О ПЛАНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1999 ГОД ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 2 февраля 1999 г. N 73 (ПРМ) Проведение социологических исследований и опросов общественного мнения стало неотъемлемой частью деятельности администрации столицы по укреплению "обратной связи" с населением. Только в 1998 году получили возможность высказать свою оценку ситуации в обществе, хода осуществляемых городских программ и деятельности властей столицы в целом более 100 тысяч жителей города. Это позволяет учитывать интересы различных категорий и групп москвичей при разработке мер по совершенствованию организации жизни людей, повышению устойчивости системы городского хозяйства и управления всеми сферами социально-экономического развития, а также своевременно реагировать на возможные осложнения и в определенной степени прогнозировать общественные процессы в столице. В работе по организации изучения мнения москвичей, определении ее направленности непосредственное участие принимают руководители подразделений Правительства Москвы, органов местного самоуправления, городских организаций и ведомств. В целях дальнейшей систематизации и совершенствования изучения общественного мнения москвичей и повышения эффективности использования его результатов Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить план проведения социологических исследований и опросов общественного мнения на 1999 год (приложение). Вне этого плана иные исследования и опросы не проводятся. 2. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации при организации социологических исследований и опросов координировать их проведение с департаментами, комитетами, управлениями Правительства Москвы и префектами административных округов.Оперативно информировать о полученных результатах органы исполнительной и представительной власти, местного самоуправления и редакции городских средств массовой информации. 3. Руководителям департаментов, комитетов и управлений Мэрии и Правительства Москвы, префектам административных округов участвовать в определении тематической направленности проводимых социологических исследований, использовать результаты опросов общественного мнения в работе по реализации городских программ социально-экономического развития, в разъяснении населению политики и практических решений Мэрии и Правительства Москвы. 4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации, Финансово-хозяйственному управлению Мэрии производить расчеты с организациями-исполнителями в соответствии с заключенными договорами и в объемах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на эти цели. 5. Постановление Правительства Москвы от 24 февраля 1998 года N 134 "О плане проведения социологических исследований и опросов общественного мнения на 1998 год" с контроля снять. 6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы В.П.Шанцева. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 2 февраля 1999 г. N 73 Приложение к постановлению Правительства Москвы от 2 февраля 1999 года N 73 ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1999 ГОД I. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ 1.1. Социальные потребности населения Москвы. Приоритеты потребностей жителей города, уровни притязаний и степень удовлетворенности предоставленной им возможностью получения образования, медицинской помощи, культурного развития, досуга и спорта. Уровень доходов населения. Основные характеристики динамики уровня жизни. Изучение специфики потребительского спроса на продукты питания, товары и услуги среди малообеспеченных жителей города. Тема предложена: Управлением Мэра Москвы, Управлением координации исполнения социальной политики, Комитетом социальной защиты населения Москвы, префектурами Юго-Западного, Юго-Восточного и Зеленоградского административных округов. 1.2. Оценка эффективности городских социальных программ: социальная защита и социальное обслуживание незащищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, малообеспеченных семей, в случаях потери работы). Потребность населения в первоочередных мерах социальной поддержки. Проблемы социального обслуживания в домах престарелых Москвы. Приспособление среды города для маломобильных групп населения и инвалидов: реальность и перспективы. Тема предложена: Управлением координации исполнения социальной политики, Комитетом социальной защиты населения Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации, префектурами Северо-Восточного и Юго-Западного административных округов. 