ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 1 марта 1999 г. N 3 (НЦПИ) Минобразованием России в результате обмена информацией как с органами управления образованием субъектов Российской Федерации, так и с руководителями государственных и муниципальных образовательных учреждений системы общего и профессионального образования установлено: - неэффективное использование рабочего времени педагога - психолога при существующих нормативных документах, регламентирующих его деятельность; - отсутствие возможности постоянного и систематического повышения своей профессиональной компетенции, что приводит к снижению эффективности деятельности педагога - психолога в образовательных учреждениях различных типов и видов; - при существующей организации деятельности педагога - психолога происходит быстрая профессиональная дисквалификация его как специалиста, вследствие чего в отдельных регионах Российской Федерации отмечается заметная текучесть психологических кадров. Исходя из вышеизложенного, руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога - психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, как у всех категорий педагогических работников образовательных учреждений (Закон Российской Федерации "Об образовании", статья 55, пункт 5), из них: - индивидуальная, групповая работа с обучающимися, воспитанниками, консультативная работа с учителями, воспитателями и родителями обучающихся, воспитанников составляет 24 часа в неделю; - подготовка к индивидуальной и групповой работе, обработка, анализ, обобщение результатов деятельности, интерпретация полученных данных и заполнение отчетной документации (см. Приложение), затраты времени на повышение профессиональной компетенции педагога - психолога составляют 12 часов в неделю, что не требует обязательного присутствия педагога - психолога в образовательном учреждении. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога - психолога как критерий оценки эффективности его деятельности. Заместитель Министра Е.Е. ЧЕПУРНЫХ 1 марта 1999 г. N 3 Приложение к инструктивному письму от 1 марта 1999 года N 3 ФОРМЫ УЧЕТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТЧЕТНОСТЬ ПЕДАГОГОВ - ПСИХОЛОГОВ Педагоги - психологи, работающие в образовательных учреждениях различного типа и вида, образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи детям (центре), ведут учет проводимой работы по следующим формам <*>: -------------------------------- <*> Формы отчетной деятельности составлены на основании имеющегося опыта регионов Российской Федерации и апробированы региональным центром социо-психологических исследований и диагностики Самарской области. 1. План работы педагога - психолога образовательного учреждения (форма N 1). 2. Заключение по результатам проведенного психо-диагностического исследования (форма N 2). 3. Журнал консультаций психолога (форма N 3). 4. Журнал учета групповых форм работы (форма N 4). 5. Карта психолого - медико - социальной помощи ребенку (формы N 5, 5А, 5Б, 5В). 6. Программа работы педагога - психолога с группой (формы N 6, 6А). 7. Коррекционная работа (форма N 7). 8. Программа коррекционно - развивающих занятий (форма N 8). 9. Требования к авторским программам (форма N 9). 10. Аналитический отчет о работе педагога - психолога (форма N 10). 11. Аналитический отчет руководителя (методиста) муниципальной методической службы (форма N 11). По итогам года педагоги - психологи представляют аналитический отчет о своей работе (форма N 10) руководителю образовательного учреждения и руководителю муниципальной психологической службы. Данный отчет включается в отчетную документацию образовательного учреждения. Руководитель психологической службы муниципального уровня представляет по итогам года аналитический отчет (форма N 11) руководителю муниципального органа управления образованием и руководителю психологической службы региона. ФОРМА N 1 (обязательна) ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ 1. При составлении плана необходимо учитывать: - цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения; - приоритет прав и интересов ребенка в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации "Об образовании", "Конвенцией о правах ребенка", нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов Российской Федерации; - нормы расхода времени на каждый вид деятельности (см. материалы коллегии Министерства образования Российской Федерации от 29 марта 1995 г. "О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в России"). 2. План работы должен включать следующие графы: ------------------------------------------------------------------------------ | N | Название | Условия | Ответственный | Срок | Предполагаемый | | п/п | работы | проведения | | проведения | результат | |-----|----------|------------|----------------|------------|----------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ------------------------------------------------------------------------------ - Пункт 2 может содержать как название разового мероприятия (собрание, консультации, беседа, урок...), так и название программы деятельности по определенному направлению (напр.: проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). Во втором случае должны быть подпункты пункта 2, каждый из которых имеет свой срок и результат. - Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль за исполнением. - В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (напр.: оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.). 3. План работы составляется на периоды, принятые как отчетные в данном образовательном учреждении. Например, на неделю, месяц, квартал и т.