной цели
современного образования - развития  физически,  нравственно  здоровой
личности, ее гражданского потенциала.
     Существенно ослабляет воспитательную деятельность образовательных
учреждений  хроническое  отставание их материально-технической базы от
современных запросов; научно-методическая необеспеченность; отсутствие
необходимых    финансовых   средств   на   организацию   деятельности;
неустроенность и нахождение  за  чертой  бедности  большинства  членов
педагогического   коллектива.   Огромный   ущерб   нанесен  социальной
инфраструктуре для детей.  Резко  уменьшилась  доступность  культурных
центров,   театров,   музеев,  спортивных  сооружений.  Инфраструктура
детского  досуга  коммерциализируется   и   часто   ориентируется   на
обслуживание интересов лишь высокооплачиваемой части населения.
     Недостаточный объем   производства    и    издания    современной
научно-методической литературы,  посвященной проблемам воспитания,  во
многом    связан    с    сокращением    соответствующего    бюджетного
финансирования.  Периодические журналы, освещающие проблемы воспитания
и образования,  оказались практически недоступными для образовательных
учреждений.  Крайне  ограничены  возможности  обеспечения  современной
научно-методической  базы  воспитательного  процесса   и   у   органов
управления   образованием.  В  90-е  годы  в  законодательстве  страны
произошло обновление многих правовых норм образования,  что выразилось
в   признании   вариативности,   многообразия   систем   и  участников
воспитательного процесса.  Наметилась тенденция  создания  современных
отечественных концепций воспитания подрастающих поколений.
     В них выделены ценности активной социокультурной жизни, личного и
национального    достоинства,    общекультурной   и   профессиональной
компетентности,  культуры гражданства,  семьи,  ответственности  перед
собой  и другими.  Формируются новые культурные основания воспитания -
плюрализм  и  вариативность  воспитательной  практики,  демократизация
отношений  субъектов учебно-воспитательного процесса,  ответственность
государства за воспитание детей и молодежи.
     Но главной   проблемой   сегодняшнего   дня  является  отсутствие
государственной стратегии в вопросах воспитания детей и молодежи,  что
становится  существенным сдерживающим фактором в развитии наметившихся
положительных  тенденций.   Государство   несет   ответственность   за
состояние воспитания детей так же, как и за реализацию прав человека и
гражданина,  а это предполагает необходимость разработки и  реализации
государственной политики в области воспитания подрастающих поколений.
     Государственная политика в сфере  воспитания  должна  включать  в
себя  цели  и  задачи  воспитания,  стратегии  их решения,  разработку
законодательства,  государственных   программ,   выделение   ресурсов,
поддержку  социально  значимых  воспитательных  проектов,  определение
механизмов контроля.  В совокупности  все  это  должно  способствовать
созданию  необходимых  условий  для  формирования  системы  воспитания
подрастающих  поколений  в   соответствии   с   их   потребностями   и
общественными   запросами.   Гражданское,   патриотическое  воспитание
составляют одно из важнейших направлений  государственной  политики  в
образовании.  В современных условиях очевидна необходимость разработки
и   реализации   новых   подходов   к   определению   приоритетов    и
основополагающих  принципов гражданского воспитания.  Особого внимания
заслуживает вопрос о сочетании стратегии и  тактики  в  его  развитии,
создании  современных  динамических  методов  воспитательной  работы с
учетом целей и задач  образовательных  учреждений  различных  типов  и
видов.
     Предлагаемый проект  Программы  развития  воспитания  в   системе
образования  России  на 1999 " 2001 годы следует рассматривать как шаг
на пути к разработке и реализации  государственной  политики  в  сфере
воспитания подрастающих поколений.

                      2. Цель и задачи Программы

     Цель Программы  -  обеспечение  необходимых  научно-методических,
организационных,  кадровых,  информационных  и  других   условий   для
развития  воспитательных  систем  в  образовательных  учреждениях всех
типов и видов;  упорядочение их деятельности,  содействующей  развитию
социальной и культурной компетентности личности,  ее самоопределению в
социуме,   формированию    человека-гражданина,    семьянина-родителя,
специалиста-профессионала.
     Задачи Программы:
     повышение социального  статуса воспитания в системе образования в
российском обществе;  укрепление  и  развитие  воспитательных  функций
образовательных  учреждений,  расширение состава субъектов воспитания,
координация   их   усилий,   укрепление   взаимодействия    семьи    и
образовательных учреждений;
     развитие демократического   стиля   руководства    воспитательным
процессом;   повышение   культуры   межнациональных   и  межэтнических
отношений;
     формирование региональных,    муниципальных   и   других   систем
воспитания  на  основе  учета   территориальных,   социокультурных   и
национальных особенностей;
     использование отечественных  традиций  и  современного  опыта   в
области  воспитания;  активное  внедрение  в  педагогическую  практику
новейших достижений в области воспитания;
     развитие гуманистических   принципов,   содержания  и  механизмов
нравственного, гражданского воспитания;
     содействие осуществлению  прав  родителей на участие в управлении
образовательным учреждением и в организации образовательного  процесса
в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании";
     оказание помощи семье  в  решении  проблем  в  воспитании  детей,
развитие психолого-педагогического просвещения родителей;
     формирование уважительного   отношения   к   правам   ребенка   в
соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка;
     усиление роли семьи в воспитании детей;
     создание системы   психолого-педагогической  и  медико-социальной
реабилитации детей;  повышение уровня работы  со  средствами  массовой
информации и печати по вопросам воспитания детей и учащейся молодежи;
     повышение профессионального    уровня    управления     процессом
воспитания;  обеспечение  взаимодействия  системы образования со всеми
социальными институтами.