1.3. Социальные проблемы детской инвалидности в Москве. Изучение состояния инвалидности детского населения (в возрасте до 16 лет). Потребность детей-инвалидов Москвы в комплексной реабилитации. Удовлетворенность родителей детей-инвалидов системой реабилитации, существующей в округе, районе. Тема предложена: Комитетом социальной защиты населения Москвы, префектурой Юго-Западного административного округа. 1.4. Социальный портрет московской семьи с детьми. Отношение москвичей к проблемам многодетных семей и их роли в современном обществе. Московская семья: социодемографическая ситуация; проблемы молодой семьи; основные тенденции жизнедеятельности московской семьи в условиях экономической реформы. Тема предложена: Комитетом социальной защиты населения Москвы, Комитетом по делам семьи и молодежи. 1.5. Актуальные проблемы пребывания в городе лиц без определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев. Тема предложена: Комитетом социальной защиты населения Москвы, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации. 1.6. Развитие системы здравоохранения Москвы. Оценка уровня медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения (на примере 2-3 округов). Эффективность городских программ по укреплению здоровья детей. Управление координации исполнения социальной политики. Тема предложена: Комитетом здравоохранения, префектурами Северо-Восточного и Зеленоградского административных округов. 1.7. Наркомания в Москве. Состояние и прогноз. Состояние и анализ наркологической ситуации в округе (районе) и наркологическая помощь детям и подросткам; факторы риска в социуме района, влияющие на рост потребления наркотических веществ несовершеннолетними и на совершение ими имущественных преступлений (на примере 2-3 округов, районов ). Борьба против наркомании: позиция общества, школы и семьи. Предложение населением мер по противодействию распространения наркотиков. Тема предложена: Управлением координации исполнения социальной политики, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации, префектурами Восточного и Юго-Западного административных округов. 1.8. Оценка жителями эффективности реализации в городе подростковой и молодежной политики. 1.8.1. Подросток в городе: современные увлечения и интересы подростков; причины социальной и воспитательной безнадзорности. Анализ духовных ценностей в микросоциальной подростковой среде (молодежная субкультура и "мода" на наркотики). Степень распространения наркомании и токсикомании среди подростков. Современные методы и способы профилактики и реабилитации безнадзорности несовершеннолетних: детско-юношеские клубы по месту жительства сегодня, их место в системе организации досуга и роль в системе мер ранней профилактики и предупреждения правонарушений. Мнение москвичей об уровне воспитательной работы, проводимой образовательными учреждениями. Мнение жителей города о проблеме социальной защищенности детей в городе и трудоустройстве несовершеннолетних (в возрасте 14 - 18 лет). 1.8.2. Молодежь Москвы: социально-культурный портрет московской молодежи, перспективы ее включения в решение проблем городской жизни, социо-демографическая ситуация; социокультурные ориентации, проблемы занятости и безработицы, социальной защиты и адаптации. Современные кумиры молодежи, молодежный лидер; молодежные организации - кого и куда они ведут за собой; кто и как помогает сегодня молодым. Эффективность оказываемой помощи; государственные и городские источники помощи. Причины, влияющие на распространение наркотиков среди молодежи. Тема предложена: Комитетом по делам семьи и молодежи, Московским комитетом образования, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации, префектурами Восточного, Юго-Западного, Северо-Западного и Южного административных округов. 1.9. Состояние и тенденции развития образования в Москве. Оценка москвичами системы образования. Анализ социальных проблем выпускников московских школ 1998/99 учебного года. Образование для вхождения в многоукладную экономику, положительный и отрицательный опыт. Приспособляемость различных социальных и возрастных слоев к новым условиям жизни. Потребность Москвы в профессиональном образовании молодежи и подготовке квалифицированных кадров для городского хозяйства. Тема предложена: Управлением Мэра Москвы, Управлением координации исполнения социальной политики, Московским комитетом образования, префектурами Северо-Восточного и Зеленоградского административных округов. 