ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Приказ. Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. 30.03.99 76

                       ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ
             О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ
              НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПРИКАЗ

      ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ
                         И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

                           30 марта 1999 г.
                                 N 76

                                (НЦПИ)


     В соответствии  с  функциями,  возложенными  на   Государственный
комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной
политике,   в   целях   повышения   эффективности    работы    системы
Государственного архитектурно-строительного     надзора     Российской
Федерации,  образованной   во   исполнение   распоряжения   Президента
Российской  Федерации  от  27 ноября 1991 г.  N 105-рп "Об образовании
органов Государственного  архитектурно-строительного  надзора   РСФСР"
(Ведомости  Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,
1991,  N 48,  ст.  1692),  а также усиления контроля  за  качеством  и
организационно-правовым порядком  строительства объектов на территории
Российской Федерации, приказываю:
     1. Утвердить     прилагаемое    Положение    о    государственном
архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации.
     2. Возложить     на     Главную     инспекцию    Государственного
архитектурно-строительного надзора и  лицензирования  Госстроя  России
функции   по   организационно-методическому  руководству  деятельности
органов   Государственного   архитектурно-строительного   надзора   на
территории Российской Федерации.
     3. Считать   приоритетным   направлением   деятельности   органов
Государственного    архитектурно-строительного    надзора   Российской
Федерации   всех   уровней   контроль   за   соблюдением   участниками
строительства требований действующих нормативных документов, связанных
с обеспечением прочности, устойчивости строящихся зданий и сооружений,
а    также   теплотехнических   характеристик   наружных   ограждающих
конструкций,  установкой  приборов  контроля,  учета  и  регулирования
тепла, воды, газа.
     4. Рекомендовать   органам   государственной   власти   субъектов
Российской Федерации и органам местного самоуправления:
     создать необходимые условия для  выполнения  работниками  органов
Государственного    архитектурно-строительного    надзора   Российской
Федерации  возложенных  на  них  функций,  обеспечив  их  необходимыми
материально-техническими и финансовыми ресурсами, штатными единицами;
     предусматривать в     реестрах     государственных     должностей
государственных  служащих  субъектов  Российской  Федерации и реестрах
муниципальных  должностей   муниципальных   служащих   государственные
(муниципальные)   должности   -   начальник   Инспекции   (заместитель
начальника  Инспекции),  начальник   отдела   Инспекции   (заместитель
начальника отдела Инспекции);
     устанавливать соответствующие  надбавки  к  должностным   окладам
работников      архитектурно-строительного      надзора,     прошедших
профессиональную аттестацию      в      системе       Государственного
архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.
     5. Контроль  за  исполнением  настоящего  Приказа  возложить   на
заместителя Председателя Госстроя России Борисова В.И.

Председатель
                                               Е.В. БАСИН


                                                            Приложение
                                             к Приказу Госстроя России
                                              от 30 марта 1999 г. N 76

                              ПОЛОЖЕНИЕ
             О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ
              НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     1. Настоящее    Положение    разработано    в    соответствии   с
Градостроительным    кодексом    Российской    Федерации     (Собрание
законодательства   Российской   Федерации,  1998,  N  19,  ст.  2069),
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г.  N 169-ФЗ  "Об  архитектурной
деятельности   в   Российской  Федерации"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации,  1995,  N  47,  ст.  4473),  Законом  Российской
Федерации  от  17  декабря  1992  г.  N  4121-1  "Об  административной
ответственности предприятий,  учреждений, организаций и объединений за
правонарушения  в  области  строительства"  (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и  Верховного  Совета  РСФСР,  1993,  N  2,  ст.  58),
распоряжением   Президента  Российской  Федерации от 27 ноября 1991 г.
N 105-рп      "Об      образовании      органов       Государственного
архитектурно-строительного  надзора  РСФСР" (Ведомости Съезда народных
депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР,  1991,  N  48,  ст.  1692),
Положением   о   Государственном   комитете  Российской  Федерации  по
строительной,  архитектурной   и   жилищной   политике,   утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г.
N 95 (Собрание  законодательства  Российской  Федерации,  1999,  N  5,
ст. 682).
     2. Положение устанавливает порядок  осуществления  на  территории
Российской   Федерации   государственного   архитектурно-строительного
надзора,  проводимого  с  целью  государственной  защиты   инвесторов,
граждан,  окружающей природной среды, товарного строительного рынка от
недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения безопасности
зданий, строений и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей
эксплуатации,  а также определяет органы,  осуществляющие этот надзор,
их функции, права и ответственность.
     3. Государственный   архитектурно-строительный   надзор   -   это
деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных
органов по контролю за соблюдением участниками  строительства  (Сноска
1)  обязательных  требований  законодательства  Российской Федерации и
иных нормативных     документов     в     вопросах     качества      и
организационно-правового порядка строительства объектов,  производства
строительных материалов, конструкций и изделий.
--------------------------------
     Сноска 1.  Организации,   выполняющие   строительно-монтажные   и
проектно-изыскательские работы, организации - заказчики (застройщики),
предприятия,  производящие  и  реализующие   строительные   материалы,
конструкции и изделия.

