ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА (ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ)". Приказ. Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике. 26.03.99 74

                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
         ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА
             (ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ)"

                                ПРИКАЗ

             ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ,
                  АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ

                           26 марта 1999 г.
                                 N 74

                                (НЦПИ)


     С целью  укрепления  и  расширения  нормативно-методической  базы
реформирования  жилищно-коммунального  хозяйства  в   соответствии   с
Концепцией  реформы  ЖКХ  в Российской Федерации,  утвержденной Указом
Президента Российской  Федерации  от  28  апреля  1997  года  N   425,
приказываю:
     5. Утвердить   разработанные   по   поручению   Госстроя   России
Государственным      унитарным      предприятием      "Государственный
научно-технический  центр  нормирования  и  информационных  систем   в
жилищно-коммунальном  хозяйстве" ("Центр нормирования и информационных
систем") совместно с Фондом "Институт экономики города"  "Рекомендации
по определению численности работников службы заказчика (организации по
управлению жилищным фондом)".
     6. Рекомендовать    органам   исполнительной   власти   субъектов
Российской  Федерации  и  органам  местного  самоуправления  указанные
нормативы для разработки региональных методических документов.
     7. Считать  утратившим  силу  раздел  1  "Нормативы   численности
руководителей,  специалистов,  служащих и рабочих жилищного хозяйства"
сборника "Рекомендаций  по  нормированию  и  оплате  труда  работников
жилищного,  водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств",
утвержденных приказом Комитета Российской Федерации по  муниципальному
хозяйству от 15.10.93 N 50.
     8. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить   на
заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н.

Председатель
                                                            Е.В. Басин
26 марта 1999 г.
N 74

                                                            Приложение

              ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
               В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ЦНИС)

                   ФОНД "ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА"

                             РЕКОМЕНДАЦИИ
             по определению численности работников службы
                 заказчика жилищно-коммунальных услуг
             (организации по управлению жилищным фондом)

                          1. Общие положения

     1.1. Об управлении муниципальным жилищным фондом

     1.1.1. Служба  заказчика  жилищно-коммунальных  услуг*   является
самостоятельной   организацией,   управляющей  муниципальным  жилищным
фондом.  Служба заказчика может  создаваться  в  форме  муниципального
предприятия   или   муниципального   учреждения.  Формирование  службы
заказчика  осуществляется  в   процессе   разделения   функций   между
заказчиком  жилищно-коммунальных  услуг  для  муниципального жилищного
фонда и подрядными организациями,  осуществляющими предоставление этих
услуг.  Создание  Службы  заказчика  сопровождается  ликвидацией  всех
других структур,  осуществляющих управленческие функции по отношению к
муниципальному  жилищному фонду,  в том числе управленческого аппарата
жилищных  трестов,  жилищно-коммунальных   объединений   и   т.п.,   и
выделением  из  их  состава самостоятельных муниципальных предприятий,
осуществляющих подрядные работы.
------------------
     * далее - "Служба заказчика".

