ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН ПИСЬМО ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ 19 августа 1993 г. N 03-01 МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ 17 августа 1993 г. N 01-5/391-13 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 17 августа 1993 г. N 12-3-4 (ЭЖ 93-42) С целью организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования Федеральный фонд направляет для руководства следующие нормативно-методические документы: - телеграмму Министерства финансов, Государственной налоговой службы, Центрального банка Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 4 августа 1993 г. N 91/ВГ-6-15/254/159-93/1-20; - телеграмму Министерства финансов, Государственной налоговой службы Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 11 августа 1993 г. N 12-3-4/В3-6-15/261/1-21*; - "Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан", утвержденный Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и согласованный с Министерством здравоохранения и Министерством финансов Российской Федерации*. --------------- * Будет опубликовано в следующих номерах "ЭЖ". Одновременно Федеральный фонд сообщает, что для расчета первоначальных численности и расходов на содержание территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 1993 год необходимо использовать следующие базовые показатели: 1. Основным показателем для расчета количества работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования является наличная численность по состоянию на 1 января 1993 года. Рекомендуемый предельный норматив - 1 штатная единица в расчете на 15 тысяч наличного населения данной территории. 2. Должностные оклады работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования устанавливаются применительно к условиям оплаты труда и должностным окладам, предусмотренным для соответствующих категорий работников органов исполнительной власти. Названный порядок необходимо учесть в положении об исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования. При определении заработной платы работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования учитываются действующие условия оплаты труда за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, а также надбавки за районные коэффициенты, утвержденные в установленном порядке. 3. Начисления за заработную плату определяются в установленном проценте от фонда оплаты труда. 4. Для определения норматива финансовых средств на текущее содержание Территориального фонда и его филиалов рекомендуется учитывать необходимость создания соответствующей материально-технической базы при условии рационального использования поступающих средств на обязательное медицинское страхование. При определении организационной структуры исполнительной дирекции Территориального фонда обязательного медицинского страхования необходимо предусмотреть выполнение следующих основных управленческих функций: - организации системы обязательного медицинского страхования в лечебно-профилактических учреждениях; - финансирования обязательного медицинского страхования; - кадрового обеспечения системы обязательного медицинского страхования; - организации учета и контроля за поступлением страховых взносов; - организации бухгалтерского учета и отчетности; - осуществления экономического анализа и прогнозирования: - организации ценообразования и тарификации; - осуществления финансово-кредитной политики; - ведения статистической отчетности; - проведения юридической экспертизы документов в системе обязательного медицинского страхования; - организационно-технического обеспечения деятельности аппарата исполнительной дирекции. Конкретная организационная структура Территориального фонда и его филиалов устанавливается в пределах численности и персонала, рассчитанной в соответствии с нормативом, рекомендованным в настоящем письме. Для разработки и совершенствования нормативно-методических документов по обязательному медицинскому страхованию прошу направить в наш адрес соответствующие предложения с обоснованиями в срок до 1 октября с.г. Исполнительный директор В.В. ГРИШИН ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ФИНАНСОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ И РАСХОДОВАНИЯ СРЕДСТВ В СИСТЕМЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАН 1. Настоящий Временный порядок разработан в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации, постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" и устанавливает общие принципы финансового взаимодействия органов исполнительной власти, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, объектов медицинского страхования в системе обязательного медицинского страхования и порядок расходования средств при проведении обязательного медицинского страхования граждан. 2. В Федеральный фонд обязательного медицинского страхования перечисляется часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности на обязательное медицинское страхование в установленном Верховным Советом Российской Федерации размере. 3. В территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляются: часть страховых взносов предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в установленном Верховным Советом Российской Федерации размере; платежи органов исполнительной власти на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей, учащихся и студентов дневных форм обучения, пенсионеров, зарегистрированных в установленном порядке безработных).1) 4. Уплата страховых взносов (платежей) в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования производится в соответствии с Положением о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 года и другими нормативно-методическими документами, утвержденными в установленном порядке. 