О ПЛАНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1999 ГОД. Постановление. Правительство Москвы. 02.02.99 73-ПП

          О ПЛАНЕ ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ И
               ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1999 ГОД
  
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          2 февраля 1999 г.
                                 N 73

                                (ПРМ)


     Проведение социологических  исследований  и опросов общественного
мнения стало неотъемлемой частью деятельности администрации столицы по
укреплению "обратной связи" с населением.  Только в 1998 году получили
возможность  высказать  свою  оценку   ситуации   в   обществе,   хода
осуществляемых  городских  программ  и  деятельности властей столицы в
целом более 100 тысяч жителей города.
     Это позволяет  учитывать  интересы  различных  категорий  и групп
москвичей при разработке мер по  совершенствованию  организации  жизни
людей,   повышению   устойчивости   системы   городского  хозяйства  и
управления всеми сферами социально-экономического  развития,  а  также
своевременно  реагировать  на  возможные  осложнения  и в определенной
степени прогнозировать общественные процессы в столице.
     В работе по организации изучения мнения москвичей, определении ее
направленности   непосредственное   участие   принимают   руководители
подразделений  Правительства Москвы,  органов местного самоуправления,
городских организаций и ведомств.
     В целях  дальнейшей  систематизации  и совершенствования изучения
общественного мнения москвичей и повышения эффективности использования
его результатов Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить  план  проведения  социологических  исследований   и
опросов общественного мнения на 1999 год (приложение). Вне этого плана
иные исследования и опросы не проводятся.
     2. Комитету  по телекоммуникациям и средствам массовой информации
при организации социологических исследований и опросов  координировать
их проведение с департаментами, комитетами, управлениями Правительства
Москвы и префектами административных округов.Оперативно  информировать
о  полученных  результатах  органы  исполнительной  и представительной
власти,  местного самоуправления и редакции городских средств массовой
информации.
     3. Руководителям департаментов,  комитетов и управлений  Мэрии  и
Правительства Москвы, префектам административных округов участвовать в
определении  тематической  направленности  проводимых  социологических
исследований,  использовать  результаты опросов общественного мнения в
работе  по  реализации  городских  программ   социально-экономического
развития,  в  разъяснении  населению  политики  и практических решений
Мэрии и Правительства Москвы.
     4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
Финансово-хозяйственному  управлению  Мэрии  производить   расчеты   с
организациями-исполнителями в соответствии с заключенными договорами и
в объемах средств, предусмотренных бюджетом города Москвы на эти цели.
     5. Постановление  Правительства  Москвы  от  24 февраля 1998 года
N 134 "О  плане  проведения  социологических  исследований  и  опросов
общественного мнения на 1998 год" с контроля снять.
     6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
первого заместителя Премьера Правительства Москвы  В.П.Шанцева.

Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
2 февраля 1999 г.
N 73
  
                                                            Приложение

                                                       к постановлению
                                                  Правительства Москвы
                                                от 2 февраля 1999 года
                                                                  N 73

                                 ПЛАН

               ПРОВЕДЕНИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
             И ОПРОСОВ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ НА 1999  ГОД

                    I.  ПРОБЛЕМЫ  СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

     1.1. Социальные   потребности   населения   Москвы.    Приоритеты
потребностей    жителей    города,   уровни   притязаний   и   степень
удовлетворенности   предоставленной    им    возможностью    получения
образования,   медицинской  помощи,  культурного  развития,  досуга  и
спорта.  Уровень доходов населения.  Основные характеристики  динамики
уровня  жизни.  Изучение специфики потребительского спроса на продукты
питания, товары и услуги среди малообеспеченных жителей города.

     Тема предложена:
     Управлением Мэра Москвы,
     Управлением координации исполнения социальной политики,
     Комитетом социальной защиты населения Москвы,
     префектурами Юго-Западного,  Юго-Восточного   и   Зеленоградского
административных округов.

     1.2. Оценка    эффективности   городских   социальных   программ:
социальная  защита  и  социальное  обслуживание   незащищенных   слоев
населения (пенсионеров,  инвалидов,  малообеспеченных семей, в случаях
потери  работы).  Потребность   населения   в   первоочередных   мерах
социальной   поддержки.  Проблемы  социального  обслуживания  в  домах
престарелых Москвы.  Приспособление  среды  города  для  маломобильных
групп населения и инвалидов: реальность и перспективы.

     Тема предложена:
     Управлением координации исполнения социальной политики,
     Комитетом социальной защиты населения Москвы,
     Комитетом по телекоммуникациям и средствам  массовой  информации,
префектурами   Северо-Восточного   и   Юго-Западного  административных
округов.

     1.3. Социальные проблемы детской инвалидности в Москве.  Изучение
состояния  инвалидности  детского  населения  (в  возрасте до 16 лет).
Потребность  детей-инвалидов  Москвы   в   комплексной   реабилитации.
Удовлетворенность  родителей  детей-инвалидов  системой  реабилитации,
существующей в округе, районе.