             3. Основные принципы организации воспитания

     В соответствии с Законом Российской  Федерации  "Об  образовании"
воспитание    рассматривается   как   целенаправленная   деятельность,
осуществляемая в  системе  образования,  ориентированная  на  создание
условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих
и  отечественных   ценностей;   оказание   им   помощи   в   жизненном
самоопределении,    нравственном,   гражданском   и   профессиональном
становлении; создание условий для самореализации личности.
     Государство и   его   институты  являются  важнейшими  субъектами
воспитания детей и молодежи,  осуществляют  воспитательные  функции  в
социально  значимых  сферах их жизнедеятельности,  создают условия для
функционирования неправительственных воспитательных организаций.
     Национальная стратегия    в   области   воспитания   определяется
законодательством,    признается    вариативность    и    разнообразие
воспитательных   систем,   организаций   и  технологий.  Инновационным
ресурсом развития системы воспитания является современное философское,
гуманитарное, социально-научное знание.
     Дети и  молодежь  являются  равноправными   субъектами   процесса
воспитания,     саморазвития,     социокультурного    самоопределения.
Государством должны быть обеспечены целостность,  последовательность и
преемственность   содержания  и  организационных  форм  воспитания  на
различных уровнях образования;  развитие вариативных систем воспитания
с учетом специфики образовательных учреждений,  их традиций, кадрового
потенциала,  социальных   запросов.   Стержнем   воспитания   является
формирование социально необходимых знаний и навыков,  профессиональных
интересов, гражданской позиции обучающихся.
     Особое значение     в     современном     обществе    приобретают
психолого-педагогическая помощь учащейся молодежи в процессе включения
ее в активную жизнь, формирования социальной ответственности.
     Воспитанию детей и учащейся сельской  молодежи  уделяется  особое
внимание  как приоритетному направлению государственной,  социальной и
аграрной политики,  способствующей приобщению  растущего  поколения  к
культурно-историческим   традициям,  формированию  чувства  настоящего
хозяина земли.
     Сохранение и укрепление здоровья учащихся во всех образовательных
учреждениях  и  соответственно   роль   и   актуальность   физического
воспитания   являются   бесспорными,   поскольку  физическое  здоровье
является одной из основных предпосылок формирования  здорового  образа
жизни.
     Содержание и организационные формы воспитания разрабатываются  на
основе  принципов,  ориентирующих  воспитание  на  развитие  социально
активной,  образованной,  нравственно и физически здоровой личности  в
изменяющихся  условиях  общественной  жизни.  Принцип  гуманистической
направленности   воспитания   предполагает   отношение   педагога    к
воспитанникам  как к ответственным субъектам собственного развития,  а
также  стратегию  взаимодействия,  основанную  на   субъект-субъектных
отношениях.
     Принцип природосообразности  воспитания  предполагает,  что   оно
основывается    на   научном   понимании   взаимосвязи   природных   и
социокультурных процессов;  что учащихся воспитывают сообразно их полу
и возрасту, формируют у них ответственность за развитие самих себя, за
экологические последствия своих действий и поведения.
     Принцип культуросообразности    предполагает,    что   воспитание
основывается на общечеловеческих ценностях,  строится в соответствии с
ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями,
не противоречащими общечеловеческим ценностям.  Принцип  эффективности
социального  взаимодействия  предполагает  осуществление  воспитания в
системе образования  в  коллективах  различного  типа,  что  позволяет
учащимся  расширить сферу общения,  создает условия для конструктивных
процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, а
в целом - формирует навыки социальной адаптации, самореализации.
   Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной
компетентности   личности   предполагает,   что  стратегия  и  тактика
воспитания  должны  быть  направлены  на  помощь  ребенку,  подростку,
молодому  человеку  в  освоении  социокультурного  опыта  и  свободном
самоопределении в социальном окружении.

