О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ О НАЛИЧИИ (ОТСУТСТВИИ) ПРИЗНАКОВ ФИКТИВНОГО ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА. Распоряжение. Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. 08.10.99 33-Р

              О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ
             ЭКСПЕРТИЗЫ О НАЛИЧИИ (ОТСУТСТВИИ) ПРИЗНАКОВ
              ФИКТИВНОГО ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                  ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА РОССИИ ПО ДЕЛАМ
            О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ И ФИНАНСОВОМУ ОЗДОРОВЛЕНИЮ

                          8 октября 1999 г.
                                N 33-р

                                (НЦПИ)


     В соответствии со ст. 25 Федерального закона "О несостоятельности
(банкротстве)" в целях обеспечения  подготовки  заключений  о  наличии
признаков фиктивного или преднамеренного банкротства:
     1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по  проведению
экспертизы   о   наличии   (отсутствии)   признаков   фиктивного   или
преднамеренного банкротства.
     2. Установить,  что  подготовка заключений о наличии (отсутствии)
признаков  фиктивного   или   преднамеренного   банкротства   крупных,
экономически   или   социально   значимых  организаций  осуществляется
центральным  аппаратом  Федеральной  службы  России   по   финансовому
оздоровлению   и  банкротству;  иных  организаций  -  межрегиональными
территориальными  органами,  территориальными   органами   Федеральной
службы России по финансовому оздоровлению и банкротству.
     3. Рекомендовать арбитражным управляющим и иным  заинтересованным
лицам при определении наличия признаков фиктивного или преднамеренного
банкротства    руководствоваться     Методическими     рекомендациями,
утвержденными настоящим распоряжением.

Руководитель
                                                         Г.К. ТАЛЬ


                                                            Утверждено
                                             распоряжением ФСДН России
                                           от 8 октября 1999 г. N 33-р

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
           ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЭКСПЕРТИЗЫ О НАЛИЧИИ (ОТСУТСТВИИ)
         ПРИЗНАКОВ ФИКТИВНОГО ИЛИ ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА

                          I. Общие положения

     1. Основной целью проведения экспертизы и подготовки заключения о
наличии (отсутствии) признаков  фиктивного  и  /  или  преднамеренного
банкротства  является  обоснование  наличия (отсутствия) неправомерных
действий в отношении организации - должника и его кредиторов.
     2. Источниками  информации для проведения экспертизы и подготовки
заключения являются:
     а) документы,   свидетельствующие  об  учреждении  и  регистрации
должника и внесении изменений и дополнений в учредительные документы;
     б) бухгалтерская   отчетность   должника  за  последний  отчетный
период,  предшествующий дате подачи  заявления  в  арбитражный  суд  о
признании  должника  несостоятельным  (банкротом)  и  дате  проведения
экспертизы,  а также за период продолжительностью не менее 12 месяцев,
предшествующий    дате   подачи   заявления   о   признании   должника
несостоятельным (банкротом), с аналитической расшифровкой активов;
     в) договора и иные документы,  на основании которых производилось
отчуждение или приобретение имущества должника,  изменение в структуре
активов, увеличение или уменьшение кредиторской задолженности, а также
другие документы по  сделкам  или  действиям,  повлекшим  изменения  в
финансово - хозяйственном положении должника;
     г) документы,   содержащие   сведения   о   составе   руководства
организации - должника за весь период проверки, а также лицах, имеющих
право давать обязательные для организации  -  должника  указания  либо
имеющих  возможность  иным  образом  определять действия организации -
должника.
     3. Источниками  информации для проведения экспертизы и подготовки
заключения могут являться:
     а) перечень   имущества  должника  на  дату  подачи  заявления  о
признании должника несостоятельным  (банкротом),  а  также  за  период
продолжительностью  не  менее  12 месяцев,  предшествующий дате подачи
заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
     б) список  дебиторов  (за  исключением организаций с суммой долга
менее 1%  от величины дебиторской задолженности) с указанием  величины
дебиторской задолженности по каждому дебитору на дату подачи заявления
о признании должника несостоятельным (банкротом),  а также  за  период
продолжительностью  не  менее  12 месяцев,  предшествующий дате подачи
заявления о признании должника несостоятельным (банкротом); документы,
подтверждающие   осуществление   мер   по   истребованию   дебиторской
задолженности;
     в) справка о задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами
с раздельным указанием сумм основной задолженности,  штрафов,  пеней и
иных  финансовых  (экономических)  санкций  на дату подачи заявления о
признании должника несостоятельным  (банкротом),  а  также  за  период
продолжительностью  не  менее  12 месяцев,  предшествующий дате подачи
заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
     г) перечень кредиторов (за исключением организаций с суммой долга
менее 1%  от величины кредиторской задолженности) должника с указанием
основной   суммы  задолженности,  штрафов,  пеней  и  иных  финансовых
(экономических) санкций за  ненадлежащее  выполнение  обязательств  по
каждому  кредитору  и  сроков наступления их исполнения на дату подачи
заявления о признании должника несостоятельным (банкротом), а также за
период  продолжительностью  не  менее 12 месяцев,  предшествующий дате
подачи заявления о признании должника несостоятельным (банкротом);
     д) отчеты по оценке бизнеса,  имущества должника, соответствующие
требованиям  Федерального  закона   "Об   оценочной   деятельности   в
Российской Федерации";
     е) отчет   временного   управляющего   о   проведении   процедуры
наблюдения.
     4. Выводы  экспертизы  основываются  на  документах,   являющихся
оригиналами  или  копиями,  заверенными  в  установленном  порядке,  и
официально представляемых в Федеральную службу России  по  финансовому
оздоровлению   и   банкротству   (далее   -   ФСФО   России)   или  ее
территориальные органы.

