ОБ УТВЕРЖДЕНИИ "РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ЗАКАЗЧИКА (ОРГАНИЗАЦИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЖИЛИЩНЫМ ФОНДОМ)" ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО СТРОИТЕЛЬНОЙ, АРХИТЕКТУРНОЙ И ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ 26 марта 1999 г. N 74 (НЦПИ) С целью укрепления и расширения нормативно-методической базы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в соответствии с Концепцией реформы ЖКХ в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425, приказываю: 5. Утвердить разработанные по поручению Госстроя России Государственным унитарным предприятием "Государственный научно-технический центр нормирования и информационных систем в жилищно-коммунальном хозяйстве" ("Центр нормирования и информационных систем") совместно с Фондом "Институт экономики города" "Рекомендации по определению численности работников службы заказчика (организации по управлению жилищным фондом)". 6. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления указанные нормативы для разработки региональных методических документов. 7. Считать утратившим силу раздел 1 "Нормативы численности руководителей, специалистов, служащих и рабочих жилищного хозяйства" сборника "Рекомендаций по нормированию и оплате труда работников жилищного, водопроводно-канализационного и энергетического хозяйств", утвержденных приказом Комитета Российской Федерации по муниципальному хозяйству от 15.10.93 N 50. 8. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Госстроя России Чернышова Л.Н. Председатель Е.В. Басин 26 марта 1999 г. N 74 Приложение ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ (ЦНИС) ФОНД "ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА" РЕКОМЕНДАЦИИ по определению численности работников службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом) 1. Общие положения 1.1. Об управлении муниципальным жилищным фондом 1.1.1. Служба заказчика жилищно-коммунальных услуг* является самостоятельной организацией, управляющей муниципальным жилищным фондом. Служба заказчика может создаваться в форме муниципального предприятия или муниципального учреждения. Формирование службы заказчика осуществляется в процессе разделения функций между заказчиком жилищно-коммунальных услуг для муниципального жилищного фонда и подрядными организациями, осуществляющими предоставление этих услуг. Создание Службы заказчика сопровождается ликвидацией всех других структур, осуществляющих управленческие функции по отношению к муниципальному жилищному фонду, в том числе управленческого аппарата жилищных трестов, жилищно-коммунальных объединений и т.п., и выделением из их состава самостоятельных муниципальных предприятий, осуществляющих подрядные работы. ------------------ * далее - "Служба заказчика". 1.1.2. Служба заказчика не должна выступать монополистом на предоставление услуг по управлению муниципальным жилищным фондом. К осуществлению этих функций на конкурсной основе могут привлекаться организации по управлению жилищным фондом или управляющие компании любой организационно-правовой формы, способные предоставлять качественные управленческие услуги. При отборе управляющей компании на конкурсной основе численность и структура работников данной компании не должна предписываться условиями конкурса. В рамках муниципального образования может быть создано несколько Служб заказчика. 1.1.3. Создание службы заказчика и связанные с этим преобразования системы управления ЖКХ (выделение из состава жилищных трестов самостоятельных муниципальных предприятий по обслуживанию жилья, переход на договорные отношения и т.п.) должны приводить к более рациональному использованию ресурсов и экономии средств на управление и обслуживание муниципального жилищного фонда. Если в результате проводимых преобразований расходы растут и не удается достичь финансовой экономии, необходимо еще раз проанализировать систему управления жилищно-коммунальным хозяйством муниципального образования на предмет: - выявления и ликвидации дублирования управленческих функций различными структурами в системе управления ЖКХ; - оценки численности административно-управленческого персонала и общей штатной численности персонала муниципальных предприятий жилищно-коммунального хозяйства на предмет их соответствия реальным финансовым возможностям муниципального образования; - соответствия включенного в договоры объема и структуры предоставления жилищно-коммунальных услуг финансовым возможностям муниципального образования и реальности контроля за предоставлением этих услуг; - действенности санкций за неполное и некачественное предоставление жилищно-коммунальных услуг; - использования возможностей снижения затрат и более рационального использования средств за счет организации обслуживания и управления жилищным фондом на конкурсной основе. 1.2. О нормировании деятельности по управлению муниципальным жилищным фондом. 1.2.1. Нормативы численности работников Службы заказчика жилищно-коммунальных услуг (организации по управлению жилищным фондом или управляющей компании) разработаны с учетом ее эффективной работы и рекомендованы для нормирования труда работников этих организаций. 