ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОМПЛЕКСНОЙ ГОРОДСКОЙ ПРОГРАММЫ "МОСКВА НА ПУТИ К КУЛЬТУРЕ МИРА (ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ)" И СОЗДАНИИ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ЦЕНТРА КУЛЬТУРЫ МИРА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 30 ноября 1999 г. N 1100 (ПРМ) В соответствии с Соглашением между Правительством Москвы и Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО о сотрудничестве в реализации проекта "Культура мира в России - год 2000" и руководствуясь стремлением использовать опыт и возможности международных организаций для налаживания в городе Москве комплексной работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии, а также в интересах укрепления согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, создания поликультурного московского сообщества, развития межрегиональных связей Москвы в гуманитарной сфере Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить Комплексную городскую программу "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" (приложение). 2. Управлению Мэра Москвы включить Комплексную городскую программу "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" в план проведения мероприятий Международного года культуры мира. 3. Создать в составе государственного учреждения "Московский дом национальностей" Московский городской общественный центр культуры мира на правах структурного подразделения. 4. Комитету общественных и межрегиональных связей в IV квартале 1999 года: 4.1. Разработать положение о Московском городском общественном центре культуры мира. 4.2. Создать общественный консультативный совет Московского городского общественного центра культуры мира. 4.3. Подготовить и согласовать проект распоряжения Мэра Москвы "О внесении дополнений в Устав Московского дома национальностей, утвержденный распоряжением Мэра Москвы от 01.10.98 N 994-РМ "О создании государственного учреждения "Московский дом национальностей". 5. Комитету общественных и межрегиональных связей, Московскому комитету образования, Комитету по культуре, Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации оказывать Московскому городскому общественному центру культуры мира систематическое содействие в реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)". 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. Премьер Правительства Москвы Ю.М.Лужков Приложение к постановлению Правительства Москвы от 30 ноября 1999 г. N 1100 Комплексная городская программа "Москва на пути к культуре мира (основные направления)"* ___________________ *) Проект Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира" подготовлен в соответствии с Соглашением между Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и Правительством Москвы о сотрудничестве в реализации проекта "Культура мира в России - год 2000" инициативной группой Комитета общественных и межрегиональных связей с использованием материалов "круглых столов", проведенных при участии Московского комитета образования, комитетов: по культуре, по телекоммуникациям и средствам массовой информации, по связям с религиозными организациями, территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления, префектур административных округов г.Москвы 1. Социальные и нравственные основы программы Человечество вступает в новое тысячелетие. Завершающийся исторический период был насыщен войнами, конфликтами, насилием, нетерпимостью. За последние сто лет в результате двух мировых и многочисленных локальных войн погибло больше людей, чем за всю предшествующую историю. Долгие годы "холодной войны", которая велась практически на всей территории нашей планеты, противостояние мировых систем были также связаны с огромными жертвами. С окончанием этого периода в повестку дня международных форумов все чаще стали ставится вопросы о ликвидации глубинных корней войн и насилия, проникших в социальную ткань человечества, о формировании культуры мира как всеобщей системы ценностей, взглядов и видов поведения, отражающей социальные отношения, построенные на принципах свободы, справедливости и демократии, терпимости и солидарности, отказа от насилия и предотвращения конфликтов путем устранения их причин. Гуманистические идеалы у большинства населения земли сегодня сочетаются с осознанием катастрофических последствий, к которым могут привести глобальные военные конфликты, бездумное использование природных ресурсов, загрязнение окружающей среды, нарушение морально-этических принципов сосуществования, насилие и нетерпимость во взаимоотношениях. Однако и сегодня мы наблюдаем вопиющие случаи попрания прав и свобод личности, народов, государств, нарушение принципов международного права, примеры соглашательства ради реализации корпоративных интересов. Различные государства, члены международного сообщества применяют силу для решения внутренних и внешних противоречий, в результате чего гибнут ни в чем не повинные люди. Мировое сообщество в целом оказывается неспособным решить многие проблемы без применения силы, но и применение силы не дает уверенности в разрешении противоречий. Именно поэтому, на рубеже веков и тысячелетий, императивом становится не только отказ от войны в пользу мира, но и переход к активным действиям, созидающим международную стабильность, мирное сосуществование государств