     4. Органами,  осуществляющими  на территории Российской Федерации
государственный архитектурно-строительный надзор, являются:
     Главная инспекция   Государственного   архитектурно-строительного
надзора и лицензирования - самостоятельное  структурное  подразделение
Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России);
     Инспекция Государственного   архитектурно-строительного   надзора
Минобороны России;
     органы Государственного    архитектурно-строительного     надзора
субъектов Российской Федерации;
     органы архитектурно-строительного   надзора   органов    местного
самоуправления (Сноска 1).
--------------------------------
     Сноска 1.      Органы     архитектурно-строительного     надзора,
осуществляющие деятельность в городах и  районах,  по  согласованию  с
органами    местного    самоуправления    могут   входить   в   состав
соответствующих  органов   Госархстройнадзора   субъектов   Российской
Федерации.

     Указанные органы     (в    дальнейшем    именуются    -    органы
Госархстройнадзора России) составляют  единую  функциональную  систему
Государственного архитектурно-строительного     надзора     Российской
Федерации.
     5. Главгосархстройнадзор  России  является  вышестоящим органом в
системе Государственного архитектурно-строительного надзора Российской
Федерации   и  осуществляет  организационно-методическое  руководство,
разграничение  полномочий  и   контроль   за   деятельностью   органов
Госархстройнадзора России.
     Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации являются
вышестоящими   органами   по   отношению   к   органам  муниципального
архитектурно-строительного надзора и в соответствии с  предоставленной
компетенцией  осуществляют  методическое  руководство и контроль за их
деятельностью.
     6. В   своей   деятельности   органы   Госархстройнадзора  России
руководствуются  Конституцией   Российской   Федерации,   федеральными
конституционными    законами,   федеральными   законами,   указами   и
распоряжениями  Президента  Российской  Федерации,  постановлениями  и
распоряжениями   Правительства  Российской  Федерации,  международными
договорами Российской  Федерации,  нормативными  документами  Госстроя
России,    субъектов   Российской   Федерации   и   органов   местного
самоуправления,   принятыми   в   пределах   их   компетенции,   иными
нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
     7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие  основные
функции:
     выдают разрешения на выполнение  строительно-монтажных  работ  по
конкретным объектам;
     проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий по
производству  строительных  материалов,  конструкций и изделий с целью
контроля за:
     а) соблюдением  участниками  строительства  технологии и качества
выполнения  строительно-монтажных  работ,  производства   строительных
материалов,  конструкций  и изделий,  за их соответствием обязательным
требованиям строительных норм и  правил,  государственных  стандартов,
технических      условий,      утвержденным      проектам,      другой
нормативно-технической документации;
     б) своевременным    и    качественным   проведением   участниками
строительства  предусмотренных  нормативно-технической   и   проектной
документацией  инженерных  изысканий,  испытаний,  съемок,  замеров  и
оформлением по их результатам необходимой  производственно-технической
и исполнительной документации;
    в) соблюдением  организационно-правового   порядка   строительства
объектов   и   производства  строительных  материалов,  конструкций  и
изделий;
     г) качеством  осуществления производственного контроля подрядными
организациями,  технического надзора заказчиками и авторского  надзора
проектными организациями;
     контролируют наличие   технических    свидетельств,    а    также
сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые,  в том
числе импортные, строительные материалы, конструкции и изделия;
     в установленном   порядке   принимают   участие   в   приемке   в
эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений,  а  также
осуществляют надзор за правильностью их приемки;
     осуществляют госземконтроль  по   вопросам,   отнесенным   к   их
компетенции;
     обобщают и  анализируют  материалы,   полученные   в   результате
проводимых  проверок,  готовят  необходимые материалы с оценкой уровня
качества строительства объектов на соответствующей территории;
     разрабатывают соответствующие предложения по внесению изменений в
действующие  и разработке новых нормативных и методических документов,
регламентирующих  качество  выполнения  строительно-монтажных   работ,
производство   строительных   материалов,   конструкций   и   изделий,
организационно-правовой порядок строительства;
     принимают участие  в  расследовании  причин  аварий  строящихся и
законченных  строительством  зданий   и   сооружений   на   территории
Российской  Федерации,  а  также  осуществляют надзор за правильностью
расследования аварий;
     взаимодействуют с   другими  органами  государственного  надзора,
органами   экспертизы,    лицензирования,    научно-исследовательскими
учреждениями,  проектными  и  общественными  организациями по вопросам
обеспечения качества строительства.
     8. Органы Госархстройнадзора России проводят  на  соответствующих
территориях   выборочные  проверки  строящихся  зданий  и  сооружений,
предприятий,  производящих  строительные  материалы,   конструкции   и
изделия,  вне  зависимости  от  источников  финансирования  строящихся
объектов и  организационно-правовой  формы  участников  строительства,
выбирая  в пределах предоставленных полномочий формы и методы контроля
для реализации возложенных на них функций.
     Проверки проводятся  при строительстве новых зданий и сооружений,
при  расширении,  реконструкции  (далее  именуется  -   строительство)
объектов   производственного   (Сноска   1)   и   жилищно-гражданского
назначения (Сноска 2) независимо от  источников  финансирования  этого
строительства, за      исключением      объектов,      контроль     за
организационно-правовым порядком  и  качеством  строительства  которых
осуществляется   другими   государственными  надзорными  органами  или
федеральными органами исполнительной власти.
-------------------------------
     Сноска 1.  Объекты,  которые после ввода их в эксплуатацию  будут
функционировать   в   сфере  материального  производства:  в  отраслях
промышленности,  сельском   и   водном   хозяйстве,   на   транспорте,
предприятиях  связи,  в  торговле,  в  системах общественного питания,
сбыта и материально-технического снабжения.
     Сноска 2. Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения,
административные  здания,  объекты  научного,   учебного,   лечебного,
санаторно-курортного,     культурно-просветительского,    спортивного,
бытового и коммунального назначения, культовые учреждения.