           4. Основные направления и особенности воспитания
              в образовательных учреждениях разного типа

  4.1. Развитие воспитания в дошкольных образовательных учреждениях

     Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда
закладываются    предпосылки    гражданских    качеств,    формируются
ответственность и способность ребенка к свободному выбору,  уважению и
понимаю  других  людей  независимо  от  их  социального происхождения,
расовой и национальной принадлежности,  языка,  пола, вероисповедания.
Предназначение   дошкольного   образования   состоит   не   только   в
формировании определенной  суммы  знаний,  но  и  в  развитии  базовых
способностей  личности,  ее  социальных  и  культурных навыков,  основ
экологически  целесообразного  поведения,  здорового   образа   жизни.
Реализация   выделенных   оснований   развития  воспитания  в  системе
дошкольного образования требует решения следующих важных задач:
     сохранение сети     дошкольных     образовательных    учреждений,
формирование их  новых  видов;  совершенствование  системы  подготовки
воспитателей  с  ориентацией  на профессиональную реализацию сочетания
социально-нормативного и индивидуального подходов к воспитанию  детей,
овладение  современными  программами  и  технологиями,  которые задают
новое  содержание  воспитанию  и  обучению  детей  на  основе   такого
сочетания;
     стимулирование оснащения   учреждений   дошкольного   образования
современной  и методической литературой,  ориентирующей на утверждение
новых целей,  связанных  с  подготовкой  детей  к  дальнейшим  стадиям
социализации;
     обеспечение на  основе  новых  научных  исследований  в   области
дошкольного образования разработки и внедрения в практику деятельности
дошкольных учреждений новейших образовательных программ  и  технологий
по   развитию   социальной   и   культурной   компетентности  ребенка,
предусматривающих  формирование  у   него   коммуникативных   навыков,
поведенческих структур, соответствующих целям дошкольного воспитания.
     Решение указанных задач обусловливает необходимость осуществления
деятельности в следующих направлениях:
     разработка и внедрение актуальных программ по  развитию  у  детей
представлений  о  человеке,  обществе  и  культуре,  по экологическому
образованию и воспитанию,  приобщению  детей  к  родной  культуре;  по
формированию здорового образа жизни;
     организация разработки и широкой пропаганды педагогически  ценных
игр  и  игрушек  как  важнейшего средства воспитания детей дошкольного
возраста;
     разработка нормативной   правовой  базы  психолого-педагогической
экспертизы  игр  и  игрушек;   создание   механизма   государственного
регулирования   их   качественного   ассортимента;   развитие  системы
непрерывного воспитательного процесса  детей  дошкольного  и  младшего
школьного  возраста  с  сохранением  специфики его содержания,  форм и
методов  в  дошкольных  учреждениях  и  начальной  школе.  Организация
совместной  разработки программ и технологий непрерывного образования,
обеспечивающих  преемственность  воспитательного  процесса  на  уровне
дошкольного и начального общего образования, их внедрение;
     расширение форм  участия  в  дошкольном  образовании   учреждений
культуры,  общественных  самодеятельных организаций,  средств массовой
коммуникации,  других социальных институтов;  разработка и  реализация
комплексных    программ    оказания    консультативно-диагностической,
методической,  коррекционно-педагогической помощи семьям  по  вопросам
воспитания дошкольников;
     разработка системы мер по оказанию помощи семьям,  в которых дети
не охвачены дошкольным образованием;
     информационное обеспечение   развития   воспитания   в    системе
дошкольного образования.