и народов, терпимость и дружелюбие в человеческих отношениях. Генеральная Ассамблея ООН на своей 52-й сессии 20 ноября 1997 года приняла резолюцию 52/13 "Культура мира", а на 53-й сессии 10 ноября 1998 года - "Декларацию о культуре мира" и "Программу действий в области культуры мира". В этих документах содержится определение смысла и значения культуры мира, указываются основные сферы и главные участники деятельности, направленной на содействие культуре мира, формулируются цели и стратегия этой деятельности, рекомендуются конкретные меры в целях содействия становлению культуры мира на национальном, региональном и международном уровнях. Построение культуры мира должно привести человечество к принципиально иному по отношению к прошлому мироосознанию, необходимому для дальнейшего поступательного цивилизационного развития. Эта задача столь значительна, что может быть решена лишь в том случае, если она станет основой всей международной, межгосударственной деятельности и отношений межличностного общения, а вся система Организации Объединенных Наций и государства-члены будут считать ее своим главным приоритетом. По инициативе ЮНЕСКО уже в течение ряда лет во многих государствах-членах ООН ведется работа по реализации Комплексной междисциплинарной программы "На пути к культуре мира". Стимулом к активизации и расширению рамок этой деятельности явилось провозглашение Генеральной Ассамблеей ООН 2000 года Международным годом культуры мира. Культура мира является всеобъемлющим процессом глубоких преобразований и долгосрочных действий, направленных на укоренение в сознании и образе жизни людей устойчивых традиций, наиболее существенными из которых являются: уважение к людям и их правам; отказ от любых форм проявления насилия; приверженность принципам демократии, свободы, справедливости, согласия, солидарности и плюрализма, терпимое отношение к различиям между народами, этническими, религиозными, культурными и другими группами людей; признание равных прав и возможностей женщин и мужчин; признание права каждого на свободу выражения мнений и получения информации; приверженность принципам социально-ориентированного общества, которое охраняет права слабых путем принятия последовательных и долгосрочных мер, направленных на развитие общества, основанного на принципах взаимной поддержки. Культура мира заключается в превращении жестокой конкуренции в сотрудничество. Это переход от логики силы и страха к силе разума и доброжелательности путем образования и воспитания, обмена и распространения информации, объединения усилий государства и общества на всех уровнях - от международного и национального до регионального, местного и межличностного. 2. Цели и задачи Программы Особенности реализации Программы ЮНЕСКО "На пути к культуре мира" в России обусловлены нынешним положением страны, которая переживает сложный, во многом болезненный, период переустройства и обновления экономических основ, демократизации всех институтов и сторон жизни, утверждения новых отношений между государством и гражданским обществом. Базовые составляющие культуры мира, будучи восприняты и органично включены в духовные ценности реформируемого общества, сыграют роль основного стимула прогрессивного развития, определят облик России в ХХI веке. Наиболее актуальными для нашей страны являются такие проблемы, которые можно считать общими для большой группы стран: поиск адекватной модели экономического развития, необходимость формирования гражданского общества и правового государства, профилактика этноконфессиональной и социальной напряженности, повышение культурного и жизненного уровня населения, укрепление федерализма внутри страны, формирование международных связей и сотрудничества на равноправных началах. Как было заявлено на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 год), социальное развитие и социальная справедливость являются необходимыми условиями достижения мира и безопасности как внутри государств, так и в отношениях между ними. Это положение имеет принципиально важное значение для выбора правильного подхода к теоретической постановке и практическому решению задач культуры мира в России. Необходимо рассматривать будущее России только в контексте процессов общемирового устойчивого развития, поиска новых подходов к вопросам сосуществования, основанных на культуре мира. В период предыдущего исторического развития России, в условиях цивилизационной разобщенности народов и государств мира, поколения россиян показали много примеров, которые можно заложить в фундамент разрабатываемой программы "Культура мира". Старшее поколение сыграло решающую роль в победном завершении Второй мировой войны и обеспечении человечеству мирного послевоенного развития, создало систему образования высокого уровня, передовую науку и процветающую культуру, открыло дорогу к мирному атому и в космос. Однако на своем историческом пути Россия совершила и немало серьезных ошибок, участвовала в подавлении волеизъявления народов и граждан, в этнических и национальных конфликтах, вела войны, в том числе и гражданские, на своей территории. Таким образом, используя уникальный богатейший исторический и духовный опыт России и Москвы, осознав, где мы находимся, куда идем, в каком обществе хотим жить, учтя все достижения и неудачи в вопросах миростроительства, можно сплотить все прогрессивные силы и использовать исторический шанс для возрождения страны, создав тем самым и уникальный пример реализации идей культуры мира. Именно поэтому, разработка Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" должна быть ориентирована не только на стратегические цели культуры мира, но и на перелом негативных тенденций в жизни москвичей, на решение актуальных задач их бытия, а сама программа - максимально учитывать реальные условия сегодняшнего дня и жизненные потребности горожан. Она адресована поколениям третьего тысячелетия. Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, стремясь учесть специфические особенности реализации в России миростроительных инициатив ООН, разработала и рекомендовала для реализации в регионах России пилотный проект "Культура мира в России - год 2000". Опираясь на конкретные потребности и условия проведения работы в городе, Правительство Москвы и Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО заключили Соглашение о сотрудничестве в реализации названного проекта в г.Москве. Данный документ дает ориентиры и одновременно способствует налаживанию в г.Москве комплексной работы по воспитанию населения в духе мира, прав человека, демократии и толерантности, а также в интересах укрепления согласия и взаимопонимания в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, развития на новом этапе поликультурного московского сообщества, укрепления его связей с регионами многонационального Российского Федеративного государства. Соглашением определены основные направления сотрудничества, которые являются ориентирами для разработки структурными подразделениями Правительства Москвы, префектурами, районными Управами, предприятиями и учреждениями, общественными организациями планов конкретных мероприятий и программ действий в области культуры мира, в их числе: информирование населения, общественности и административных структур города о целях и задачах Международного года культуры мира, связанных с осуществлением пилотного проекта "Культура мира в России - год 2000"; проведение научно-практических конференций, симпозиумов, "круглых столов" и публичных дискуссий, в том числе в городских средствах массовой информации, с целью содействовать отработке национальной модели "культуры мира" с учетом как международного опыта, так и задач и потребностей российского общества; формирование системы комплексного воспитания населения, прежде всего, молодежи в духе мира, демократии, прав человека и толерантности; активизация культурного, научного и экологического аспектов миростроительства и межцивилизационного диалога, содействие сохранению и популяризации национального природного, исторического наследия и культурного разнообразия; участие в формировании и проведении политики устойчивого развития как одной из основ культуры мира, в том числе через создание равных для всех возможностей получения образования, доступа к знаниям и культурным ценностям. При этом важнейшим условием осуществления направленных, скоординированных усилий для продвижения Москвы по пути к культуре мира является гармоничное сотрудничество органов законодательной и исполнительной власти с общественными организациями граждан, средствами массовой информации, а также со всеми заинтересованными лицами. 3. Основные направления Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира" 3.1. В социально-экономической сфере Социально-экономическое развитие города и меры по повышению материального и культурно-образовательного уровня москвичей являются исходным условием формирования культуры мира. Поэтому работа управленческих структур Правительства Москвы, префектур, районных Управ, предприятий и учреждений, профсоюзных и других общественных организаций по внедрению в жизнь москвичей культуры мира должна начинаться с всестороннего содействия деятельности, направленной на развитие и совершенствование экономики города во всех сферах и областях хозяйствования и предусматривать: оздоровление социальной сферы и всей инфраструктуры мегаполиса за счет интенсификации экономической работы хозяйственных и управленческих структур, строгое подчинение этой деятельности задаче сохранения социальной стабильности в городе; обязательное обеспечение в числе приоритетных задач реализации мер программы содействия занятости населения г.Москвы по стабилизации занятости трудоспособного населения и уровня регистрируемой безработицы на основе содействия развитию малого предпринимательства и самозанятости, финансовой поддержки экономики города путем создания и сохранения рабочих мест, увеличения масштабов общественных работ, компенсационных выплат в целях сдерживания высвобождения работников, развития системы профессионального обучения, интенсивного проведения ярмарок вакансий, а также обеспечение материальной поддержки граждан при безработице и др.; обеспечение ярко выраженной социальной направленности расходной части бюджета города. Осуществление мер по обеспечению обязательств и гарантий в сфере социально-экономической защищенности граждан, в том числе предотвращение спада потребления малообеспеченными слоями населения (инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи), развитие сети учреждений различной социальной направленности; оказание социальной поддержки населению города с выделением на эти цели из