О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ". Постановление. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. 20.01.99 3535-II ГД

        О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
      РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
                   РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ

                          20 января 1999 г.
                             N 3535-II ГД

                                (НТЦС)
                                                                            

     Государственная Дума Федерального Собрания  Российской  Федерации
постановляет:
     1. Принять заявление Государственной Думы  Федерального  Собрания
Российской  Федерации "О совершенствовании законодательства Российской
Федерации о выборах".
     2. Направить  настоящее  Постановление  и указанное Заявление для
опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете".
     3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
Российской Федерации
                                                          Г.Н.Селезнев

                  ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
            ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

               О совершенствовании законодательства
                  Российской Федерации о выборах

     Государственная Дума  Федерального  Собрания Российской Федерации
выражает  серьезное  беспокойство  по  поводу  задержек  с   принятием
федеральных  законов по вопросам избирательных прав граждан Российской
Федерации.
     В сентябре  1997  года  вступил  в  силу  Федеральный  закон  "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".  В ноябре 1997 года был принят в первом
чтении проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной
Думы Федерального Собраний Российской Федерации".
     Доработка указанного законопроекта ко  второму  чтению  с  учетом
нескольких   сотен   предложений,   поступивших   от  субъектов  права
законодательной инициативы,  а также  практика  проведения  выборов  в
органы  государственной власти и органы местного самоуправления в ряде
субъектов  Российской  Федерации  показали,  что  необходимо  внесение
изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации".   Рабочая   группа   Комитета   Государственной   Думы  по
законодательству судебно-правовой реформе в  тесном  сотрудничестве  с
Центральной  избирательной  комиссией Российской Федерации подготовила
проект федерального  закона  "О  внесении  изменений  и  дополнений  в
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие  в   референдуме   граждан   Российской   Федерации".   Данный
Федеральный  закон  был принят Государственной Думой 2 июля 1998 года,
но  отклонен  Советом  Федерации  Федерального   Собрания   Российской
Федерации  17  июля  1998 года.  Для преодоления возникших разногласий
была создана согласительная комиссия,  которая в начале сентября  1998
года  (задержка из-за летнего перерыва) единогласно одобрила указанный
Федеральный закон в согласованной редакции.
     В этой   редакции   указанный   Федеральный   закон   был  принят
Государственной Думой 11 сентября 1998 года, но вновь отклонен Советом
Федерации с нарушением конституционных сроков рассмотрения поступающих
из   Государственной   Думы   федеральных   законов.    После    этого
представителями  Комитета  Государственной  Думы по законодательству и
судебно-правовой  реформе  была  достигнута  договоренность  с   рядом
ответственных работников Администрации Президента Российской Федерации
о  том,  что  указанный  Федеральный  закон,  в  котором  было  учтено
большинство замечаний Президента Российской Федерации,  будет подписан
Президентом Российской Федерации в данной редакции.
     23 октября   1998   года   Государственной   Думой  был  повторно
рассмотрен и принят в ранее принятой  редакции  Федеральный  закон  "О
внесении  изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме  граждан
Российской Федерации", однако 5 ноября 1998 года указанный Федеральный
закон был отклонен Президентом Российской Федерации. В соответствии со
статьей  134  Регламента  Государственной  Думы  Федерального Собрания
Российской Федерации была создана специальная комиссия для преодоления
возникших  разногласий,  для  работы  в  которой были приглашены также
представители Совета Федерации и  Центральной  избирательной  комиссии
Российской    Федерации.   Заседание   комиссии,   ранее   многократно
откладывавшееся по  инициативе  представителей  Президента  Российской
Федерации,  наконец,  было назначено на 7 декабря 1998 года, но в этот
день  было  объявлено  о  ряде  отставок  в  Администрации  Президента
Российской  Федерации,  в  результате  чего  представители  Президента
Российской Федерации на указанное заседание не явились.  Тем не  менее
члены   указанной   комиссии,   представляющие   Государственную  Думу
(В.А.Рыжков,  А.И.Лукьянов,  В.Л.Шейнис,  А.И.Салий и  другие),  Совет
Федерации    (В.М.Платонов),    Центральную   избирательную   комиссию
Российской Федерации (А.А.Вешняков,  М.В.Гришина), пришли к соглашению
по  подавляющему  большинству  обсуждавшихся вопросов,  в том числе по
новым  замечаниям,  содержавшимся  в  письме   Президента   Российской
Федерации в связи с отклонением указанного Федерального закона.
     Существующая неопределенность      препятствует      рассмотрению
Государственной  Думой во втором чтении проекта федерального закона "О
выборах   депутатов   Государственной   Думы   Федерального   Собрания
Российской Федерации", а также внесению в Государственную Думу проекта
федерального  конституционного  закона   "О   референдуме   Российской
Федерации"   и  проекта  федерального  закона  "О  выборах  Президента
Российской   Федерации".   Действующее   законодательство   Российской
Федерации по данным вопросам не позволяет надлежащим образом пресекать
злоупотребления  в  ходе  избирательного  процесса,   искажение   воли
избирателей,    покупку    голосов    избирателей,    административное
вмешательство  в  избирательный  процесс,  а  также  не  устанавливает
надлежащую  ответственность  за  нарушение законодательства Российской
Федерации   о   выборах.   Представляется   неконструктивной   позиция
Президента   Российской   Федерации   как  участника  законодательного
процесса,  направленная на затягивание рассмотрения поправок к данному
законопроекту, высказанных им самим.
     Сложившееся положение    особенно    нетерпимо    в    связи    с
безответственными   заявлениями   ряда  должностных  лиц  в  средствах
массовой   информации,    возлагающих    на    Государственную    Думу
ответственность  за  умышленное  затягивание  рассмотрения  и принятия
указанных федерального конституционного закона и федерального  закона.
Если прохождение нового законодательства будет и впредь блокироваться,
выборы будут проводиться в  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об
основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации"  в  редакции  1997  года  и  Федеральным
законом   "О   выборах  депутатов  Государственной  Думы  Федерального
Собрания Российской Федерации" в редакции 1995 года.
     Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от
17 ноября 1998 года N 26-П признал необоснованными основные  положения
запроса   Саратовской   областной   Думы,   что   означает  сохранение
неизменными фундаментальных принципов нашей избирательной  системы,  и
поэтому  у  депутатов  Государственной Думы нет каких-либо опасений за
свою  судьбу.  Скорейшее  принятие  Федерального  закона  "О  внесении
изменений  и  дополнений  в  Федеральный  закон "Об основных гарантиях
избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации" требуется для совершенствования законодательства Российской
Федерации о выборах.  Поэтому все ответственные  политические  силы  в
нашей стране, все государственные институты должны быть заинтересованы
в таком совершенствовании избирательного законодательства.  Именно это
стремится реализовать в своей работе Государственная Дума.


Москва
20 января 1999 года