                II. Порядок определения признаков
                      фиктивного банкротства

     5. Определение  признаков  фиктивного  банкротства   производится
только  при  наличии  в  производстве дела о банкротстве организации -
должника, возбужденного арбитражным судом по заявлению должника.
     6. Признаком  фиктивного  банкротства является наличие у должника
возможности удовлетворить требования кредиторов  в  полном  объеме  на
дату обращения должника в арбитражный суд с заявлением о признании его
несостоятельным (банкротом).
     7. Для  установления  наличия  (отсутствия)  признаков фиктивного
банкротства  определяется  обеспеченность  краткосрочных  обязательств
должника его оборотными активами.
     Обеспеченность краткосрочных обязательств должника его оборотными
активами  определяется  как  отношение величины оборотных активов,  за
исключением налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
(стр.  290 - стр.  220 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к величине
краткосрочных  пассивов,  за  исключением  доходов  будущих  периодов,
фондов  потребления  и  резервов предстоящих расходов и платежей (стр.
690 - стр.  640 -  стр.  650  -  стр.  660  формы  N  1  бухгалтерской
отчетности).
     8. При  определении  обеспеченности  краткосрочных   обязательств
должника  его оборотными активами в составе краткосрочных обязательств
следует  учитывать,  помимо   величины   основного   долга,   величину
признанных штрафов, пеней и иных финансовых (экономических) санкций, а
также (по возможности) степень ликвидности  соответствующих  оборотных
активов.
     9. На    основании    рассчитанной    величины     обеспеченности
краткосрочных  обязательств  должника его оборотными активами делаются
следующие выводы:
     - если   величина   обеспеченности   краткосрочных   обязательств
должника его оборотными активами равна или больше единицы, то признаки
фиктивного банкротства усматриваются;
     - если   величина   обеспеченности   краткосрочных   обязательств
должника   его   оборотными   активами  меньше  единицы,  то  признаки
фиктивного банкротства отсутствуют.