д. или на учебную четверть. Перспективный план работы, включающий цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год. ФОРМА N 2 (обязательна) ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПРОВЕДЕННОГО ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (СТРУКТУРА И ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ) 1. Причина исследования (в изложении обратившегося). 2. Разработка плана исследования, построение гипотезы, обоснование выбора методик психодиагностического исследования (разработчик: Ф.И.О., должность, место работы, рабочий телефон). 3. Диагносты (Ф.И.О., должность по месту работы). 4. Сроки проведения исследования. 5. Применение методики описать по следующей схеме: --------------------------------------------------------------------- | N | Название | Автор теста, | Исследуемая | Фактор, влияющий | | п/п | шкалы | название теста | функция | на результат | |-----|----------|----------------|--------------|------------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | --------------------------------------------------------------------- 6. Название оценочных шкал, принятых как значимые в данном исследовании (например: вербальный интеллект, осведомленность, понятливость, речевое развитие, общая оценка). 7. Результаты исследования: а) количественные данные представлены в таблицах на каждый класс (группу) (см. схему учета результатов тестирования); б) обобщенная интерпретация данных: аналитическое описание полученных результатов и выводы по результатам; в) рекомендации по результатам исследования. СХЕМА УЧЕТОВ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ ---------------------------------------------------------------------------- | N | Ф.И.О. | Результаты выполнения диагностического | Заключение | | п/п | тестируемого | задания | | |-----|--------------|----------------------------------------|------------| | | | 1 | 2 | *** | N | | ---------------------------------------------------------------------------- Дата: ------------------------ ---------------------------------------------------------------------- Ф.И.О., должность составителя заключения, подпись ФОРМА N 3 (обязательна) ЖУРНАЛ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПСИХОЛОГА ПОЛНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ --------------------------------------------------------------------------------------------------- | Дата | Время | Консультируемый | Повод | Проблема | Результат | Консультант | | | | проведения | | обращения | | консультирования | | | | | | | | | | |------|------------|---------------------| | | | | | | | возраст | пол | имя | | | | | |------|------------|---------|-----|-----|-----------|----------|------------------|-------------| | 1 | 2 | 3а | 3б | 3в | 4 | 5 | 6 | 7 | --------------------------------------------------------------------------------------------------- Графа 3в заполняется полным именем обратившегося или знаком под анонимным обращением. Графа 7 вводится, если в учреждении работает несколько психологов и журнал психологических консультаций общий для всех психологов. Отметка времени начала и окончания консультаций позволяет вести учет расхода времени на консультации в месяц, год и, следовательно, учитывать это при планировании работы на следующий год. ФОРМА N 4 (обязательна) ЖУРНАЛ УЧЕТА ГРУППОВЫХ ФОРМ РАБОТЫ ------------------------------------------------------------------------- | Список | Тема или | Даты | Отметки | Ведущий | Примечание | | участников | название | встреч | о посещениях | | | | п/п N, | тренинга | | | | | | Ф.И.О. | | | | | | |------------|----------|--------|--------------|----------|------------| | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ------------------------------------------------------------------------- К групповым формам работы психолога в учреждении образования можно отнести: - тренинг с детьми или взрослыми (педагогами, родителями); - коррекционные или развивающие занятия с детьми по определенной программе; - семинары, лекции, методические занятия с педагогами. Если последнее учитывается в специальном журнале учреждения образования, необходимо вносить туда сведения о них по установленному в журнале образцу. ФОРМА N 5 (обязательна) КАРТА ПСИХОЛОГО - МЕДИКО - СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РЕБЕНКУ Карта N -------------------- Обследование проводит --------------------- Дата ---------------- Фамилия ------------------- Имя -------------------------------------- Дата рождения ------------- Учреждение образования (д/с, школа и т.д.) --------------------------- Класс (группа) --------------------------- Адрес --------------------- Телефон ---------------------------------- Фамилия, имя, отчество родителей ------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Кем направлен -------------------------------------------------------- Причина обращения ---------------------------------------------------- Анамнестические сведения --------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Семья ---------------------------------------------------------------- Условия проживания --------------------------------------------------- Биологические факторы ------------------------------------------------ --------------------------------- леворукость ------------------------ Особенности раннего развития ----------------------------------------- Воспитание до учреждения образования --------------------------------- Наблюдение специалистов ---------------------------------------------- Жалобы