РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (ИТОГОВОЙ) АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В 1998/99 УЧЕБНОМ ГОДУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 9 марта 1999 г. N 288/11-12 (НЦПИ) Департамент общего среднего образования направляет рекомендации по подготовке и проведению в 1998/99 учебном году государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов образовательных учреждений, реализующих программу общего образования, независимо от их организационно-правовой формы. Данные рекомендации могут быть использованы при разработке соответствующих нормативных документов, принимаемых государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации на основании Положения об итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом МО РФ от 24.02.95 N 88 и зарегистрированного в Минюсте России 03.03.95 N 802. В пределах своей компетенции государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации: - устанавливают порядок окончания учебного года и определяют сроки аттестационного периода с учетом установленных Минобразованием России сроков проведения письменных экзаменов; - определяют содержание, порядок и формы проведения экзамена по предмету, введенному дополнительно на региональном уровне; - организуют повторные экзамены для выпусников, получивших на итоговой аттестации неудовлетворительные отметки, досрочные экзамены для обучающихся-спортсменов, выезжающих на сборы или соревнования в период итоговой аттестации, экзамены для выпускников, заболевших в период проведения итоговой аттестации; - разрабатывают тексты письменных экзаменационных работ для проведения повторных, досрочных экзаменов и экзаменов для выпускников, заболевших в период государственной (итоговой) аттестации, а также для выпускников, обучающихся в классах компенсирующего обучения; - разрабатывают тексты письменных экзаменационных работ для проведения аттестации по родному (нерусскому) языку выпускников IX классов общеобразовательных учреждений; - обеспечивают общеобразовательные учреждения при ИУ и ВК текстами письменных экзаменационных работ для проведения досрочных экзаменов обучающихся IX и XII классов, освобождаемых от отбывания наказания за три месяца до начала государственной (итоговой) аттестации; - устанавливают порядок награждения выпускников золотыми и серебряными медалями и контролируют правильность их присуждения; - контролируют правильность присуждения похвальных грамот "За особые успехи в изучении отдельных предметов"; - устанавливают порядок хранения документации государственной (итоговой) аттестации и экзаменационных материалов. До начала экзаменационного периода руководителям общеобразовательных учреждений рекомендуется ознакомить всех участников образовательного процесса (учителей, обучающихся IX и XI(XII) классов, их родителей (законных представителей) с Положением об итоговой аттестации выпускников, утвержденным Минобразованием России, и нормативными документами, разработанными на его основе государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. Итоговая аттестация выпускников IX и XI(XII) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы, независимо от их организационно-правовой формы, экстернов и выпускников, получивших образование в семье, проводится комиссиями, состав которых утверждается директором общеобразовательного учреждения. Ответственность за организацию и проведение государственной (итоговой) аттестации по предмету возлагается на председателя аттестационной комиссии. Председателем аттестационной комиссии может быть директор общеобразовательного учреждения, его заместитель по учебно-воспитательной, научно-методической работе или учитель по представлению директора. Учитель, преподающий в данном классе предмет, по которому проводится итоговая аттестация, не может быть председателем аттестационной комиссии. При соответствующей организации работы аттестационной комиссии государственного органа управления образованием субъекта Российской Федерации экзамены выпускников могут проводиться с использованием средств-массовой информации по предварительному согласованию с Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Ответственность за организацию и проведение письменных экзаменов по текстам Минобразования России с помощью телевидения, радиовещания и печати возлагается на руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации. Итоговая аттестация выпускников проводится по утвержденному директором общеобразовательного учреждения расписанию, которое заранее (не позднее чем за 2 недели до начала аттестационного периода) доводится до сведения учителей, обучающихся и их родителей (законных представителей). Устные экзамены проводятся по билетам, в форме собеседования, защиты реферата, комплексного анализа текста (русский язык). Экзамены по выбору выпускника могут быть проведены и в форме тестирования. Тестирование целесообразно использовать в том случае, если выпускники знакомы с такой формой аттестации. Предлагаемые на выпускных экзаменах тесты, составленные общеобразовательным учреждением, предполагают предварительную экспертную оценку соответствующими методическими службами. Экзаменационный материал для проведения экзаменов по предметам, выбранным выпускниками, составляется общеобразовательным учреждением самостоятельно с учетом примерных билетов для проведения итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов, разработанных Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. Для проведения устного экзамена по предмету "Основы безопасности жизнедеятельности" рекомендуется дифференцированный подход к составлению билетов: для юношей и для девушек. При составлении билетов для