     Тема предложена:
     Комитетом социальной защиты населения Москвы,
     префектурой Юго-Западного административного округа.

     1.4. Социальный портрет  московской  семьи  с  детьми.  Отношение
москвичей  к  проблемам  многодетных  семей  и  их  роли в современном
обществе.  Московская семья:  социодемографическая ситуация;  проблемы
молодой семьи; основные тенденции жизнедеятельности московской семьи в
условиях экономической реформы.

     Тема предложена:
     Комитетом социальной защиты населения Москвы,
     Комитетом по делам семьи и молодежи.

     1.5. Актуальные   проблемы   пребывания   в   городе   лиц    без
определенного места жительства, беженцев и вынужденных переселенцев.

     Тема предложена:
     Комитетом социальной защиты населения Москвы,
     Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.

     1.6. Развитие   системы  здравоохранения  Москвы.  Оценка  уровня
медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения  населения  (на
примере  2-3 округов).  Эффективность городских программ по укреплению
здоровья детей. Управление координации исполнения социальной политики.

     Тема предложена:
     Комитетом здравоохранения,   префектурами   Северо-Восточного   и
Зеленоградского административных округов.

     1.7. Наркомания в Москве. Состояние и прогноз. Состояние и анализ
наркологической  ситуации  в  округе (районе) и наркологическая помощь
детям и подросткам;  факторы риска в социуме района,  влияющие на рост
потребления  наркотических веществ несовершеннолетними и на совершение
ими имущественных преступлений (на примере  2-3  округов,  районов  ).
Борьба против наркомании: позиция общества, школы и семьи. Предложение
населением мер по противодействию распространения наркотиков.

     Тема предложена:
     Управлением координации исполнения социальной политики,
     Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
     префектурами Восточного и Юго-Западного административных округов.

     1.8. Оценка   жителями   эффективности   реализации   в    городе
подростковой и молодежной политики.
     1.8.1. Подросток  в  городе:  современные  увлечения  и  интересы
подростков; причины социальной и воспитательной безнадзорности. Анализ
духовных ценностей в микросоциальной  подростковой  среде  (молодежная
субкультура и "мода" на наркотики). Степень распространения наркомании
и  токсикомании  среди  подростков.  Современные  методы   и   способы
профилактики   и   реабилитации   безнадзорности   несовершеннолетних:
детско-юношеские клубы по месту жительства сегодня, их место в системе
организации  досуга  и  роль  в  системе  мер  ранней  профилактики  и
предупреждения   правонарушений.   Мнение    москвичей    об    уровне
воспитательной   работы,   проводимой  образовательными  учреждениями.
Мнение жителей города  о  проблеме  социальной  защищенности  детей  в
городе и трудоустройстве несовершеннолетних (в возрасте 14 - 18 лет).
     1.8.2. Молодежь  Москвы:  социально-культурный портрет московской
молодежи,  перспективы ее включения в решение проблем городской жизни,
социо-демографическая ситуация;  социокультурные ориентации,  проблемы
занятости и безработицы,  социальной защиты и  адаптации.  Современные
кумиры  молодежи,  молодежный  лидер;  молодежные организации - кого и
куда  они  ведут  за  собой;  кто  и  как  помогает  сегодня  молодым.
Эффективность   оказываемой   помощи;   государственные   и  городские
источники помощи.  Причины,  влияющие  на  распространение  наркотиков
среди молодежи.

     Тема предложена:
     Комитетом по делам семьи и молодежи,
     Московским комитетом образования,
     Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации,
     префектурами Восточного, Юго-Западного, Северо-Западного и Южного
административных округов.

     1.9. Состояние и тенденции развития образования в Москве.  Оценка
москвичами системы образования.  Анализ социальных проблем выпускников
московских школ 1998/99 учебного года.  Образование  для  вхождения  в
многоукладную   экономику,   положительный   и   отрицательный   опыт.
Приспособляемость различных социальных  и  возрастных  слоев  к  новым
условиям  жизни.  Потребность  Москвы  в  профессиональном образовании
молодежи  и  подготовке  квалифицированных   кадров   для   городского
хозяйства.

     Тема предложена:
     Управлением Мэра Москвы,
     Управлением координации исполнения социальной политики,
     Московским комитетом образования,
     префектурами Северо-Восточного и Зеленоградского административных
округов.

     1.10. Культурная жизнь и свободное время москвичей.  Культурные и
досуговые запросы москвичей и уровень их удовлетворенности. Московские
монументы  -  мнения  жителей  столицы.   Реклама   и   художественное
оформление города в оценках москвичей.

     Тема предложена:
     Управлением координации исполнения социальной политики,
     Комитетом по культуре,
     Управлением государственного  контроля  охраны  и   использования
памятников истории и культуры.

