СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КОРОЛЕВСТВА НИДЕРЛАНДОВ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ И ВЗАИМНОЙ ПОМОЩИ В ТАМОЖЕННЫХ ДЕЛАХ СОГЛАШЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 23 ноября 1999 г. (НЦПИ) Правительство Российской Федерации и Правительство Королевства Нидерландов, именуемые в дальнейшем Сторонами, учитывая важность обеспечения точного исчисления таможенных пошлин, налогов и других сборов, взимаемых при импорте или экспорте товаров, а также надлежащего выполнения мер по запрету, ограничению и контролю импорта и экспорта товаров, исходя из того, что нарушения таможенного законодательства наносят ущерб экономическим, налоговым и общественным интересам их стран, а также законным интересам торговли, принимая во внимание, что незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, опасных грузов и ядовитых отходов представляет опасность для общества, подтверждая свою приверженность облегчению законного перемещения товаров и людей, признавая необходимость международного сотрудничества в области применения и обеспечения выполнения таможенного законодательства своих соответствующих государств, считая, что усилия по предотвращению нарушений таможенного законодательства могут стать более эффективными благодаря тесному сотрудничеству между их таможенными службами, принимая во внимание Рекомендацию Совета таможенного сотрудничества о взаимном административном содействии от 5 декабря 1953 года, принимая во внимание также положения международных конвенций, участниками которых являются оба государства, предусматривающих специальные меры по запрету, ограничению и контролю в отношении отдельных товаров, согласились о нижеследующем: Статья 1 Определение терминов Понятия, используемые в настоящем Соглашении, означают: а) "таможенные службы": в Российской Федерации - Государственный таможенный комитет Российской Федерации, в Королевстве Нидерландов - Центральная администрация, ответственная за применение таможенного законодательства; б) "таможенное законодательство" - совокупность нормативных правовых актов, применяемых таможенными службами, в частности, касающихся ввоза, вывоза, транзита и перемещения товаров, включая акты, которые относятся к мерам по запрету, ограничению и контролю; в) "нарушение" - любое нарушение таможенного законодательства, а также любую попытку нарушения этого законодательства; г) "требование по уплате таможенных платежей" - любые суммы таможенных пошлин и налогов, прирост их суммы, доплаты, просроченные платежи, проценты и расходы, относящиеся к упомянутым пошлинам и налогам, которые не могут быть собраны на территории одного из государств Сторон; д) "лицо" - любое физическое или юридическое лицо; е) "сведения о физических лицах" - любые сведения относительно определенного или определяемого физического лица; ж) "информация" - любые сведения, документы, доклады, их заверенные копии или другие сообщения, переданные в любой форме, включая сведения на электронных носителях. Статья 2 Сфера действия Соглашения 1. Стороны через свои таможенные службы в соответствии с условиями настоящего Соглашения оказывают друг другу административное содействие по надлежащему применению таможенного законодательства, а также по предотвращению, расследованию и пресечению нарушений таможенного законодательства, включая взимание таможенных платежей. 2. Стороны по взаимной договоренности между их таможенными службами принимают меры, направленные на совершенствование таможенных систем, технических средств и процедур с целью облегчения законного перемещения коммерческих и некоммерческих грузов в соответствии с положениями настоящего Соглашения. 3. Содействие и сотрудничество Сторон в рамках настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством их соответствующих государств и в пределах компетенции и возможностей их таможенных служб. 4. Настоящее Соглашение не затрагивает законодательство Сообщества, регулирующее обмен любой информацией по таможенным вопросам между компетентными службами Комиссии Европейского Сообщества и таможенными службами государств-членов. 5. Настоящее Соглашение предназначено единственно для оказания взаимной административной помощи. Положения настоящего Соглашения не создают для какого-либо частного лица прав получать, препятствовать использованию или отводить любые доказательства либо препятствовать выполнению запроса. 