                III. Порядок определения признаков
                   преднамеренного банкротства

     10. Определение     признаков     преднамеренного     банкротства
производится  в  случае  возбуждения арбитражным судом производства по
делу о банкротстве и при наличии оснований предполагать  неправомерные
действия  лиц,  которые  имеют  право давать обязательные для должника
указания либо имеют возможность иным образом определять его действия.
     Признаки преднамеренного банкротства могут быть установлены как в
течение периода, предшествующего возбуждению дела о банкротстве, так и
в   ходе   самих  процедур  банкротства  (за  исключением  конкурсного
производства).
     11. Признаками   преднамеренного  банкротства  являются  действия
определенных выше лиц,  вызвавшие неспособность должника удовлетворить
требования  кредиторов  по  денежным  обязательствам и (или) исполнить
обязанность по уплате обязательных платежей.
     12. С   целью  выявления  признаков  преднамеренного  банкротства
проводится анализ финансово  -  хозяйственной  деятельности  должника,
который делится на два этапа.
     На первом  этапе   рассчитываются   показатели,   характеризующие
изменения   в   обеспеченности   обязательств   должника   перед   его
кредиторами, имевшие место за период проверки.
     На втором  этапе анализируются условия совершения сделок должника
за этот же период,  повлекших  существенные  изменения  в  показателях
обеспеченности обязательств должника перед его кредиторами.
     13. К   показателям,   характеризующим   степень   обеспеченности
обязательств должника перед его кредиторами, относятся:
     - обеспеченность обязательств должника всеми его активами;
     - обеспеченность обязательств должника его оборотными активами;
     - величина чистых активов.
     14. Обеспеченность  обязательств  должника  всеми  его   активами
характеризуется величиной активов организации, приходящихся на единицу
долга.
     Обеспеченность обязательств    должника    всеми   его   активами
определяется как отношение  всей  величины  имущества,  равной  валюте
баланса,   за   исключением   организационных   расходов,   налога  на
добавленную стоимость по приобретенным ценностям и убытков (стр. 399 -
стр.  111 - стр. 220 - стр. 390 формы N 1 бухгалтерской отчетности), к
сумме   кредиторской   задолженности,   включая    задолженность    по
обязательным платежам (стр.  590 + стр.  690 - стр.  640 - стр.  650 -
стр. 660 формы N 1 бухгалтерской отчетности).
     15. Обеспеченность  обязательств должника его оборотными активами
характеризуется величиной оборотных активов организации,  приходящихся
на единицу долга.
     Обеспеченность обязательств  должника  его  оборотными   активами
определяется как отношение величины оборотных активов,  за исключением
налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям (стр. 290 -
стр.  220  формы  N 1 бухгалтерской отчетности),  к сумме кредиторской
задолженности,  включая задолженность по обязательным  платежам  (стр.
590  +  стр.  690  -  стр.  640  -  стр.  650  -  стр.  660  формы N 1
бухгалтерской отчетности).
     16. Величина  чистых  активов  организации  характеризует наличие
активов, не обремененных обязательствами.
     Чистые активы   рассчитываются   как   разность   между  активами
организации (стр.  190 + стр.  290 - стр.  220 - стр.  244 - стр.  252
формы N 1 бухгалтерской отчетности) и пассивами организации (стр.  460
+ стр.  590 + стр.  690 - стр.  640 - стр. 650 формы N 1 бухгалтерской
отчетности).
     17. Проведение анализа  финансово  -  хозяйственной  деятельности
должника  предполагает рассмотрение динамики вышеназванных показателей
за период проверки.
     При рассмотрении    показателей,    характеризующих   обеспечение
требований  кредиторов,  в  составе  обязательств  следует  учитывать,
помимо величины основного долга,  величину признанных штрафов, пеней и
иных финансовых (экономических)  санкций,  а  также  (по  возможности)
степень ликвидности соответствующих активов должника.
     Данные отчета оценщика о рыночной  стоимости  имущества  должника
могут  быть  использованы  только в случае соответствия данного отчета
законодательным и иным правовым актам  об  оценочной  деятельности,  а
также общепринятым методам рыночной оценки.
     18. В случае установления на первом этапе существенного ухудшения
в показателях обеспеченности обязательств проводится экспертиза сделок
должника за тот же период,  реализация  которых  могла  быть  причиной
соответствующей динамики показателей.
     К заведомо невыгодным условиям сделки  для  должника  могут  быть
отнесены:
     - занижение или завышение цены  на  поставляемые  (приобретаемые)
товары   (работы,   услуги)   по  сравнению  со  сложившейся  рыночной
конъюнктурой;
     - заведомо  невыгодные  для должника сроки и (или) способы оплаты
по реализованному или приобретенному имуществу;
     - любые   формы   отчуждения   или   обременения  обязательствами
имущества  должника,  если   они   не   сопровождаются   эквивалентным
сокращением задолженности.
     19. В  результате  проведенной  экспертизы   делаются   следующие
выводы:
     - если обеспеченность требований кредиторов  за  период  проверки
существенно  не  ухудшилась,  то  признаки преднамеренного банкротства
отсутствуют;
     - если    обеспеченность    требований   кредиторов   существенно
ухудшилась,   но   сделки,   совершенные   должником,    соответствуют
существовавшим  рыночным условиям,  нормам и обычаям делового оборота,
то признаки преднамеренного банкротства отсутствуют;
     - если  обеспеченность требований кредиторов ухудшилась и сделки,
совершенные  должником,  не  соответствуют   существовавшим   рыночным
условиям,   нормам   и   обычаям   делового   оборота,   то   признаки
преднамеренного банкротства усматриваются.

         IV. Сроки проведения экспертизы и представления
                   заключения по ее результатам

     20. Заключение о  наличии  (отсутствии)  признаков  фиктивного  и
(или)  преднамеренного банкротства представляется в адрес заявителя не
позднее 30 календарных дней после регистрации  запроса  на  проведение
экспертизы в ФСФО России или ее территориальных органах.
     21. В случае установления судом или иным  уполномоченным  на  это
органом    конкретной   даты   представления   заключения   заключение
представляется в установленный срок при наличии всех  необходимых  для
проведения экспертизы документов и материалов.
     22. В  случае  недостаточности  представленных  документов   ФСФО
России   или   ее  территориальные  органы  в  течение  5  дней  после
регистрации запроса на проведение экспертизы направляют запрос в адрес
заявителя  с перечнем необходимых для проведения экспертизы документов
и указанием о невозможности представления заключения  в  установленные
заявителем сроки.
     23. В случае непредставления запрошенных документов и  материалов
ФСФО  России  или ее территориальные органы вправе направить заявителю
письмо с отказом от представления заключения  о  наличии  (отсутствии)
признаков  фиктивного  и  (или)  преднамеренного банкротства в связи с
невозможностью проведения экспертизы из-за недостаточности  документов
и материалов.