О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА. Распоряжение. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 11.02.99 01-14/172

                О ПРИМЕНЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ
                 ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ

                          11 февраля 1999 г.
                             N 01-14/172

                                (НЦПИ)


     С целью  упорядочения  применения  мер по организации таможенного
досмотра  в  отношении  отдельных  видов  товаров,  ввозимых   мелкими
партиями  в  смешанном  виде  в  одной  упаковке либо в одном грузовом
месте, обязываю:
     1. Утвердить Методические рекомендации по организации таможенного
досмотра отдельных видов товаров (прилагается).
     2. Региональные   таможенные   управления  и  таможни  на  основе
указанных Методических рекомендаций разработать технологические  схемы
проведения  таможенного  досмотра  отдельных  видов товаров,  ввозимых
различными видами транспорта.
     3. Контроль  за  разработкой  и утверждением технологических схем
проведения  таможенного  досмотра  возложить  на  первых  заместителей
начальников региональных таможенных управлений и таможен.
     4. Контроль за исполнением настоящего  распоряжения  осуществлять
Управлению организации таможенной службы (С.М. Беков).

Заместитель председателя Комитета,
генерал-лейтенант таможенной службы
                                                         О.Н. СВИРИДОВ
11 февраля 1999 г.
N 01-14/172


                                                            Приложение

                                             к распоряжению ГТК России
                                               от 11 февраля 1999 года
                                                           N 01-14/172

               МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ
             ТАМОЖЕННОГО ДОСМОТРА ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ТОВАРОВ

     Данные методические   рекомендации   по  организации  таможенного
досмотра  разработаны  для  применения  в  отношении   мелкопартионных
товаров  (50  и более кг),  перемещаемых в одном грузовом месте либо в
одной упаковке в количестве 2-х и более наименований товаров  широкого
потребления (обувь,  одежда, предметы домашнего обихода, галантерейные
изделия,  ткани и т.п.) и ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации  различными  видами  транспорта.  Методические  рекомендации
имеют целью определение последовательности действий уполномоченных  на
то   сотрудников   таможенных  органов  при  производстве  таможенного
оформления  и  таможенного  контроля  за  отдельными  видами  товаров,
ввозимых  и  помещаемых  на таможенной территории Российской Федерации
под режим выпуска для свободного обращения.

                          1. Общие положения

     1.1. Таможенный досмотр -  одна  из  форм  таможенного  контроля,
заключающаяся  в  прямой  и  непосредственной проверке товаров с целью
определения  законности  их  перемещения  через   таможенную   границу
Российской Федерации и соответствия того, что заявляется установленным
ГТК  России  порядком,  тому,   что   предъявляется   фактически   для
таможенного контроля.
     1.2. Таможенный  досмотр  организуется  в  местах  на  специально
оборудованных площадях в выделенных зонах таможенного контроля,  как в
условиях  пунктов  пропуска,  так  и  СВХ,  расположенных  в  регионах
деятельности таможен.
     1.3. Таможенный досмотр организуется  путем  вскрытия  всех  либо
выборочно  грузовых  мест  (упаковки)  и  визуальным  контролированием
содержимого.  В  определенных  случаях  может   организовываться   без
вскрытия  грузовых  мест  (упаковки)  с применением специальных ТСТК и
иных средств.
     1.4. При     проведении    таможенного    досмотра    присутствие
товаровладельца   или   лица,   им   уполномоченного   (подтверждается
доверенностью, оформленной установленным порядком), обязательно.
     1.5. Исполнение требований уполномоченных на то  должностных  лиц
таможенного   органа   относительно  вскрытия  упаковки,  предъявления
товаров к досмотру, взвешивания, взятие для экспертизы проб и образцов
товаров,  переупаковки  и других вспомогательных операций возложено на
товаровладельца или лицо, им уполномоченное.