городского бюджета и из внебюджетных источников средств для обеспечения: - своевременной выплаты государственных пенсий и пособий по действующему федеральному законодательству; - доплаты неработающим пенсионерам; - бесплатных услуг одиноким и престарелым гражданам; - бесплатной и льготной медицинской помощи населению, лекарственного обеспечения; - выплаты пособий и материальной помощи при безработице; - материальной поддержки студентов; - субсидий молодым малообеспеченным семьям на строительство и приобретение жилья; - улучшения в городе экологической ситуации, укрепления правопорядка, создания условий для духовного обогащения москвичей; усиление роли профилактического направления медицины в службе городского здравоохранения, особенно в области охраны материнства и детства; усиление роли медико-социальных программ по профилактике, лечению и реабилитации больных, страдающих алкоголизмом, наркоманией и другими социально значимыми заболеваниями; рациональное использование спортивной базы города для проведения работы по оздоровлению населения и приобщению граждан к здоровому образу жизни. Восстановление спортивных сооружений и баз, необоснованно изменивших профиль работы. Продолжение и активизацию этой деятельности с последующим включением соответствующих заданий, дополнений и уточнений в прогнозные разработки экономического развития города до 2010 года и генеральный план развития Москвы до 2020 года, исходя из целей и задач Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира". 3.2. В сфере науки, общего и профессионального образования Образование во всех его формах является основным каналом распространения и укоренения идей культуры мира в жизни общества. В связи с этим, помимо всемерной поддержки деятельности по повышению качества и доступности образования, необходимо стимулировать развитие системы воспитания в духе культуры мира в учебных заведениях всех уровней, оказывать поддержку и поощрять стремление учащихся к овладению возможно большим числом языков народов России и других стран мира как самого эффективного пути к усвоению культуры народов мира, достижений мировой культуры и современных цивилизаций. Приоритетными направлениями деятельности миростроителей в этой области будут: последовательное развитие и совершенствование учебного процесса в неразрывной связи с воспитанием школьников в духе ценностей культуры мира; продолжение работы по созданию педагогических систем и программ, основанных на разнообразных видах образовательных учреждений, более полно учитывающих российские научно-образовательные и миротворческие традиции; реализация Программы развития этнокультурного (национального) образования в Москве на 1998-2000 годы и разработка аналогичной программы на последующий период; содействие использованию в учебном процессе основных положений культуры мира; совершенствование урока физкультуры как самой распространенной формы физического воспитания учащегося; проведение смотра-конкурса учебных заведений Москвы, изъявивших желание участвовать в проведении образовательного и воспитательного процесса в 1999-2000 учебном году под знаком "Международного года культуры мира"; продолжение работы по Программе "Высшее образование и трудоустройство молодых специалистов"; осуществление мер по разработке факультативного курса "Культура мира" и его внедрению в высших учебных заведениях города; организация и осуществление на базе Московского института повышения квалификации работников образования специализированных курсов подготовки педагогических кадров и специалистов в области культуры мира; организация совместно с Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО пилотных курсов по подготовке "миростроителей" из числа преподавателей, журналистов, активистов общественных организаций и работников органов исполнительной власти; проведение городского конкурса научных работ по вопросам миротворческой и миростроительной деятельности и вклада России - многонационального Федерального государства в формирование идей культуры мира. Участие научных центров и образовательных учреждений Москвы в разработке целевой программы "Образование городов и столиц мира как средство утверждения культуры мира и терпимости". Организация постоянно действующего форума педагогов и учащихся "Образование и цивилизационные вызовы в конце ХХ века: экология, насилие, бедность, наркотики". 3.3. В сфере культуры Культура как показатель уровня духовной жизни людей, результат их воспитания и образования, интеллектуального, нравственного и эстетического развития должна быть ориентирована на формирование отношений сосуществования, добрососедства, согласия и мира. На этом широком поле деятельности будут поощряться, поддерживаться и осуществляться следующие конкретные меры: содействие всеми имеющимися методами сплочению москвичей вокруг идеи возрождения России и ее выхода на новые исторические рубежи, целенаправленное формирование образа мышления и поведения, отвечающего понятиям патриотизма, социальной солидарности, заботы об общем благе; создание целостной системы по формированию культуры межличностных отношений средствами искусства и просветительского досуга, способствующей более глубокому духовному обогащению и взаимообмену культурными ценностями; продвижение идеалов взаимопонимания, терпимости, солидарности между всеми