МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ЧАСТНЫХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА НА ВНУТРЕННИХ ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Методика. Государственная речная судоходная инспекция РФ. 22.01.99

                       МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
                 ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              СУДОВЛАДЕЛЬЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ
           И ЧАСТНЫХ СУДОВЛАДЕЛЬЦЕВ ПО ВОПРОСАМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
                БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА НА ВНУТРЕННИХ
                  ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                              МЕТОДИКА

            ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЧНАЯ СУДОХОДНАЯ ИНСПЕКЦИЯ РФ

                          22 января 1999 г.


                                (НЦПИ)



                                                             Утверждаю
                                                             Начальник
                                                Государственной речной
                                                  судоходной инспекции
                                                  Российской Федерации
                                                           М.А. БЕЛЯЕВ
                                                              22.01.99


                          I. Общие положения

     Настоящее Методическое  руководство  (в  дальнейшем  Руководство)
предназначено  для  работников   Государственных   речных   судоходных
инспекций  бассейнов  и  содержит основные рекомендации,  определяющие
единый   системный   порядок   проверки   соблюдения   судовладельцами
требований в области обеспечения безопасности судоходства.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от  26.04.97  N
501   Минтрансу   России   предоставлено   право  проведения  проверки
соблюдения юридическими и  физическими  лицами  требований  в  области
обеспечения безопасности судоходства.
     Минтранс РФ  делегировал   это   право   Государственной   речной
судоходной инспекции Российской Федерации,  являющейся самостоятельным
структурным учреждением, подведомственным данному Министерству.
     Проверка органами      судоходного      надзора      деятельности
судовладельческих предприятий,  организаций и  частных  судовладельцев
является  составной  частью  комплекса  мер по контролю за выполнением
судовладельцами  и   экипажами   судов   нормативно   -   правовых   и
распорядительных документов, регламентирующих безопасность судоходства
на внутренних водных путях Российской Федерации.
     Проверки проводятся в навигационный и в межнавигационный периоды,
они  могут  быть  плановыми  и   внеочередными,   общебассейновыми   и
локальными.
     Общебассейновые (в   т.ч.    целевые)    проверки    предприятий,
находящихся  в  границах  бассейна,  возглавляются руководителями ГРСИ
бассейна,  а  локальные  проверки  судовладельцев,  дислоцирующихся  в
пределах деятельности линейного отдела, - начальниками этих отделов.
     Все проверки предприятий и организаций проводятся  комиссионно  с
участием полномочного представителя судовладельца.

                          II. Цель проверки

     Оценить степень    готовности   судовладельческого   предприятия,
организации, частного судовладельца к обеспечению безопасного плавания
приписного флота.
     Определить уровень    выполнения    судовладельцами    требований
нормативно  -  правовых  актов,  приказов и распоряжений Минтранса РФ,
предписаний  органов  судоходного  надзора  по  вопросам  безопасности
плавания судов.
     Ознакомиться с постановкой организаторской работы  в  предприятии
по предупреждению транспортных происшествий с приписными судами.
     Оказать по   результатам   проверки   необходимую    методическую
профессиональную    помощь    судовладельцам   в   области   повышения
безопасности судоходства.

                 III. Организация проведения проверки

     Проверки деятельности судовладельческих предприятий  производятся
в  соответствии с квартальными планами работы управления ГРСИ бассейна
и линейных отделов.
     Перечень предприятий    и    время   их   проверки   определяются
руководителями указанных выше подразделений.
     Основанием для  выбора  проверяемых  предприятий  является анализ
состояния   аварийности   в   бассейне   и   деятельности   конкретных
судовладельческих   предприятий  в  области  обеспечения  безопасности
плавания приписного флота за прошедшие 2 года.
     Количество ежегодных   проверок  судовладельцев  следует  считать
оптимальным в пределах 4 - 6  процентов  от  общего  количества  таких
предприятий в бассейне (границах линейного отдела).
     При проведении     комиссионных     общебассейновых      проверок
судовладельческих   структур   могут  участвовать  специалисты  других
контрольно - надзорных органов  (РРР,  ГБУВПиС,  РТИ  и  др.).  Каждая
проверка    должна    осуществляться    на   основании   утвержденного
руководителем ГРСИ бассейна или линейного отдела  плана  -  задания  с
определением перечня основных направлений проверки,  ответственных лиц
и сроков выполнения этой работы.
     О предстоящей  проверке  своевременно  информируется  руководство
соответствующего судовладельческого предприятия, организации.
     Комиссионным проверкам в первую очередь подлежат те предприятия и
организации,  суда которых допустили  аварии,  серьезные  транспортные
происшествия  (особенно  с  пассажирским  и  нефтеналивным  флотом)  и
многочисленные нарушения в области безопасности судоходства.
     Одновременно с     проверкой     деятельности     управленческого
административного звена должен производиться контрольный осмотр  судов
этого  предприятия  в соответствии с инструкцией "О порядке проведения
осмотров судов работниками ГРСИ РФ".