      4.2. Развитие воспитания в общеобразовательных учреждениях

     Общеобразовательные учреждения  являются  центральным звеном всей
системы образования,  фундаментальной социокультурной базой воспитания
и развития детей.
     Обновление процесса воспитания в  общеобразовательном  учреждении
должно  осуществляться  на  основе  качественно нового представления о
статусе    воспитания     с     учетом     отечественных     традиций,
национально-региональных особенностей,  достижений современного опыта;
включать    формирование    разнообразных    воспитательных    систем,
стимулирование   разнообразия   воспитательных   стратегий,   методов,
повышение  эффективности   действия   его   школьных   и   внешкольных
механизмов,   установление  и  поддержание  баланса  государственного,
семейного и общественного воспитания.
     Развитие воспитания     в     общеобразовательных     учреждениях
предполагает решение следующих задач:
     определение содержания  воспитания,  его форм и методов на основе
возрастных,  индивидуально-психологических  особенностей  учащихся   с
учетом   конкретных   возможностей   и  специфики  общеобразовательных
учреждений разных видов, в разных регионах и типах поселений;
     формирование воспитательной системы,  включающей в себя целостный
учебно-воспитательный процесс (путем обеспечения интегрированности его
важнейших   составляющих   "   воспитания   и   обучения);   повышение
воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания;
     усиление гуманитарной   и   практической  направленности  учебных
дисциплин,  включение в их содержание материалов,  помогающих учащимся
освоить  ценности  общества и культуру,  в которых они живут,  способы
самоопределения в них;
     воспитание учащихся   в   духе   демократии,   свободы,   личного
достоинства   и   законопослушания;   предоставление    им    реальных
возможностей  участия  в  управлении  образовательным  учреждением,  в
деятельности различных творческих и общественных объединений;
     укрепление здоровья ребенка средствами физкультуры и спорта;
     повышение роли  психолого-педагогической  службы  в  формировании
школьных  и классных коллективов,  индивидуальных занятий с учащимися,
обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей;
     создание условий  для  участия  семей  в воспитательном процессе,
развития родительских общественных объединений,  привлечения родителей
к участию в управлении общеобразовательным учреждением;
     включение в штатное расписание общеобразовательных учреждений  (в
том  числе детских домов) должностей педагогов-психологов,  социальных
педагогов,        педагогов        дополнительного        образования,
педагогов-организаторов,     классных     воспитателей;    активизация
деятельности классных руководителей и воспитателей;
     создание в  каждом  регионе  дифференцированной  сети специальных
учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков  с  девиантным
поведением; особых образовательных учреждений для детей, нуждающихся в
психолого-педагогической   и   медико-социальной    помощи.    Решению
поставленных  задач  призвана  способствовать деятельность в следующих
направлениях:
     сочетание в       системе       воспитания      общечеловеческих,
национально-культурных  и  этноспецифических  ценностей,  охватывающих
основные  аспекты социокультурной жизни и самоопределения,  образующих
основу воспитания;
     воспитание гражданина   и   патриота  России  через  изучение  ее
правовой и  государственной  систем,  символики,  истории  гражданской
жизни в стране, жизни и деятельности выдающихся личностей;
     достижение сочетания   социально   значимого   и    индивидуально
приемлемого  компонента  содержания,  методов  и  форм образовательной
деятельности,   ее   открытости,   разнообразия    учебно-методических
материалов,  форм и приемов учебной и внешкольной работы,  развивающей
знания и навыки,  повышающие социальную  и  культурную  компетентность
личности;
     организация всестороннего   изучения   социальных,    культурных,
психологических особенностей детского возраста,  ценностных ориентаций
детей, их интересов и склонностей, создание для этих целей необходимых
методик;
     обеспечение вариативности воспитательных систем;
     планомерное и   сбалансированное  включение  в  общее  содержание
образования регионального и этнокультурного компонентов;
     развитие системы   дополнительного  образования  и  многообразной
внеурочной деятельности, усиление их воспитывающих функций;
     усиление значимости    досугового    компонента   образовательных
учреждений,  создание  условий  для  самовыражения  детей  в   системе
дополнительного    образования    и    внеурочной    деятельности,   в
художественном  и  техническом   творчестве,   клубной   и   досуговой
организованной активности, занятий спортом;
     оказание содействия родителям (законным  представителям),  детям,
руководителям    государственных   и   муниципальных   образовательных
учреждений,  государственным органам управления образованием субъектов
Российской   Федерации,  местным  (муниципальным)  органам  управления
образованием     в     организации     обучения     детей      религии
(духовно-нравственного воспитания и преподавания основ вероучения) вне
рамок  образовательной  программы;  создание  условий   для   развития
педагогики сотрудничества.
     Специфика учебно-воспитательного    процесса    в     специальных
(коррекционных)    образовательных    учреждениях   для   обучающихся,
воспитанников   с   отклонениями   в   развитии,   в   оздоровительных
образовательных   учреждениях   санаторного  типа,  в  образовательных
учреждениях  для  детей,  нуждающихся  в  психолого-педагогической   и
медико-социальной помощи, предполагает:
     осуществление комплексных  динамических  коррекционно-развивающих
мер;
     разработку и реализацию  программ  с  учетом  интеллектуальных  и
физических возможностей ребенка;
     рекомендации психологов и врачей;
     целенаправленное вовлечение семьи в этот процесс.
     Особое внимание уделяется преодолению  затруднений  в  социальной
адаптации таких детей;  формированию у них коммуникативных навыков; их
трудовому, эстетическому, физическому воспитанию.
     Учитывая, что    большинство    обучающихся,    воспитанников   с
ограниченными возможностями  проживают  в  школах-интернатах,  надолго
отрываясь  от  семьи,  большое  значение  придается  предупреждению их
эмоциональной депривации,  компенсации вызывающих ее  условий.  Важное
место   должна  занимать  работа  по  социальной  реабилитации  детей,
подготовке их к семейной жизни, жизни в обществе.