народами, культурного разнообразия посредством знакомства и пропаганды богатых национальных традиций и культурных ценностей стран мирового сообщества посредством создания условий для регулярных контактов с художественными ценностями, использования в этих целях возможностей театров, выставочных залов, картинных галерей, библиотек, концертных и филармонических организаций, иных учреждений и организаций культурно-досуговой сферы города; осуществление эффективного воздействия на процессы социализации в молодежной среде, воспитания путем органической взаимосвязи культурных и образовательных компонентов толерантного отношения к чужим взглядам, убеждениям, духовным, эстетическим и национальным ценностям; придание приоритетного значения реализации Программы "Культура и дети" как важнейшего направления эстетического и духовного воспитания подрастающего поколения и формирования культуры ненасилия и мира; пропаганда положительного образа, воспитание в духе культуры мира и ненасилия, терпимости и солидарности между народами посредством проведения международных, межнациональных фестивальных программ в области кинематографии, театрального искусства, исполнительского мастерства, литературы, живописи, фольклора, народного творчества и др.; поощрение и оказание всемерной поддержки творческим работникам, мастерам традиционных промыслов и ремесел, выступающим в качестве "поборников мира". Целенаправленное использование новых видов технологий в целях содействия взаимопониманию и сотрудничеству между народами; тесное взаимодействие органов власти с творческими союзами, общественными структурами в сфере киноискусства, театрального искусства, книгоиздательства и библиотечного обслуживания с целью широкого приобщения москвичей к идеалам культуры мира; поиск и разработка методов ненасильственного развития личности, "возвращения" москвичей к нравственным ценностям, идеалам добра, справедливости, милосердия, распространения идей мирного устройства жизни, создание клубов и объединений с целью обучения молодежи способам преодоления конфликтных ситуаций мирными средствами, поиску вариантов разрешения конфликтов; содействие разработке экскурсионных маршрутов по г.Москве, помогающих воспитанию в духе нравственных принципов и моральных норм культуры мира, обогащению знаний в области культурных традиций и культурного наследия Москвы; совершенствование с целью противодействия асоциальному поведению детей и подростков, укрепления их физического и нравственного здоровья работы по выполнению программы развития детско-юношеских спортивных школ на базе новых объектов и передаваемых ведомствами в городскую собственность; продолжение и совершенствование деятельности в рамках Программы "Дети улиц"; развитие общественно-государственной сети организаций и учреждений по социально-воспитательной и досуговой работе с детьми и молодежью по месту жительства. Открытие в каждом районе города муниципальных государственных учреждений для проведения клубной работы с детьми на бесплатной основе; дальнейшее развитие работы по воспитанию гражданственности и патриотизма подростков и молодежи, организации героико-патриотического воспитания на примере подвигов воинов, павших при защите Отечества, миротворцев, погибших при исполнении своего долга во имя установления и сохранения мира на земле; сохранение исторической памяти москвичей, восстановление культурно-исторической среды, сохранение традиций, творческое освоение культурного опыта, защита и сохранение памятников культуры, формирование политической культуры на основе инициативного поведения; систематизация проведения профессиональных праздников в Москве, различных смотров, конкурсов профессионального мастерства, праздников труда и массовых профессий, организация молодежных профессиональных клубов и других самодеятельных общественных формирований; продолжение работы по созданию сети центров по профилактике наркомании среди несовершеннолетних; систематическое проведение благотворительных акций с целью материальной и моральной поддержки нуждающихся, пропаганды принципов гуманизма и солидарности; оказание поддержки инициативам и проектам в области культуры и искусства, направленным на сохранение и развитие добрососедских отношений Москвы с регионами России, с другими странами посредством расширения и упрочения международных, межрегиональных и межнациональных связей; расширение спортивных связей и сотрудничества с регионами России и другими государствами в целях осуществления комплексных спортивных проектов по внедрению соревнований неолимпийских и национальных видов спорта, в том числе для детей младшего и среднего возраста. 