ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)" И СОЗДАНИИ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ МИРА. Постановление. Правительство Москвы. 30.11.99 1100-ПП

      ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОСКВА НА
       ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)" И СОЗДАНИИ
      МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ МИРА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          30 ноября 1999 г.
                                N 1100

                                (ПРМ)


     В соответствии   с  Соглашением  между  Правительством  Москвы  и
Комиссией Российской Федерации по  делам  ЮНЕСКО  о  сотрудничестве  в
реализации   проекта   "Культура   мира   в   России  -  год  2000"  и
руководствуясь   стремлением   использовать   опыт    и    возможности
международных  организаций для налаживания в городе Москве комплексной
работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии,
а  также  в  интересах  укрепления  согласия и взаимопонимания в сфере
межэтнических    и     межконфессиональных     отношений,     создания
поликультурного   московского   сообщества,  развития  межрегиональных
связей Москвы в гуманитарной сфере Правительство Москвы постановляет:
     1. Одобрить  Комплексную  городскую  программу  "Москва на пути к
культуре мира (основные направления)" (приложение).
     2. Управлению   Мэра   Москвы   включить   Комплексную  городскую
программу "Москва на пути к культуре мира  (основные  направления)"  в
план проведения мероприятий Международного года культуры мира.
     3. Создать в составе государственного учреждения "Московский  дом
национальностей" Московский городской общественный центр культуры мира
на правах структурного подразделения.
     4. Комитету  общественных  и межрегиональных связей в IV квартале
1999 года:
     4.1. Разработать  положение  о  Московском городском общественном
центре культуры мира.
     4.2. Создать   общественный   консультативный  совет  Московского
городского общественного центра культуры мира.
     4.3. Подготовить и согласовать проект распоряжения Мэра Москвы "О
внесении  дополнений  в  Устав   Московского   дома   национальностей,
утвержденный  распоряжением  Мэра  Москвы  от  01.10.98  N  994-РМ  "О
создании государственного учреждения "Московский дом национальностей".
     5. Комитету  общественных  и межрегиональных связей,  Московскому
комитету   образования,   Комитету   по    культуре,    Комитету    по
телекоммуникациям    и   средствам   массовой   информации   оказывать
Московскому   городскому   общественному    центру    культуры    мира
систематическое   содействие   в   реализации   Комплексной  городской
программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)".
     6. Контроль  за выполнением настоящего постановления возложить на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П.

Премьер Правительства Москвы
                                                            Ю.М.Лужков


                                                            Приложение
                                                       к постановлению
                                                  Правительства Москвы
                                           от 30 ноября 1999 г. N 1100

                   Комплексная городская программа
                   "Москва на пути к культуре мира
                       (основные направления)"*
          

___________________
     *) Проект  Комплексной  городской  программы  "Москва  на  пути к
культуре  мира"  подготовлен  в  соответствии  с   Соглашением   между
Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством Москвы
о сотрудничестве в реализации проекта "Культура мира в  России  -  год
2000"  инициативной  группой  Комитета  общественных и межрегиональных
связей с использованием материалов "круглых столов",  проведенных  при
участии Московского комитета образования,  комитетов:  по культуре, по
телекоммуникациям  и  средствам  массовой  информации,  по  связям   с
религиозными  организациями,  территориальных  органов  исполнительной
власти и развития местного самоуправления,  префектур административных
округов г.Москвы

