ОБ ИТОГАХ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ И МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В 1999 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА. Постановление. Государственный земельный комитет РФ. 24.03.99 1

                    ОБ ИТОГАХ ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ И
            МЕРАХ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
                И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                 В 1999 ГОДУ И НА ПЕРИОД ДО 2001 ГОДА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ РФ

                           24 марта 1999 г.
                                 N 1

                                 (Д)







     В 1998  году   Государственный   земельный   комитет   Российской
Федерации,  его  территориальные органы и подведомственные организации
осуществляли свою  деятельность  руководствуясь  Посланием  Президента
Российской  Федерации Федеральному Собранию "Общими силами - к подъему
России  (О  положении  в  стране  и  основных  направлениях   политики
Российской Федерации)" и программой Правительства Российской Федерации
"Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах".
     В России  завершен  первый этап земельных преобразований.  В ходе
земельной реформы к началу 1999 года произошли серьезные  изменения  в
формах  собственности  на  землю.  Наряду  с  государственной в стране
функционируют  частная,   коллективная   и   другие   виды   земельной
собственности.
     Проведена реорганизация   23,5   тыс.   колхозов   и    совхозов,
осуществлена  приватизация  116,2  млн.  гектаров сельскохозяйственных
земель.  В итоге  11,8  млн.  сельских  жителей  стали  собственниками
земельных  долей.  Сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств
(274,3 тыс.),  в распоряжение которых передано 13,0 млн.га  земель.  В
районах  создан  фонд перераспределения земель на площади 31,9 млн.га,
из  них  22,1  млн.га  сельскохозяйственных  угодий.  В  собственность
граждан   передано  137  млн.  гектаров,  или  почти  две  трети  всех
сельскохозяйственных угодий. В ведение органов местного самоуправления
передано 36,4 млн.га земель (153,3 тыс.  сельских населенных пунктов с
прилегающими территориями).  В городах и поселках городского  типа  из
7,5 млн.га земли в собственность граждан и юридических лиц передано 6%
земель.   Выкуплено   свыше   10   тысяч   земельных   участков    под
приватизированными предприятиями.
     Важным итогом  земельных  преобразований   является   обеспечение
земельными участками граждан. Во всех регионах эта проблема в основном
решена.  По состоянию на 1 января 1999 года  земельные  участки  имеют
44,2  млн.  граждан общей площадью 8,2 млн.  гектаров.  Средний размер
земельных участков личных подсобных хозяйств возрос с 0,19 до 0,36 га,
а для садоводства - с 0,06 до 0,08 га. Документы, удостоверяющие права
на землю, выданы 39 млн. граждан и юридических лиц.
     Введена платность  землепользования.  Обеспечен  постоянный  рост
поступлений земельных платежей в бюджеты всех уровней:  в 1995 году  -
3,3  млрд.руб.,  в  1998  году  -  5,4  млрд.руб,  в  1997  году - 9,4
млрд.руб.,  в  1998  году  -  11,0  млрд.рублей.  Формируются   основы
земельного  рынка  и его инфраструктура.  Создается автоматизированная
система  ведения  государственного  земельного  кадастра.   Продолжены
работы по инвентаризации земель и целевому зонированию территорий.
     В 1998  году  Госкомзем  России  и  его  территориальные   органы
участвовали в подготовке пяти федеральных законов, шести постановлений
Правительства Российской Федерации, а также в разработке более трехсот
региональных   нормативных   актов   по  совершенствованию  механизмов
государственного  регулирования  земельных  отношений.  Подготовлен  и
представлен  в  Правительство Российской Федерации очередной ежегодный
доклад "О состоянии и использовании земель Российской Федерации в 1997
году".   Аналогичные  доклады  разработаны  территориальными  органами
Госкомзема России в регионах и городах России.  Продолжена  реализация
соглашений в области  международного  сотрудничества  (проекты  Ларис,
Гермес,    Tacis    и    другие).    Осуществлялись   мероприятия   по
государственному контролю за использованием земель и их охраной.
     Вместе с тем Коллегия отмечает,  что несмотря на принимаемые меры
по  реформированию земельных отношений во многих регионах недостаточно
решались вопросы сохранности и повышения  эффективности  использования
земель.  В  результате  только  в сельскохозяйственном производстве не
используется около 20 млн. гектаров пашни.
     Медленно реализуются  права  по  распоряжению земельными долями и
переход земли  к  эффективно  работающим  собственникам.  На  селе  не
создана система ипотечного кредитования.