в настоящий момент -------------------------------------------- Проблемы, связанные с учреждением образования ------------------------ ---------------------------------------------------------------------- | Перемена | Повторение | Сфера нарушения школьной адаптации | | учреждения | класса | | | образования | | | |-------------|------------|-----------------------------------------| | | | Сложности в обучении, воспитании ------ | | | | Итоговые оценки по основным предметам | | | | --------------------------------------- | | | | трудности в освоении норм поведения --- | | | | --------------------------------------- | | | | особенности социальных контактов ------ | ---------------------------------------------------------------------- Заключение ------------------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- Рекомендации ---------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ФОРМА N 5А ---------------------------------------------------------------------- | Психосоциальная ситуация развития | |--------------------------------------------------------------------| | актуальный конфликт, время его возникновения | | | | оценка социальной ситуации в учреждении образования | | | | оценка семейной ситуации | | | | психологическая защита (ощущения, фантазии, деятельность, | | контакты) | | | | самооценка | | | |--------------------------------------------------------------------| | Ситуация в семье | |--------------------------------------------------------------------| | совместные занятия дома с ребенком | | | | взаимоотношения ребенка с педагогом, сверстниками | | | | взаимоотношения родителей с учреждением образования | | | | отношения в семье | | | | тип семейного воспитания | | | ---------------------------------------------------------------------- ФОРМА N 5Б ---------------------------------------------------------------------- | Психологические данные | |--------------------------------------------------------------------| | Интеллектуальные особенности | | | |--------------------------------------------------------------------| |--------------------------------------------------------------------| | Личностные | | характеристики | | | |--------------------------------------------------------------------| | Зона ближайшего развития | | | |--------------------------------------------------------------------| |--------------------------------------------------------------------| | Мотивация | | | | Интересы, представление о будущем | | | |--------------------------------------------------------------------| | Медицинские данные | |--------------------------------------------------------------------| | | | Рекомендовано | | | ---------------------------------------------------------------------- Психологическое заключение ------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ФОРМА N 5В На основании психолого - медико - социального заключения рекомендовано: Посещение коррекционных занятий --------------------------------- Специалист ------------------------------------------------------ За прошедший период произошли следующие изменения: Рекомендации педагогу: ------------------------------------------ ---------------------------------------------------------------------- С рекомендациями ознакомлен ------------------------------------- Педагог --------------------------------------------------------- Рекомендации родителям: ----------------------------------------- С рекомендациями ознакомлены ------------------------------------ мать ------------------------------------------------------------ отец ------------------------------------------------------------ ФОРМА N 6 ПРОГРАММА РАБОТЫ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА С ГРУППОЙ ------------------- (какой) 1. Составлена психологом Ф.И.О. 2. Описание класса (группы): - психологическая характеристика детей; - общая характеристика работы педагога в этом классе (группе). 3. Цели программы - прописать конкретные цели и задачи работы с детьми, если отдельно выделяется работа с педагогами и родителями, то прописать и эти задачи). 4. Этапы реализации программы по месяцам. 5. Планируемые результаты психологической работы в классе (группе) в виде, допускающем их экспертную проверку. Дата составления: ---------------------------------------------------- Подпись психолога: --------------------------------------------------- ФОРМА N 6А РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ (ГРУППЕ) ----------- В ------- УЧЕБНОМ ГОДУ 1. В классе (группе) были проведены следующие диагностические исследования. ---------------------------------------------------------------------- | Время проведения | Тест | Название исследуемой тестом | | | | характеристики | ---------------------------------------------------------------------- 2. Перечень групповых занятий (тренингов), проведенных в классе (группе). ------------------------------------------------------------------ | Время проведения | Название тренинга | Тема занятий | ------------------------------------------------------------------ 3. Перечень занятий с педагогами (если планировались). ------------------------------------------------------------------ | Время проведения | Тема занятий | Цели занятий | Участники | ------------------------------------------------------------------ 4. Название форм индивидуальной работы с детьми. ------------------------------------------------------------------- | Время | Тема | Цель | Ф.И.