5. Общий порядок открытия в банках текущих счетов Федеральному и территориальным фондам обязательного медицинского страхования для сбора страховых взносов определен совместными указаниями от 4 августа 1993 года Центрального банка РФ N 159-93, Министерства финансов РФ N 91, Государственной налоговой службы РФ N 8Г-6-15/254, Федерального фонда обязательного медицинского страхования N 1-20. 6. В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, правительство республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономного округа, краев, областей, городов федерального значения, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения, а также платежа на обязательное медицинское страхование неработающего населения. Предусмотренные в установленном порядке средства в соответствующих бюджетах органы исполнительной власти направляют: 6.1. Территориальному фонду обязательного медицинского страхования - платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения с учетом территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечисление производится ежемесячно в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели в соответствующих бюджетах, с учетом индексации не позднее 25 числа текущего месяца. Уплата платежей в установленных размерах производится перечислением соответствующих сумм со счетов финансовых управлений (отделов) на счета территориальных фондов обязательного медицинского страхования (счета их филиалов). На основании согласованных тарифов на медицинские и иные услуги и объемов медицинской помощи населению определяется стоимость территориальной программы, обязательного медицинского страхования и рассчитывается размер платежа на неработающих граждан, который представляется Территориальным фондом обязательного медицинского страхования на утверждение в установленном порядке. 6.2. Органам управления здравоохранением для выполнения ими задач, определенных в статье 11 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (приложение N 1) к настоящему Временному порядку), а также мероприятий, не вошедших в территориальную программу обязательного медицинского страхования. При этом к целевым программам здравоохранения относятся программы, утвержденные в установленном порядке Советом Министров - Правительством Российской Федерации, Советами Министров (правительствами) республик в составе Российской Федерации, органами исполнительной власти краев, областей, автономной области, автономных округов городов федерального значения. 7. Порядок, регистрирующий взаимоотношения бюджетов всех уровней внутри объекта Федерации при перечислении в территориальные фонды обязательного медицинского страхования (филиалы) платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения, устанавливается органами исполнительной власти субъекта Федерации самостоятельно. 8. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования осуществляют финансирование своих филиалов и/или медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам, рассчитываемым в соответствии с Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 2 к настоящему Временному порядку). 9. Из поступающих на счета филиалов Территориального фонда (или на счет Территориального фонда, если он выполняет функции одного из филиалов) страховых взносов и платежей формируются финансовые средства на следующие цели: на финансирование страховых медицинских организаций по дифференцированным среднедушевым нормативам; на оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам, застрахованным филиалом (в случае осуществления обязательного медицинского страхования филиалом); на осуществление текущей деятельности филиала (по нормативам, устанавливаемым правлением Территориального фонда). Остальные средства перечисляются филиалом Территориального фонда в сроки, установленные последним. 10. Из полученных от страхователей средств Территориальный фонд: осуществляет финансирование обязательного медицинского страхования; осуществляет дотирование филиалов с недостаточным объемом собранных средств до достижения установленного на территории среднедушевого норматива; формирует нормативный страховой запас финансовых средств Территориального фонда; выделяет средства для осуществления управленческих функций Территориального фонда по нормативу, устанавливаемому исполнительным директором по согласованию с правлением Территориального фонда в процентах к размеру всех собранных средств. 11. Величина нормированного страхового запаса, предназначенного для обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования, устанавливается в соответствии с Порядком определения среднедушевых нормативов финансирования территориальной программы обязательного медицинского страхования (приложение N 2 к настоящему Временному порядку). При недостатке собственных резервных средств для оплаты медицинских услуг застрахованным страховая медицинская организация обращается в Территориальный фонд за субвенцией. 