6. Запрашиваемая таможенная служба указывает на заинтересованные соответствующие власти, если взаимная помощь должна оказываться в соответствии с другими соглашениями Сторон, такими, как Соглашение о взаимной помощи по уголовным делам. Статья 3 Формы сотрудничества и взаимной помощи 1. Таможенные службы передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю информацию, которая может помочь в обеспечении надлежащего применения таможенного законодательства, а также предупреждения, расследования и пресечения нарушений, включая взимание таможенных платежей. 2. Каждая таможенная служба при проведении расследований по просьбе другой таможенной службы действует, как если бы велось собственное расследование, либо расследование по просьбе других властей ее государства. 3. По запросу запрашиваемая таможенная служба предоставляет всю информацию о таможенном законодательстве и процедурах, применяемых в ее государстве, и относящимся к ведущимся расследованиям таможенных нарушений. 4. Каждая таможенная служба незамедлительно передает по запросу или по собственной инициативе любую имеющуюся информацию относительно: а) новых технических средств по обеспечению выполнения таможенного законодательства, зарекомендовавших свою эффективность; б) новых средств, способов или методов совершения таможенных нарушений; в) существенных изменений таможенного законодательства и процедур в ее государстве. Статья 4 Техническая помощь Таможенные службы могут оказывать друг другу техническую помощь в области таможенного дела, включающую: а) обмен визитами сотрудников таможен с целью ознакомления с техническими средствами, используемыми обеими таможенными службами; б) обучение и помощь в совершенствовании специальных навыков сотрудников таможен; в) обмен информацией и опытом в использовании технических средств контроля; г) обмен визитами экспертов по таможенным вопросам; д) обмен профессиональными, научными и техническими сведениями относительно таможенного законодательства и процедур. Статья 5 Особые случаи взаимной административной помощи 1. Таможенная служба одной Стороны по запросу предоставляет таможенной службе другой Стороны следующую информацию: а) были ли товары, ввезенные на территорию государства запрашивающей Стороны, законно вывезены с территории государства другой Стороны; б) были ли товары, вывезенные с территории государства запрашивающей Стороны, законно ввезены на территорию государства другой Стороны, а также о таможенной процедуре, если таковая имела место, которой эти товары были подвергнуты. 2. Информация, упомянутая в пункте 1 настоящей статьи, может быть предоставлена каждой таможенной службой по собственной инициативе. Статья 6 Наблюдение за лицами, товарами и транспортными средствами 1. Таможенная служба одной Стороны, по запросу таможенной службы другой Стороны, проводит наблюдение за: а) перемещениями, в частности въездами на территорию ее государства и выездами с нее лиц, известных или подозреваемых в совершении нарушений таможенного законодательства государства другой Стороны; б) перемещениями и хранением товаров, а также перемещениями платежных средств, определяемых запрашивающей таможенной службой как вызывающие подозрение в незаконном перемещении на территорию государства запрашивающей Стороны; в) любыми транспортными средствами, о которых известно, что они используются с целью нарушения таможенного законодательства, действующего на территории государства запрашивающей Стороны, или в отношении которых имеется подозрение в этом. 2. Наблюдение, упомянутое в пункте 1 настоящей статьи, может быть осуществлено каждой таможенной службой по собственной инициативе. 3. Таможенные службы могут разрешить в соответствии с законодательством своего государства, по взаимной договоренности и под своим контролем, ввоз, вывоз или транзит через таможенную территорию их государств товаров, используемых в незаконном перемещении, в целях пресечения такого незаконного перемещения. Статья 7 Борьба с незаконным оборотом товаров, имеющих особо важное значение 1. Таможенные службы передают друг другу по собственной инициативе или по запросу всю необходимую информацию об установленных действиях, готовящихся или совершенных, которые нарушают или могут нарушить таможенное законодательство, в частности, в области: а) перемещения оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; б) перемещения предметов старины и искусства, представляющих значительную историческую, художественную или археологическую ценность для одной из Сторон; в) перевозки ядовитых веществ, а также веществ, представляющих опасность для окружающей среды и здоровья людей; г) перемещения товаров, облагаемых высокими пошлинами или налогами; д) перемещения товаров, имеющих особо важное значение, стратегических товаров, которые подвергаются нетарифным ограничениям в соответствии с перечнями, которые будут согласованы таможенными службами в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Соглашения. 