     Значительные площади  земель  пустуют   в   населенных   пунктах,
загрязняются и захламляются территории городов и других поселений,  во
многих регионах неудовлетворительным остается экологическое  состояние
земель лесного фонда, промышленности, транспорта и других.
     Безвозвратно выбывают  из  сельскохозяйственного  оборота  многие
десятки    миллионов   гектаров   оленьих   пастбищ,   что   разрушает
экологическую  и  экономическую  основу   жизнедеятельности   коренных
народов Севера.
     Принятые в 1991 году принципы налогообложения  земли  и  взимания
арендной платы не учитывают земельную ренту.  Средства, поступающие от
земельных платежей,  расходуются в основном не на проведение земельных
преобразований,   улучшение   земельных   угодий  и  их  обустройство.
Усилились процессы деградации земель.
     Не начаты  работы  по  разграничению  земельного  фонда России на
земли,  находящиеся   в   федеральной   собственности,   собственности
субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
     Финансовое и   материально-техническое   обеспечение    земельной
реформы  осуществлялось  крайне  плохо.  В  итоге  начиная с 1997 года
практически свернуты землеустроительные  работы,  тормозится  создание
земельного   кадастра,   оформление  документов  о  правах  на  землю,
проведение инвентаризации земель и государственной кадастровой  оценки
земель, экономического зонирования территорий и другие работы, которые
в конечном итоге не позволяют резко  увеличить  поступление  земельных
платежей  в  бюджеты  всех  уровней.  Задолженность  за  выполненные в
1997-1998 годах землеустроительные  работы  составляют  более  двухсот
миллионов рублей.
     Коллегия постановляет:
     1. Определить   основным   направлением  деятельности  Госкомзема
России,  его территориальные органов и подведомственных организаций на
1999  и  на  период  до  2001  года обеспечение укрепления и повышения
эффективности государственного управления земельными  ресурсами  путем
совершенствования  взаимодействия  с  органами  исполнительной  власти
субъектов Российской Федерации  и  местного  самоуправления,  усиление
межведомственной  координации  в области рационального использования и
охраны земель, внедрение правовых и экономических механизмов земельных
преобразований, создание системы государственного земельного кадастра,
проведение   землеустройства   и   мониторинга   земель,   обеспечение
эффективного  государственного  контроля  за  использованием и охраной
земель,  совершенствование   организационных   форм   и   деятельности
территориальных земельных органов и подведомственных организаций.
     2. Одобрить  План  действий  Госкомзема  России   в   1999   году
(прилагается).
     3. Считать   основными   задачами    Госкомзема    России,    его
территориальных  органов  и подведомственных организаций на 1999 год и
на период до 2001 года:
     3.1. В  области  совершенствования  взаимодействия с федеральными
органами  исполнительной  власти  и  органами  исполнительной   власти
субъектов Российской Федерации:
     - обеспечение  взаимодействия  в   области   землепользования   с
Минсельхозпродом     России,    Госстроем    России,    МПР    России,
Мингосимуществом России,  Минздравом России,  Министерством налогов  и
сборов  России,  Госкомэкологией  России  и  другими  министерствами и
ведомствами;
     - продолжение  заключения  договоров  между  Госкомземом России и
органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации  по
взаимодействию   в  области  земельных  отношений  и  государственного
управления земельными ресурсами;
     - разработку  типового  соглашения  между  Госкомземом  России  и
субъектами Российской Федерации (на  примере  Свердловской  области  и
других  субъектов  Российской Федерации) по разграничению полномочий в
сфере владения,  пользования и  распоряжения  земельными  участками  и
организация его апробации в нескольких регионах;
     - участие  в  рассмотрении   проекта   Федерального   закона   "О
государственных и муниципальных землях".
     3.2. В  области   совершенствования   организационной   структуры
деятельности     территориальных     органов     и    подведомственных
государственных предприятий Госкомзема России:
     - упорядочение      структуры      государственных      земельных
территориальных  органов  Госкомзема  России  с  учетом  необходимости
четкого  разграничения  управленческих  и исполнительских полномочий и
функций;
     - разработка   мер   по   усилению   государственного  управления
деятельностью   находящихся   в   ведении   Комитета   государственных
предприятий   РосНИИземпроекта,   Росземкадастрсъемки,   РосИМЗ,   ФКЦ
"Земля", центра "Землемер" и Вычислительного центра.
