РЕШЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 4 ноября 1999 г. N 16/К-1-жд (Д) Приложение 1 к Приказу МАП России от 12 ноября 1999 года N 432 В целях пополнения вагонного парка, развития конкуренции в сфере железнодорожных перевозок и совершенствования процесса ценообразования на железнодорожном транспорте, на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.98 N 448 "О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта" и протокола N 2 заседания Правительственной комиссии по транспортной политике от 15.10.99, рассмотрев обращение МПС России об установлении исключительных (пониженных) тарифов на перевозку грузов в собственных вагонах (исх. N Д-7093 от 13.07.99), Правление МАП России решило: 1. Утвердить "Временный порядок установления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям". 2. Министерству путей сообщения Российской Федерации: - в установленном порядке ввести в действие указанный в пункте 1 "Временный порядок установления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям"; - представить на согласование с МАП России перечень грузов и типов вагонов, на которые устанавливаются исключительные тарифы в соответствии с пунктом 1.6 "Временного порядка установления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям", - к 01.12.99; - обеспечить представление в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства отчета с анализом практики и эффективности применения исключительных тарифов согласно пункту 1 - ежеквартально; - в целях стимулирования пополнения парка подвижного состава за счет средств частных инвесторов предусмотреть предоставление в установленном порядке исключительных тарифов, позволяющих собственникам вагонов обеспечивать железнодорожные грузоперевозки согласно "Временному порядку установления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям" на условиях не хуже, чем при аналогичных перевозках в вагонах парка МПС; - до 1 декабря 2000 года обобщить опыт применения "Временного порядка установления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям" и представить в Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства для рассмотрения и утверждения "Порядок установления тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям". В интересах защиты прав собственников вагонов, на которых распространяется действие "Временного порядка установления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов при перевозках грузов в собственных вагонах, принадлежащих предприятиям и организациям", указанный постоянный порядок должен содержать набор гарантий того, что условия взаимодействия собственников вагонов с МПС России не ухудшатся. Члены Правления МАП России В.А.ДИМОВ Ю.П.СЕНТЮРИН В.М.ГОРЯЧЕВ Г.М.ЖИГУЛЬСКАЯ А.В.ЛАВРИЩЕВ Ю.М.ВДОВЕНКО 4 ноября 1999 г. N 16/К-1-жд УТВЕРЖДЕН решением Правления МАП России от 4 ноября 1999 года N 16/К-1-жд Министр И.А. ЮЖАНОВ ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ (ПОНИЖЕННЫХ) ТАРИФОВ ПРИ ПЕРЕВОЗКАХ ГРУЗОВ В СОБСТВЕННЫХ ВАГОНАХ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ПРЕДПРИЯТИЯМ И ОРГАНИЗАЦИЯМ 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок применяется: - Министерством путей сообщения Российской Федерации - при перевозках грузов в прямом сообщении; - железными дорогами - при перевозках грузов в местном сообщении. 1.2. Целью предоставления инвестиционных исключительных (пониженных) тарифов (далее - исключительных тарифов) является стимулирование сторонних организаций для приобретения нового подвижного состава, используемого при перевозках грузов на федеральном железнодорожном транспорте. (К новому подвижному составу относятся вагоны со сроком изготовления не более одного года.) 1.3. Исключительные тарифы предоставляются предприятиям и организациям (в дальнейшем - компаниям) за приобретенные новые вагоны и за проведение капитального ремонта для продления срока полезного использования вагонов, приобретенных у МПС России. Указанные тарифы распространяются только на перевозки в новых вагонах и в вагонах, прошедших капитальный ремонт для продления срока полезного использования. 1.4. Исключительные тарифы предоставляются только после приобретения компанией нового подвижного состава или проведения капитального ремонта для продления срока полезного использования. 1.5. Величина исключительного тарифа не должна быть ниже себестоимости перевозки. 1.6. Исключительные тарифы предоставляются на определенный перечень грузов и типы вагонов, устанавливаемый МАП России по представлению МПС России с учетом предложений компаний. 1.7. Исключительный тариф устанавливается в форме скидки с прейскурантного тарифа. Скидка устанавливается в процентах к тарифам за груженый и порожний рейс и рассчитывается при показателях интенсивности использования собственных вагонов на уровне вагонов парка МПС России. 1.8. Для возмещения компании только той части инвестиций, которая будет работать непосредственно на создание доходов железных дорог, при расчете скидки применяется понижающий коэффициент - 0,85. 1.9. В основу изложенной ниже методики расчета скидок с тарифа положены Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем, Минэкономики, Минфином, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47) и Методические рекомендации по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте (утверждены МПС России 31.08.98 N В-1024у). 