     1.11. Запросы  и  потребности населения Москвы в сфере физической
культуры и спорта.

     Тема предложена:
     Комитетом по физической культуре и спорту,
     Комитетом по телекоммуникациям и средствам массовой информации.

               II. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОСТЬЮ,
         РАЗВИТИЯ НАУКИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА,
                ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ТОВАРОВ И УСЛУГ

     2.1. Москвичи о деятельности структурных подразделений  Комплекса
по   экономической   политике   и  имущественно-земельным  отношениям.
Предложения жителей столицы в целях улучшения  работы  по  привлечению
финансовых средств в бюджет города Москвы, отношение к продаже земли в
городе, уровню арендной платы за пользование нежилыми помещениями и их
выкуп, оценка финансовой дисциплины арендаторов и др.
     Оценка горожанами законодательной базы в области землепользования
в Москве и земельной политики Правительства столицы.

     Темы предложены:
     Комплексом по  экономической  политике  и  имущественно-земельным
отношениям,
     Москомземом.

     2.2. Наука и промышленность.  Проблемы и пути выхода из  кризиса.
Отношение   населения   к   наличию   в  городе  крупных  промышленных
предприятий   и   научно-исследовательских   организаций,   проводимой
Правительством Москвы промышленной политике и перспективам превращения
города из промышленного конгломерата в научно-промышленный центр.
     Оценка руководителями  предприятий научно-промышленного комплекса
города  экономической  ситуации  в  стране,   состояния   предприятий,
первоочередных     проблем,    перспектив    развития,    деятельности
Правительства   Москвы   по   защите   и    поддержке    отечественных
товаропроизводителей.
     Выявление эффективности     системы     управления     отдельными
предприятиями.

     Темы предложены:
     Управлением координации исполнения социальной политики,
     префектурами Северо-Западного  и  Юго-Восточного административных
округов.

     2.3. Предприниматели Москвы. Социальный портрет.

     Тема предложена Управлением Мэра Москвы.

     2.4. Роль малого предпринимательства в стабилизации социальной  и
экономической  ситуации  в городе.  Оценка проблем предпринимательской
деятельности и  перспектив  ее  развития.  Мнение  предпринимателей  о
причинах,  сдерживающих  развитие  малого  бизнеса в городе,  о работе
органов исполнительной власти (федерального и городского уровня), ходе
реализации   Программы   Правительства   Москвы  по  поддержке  малого
предпринимательства. Отношение населения к малому предпринимательству,
его значению для нужд города, к частнопредпринимательской деятельности
по производству товаров народного потребления,  бытовому  обслуживанию
населения, в торговле.

     Тема предложена:
     Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства,
     префектурой Северо-Западного административного округа.

     2.5. Деятельность  Правительства  Москвы  в области регулирования
цен на различные виды товаров и услуг:
     2.5.1. Москвичи  о торговле и бытовом обслуживании (оценка режима
работы предприятий  сферы  потребительского  рынка,  где  предпочитают
делать  покупки продуктов и промышленных товаров,  как удовлетворяется
спрос в бытовых услугах,  оценка качества обслуживания,  устраивает ли
порядок мелкорозничной торговли).
     Обеспеченность (наличие  и  потребность)  населения  (в   разрезе
административных   округов)   предприятиями   торговли   и   массового
общественного питания,  предприятиями, оказывающими социально значимые
виды бытовых услуг).
     2.5.2. Отношение москвичей к развитию мелкорозничной торговли  на
улицах города,  к политике городской власти по упорядочению размещения
киосков,  палаток,  тележечно-лоточной  сети.  Мнение   москвичей   об
организации  торгового  обслуживания  в весенне-летний период в местах
организованного отдыха,  о торговле мороженым, квасом, создании летних
кафе.
     2.5.3. Удовлетворенность  спроса  москвичей  на  различные   виды
бытовых  услуг.  Доступность и причины отказа москвичей от пользования
ими    (высокие    цены,    удаленность    от    места     проживания,
неудовлетворенность качеством и др.).
     2.5.4. Москвичи и гости столицы о  работе  предприятий  массового
питания,  качестве  предлагаемых блюд,  об ассортименте,  о санитарном
состоянии.  Пользуются ли услугами общественного  питания  москвичи  и
гости  столицы  в  обеденное  время.  Доступны  ли цены.  Нуждаются ли
москвичи в диетическом питании.  Достаточно ли предприятий  питания  в
местах  проживания  москвичей (по административным округам),  по месту
работы или учебы,  устраивает ли реклама предприятий  питания.  Оценка
качества и культуры обслуживания на предприятиях быстрого обслуживания
(Макдоналдс, Русское бистро, Росинтер и др.)

     Тема предложена:
     Департаментом экономической политики и развития г. Москвы,
     Департаментом потребительского рынка и услуг,
     префектурами Северного    и   Северо-Западного   административных
округов.