       IV. Перечень подлежащих документальной проверке основных
           направлений деятельности судовладельческого предприятия
           в области обеспечения безопасности плавания судов:

     - наличие  соответствующей лицензии на осуществление транспортной
деятельности предприятия, сроки ее действия;
     - выполнение  предприятием  лицензионных  требований  по вопросам
обеспечения безопасности судоходства;
     - назначение  в  составе  управления  предприятия  исполнительных
руководителей и специалистов,  отвечающих за обеспечение  безопасности
плавания  судов  предприятия.  Прохождение  этими  должностными лицами
аттестации с оформлением соответствующих документов (Приказ  Минтранса
РФ и Минтруда РФ N 13/11 от 11.03.94);
     - наличие   и   исполнение    нормативно    -    распорядительной
документации,  а  также  организационно  -  технических мероприятий по
обеспечению безаварийной работы приписного флота;
     - наличие   у   должностных   лиц  и  работников  служб  (отделов
безопасности  судовождения)   персональных   должностных   инструкций,
содержащих вопросы безопасности плавания;
     - оценка деятельности капитанов  -  наставников  (их  количество,
закрепление  за судами,  степень влияния на повышение профессионализма
судоводительского командного состава флота);
     - ознакомление    с    протокольными    решениями   и   приказами
руководителей судовладельческих  предприятий,  судоходных  компаний  и
организаций    по    вопросам   безопасности   плавания,   определение
актуальности их содержания и степени выполнения;
     - организация   системы   контроля  руководством  предприятия  за
работой капитанов судов и специально назначенных  должностных  лиц  по
вопросам  обеспечения  безопасности  плавания  (заслушивание  отчетов,
выезды на линию, посещение судов и т.п.);
     - динамика   транспортных   происшествий  с  судами  проверяемого
предприятия за 2 года, основные причины аварийности;
     - обеспечение    диспетчерского    управления   движением   флота
(образовательный ценз,  практический опыт,  наличие и  степень  знания
диспетчерами   основных   нормативных   документов,   регламентирующих
безопасность плавания судов, наличие и полнота должностных инструкций,
прохождение проверки знаний);
     - система обеспечения судовладельцами судов  лоцманскими  картами
(их    корректировка),    навигационно   -   штурманскими   приборами,
гидрометеорологической и путевой информацией  и  другими  необходимыми
для плавания сведениями;
     - порядок проведения повышения квалификации  плавсостава  (курсы,
семинары,  тренажеры  и т.п.) и подготовки комсостава судов к проверке
знаний и дипломированию (а капитанов - к аттестации);
     - выполнение  судовладельцами  требований и предписаний надзорных
органов по вопросам обеспечения безопасности плавания;
     - принятие мер к должностным лицам (в т.ч.  комсоставу судов), по
вине которых допущены транспортные происшествия;
     - организация  работы  комиссий  по  приему  судов в эксплуатацию
(состав  комиссии,  наличие  и  содержание  актов  о  приеме  судов  в
эксплуатацию, соответствие их фактическому состоянию судна);
     - организация контроля за соблюдением экипажами  приписных  судов
режима труда и отдыха, а также уставных требований.