2. Методика расчета скидок с тарифа Инвестиционные скидки с тарифа предоставляются компаниям в том случае, когда собственник приобретает новый подвижной состав у промышленности, или осуществляет капитальный ремонт для продления срока полезного использования старогодних вагонов, приобретенных у МПС России. Расчет величины скидки производится следующим образом: ---------------------------------------------------------------------- | K ti - 1 | | Si = 0,85 x ------- x (1 + Е) x 100,%, | | Д * tок | ---------------------------------------------------------------------- где: Si - скидка с тарифа в 1-м порядковом году, начиная с года покупки вагонов, в % к тарифу за груженый и порожний рейс; K - стоимость приобретаемых компанией новых вагонов или затраты на осуществление капитального ремонта для продления срока полезного использования старогодних вагонов, приобретенных у МПС России (без НДС), руб.; tок - срок возврата инвестиций, в течение которого действует скидка с тарифа, лет; Е - норма дисконта; ti - порядковый номер года возврата инвестиций или года применения тарифных льгот (для года покупки вагонов ti = 1); Д - расчетная годовая провозная плата, оплачиваемая компанией железным дорогам за груженый и порожний пробег собственных вагонов (без НДС), руб., с учетом действующих скидок и исключительных тарифов. Величина tок устанавливается по согласованию между железнодорожным транспортом и компанией в пределах 8 - 15 лет. Величина Е устанавливается по согласованию между железнодорожным транспортом и компанией в пределах 0,03 - 0,12. ---------------------------------------------------------------------- | 365 x Np x (Тгр + Тп) 365 x N x (Тгр + Тп) | | Д = --------------------- = --------------------, | | Ов Ов * Кр | ---------------------------------------------------------------------- где: N - общий (инвентарный) парк новых вагонов; Np - рабочий парк вагонов; Кр - необходимый коэффициент резерва с учетом неравномерности перевозок (при отсутствии непосредственного расчета его величины может приниматься в размере 1,20 для универсальных вагонов и нефтебензиновых цистерн и 1,30 для прочих типов вагонов); Ов - расчетное время оборота вагона, суток; Тгр, Тп - тариф соответственно за груженый и порожний рейс, действующий на момент заключения договора о предоставлении скидки, руб./вагон. ---------------------------------------------------------------------- | 1 tтех | | Ов = [tгр + (--- + ----) x (1 + a) x L] : 24, | | Vуч Lтех | ---------------------------------------------------------------------- где: tгр - время простоя вагона под грузовыми операциями в течение оборота, час.; Vуч - участковая скорость в грузовом движении, км/час; tтех - средний простой вагона на одной технической станции, час.; Lтех - среднее расстояние между техническими станциями (вагонное плечо), км; a - коэффициент порожнего пробега вагонов (по отношению к груженому пробегу); L - расстояние перевозки, км. Параметры для расчета величины Ов определяются для конкретного маршрута следования, а при их отсутствии - по среднесетевым данным. При наличии нескольких маршрутов обращения вагонов параметр Д определяется как средневзвешенная величина. При предоставлении скидки с тарифа по годам ее величина по соглашению сторон может устанавливаться с отклонением от расчетных значений при соблюдении общего условия: средняя арифметическая величина фактически предоставляемой скидки за период ее действия должна быть равна средней арифметической величине расчетной скидки за тот же период. 3. Пример расчета Вновь созданная компания закупила у завода изготовителя 50 новых вагонов - минераловозов для перевозки апатитового концентрата по цене 290 тыс. руб. за вагон (К = 290 x 50 = 14500 тыс. руб.). Дата начала эксплуатации вагонов - 1 мая 1999 года. Согласованный срок возврата инвестиций, в течение которого действует скидка с тарифа, - 8 лет (с 1 мая 1999 года по 30 апреля 2007 года). При: L = 1000 км, а = 1, tгр = 76 час., Vуч = 39,3 км/час, tтех = 6,72 час., Lтех - 153 км ---------------------------------------------------------------------- | 1 6,72 | | Ов = [76 + (---- + ----) x (1 + 1) x 1000] : 24 = 8,94 суток | | 39,3 153 | ---------------------------------------------------------------------- Провозная плата для собственных вагонов по схеме N 8 на расстоянии 1000 км при перевозках грузов 1 тарифного класса составляет Тгр = 3,979 тыс. руб./вагон, по схеме N 14 Тп = 1,693 тыс. руб./вагон. Расчетная годовая провозная плата при Кр = 1,30 составит: ---------------------------------------------------------------------- | 365 x 50 x (3,979 + 1,693) | | Д = -------------------------- = 8907 тыс. руб. в год. | | 8,94 x 1,30 | ---------------------------------------------------------------------- Величина скидки с тарифа за перевозки в любом из 50 новых вагонов при Е = 0,10 составит: в 1999 году (с 1 мая по 31 декабря): ---------------------------------------------------------------------- | 14500 1 - 1 | | S1 = 0,85 x -------- x (1 + 0,10) x 100 = 17%, | | 8 x 8907 | ---------------------------------------------------------------------- в 2000 году: ---------------------------------------------------------------------- | 14500 2 - 1 | | S2 = 0,85 x -------- x (1 + 0,10) x 100 = 19%, | | 8 x 8907 | ---------------------------------------------------------------------- в 2001 году: ---------------------------------------------------------------------- | 14500 3 - 1 | | S3 = 0,85 x -------- x (1 + 0,10) x 100 = 21%, | | 8 x 8907 | ---------------------------------------------------------------------- в 2002 году: ---------------------------------------------------------------------- | 14500 4 - 1 | | S4 = 0,85 x -------- x (1 + 0,10) x 100 = 23%, | | 8 x 8907 | ---------------------------------------------------------------------- ... в 2006 году: ---------------------------------------------------------------------- | 14500 8 - 1 | | S8 = 0,85 x -------- x (1 + 0,10) x 100 = 34%, | | 8 x 8907 | ---------------------------------------------------------------------- в 2007 году (с 1 января по 30 апреля): ---------------------------------------------------------------------- | 14500 9 - 1 | | S9 = 0,85 x -------- x (1 + 0,10) x 100 = 37%. | | 8 x 8907 | ---------------------------------------------------------------------- |