девушек вместо вопроса по основам военной службы целесообразно дать вопрос по теме "Основы медицинских знаний и здорового образа жизни". Задания практической части устного экзамена (предложения для разбора, тексты для чтения и темы бесед по иностранному языку, вопросы, примеры и задачи по математике и др.) составляются учителями-предметниками выпускных классов. Порядок экспертизы, утверждения и хранения аттестационного материала для проведения экзаменов по выбору выпускников устанавливается местным (муниципальным) органом управления образованием. При проведении централизованного тестирования следует руководствоваться приказом Минобразования России от 28.12.98 N 3259 "О централизованном тестировании" и письмом от 08.12.98 N 1677/14-12. В соответствии с этими документами педагогическим советом общеобразовательных учреждений предоставляется право засчитывать по желанию обучающихся результаты централизованного тестирования, указанные в сертификатах Центра, в качестве результатов итоговой аттестации по общеобразовательным предметам, кроме алгебры и русского языка в IX классе и литературы (сочинение) и алгебре и началам анализа в XI(XII) классах. Письменный экзамен по алгебре в IX классах проводится по открытым текстам, опубликованным в "Сборнике заданий для проведения письменного экзамена по алгебре за курс основной школы" авт. Л.В.Кузнецова и др. (М., Дрофа, 1996). Письменный экзамен по русскому языку в IX классах проводится по открытым текстам, опубликованным в "Сборнике текстов для проведения письменного экзамена за курс основной школы. 9 класс" авт. Л.М.Рыбченкова и др. (М., Дрофа, 1998). Пакет с экзаменационным материалом должен быть получен общеобразовательным учреждением не позднее чем за один день до проведения соответствующего письменного экзамена. Вскрытие пакетов с экзаменационными материалами осуществляется в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации. Темы сочинений, названия изложений, тексты заданий для письменных работ по математике записываются на доске. Сборники текстов для проведения письменных экзаменов по русскому языку и алгебре в IX классах во время экзаменов выпускникам не выдаются. На письменных экзаменах по русскому языку и литературе выпускникам разрешается по мере необходимости пользоваться всеми типами лингвистических словарей. Для выпускников из семей беженцев и вынужденных переселенцев, недостаточно владеющих русским языком, письменный экзамен по русскому языку может быть заменен на устный, а по литературе (сочинение) в XI(XII) классах - проведен в виде письменной работы (несколько вариантов на выбор выпускника), темы которой представляют собой пересказ прочитанного и изученного эпического произведения или фрагмента из него; характеристику героя произведения; развернутый ответ на вопрос о героях произведения или на свободную тему (т.е. на жизненном материале); отзыв на прочитанную книгу. Темы письменных работ разрабатываются в этих случаях государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации. На сочинении через час после начала экзамена выпускникам IX и XI(XII) классов предоставляется возможность использовать книги с текстами художественных произведений, не содержащие теоретических материалов. Письменные экзаменационные работы хранятся у директора общеобразовательного учреждения и ежедневно выдаются аттестационной комиссии для их проверки, которая осуществляется в здании общеобразовательного учреждения. Оценка за письменную экзаменационную работу сообщается выпускнику до сдачи им последующего экзамена. Выпускникам предоставляется возможность ознакомиться с письменной работой, проверенной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения. Порядок и сроки ознакомления выпускников с проверенной работой устанавливаются местным (муниципальным) органом управления образованием. В случае несогласия с отметкой, выставленной аттестационной комиссией общеобразовательного учреждения за письменную экзаменационную работу, выпускник имеет право обратиться в конфликтную комиссию, создаваемую местным (муниципальным) органом управления образованием. Повторный письменный экзамен по русскому языку в IX классе и литературе в XI(XII) классе для выпускников, получивших на экзамене неудовлетворительные отметки за грамотность, может быть заменен диктантом. По завершении экзамена по предмету экзаменационные и итоговые отметки заносятся в протокол, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии. Итоговая отметка по предмету, по которому проводились письменный и устный экзамены, выставляется с учетом двух отметок, полученных на экзаменах. При выставлении итоговых отметок аттестационные комиссии руководствуются следующим: а) итоговая отметка по предмету определяется на основании годовой и экзаменационной; б) при неудовлетворительной экзаменационной отметке не может быть выставлена положительная итоговая отметка; в) итоговая отметка по русскому языку выпускнику XI(XII) класса общеобразовательного учреждения, в старших классах которого русский язык как предмет не изучался, выставляется на основе итоговой отметки за IX класс и экзаменационной - за сочинение в XI(XII) классах; г) выпускникам, находившимся на лечении в лечебном учреждении, где были организованы учебные занятия, учитывают отметки, полученные ими в общеобразовательном учреждении при лечебном учреждении. В случае разногласий между членами аттестационной комиссии в оценке письменной работы или устного ответа выпускника вопрос решается большинством голосов с обязательной записью в протоколе особого мнения членов комиссии, не согласных с решением большинства. Руководитель Департамента общего среднего образования, член коллегии М.Р.ЛЕОНТЬЕВА |