О. ребенка (если это была | | проведения | занятий | занятий | работа с отдельными детьми) | ------------------------------------------------------------------- Перечень полученных результатов работы с классом (группой) в виде, допускающем их понимание и использование теми, кто еще работает или будет работать с этим классом. Рекомендации к дальнейшей работе с этим классом (группой). Анализ опыта реализации данной программы и рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Дата: ----------------------------- Подпись психолога: -------- ФОРМА N 7 (обязательна для учреждений специального образования) КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ----------------- 199-- года Фамилия ------------------ Имя --------------------------------------- Учреждение образования ----------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- Класс (группа) ------------------------------------------------------- Мнение специалиста --------------------------------------------------- (индивидуальная коррекция) ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- | Сильные стороны ребенка | Слабые стороны ребенка | |--------------------------------|-----------------------------------| | | | | | | | | | ---------------------------------------------------------------------- Динамика коррекционного обучения За прошедший период с ---------------- по ---------------------------- произошли следующие изменения: --------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- ---------------------------------------------------------------------- РЕКОМЕНДОВАНО: ------------------------------------------------------- ФОРМА N 8 (обязательна для учреждений специального образования) ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ I. Пояснительная записка: 1. Актуальность, цель программы - в виде, позволяющем определить ее значимость для работы с данным контингентом (в учреждении образования) 2. Задачи - в виде, определяющем пути достижения цели участниками занятий 3. Адресат - с кем будут проводиться занятия (участники: дети, взрослые, учителя и т.д.) 4. Содержание - в виде, раскрывающем содержание разделов II. Тематический план занятий по следующей схеме: -------------------------------------------------------------------- | Тема | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений | | | | (без подробных описаний) | |--------|---------------|-----------------------------------------| | 1 | 2 | 3 | -------------------------------------------------------------------- III. Список литературы указывается литература, которую могут использовать участники группы Ведущий ------------------------------------------------------------ Ф.И.О., должность ФОРМА N 9 (обязательна для образовательных учреждений, реализующих авторские, инновационные программы) ТРЕБОВАНИЯ К АВТОРСКИМ ПРОГРАММАМ Критерии оценки авторских программ: 1. Научно - практическая новизна. 2. Научная обоснованность. 3. Актуальность и перспективность. 4. Практическая направленность. 5. Наличие межпредметных и внутрипредметных связей. 6. Представленность результатов апробации. Перечень представляемых документов: I. Программа: 1. Пояснительная записка, предусматривающая раскрытие актуальности, целей и задач курса, длительность курса, его продолжительность, возрастные категории обучающихся, ожидаемые результаты. 2. Содержание программы по разделам с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них. 3. Практическая часть, занимаемое ею место в курсе. 4. Список литературы, которую могут использовать обучающиеся, обучаемые и которую использовал автор. II. Примерный тематический план. Направления защиты программы: 1. Обоснование выбора курса. 2. Цели и задачи курса. 3. Содержание курса. 4. Ожидаемые результаты. 5. Место данного курса в учебном плане (доля часов, связь с другими курсами). ФОРМА N 10 (рекомендована) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ О РАБОТЕ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА 1. Цель, объект, предмет исследования. Построение гипотезы. Выбор психодиагностических методик. Разработчик, диагност. 2. Представление результатов исследования. 3. Анализ полученных данных. 4. Выводы и рекомендации. ФОРМА N 11 (рекомендована) АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ РУКОВОДИТЕЛЯ (МЕТОДИСТА) МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ 1. Анализ состояния психологической службы (структура, кадровый состав, обеспечение потребности в кадрах и т.д.). 2. Обобщенный анализ результатов социопсихологического мониторинга, проводимого в соответствии с планом профилактической работы учреждений образования, по запросам администрации, педагогов (прилагается статистически обработанный материал по всем проведенным обследованиям в учреждениях образования в форме таблиц, графиков, гистограмм; дискета). 3. Обобщенный анализ консультативного приема, осуществляемого педагогами - психологами муниципальной психологической службы. 4. Анализ результатов мониторинга ведения курса "Основы жизненного самоопределения" в рамках регионального компонента, "Здоровый образ жизни", "Основы самопознания", "Половое просвещение" и других курсов, направленных на развитие личностной и эмоционально - волевой сферы. 5. Анализ коррекционно - развивающей работы, проводимой педагогами - психологами муниципальной психологической службы (прилагаются обобщенные результаты обследований детей до и после проведения коррекционно - развивающей работы в виде таблиц, графиков, гистограмм; дискета). 6. Выявленные проблемы: условия и первопричины их возникновения, задачи и методы их решения. 7. План работы на следующий учебный год. 8. Перспективы развития службы. |