О ЗАЯВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВЫБОРАХ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 20 января 1999 г. N 3535-II ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять заявление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "О совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Заявление для опубликования в "Российской газете" и "Парламентской газете". 3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н.Селезнев ЗАЯВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации выражает серьезное беспокойство по поводу задержек с принятием федеральных законов по вопросам избирательных прав граждан Российской Федерации. В сентябре 1997 года вступил в силу Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В ноябре 1997 года был принят в первом чтении проект федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собраний Российской Федерации". Доработка указанного законопроекта ко второму чтению с учетом нескольких сотен предложений, поступивших от субъектов права законодательной инициативы, а также практика проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления в ряде субъектов Российской Федерации показали, что необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Рабочая группа Комитета Государственной Думы по законодательству судебно-правовой реформе в тесном сотрудничестве с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации подготовила проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Данный Федеральный закон был принят Государственной Думой 2 июля 1998 года, но отклонен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17 июля 1998 года. Для преодоления возникших разногласий была создана согласительная комиссия, которая в начале сентября 1998 года (задержка из-за летнего перерыва) единогласно одобрила указанный Федеральный закон в согласованной редакции. В этой редакции указанный Федеральный закон был принят Государственной Думой 11 сентября 1998 года, но вновь отклонен Советом Федерации с нарушением конституционных сроков рассмотрения поступающих из Государственной Думы федеральных законов. После этого представителями Комитета Государственной Думы по законодательству и судебно-правовой реформе была достигнута договоренность с рядом ответственных работников Администрации Президента Российской Федерации о том, что указанный Федеральный закон, в котором было учтено большинство замечаний Президента Российской Федерации, будет подписан Президентом Российской Федерации в данной редакции. 23 октября 1998 года Государственной Думой был повторно рассмотрен и принят в ранее принятой редакции Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", однако 5 ноября 1998 года указанный Федеральный закон был отклонен Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьей 134 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации была создана специальная комиссия для преодоления возникших разногласий, для работы в которой были приглашены также представители Совета Федерации и Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Заседание комиссии, ранее многократно откладывавшееся по инициативе представителей Президента Российской Федерации, наконец, было назначено на 7 декабря 1998 года, но в этот день было объявлено о ряде отставок в Администрации Президента Российской Федерации, в результате чего представители Президента Российской Федерации на указанное заседание не явились. Тем не менее члены указанной комиссии, представляющие Государственную Думу (В.А.Рыжков, А.И.Лукьянов, В.Л.Шейнис, А.И.Салий и другие), Совет Федерации (В.М.Платонов), Центральную избирательную комиссию Российской Федерации (А.А.Вешняков, М.В.Гришина), пришли к соглашению по подавляющему большинству обсуждавшихся вопросов, в том числе по новым замечаниям, содержавшимся в письме Президента Российской Федерации в связи с отклонением указанного Федерального закона. Существующая неопределенность препятствует рассмотрению Государственной Думой во втором чтении проекта федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", а также внесению в Государственную Думу проекта федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" и проекта федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации". Действующее законодательство Российской Федерации по данным вопросам не позволяет надлежащим образом пресекать злоупотребления в ходе избирательного процесса, искажение воли избирателей, покупку голосов избирателей, административное вмешательство в избирательный процесс, а также не устанавливает надлежащую ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о выборах. Представляется неконструктивной позиция Президента Российской Федерации как участника законодательного процесса, направленная на затягивание рассмотрения поправок к данному законопроекту, высказанных им самим. Сложившееся положение особенно нетерпимо в связи с безответственными заявлениями ряда должностных лиц в средствах массовой информации, возлагающих на Государственную Думу ответственность за умышленное затягивание рассмотрения и принятия указанных федерального конституционного закона и федерального закона. Если прохождение нового законодательства будет и впредь блокироваться, выборы будут проводиться в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в редакции 1997 года и Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в редакции 1995 года. Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 17 ноября 1998 года N 26-П признал необоснованными основные положения запроса Саратовской областной Думы, что означает сохранение неизменными фундаментальных принципов нашей избирательной системы, и поэтому у депутатов Государственной Думы нет каких-либо опасений за свою судьбу. Скорейшее принятие Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" требуется для совершенствования законодательства Российской Федерации о выборах. Поэтому все ответственные политические силы в нашей стране, все государственные институты должны быть заинтересованы в таком совершенствовании избирательного законодательства. Именно это стремится реализовать в своей работе Государственная Дума. Москва 20 января 1999 года |