2. В особых случаях, когда может быть причинен существенный ущерб экономике, общественному здравоохранению, общественной безопасности, а также другим жизненным интересам одной Стороны, таможенная служба другой Стороны, по возможности, незамедлительно предоставляет информацию по собственной инициативе. Статья 8 Оказание помощи во взимании таможенных платежей 1. Таможенные службы оказывают друг другу помощь в целях взимания таможенных платежей в соответствии с законодательством государств Сторон. 2. Таможенные службы по взаимной договоренности определяют правила относительно применения данной статьи в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Соглашения. Статья 9 Предоставление информации и документов 1. Подлинники документов могут быть запрошены лишь в случаях, когда предоставления заверенных копий недостаточно. Полученные от запрашиваемой таможенной службы подлинники должны быть возвращены при первой же возможности. При этом не затрагиваются права запрашиваемой таможенной службы или третьей стороны, имеющей отношение к предоставлению документов. 2. Любая предоставленная в соответствии с настоящим Соглашением информация должна быть сопровождена сопутствующей информацией, необходимой для ее толкования или использования. Статья 10 Эксперты и свидетели 1. В случае запроса запрашиваемая таможенная служба может уполномочить своих должностных лиц предстать в качестве экспертов или свидетелей по делам о таможенных нарушениях перед судебными или административными властями государства запрашивающей таможенной службы. 2. Детали такого запроса согласовываются таможенными службами в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Соглашения. Статья 11 Форма и содержание запросов о содействии 1. Запросы, сделанные на основании настоящего Соглашения, должны представляться в письменной форме непосредственно таможенной службе другой Стороны. Документы, необходимые для выполнения запроса, должны быть к нему приложены. В условиях чрезвычайной ситуации может быть принят устный запрос, однако он должен быть незамедлительно подтвержден в письменной форме. 2. В запросы, сделанные на основании пункта 1 настоящей статьи, следует включать следующую информацию: а) таможенная служба, делающая запрос; б) цель и причина запроса; в) краткое описание обстоятельств, перечень нормативных актов, имеющих отношение к делу, а также вид расследования; г) сведения о физических и юридических лицах, являющихся объектом расследования, если они известны. 3. Информация, предоставляемая в рамках настоящего Соглашения, в отношении взаимной административной помощи передается только должностным лицам, назначенным для этих целей каждой таможенной службой. Список таких должностных лиц согласовывается в соответствии с пунктом 2 статьи 17 настоящего Соглашения. Статья 12 Исполнение запросов В случае, если запрашиваемая таможенная служба не располагает запрошенной информацией, она примет меры к получению этой информации в соответствии со своим национальным законодательством. Эти меры включают получение информации от лиц, которые располагают информацией по таможенному нарушению, а также от экспертов и свидетелей. Статья 13 Организация визитов должностных лиц 1. В целях расследования таможенных нарушений и в соответствии с письменным запросом назначенные запрашивающей таможенной службой должностные лица могут с согласия запрашиваемой таможенной службы и при соблюдении условий, которые она может поставить: а) получать информацию от подразделений запрашиваемой таможенной службы; б) присутствовать во время расследования, проводимого запрашиваемой таможенной службой на таможенной территории государства запрашиваемой Стороны. 2. Когда в случаях, предусмотренных статьей 10 или пунктом 1 настоящей статьи, должностные лица таможенной службы одной Стороны находятся на таможенной территории государства другой Стороны, они должны быть способны представить в любое время доказательство своих официальных полномочий. 