        4.3. Развитие воспитания в учреждениях дополнительного
                          образования детей

     Значительные возможности    для    современного   решения   задач
воспитания предоставляет система  дополнительного  образования  детей,
ориентированная   на   свободный   выбор   и   освоение   обучающимися
дополнительных образовательных программ.
     Стратегия интеграции    основного    общего   и   дополнительного
образования  "  реальный  путь  утверждения  вариативности  в  системе
образования.  Цель  дополнительного  образования  - развитие мотивации
детей   к   познанию   и   творчеству,   содействие   личностному    и
профессиональному самоопределению обучающихся,  их адаптации к жизни в
динамичном обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
     Дополнительное образование   организуется  учреждениями,  которые
удовлетворяют постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные  и
образовательные  потребности детей,  создают условия для их творческой
самореализации.
     Дополнительное образование  в  соответствии  со  своей спецификой
стремится  к  органичному  сочетанию  видов   организации   досуга   с
различными  формами  образовательной  деятельности  и,  как следствие,
сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости
детей.   Учитывая,   что   период   детства  в  целом  характеризуется
активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей
является  одной  из  приоритетных  задач  дополнительного образования.
Дополнительное   образование   способствует   установлению   реального
взаимодействия  культур  -  русской  и культуры народа,  на территории
которого   находится   образовательное   учреждение.   Это    свойство
дополнительного   образования   обеспечивает   ему   важное   место  в
региональном компоненте государственного образовательного стандарта.
     Одной из  сущностных  характеристик  дополнительного  образования
является   взаимодействие   полипрофессиональных   и    поливозрастных
общностей.    Институт    дополнительного   образования   предполагает
взаимодействие  общеобразовательного  учреждения  с  организациями   и
учреждениями  иных предметных и творческих сфер и тем самым становится
по настоящему открытой системой и субъектом образовательной политики в
регионе.
     Дальнейшее развитие      воспитательных      функций      системы
дополнительного    образования    детей    определяется    реализацией
приоритетных задач, в их числе:
     сохранение и  рост  сети  учреждений  дополнительного образования
детей,  отвечающих интересам и  запросам  обучающихся,  их  родителей,
социальным потребностям;
     обоснованное принятие  управленческих   решений,   обеспечивающих
сбалансированное   и   устойчивое   развитие   сферы   дополнительного
образования детей;
     упорядочение и укрепление кадровой,  материально-технической базы
дополнительного образования детей;
     обновление программно-методического содержания;
     создание федеральной системы подготовки и повышения  квалификации
специалистов    системы    дополнительного    образования    детей   в
образовательных учреждениях всех типов; обобщение опыта педагогической
и  экономической  деятельности  учреждений дополнительного образования
детей;
     научное обоснование     выдвигаемых     практикой     показателей
эффективности дополнительного образования и проверка их значимости для
развития личности каждого ребенка;
     расширение числа    субъектов    дополнительного     образования,
персонификации    их    ответственности,    определение    полномочий,
предоставление необходимых льгот.

                4.4. Развитие воспитания в учреждениях
                    профессионального образования