     1.1.2. Служба  заказчика  не  должна  выступать  монополистом  на
предоставление услуг по управлению муниципальным  жилищным  фондом.  К
осуществлению  этих  функций  на  конкурсной основе могут привлекаться
организации по управлению жилищным  фондом  или  управляющие  компании
любой    организационно-правовой    формы,   способные   предоставлять
качественные управленческие услуги. При отборе управляющей компании на
конкурсной  основе  численность и структура работников данной компании
не должна предписываться условиями конкурса.  В рамках  муниципального
образования может быть создано несколько Служб заказчика.
     1.1.3. Создание    службы    заказчика   и   связанные   с   этим
преобразования системы управления ЖКХ (выделение из  состава  жилищных
трестов  самостоятельных  муниципальных  предприятий  по  обслуживанию
жилья,  переход на договорные отношения и  т.п.)  должны  приводить  к
более  рациональному  использованию  ресурсов  и  экономии  средств на
управление и  обслуживание  муниципального  жилищного  фонда.  Если  в
результате  проводимых  преобразований  расходы  растут  и  не удается
достичь  финансовой  экономии,  необходимо  еще  раз  проанализировать
систему   управления  жилищно-коммунальным  хозяйством  муниципального
образования на предмет:
     - выявления  и  ликвидации  дублирования  управленческих  функций
различными структурами в системе управления ЖКХ;
     - оценки  численности административно-управленческого персонала и
общей  штатной   численности   персонала   муниципальных   предприятий
жилищно-коммунального  хозяйства  на  предмет их соответствия реальным
финансовым возможностям муниципального образования;
     - соответствия   включенного   в   договоры  объема  и  структуры
предоставления  жилищно-коммунальных  услуг  финансовым   возможностям
муниципального  образования  и  реальности контроля за предоставлением
этих услуг;
     - действенности    санкций    за    неполное   и   некачественное
предоставление жилищно-коммунальных услуг;
     - использования    возможностей    снижения    затрат   и   более
рационального использования средств за счет организации обслуживания и
управления жилищным фондом на конкурсной основе.
     1.2. О  нормировании  деятельности  по  управлению  муниципальным
жилищным фондом.
     1.2.1. Нормативы   численности   работников   Службы    заказчика
жилищно-коммунальных  услуг (организации по управлению жилищным фондом
или управляющей компании) разработаны с учетом ее эффективной работы и
рекомендованы для нормирования труда работников этих организаций.
     1.2.2. Приведенные  в сборнике нормативы численности определены с
учетом разделения на муниципальном уровне функций между собственниками
жилищного фонда (или организациями,  уполномоченными выступать от лица
собственника), управляющими компаниями и подрядными организациями.
     1.2.3. Сборник позволяет  определить  численность  руководителей,
специалистов  и  служащих,  затраты,  связанные с деятельностью Службы
заказчика,  как составной части жилищно-коммунальных услуг, установить
организационную  структуру  службы заказчика,  произвести рациональную
расстановку кадров.
     1.2.4. В   основу   разработки  нормативов  численности  положены
технико-экономические показатели и характеристики,  отчетные данные  и
действующие     структурные     схемы    Служб    заказчика,    другие
нормативно-методические материалы.
     1.2.5. Нормативы    численности   работников   Службы   заказчика
установлены по следующим основным блокам функций  управления  жилищным
фондом  с  учетом  положений  Концепции  реформы жилищно-коммунального
хозяйства в Российской Федерации:
     а) руководство службы заказчика;
     б) технический контроль и планирование;
     в) финансово-экономическая деятельность;
     г) договорно-правовая деятельность.
     С учетом  указанных  функций  в  Приложении  к сборнику приведена
примерная организационная структура службы заказчика.
     1.2.6. Норматив   численности   в   целом   по  Службе  заказчика
определяется путем суммирования нормативов по функциям.
     1.2.7. В  качестве  основного  нормообразующего  фактора  выбрана
общая  площадь  жилищного  фонда,  находящегося  в  управлении  Службы
заказчика.  Расчет  производился  в  диапазоне  рекомендуемых значений
общей  площади  от  900000  до  2700000  кв.м.  Эта  площадь  примерно
соответствует  численности  населения от 50 до 150 тысяч человек.  При
превышении  предельного  объема  общей   площади,   установленного   в
сборнике,  представляется  целесообразным  формировать несколько Служб
заказчика.   При   этом   возникают   предпосылки   для   формирования
конкурентной  среды  в  сфере управления жилищным фондом.  При меньшем
размере  общей  площади  управляемого  жилищного  фонда   (для   малых
муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться.
     1.2.8. В настоящие нормативы не включена численность:
     - работников,  занятых регистрацией граждан по месту пребывания и
месту жительства (паспортной работой);
     - работников,   занятых   организацией  и  управлением  процессом
приватизации муниципального жилищного фонда;
     - рабочих   (уборщики  служебных  помещений,  водители  легкового
транспорта и т.д.),  которая может быть определена по другим сборникам
норм и нормативов затрат труда.
     1.2.9. Приведенные в сборнике нормативы численности рекомендованы
для условий перехода к рыночным отношениям в сфере управления жилищным
фондом.   С    учетом    особенностей    региональной    политики    в
жилищно-коммунальной  сфере  и  развитием конкурентной среды в системе
управления  жилищным  фондом  могут   быть   использованы   нормативы,
разработанные на муниципальном уровне.

