ОБ УЛУЧШЕНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУДОВ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОСВЕЩЕНИИ СУДЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕКОМЕНДАЦИИ СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ВОПРОСАМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОСУДИЯ 11 февраля 1999 г. (ВВАС 99-7) Любые социальные реформы, в том числе и судебно-правовая, нуждаются в информационном обеспечении и поддержке со стороны свободной прессы. В то же время подлинная свобода массовой информации предполагает наличие надежных гарантий судебной защиты. В последнее время судебная информация и судебный репортаж стали чаще появляться на страницах газет и журналов, в радио- и телепередачах. Под эгидой Совета судей России, Верховного, Высшего Арбитражного и Конституционного судов Российской Федерации, Московского клуба юристов создана Гильдия судебных репортеров. При поддержке Российского фонда правовых реформ учреждено Агентство судебной информации, которое издает ежемесячное Обозрение судебных новостей для журналистов и юристов. Возросло внимание к проблеме освещения деятельности судов со стороны иных объединений журналистов. Плодотворную деятельность в этом направлении осуществляет Фонд защиты гласности. Заслуживает также внимания опыт Судебной палаты по информационным спорам при Президенте Российской Федерации по укреплению правовых и нравственных начал отечественной журналистики. Достаточно распространенной стала практика обращений федеральных судей в Судебную палату за экспертными заключениями, необходимыми для разрешения конкретных споров с участием СМИ. Федеральные судьи делают определенные шаги по налаживанию взаимодействия со СМИ. Достаточно часты выступления судей в центральных и региональных СМИ, выпущены информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах работы арбитражных судов Российской Федерации по взаимодействию со средствами массовой информации", а также Рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о порядке рассмотрения обращений журналистов. После вступления в силу в начале 1992 года Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" Пленумом Верховного Суда Российской Федерации были приняты два постановления, касающиеся данной проблемы, - от 18 августа 1992 г. N 11 "О некоторых вопросах, возникших при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц" и от 20 декабря 1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". В указанных постановлениях были даны разъяснения по ряду вопросов, возникших у судов в ходе разрешения споров о защите чести и достоинства, в том числе и по искам к средствам массовой информации. Впоследствии в указанные постановления несколько раз вносились изменения и дополнения, что диктовалось изменением действующего законодательства. И тем не менее, несмотря на все предпринятые до сих пор шаги, уровень взаимодействия судебной власти и СМИ пока не соответствует потребностям общества. Между судьями и журналистами зачастую нет взаимопонимания, складываются настороженные, а иногда и конфликтные отношения. С одной стороны, это объясняется позицией судов, склонных к информационной закрытости, а с другой - наличием поверхностных криминальных репортажей, вытесняющих с газетных полос и из эфира серьезные материалы, ориентированные на анализ вопросов правосудия, развития гражданского оборота, состояния и причин преступности. Непрозрачность работы судов для СМИ и граждан, которые не всегда могут оперативно и беспрепятственно ознакомиться с решениями и приговорами, вынесенными и публично провозглашенными в судебном заседании, нарушает важные конституционные принципы публичности и гласности правосудия. Проведенное фондом защиты гласности исследование "Средства массовой информации и судебная власть" выявило ряд обстоятельств, затрудняющих конструктивное взаимодействие судов и СМИ, подтвердило вывод о неутешительном положении дел в этой сфере. Сложившаяся ситуация негативно сказывается на эффективности функционирования судебной власти, уровне доверия к ней населения, в связи с чем требуется проведение масштабных и неотложных мероприятий, направленных как на повышение правовой культуры журналистов, так и преодоление предубеждения судей к журналистам. Это способствовало бы повышению престижа судебной власти, а также укреплению гарантий свободы массовой информации и законности в информационной сфере. В целях решения указанных задач Совет рекомендует: 1. Совету судей Российской Федерации, советам судей субъектов Российской Федерации: в своей деятельности уделять больше внимания взаимодействию судей и журналистов, периодически заслушивать эти вопросы на своих заседаниях; проводить регулярный анализ материалов о работе судов, публикуемых в центральных и местных СМИ; поощрять тех авторов, материалы которых глубоко отражают судебную деятельность (учреждение премий, проведение конкурсов и т.п. 2. Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации: провести дополнительное обобщение судебной практики, касающейся проблем взаимодействия судов и СМИ, и в случае выявления спорных моментов, возникающих у судов при рассмотрении дел, связанных с деятельностью СМИ, дать соответствующие разъяснения; подготовить рекомендации по обеспечению доступа журналистов к судебной информации, порядку ведения записей, фото- и видеосъемки в залах судебных заседаний и по другим конкретным вопросам освещения судебной деятельности в СМИ (совместно с Советом судей Российской Федерации); рассмотреть возможность включения в программы учебных заведений, осуществляющих обучение и повышение квалификации судей, спецкурсов (факультативов, семинаров и т.п.) по проблемам взаимодействия судов и СМИ. 3. Председателям Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, федеральных арбитражных судов округов, судов общей юрисдикции и арбитражных судов субъектов Российской Федерации: рассмотреть вопрос о создании пресс-служб судов, непосредственно подчиненных председателям соответствующих судов или их заместителям, на которые возложить исполнение перечисленных выше задач взаимодействия со СМИ; практиковать создание при соответствующих судах пресс-служб, в том числе действующих на общественных началах. 4. Федеральным судьям: активнее использовать предоставленные законодательством о СМИ формы реагирования (опровержение, ответ и т.п.) на публикации, в которых деятельность судов освещается необъективно или недобросовестно; при рассмотрении конкретных дел, связанных с деятельностью СМИ, в необходимых случаях назначать экспертизу, привлекая в качестве экспертных учреждений в том числе и профессиональные журналистские организации, а также Судебную палату по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. 5. Союзу журналистов России, другим общественным объединениям журналистов создать секции (группы) или иные объединения журналистов, специализирующихся в области освещения судебной деятельности. 6. Руководителям СМИ: рассмотреть вопрос о создании постоянных рубрик (передач), посвященных деятельности судов и органов судейского сообщества Российской Федерации; ввести в практику публикацию отдельных приговоров и иных судебных решений, а также шире публиковать судебную статистику, сопровождая ее квалифицированным комментарием. 7. Журналистам, освещающим в СМИ судебную деятельность, тщательно проверять публикуемую информацию, не допускать искажения фактов и неверных ссылок на законодательство и судебные решения. В случаях, когда речь идет о юридически значимой информации, предварительно интересоваться мнением специалистов. 8. Руководителям издательств, выпускающих юридическую литературу, по возможности наладить издание справочной юридической литературы для работников СМИ и правозащитных организаций. Одобрены на заседании Совета 11 февраля 1999 г. |