     В системе   начального,   среднего  и  высшего  профессионального
образования действует и развивается сеть  образовательных  учреждений,
различающихся  по  статусу,  характеру включения обучающихся в учебный
процесс,    по    формам    и    способам     образования,     степени
институционализации, выражающейся в характере нормативных требований к
обучению,  формах контроля, экономического обеспечения и регулирования
деятельности.
     Система учреждений  профессионального  образования   осуществляет
подготовку  к  определенным  видам  труда в экономической и социальной
сферах  общества,  и,  как  правило,  обучение  в   этих   учреждениях
завершается   соответствующими  процедурами  присвоения  квалификации,
аттестации на профессиональную  готовность  и  мастерство.  Учреждения
начального   и   среднего   профессионального  образования  не  только
обеспечивают общественное производство квалифицированными кадрами,  но
и  создают  условия  для  дальнейшего  продвижения  личности в системе
образования.
     Для всех   уровней   современного  профессионального  образования
характерно   наличие   малоизученных   проблем,   связанных    с    их
воспитательными функциями.
     Одна из них - проблема воспитания,  его качественного определения
и целенаправленного развития.  Отрицательное влияние на воспитательный
процесс  в  учреждениях  профессионального  образования  всех  уровней
оказывают    преобладание    стихийной    социализации    молодежи   в
обстоятельствах   экономической   и   политической    неопределенности
общества, отсутствие заинтересованности работодателей в подготовке для
предприятий и организаций квалифицированных  специалистов,  социальные
конфликты и противоречия внутри образовательных учреждений.
     Основными источниками конфликтов  и  противоречий,  как  правило,
становятся   плохая   организация  учебного  процесса;  несоответствие
учебных программ,  их  предметно-дисциплинарного  разделения,  методов
обучения    требованиям    времени;    доминирование    авторитарного,
субъективистского  стиля  руководства  и  общения,   не   учитывающего
интересы  учащейся  молодежи,  их  права  выбора  организационных форм
учебной деятельности, участие в управлении учреждением.
     Вместе с   тем,   рост   интереса   у   молодежи   к  современным
социокультурным    процессам     и     личностному     самоопределению
свидетельствует о том, что их стремление к получению профессионального
образования выходит за рамки простого овладения  узкопрофессиональными
знаниями  и  навыками.  Необходимо  создать  оптимальные  условия  для
развития личности обучающегося,  оказать ему помощь в  самовоспитании,
самоопределении, нравственном самосовершенствовании, освоении широкого
круга социального опыта.
     Основными направлениями реализации этого является:
     утверждение отношений сотрудничества учащихся и преподавателей  в
управлении учреждениями профессионального образования;
     развитие студенческого  самоуправления,  институтов  коллективной
студенческой  самоорганизации  (общественных организаций и объединений
студентов);
     использование возможностей      дополнительного      образования,
факультетов общественных профессий для преодоления  расхождений  между
качеством  подготовки  специалистов  и  реальными  требованиями  рынка
труда;  между  рыночным  спросом   и   индивидуальными   потребностями
личности;   для   реализации   профессионального  потенциала  будущего
специалиста;  повышения  его  ответственности  за   свою   карьеру   и
социальные последствия своей профессиональной деятельности;
     создание межвузовских центров  развития  внеучебной  деятельности
студентов;
     возрождение региональных,      молодежных      научно-технических
производственных центров, центров информации, призванных содействовать
реализации творческого потенциала молодежи, ее вторичной занятости;
     развитие досуговой,   клубной   деятельности   как  особой  сферы
жизнедеятельности  учащейся  молодежи  и  функционирования  молодежной
субкультуры;
     развитие и     совершенствование      работы      сети      служб
социально-психологической   помощи  учащейся  молодежи  в  учреждениях
профессионального образования;
     изучение и    распространение    опыта   организации   воспитания
обучающихся    в    общественных    организациях     и     учреждениях
профессионального      образования,      продуктивно      использующих
научно-профессиональный потенциал, возможности социальных, культурных,
исторических традиций региона.
     Воспитание учащихся и студентов в системе начального,  среднего и
высшего профессионального образования, ориентированное на формирование
базовой культуры личности, должно включать в себя:
     дальнейшее развитие    ее   социального   и   жизненного   опыта,
мотивационной сферы, социально-коммуникативных навыков и умений;
     формирование навыков   принятия   решений  в  последовательном  и
ответственном осуществлении своих социальных функций;
     поддержку профессионального роста;
     гражданское самоопределение;
     осознанное формирование социально приемлемого образа жизни.
     Реализация указанных целей предполагает:
     оптимизацию правовой,  методической, организационно-экономической
базы воспитания в учреждениях профессионального образования  различных
типов и видов;
     разработку содержания,  форм  и  методов  воспитания,  адекватных
функциям  учреждений  профессионального  образования различных типов и
видов, а также модели специалиста, которого они готовят;
     сочетание личностных интересов и профессиональных возможностей;
     создание необходимых   условий   для   самореализации    личности
обучающихся   в  различных  сферах  (клубная  деятельность,  вторичная
занятость,  спорт,  туризм,  реализация педагогических наклонностей  и
др.).
     Важнейшим направлением   развития   воспитательной   деятельности
учреждений   профессионального   образования   должно  стать  создание
многоуровневой системы профессиональной  подготовки  и  переподготовки
кадров  организаторов  воспитательной  работы с обучающимися,  включая
разработку ее содержания и информационно-методического обеспечения.

                 5. Обеспечение реализации Программы

     Реализация Программы   будет   осуществляться    через    систему
конкретных   мер   нормативного   правового,   кадрового,  научного  и
программно-методического  обеспечения.  Предусмотрен  также   механизм
управления  реализацией Программы,  координация деятельности субъектов
ее выполнения *.
--------------------
     * Планы мероприятий из пп. 5.1 " 5.5 не приводятся.

