ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ 30 марта 1999 г. N 76 (НЦПИ) В соответствии с функциями, возложенными на Государственный комитет Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, в целях повышения эффективности работы системы Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, образованной во исполнение распоряжения Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании органов Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), а также усиления контроля за качеством и организационно-правовым порядком строительства объектов на территории Российской Федерации, приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о государственном архитектурно-строительном надзоре на территории Российской Федерации. 2. Возложить на Главную инспекцию Государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования Госстроя России функции по организационно-методическому руководству деятельности органов Государственного архитектурно-строительного надзора на территории Российской Федерации. 3. Считать приоритетным направлением деятельности органов Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации всех уровней контроль за соблюдением участниками строительства требований действующих нормативных документов, связанных с обеспечением прочности, устойчивости строящихся зданий и сооружений, а также теплотехнических характеристик наружных ограждающих конструкций, установкой приборов контроля, учета и регулирования тепла, воды, газа. 4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления: создать необходимые условия для выполнения работниками органов Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации возложенных на них функций, обеспечив их необходимыми материально-техническими и финансовыми ресурсами, штатными единицами; предусматривать в реестрах государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации и реестрах муниципальных должностей муниципальных служащих государственные (муниципальные) должности - начальник Инспекции (заместитель начальника Инспекции), начальник отдела Инспекции (заместитель начальника отдела Инспекции); устанавливать соответствующие надбавки к должностным окладам работников архитектурно-строительного надзора, прошедших профессиональную аттестацию в системе Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации. 5. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Председателя Госстроя России Борисова В.И. Председатель Е.В. БАСИН Приложение к Приказу Госстроя России от 30 марта 1999 г. N 76 ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ НАДЗОРЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2069), Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 47, ст. 4473), Законом Российской Федерации от 17 декабря 1992 г. N 4121-1 "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1993, N 2, ст. 58), распоряжением Президента Российской Федерации от 27 ноября 1991 г. N 105-рп "Об образовании органов Государственного архитектурно-строительного надзора РСФСР" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 48, ст. 1692), Положением о Государственном комитете Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 1999 г. N 95 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 5, ст. 682). 2. Положение устанавливает порядок осуществления на территории Российской Федерации государственного архитектурно-строительного надзора, проводимого с целью государственной защиты инвесторов, граждан, окружающей природной среды, товарного строительного рынка от недоброкачественных работ, продукции и услуг, обеспечения безопасности зданий, строений и сооружений в процессе их строительства и дальнейшей эксплуатации, а также определяет органы, осуществляющие этот надзор, их функции, права и ответственность. 3. Государственный архитектурно-строительный надзор - это деятельность специально уполномоченных государственных и муниципальных органов по контролю за соблюдением участниками строительства (Сноска 1) обязательных требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных документов в вопросах качества и организационно-правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий. -------------------------------- Сноска 1. Организации, выполняющие строительно-монтажные и проектно-изыскательские работы, организации - заказчики (застройщики), предприятия, производящие и реализующие строительные материалы, конструкции и изделия. 4. Органами, осуществляющими на территории Российской Федерации государственный архитектурно-строительный надзор, являются: Главная инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора и лицензирования - самостоятельное структурное подразделение Госстроя России на правах управления (Главгосархстройнадзор России); Инспекция Государственного архитектурно-строительного надзора Минобороны России; органы Государственного архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации; органы архитектурно-строительного надзора органов местного самоуправления (Сноска 1). -------------------------------- Сноска 1. Органы архитектурно-строительного надзора, осуществляющие деятельность в городах и районах, по согласованию с органами местного самоуправления могут входить в состав соответствующих органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации. Указанные органы (в дальнейшем именуются - органы Госархстройнадзора России) составляют единую функциональную систему Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации. 5. Главгосархстройнадзор России является вышестоящим органом в системе Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации и осуществляет организационно-методическое руководство, разграничение полномочий и контроль за деятельностью органов Госархстройнадзора России. Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации являются вышестоящими органами по отношению к органам муниципального архитектурно-строительного надзора и в соответствии с предоставленной компетенцией осуществляют методическое руководство и контроль за их деятельностью. 