1.2.2. Приведенные в сборнике нормативы численности определены с учетом разделения на муниципальном уровне функций между собственниками жилищного фонда (или организациями, уполномоченными выступать от лица собственника), управляющими компаниями и подрядными организациями. 1.2.3. Сборник позволяет определить численность руководителей, специалистов и служащих, затраты, связанные с деятельностью Службы заказчика, как составной части жилищно-коммунальных услуг, установить организационную структуру службы заказчика, произвести рациональную расстановку кадров. 1.2.4. В основу разработки нормативов численности положены технико-экономические показатели и характеристики, отчетные данные и действующие структурные схемы Служб заказчика, другие нормативно-методические материалы. 1.2.5. Нормативы численности работников Службы заказчика установлены по следующим основным блокам функций управления жилищным фондом с учетом положений Концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации: а) руководство службы заказчика; б) технический контроль и планирование; в) финансово-экономическая деятельность; г) договорно-правовая деятельность. С учетом указанных функций в Приложении к сборнику приведена примерная организационная структура службы заказчика. 1.2.6. Норматив численности в целом по Службе заказчика определяется путем суммирования нормативов по функциям. 1.2.7. В качестве основного нормообразующего фактора выбрана общая площадь жилищного фонда, находящегося в управлении Службы заказчика. Расчет производился в диапазоне рекомендуемых значений общей площади от 900000 до 2700000 кв.м. Эта площадь примерно соответствует численности населения от 50 до 150 тысяч человек. При превышении предельного объема общей площади, установленного в сборнике, представляется целесообразным формировать несколько Служб заказчика. При этом возникают предпосылки для формирования конкурентной среды в сфере управления жилищным фондом. При меньшем размере общей площади управляемого жилищного фонда (для малых муниципальных образований) блоки функций могут совмещаться. 1.2.8. В настоящие нормативы не включена численность: - работников, занятых регистрацией граждан по месту пребывания и месту жительства (паспортной работой); - работников, занятых организацией и управлением процессом приватизации муниципального жилищного фонда; - рабочих (уборщики служебных помещений, водители легкового транспорта и т.д.), которая может быть определена по другим сборникам норм и нормативов затрат труда. 1.2.9. Приведенные в сборнике нормативы численности рекомендованы для условий перехода к рыночным отношениям в сфере управления жилищным фондом. С учетом особенностей региональной политики в жилищно-коммунальной сфере и развитием конкурентной среды в системе управления жилищным фондом могут быть использованы нормативы, разработанные на муниципальном уровне. 2. Нормативная часть 2.1. Общее руководство Службы заказчика Функции административного и обслуживающего персонала Службы заказчика: - Руководство деятельностью Службы заказчика в соответствии с действующим законодательством и Концепцией реформы жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации и согласно утвержденному уставу (положению) и договору с собственником. - Организация и ведение бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации для организаций, являющихся юридическими лицами независимо от подчиненности и форм собственности, включая организации, основная деятельность которых финансируется за счет средств бюджета. - Обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности, организация учебно-методической работы по необходимым видам и формам подготовки и повышению квалификации работников службы заказчика. - Документальное оформление управленческих решений, действий, связей; организация документооборота; упорядочение и хранение исполненной документации; контроль своевременного исполнения приказов, поручений и распоряжений; техническое обслуживание работы руководителя службы заказчика. - Обеспечение работников всем необходимым для их деятельности, прием, хранение и отпуск товарно-материальных ценностей; контроль за их использованием. Хозяйственное обслуживание зданий и помещений в соответствии с правилами и нормами производственной санитарии и пожарной безопасности. Примерный перечень должностей: Руководитель Службы заказчика и его заместители; главный бухгалтер, зам. главного бухгалтера, бухгалтер, кассир, инспектор по кадрам; секретарь-машинистка, машинистка; заведующий хозяйством. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 4-6 | 6-8 | 8-11 | ------------------------------------------------------------------ 2.2. Технический контроль и планирование. 