            1. Социальные и нравственные основы программы

     Человечество вступает    в   новое   тысячелетие.   Завершающийся
исторический  период  был  насыщен  войнами,  конфликтами,   насилием,
нетерпимостью.  За  последние  сто  лет  в  результате  двух мировых и
многочисленных  локальных  войн  погибло  больше  людей,  чем  за  всю
предшествующую историю.  Долгие годы "холодной войны",  которая велась
практически на всей территории нашей планеты,  противостояние  мировых
систем были также связаны с огромными жертвами.
     С окончанием этого периода в повестку дня  международных  форумов
все  чаще  стали ставится вопросы о ликвидации глубинных корней войн и
насилия,  проникших в социальную ткань  человечества,  о  формировании
культуры  мира  как  всеобщей  системы  ценностей,  взглядов  и  видов
поведения,  отражающей социальные отношения,  построенные на принципах
свободы,  справедливости  и  демократии,  терпимости  и  солидарности,
отказа от насилия и  предотвращения  конфликтов  путем  устранения  их
причин.
     Гуманистические идеалы  у  большинства  населения  земли  сегодня
сочетаются с осознанием катастрофических последствий,  к которым могут
привести  глобальные  военные   конфликты,   бездумное   использование
природных    ресурсов,   загрязнение   окружающей   среды,   нарушение
морально-этических принципов сосуществования,  насилие и  нетерпимость
во взаимоотношениях.
     Однако и  сегодня  мы  наблюдаем  вопиющие случаи попрания прав и
свобод   личности,   народов,    государств,    нарушение    принципов
международного   права,   примеры   соглашательства   ради  реализации
корпоративных интересов.  Различные государства,  члены международного
сообщества   применяют   силу   для   решения   внутренних  и  внешних
противоречий,  в результате чего гибнут ни в  чем  не  повинные  люди.
Мировое  сообщество  в  целом  оказывается  неспособным  решить многие
проблемы без применения силы, но и применение силы не дает уверенности
в разрешении противоречий.
     Именно поэтому,  на  рубеже  веков  и  тысячелетий,   императивом
становится  не  только  отказ  от войны в пользу мира,  но и переход к
активным  действиям,  созидающим  международную  стабильность,  мирное
сосуществование  государств  и  народов,  терпимость  и  дружелюбие  в
человеческих отношениях.
     Генеральная Ассамблея  ООН  на  своей  52-й сессии 20 ноября 1997
года приняла резолюцию 52/13 "Культура мира",  а  на  53-й  сессии  10
ноября  1998 года - "Декларацию о культуре мира" и "Программу действий
в области культуры мира".  В этих  документах  содержится  определение
смысла и значения культуры мира,  указываются основные сферы и главные
участники деятельности,  направленной  на  содействие  культуре  мира,
формулируются   цели  и  стратегия  этой  деятельности,  рекомендуются
конкретные меры  в  целях  содействия  становлению  культуры  мира  на
национальном, региональном и международном уровнях.
     Построение культуры   мира   должно   привести   человечество   к
принципиально   иному   по   отношению   к   прошлому   мироосознанию,
необходимому   для   дальнейшего   поступательного    цивилизационного
развития.  Эта задача столь значительна,  что может быть решена лишь в
том   случае,   если   она   станет   основой   всей    международной,
межгосударственной деятельности и отношений межличностного общения,  а
вся система Организации Объединенных Наций и  государства-члены  будут
считать ее своим главным приоритетом.
     По инициативе  ЮНЕСКО  уже  в  течение   ряда   лет   во   многих
государствах-членах  ООН  ведется  работа  по  реализации  Комплексной
междисциплинарной программы "На пути  к  культуре  мира".  Стимулом  к
активизации    и    расширению   рамок   этой   деятельности   явилось
провозглашение Генеральной  Ассамблеей  ООН  2000  года  Международным
годом культуры мира.
     Культура мира   является   всеобъемлющим    процессом    глубоких
преобразований  и долгосрочных действий,  направленных на укоренение в
сознании  и  образе  жизни   людей   устойчивых   традиций,   наиболее
существенными из которых являются: уважение к людям и их правам; отказ
от любых форм проявления насилия; приверженность принципам демократии,
свободы, справедливости, согласия, солидарности и плюрализма, терпимое
отношение  к  различиям  между  народами,  этническими,  религиозными,
культурными   и  другими  группами  людей;  признание  равных  прав  и
возможностей женщин и  мужчин;  признание  права  каждого  на  свободу
выражения  мнений  и  получения  информации;  приверженность принципам
социально-ориентированного общества,  которое  охраняет  права  слабых
путем  принятия  последовательных и долгосрочных мер,  направленных на
развитие общества, основанного на принципах взаимной поддержки.
     Культура мира  заключается  в  превращении жестокой конкуренции в
сотрудничество.  Это переход от логики силы и страха к силе  разума  и
доброжелательности   путем   образования   и   воспитания,   обмена  и
распространения информации,  объединения усилий государства и общества
на  всех уровнях - от международного и национального до регионального,
местного и межличностного.