12. В случае выявления нарушений в расходовании средств обязательного медицинского страхования страховой медицинской организацией Территориальный фонд имеет право приостановить ее финансирование и одновременно обратиться с ходатайством в органы, выдавшие лицензию на обязательное медицинское страхование, о временном приостановлении действия последней. На период приостановления действия лицензии страховой медицинской организации по обязательному медицинскому страхованию Территориальный фонд без ухудшения медицинского обслуживания и увеличения объема затрат обеспечивает проведение обязательного медицинского страхования застрахованным ею гражданам своими филиалами или привлекает другие страховые медицинские организации. 13. Медицинские учреждения любой формы собственности, аккредитованные в установленном порядке финансируются на основе договоров Территориальным фондом, его филиалами, выполняющими функции страховщика, страховыми медицинскими организациями путем оплаты медицинских услуг по тарифам или по финансовым нормативам (индивидуальным для каждого учреждения или групповым - для однотипных медицинских учреждений). Применяются следующие способы оплаты медицинской помощи: 13.1. Для стационарных учреждений: финансирование по смете расходов; оплата средней стоимости пролеченного больного (в целом по стационару или в среднем по отделениям одного профиля); за законченный случай лечения на основе клинико-статистических диагностически связанных групп или медико-экономических стандартов. 13.2. Для амбулаторно-поликлинических учреждений: финансирование по смете расходов; среднедушевой норматив финансирования; оплата законченных случаев; оплата отдельных медицинских услуг; комбинация указанных выше методов. При выборе способов оплаты медицинской помощи и методики расчета тарифов на медицинские услуги следует руководствоваться утвержденными Минздравом Российской Федерации "Методическими рекомендациями по расчету тарифов на медицинские услуги" и другими нормативно-методическими документами Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Минздрава России. 14. Тарифы на медицинские и иные услуги по обязательному медицинскому страхованию согласовываются Территориальным фондом обязательного медицинского страхования с органами государственного управления субъектов Федерации, профессиональными медицинскими ассоциациями и ассоциациями страховых медицинских организаций. По согласованным тарифам или финансовым нормативам финансируется вся текущая деятельность медицинских учреждений, за исключением расходов, указанных в приложении N 1 к настоящему Временному порядку). 15. Предельный уровень рентабельности, учитываемый при расчете тарифов на медицинские и иные услуги, определяется соответствующим Территориальным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с соответствующим финансовым органом и органом управления здравоохранением. 16. До включения в систему обязательного медицинского страхования сохраняется действующий порядок финансирования медицинских учреждений федерального уровня. Финансирование этих учреждений может осуществляться за счет средств обязательного медицинского страхования при условии передачи финансирования в установленном порядке с федерального на местный уровень. 17. При возникновении страхового случая с застрахованным по обязательному медицинскому страхованию вне территории субъекта Федерации, где он застрахован, медицинские услуги, связанные в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования субъекта Федерации, на территории которого произошел страховой случай, оплачиваются страховой медицинской организацией по тарифам, действующим на данной территории. Территориальные фонды обязательного медицинского страхования по заключенному между ними соглашению и согласованию со страховыми медицинскими организациями могут устанавливать иной порядок оплаты медицинских услуг, оказываемых при возникновении страхового случая на другой территории. 18. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с целью осуществления комплекса мероприятий по обеспечению финансовой устойчивости системы обязательного страхования, выравниванию условий деятельности территориальных фондов при финансировании программ обязательного медицинского страхования, выравниванию объема и качества предоставляемой гражданам медицинской помощи в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования выделяет дотации и субвенции территориальным фондам; финансирует целевые программы развития обязательного медицинского страхования, организацию подготовки специалистов и научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования, мероприятия по международному сотрудничеству и другие мероприятия в соответствии с функциями, определенными Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, включая содержание аппарата управления и хозяйственные нужды фонда; осуществляет в установленном порядке финансово-кредитную деятельность. 19. В соответствии с Положением о Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (раздел 3, п. 10), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.", Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществляет контроль за рациональным использованием финансовых средств обязательного медицинского страхования, включая согласование планов размещения территориальными фондами обязательного медицинского страхования временных свободных средств нормированного страхового запаса, а также способами оплаты медицинских услуг в системе обязательного медицинского страхования. 