2.2.1. Формирование заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг. - Анализ сложившегося состояния находящегося в управлении жилищного фонда, уровня и качества предоставляемых услуг и работ, подготовка предложений по повышению качества обслуживания жилищного фонда. - Участие в работе по приемке в состав муниципальной собственности ведомственного жилищного фонда. - Ведение технической документации и банка данных по составу инженерного оборудования, капитальности и другим техническим параметрам зданий, сооружений, инженерных сетей. - Разработка требований по качеству содержания и ремонта жилищного фонда, планирование работ по капитальному ремонту и модернизации жилищного фонда. - Составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. - Разработка рекомендаций по методам и техническим решениям устранения обнаруженных дефектов. - Организация и проведение конкурсов между предприятиями различных форм собственности на обслуживание и ремонт жилищного фонда. Выбор перечня домов, выставляемых на конкурс, предоставление необходимой информации для потенциальных участников конкурса, проведение предварительного собрания участников конкурса, осмотр выставляемого на конкурс жилищного фонда с участниками конкурса, участие в работе конкурсной комиссии. - Подготовка проектов договоров в их технической части по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. - Работа с ресурсоснабжающими предприятиями по подготовке проектов договоров в их технической части между Службой заказчика и ресурсоснабжающими организациями. Обеспечение согласованной технической политики с поставщиками коммунальных услуг. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, инженер, экономист. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 2-3 | 3-5 | 5-7 | ------------------------------------------------------------------ 2.2.2. Контроль за техническим состоянием и использованием жилищного фонда и предоставлением жилищно-коммунальных услуг. - Обеспечение технических условий эксплуатации и осуществление контроля за правильной эксплуатацией и содержанием жилищного фонда подрядными организациями. - Контроль и обеспечение работ по подготовке жилищного фонда к сезонным условиям эксплуатации. - Контроль качества и объема выполненных работ и предоставленных услуг, приемка произведенных работ и услуг согласно заключенным договорам. Актирование выполненных работ, актирование фактов невыполнения договорных обязательств. - Прием и регистрация заявок, ведение учета ремонтных работ; составление перечня требуемых работ по обслуживанию и ремонту жилищного фонда. - Обеспечение потребителей информацией о нормативных показателях качества жилищно-коммунальных услуг, сроках их представления и размерах финансовых санкций за нарушение нормативного уровня качества. - Проверка соблюдения потребителями жилищно-коммунальных услуг своих обязательств по договорам найма, аренды, технического обслуживания и т.д. - Подготовка данных для корректировки размера оплаты жилищно-коммунальных услуг в случае отклонения их качества от нормативного уровня. - Работа с населением по ликвидации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг. Принятие мер по взысканию задолженности, в т.ч. подготовка и направление уведомлений о необходимости погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, выяснение причин возникновения задолженности, анализ полученной информации и принятие решений по каждой конкретной семье. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, инженер, инспектор, техник. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 10-13 | 13-18 | 18-25 | ------------------------------------------------------------------ 2.2.3. Диспетчерское обслуживание - Прием и регистрация заявок, выяснение их причин и характера. Оперативное решение вопросов о направлении бригад на места аварий. Ведение диспетчерского журнала и другой технической документации. - Осуществление связи с работниками бригад, находящихся на линии для оперативного контроля за ходом ликвидации аварий и предупреждения нарушений хода выполнения работ, а также причин их вызвавших. Примерный перечень должностей: Оператор диспетчерской службы. Норматив численности - 5 человек. 2.3. Финансово-экономическая деятельность 2.3.1. Финансовое обеспечение заказа на работы по содержанию, обслуживанию и ремонту жилищного фонда и на поставку коммунальных услуг. - Осуществление расчетов с подрядчиками за реализованную продукцию (услуги, работы) в соответствии с актами оценки качества выполненных работ и поставленных услуг. - Консолидация финансовых средств для расчетов с подрядчиками за выполненные работы и предоставленные услуги в соответствии с заключенными договорами. - Разработка предложений по эффективному использованию нежилых помещений и земельных участков в целях привлечения дополнительных финансовых ресурсов для улучшения состояния жилищного фонда. - Применение штрафных санкций к подрядчикам, осуществляющим работы по обслуживанию и ремонту жилищного фонда и поставке коммунальных услуг в соответствии с заключенными договорами. - Разработка предложений по корректировке экономически обоснованных тарифов на обслуживание и ремонт жилищного фонда, подготовка материалов по указанным тарифам для утверждения органом местного самоуправления. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, экономист. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 3-4 | 4-6 | 6-8 | ------------------------------------------------------------------ 2.3.2. Оплата жилищно-коммунальных услуг. - Определение размера платежей за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) с учетом права на льготы и предоставленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. - Оформление счетов-квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг. - Проведение перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги: при изменении тарифов на жилищно-коммунальные услуги; при временном отсутствии потребителя по месту жительства; при отклонении показателей качества ЖКУ от нормативного уровня; при введении дополнительных льгот или их отмене; при изменении размера субсидий. - Рассмотрение жалоб и заявлений граждан по вопросам, связанным с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги. - Организация расчетно-кассового обслуживания. - Анализ информации о поступлении денежных средств на лицевые счета плательщиков. - Выявление потребителей, имеющих задолженность по платежам за жилищно-коммунальные услуги. - Начисление пеней в установленном договором размере при нарушении потребителями сроков внесения платежей за жилищно-коммунальные услуги. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, бухгалтер, кассир, контролер. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 3-4 | 4-6 | 6-8 | ------------------------------------------------------------------ 2.3.3. Информационное и методическое обеспечение - Создание и ведение базы данных по объектам жилищного фонда, инженерному оборудованию, капитальности и другим параметрам жилых зданий. - Создание и ведение базы данных по лицевым счетам нанимателей и карточкам учета собственников жилья в муниципальном жилищном фонде. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, экономист, инженер, оператор. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 2-3 | 3-5 | 5-7 | ------------------------------------------------------------------ 2.4. Договорно-правовая деятельность - Разработка и оформление договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд, и поставщиками коммунальных услуг. - Контроль за выполнением договорных обязательств, рассмотрение и составление протоколов разногласий к договорам, обеспечение правовыми средствами проверки качества работ и услуг, обеспечение соблюдения законодательства о труде. - Заключение договоров найма, аренды; договоров на управление недвижимым имуществом или договоров на оказание жилищно-коммунальных услуг с собственниками жилых помещений. - Перезаключение договоров коммерческого найма по истечении срока их действия. - Расторжение заключенных договоров в судебном порядке или по соглашению сторон. - Выдача разрешений на сдачу жилого помещения в поднаем и на заключение договора субаренды. - Страхование риска гибели жилого помещения. - Заключение договоров на оказание услуг по сбору платежей населения за жилищно-коммунальные услуги со специализированными организациями. - Юридическое оформление договоров, обеспечение законности, проверка соответствия действующему законодательству, приказам, инструкциям, положениям и другим документам правового характера, имеющим отношение к обслуживанию и ремонту жилищного фонда. - Рассмотрение предложений, жалоб, заявлений потребителей жилищно-коммунальных услуг по вопросам, связанным с жилищно-коммунальным обслуживанием. - Подготовка ответов на поступившие жалобы и заявления граждан. - Представление интересов службы заказчика на судебных заседаниях по делам о жилищно-коммунальном обслуживании и его оплате. - Подготовка материалов для судебного взыскания задолженности. Примерный перечень должностей: Руководитель подразделения, экономист, юрисконсульт. Общая площадь управляемого жилищного фонда (тыс.кв.м): ------------------------------------------------------------------ | до 900 | 901-1300 | 1301-2700 | ------------------------------------------------------------------ Нормативная численность, чел.: ------------------------------------------------------------------ | 1-2 | 2-4 | 4-7 | ------------------------------------------------------------------ ------------------------------------------------------------------------------------- | ----------------- | | | Директор | | | ------------------------| Службы |---------- | | | | заказчика | | | | | ----------------- | | | | | | | | ------------------- ------------------ | | | | | Главный инженер | | Заместитель по | | | | | | | | экономике и | | | | | | | | финансам | | | | | ------------------- ------------------ | | | | | | | ---------------------- ------------------- ------------------ --------------- | | | Договорно-правовое | | Подразделение | | Финансово- | | Бухгалтерия | | | | подразделение | | технического | | экономическое | | | | | ---------------------- | контроля и | | подразделение | | | | | | планирования | | | | | | | ------------------- ------------------ --------------- | | | | ------------------- ------------------ | | | Оперативно- | | Расчетное | | | | диспетчерская | | подразделение | | | | служба | | | | | ------------------- ------------------ | | | | ------------------- ------------------ | | | Территориальные | | Информационно- | | | | подразделения | | методическое | | | | | | подразделение | | | ------------------- ------------------ | ------------------------------------------------------------------------------------- Примерная организационная структура Службы заказчика |