                    2. Цели и задачи Программы

     Особенности реализации Программы ЮНЕСКО "На пути к культуре мира"
в  России  обусловлены нынешним положением страны,  которая переживает
сложный,  во многом болезненный,  период переустройства  и  обновления
экономических  основ,  демократизации  всех институтов и сторон жизни,
утверждения  новых  отношений   между   государством   и   гражданским
обществом.  Базовые  составляющие  культуры мира,  будучи восприняты и
органично  включены  в  духовные  ценности  реформируемого   общества,
сыграют  роль  основного  стимула  прогрессивного развития,  определят
облик России в ХХI веке.
     Наиболее актуальными  для  нашей  страны являются такие проблемы,
которые  можно  считать  общими  для  большой  группы   стран:   поиск
адекватной модели экономического развития,  необходимость формирования
гражданского   общества   и   правового   государства,    профилактика
этноконфессиональной и социальной напряженности, повышение культурного
и жизненного уровня населения,  укрепление федерализма внутри  страны,
формирование  международных  связей  и  сотрудничества на равноправных
началах.
     Как было  заявлено  на  Всемирной  встрече  на  высшем  уровне  в
интересах социального  развития  (Копенгаген,  1995  год),  социальное
развитие  и  социальная справедливость являются необходимыми условиями
достижения  мира  и  безопасности  как  внутри  государств,  так  и  в
отношениях между ними.
     Это положение имеет  принципиально  важное  значение  для  выбора
правильного подхода к теоретической постановке и практическому решению
задач культуры мира в России.
     Необходимо рассматривать   будущее   России  только  в  контексте
процессов общемирового устойчивого развития,  поиска новых подходов  к
вопросам сосуществования, основанных на культуре мира.
     В период предыдущего исторического развития  России,  в  условиях
цивилизационной  разобщенности  народов  и государств мира,  поколения
россиян показали много примеров,  которые можно заложить  в  фундамент
разрабатываемой  программы "Культура мира".  Старшее поколение сыграло
решающую роль в победном завершении Второй мировой войны и обеспечении
человечеству   мирного   послевоенного   развития,   создало   систему
образования высокого уровня,  передовую науку и процветающую культуру,
открыло   дорогу   к  мирному  атому  и  в  космос.  Однако  на  своем
историческом  пути  Россия  совершила  и  немало   серьезных   ошибок,
участвовала   в   подавлении   волеизъявления  народов  и  граждан,  в
этнических и национальных  конфликтах,  вела  войны,  в  том  числе  и
гражданские, на своей территории.
     Таким образом,  используя уникальный  богатейший  исторический  и
духовный опыт России и Москвы, осознав, где мы находимся, куда идем, в
каком обществе хотим жить,  учтя все достижения и неудачи  в  вопросах
миростроительства,   можно   сплотить   все   прогрессивные   силы   и
использовать исторический шанс  для  возрождения  страны,  создав  тем
самым и уникальный пример реализации идей культуры мира.
     Именно поэтому,  разработка   Комплексной   городской   программы
"Москва  на  пути  к культуре мира (основные направления)" должна быть
ориентирована не только на стратегические цели культуры мира,  но и на
перелом негативных тенденций в жизни москвичей,  на решение актуальных
задач их бытия,  а сама программа  -  максимально  учитывать  реальные
условия   сегодняшнего   дня  и  жизненные  потребности  горожан.  Она
адресована поколениям третьего тысячелетия.
     Комиссия Российской  Федерации  по делам ЮНЕСКО,  стремясь учесть
специфические  особенности  реализации   в   России   миростроительных
инициатив  ООН,  разработала и рекомендовала для реализации в регионах
России пилотный проект "Культура мира в России - год 2000".
     Опираясь на  конкретные потребности и условия проведения работы в
городе,  Правительство Москвы и Комиссия Российской Федерации по делам
ЮНЕСКО  заключили  Соглашение о сотрудничестве в реализации названного
проекта в г.Москве.  Данный документ  дает  ориентиры  и  одновременно
способствует  налаживанию  в г.Москве комплексной работы по воспитанию
населения в духе мира,  прав человека,  демократии и толерантности,  а
также  в  интересах  укрепления  согласия  и  взаимопонимания  в сфере
межэтнических и межконфессиональных отношений, развития на новом этапе
поликультурного   московского  сообщества,  укрепления  его  связей  с
регионами многонационального Российского Федеративного государства.
     Соглашением определены   основные   направления   сотрудничества,
которые   являются    ориентирами    для    разработки    структурными
подразделениями    Правительства   Москвы,   префектурами,   районными
Управами,  предприятиями и учреждениями,  общественными  организациями
планов  конкретных  мероприятий и программ действий в области культуры
мира, в их числе:
     информирование населения,   общественности   и   административных
структур города о целях и задачах Международного года  культуры  мира,
связанных с осуществлением пилотного проекта "Культура мира в России -
год 2000";
     проведение научно-практических конференций, симпозиумов, "круглых
столов" и публичных дискуссий,  в  том  числе  в  городских  средствах
массовой  информации,  с  целью  содействовать  отработке национальной
модели "культуры мира" с учетом как международного опыта,  так и задач
и потребностей российского общества;
     формирование системы комплексного  воспитания  населения,  прежде
всего,   молодежи   в   духе   мира,   демократии,   прав  человека  и
толерантности;
     активизация культурного,   научного   и  экологического  аспектов
миростроительства и межцивилизационного диалога, содействие сохранению
и  популяризации  национального  природного,  исторического наследия и
культурного разнообразия;
     участие в формировании и проведении политики устойчивого развития
как одной из основ культуры мира,  в том числе через  создание  равных
для  всех  возможностей  получения  образования,  доступа  к знаниям и
культурным ценностям.
     При этом    важнейшим    условием   осуществления   направленных,
скоординированных усилий для продвижения Москвы  по  пути  к  культуре
мира  является  гармоничное  сотрудничество  органов законодательной и
исполнительной   власти   с   общественными   организациями   граждан,
средствами  массовой  информации,  а  также со всеми заинтересованными
лицами.

