ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СУЩЕСТВЕННОГО УЩЕРБА ОТРАСЛИ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ ПРИ СУБСИДИРОВАНИИ ИНОСТРАННЫМ ГОСУДАРСТВОМ (СОЮЗОМ ИНОСТРАННЫХ ГОСУДАРСТВ) ТОВАРОВ, ИМПОРТИРУЕМЫХ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ, И РАЗМЕРА СУБСИДИРОВАНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 16 февраля 1999 г. N 184 (НТЦС) В целях реализации статьи 13 Федерального закона "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" Правительство Российской Федерации постановляет: Утвердить прилагаемое Положение об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, и размера субсидирования. Председатель Правительства Российской Федерации Е. Примаков 16 февраля 1999 г. N 184 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 1999 года N 184 ПОЛОЖЕНИЕ об особенностях определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, и размера субсидирования 1. Настоящее Положение устанавливает особенности определения существенного ущерба или угрозы его причинения отрасли российской экономики в случае субсидирования иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию, а также особенности определения размера субсидирования в целях установления размеров компенсационных пошлин. 2. В настоящем Положении используются основные понятия, установленные Федеральным законом "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Порядок определения существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидировании иностранным государством (союзом иностранных государств) товаров, импортируемых в Российскую Федерацию 3. Определение существенного ущерба осуществляется в ходе расследования, проводимого Министерством торговли Российской Федерации, и основывается на результатах анализа: а) объемов импорта товара, при производстве или экспорте которого использовались субсидии иностранного государства (союза иностранных государств) (далее именуется - субсидируемый импорт); б) влияния субсидируемого импорта товара на цену аналогичного или непосредственно конкурирующего товара (далее именуется - аналогичный товар) на внутреннем рынке Российской Федерации; в) воздействия субсидируемого импорта товара на отрасль российской экономики. 4. При анализе объемов субсидируемого импорта товара определяется, имело ли место существенное увеличение субсидируемого импорта (в абсолютном и относительном выражении) по отношению к уровню производства или потребления аналогичного товара на внутреннем рынке Российской Федерации. 5. При анализе влияния субсидируемого импорта товара на цену аналогичного товара на внутреннем рынке Российской Федерации учитывается один из следующих факторов: а) были ли цены субсидируемого импортного товара существенно ниже цен аналогичного российского товара; б) привел ли субсидируемый импорт товара к значительному снижению цен на аналогичный российский товар на внутреннем рынке Российской Федерации либо препятствовал росту таких цен, который имел бы место в случае отсутствия субсидируемого импорта. 6. При анализе воздействия субсидируемого импорта товара на отрасль российской экономики определяются: а) фактически происшедшее или возможное сокращение объема продаж, прибыли, объемов производства, доли на рынке, производительности труда, доходов от инвестиций (капитальных вложений), коэффициента использования производственных мощностей; б) факторы, влияющие на цены на внутреннем рынке Российской Федерации; в) фактически происшедшее или возможное негативное воздействие субсидируемого импорта товара на движение денежных потоков, товарные запасы, уровень занятости и заработную плату, темпы роста производства, возможность увеличения оборотных средств и капитальных вложений в соответствующей отрасли российской экономики. При субсидируемом импорте сельскохозяйственных товаров необходимо также определить, привел ли субсидируемый импорт к необходимости расширения государственных программ поддержки производства аналогичных российских товаров. 7. Для принятия решения о наличии существенного ущерба отрасли российской экономики обязательным является положительное заключение по результатам анализа, определенного в пунктах 3, 4 и 5 настоящего Положения. При этом перечень факторов, оцениваемых при проведении такого анализа, может включать и другие показатели. 8. В случае если предметом расследования является субсидируемый импорт одного и того же товара из нескольких иностранных государств, то воздействие такого импорта на отрасль российской экономики оценивается на совокупной основе, если установлено, что: размер субсидии в каждой стране по данному товару составляет более одного процента его стоимости, а объем субсидируемого импорта из каждой страны в Российскую Федерацию составляет более трех процентов общего объема импорта такого товара в Российскую Федерацию; оценка существенного ущерба на совокупной основе допустима с учетом условий конкуренции между таким импортным товаром и условий конкуренции между импортным товаром и аналогичным российским товаром. 9. Министерство торговли Российской Федерации должно установить наличие или отсутствие причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики, определяемым при помощи показателей, предусмотренных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего Положения. Установление такой причинно-следственной связи должно основываться на анализе всей информации, имеющей отношение к расследованию. 