3.4. В сфере деятельности средств массовой информации Телевидение, радио, газеты и журналы - мощные автономные средства формирования общественного мнения и его отношения к базовым ценностям культуры мира. С учетом этого на приоритетных направлениях работы средств массовой информации в области культуры мира, среди прочих, будут осуществлены следующие меры: формирование системы повышения квалификации в области этнологической подготовки профессиональных журналистов, освещающих вопросы национальной политики и межнациональных отношений, с учетом особой значимости воспитания политической корректности, толерантности и этических норм в освещении межнациональных отношений; организация для журналистов регулярных "круглых столов" и специальных семинаров с участием представителей органов исполнительной власти и общественности, специалистов-этнологов; разработка комплекса мер поддержки городских средств массовой информации и их акций и мероприятий в рамках подготовки и проведения в Москве Международного года культуры мира; проведение конкурсов среди городских средств массовой информации по освещению тематики культуры мира, учреждение премий и дипломов Правительства Москвы для изданий и журналистов; продолжение работы по совершенствованию в административных округах и районах системы информирования населения о деятельности органов власти, разработка дополнительных мер по использованию этого информационного канала с целью популяризации идей культуры мира. 3.5. В сфере сотрудничества государственных органов и неправительственных организаций на пути к культуре мира Важным условием продвижения по пути культуры мира является становление гражданского общества, демократизация власти и расширение ее взаимодействия с населением, вовлечение рядовых граждан и их общественных организаций в решение актуальных жизненных проблем, в частности: расширение и углубление взаимодействия между органами исполнительной власти, предприятиями всех форм собственности и ведомственной принадлежности, общественными организациями на принципах социального партнерства, в том числе: - содействие активизации работы по выполнению планов трехстороннего соглашения, заключенного Правительством Москвы, Московской конфедерацией промышленников и Московской федерацией профсоюзов; - проведение ежегодной научно-практической конференции по проблемам развития системы социального партнерства в городе; - проведение среди населения Москвы (с использованием средств массовой информации и других возможностей) разъяснительной работы с целью укрепления системы социального партнерства как альтернативы строительству общественных отношений на основе права силы, взаимной вражды и ненависти, подавления личности. Обеспечение общественно-политического и гражданского согласия как важного условия стабильности в общественной жизни столицы, объединения усилий москвичей в целях сохранения Москвы как духовного и культурного центра страны, для чего предусматривается: - оказание всемерного содействия мерам, предпринимаемым органами власти, общественно-политическими движениями и неправительственными организациями с целью борьбы с политическим экстремизмом и различного вида действиями, наносящими ущерб межнациональным и межконфессиональным отношениям, общественному порядку в городе; - формирование уважительного отношения к религиозным чувствам граждан, содействие развитию сотрудничества религиозных общин различных конфессий, деятельности по поддержанию межконфессионального диалога, мира и согласия; - регулярное информирование по вопросам культуры мира правительственных структур г.Москвы и неправительственных организаций через средства массовой информации города и распространение тематических информационных материалов. Проведение активной работы по укреплению межнациональных отношений, в том числе посредством: - активизации деятельности Московского межнационального совещания при Комитете общественных и межрегиональных связей Правительства Москвы; - развития деятельности государственного учреждения "Московский дом национальностей" как центра культурной консолидации национальной общественности города. Продолжение работы по расширению взаимовыгодного сотрудничества Москвы с регионами Российской Федерации, столицами и другими городами государств-участников СНГ в целях осуществления совместных общественно-экономических и культурных программ: - объединение усилий властей и общественных структур города, направленных на проведение мероприятий, посвященных памятным датам, историческим событиям и общественным инициативам других субъектов Российской Федерации; - совершенствование практики разработки и заключения договоров и соглашений о сотрудничестве Москвы с регионами России с учетом потребности развития взаимодействия по линии общественных структур. Содействие Московской городской Думе в ее деятельности по созданию законодательной базы, направленной на укрепление социальной, межэтнической и межконфессиональной стабильности; ускорить разработку законопроекта по проблемам этнических процессов в столице. Осуществление комплекса мер, достаточных для достижения положительных тенденций в сфере борьбы с преступностью среди детей и подростков, устранения условий для формирования экстремистских общественных, политических и религиозных организаций и вовлечения в их деятельность подростков и молодежи. Содействие процессу самоорганизации молодежных структур и объединений, чьи программные и уставные цели соответствуют идеям и установкам культуры мира. 4. Методы и средства, механизмы реализации программы Программа предполагает активное участие в ее разработке и реализации органов городского управления и самоуправления, трудовых коллективов предприятий и учреждений, общественных организаций и отдельных граждан. В первую очередь ее исполнителями и координаторами являются городские правительственные структуры: комитеты общественных и межрегиональных связей; образования; по культуре; по телекоммуникациям и средствам массовой информации; по связям с религиозными организациями; по делам семьи и молодежи; труда и занятости; социальной защиты населения Москвы, здравоохранения; территориальных органов исполнительной власти и развития местного самоуправления; физической культуры и спорта; Миграционная служба Москвы; Управление по вопросам государственной службы и кадров Мэрии; департаменты экономической политики и развития г.