6. В своей деятельности органы Госархстройнадзора России руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными документами Госстроя России, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятыми в пределах их компетенции, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением. 7. Органы Госархстройнадзора России выполняют следующие основные функции: выдают разрешения на выполнение строительно-монтажных работ по конкретным объектам; проводят выборочные проверки строящихся объектов и предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий с целью контроля за: а) соблюдением участниками строительства технологии и качества выполнения строительно-монтажных работ, производства строительных материалов, конструкций и изделий, за их соответствием обязательным требованиям строительных норм и правил, государственных стандартов, технических условий, утвержденным проектам, другой нормативно-технической документации; б) своевременным и качественным проведением участниками строительства предусмотренных нормативно-технической и проектной документацией инженерных изысканий, испытаний, съемок, замеров и оформлением по их результатам необходимой производственно-технической и исполнительной документации; в) соблюдением организационно-правового порядка строительства объектов и производства строительных материалов, конструкций и изделий; г) качеством осуществления производственного контроля подрядными организациями, технического надзора заказчиками и авторского надзора проектными организациями; контролируют наличие технических свидетельств, а также сертификатов и иных документов о качестве на применяемые новые, в том числе импортные, строительные материалы, конструкции и изделия; в установленном порядке принимают участие в приемке в эксплуатацию законченных строительством зданий и сооружений, а также осуществляют надзор за правильностью их приемки; осуществляют госземконтроль по вопросам, отнесенным к их компетенции; обобщают и анализируют материалы, полученные в результате проводимых проверок, готовят необходимые материалы с оценкой уровня качества строительства объектов на соответствующей территории; разрабатывают соответствующие предложения по внесению изменений в действующие и разработке новых нормативных и методических документов, регламентирующих качество выполнения строительно-монтажных работ, производство строительных материалов, конструкций и изделий, организационно-правовой порядок строительства; принимают участие в расследовании причин аварий строящихся и законченных строительством зданий и сооружений на территории Российской Федерации, а также осуществляют надзор за правильностью расследования аварий; взаимодействуют с другими органами государственного надзора, органами экспертизы, лицензирования, научно-исследовательскими учреждениями, проектными и общественными организациями по вопросам обеспечения качества строительства. 8. Органы Госархстройнадзора России проводят на соответствующих территориях выборочные проверки строящихся зданий и сооружений, предприятий, производящих строительные материалы, конструкции и изделия, вне зависимости от источников финансирования строящихся объектов и организационно-правовой формы участников строительства, выбирая в пределах предоставленных полномочий формы и методы контроля для реализации возложенных на них функций. Проверки проводятся при строительстве новых зданий и сооружений, при расширении, реконструкции (далее именуется - строительство) объектов производственного (Сноска 1) и жилищно-гражданского назначения (Сноска 2) независимо от источников финансирования этого строительства, за исключением объектов, контроль за организационно-правовым порядком и качеством строительства которых осуществляется другими государственными надзорными органами или федеральными органами исполнительной власти. ------------------------------- Сноска 1. Объекты, которые после ввода их в эксплуатацию будут функционировать в сфере материального производства: в отраслях промышленности, сельском и водном хозяйстве, на транспорте, предприятиях связи, в торговле, в системах общественного питания, сбыта и материально-технического снабжения. Сноска 2. Жилые здания, гостиницы, детские дошкольные учреждения, административные здания, объекты научного, учебного, лечебного, санаторно-курортного, культурно-просветительского, спортивного, бытового и коммунального назначения, культовые учреждения. Полномочия органов Госархстройнадзора России распространяются также на совместные предприятия и иностранные фирмы, осуществляющие проектирование и строительство объектов, производство или реализацию строительных материалов, конструкций и изделий на территории Российской Федерации, в том числе за счет иностранных инвестиций, если иное не предусмотрено межправительственными договорами (соглашениями). 9. Органы Госархстройнадзора России имеют право: получать от участников строительства всю необходимую производственную, исполнительную, проектную и технологическую документацию; выдавать участникам строительства обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных отступлений от утвержденных проектов, нарушений строительных норм и правил, стандартов, технических условий, требований другой нормативно-технической и проектной документации, а также нарушений организационно-правового порядка строительства объектов, производства строительных материалов, конструкций и изделий; требовать в случае необходимости от участников строительства проведения за их счет выборочного вскрытия отдельных конструктивных элементов зданий и сооружений, дополнительных лабораторных и других испытаний, съемок, замеров; направлять руководителям организаций, выполняющих строительно-монтажные работы, организаций - заказчиков, предприятий по производству строительных материалов, конструкций и изделий обязательные для исполнения предписания о приостановлении строительства объекта, производства и реализации строительных материалов, конструкций и изделий, в случае обнаружения в ходе проверки критических дефектов или выявления массового брака, а также в случае отсутствия необходимых лицензий и разрешений; приостанавливать действие