10. При установлении причинно-следственной связи между субсидируемым импортом и существенным ущербом отрасли российской экономики должны учитываться и любые другие известные факторы, которые оказывали негативное воздействие на состояние отрасли российской экономики одновременно с субсидируемым импортом, включая: а) объем и цены несубсидируемого импортного аналогичного товара; б) изменение структуры потребления; в) последствия ограничительной торговой практики и конкуренции между иностранными и российскими производителями товара; г) изменение технологии производства; д) изменение экспортного потенциала российских производителей товара; е) изменение производительности труда в отрасли российской экономики. Существенный ущерб, причиняемый при наличии таких факторов, не должен учитываться при определении существенного ущерба, наносимого субсидируемым импортом. 11. Воздействие субсидируемого импорта должно оцениваться в отношении отрасли российской экономики, производящей аналогичный товар. Если выделить такую отрасль российской экономики на основании имеющейся статистической информации не представляется возможным, то воздействие субсидируемого импорта должно оцениваться в отношении отрасли российской экономики, производящей группу (возможно более узкую) товаров, включающую аналогичный товар, по которой имеется необходимая информация. Определение угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики при субсидируемом импорте 12. Определение угрозы существенного ущерба от субсидируемого импорта должно основываться на фактах, а не только на прогнозах, вероятностных оценках и предположениях. Возникновение ситуации, при которой субсидируемый импорт может в будущем повлечь существенный ущерб, должно быть очевидным и неотвратимым. 13. При определении угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики учитываются такие факторы, как: а) характер рассматриваемой субсидии (субсидий) и ее воздействие на торговлю; б) динамика роста субсидируемого импорта, свидетельствующая о реальной возможности его дальнейшего увеличения в будущем; в) наличие или очевидная неотвратимость увеличения экспортных возможностей иностранного экспортера, свидетельствующие о возможности увеличения субсидируемого импорта; г) осуществление субсидируемого импорта по ценам, которые будут оказывать подавляющий эффект или сдерживающее влияние на цены российских производителей товара, что может привести к дальнейшему увеличению спроса на субсидируемые импортные товары; д) негативное влияние на запасы товара, являющегося объектом расследования. Для принятия решения о наличии угрозы существенного ущерба отрасли российской экономики необходимо установление всех указанных факторов. При принятии такого решения могут учитываться также и другие показатели. Порядок определения размера субсидии на единицу товара 14. Для определения размера компенсационной пошлины, вводимой в целях нейтрализации неблагоприятных последствий субсидируемого импорта товара, рассчитывается размер субсидии иностранного государства (союза иностранных государств), приходящийся на единицу ввезенного в Российскую Федерацию указанного товара (тонну, кубический метр, штуку и др.). 15. При определении размера субсидии должны учитываться показатели, характеризующие инфляцию в соответствующем иностранном государстве (союзе иностранных государств), если темпы инфляции настолько высоки, что могут исказить полученные результаты. 16. Размер субсидии на единицу товара устанавливается исходя из размера расходов соответствующего иностранного государства (союза иностранных государств) на эти цели. 17. При определении размера субсидии на единицу товара стоимость такого товара рассчитывается как общая стоимость продаж юридического лица - получателя субсидии за 12 месяцев, которые предшествовали получению субсидии и по которым имеются необходимые данные. 18. При определении размера субсидии необходимо из общей суммы субсидии вычесть любой регистрационный сбор или другие расходы, понесенные для того, чтобы получить субсидию. 19. Если субсидия предоставляется не в отношении определенного количества произведенного, выпущенного, экспортированного или транспортированного товара, то расчет размера субсидии на единицу товара осуществляется путем деления общей суммы субсидии на объем производства, продаж или экспорта данного товара за период предоставления субсидии, при необходимости с учетом доли субсидируемого импортируемого товара в общем объеме производства, продаж или экспорта. 20. Если субсидия связана с развитием или приобретением основных фондов, то размер субсидии рассчитывается путем распределения субсидии на средний срок амортизации таких основных фондов в рассматриваемой отрасли экономики в соответствующем иностранном государстве (союзе иностранных государств). В расчет размера субсидии на единицу товара включаются также те субсидии, которые предоставлялись на приобретение основных фондов до начала периода, охватываемого расследованием, но срок амортизации которых еще не истек. 21. При определении размера субсидии в случае, если величина субсидии, предоставляемой в различные периоды времени или на различные цели для одного и того же товара различна, могут быть применены средневзвешенные показатели размера субсидии по объему производства, продаж или экспорта. 22. При предоставлении субсидии в форме налоговых льгот стоимость товара рассчитывается из расчета общей стоимости его продаж за последние 12 месяцев, в течение которых применялись налоговые льготы. 23. Субсидии, предоставленные в течение года разными субсидирующими органами и (или) для выполнения разных программ, должны суммироваться. |