        V. Особенности  проведения  проверки судовладельческих
           предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров
                     (в дополнение к разделу IV)

     Надзор за   выполнением   судовладельцами   и   экипажами   судов
требований по обеспечению  безопасной  перевозки  пассажиров  является
главнейшим направлением деятельности работников судоходных инспекций.
     Проверка предприятий, осуществляющих перевозки пассажиров, должна
проводиться  не  менее двух раз в навигацию:  перед выполнением первых
рейсов и перед началом массовых перевозок пассажиров (в  III  квартале
т.г.).
     Проверка возглавляется   одним   из   руководителей    управления
бассейновой инспекции или начальником линейного отдела.
     Основная цель   проверки   -   определить   степень    готовности
предприятий  и  экипажей  судов  к  обеспечению  безопасной  перевозки
пассажиров (в т.ч.  на паромных переправах) и  оказать  судовладельцам
необходимую  помощь  в  виде  рекомендации  по  устранению  выявленных
недостатков.
     С особой тщательностью должны быть проанализированы разработанные
судовладельцем организационно - технические мероприятия по обеспечению
безопасной  работы  пассажирского  флота  (и переправ),  включая схемы
линий и расписания движения судов,  подготовку и  ввод  самоходного  и
стоечного   (причального)  флота  в  эксплуатацию,  укомплектованность
экипажем и т.п.
     Работа скоростного  флота  должна  производиться только в светлое
время  суток  с  соблюдением  установленного  режима  несения  членами
экипажа ходовых вахт и времени отдыха.
     У диспетчерского аппарата (если  таковой  имеется)  должны  быть:
должностные    инструкции,   набор   нормативно   -   распорядительных
документов,  регламентирующих  безопасную  эксплуатацию  пассажирского
флота,  надежно  действующая система связи с руководством предприятия,
надзорными органами и судами.
     Необходимо также    проверить    наличие   приказа   руководителя
предприятия о назначении конкретного  должностного  лица,  персонально
отвечающего  за обеспечение безопасности перевозок пассажиров на судах
(и переправах) данного предприятия.
     На береговых    плавучих    причальных    средствах    (понтонах,
дебаркадерах  и   др.)   должны   быть   документы,   разрешающие   их
эксплуатацию.
     Подлежит проверке соблюдение норм  пассажировместимости,  наличие
на судах средств связи (в т.ч.  УКВ),  аварийно - спасательных средств
(их размещение и пригодность),  правил перевозок пассажиров,  а  также
порядок     прохождения     предрейсового     медицинского     осмотра
судоводительского состава  пассажирских  судов  местных,  пригородных,
внутригородских линий, переправ и скоростных судов.
     В течение навигации на каждом пассажирском судне регулярно должны
проводиться учебные судовые тревоги для определения готовности экипажа
к борьбе за живучесть судна.
     При повторных  проверках  предприятий  контролируется  полнота  и
качество  выполнения  ими   своих   оргтехмероприятий   и,   особенно,
предписаний органов судоходного надзора.

             VI. Подведение и оформление итогов проверки

     По результатам     проведенной     проверки     судовладельческих
предприятий,  организаций  и  частных   судовладельцев   по   вопросам
обеспечения   безопасности  судоходства  на  внутренних  водных  путях
оформляется  Акт  по  установленной  форме  (Приложение  N   1).   Акт
составляется  в  3-х  экземплярах,  имеет  номер  и  дату  заполнения,
подписывается   проверяющим    должностным    лицом,    представителем
судовладельца и членами проверочной комиссии.
     Один экземпляр Акта направляется руководителю  судовладельческого
предприятия,  второй - в управление ГРСИ бассейна, а третий остается в
линейном   отделе,   в   границах   которого   находится   проверяемое
предприятие.
     В Акте указываются требования (предписания)  к  судовладельцу  по
устранению  выявленных  в  процессе проверки нарушений и недостатков с
ссылкой  на  соответствующие  Кодексы,  Уставы,  приказы,   Положения,
Правила    и    нормы,   регламентирующие   обеспечение   безопасности
судоходства.   За   выполнением   выставленных   в   Акте   требований
(предписаний) устанавливается соответствующий контроль.
     По результатам    комиссионных     проверок     судовладельческих
предприятий  на  основе  Актов  по  итогам за I полугодие и в целом за
текущий  год  ГРСИ  бассейна  составляется  обобщающая   аналитическая
справка,  более  подробно характеризующая состояние дел по обеспечению
безопасности судоходства в предприятиях бассейна.
     Перечень направлений  при  составлении  справки  должен  примерно
соответствовать содержанию разделов IV, V данного Руководства.
     С учетом    анализа    результатов   проверок   судовладельческих
предприятий руководством ГРСИ бассейна (линейного отдела)  принимаются
необходимые  оперативные  и  плановые  меры по повышению эффективности
надзорной деятельности судоходной инспекции в бассейне.
     Выводы и   предложения,  изложенные  в  обобщающих  аналитических
справках,  должны найти отражение в Информации ГРСИ РФ о  деятельности
ГРСИ бассейна за отчетный год.