                         2. Нормативная часть

     2.1. Общее руководство Службы заказчика
     Функции административного  и  обслуживающего   персонала   Службы
заказчика:
     - Руководство деятельностью Службы  заказчика  в  соответствии  с
действующим      законодательством      и      Концепцией      реформы
жилищно-коммунального хозяйства  в  Российской  Федерации  и  согласно
утвержденному уставу (положению) и договору с собственником.
     - Организация и ведение бухгалтерского  учета  в  соответствии  с
едиными  методологическими  основами бухгалтерского учета и отчетности
на  территории  Российской  Федерации  для   организаций,   являющихся
юридическими  лицами независимо от подчиненности и форм собственности,
включая организации,  основная деятельность которых  финансируется  за
счет средств бюджета.
     - Обеспечение кадрами  требуемой  квалификации  и  специальности,
организация  учебно-методической  работы по необходимым видам и формам
подготовки и повышению квалификации работников службы заказчика.
     - Документальное  оформление  управленческих  решений,  действий,
связей;   организация   документооборота;   упорядочение   и  хранение
исполненной документации; контроль своевременного исполнения приказов,
поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя
службы заказчика.
     - Обеспечение  работников  всем  необходимым для их деятельности,
прием,  хранение и отпуск товарно-материальных ценностей;  контроль за
их  использованием.  Хозяйственное  обслуживание  зданий и помещений в
соответствии  с  правилами  и  нормами  производственной  санитарии  и
пожарной безопасности.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель Службы   заказчика   и   его   заместители;  главный
бухгалтер,  зам.  главного бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по
кадрам; секретарь-машинистка, машинистка; заведующий хозяйством.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|          4-6         |          6-8         |       8-11       |
------------------------------------------------------------------

     2.2. Технический контроль и планирование.

     2.2.1. Формирование заказа на работы по содержанию,  обслуживанию
и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг.
     - Анализ   сложившегося   состояния   находящегося  в  управлении
жилищного фонда,  уровня и качества  предоставляемых  услуг  и  работ,
подготовка  предложений  по  повышению качества обслуживания жилищного
фонда.
     - Участие   в   работе   по   приемке   в   состав  муниципальной
собственности ведомственного жилищного фонда.
     - Ведение  технической  документации  и  банка  данных по составу
инженерного   оборудования,   капитальности   и   другим   техническим
параметрам зданий, сооружений, инженерных сетей.
     - Разработка  требований  по  качеству   содержания   и   ремонта
жилищного   фонда,   планирование  работ  по  капитальному  ремонту  и
модернизации жилищного фонда.
     - Составление  перечня  требуемых работ по обслуживанию и ремонту
жилищного фонда.
     - Разработка  рекомендаций  по  методам  и  техническим  решениям
устранения обнаруженных дефектов.
     - Организация   и   проведение   конкурсов   между  предприятиями
различных форм собственности на обслуживание и ремонт жилищного фонда.
Выбор   перечня   домов,   выставляемых   на  конкурс,  предоставление
необходимой  информации   для   потенциальных   участников   конкурса,
проведение   предварительного  собрания  участников  конкурса,  осмотр
выставляемого на  конкурс  жилищного  фонда  с  участниками  конкурса,
участие в работе конкурсной комиссии.
     - Подготовка  проектов  договоров  в  их  технической  части   по
обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
     - Работа  с  ресурсоснабжающими   предприятиями   по   подготовке
проектов  договоров  в  их технической части между Службой заказчика и
ресурсоснабжающими    организациями.     Обеспечение     согласованной
технической политики с поставщиками коммунальных услуг.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель подразделения, инженер, экономист.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|          2-3         |          3-5         |        5-7       |
------------------------------------------------------------------