      2. Технология и техника производства таможенного досмотра

     2.1. Таможенный   досмотр   определенных   наименований   товаров
проводится  уполномоченными  на  то  должностными  лицами  таможенного
органа, как правило, одновременно или после декларирования.
     2.2. Таможенный   досмотр   такого   рода  товаров  по  характеру
разделяется:
     - на планово - технологический;
     - целевой;
     - операционный.
     Таможенный досмотр  может  быть   выборочным   и   100-процентным
(сплошным).
-------------------------------
     Примечание. Руководству   таможенных   органов  необходимо  уметь
правильно организовать работу по досмотру с учетом характера и объемов
товаров и специфики их перевозки.

     2.3. Планово   -   технологический  досмотр  является  фрагментом
обычного повседневного процесса таможенного оформления  и  таможенного
контроля  за  товарами,  ввозимыми на таможенную территорию Российской
Федерации  небольшими  партиями  (до   150   кг),   и   осуществляется
действующими сотрудниками структурного подразделения (ОТО и ТК).
     Досмотр может организовываться на линиях таможенного контроля  на
специальных  площадях  в  зонах таможенного контроля непосредственно в
пунктах пропуска с применением ТСТК и малых поисковых средств, весов и
с   использованием   методов   "визуальной  проверки"  и  "тактильного
контакта" с подконтрольными объектами.
     Целью действий сотрудника является определение:
     - количества, и, в необходимых случаях, качества товаров;
     - наименований товаров, включая их субъективные характеристики;
     - таможенной стоимости товаров.
     Результатом действий   сотрудника  является  принятие  одного  из
решений:
     "Выпуск разрешен" или
     "Выпуск запрещен".
     2.4. Целевой   досмотр   является   хотя  и  фрагментом  обычного
повседневного процесса таможенного оформления и  таможенного  контроля
за  товарами,  но  имеет  основной  своей  целью  выявление  следующих
товаров:
     - запрещенных   к   ввозу  на  таможенную  территорию  Российской
Федерации;
     - требующих  специальных  разрешений иных государственных органов
на ввоз на территорию Российской Федерации (карантинных  служб,  служб
сертификации и т.д.);
     - ограниченных  к  ввозу  на  таможенную  территорию   Российской
Федерации,  а  также  не поименованных в примечании к п.  1 настоящего
распоряжения.
     Целевой досмотр    организуется,   как   правило,   руководителем
структурного подразделения (ОТО и  ТК)  и  проводится  на  специальных
площадях,  обычно  на  СВХ,  оборудованных  рентгенотехникой  и  иными
техническими  средствами  таможенного  контроля,  приспособленными   к
работе в режиме движения непрерывного потока больших партий товаров.
     Как правило,    целевой    досмотр    производится   сотрудниками
структурного подразделения ОТО и  ТК  (двумя  и  более)  по  поручению
установленной  формы  (приложение  1  -  не приводится).  По окончании
досмотра руководитель структурного подразделения ОТО  и  ТК  принимает
одно из решений, а именно:
     - "Выпуск разрешен" (если не имеется замечаний по товару) или
     - "Выпуск   запрещен"   (если   обнаружены   объекты,   требующие
дальнейших действий подконтрольных лиц и таможни).
----------------------
     Примечание. Предварительное (в момент помещения товаров на СВХ до
подачи  ГТД)  выявление,  локализация  товаров  перечисленных   групп,
установление  владельца товаров носит превентивный характер и не может
расцениваться как начало процесса таможенного досмотра.

     Дальнейшие действия  сотрудника  в  таком  случае   должны   быть
следующие:
     1. Зафиксировать путем составления Акта таможенного досмотра факт
наличия таких товаров (приложение 2 - не приводится).
     2. Предложить  товаровладельцу  оформить   товары   установленным
порядком.
     3. Принять   меры   по   обеспечению   изолированного    хранения
обнаруженных товаров,  исключающего доступ к ним и несанкционированное
распоряжение.
     4. Письменно    доложить    непосредственному    руководителю   о
результатах досмотра и принятых мерах.