     Полномочия органов  Госархстройнадзора  России   распространяются
также  на  совместные предприятия и иностранные фирмы,  осуществляющие
проектирование и строительство объектов,  производство или  реализацию
строительных   материалов,   конструкций   и   изделий  на  территории
Российской Федерации, в том числе за счет иностранных инвестиций, если
иное не предусмотрено межправительственными договорами (соглашениями).
     9. Органы Госархстройнадзора России имеют право:
     получать от     участников    строительства    всю    необходимую
производственную,   исполнительную,   проектную   и    технологическую
документацию;
     выдавать участникам  строительства  обязательные  для  исполнения
предписания  об  устранении  допущенных  отступлений  от  утвержденных
проектов,  нарушений   строительных   норм   и   правил,   стандартов,
технических условий,   требований   другой   нормативно-технической  и
проектной документации,  а  также  нарушений  организационно-правового
порядка строительства объектов,  производства строительных материалов,
конструкций и изделий;
     требовать в  случае  необходимости  от  участников  строительства
проведения за их счет выборочного  вскрытия  отдельных  конструктивных
элементов  зданий  и сооружений,  дополнительных лабораторных и других
испытаний, съемок, замеров;
     направлять руководителям         организаций,         выполняющих
строительно-монтажные работы, организаций - заказчиков, предприятий по
производству    строительных   материалов,   конструкций   и   изделий
обязательные   для   исполнения    предписания    о    приостановлении
строительства   объекта,   производства   и   реализации  строительных
материалов,  конструкций  и  изделий,  в  случае  обнаружения  в  ходе
проверки критических дефектов или выявления массового брака, а также в
случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений;
     приостанавливать действие  лицензии на осуществление деятельности
в области строительства сроком до 3  месяцев  в  случае  повторного  в
течение  года  однородного  правонарушения в области строительства,  а
также действие разрешения на строительство объекта в случае  нарушения
условий его выдачи;
     направлять в  органы  государственной  статистики  сообщения   об
объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного порядка
для исключения их из государственной статистической отчетности;
     вносить в   проектно-изыскательские  организации  предложения  по
совершенствованию  проектно-изыскательской   документации,   а   также
направлять  руководителям этих организаций обязательные для исполнения
предписания по устранению нарушений требований нормативных документов,
допущенных  при  выполнении  проектных  работ  и проведении инженерных
изысканий;
     привлекать независимых  экспертов,  организации и предприятия для
подготовки заключений по  вопросам,  входящим  в  компетенцию  органов
Госархстройнадзора России;
     составлять протоколы о правонарушениях в области строительства;
     рассматривать в   соответствии  с  действующим  законодательством
Российской  Федерации  дела  об  административной  ответственности  за
правонарушения в области строительства и принимать решения о наложении
штрафов;
     применять в    установленном    порядке   меры   административной
ответственности за нарушения земельного законодательства;
     использовать в    установленном    порядке   часть   штрафов   за
правонарушения в области строительства,  поступающих  на  развитие  их
материально-технической и социальной базы.
     10. Должностные  лица  органов  Госархстройнадзора  России  имеют
право  беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся объекты
и предприятия по производству строительных материалов,  конструкций  и
изделий  по  предъявлении  служебного  удостоверения или удостоверения
государственного строительного инспектора.
     11. Предписания   органов   Госархстройнадзора  России,  а  также
действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий  орган
Госархстройнадзора  России,  суд  или арбитражный суд.  Подача жалоб и
исковых заявлений на предписания, выданные органами Госархстройнадзора
России,  не приостанавливает их исполнения,  если вышестоящим органом,
судом или арбитражным судом не вынесены определения о  приостановлении
исполнения предписаний.
     12. Для обобщения и  анализа  уровня  качества  строительства  на
территории  Российской  Федерации  органы Госархстройнадзора субъектов