Заместитель начальника
ГРСИ РФ
                                                      Б.Н. ЗОЛОТОВ


                                                        Приложение N 1
                                           к Методическому руководству

             МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

             Государственная речная судоходная инспекция
             __________________________________ бассейна

                             АКТ N _____
                  КОМИССИОННОЙ ПРОВЕРКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
              СУДОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ПО ВОПРОСАМ
          ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ СУДОХОДСТВА НА ВНУТРЕННИХ
                  ВОДНЫХ ПУТЯХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     "__" _______________ 1999 г.    ________________________________
                                             (город, пункт)

     1. Наименование предприятия _____________________________________
     _________________________________________________________________
     2. Юридический адрес ____________________________________________
     ________________ телефон _______________________ факс ___________
     3. Форма собственности __________________________________________
     _________________________________________________________________
     4. Руководитель предприятия _____________________________________
                                               (Ф.И.О.)
     ________________________ телефон ______________ факс ____________
     5. Регистрация предприятия ______________________________________
                                  (номер, дата, где зарегистрировано)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     6. Лицензия _____________________________________________________
                        (номер, дата выдачи, срок действия, вид
     _________________________________________________________________
                         деятельности, кем выдана)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     7. Должностное лицо (исполнительный руководитель),  отвечающее за
     обеспечение безопасности плавания судов предприятия _____________
                                                             (приказ
     _________________________________________________________________
         о назначении, прохождение аттестации, наличие должностной
     _________________________________________________________________
                 инструкции, профессиональное образование)
     _________________________________________________________________
     8. Количество зарегистрированных в ГРСИ Б судов:
     самоходных ____________________ несамоходных ____________________
     из них находящихся в эксплуатации:
     самоходных ____________________ несамоходных ____________________
     Примечание -  может быть указано развернутое наличие флота по его
     видам ___________________________________________________________
     _________________________________________________________________
      (пассажирский, наливной, сухогрузный, типа "река - море" и т.д.)
     9. Наличие и  состав службы (отдела) по безопасности судовождения
     _________________________________________________________________
         (профессиональный уровень их руководителей, КНС, наличие
     _________________________________________________________________
           должностных инструкций, положений о службе (отдела),
     _________________________________________________________________
                       планы работы и их выполнение)
     _________________________________________________________________
     10. Наличие и исполнение:
     -   организационно   -  технических  мероприятий  по  обеспечению
     безопасности плавания судов предприятия _________________________
     _________________________________________________________________
     - нормативно   -  распорядительных  документов,  регламентирующих
     безопасность плавания судов на ВВП ______________________________
                                               (Уставы, Правила,
     _________________________________________________________________
                        Приказы, Положения и т.д.)
     11. Обеспечение контроля руководством предприятия за:
     - выполнением  лицензионных  требований  в  области  безопасности
     судоходства _____________________________________________________
     _________________________________________________________________
     - безаварийной работы приписного флота __________________________
                                        (выезды на линию, заслушивание
     _________________________________________________________________
         отчетов руководителей служб (отделов) и капитанов судов)
     _________________________________________________________________
     12. Организация обеспечения  диспетчерского  управления движением
     флота ___________________________________________________________
            (состав диспетчерского аппарата, профессиональный уровень,
     _________________________________________________________________
         режим работы, наличие и знание нормативной документации,
     _________________________________________________________________
              прохождение аттестации, система связи с судами)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     13. Обеспечение судов предприятия:
     - аварийно - спасательным оборудованием по нормам Регистра ______
     _________________________________________________________________
     - навигационными картами и пособиями ____________________________
     _________________________________________________________________
     - путевой и гидрометеорологической информацией __________________
     _________________________________________________________________
     - Уставами,  Правилами,  Приказами,  Инструкциями,  Положениями и
     т.п. по вопросам безопасности судоходства _______________________
     _________________________________________________________________
     14. Система приема судов в эксплуатацию _________________________
                                                  (состав комиссий,
     _________________________________________________________________
             качество приема, ответственность за некачественную
     _________________________________________________________________
            подготовку флота к эксплуатации, соответствие Актов
     _________________________________________________________________
          о приеме судов в эксплуатацию фактическому их состоянию.
     _________________________________________________________________
           Подготовленность экипажа к борьбе за живучесть судна)
     _________________________________________________________________
     15. Укомплектованность судов экипажем ___________________________
                                               (соответствие штатным
     _________________________________________________________________
               расписаниям и Положению о минимальном составе,
     _________________________________________________________________
                     наличие дипломов и удостоверений)
     _________________________________________________________________
     16. Повышение квалификации плавсостава __________________________
                                                (проведение курсов,
     _________________________________________________________________
       семинаров, тренажерной подготовки, технической учебы на судах;
     _________________________________________________________________
          подготовка к дипломированию; наличие резерва комсостава)
     _________________________________________________________________
     17. Техническое состояние флота _________________________________
                                      (по оценке РРР на дату проверки
     _________________________________________________________________
                    предприятий, количество запрещенных,
     _________________________________________________________________
             ограниченно годных и годных к эксплуатации судов)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     18. Основные недостатки и нарушения, выявленные при осмотре судов
     данного предприятия,  в том числе по соблюдению  режима  труда  и
     отдыха членов экипажа ___________________________________________

