ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Рекомендации. Совет при Президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия. 11.02.99

             ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ И СРЕДСТВ
       МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                             РЕКОМЕНДАЦИИ

   СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОСУДИЯ

                          11 февраля 1999 г.


                             (ВВАС 99-7)


     Любые социальные  реформы,  в  том  числе   и   судебно-правовая,
нуждаются   в   информационном  обеспечении  и  поддержке  со  стороны
свободной прессы.  В то же время подлинная свобода массовой информации
предполагает наличие надежных гарантий судебной защиты.
     В последнее время судебная информация и судебный  репортаж  стали
чаще   появляться   на   страницах   газет  и  журналов,  в  радио-  и
телепередачах.  Под эгидой Совета судей  России,  Верховного,  Высшего
Арбитражного    и   Конституционного   судов   Российской   Федерации,
Московского клуба юристов создана  Гильдия  судебных  репортеров.  При
поддержке   Российского  фонда  правовых  реформ  учреждено  Агентство
судебной информации,  которое издает  ежемесячное  Обозрение  судебных
новостей для журналистов и юристов.
     Возросло внимание к  проблеме  освещения  деятельности  судов  со
стороны иных объединений журналистов. Плодотворную деятельность в этом
направлении осуществляет Фонд защиты гласности.
     Заслуживает также внимания опыт Судебной палаты по информационным
спорам при Президенте Российской Федерации по  укреплению  правовых  и
нравственных     начал    отечественной    журналистики.    Достаточно
распространенной стала практика обращений федеральных судей в Судебную
палату   за  экспертными  заключениями,  необходимыми  для  разрешения
конкретных споров с участием СМИ.
     Федеральные судьи   делают   определенные   шаги  по  налаживанию
взаимодействия  со  СМИ.  Достаточно   часты   выступления   судей   в
центральных и региональных СМИ, выпущены информационное письмо Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации "О  некоторых  вопросах  работы
арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами
массовой информации",  а также  Рекомендации  Высшей  квалификационной
коллегии  судей  Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений
журналистов.
     После вступления  в  силу  в  начале  1992 года Закона Российской
Федерации "О средствах массовой информации" Пленумом  Верховного  Суда
Российской Федерации были приняты два постановления, касающиеся данной
проблемы,  - от 18  августа  1992  г.  N  11  "О  некоторых  вопросах,
возникших  при  рассмотрении  судами  дел о защите чести и достоинства
граждан,   а  также  деловой репутации граждан и юридических лиц" и от
20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства
о компенсации морального вреда".  В указанных постановлениях были даны
разъяснения  по  ряду  вопросов,  возникших  у судов в ходе разрешения
споров о защите чести  и  достоинства,  в  том  числе  и  по  искам  к
средствам массовой информации.  Впоследствии в указанные постановления
несколько  раз  вносились  изменения  и  дополнения,  что  диктовалось
изменением действующего законодательства.
     И тем не менее,  несмотря на все предпринятые до  сих  пор  шаги,
уровень  взаимодействия  судебной  власти  и СМИ пока не соответствует
потребностям общества.  Между  судьями  и  журналистами  зачастую  нет
взаимопонимания,  складываются  настороженные,  а иногда и конфликтные
отношения. С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к
информационной закрытости,   а   с  другой  -  наличием  поверхностных
криминальных репортажей,  вытесняющих с  газетных  полос  и  из  эфира
серьезные  материалы,  ориентированные  на анализ вопросов правосудия,
развития гражданского оборота, состояния и причин преступности.
     Непрозрачность работы судов для СМИ и граждан,  которые не всегда
могут  оперативно  и  беспрепятственно  ознакомиться  с  решениями   и
приговорами,   вынесенными  и  публично  провозглашенными  в  судебном
заседании,  нарушает важные  конституционные  принципы  публичности  и
гласности правосудия.
     Проведенное фондом  защиты   гласности   исследование   "Средства
массовой  информации  и  судебная  власть"  выявило ряд обстоятельств,