     2.2.2. Контроль  за  техническим  состоянием   и   использованием
жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг.
     - Обеспечение технических условий  эксплуатации  и  осуществление
контроля  за  правильной  эксплуатацией  и содержанием жилищного фонда
подрядными организациями.
     - Контроль  и  обеспечение  работ по подготовке жилищного фонда к
сезонным условиям эксплуатации.
     - Контроль  качества и объема выполненных работ и предоставленных
услуг,  приемка  произведенных  работ  и  услуг  согласно  заключенным
договорам.   Актирование   выполненных   работ,   актирование   фактов
невыполнения договорных обязательств.
     - Прием  и  регистрация  заявок,  ведение  учета ремонтных работ;
составление  перечня  требуемых  работ  по  обслуживанию   и   ремонту
жилищного фонда.
     - Обеспечение потребителей информацией о нормативных  показателях
качества   жилищно-коммунальных   услуг,  сроках  их  представления  и
размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества.
     - Проверка соблюдения  потребителями  жилищно-коммунальных  услуг
своих   обязательств   по   договорам   найма,   аренды,  технического
обслуживания и т.д.
     - Подготовка   данных   для    корректировки    размера    оплаты
жилищно-коммунальных   услуг   в  случае  отклонения  их  качества  от
нормативного уровня.
     - Работа  с  населением  по  ликвидации  задолженности  по оплате
жилищно-коммунальных услуг. Принятие мер по взысканию задолженности, в
т.ч.  подготовка  и  направление уведомлений о необходимости погашения
задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг,  выяснение  причин
возникновения  задолженности,  анализ полученной информации и принятие
решений по каждой конкретной семье.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель подразделения, инженер, инспектор, техник.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|         10-13        |         13-18        |         18-25    |
------------------------------------------------------------------

     2.2.3. Диспетчерское обслуживание
     - Прием и регистрация заявок,  выяснение их причин  и  характера.
Оперативное  решение  вопросов  о  направлении бригад на места аварий.
Ведение диспетчерского журнала и другой технической документации.
     - Осуществление связи с работниками бригад,  находящихся на линии
для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и  предупреждения
нарушений хода выполнения работ, а также причин их вызвавших.
     Примерный перечень должностей:
     Оператор диспетчерской службы.
     Норматив численности - 5 человек.

     2.3. Финансово-экономическая деятельность

     2.3.1. Финансовое  обеспечение  заказа  на  работы по содержанию,
обслуживанию и ремонту жилищного  фонда  и  на  поставку  коммунальных
услуг.
     - Осуществление   расчетов   с   подрядчиками   за  реализованную
продукцию (услуги,  работы) в соответствии с  актами  оценки  качества
выполненных работ и поставленных услуг.
     - Консолидация финансовых средств для расчетов с подрядчиками  за
выполненные   работы   и   предоставленные  услуги  в  соответствии  с
заключенными договорами.
     - Разработка  предложений  по  эффективному использованию нежилых
помещений и земельных  участков  в  целях  привлечения  дополнительных
финансовых ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда.
     - Применение  штрафных  санкций  к  подрядчикам,   осуществляющим
работы   по   обслуживанию   и  ремонту  жилищного  фонда  и  поставке
коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами.
     - Разработка    предложений    по    корректировке   экономически
обоснованных  тарифов  на  обслуживание  и  ремонт  жилищного   фонда,
подготовка  материалов  по  указанным  тарифам для утверждения органом
местного самоуправления.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель подразделения, экономист.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|          3-4         |          4-6         |        6-8       |
------------------------------------------------------------------

     2.3.2. Оплата жилищно-коммунальных услуг.

     - Определение  размера  платежей  за  жилищно-коммунальные услуги
(ЖКУ) с учетом права на льготы и предоставленных  субсидий  на  оплату
жилья и коммунальных услуг.
     - Оформление  счетов-квитанций  на  оплату   жилищно-коммунальных
услуг.
     - Проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги:
     при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги;
     при временном отсутствии потребителя по месту жительства;
     при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня;
     при введении дополнительных льгот или их отмене;
     при изменении размера субсидий.
     - Рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с
начислением платы за жилищно-коммунальные услуги.
     - Организация расчетно-кассового обслуживания.
     - Анализ  информации  о  поступлении  денежных средств на лицевые
счета плательщиков.
     - Выявление  потребителей,  имеющих  задолженность по платежам за
жилищно-коммунальные услуги.
     - Начисление   пеней   в   установленном  договором  размере  при
нарушении    потребителями     сроков     внесения     платежей     за
жилищно-коммунальные услуги.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель подразделения, бухгалтер, кассир, контролер.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|          3-4         |          4-6         |        6-8       |
------------------------------------------------------------------