                                   (краткий анализ, динамика)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     19. Порядок   проведения   предрейсового   медицинского   осмотра
     судоводительского    состава    пассажирских    судов    местных,
     пригородных,  внутригородских линий,  переправ и скоростных судов
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     20. Количество   транспортных  происшествий  (А  и  ЭП)  с судами
     предприятия в динамике за два года ______________________________
                                            (краткая характеристика
     _________________________________________________________________
                            причин аварийности)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     21. Принятые меры к лицам, допустившим транспортные происшествия
     _________________________________________________________________
       (указываются меры, принятые руководством предприятия и ГРСИ Б)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     22. Выполнение  судовладельцами  и  экипажами  судов  предприятия
     требований надзорных органов по вопросам безопасности судоходства
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     23. Краткий    анализ    выявленных    в    процессе     проверки
     судовладельческого   предприятия   нарушений   и  недостатков  по
     разделам
     Акта ____________________________________________________________
                  (с ссылкой на соответствующие Кодексы, Уставы,
     _________________________________________________________________
           Приказы, Положения, Правила и Нормы, регламентирующие
     _________________________________________________________________
                   обеспечение безопасности судоходства)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     24. Требования  (предписания)  по  устранению  отмеченных  в Акте
     нарушений и недостатков _________________________________________
                                  (указывается перечень требований
     _________________________________________________________________
                           и сроки их исполнения)
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     _________________________________________________________________
     25. Акт составлен на ________ листах в  _________  экземплярах  и
     направлен (вручен):
     1.______________________________________________________________;
     2.______________________________________________________________;
     3._______________________________________________________________

     Руководитель комиссии
     _____________________________           __________________________
               (Ф.И.О.)                              (подпись)

     Члены комиссии:
     _____________________________           __________________________
               (Ф.И.О.)                              (подпись)
     _____________________________           __________________________
               (Ф.И.О.)                              (подпись)

     Представитель судовладельческого
     предприятия
     _____________________________           __________________________
               (Ф.И.О.)                              (подпись)