          3. Основные направления Комплексной городской
             программы "Москва на пути к культуре мира"

              3.1. В социально-экономической сфере

     Социально-экономическое развитие  города  и  меры  по   повышению
материального  и  культурно-образовательного уровня москвичей являются
исходным  условием  формирования   культуры   мира.   Поэтому   работа
управленческих  структур  Правительства  Москвы,  префектур,  районных
Управ,  предприятий и учреждений,  профсоюзных и  других  общественных
организаций  по  внедрению  в  жизнь  москвичей  культуры  мира должна
начинаться с всестороннего содействия  деятельности,  направленной  на
развитие  и  совершенствование  экономики  города  во  всех  сферах  и
областях хозяйствования и предусматривать:
     оздоровление социальной сферы и всей инфраструктуры мегаполиса за
счет   интенсификации    экономической    работы    хозяйственных    и
управленческих  структур,  строгое подчинение этой деятельности задаче
сохранения социальной стабильности в городе;
     обязательное обеспечение  в  числе  приоритетных задач реализации
мер программы содействия занятости населения г.Москвы по  стабилизации
занятости    трудоспособного   населения   и   уровня   регистрируемой
безработицы на основе содействия развитию малого предпринимательства и
самозанятости,  финансовой поддержки экономики города путем создания и
сохранения рабочих  мест,  увеличения  масштабов  общественных  работ,
компенсационных  выплат  в целях сдерживания высвобождения работников,
развития системы профессионального обучения,  интенсивного  проведения
ярмарок  вакансий,  а также обеспечение материальной поддержки граждан
при безработице и др.;
     обеспечение ярко  выраженной  социальной направленности расходной
части бюджета города.  Осуществление мер по обеспечению обязательств и
гарантий  в сфере социально-экономической защищенности граждан,  в том
числе  предотвращение  спада  потребления   малообеспеченными   слоями
населения  (инвалиды,  пенсионеры,  многодетные семьи),  развитие сети
учреждений различной социальной направленности;
     оказание социальной  поддержки  населению  города с выделением на
эти цели из городского бюджета и из  внебюджетных  источников  средств
для обеспечения:
     - своевременной  выплаты  государственных  пенсий  и  пособий  по
действующему федеральному законодательству;
     - доплаты неработающим пенсионерам;
     - бесплатных услуг одиноким и престарелым гражданам;
     - бесплатной   и   льготной   медицинской    помощи    населению,
лекарственного обеспечения;
     - выплаты  пособий  и материальной помощи при безработице;
     - материальной поддержки студентов;
     - субсидий молодым малообеспеченным  семьям  на  строительство  и
приобретение жилья;
     - улучшения   в   городе   экологической   ситуации,   укрепления
правопорядка, создания условий для духовного обогащения москвичей;
     усиление роли профилактического  направления  медицины  в  службе
городского  здравоохранения,  особенно  в области охраны материнства и
детства;
     усиление роли медико-социальных программ по профилактике, лечению
и реабилитации больных, страдающих алкоголизмом, наркоманией и другими
социально значимыми заболеваниями;
     рациональное использование спортивной базы города для  проведения
работы  по  оздоровлению  населения  и  приобщению граждан к здоровому
образу   жизни.   Восстановление   спортивных   сооружений   и    баз,
необоснованно изменивших профиль работы.
     Продолжение и  активизацию  этой   деятельности   с   последующим
включением   соответствующих   заданий,   дополнений   и  уточнений  в
прогнозные разработки экономического развития города до  2010  года  и
генеральный план развития Москвы до 2020 года, исходя из целей и задач
Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира".