3. Во время пребывания они должны быть обеспечены такой же защитой, которая предусмотрена для таможенных должностных лиц другой Стороны в соответствии с законодательством ее государства, и нести ответственность за нарушения, которые они могут совершить. Статья 14 Конфиденциальность информации 1. Таможенные службы могут в соответствии с целями и в объеме настоящего Соглашения использовать полученные на основании настоящего Соглашения информацию и документы в своих документах при производстве по делам о таможенных нарушениях, а также в ходе судебных и административных разбирательств. 2. Несмотря на положение пункта 1 настоящей статьи, любая информация, полученная в соответствии с настоящим Соглашением, используется таможенными службами только для целей, указанных в настоящем Соглашении, за исключением случаев, когда информация может быть использована для других целей или другими властями с явно выраженного согласия передавшей ее таможенной службы. Такое использование осуществляется с соблюдением любых ограничений, установленных передавшей информацию таможенной службой. Любая информация, предоставленная таможенной службой Королевства Нидерландов, может быть использована при уголовных преследованиях, только после получения разрешения на это органов прокуратуры и судебных органов Королевства Нидерландов. 3. Информации, полученной в соответствии с настоящим Соглашением, обеспечивается получившей ее таможенной службой такой же режим конфиденциальности, который существует в ее стране для собственной информации аналогичного характера и содержания. 4. Передача данных о физических лицах на основе настоящего Соглашения осуществляется в соответствии с законодательством государства каждой Стороны и с соблюдением положений Приложения к настоящему Соглашению. Статья 15 Исключения из обязательства по оказанию содействия 1. В тех случаях, когда запрашиваемая таможенная служба считает, что выполнение запроса может нанести ущерб безопасности, общественному порядку или любым другим существенным интересам государства запрашиваемой Стороны, либо может нарушить промышленную, коммерческую или профессиональную тайну, она может полностью или частично отказать в содействии, предусмотренном настоящим Соглашением. 2. В случае, если запрашиваемая таможенная служба обращается за содействием, которое не могла бы оказать сама, в своем запросе она отмечает этот факт. Выполнение такого запроса передается на усмотрение запрашиваемой таможенной службы. 3. Выполнение запроса может быть отложено запрашиваемой таможенной службой на основе того, что это может помешать ведущемуся расследованию, разбирательству или преследованию. В таком случае запрашиваемая таможенная служба проводит консультации с запрашивающей таможенной службой по срокам и условиям выполнения запроса, которые могут потребоваться запрашиваемой таможенной службе. 4. Если в содействии отказано или его выполнение отложено, то решение об отказе или переносе доводится до сведения запрашивающей таможенной службы. Статья 16 Расходы 1. Таможенные службы отклоняют требования по уплате расходов, связанных с исполнением запроса в соответствии с настоящим Соглашением, за исключением расходов на экспертов, свидетелей и переводчиков, не состоящих на государственной службе. 2. Если запрос носит чрезвычайный характер или для его выполнения потребуются значительные расходы, таможенные службы проводят консультации друг с другом в целях определения условий, на которых данный запрос может быть выполнен, а также формы производства оплаты. Статья 17 Реализация Соглашения 1. Таможенные службы примут меры для того, чтобы назначенные ими должностные лица поддерживали прямые и непосредственные контакты друг с другом. 2. Таможенные службы согласовывают документы, необходимые для реализации настоящего Соглашения. 3. Таможенные службы стремятся к разрешению по взаимному согласию любых проблем, вытекающих из толкования или применения настоящего Соглашения. 4. Спорные вопросы, вытекающие из толкования или применения настоящего Соглашения, разрешаются путем переговоров или по дипломатическим каналам. Статья 18 Территориальное действие Соглашения 1. В том, что касается Российской Федерации, настоящее Соглашение действует на таможенной территории Российской Федерации. 