затрудняющих конструктивное взаимодействие судов  и  СМИ,  подтвердило
вывод о неутешительном положении дел в этой сфере.
     Сложившаяся ситуация  негативно  сказывается   на   эффективности
функционирования  судебной власти,  уровне доверия к ней населения,  в
связи с чем требуется проведение масштабных и неотложных  мероприятий,
направленных  как  на  повышение правовой культуры журналистов,  так и
преодоление предубеждения судей к журналистам.  Это способствовало  бы
повышению  престижа  судебной  власти,  а  также  укреплению  гарантий
свободы массовой информации и законности в информационной сфере.
     В целях решения указанных задач Совет рекомендует:
     1. Совету судей Российской  Федерации,  советам  судей  субъектов
Российской Федерации:
     в своей деятельности уделять больше внимания взаимодействию судей
и   журналистов,   периодически   заслушивать  эти  вопросы  на  своих
заседаниях;
     проводить регулярный    анализ   материалов   о   работе   судов,
публикуемых в центральных и местных СМИ;
     поощрять тех авторов, материалы которых глубоко отражают судебную
деятельность (учреждение премий, проведение конкурсов и т.п.
     2. Верховному  Суду  Российской  Федерации и Высшему Арбитражному
Суду Российской Федерации:
     провести дополнительное  обобщение судебной практики,  касающейся
проблем взаимодействия судов и  СМИ,  и  в  случае  выявления  спорных
моментов,  возникающих  у  судов  при  рассмотрении  дел,  связанных с
деятельностью СМИ, дать соответствующие разъяснения;
     подготовить рекомендации  по  обеспечению  доступа  журналистов к
судебной информации,  порядку ведения записей,  фото- и видеосъемки  в
залах  судебных  заседаний  и  по другим конкретным вопросам освещения
судебной деятельности в СМИ  (совместно  с  Советом  судей  Российской
Федерации);
     рассмотреть возможность включения в программы учебных  заведений,
осуществляющих  обучение  и  повышение квалификации судей,  спецкурсов
(факультативов,  семинаров и т.п.) по проблемам взаимодействия судов и
СМИ.
     3. Председателям Верховного Суда  Российской  Федерации,  Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации,  федеральных арбитражных судов
округов,  судов  общей  юрисдикции  и  арбитражных   судов   субъектов
Российской Федерации:
     рассмотреть вопрос о создании пресс-служб судов,  непосредственно
подчиненных  председателям  соответствующих судов или их заместителям,
на   которые   возложить   исполнение   перечисленных    выше    задач
взаимодействия со СМИ;
     практиковать создание при соответствующих  судах  пресс-служб,  в
том числе действующих на общественных началах.
     4. Федеральным судьям:
     активнее использовать  предоставленные  законодательством  о  СМИ
формы реагирования (опровержение,  ответ  и  т.п.)  на  публикации,  в
которых     деятельность    судов    освещается    необъективно    или
недобросовестно;
     при рассмотрении конкретных дел, связанных с деятельностью СМИ, в
необходимых  случаях  назначать  экспертизу,  привлекая   в   качестве
экспертных  учреждений  в  том  числе и профессиональные журналистские
организации,  а также Судебную палату  по  информационным  спорам  при
Президенте Российской Федерации.
     5. Союзу журналистов  России,  другим  общественным  объединениям
журналистов  создать секции (группы) или иные объединения журналистов,
специализирующихся в области освещения судебной деятельности.
     6. Руководителям СМИ:
     рассмотреть вопрос  о  создании  постоянных   рубрик   (передач),
посвященных   деятельности   судов  и  органов  судейского  сообщества
Российской Федерации;
     ввести в практику публикацию отдельных приговоров и иных судебных
решений,  а также шире публиковать судебную статистику, сопровождая ее
квалифицированным комментарием.
     7. Журналистам, освещающим в СМИ судебную деятельность, тщательно
проверять  публикуемую  информацию,  не  допускать  искажения фактов и
неверных ссылок на законодательство и  судебные  решения.  В  случаях,
когда  речь  идет  о  юридически  значимой информации,  предварительно
интересоваться мнением специалистов.
     8. Руководителям издательств, выпускающих юридическую литературу,
по возможности наладить издание справочной юридической литературы  для
работников СМИ и правозащитных организаций.


Одобрены на заседании Совета 11 февраля 1999 г.