     3.2. В сфере науки, общего и профессионального образования

     Образование во  всех  его  формах   является   основным   каналом
распространения  и  укоренения идей культуры мира в жизни общества.  В
связи с этим,  помимо всемерной поддержки  деятельности  по  повышению
качества и доступности образования,  необходимо стимулировать развитие
системы воспитания в духе культуры  мира  в  учебных  заведениях  всех
уровней,   оказывать   поддержку  и  поощрять  стремление  учащихся  к
овладению возможно большим числом языков народов России и других стран
мира  как  самого  эффективного пути к усвоению культуры народов мира,
достижений мировой культуры и современных цивилизаций.
     Приоритетными направлениями  деятельности  миростроителей  в этой
области будут:
     последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в
неразрывной связи с воспитанием школьников в духе  ценностей  культуры
мира;
     продолжение работы по созданию педагогических систем и  программ,
основанных  на  разнообразных видах образовательных учреждений,  более
полно учитывающих российские научно-образовательные  и  миротворческие
традиции;
     реализация Программы  развития  этнокультурного   (национального)
образования  в  Москве  на  1998-2000  годы  и  разработка аналогичной
программы на последующий период;
     содействие использованию  в  учебном  процессе основных положений
культуры мира;
     совершенствование урока  физкультуры  как  самой распространенной
формы физического воспитания учащегося;
     проведение смотра-конкурса  учебных заведений Москвы,  изъявивших
желание участвовать в проведении  образовательного  и  воспитательного
процесса  в  1999-2000  учебном  году  под знаком "Международного года
культуры мира";
     продолжение работы    по    Программе   "Высшее   образование   и
трудоустройство молодых специалистов";
     осуществление мер  по  разработке факультативного курса "Культура
мира" и его внедрению в высших учебных заведениях города;
     организация и   осуществление   на   базе  Московского  института
повышения  квалификации  работников   образования   специализированных
курсов  подготовки  педагогических  кадров  и  специалистов  в области
культуры мира;
     организация совместно  с  Комиссией Российской Федерации по делам
ЮНЕСКО  пилотных  курсов  по  подготовке  "миростроителей"  из   числа
преподавателей,  журналистов,  активистов  общественных  организаций и
работников органов исполнительной власти;
     проведение городского   конкурса   научных   работ   по  вопросам
миротворческой и  миростроительной  деятельности  и  вклада  России  -
многонационального   Федерального   государства  в  формирование  идей
культуры мира.
     Участие научных  центров  и  образовательных  учреждений Москвы в
разработке целевой программы "Образование городов и  столиц  мира  как
средство утверждения культуры мира и терпимости".
     Организация постоянно действующего форума  педагогов  и  учащихся
"Образование  и  цивилизационные  вызовы  в  конце ХХ века:  экология,
насилие, бедность, наркотики".