1.10. Культурная жизнь и свободное время москвичей. Культурные и досуговые запросы москвичей и уровень их удовлетворенности. Московские монументы - мнения жителей столицы. Реклама и художественное оформление города в оценках москвичей. Тема предложена: Управлением координации исполнения социальной политики, Комитетом по культуре, Управлением государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры. 1.11. Запросы и потребности населения Москвы в сфере физической культуры и спорта. Тема предложена: Комитетом по физической культуре и спорту, Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации. II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ, РАЗВИТИЯ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА, ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ 2.1. Москвичи о деятельности структурных подразделений Комплекса по экономической политике и имущественно-земельным отношениям. Предложения жителей столицы в целях улучшения работы по привлечению финансовых средств в бюджет города Москвы, отношение к продаже земли в городе, уровню арендной платы за пользование нежилыми помещениями и их выкуп, оценка финансовой дисциплины арендаторов и др. Оценка горожанами законодательной базы в области землепользования в Москве и земельной политики Правительства столицы. Темы предложены: Комплексом по экономической политике и имущественно-земельным отношениям, Москомземом. 2.2. Наука и промышленность. Проблемы и пути выхода из кризиса. Отношение населения к наличию в городе крупных промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, проводимой Правительством Москвы промышленной политике и перспективам превращения города из промышленного конгломерата в научно-промышленный центр. Оценка руководителями предприятий научно-промышленного комплекса города экономической ситуации в стране, состояния предприятий, первоочередных проблем, перспектив развития, деятельности Правительства Москвы по защите и поддержке отечественных товаропроизводителей. Выявление эффективности системы управления отдельными предприятиями. Темы предложены: Управлением координации исполнения социальной политики, префектурами Северо-Западного и Юго-Восточного административных округов. 2.3. Предприниматели Москвы. Социальный портрет. Тема предложена Управлением Мэра Москвы. 2.4. Роль малого предпринимательства в стабилизации социальной и экономической ситуации в городе. Оценка проблем предпринимательской деятельности и перспектив ее развития. Мнение предпринимателей о причинах, сдерживающих развитие малого бизнеса в городе, о работе органов исполнительной власти (федерального и городского уровня), ходе реализации Программы Правительства Москвы по поддержке малого предпринимательства. Отношение населения к малому предпринимательству, его значению для нужд города, к частнопредпринимательской деятельности по производству товаров народного потребления, бытовому обслуживанию населения, в торговле. Тема предложена: Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства, префектурой Северо-Западного административного округа. 2.5. Деятельность Правительства Москвы в области регулирования цен на различные виды товаров и услуг: 2.5.1. Москвичи о торговле и бытовом обслуживании (оценка режима работы предприятий сферы потребительского рынка, где предпочитают делать покупки продуктов и промышленных товаров, как удовлетворяется спрос в бытовых услугах, оценка качества обслуживания, устраивает ли порядок мелкорозничной торговли). Обеспеченность (наличие и потребность) населения (в разрезе административных округов) предприятиями торговли и массового общественного питания, предприятиями, оказывающими социально значимые виды бытовых услуг). 2.5.2. Отношение москвичей к развитию мелкорозничной торговли на улицах города, к политике городской власти по упорядочению размещения киосков, палаток, тележечно-лоточной сети. Мнение москвичей об организации торгового обслуживания в весенне-летний период в местах организованного отдыха, о торговле мороженым, квасом, создании летних кафе. 2.5.3. Удовлетворенность спроса москвичей на различные виды бытовых услуг. Доступность и причины отказа москвичей от пользования ими (высокие цены, удаленность от места проживания, неудовлетворенность качеством и др.). 2.5.4. Москвичи и гости столицы о работе предприятий массового питания, качестве предлагаемых блюд, об ассортименте, о санитарном состоянии. Пользуются ли услугами общественного питания москвичи и гости столицы в обеденное время. Доступны ли цены. Нуждаются ли москвичи в диетическом питании. Достаточно ли предприятий питания в местах проживания москвичей (по административным округам), по месту работы или учебы, устраивает ли реклама предприятий питания. Оценка качества и культуры обслуживания на предприятиях быстрого обслуживания (Макдоналдс, Русское бистро, Росинтер и др.) Тема предложена: Департаментом экономической политики и развития г. Москвы, Департаментом потребительского рынка и услуг, префектурами Северного и Северо-Западного административных округов. |