     2.3.3. Информационное и методическое обеспечение

     - Создание и ведение базы данных  по  объектам  жилищного  фонда,
инженерному  оборудованию,  капитальности  и  другим  параметрам жилых
зданий.
     - Создание  и ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и
карточкам учета собственников жилья в муниципальном жилищном фонде.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель подразделения, экономист, инженер, оператор.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|          2-3         |          3-5         |        5-7       |
------------------------------------------------------------------

     2.4. Договорно-правовая деятельность

     - Разработка    и    оформление    договоров   с   организациями,
обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг.
     - Контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и
составление протоколов разногласий к договорам,  обеспечение правовыми
средствами  проверки  качества  работ и услуг,  обеспечение соблюдения
законодательства о труде.
     - Заключение  договоров  найма,  аренды;  договоров на управление
недвижимым имуществом или договоров на  оказание  жилищно-коммунальных
услуг с собственниками жилых помещений.
     - Перезаключение договоров коммерческого найма по истечении срока
их действия.
     - Расторжение заключенных договоров в  судебном  порядке  или  по
соглашению сторон.
     - Выдача разрешений на сдачу жилого  помещения  в  поднаем  и  на
заключение договора субаренды.
     - Страхование риска гибели жилого помещения.
     - Заключение  договоров  на  оказание  услуг  по  сбору  платежей
населения  за  жилищно-коммунальные  услуги   со   специализированными
организациями.
     - Юридическое  оформление  договоров,   обеспечение   законности,
проверка   соответствия   действующему   законодательству,   приказам,
инструкциям,  положениям  и  другим  документам  правового  характера,
имеющим отношение к обслуживанию и ремонту жилищного фонда.
     - Рассмотрение   предложений,   жалоб,   заявлений   потребителей
жилищно-коммунальных     услуг     по     вопросам,     связанным    с
жилищно-коммунальным обслуживанием.
     - Подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан.
     - Представление интересов службы заказчика на судебных заседаниях
по делам о жилищно-коммунальном обслуживании и его оплате.
     - Подготовка материалов для судебного взыскания задолженности.
     Примерный перечень должностей:
     Руководитель подразделения, экономист, юрисконсульт.
     Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м):

------------------------------------------------------------------
|        до 900        |       901-1300       |     1301-2700    |
------------------------------------------------------------------

     Нормативная численность, чел.:

------------------------------------------------------------------
|          1-2         |          2-4         |        4-7       |
------------------------------------------------------------------

-------------------------------------------------------------------------------------
|                                          -----------------                        |
|                                          |    Директор   |                        |
|                  ------------------------|     Службы    |----------              |
|                  |                       |    заказчика  |         |              |
|                  |                       -----------------         |              |
|                  |                                                 |              |
|                  |     ------------------- ------------------      |              |
|                  |     | Главный инженер | | Заместитель по |      |              |
|                  |     |                 | | экономике и    |      |              |
|                  |     |                 | | финансам       |      |              |
|                  |     ------------------- ------------------      |              |
|                  |                                                 |              |
| ---------------------- ------------------- ------------------ ---------------     |
| | Договорно-правовое | | Подразделение   | | Финансово-     | | Бухгалтерия |     |
| | подразделение      | | технического    | | экономическое  | |             |     |
| ---------------------- | контроля и      | | подразделение  | |             |     |
|                        | планирования    | |                | |             |     |
|                        ------------------- ------------------ ---------------     |
|                                                                                   |
|                        ------------------- ------------------                     |
|                        | Оперативно-     | | Расчетное      |                     |
|                        | диспетчерская   | | подразделение  |                     |
|                        | служба          | |                |                     |
|                        ------------------- ------------------                     |
|                                                                                   |
|                        ------------------- ------------------                     |
|                        | Территориальные | | Информационно- |                     |
|                        | подразделения   | | методическое   |                     |
|                        |                 | | подразделение  |                     |
|                        ------------------- ------------------                     |
-------------------------------------------------------------------------------------

     Примерная организационная структура Службы заказчика