ПО МАТЕРИАЛАМ АРБИТРАЖНОЙ ПРАКТИКИ ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 4 февраля 1997 г. N 421/81-и (Д) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в связи с поступающими многочисленными запросами от территориальных фондов по взиманию взносов (платежей) на выплаты "материальной помощи" сообщает, что решениями арбитражных судов субъектов Российской Федерации (Курской области - 02.10.96 дело N 48/1 "а"; Ивановской области - от 26 - 27.11.96 дело 754/75, от 26.12.96 дело N 244/5; Воронежской области - от 07.06.96 дело N 48/15) подтверждена правомерность решений территориальных фондов по списанию в безакцептном порядке задолженности страховых взносов (по актам документальных проверок правильности уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование) с выплат, которые обозначались как дотации, компенсационные выплаты, материальная помощь, но носили регулярный характер и имели стимулирующий признак. Решение арбитражного суда Воронежской области по делу от 07.06.96 N 48/15 было обжаловано страховой акционерной компанией "Астро-Дон" в кассационном порядке, но Федеральный арбитражный суд центрального округа г.Брянска и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации оставили требования страховой компании без удовлетворения. Арбитражные суды вынесли свои решения, руководствуясь тем, что: Право безакцептного списания сумм штрафов, пени предоставлено территориальным фондам обязательного медицинского страхования статьей 27 Закона РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в редакции Закона Российской Федерации от 2 апреля 1993 года N 4741-1), а сумм сокрытых или заниженных страховых взносов, недоимок и штрафов - п.10 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года N 4543-1. Согласно п.4 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1, и п.8 Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.93 N 1018, страховые взносы начисляются работодателем по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям, в денежной и натуральной форме, в том числе по договорам подряда и поручения, из которой в соответствии с законодательством РФ осуществляются отчисления на государственное социальное страхование. Определение облагаемой базы как совокупной оплаты труда по всем основаниям предполагает выплаты как основные из фонда заработной платы, так и дополнительные из фонда материального поощрения. В п.9 вышеназванной Инструкции перечислены все виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы на обязательное медицинское страхование. Эти выплаты по своему назначению носят компенсационный или единовременный характер. Компенсационные выплаты предполагают возмещение нормированных дополнительных расходов рабочих и служащих, связанных как с выполнением трудовых обязанностей, так и иных оговоренных действующим законодательством особых случаев. Нормативы и источники компенсационных выплат устанавливаются действующим законодательством Российской Федерации для отдельной категории (отрасли) работающих в связи с особенностями, характером и условиями их труда. Вне действующего законодательства какая-либо самостоятельная компенсационная выплата не предполагается. Выплаты, осуществляемые сотрудникам по приказу руководителя в виде материальной помощи, дотации, компенсации в условиях инфляции и т.п., носящие стимулирующий регулярный или периодический характер, не могут быть отнесены к компенсационным, как не предусмотренные действующим законодательством. Не могут быть отнесены данные выплаты и к единовременным, поскольку они представляют из себя систему выплат. Данные выплаты следует рассматривать как часть оплаты труда завуалированную под компенсацию, дотацию, материальную помощь. Поэтому такие выплаты должны включаться в базу для начисления взносов на обязательное медицинское страхование. Однако, вопрос о взимании страховых взносов на обязательное медицинское страхование с выплат материальной помощи по каждому конкретному случаю следует решать индивидуально, исключив из облагаемой базы выплаты, носящие единовременный либо компенсационный характер. Исполнительный директор Федерального фонда Обязательного медицинского страхования РФ В.В. Гришин N 421/81-и 4 февраля 1997 г. |