лицензии на осуществление деятельности в области строительства сроком до 3 месяцев в случае повторного в течение года однородного правонарушения в области строительства, а также действие разрешения на строительство объекта в случае нарушения условий его выдачи; направлять в органы государственной статистики сообщения об объектах, введенных в эксплуатацию с нарушением установленного порядка для исключения их из государственной статистической отчетности; вносить в проектно-изыскательские организации предложения по совершенствованию проектно-изыскательской документации, а также направлять руководителям этих организаций обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований нормативных документов, допущенных при выполнении проектных работ и проведении инженерных изысканий; привлекать независимых экспертов, организации и предприятия для подготовки заключений по вопросам, входящим в компетенцию органов Госархстройнадзора России; составлять протоколы о правонарушениях в области строительства; рассматривать в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации дела об административной ответственности за правонарушения в области строительства и принимать решения о наложении штрафов; применять в установленном порядке меры административной ответственности за нарушения земельного законодательства; использовать в установленном порядке часть штрафов за правонарушения в области строительства, поступающих на развитие их материально-технической и социальной базы. 10. Должностные лица органов Госархстройнадзора России имеют право беспрепятственного доступа на подконтрольные строящиеся объекты и предприятия по производству строительных материалов, конструкций и изделий по предъявлении служебного удостоверения или удостоверения государственного строительного инспектора. 11. Предписания органов Госархстройнадзора России, а также действия их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий орган Госархстройнадзора России, суд или арбитражный суд. Подача жалоб и исковых заявлений на предписания, выданные органами Госархстройнадзора России, не приостанавливает их исполнения, если вышестоящим органом, судом или арбитражным судом не вынесены определения о приостановлении исполнения предписаний. 12. Для обобщения и анализа уровня качества строительства на территории Российской Федерации органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации не реже двух раз в год представляют в Главгосархстройнадзор России информацию о результатах своей деятельности по форме и в порядке, утверждаемым Главгосархстройнадзором России. Указанная информация предоставляется органами архитектурно-строительного надзора городов и районов в органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации в устанавливаемые ими сроки. 13. Штатная численность органов Госархстройнадзора России определяется: для Главгосархстройнадзора России - Председателем Государственного комитета Российской Федерации по строительной, архитектурной и жилищной политике; для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министром обороны Российской Федерации; для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов - руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, исходя из количества подконтрольных объектов, их технической сложности, а также других местных условий с учетом рекомендаций, выдаваемых Главгосархстройнадзором России. 14. Главгосархстройнадзор России вправе давать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей соответствующих органов Госархстройнадзора России, в том числе по результатам проведенной профессиональной аттестации. Органы Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации вправе давать органам местного самоуправления предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей органов архитектурно-строительного надзора городов и районов. 15. Должностные лица органов Госархстройнадзора России проходят в порядке, установленном Госстроем России, профессиональную аттестацию, по результатам которой им присваивается звание "Государственный строительный инспектор Российской Федерации", выдаются нагрудные знаки, удостоверения и квалификационные аттестаты по установленной форме. 16. Финансирование деятельности органов Госархстройнадзора России осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на развитие материально-технической и социальной базы органов Госархстройнадзора России используются также средства, поступающие в форме штрафов за правонарушения в области строительства. По решению органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для финансирования деятельности органов Госархстройнадзора России могут также предусматриваться средства из дополнительных источников. 17. Органы Госархстройнадзора России имеют счета в банковских учреждениях, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации или герба муниципального образования со своим наименованием, а также соответствующие бланки и штампы. 18. Вопросы обеспечения органов Госархстройнадзора России необходимыми производственными помещениями, средствами связи, контрольно-измерительными приборами, лабораторным оборудованием, автомобильным транспортом и другими материально-техническими средствами решаются: для Главгосархстройнадзора России - Госстроем России; для Инспекции Госархстройнадзора Минобороны России - Министерством обороны Российской Федерации; для органов Госархстройнадзора субъектов Российской Федерации, городов и районов - соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. 19. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом местных особенностей и на основании настоящего Положения могут утверждать по согласованию с Госстроем России положения о государственном архитектурно-строительном надзоре на подведомственных территориях. Министерство обороны Российской Федерации на основании настоящего Положения по согласованию с Госстроем России может утверждать положение об органах Госархстройнадзора Минобороны России, а также о порядке осуществления госархстройнадзора на объектах, подконтрольных Министерству обороны Российской Федерации. |