                      3.3. В сфере культуры

     Культура как показатель уровня духовной жизни людей, результат их
воспитания   и   образования,   интеллектуального,   нравственного   и
эстетического  развития  должна  быть  ориентирована  на  формирование
отношений сосуществования,  добрососедства,  согласия и мира.  На этом
широком  поле  деятельности   будут   поощряться,   поддерживаться   и
осуществляться следующие конкретные меры:
     содействие всеми имеющимися методами сплочению  москвичей  вокруг
идеи  возрождения  России  и  ее  выхода на новые исторические рубежи,
целенаправленное формирование образа мышления и поведения, отвечающего
понятиям патриотизма, социальной солидарности, заботы об общем благе;
     создание целостной системы по формированию культуры межличностных
отношений    средствами    искусства   и   просветительского   досуга,
способствующей более глубокому  духовному  обогащению  и  взаимообмену
культурными ценностями;
     продвижение идеалов  взаимопонимания,  терпимости,   солидарности
между всеми народами,  культурного разнообразия посредством знакомства
и пропаганды богатых  национальных  традиций  и  культурных  ценностей
стран  мирового сообщества посредством создания условий для регулярных
контактов с художественными ценностями,  использования  в  этих  целях
возможностей театров, выставочных залов, картинных галерей, библиотек,
концертных  и   филармонических   организаций,   иных   учреждений   и
организаций культурно-досуговой сферы города;
     осуществление эффективного воздействия на процессы социализации в
молодежной среде, воспитания путем органической взаимосвязи культурных
и образовательных компонентов толерантного отношения к чужим взглядам,
убеждениям, духовным, эстетическим и национальным ценностям;
     придание приоритетного значения реализации Программы "Культура  и
дети"  как важнейшего направления эстетического и духовного воспитания
подрастающего поколения и формирования культуры ненасилия и мира;
     пропаганда положительного образа, воспитание в духе культуры мира
и ненасилия,  терпимости и  солидарности  между  народами  посредством
проведения  международных,  межнациональных  фестивальных  программ  в
области  кинематографии,  театрального   искусства,   исполнительского
мастерства,  литературы,  живописи,  фольклора, народного творчества и
др.;
     поощрение и  оказание  всемерной поддержки творческим работникам,
мастерам традиционных промыслов  и  ремесел,  выступающим  в  качестве
"поборников   мира".   Целенаправленное   использование   новых  видов
технологий в целях содействия взаимопониманию и  сотрудничеству  между
народами;
     тесное взаимодействие  органов  власти  с  творческими   союзами,
общественными   структурами   в   сфере   киноискусства,  театрального
искусства,  книгоиздательства и  библиотечного  обслуживания  с  целью
широкого приобщения москвичей к идеалам культуры мира;
     поиск и разработка методов ненасильственного  развития  личности,
"возвращения"  москвичей  к  нравственным  ценностям,  идеалам  добра,
справедливости,  милосердия,  распространения идей мирного  устройства
жизни,  создание  клубов  и  объединений  с  целью  обучения  молодежи
способам преодоления конфликтных ситуаций мирными  средствами,  поиску
вариантов разрешения конфликтов;
     содействие разработке  экскурсионных   маршрутов   по   г.Москве,
помогающих  воспитанию  в духе нравственных принципов и моральных норм
культуры мира,  обогащению знаний  в  области  культурных  традиций  и
культурного наследия Москвы;
     совершенствование с целью противодействия асоциальному  поведению
детей и подростков, укрепления их физического и нравственного здоровья
работы по выполнению программы  развития  детско-юношеских  спортивных
школ  на  базе  новых  объектов и передаваемых ведомствами в городскую
собственность;
     продолжение и  совершенствование  деятельности в рамках Программы
"Дети улиц";
     развитие общественно-государственной     сети    организаций    и
учреждений по социально-воспитательной и досуговой работе с  детьми  и
молодежью  по  месту  жительства.  Открытие  в  каждом  районе  города
муниципальных государственных учреждений для проведения клубной работы
с детьми на бесплатной основе;
     дальнейшее развитие  работы  по  воспитанию  гражданственности  и
патриотизма подростков и молодежи, организации героико-патриотического
воспитания на примере подвигов воинов,  павших при  защите  Отечества,
миротворцев,  погибших при исполнении своего долга во имя установления
и сохранения мира на земле;
     сохранение исторической    памяти    москвичей,    восстановление
культурно-исторической среды, сохранение традиций, творческое освоение
культурного   опыта,   защита   и   сохранение   памятников  культуры,
формирование политической культуры на основе инициативного поведения;
     систематизация проведения  профессиональных  праздников в Москве,
различных смотров,  конкурсов профессионального мастерства, праздников
труда  и  массовых профессий,  организация молодежных профессиональных
клубов и других самодеятельных общественных формирований;
     продолжение работы  по  созданию  сети  центров  по  профилактике
наркомании среди несовершеннолетних;
     систематическое проведение   благотворительных   акций   с  целью
материальной и моральной поддержки нуждающихся,  пропаганды  принципов
гуманизма и солидарности;
     оказание поддержки инициативам и проектам в  области  культуры  и
искусства,   направленным  на  сохранение  и  развитие  добрососедских
отношений Москвы с регионами России,  с другими  странами  посредством
расширения    и    упрочения    международных,    межрегиональных    и
межнациональных связей;
     расширение спортивных  связей и сотрудничества с регионами России
и другими государствами в целях осуществления  комплексных  спортивных
проектов  по внедрению соревнований неолимпийских и национальных видов
спорта, в том числе для детей младшего и среднего возраста.

      3.4. В сфере деятельности средств массовой информации

     Телевидение, радио, газеты и журналы - мощные автономные средства
формирования  общественного мнения и его отношения к базовым ценностям
культуры мира.
     С учетом   этого  на  приоритетных  направлениях  работы  средств
массовой информации в  области  культуры  мира,  среди  прочих,  будут
осуществлены следующие меры:
     формирование системы    повышения    квалификации    в    области
этнологической  подготовки  профессиональных  журналистов,  освещающих
вопросы национальной политики и межнациональных  отношений,  с  учетом
особой значимости воспитания политической корректности,  толерантности
и этических норм в освещении межнациональных отношений;
     организация для   журналистов   регулярных   "круглых  столов"  и
специальных семинаров с участием представителей органов исполнительной
власти и общественности, специалистов-этнологов;
     разработка комплекса мер  поддержки  городских  средств  массовой
информации и их акций и мероприятий в рамках подготовки и проведения в
Москве Международного года культуры мира;
     проведение конкурсов  среди городских средств массовой информации
по освещению тематики культуры  мира,  учреждение  премий  и  дипломов
Правительства Москвы для изданий и журналистов;
     продолжение работы  по   совершенствованию   в   административных
округах  и  районах  системы  информирования  населения о деятельности
органов власти,  разработка дополнительных мер по использованию  этого
информационного канала с целью популяризации идей культуры мира.

