О МЕРАХ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 14 января 1999 г. N 15 (МОБ) Несмотря на проведенную в 1998 году работу по обеспечению экологической безопасности войск (сил), экологическая обстановка в Вооруженных Силах Российской Федерации остается сложной. Продолжается загрязнение окружающей среды нефтепродуктами на аэродромах и базах хранения вооружения и военной техники, складах горючего и смазочных материалов. Из общей площади 14,3 млн. га земель, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, нарушено и подлежит рекультивации около 56 тыс. га. Значительные загрязнения земель допущены в ВВС, ЗабВО и ДВО. В результате загрязнения акваторий в пунктах базирования кораблей Военно - Морского Флота содержание нефтепродуктов в морской воде в районах городов Владивосток, Балтийск и Севастополь значительно превышает предельно допустимые концентрации. Имеют место случаи нарушения учета, хранения и выдачи химических веществ и ядовитых технических жидкостей. Такие факты установлены при проведении экологического инспектирования в войсках РХБЗ. Остается напряженной экологическая обстановка в районах падения отделяющихся частей ракет - носителей, продолжается загрязнение окружающей среды компонентами ракетных топлив и фрагментами металлоконструкций. В лесах, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, за 10 месяцев 1998 года зарегистрировано 469 лесных пожаров. Общий ущерб составил 409,7 тыс. рублей. Наибольшее число пожаров произошло в ЗабВО - 209, МВО - 44, ДВО - 39. Медленно ведутся строительство и реконструкция очистных сооружений. В результате примерно третья часть существующих очистных сооружений на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации находится в неудовлетворительном состоянии. Во многих гарнизонах не решен вопрос о порядке складирования и хранения твердых бытовых и технических отходов. В настоящее время только 20 процентов объектов Вооруженных Сил Российской Федерации имеют экологические паспорта. Отсутствие в воинских частях разработанных и согласованных с природоохранными органами нормативов предельно допустимых выбросов, сбросов, лимитов на размещение отходов приводит к многократному увеличению платы Министерством обороны Российской Федерации за природопользование. Неэффективно ведется работа по привлечению внебюджетных источников для финансирования природоохранных мероприятий. Не в полной мере выполняется директива Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации 1995 г. N ДГШ-31 "Об утверждении Временного табеля срочных донесений об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов". Имеет место сокрытие фактов, связанных с загрязнением окружающей среды. Так, информация о прорыве топливопровода и разливе более 10 тонн керосина в апреле 1998 г. в войсковой части 30087 (ВВС) была получена только через 4 суток. Также через 4 суток поступила информация о факте пролива 47 тонн мазута в марте 1998 г. в войсковой части 90983 (ТОФ). В нарушение требований директивы Министра обороны Российской Федерации 1995 г. N Д-23 "Об экологической обстановке в местах дислокации (базирования) войск (сил) Вооруженных Сил Российской Федерации" происходят сокращения штатных должностей экологических служб (СКВО, УрВО, ЗабВО, ГУ СВ МО, Тыл ВС). Не выполняются требования Приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 46 "Об утверждении Положения об Экологической службе Вооруженных Сил Российской Федерации" в части подчиненности экологических служб непосредственно соответствующим командирам и начальникам (ВМФ, ГАБТУ МО, ЦОПУ КС МО, 9 ЦУ МО, УНВРХБЗ МО, ГлавКЭУ МО). Недостаточное внимание уделяется вопросу экологического воспитания и образования личного состава. Основной причиной такого состояния экологической обстановки в Вооруженных Силах Российской Федерации является формальный подход командиров (начальников) к организации природоохранной работы. Большинство командиров и штабов должного контроля за соблюдением природоохранительного законодательства в воинских частях и соединениях не осуществляют, к виновным в экологических правонарушениях меры воздействия, как правило, не принимают. В целях обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации приказываю: 1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующему Воздушно - десантными войсками, командующим войсками округов, флотами, объединениями, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений, военно - учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации: провести всесторонний анализ экологической обстановки в местах дислокации подчиненных войск (сил), принять решительные меры по исключению фактов сокрытия экологических правонарушений; рассматривать состояние экологической безопасности деятельности подчиненных войск (сил) на заседаниях военных советов, служебных совещаниях; планировать проведение природоохранных мероприятий в ходе организации оперативной и боевой подготовки войск (сил); отражать вопросы обеспечения экологической безопасности войск (сил) при разработке основополагающих уставных документов; предусмотреть возможность внебюджетного финансирования природоохранных мероприятий на объектах Вооруженных Сил Российской Федерации; привести подчиненность органов Экологической службы Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствие с требованиями Приказа Министра обороны Российской Федерации 1998 г. N 46, в ходе проведения организационных мероприятий не допускать их необоснованного сокращени 2. Главному управлению военного бюджета и финансирования Министерства обороны Российской Федерации совместно с Управлением начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации при разработке новой бюджетной классификации расходов по смете Министерства обороны предусмотреть отдельную статью на природоохранную деятельность. 3. Главному управлению кадров Министерства обороны Российской Федерации совместно с Управлением военного образования Министерства обороны Российской Федерации и Управлением начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации во II квартале 1999 г. представить предложения по подготовке военных экологов в военных образовательных учреждениях профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации. 4. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на Управление начальника экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации. Министр обороны Российской Федерации, Маршал Российской Федерации И. СЕРГЕЕВ 14 января 1999 г. N 15 |