     2.5. Операционный   досмотр   является   хорошо    организованной
операцией,  применяемой в отношении всей партии товаров, предъявляемой
к контролю с целью установления достоверности сведений,  заявленных  о
товарах  в  ГТД,  по  сравнению  с  их  фактическими  количественными,
качественными,  стоимостными и т.д.  характеристиками, в том числе при
перемещении товаров в больших объемах.
     Досмотр производится  специально  созданной  группой  сотрудников
(группа специальных таможенных операций,  далее - ГСТО).  Состав  ГСТО
создается,  как  правило,  на период проведения операций и оформляется
простым распоряжением по таможенному органу,  подписанным  начальником
таможни (или первым заместителем начальника таможни,  или заместителем
начальника таможни  по  борьбе  с  таможенными  правонарушениями,  или
заместителем   начальника   таможни   по  экономическим  вопросам),  и
формируется   из   сотрудников   разных   структурных    подразделений
таможенного   органа   с   обязательным   включением  работников  ОСБ.
Руководителю ГСТО ставится круг конкретных задач, а именно:
     - установление веса товаров;
     - установление количества товаров;
     - определение наименований каждого вида товара;
     - сортировка товаров по наименованиям;
     - составление описей товаров.
     Досмотр организуется  на  специально отведенных и приспособленных
для такого  вида  работ  площадях,  имеющих  статус  зоны  таможенного
контроля.
-------------------------
     Примечание. Со    стороны    товаровладельца    или    лица,   им
уполномоченного, также должны быть проведены следующие организационные
мероприятия:
     1) Приказом  закреплено   ответственное   лицо,   отвечающее   за
предъявление  товара  к  контролю  и  участвующее при составлении акта
таможенного досмотра,  а также организующее выполнение вспомогательных
операций.
     2) Выделен необходимый состав рабочих,  обеспечивающих выполнение
вспомогательных   операций   (разупаковка,  предъявление  к  контролю,
упаковка).
     3) Определено место, где данная работа будет выполняться.

     В целях   установления   стоимости,   кода   товаров,  страны  их
происхождения в процесс  досмотра  могут  привлекаться  сотрудники  из
других подразделений таможни и иных компетентных органов,  в том числе
отбираться по установленному порядку пробы и образцы товаров.
     Результатом действий  ГСТО  является составление Акта таможенного
досмотра (далее - Акт) - см. приложение 2.
     Акт составляется  не менее чем в трех экземплярах и подписывается
всеми  сторонами,  участвующими  и  присутствующими  при  производстве
досмотра     (сотрудниками     таможни,     присутствующими    лицами,
товаровладельцем либо лицом,  им уполномоченным).  Кроме того,  каждый
лист многостраничного Акта должен быть подписан руководителем группы и
товаровладельцем или лицом, им уполномоченным.
     Акт является неотъемлемой частью пакета документов,  отнесенных к
проведению  досмотра.  Копия  Акта  выдается на руки владельцу товаров
либо доверенному лицу под роспись.
--------------------------------
     Примечание. В случае отказа  контролируемой  стороны  от  подписи
Акта  таможенного  досмотра  об этом делается специальная запись:  "От
подписи отказался  в  присутствии  таких-то  сотрудников  (пограничной
службы, карантина растений и т.п.)".
     Данная запись   заверяется   представителями   указанных   служб,
работающих в пункте  пропуска  и  не  заинтересованных  в  результатах
досмотра.   В  таком  случае  контролируемая  сторона  лишается  права
получить экземпляр Акта на руки.

     После выполнения круга задач руководитель  ГСТО  обязан  доложить
рапортом на имя начальника таможни об окончании работы и приложить все
полученные в результате досмотра материалы,  включая  Акт  таможенного
досмотра. Одна копия Акта сдается в ОТО и ТК.
     Начальник таможни (или заместитель начальника таможни, курирующий
досмотр)  обязан  принять  письменное  решение  о  дальнейшем  порядке
действий в отношении товаров и документов на них.
     В случае задержания товаров руководитель ГСТО обязан:
     1. Обеспечить наложение  таможенных  обеспечений  на  всю  партию
товаров;
     2. Принять  меры  по  обеспечению  изолированного  хранения  всей
партии   товаров,   исключающего   доступ  к  ним  посторонних  лиц  и
несанкционированное распоряжение ими.
     3. Контролировать  ситуацию  с  товаром до передачи установленным
порядком под ответственность иным должностным лицам.