Москвы, финансов и др., а также префектуры административных округов и органы местного самоуправления - районные Управы. В реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" принимают участие и выступают инициаторами и организаторами городских, местных и локальных акций профсоюзные организации и объединения; организации ветеранов войны и труда; женские объединения; молодежные, подростковые, детские объединения и движения; национально-культурные общественные образования; правозащитные организации; спортивные организации; благотворительные организации; экологические организации; научные центры; клубные объединения; союзы; ассоциации, фонды, а также другие правительственные и неправительственные структуры. Ключом к определению и выбору методов и средств разработки и реализации Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" является широкое использование накопленного ранее в Москве опыта воспитательной работы, модернизация, приспособление традиционных московских программ и планов, относящихся к соответствующим сферам социальной, образовательной, культурной и общественной жизни города-мегаполиса. В первую очередь речь идет о ежегодных программах Правительства Москвы в области социально-экономического развития и других долгосрочных и среднесрочных целевых программах, реализуемых в городе, о Московском трехстороннем соглашении, окружных соглашениях, городских программах социальной защиты населения, по молодежной политике, образовательных программах, по развитию культуры и искусства, организации отдыха детей и занятости подростков и т.д., а также о многочисленных программах и проектах московских общественных организаций. Для координации деятельности всех заинтересованных организаций и отдельных граждан в рамках Программы "Москва на пути к культуре мира" периодически созывается городское консультативное совещание при Правительстве Москвы с участием представителей как государственных, так и неправительственных общественных организаций, осуществляющих заметный вклад в вопросы миростроительства в Москве. Для оказания научно-методической поддержки действий государственных и негосударственных общественных организаций, учреждений и предприятий, а также обобщения распространения практического опыта создается Московский городской центр культуры мира (далее - Центр). При Центре разрабатывается Банк данных о предприятиях, учреждениях, общественных организациях Москвы, участвующих в осуществлении комплексной городской программы, о предприятиях среднего и малого бизнеса, в целом негосударственного сектора экономики, оказывающих материальную поддержку участникам программы. Банк данных используется для информирования населения и участников миростроительного движения о развертывании этой работы в различных районах столицы, о субъектах миростроительной деятельности, о возможностях сотрудничества в осуществлении акций и др. Для оценки проектов, мероприятий, предложенных участниками программы "Москва на пути к культуре мира" и их внесения в Банк данных, при Московском городском центре культуры мира создается общественный экспертный совет. В Банк данных заносятся мероприятия при наличии их финансового обеспечения с указанием следующих сведений: полное название организации; фамилия, имя, отчество координатора; местонахождение, юридический адрес; телефон, тел./факс; наименование мероприятия; сроки и место проведения; источники финансирования; дополнительные сведения, в т.ч. о возможности присоединения к программе других партнеров. При Центре также организуется постоянно действующий московский "круглый стол") по вопросам миростроительства, главной целью которого является обмен мнениями и выработка рекомендаций для достижения целей гражданского мира и согласия в обществе, обеспечение прав и свобод личности, развитие сотрудничества и кооперации в вопросах миростроительства. Органами исполнительной власти на уровне административных округов и районов города совместно с городским консультативным совещанием оказывается методическая и организационная помощь общественным организациям, предприятиям и учреждениям в их работе по реализации целей и задач Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" на территории Москвы, соответствующих округов и районов города. Участники программы "Москва на пути к культуре мира" самостоятельно, основываясь на положениях и основных принципах программы, разрабатывают собственные комплексные планы с их последующим предоставлением в Московский городской центр культуры мира для выработки экспертным советом предложений по их объединению в те или иные этапы и проекты в рамках программы и для контроля за исполнением программы в целом. Продолжение и дальнейшее развитие деятельности в рамках Комплексной городской программы "Москва на пути к культуре мира (основные направления)" с последующим включением соответствующих заданий, дополнений и уточнений будет осуществляться по результатам осуществления этапов реализации программы. |