О ДОГОВОРАХ ВОЗМЕЗДНОГО ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 29 января 1997 г. N 332/81-И (ЭЖ 97-14) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими многочисленными запросами по договорам возмездного оказания услуг от территориальных фондов обязательного медицинского страхования сообщает следующее. В соответствии с п.8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной постановлением Совета Министров Российской Федерации от 11 октября 1993 года N 1018, страховые взносы начисляются в установленных законодательством Российской Федерации размерах по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в том числе по договорам подряда и поручения. До введения в действие части 2 Гражданского кодекса Российской Федерации договор возмездного оказания услуг как самостоятельный вид договора не существовал и к объекту указанных отношений применялись положения договора подряда, поручения и соответственно по нему начислялись страховые взносы. С момента введения в действие части 2 ГК РФ оснований для взимания страховых взносов по указанному виду договора не имеется. Однако следует иметь в виду, что сущность договора вытекает не из названия, а из его содержания, поэтому при осуществлении контрольной деятельности необходимо обращать внимание на особенности предмета договора подряда (поручения) и договора возмездного оказания услуг. Включение в Гражданский кодекс Российской Федерации нового вида договора - договора возмездного оказания услуг, обусловлено тем, что согласно ст.128 КГ РФ работы и услуги относятся к самостоятельным объектам гражданского права. Основным критерием разграничения договоров подряда и возмездного оказания услуг является результат: в договоре подряда - вещь, в договоре возмездного оказания услуг - отсутствие материального результата, так как при оказании услуги главное - осуществление действий. Кроме того, исполнение договора возмездного оказания услуг осуществляется исполнителем лично, если иное не предусмотрено в договоре, тогда как к договорам подряда и поручения применяются нормы ст. 313 ГК РФ о возможности возложения исполнения обязательства на третье лицо. Пункт 2 ст.779 ГК РФ содержит перечень услуг, регулируемых главой 39 "Возмездное оказание услуг", который не является исчерпывающим. Деятельность по оказанию некоторых видов услуг, перечисленных в указанном перечне, подлежит лицензированию. Так, например, в соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности, утвержденными Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года N 2263, аудиторы, работающие самостоятельно, а также аудиторские фирмы могут заниматься аудиторской деятельностью только после государственной регистрации и получения лицензии на ее осуществление. Положение о лицензировании ветеринарной деятельности в Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 года N 393, определяет порядок лицензирования ветеринарной деятельности, осуществляемой юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, а также физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, без образования юридического лица. В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 года N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" осуществляется лицензирование туристской деятельности. Для получения лицензии заявители представляют: юридические лица - свидетельства о государственной регистрации, копии учредительных документов; физические лица - документ налогового органа о постановке на учет или копию свидетельства о государственной регистрации в качестве предпринимателя со штампом налогового органа. Исходя из вышеизложенного, предприниматели, без образования юридического лица, оказывающие услуги по договорам возмездного оказания услуг, включают вознаграждение по данным видам договоров в свой доход и уплачивают страховые взносы в соответствии с п. 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 24 февраля 1993 года N 4543-1, в порядке, определенном для этой категории работающих граждан законодательством Российской Федерации о подоходном налоге с физических лиц. Исполнительный директор В. Гришин |