                         3. Методики контроля

     3.1. Определение  при  досмотре  количества  перевозимых  товаров
такого   рода   осуществляется   путем   пересчета  предметов  каждого
наименования.
     3.2. Определение    таможенной    стоимости    ввозимых   товаров
производится   одновременно   с   определением   количества   товаров,
разложенных   по   наименованиям,   с   привлечением  специалистов  по
таможенной стоимости из других подразделений  таможенных  органов  или
иных государственных ведомств (например, ТПП).
----------------------
     Примечание. При  этом  можно приблизительно установить таможенную
стоимость более простым способом.
     Например, если  партия  такого  рода товара состоит из 1000 мест,
то,  досмотрев 10 мест,  можно  определить  приблизительно  таможенную
стоимость всей партии. Методика следующая:
     1) Наименование и количество контролируется визуально.
     2) Качество  определяется также визуально,  зачастую путем отбора
проб или приглашением на место эксперта.
     3) Оценка    досмотренного   товара   определяется   с   участием
специалиста.
     4) Среднестатистическая стоимость легко вычисляется по формуле:

           ДОСМОТРЕННЫЕ МЕСТА (Д)     ОБЩЕЕ КОЛИЧ. МЕСТ (О)
           ----------------------  =  ---------------------
            ТАМОЖЕННАЯ СТОИМОСТЬ      (ОБЩАЯ СТОИМОСТЬ) X?
            ДОСМОТРЕНО ТОВАРА (Т)

                                 Т х О
                             Х = ------.
                                   Д

     3.3. Вес перевозимых такого рода  товаров  устанавливается  путем
взвешивания   на   весах   конкретных  мест,  отобранных  по  принципу
выборочности.
----------------------------
     Примечание. При  этом  можно  приблизительно  установить  весовые
характеристики всей партии товара более простым способом.
     Например, если партия такого рода товара состоит  из  1000  мест,
то,   взвесив   10   мест,  можно  приблизительно  определить  весовые
характеристики всей партии товара.

          ВЗВЕШЕННЫЕ МЕСТА (ВМ)   ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО МЕСТ (О)
          --------------------- = -------------------------
                ВЕС в кг (В)                 Х (ВЕС?)

                             (В) в кг х О
                          X = ------------.
                                  ВМ

                      4. Ответственность сторон

     4.1. Согласно ст.  107 Таможенного кодекса  Российской  Федерации
продолжительность стоянки транспортных средств определяется таможенным
органом Российской Федерации совместно с перевозчиком и не может  быть
сокращена  в  ущерб  осуществлению  таможенного контроля и таможенного
оформления.  В случае  возникновения  необходимости  досмотра  товаров
такого   рода   в   более   продолжительное   время,   чем  определено
согласованным  временем,  товар  должен  быть  снят  с   транспортного
средства  и  помещен  на  приграничный  склад  временного хранения для
оформления (или заведения дел о НТП).
     Расходы, возникшие  у  перевозчика,  в  связи с перевозкой данных
товаров таможенными органами не возмещаются.
     4.2. Началом  досмотра  товаров  является  предъявление  на линию
контроля,  расположенную в зоне таможенного контроля,  хотя бы  одного
места  из  всей  партии  товара или прибытие контролируемого товара на
территорию, имеющую статус зоны таможенного контроля, где производится
досмотр.
     4.3. Сотрудники  таможенного  органа  вправе  проводить   досмотр
товаров в отсутствие декларанта,  иных лиц,  обладающих полномочиями в
отношении товаров,  и их представителей  в  соответствии  со  ст.  196
Таможенного   кодекса   Российской   Федерации   и  п.  2.4  настоящих
Методических рекомендаций.
     4.4. При   проведении   таможенного   досмотра   не   допускается
причинение неправомерного вреда товарам.  Таможенные органы Российской
Федерации   и   сотрудники,   причинившие  неправомерный  вред,  несут
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.  Вред,  причиненный правомерными действиями должностных лиц
таможенных органов Российской Федерации, возмещению не подлежит.
     4.5. За   неправомерные   решения,   действия   или   бездействие
сотрудники и работники таможенных органов Российской  Федерации  несут
дисциплинарную, административную, уголовную или иную ответственность в
соответствии с законодательством Российской Федерации.