     5.1. Развитие нормативной правовой базы

     Недостаточная ориентация законодательства Российской Федерации на
воспитание  детей  и  молодежи  требует  значительного  расширения его
предметного,  содержательного поля,  правового обеспечения  воспитания
как  полноценного социального института и относительно самостоятельной
функции общества и  государства.  Законодательство  должно  определить
правовое  пространство  в сфере воспитания и развития детей и учащейся
молодежи в стране (юрисдикция  государства  в  определении  стратегии,
принципов и систем воспитания;  границы воспитательного пространства и
его субъекта; баланс семейного и общественного воспитания; соотношение
религиозного  и светского воспитания;  экспертиза и контроль процессов
воспитания;  разграничение  полномочий  в  разработке   и   реализации
программ    воспитания    подрастающих   поколений   и   др.).   Важно
законодательно определить направления гражданского воспитания детей  и
молодежи, защиты от информации, наносящей вред их благополучию.
     В связи  с  этим  целесообразно  сформировать   новую   концепцию
правового  регулирования  воспитания  детей  и молодежи.  Разработать,
исходя  их  этой  концепции,  основы  законодательства  о   воспитании
подрастающего   поколения  в  Российской  Федерации;  создать  систему
социально-правовой экспертизы решений органов власти с точки зрения их
воздействия на процессы воспитания детей и молодежи.
     На основе положений Конституции  Российской  Федерации  предстоит
выделить  приоритеты  воспитательной  деятельности и развития личности
применительно   к   образовательным   учреждениям   различных   типов,
обеспечить широкое распространение правовых знаний в этой области.

     5.2. Работа с руководящими и педагогическими кадрами

     Обеспечение готовности специалистов системы образования к решению
проблем и современных задач воспитания детей  и  учащейся  молодежи  -
ключевой вопрос всей предстоящей работы по реализации Программы.
     Подготовка руководящих  и  педагогических  кадров  к  организации
воспитательной деятельности требует существенных изменений. Необходимо
улучшить  качество  преподавания  дисциплин  психолого-педагогического
цикла  в  педагогических  учебных заведениях,  разработать современное
программно-методическое обеспечение для специалистов  "  организаторов
внеурочной  и  внеучебной  деятельности  в образовательных учреждениях
всех  типов  и  видов,  усовершенствовать   систему   их   подготовки,
переподготовки и повышения квалификации.

     5.3. Научное обеспечение

     Комплекс исследований   и   проектов   по  обеспечению  Программы
предусматривает последовательный системный анализ воспитания  детей  и
учащейся   молодежи   в   России,   разработку   адекватной  концепции
деятельности  РАО  и  Минобразования  России,  создание   современного
комплекса   технологий   и   механизмов  воспитательных  процессов  на
различных уровнях их осуществления, мониторинг развития воспитательных
систем  в  стране,  создание  соответствующей  информационной системы.
Предполагается  осуществление  ряда  фундаментальных  исследований   и
прикладных   разработок,  направленных  на  формирование  стратегии  в
области воспитания учащихся.  Исследовательская работа по  обеспечению
развития    воспитания    в   системе   образования   поэтапно   будет
сориентирована  на  системный  анализ  реальной  практики   воспитания
учащихся,      ее      региональных      особенностей,      укрепление
теоретико-методологических    основ     современной     воспитательной
деятельности,    улучшение    ее    методической    базы,   интеграцию
соответствующих исследований,  проводимых в рамках РАО, Минобразования
России и стране в целом.
     Научное обеспечение  Программы  осуществляется   учреждениями   и
организациями Минобразования России и РАО.
     Основными направлениями   исследований   в   области   воспитания
являются:
     анализ состояния  проблем  воспитания  в  Российской   Федерации,
формирование   мониторинга   воспитательной   деятельности  в  системе
образования,  подготовка   доклада   РАО   и   Минобразования   России
"Воспитание  детей  в Российской Федерации:  состояние и перспективы";
концептуальное  обоснование  развития  воспитательной  деятельности  в
образовательных учреждениях;
     определение методологических    основ    социально-педагогической
экспертизы   состояния  и  развития  личности  в  условиях  целостного
воспитательного пространства;
     разработка современных  педагогических  технологий  воспитания  и
поддержки   развития    личности,    создание    диагностического    и
корреляционного  комплекса  средств психолого-педагогической поддержки
учащихся в процессе их самоопределения;
     создание модели  компьютерной информационно-аналитической системы
"Воспитание и развитие детей в системе образования";
     поддержка инновационной  воспитательной  практики образовательных
учреждений.
     Исполнители проектов определяются на конкурсной основе.