      3.5. В сфере сотрудничества государственных органов и
           неправительственных организаций на пути к культуре мира

     Важным условием   продвижения  по  пути  культуры  мира  является
становление гражданского общества,  демократизация власти и расширение
ее  взаимодействия  с  населением,  вовлечение  рядовых  граждан  и их
общественных организаций в решение  актуальных  жизненных  проблем,  в
частности:
     расширение и    углубление    взаимодействия    между    органами
исполнительной   власти,   предприятиями  всех  форм  собственности  и
ведомственной принадлежности, общественными организациями на принципах
социального партнерства, в том числе:
     - содействие   активизации   работы    по    выполнению    планов
трехстороннего   соглашения,   заключенного   Правительством   Москвы,
Московской  конфедерацией  промышленников  и   Московской   федерацией
профсоюзов;
     - проведение   ежегодной   научно-практической   конференции   по
проблемам развития системы социального партнерства в городе;
     - проведение среди населения  Москвы  (с  использованием  средств
массовой  информации  и  других возможностей) разъяснительной работы с
целью укрепления  системы  социального  партнерства  как  альтернативы
строительству  общественных  отношений на основе права силы,  взаимной
вражды и ненависти, подавления личности.
     Обеспечение общественно-политического и гражданского согласия как
важного условия стабильности в общественной жизни столицы, объединения
усилий москвичей в целях сохранения Москвы как духовного и культурного
центра страны, для чего предусматривается:
     - оказание всемерного содействия мерам,  предпринимаемым органами
власти,  общественно-политическими движениями  и  неправительственными
организациями  с целью борьбы с политическим экстремизмом и различного
вида    действиями,     наносящими     ущерб     межнациональным     и
межконфессиональным отношениям, общественному порядку в городе;
     - формирование уважительного  отношения  к  религиозным  чувствам
граждан,   содействие   развитию   сотрудничества   религиозных  общин
различных конфессий,  деятельности по поддержанию межконфессионального
диалога, мира и согласия;
     - регулярное   информирование   по   вопросам    культуры    мира
правительственных  структур г.Москвы и неправительственных организаций
через  средства   массовой   информации   города   и   распространение
тематических информационных материалов.
     Проведение активной   работы   по   укреплению    межнациональных
отношений, в том числе посредством:
     - активизации деятельности Московского межнационального совещания
при  Комитете  общественных  и  межрегиональных  связей  Правительства
Москвы;
     - развития  деятельности  государственного учреждения "Московский
дом национальностей" как центра культурной  консолидации  национальной
общественности города.
     Продолжение работы по расширению  взаимовыгодного  сотрудничества
Москвы с регионами Российской Федерации,  столицами и другими городами
государств-участников   СНГ   в   целях    осуществления    совместных
общественно-экономических и культурных программ:
     - объединение усилий  властей  и  общественных  структур  города,
направленных  на  проведение мероприятий,  посвященных памятным датам,
историческим событиям  и  общественным  инициативам  других  субъектов
Российской Федерации;
     - совершенствование практики разработки и заключения договоров  и
соглашений  о  сотрудничестве  Москвы  с  регионами  России  с  учетом
потребности развития взаимодействия по линии общественных структур.
     Содействие Московской   городской   Думе  в  ее  деятельности  по
созданию законодательной базы,  направленной на укрепление социальной,
межэтнической и межконфессиональной стабильности;  ускорить разработку
законопроекта по проблемам этнических процессов в столице.
     Осуществление комплекса    мер,    достаточных   для   достижения
положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью среди  детей  и
подростков,   устранения   условий   для  формирования  экстремистских
общественных, политических и религиозных организаций и вовлечения в их
деятельность подростков и молодежи.
     Содействие процессу   самоорганизации   молодежных   структур   и
объединений,  чьи  программные  и  уставные цели соответствуют идеям и
установкам культуры мира.