2. В том, что касается Королевства Нидерландов, настоящее Соглашение действует на территории его государства в Европе. Однако действие настоящего Соглашения может быть распространено полностью или с необходимыми изменениями на Нидерландские Антильские острова или Арубу. 3. Такое распространение действия настоящего Соглашения вступает в силу с такой даты и при соблюдении таких изменений и условий, включая условия о прекращении действия, как это может быть предусмотрено и согласовано в обменных нотах по дипломатическим каналам. Статья 19 Вступление в силу Настоящее Соглашение вступает в силу в первый день второго месяца с даты последнего письменного уведомления по дипломатическим каналам о выполнении Сторонами всех внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу *. -------------------------------- * Соглашение вступило в силу 1 сентября 2000 г. Статья 20 Заключительные положения 1. Настоящее Соглашение заключено на неопределенный срок. Каждая из Сторон может в любой момент прекратить его действие, направив письменное уведомление об этом другой Стороне по дипломатическим каналам. 2. Действие настоящего Соглашения прекращается по истечении трех месяцев с даты получения уведомления о прекращении его действия другой Стороной. Ведущиеся во время прекращения действия настоящего Соглашения мероприятия должны быть тем не менее выполнены в соответствии с положениями настоящего Соглашения. 3. Если не согласовано иное, настоящее Соглашение также прекращает свое действие на территории Нидерландских Антильских островов или Арубы, если в соответствии с пунктом 2 статьи 18 его действие было распространено на эти острова. В удостоверение чего нижеподписавшиеся, должным образом уполномоченные своими Правительствами, подписали настоящее Соглашение. Совершено в г. Гааге 23 ноября 1999 года в двух экземплярах, каждый на русском, нидерландском и английском языках, причем все тексты имеют одинаковую силу. В случае разногласия для целей толкования будет использоваться текст на английском языке. (Подписи) Приложение Положения о передаче сведений о физических лицах, которыми руководствуются таможенные службы Сторон 1. Таможенная служба может использовать полученные сведения о физических лицах только в указанных целях и на условиях, определенных передающей их таможенной службой. 2. По запросу получатель сообщает таможенной службе, передавшей сведения, об их использовании и достигнутых при этом результатах. 3. Сведения о физических лицах могут передаваться только компетентным таможенным органам. Последующая передача другим органам разрешается только с предварительного согласия передавшей эти сведения таможенной службы. 4. Передающая таможенная служба обязана следить за правильностью передаваемых сведений, а также за необходимостью их передачи и соответствием указанной цели. При этом соблюдаются запреты, действующие в соответствии с внутренним законодательством каждой из Сторон, на передачу сведений о физических лицах. Если выясняется, что переданы неправильные или не подлежащие передаче сведения, то об этом незамедлительно сообщается получателю, который обязан произвести исправление или уничтожение сведений. 5. Соответствующему физическому лицу по его просьбе выдается информация об имеющихся в отношении него сведениях, а также информация о целях их использования. Информация может не выдаваться, если окажется, что интересы государства в отказе выдачи информации преобладают над интересом соответствующего лица в получении информации. В остальном права соответствующего лица, связанные с такой информацией, определяются внутренним законодательством. 6. Если вследствие обмена сведениями в рамках настоящего Соглашения кому-либо будет нанесен противоправный ущерб, то получившая эти сведения таможенная служба несет ответственность по ее внутреннему законодательству. Она не может в качестве оправдания перед потерпевшим ссылаться на то, что ущерб причинен таможенной службой, передавшей информацию. 7. При передаче сведений передающая таможенная служба указывает на сроки их хранения, действующие в соответствии с ее внутренним законодательством, после истечения которых эти сведения подлежат уничтожению. 8. Таможенные службы Сторон обязаны документально зафиксировать передачу и получение сведений, касающихся физических лиц. 9. Таможенные службы Сторон обязаны защищать переданные сведения о физических лицах от неправомочного доступа, внесения в них изменений без согласия передающей таможенной службы, а также от неправомочной последующей передачи третьим сторонам. |