     5.4. Программно-методическое и информационное обеспечение

     Для повышения     качества    воспитательной    деятельности    и
целенаправленного ее развития в образовательных учреждениях необходима
работа   по  созданию  конкретных  программ  развития  воспитания,  их
информационному и методическому обеспечению.  Основными  направлениями
этой работы выделяются:
     разработка учебно-методического   сопровождения    воспитательных
систем,  отдельных направлений воспитания в общеобразовательной школе,
детских   общественных   организациях,   учреждениях   всех    уровней
профессионального образования;
     создание программно-методических                       комплектов
психолого-педагогической  поддержки  развития  личности,  процессов ее
социальной адаптации;
     решение комплекса   вопросов  по  подготовке  программ  повышения
квалификации руководителей и организаторов воспитательной деятельности
в  образовательных учреждениях;  подготовка требований и осуществление
экспертизы содержания программ  воспитания  личности,  воспитательного
потенциала учебников и проектов воспитательных моделей образовательных
учреждений;
     расширение издательской   деятельности   по  выпуску  программных
материалов  и   информационно-методической   литературы,   посвященных
вопросам воспитания, дополнительного образования детей и молодежи;
     регулярное проведение    конференций,    семинаров,    проблемных
обсуждений  по  вопросам  воспитания  учащихся  всех  уровней  системы
образования;
     формирование информационно-аналитического  банка по всем аспектам
воспитания детей  и  молодежи,  включающего  инновационные  программы;
конкретные примеры опыта реализации программ воспитания;  рекомендации
по  взаимодействию  образовательных  учреждений  с   семьей,   другими
социальными институтами, детскими и молодежными движениями; результаты
социологических исследований;
     расширение сотрудничества  со  средствами  массовой  информации в
утверждении    гуманистических    основ     воспитания,     приоритета
общечеловеческих ценностей.
     Исполнители мероприятий    определяются    преимущественно     на
конкурсной основе.

     5.5. Взаимодействие с ведомствами и общественными организациями

     Обеспечение взаимодействия   с  заинтересованными  ведомствами  и
общественными организациями по вопросам воспитания  детей  и  учащейся
молодежи   -   одно   из   условий   выполнения  Программы,  повышения
эффективности воспитательной практики образовательных учреждений.
     Решению задач укрепления взаимодействия будут способствовать:
     участие представителей  ведомств  и  общественных  организаций  в
Научно-методическом   совете   по  проблемам  развития,  воспитания  и
психологической поддержке личности при Минобразовании России;
     разработка долгосрочной  межведомственной  программы  по вопросам
воспитания детей и учащейся молодежи;
     координация деятельности   органов   управления   образованием  и
неправительственных  организаций  по  вопросам  воспитания   детей   и
молодежи;
     поддержка инициатив неправительственных организаций, общественных
детских и молодежных объединений в области воспитания;
     распространение опыта  и   совместное   проведение   конференций,
семинаров по различным направлениям воспитания;
     создание межведомственных  общественно-государственных   комиссий
как  средства  становления  государственной  системы  воспитания  юных
граждан;
     создание региональных  волонтерских  центров  воспитания  детей и
подростков.

             6. Ожидаемые результаты реализации Программы

     Реализация Программы развития воспитания  в  системе  образования
России  на 1999 - 2001 годы предполагает обеспечение повышения статуса
воспитания в образовательных учреждениях всех типов и видов на  основе
широкого общественного согласия;
     создание условий    приоритетности    воспитания    в    процессе
образования;  единство  обучения и воспитания как двух взаимосвязанных
компонентов  в  системе  образования  России;  создание  условий   для
разработки   региональных   программ   развития  воспитания  с  учетом
этнокультурных факторов;
     создание нормативно-организационных,    управленческих    условий
дальнейшей разработки содержания Программы воспитания  обучающегося  и
студента:  гражданина,  патриота,  способного  к созидательному труду,
защите Отечества,  проявлению духовно-нравственных  качеств  личности,
семьянина,  достойного представителя своего народа на основе положений
Конвенции  ООН  о  правах  ребенка,  ценностно-нормативных   положений
Конституции  Российской  Федерации,  Закона  Российской  Федерации "Об
образовании",  результатов   научных   исследований   и   практических
разработок педагогов-новаторов.

            7. Организация и контроль выполнения Программы

     Координация и контроль выполнения Программы развития воспитания в
системе образования России на 1999 - 2001 годы возложены на Управление
воспитания   и   дополнительного   образования   детей  и  молодежи  и
Научно-методический совет  по  вопросам  воспитания  при  Министерстве
образования Российской Федерации (далее - Совет).
     Совет:
     анализирует ход выполнения плана действий по реализации Программы
и вносит предложения по его коррекции;
     осуществляет информационное и методическое обеспечение реализации
Программы;
     координирует взаимодействие     заинтересованных     министерств,
ведомств   и   организаций.   Совет   ежегодно   информирует  коллегию
Минобразования России о ходе выполнения Программы.
     Исполнительным органом  Совета  является  Управление воспитания и
дополнительного образования детей и молодежи Минобразования России.
     Программа реализуется  за  счет  средств  текущего финансирования
системы  образования  России  в  пределах   бюджетов   соответствующих
уровней.