Российской  Федерации  не  реже  двух  раз  в   год   представляют   в
Главгосархстройнадзор    России   информацию   о   результатах   своей
деятельности    по     форме     и     в     порядке,     утверждаемым
Главгосархстройнадзором России.
     Указанная информация           предоставляется           органами
архитектурно-строительного   надзора   городов   и  районов  в  органы
Госархстройнадзора субъектов Российской  Федерации  в  устанавливаемые
ими сроки.
     13. Штатная   численность   органов   Госархстройнадзора   России
определяется:
     для Главгосархстройнадзора      России      -       Председателем
Государственного   комитета   Российской  Федерации  по  строительной,
архитектурной и жилищной политике;
     для Инспекции  Госархстройнадзора  Минобороны  России - Министром
обороны Российской Федерации;
     для органов  Госархстройнадзора  субъектов  Российской Федерации,
городов и  районов  -  руководителями  органов  исполнительной  власти
субъектов  Российской  Федерации  и  органов  местного самоуправления,
исходя  из  количества   подконтрольных   объектов,   их   технической
сложности,  а  также  других  местных  условий  с учетом рекомендаций,
выдаваемых Главгосархстройнадзором России.
     14. Главгосархстройнадзор    России    вправе    давать   органам
исполнительной власти субъектов  Российской  Федерации  предложения  о
назначении  на  должность  и  освобождении  от должности руководителей
соответствующих органов Госархстройнадзора  России,  в  том  числе  по
результатам проведенной профессиональной аттестации.
     Органы Госархстройнадзора субъектов Российской  Федерации  вправе
давать  органам  местного  самоуправления  предложения о назначении на
должность  и   освобождении   от   должности   руководителей   органов
архитектурно-строительного надзора городов и районов.
     15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России проходят в
порядке,  установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию,
по  результатам  которой  им  присваивается  звание   "Государственный
строительный   инспектор  Российской  Федерации",  выдаются  нагрудные
знаки,  удостоверения и квалификационные  аттестаты  по  установленной
форме.
     16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора России
осуществляется   за   счет   средств   соответствующих   бюджетов.   В
соответствии с действующим законодательством Российской  Федерации  на
развитие    материально-технической    и   социальной   базы   органов
Госархстройнадзора России используются также средства,  поступающие  в
форме штрафов за правонарушения в области строительства.
     По решению органов государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации   и   органов  местного  самоуправления  для  финансирования
деятельности   органов   Госархстройнадзора   России    могут    также
предусматриваться средства из дополнительных источников.
     17. Органы Госархстройнадзора России  имеют  счета  в  банковских
учреждениях,  печати  с изображением Государственного герба Российской
Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием,
а также соответствующие бланки и штампы.
     18. Вопросы   обеспечения   органов   Госархстройнадзора   России
необходимыми    производственными   помещениями,   средствами   связи,
контрольно-измерительными   приборами,   лабораторным   оборудованием,
автомобильным транспортом     и    другими    материально-техническими
средствами решаются:
     для Главгосархстройнадзора России - Госстроем России;
     для Инспекции    Госархстройнадзора    Минобороны    России     -
Министерством обороны Российской Федерации;
     для органов Госархстройнадзора  субъектов  Российской  Федерации,
городов  и  районов  - соответствующими органами исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
     19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с
учетом местных особенностей и на основании настоящего Положения  могут
утверждать   по   согласованию   с   Госстроем   России   положения  о
государственном архитектурно-строительном надзоре на  подведомственных
территориях.
     Министерство обороны Российской Федерации на основании настоящего
Положения   по   согласованию  с  Госстроем  России  может  утверждать
положение об органах Госархстройнадзора Минобороны России,  а также  о
порядке  осуществления госархстройнадзора на объектах,  подконтрольных
Министерству обороны Российской Федерации.