20. В случае выявления нарушений в расходовании средств обязательного медицинского страхования Федеральный фонд в соответствии с Положением о Федеральном фонде (раздел 6, п. 7), утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24 февраля 1993 г. "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 г.", издает нормативные акты и указания, обязательные для исполнения территориальными фондами. Нормативные акты и указания Федерального фонда обязательного медицинского страхования доводятся до правления и исполнительной дирекции территориального фонда обязательного медицинского страхования, Совета народных депутатов и органа исполнительной власти соответствующего субъекта Федерации. В случае невыполнения территориальным фондом нормативных актов и указаний Федерального фонда орган исполнительной власти субъекта Федерации принимает меры по обеспечению их выполнения территориальным фондом. 21. В 1993 г. сохраняется действующий порядок бухгалтерского учета и отчетности учреждений здравоохранения. Медицинские учреждения, функционирующие в системе обязательного медицинского страхования, представляют также отчетность территориальным фондам и страховым медицинским организациям по формам отчетности документации, устанавливаемым Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью, Министерством Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. 22. Бухгалтерский учет в страховых медицинских организациях по операциям обязательного медицинского страхования ведется применительно к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденному Приказом Госстрахнадзора Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 02-02/5 и согласованному с Министерством финансов Российской Федерации. Особенности бухгалтерского учета устанавливаются Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Федеральной службой Российской Федерации по надзору за страховой деятельностью и Минфином Российской Федерации. Бухгалтерский учет Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования ведется по Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, утверждаемому Федеральным фондом по согласованию с Минфином Российской Федерации. 23. Изменения и дополнения в настоящий Временный порядок вносятся Федеральным фондом обязательного медицинского страхования по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации. 24. Настоящий Временный порядок утвержден в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 13.08.93 N 791 "О социально-экономическом положении Российской Федерации и мерах по его стабилизации". Приложение 1 к Временному порядку финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан Примерный перечень учреждений здравоохранения, видов медицинской помощи и других мероприятий, финансируемых за счет средств бюджетов государственной, муниципальной системы здравоохранения 1. Бюджетное финансирование медицинских учреждений и служб, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях, и прочих учреждений здравоохранения: 1.1. учреждений психиатрической службы; 1.2. учреждений наркологической службы; 1.3. учреждений противотуберкулезной службы; 1.4. центров по борьбе со СПИДом; 1.5. домов ребенка; 1.6. санитарной авиации: отделений экстренной планово-консультативной помощи; 1.7. санаториев системы здравоохранения; 1.8. центров медицинской профилактики; 1.9. станций (отделений, кабинетов) переливания крови; 1.10. бюро судебно-медицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы; патолого-анатомическое бюро; 1.11. медицинских библиотек; 1.12. централизованных бухгалтерий; 1.13. бюро медицинской статистики; 1.14. баз и складов спецмедснабжения; 1.15. трахоматозных диспансеров; 1.16. лепрозориев; 1.17. молочных кухонь; 1.18. центров планирования семьи и репродукции; 1.19. кожно-венерологических диспансеров - за лечение больных венерическими заболеваниями; 1.20. медицинский персонал, финансируемый за счет бюджета здравоохранения и обслуживающий учреждения образования и социальной защиты; 1.21. финансирование дорогостоящих видов диагностики и лечения по утвержденному Минздравом РФ, органами управления здравоохранения субъектов РФ перечню; 1.22. финансирование оказания медицинской помощи при массовых заболеваниях, в зонах стихийных бедствий, катастроф; 1.23. государственных капитальных вложений; 1.24. приобретения дорогостоящего оборудования по перечню, утвержденному Минздравом РФ, органами управления здравоохранением, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования; 1.25. профессиональной подготовки и переподготовки кадров; 1.26. научных исследований; 1.27. целевых программ, утвержденных в установленном порядке. 2. Смешанное финансирование в объемах, взаимно согласованных органами управления здравоохранения и территориальными фондами обязательного медицинского страхования: 2.1. в амбулаторно-поликлинических учреждениях; 2.1.1. бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения граждан по перечням, утвержденным в установленном порядке; 2.1.2. оплате проезда больным, направляемым в установленном порядке в учреждения здравоохранения, научно-исследовательские институты федерального уровня; 2.1.3. зубное протезирование граждан, имеющих льготы в установленном порядке. 3. Индивидуально на каждой территории принимается решение о порядке финансирования станций (отделений) скорой и неотложной медицинской помощи, участковых больниц, врачебных амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов, врачебно-физкультурных диспансеров, инфекционных больниц, сестринского ухода, хосписов, а также капитального ремонта учреждений здравоохранения территорий. |