       4. Методы и средства, механизмы реализации программы

     Программа предполагает  активное  участие  в  ее   разработке   и
реализации  органов  городского управления и самоуправления,  трудовых
коллективов  предприятий  и  учреждений,  общественных  организаций  и
отдельных граждан.
     В первую  очередь  ее  исполнителями  и  координаторами  являются
городские   правительственные   структуры:   комитеты  общественных  и
межрегиональных связей; образования; по культуре; по телекоммуникациям
и   средствам   массовой   информации;   по   связям   с  религиозными
организациями;  по  делам  семьи  и  молодежи;  труда   и   занятости;
социальной защиты населения Москвы,  здравоохранения;  территориальных
органов исполнительной  власти  и  развития  местного  самоуправления;
физической культуры и спорта;  Миграционная служба Москвы;  Управление
по  вопросам  государственной  службы  и  кадров  Мэрии;  департаменты
экономической  политики и развития г.Москвы,  финансов и др.,  а также
префектуры административных округов и органы местного самоуправления -
районные Управы.
     В реализации Комплексной городской программы "Москва  на  пути  к
культуре  мира  (основные  направления)" принимают участие и выступают
инициаторами и организаторами городских,  местных  и  локальных  акций
профсоюзные  организации и объединения;  организации ветеранов войны и
труда;  женские   объединения;   молодежные,   подростковые,   детские
объединения    и    движения;    национально-культурные   общественные
образования;  правозащитные   организации;   спортивные   организации;
благотворительные   организации;  экологические  организации;  научные
центры;  клубные объединения; союзы; ассоциации, фонды, а также другие
правительственные и неправительственные структуры.
     Ключом к определению и выбору  методов  и  средств  разработки  и
реализации  Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре
мира   (основные   направления)"   является   широкое    использование
накопленного ранее в Москве опыта воспитательной работы, модернизация,
приспособление традиционных московских программ и планов,  относящихся
к  соответствующим  сферам социальной,  образовательной,  культурной и
общественной жизни города-мегаполиса.  В первую очередь  речь  идет  о
ежегодных     программах     Правительства     Москвы     в    области
социально-экономического   развития   и    других    долгосрочных    и
среднесрочных целевых программах,  реализуемых в городе,  о Московском
трехстороннем соглашении,  окружных соглашениях,  городских программах
социальной защиты населения,  по молодежной политике,  образовательных
программах, по развитию культуры и искусства, организации отдыха детей
и  занятости подростков и т.д.,  а также о многочисленных программах и
проектах московских общественных организаций.
     Для координации  деятельности всех заинтересованных организаций и
отдельных граждан в рамках Программы "Москва на пути к культуре  мира"
периодически   созывается   городское  консультативное  совещание  при
Правительстве Москвы с участием  представителей  как  государственных,
так  и  неправительственных  общественных организаций,  осуществляющих
заметный вклад в вопросы миростроительства в Москве.
     Для оказания      научно-методической      поддержки     действий
государственных   и   негосударственных   общественных    организаций,
учреждений   и   предприятий,   а   также   обобщения  распространения
практического опыта создается Московский городской центр культуры мира
(далее - Центр).
     При Центре   разрабатывается   Банк   данных   о    предприятиях,
учреждениях,   общественных   организациях   Москвы,   участвующих   в
осуществлении комплексной городской программы, о предприятиях среднего
и  малого  бизнеса,  в  целом  негосударственного  сектора  экономики,
оказывающих материальную поддержку участникам программы.  Банк  данных
используется     для    информирования    населения    и    участников
миростроительного движения о развертывании  этой  работы  в  различных
районах   столицы,   о   субъектах  миростроительной  деятельности,  о
возможностях сотрудничества в осуществлении акций и др.
     Для оценки   проектов,   мероприятий,   предложенных  участниками
программы "Москва на пути к  культуре  мира"  и  их  внесения  в  Банк
данных,  при  Московском  городском  центре  культуры  мира  создается
общественный экспертный совет. В Банк данных заносятся мероприятия при
наличии  их  финансового  обеспечения  с указанием следующих сведений:
полное название  организации;  фамилия,  имя,  отчество  координатора;
местонахождение,  юридический адрес;  телефон, тел./факс; наименование
мероприятия;  сроки  и  место  проведения;  источники  финансирования;
дополнительные   сведения,   в  т.ч.  о  возможности  присоединения  к
программе других партнеров.
     При Центре  также  организуется  постоянно действующий московский
"круглый стол") по вопросам миростроительства,  главной целью которого
является  обмен мнениями и выработка рекомендаций для достижения целей
гражданского мира и согласия в обществе,  обеспечение  прав  и  свобод
личности,    развитие   сотрудничества   и   кооперации   в   вопросах
миростроительства.
     Органами исполнительной власти на уровне административных округов
и районов города  совместно  с  городским  консультативным  совещанием
оказывается   методическая   и   организационная  помощь  общественным
организациям,  предприятиям и учреждениям в их  работе  по  реализации
целей  и  задач  Комплексной  городской  программы  "Москва  на пути к
культуре  мира   (основные   направления)"   на   территории   Москвы,
соответствующих округов и районов города.
     Участники программы   "Москва   на   пути   к   культуре    мира"
самостоятельно,   основываясь   на  положениях  и  основных  принципах
программы,  разрабатывают   собственные   комплексные   планы   с   их
последующим предоставлением в Московский городской центр культуры мира
для выработки экспертным советом предложений по их  объединению  в  те
или  иные  этапы  и  проекты  в  рамках  программы  и  для контроля за
исполнением программы в целом.
     Продолжение и   дальнейшее   развитие   деятельности   в   рамках
Комплексной городской  программы  "Москва  на  пути  к  культуре  мира
(основные   направления)"  с  последующим  включением  соответствующих
заданий,  дополнений и уточнений будет осуществляться  по  результатам
осуществления этапов реализации программы.