     3.3. В  области законодательно-нормативного обеспечения земельных
отношений и землепользования:
     - разработка  порядка  отнесения  и правового статуса федеральных
земель; механизма передачи земельных участков в собственность; порядка
выкупа  земель  для  государственных  и муниципальных нужд;  механизма
защиты государством неприкосновенности прав  собственности  за  землю;
совершенствование    принципа    платности    за   землю;   механизмов
регулирования сделок с землей;  порядка изменения целевого  назначения
земель;   механизма   продажи   права  пользования  и  аренды  землей;
особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения;
     - сопровождение   рассмотрения   проектов   федеральных  законов:
"Земельный  кодекс  Российской  Федерации",   "О   государственных   и
муниципальных  землях",  "О  государственном  земельном кадастре",  "О
землеустройстве", "Об оценке земель", "О государственном регулировании
и  особенностях  ограниченного  оборота  земель  сельскохозяйственного
назначения", "О плате за землю" и др.;
     - подготовка    проектов    федеральных    законов:   "О   залоге
сельскохозяйственных  земель",  "Об  аренде  земель",  "О  мониторинге
земель",  "О границах и правовом режиме пригородных зон городов Москвы
и Санкт-Петербурга",  "О государственном контроле за использованием  и
охраной земель" для представления в Правительство Российской Федерации
в 2000 году.
     3.4. В   области   управления   земельными  ресурсами  Российской
Федерации:
     - разработка Концепции управления земельными ресурсами Российской
Федерации и проекта федеральной целевой программы  "Земля  России"  на
период 2000-2005 годов;
     - подготовка и внесение в Правительство РФ проекта  постановления
"О статусе землеустроительной службы Российской Федерации";
     - создание Реестра земельных участков,  находящихся в федеральной
собственности  на основе материалов федеральных министерств и ведомств
и данных государственного земельного кадастра;
     - разработка   нормативно-методических  документов  и  проведение
необходимых землеустроительных работ по закреплению прав собственности
на земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;
     - обеспечение  разработки  концепции   и   технического   проекта
создания единой федеральной земельно-информационной системы управления
земельными ресурсами России, формирование центрального вычислительного
комплекса Госкомзема России в рамках реализации проекта "Гермес";
     - отработка на примере отдельных субъектов  Российской  Федерации
порядка   взаимодействия   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации,  федеральных министерств и ведомств,  Госкомзема
России  по  разграничению  государственных  земель  и созданию Реестра
земель федеральной собственности.
     3.5. В области ведения государственного земельного кадастра:
     - совершенствование  нормативно-правовой  базы  создания   единой
системы   государственного  земельного  кадастра,  разработка  перечня
инструктивно-методических    документов,    обеспечивающих     ведение
государственного   земельного  кадастра  на  муниципальном,  субъектах
Российской Федерации и федеральном уровнях;
     - обеспечение  реализации федеральной целевой программы "Создание
автоматизированной   системы   ведения   государственного   земельного
кадастра",  в  том  числе  в  рамках  реализации  проектов  "Гермес" и
"Ларис";
     - проведение   в   шести   городах   России   опытно-промышленной
эксплуатации  автоматизированной  системы   ведения   государственного
земельного кадастра на уровне муниципального образования;
     - организация  внедрения  технологии   ведения   государственного
земельного кадастра в субъектах Российской Федерации;
     - завершение  кадастрового  зонирования   территории   Российской
Федерации в целях присвоения земельным участкам уникальных кадастровых
номеров;
     - подготовка  и  утверждение  совместно с Минюстом России порядка
информационного взаимодействия учреждений  юстиции  и  территориальных
органов  Госкомзема  России  в  процессе  регистрации  прав на землю и
кадастрового учета земельных участков;
     - разработка  и  заключение  соглашения  с  Госстроем  России  об
информационном взаимодействии земельного кадастра с  градостроительным
кадастром и принятие необходимых документов;
     - организация работ по обеспечению информационной безопасности  в
системе Госкомзема России;
     - подготовка Постановления Правительства РФ о порядке составления
и  распространения ежегодного Государственного (национального) доклада
о состоянии и использовании земель Российской  Федерации;  организация
подготовки   указанного  доклада  за  1999  год  в  разрезе  субъектов
Российской Федерации.
     3.6. В области геодезического и картографического обеспечения:
     - разработка  программы  работ  по  обеспечению  землеустройства,
межевания земель, государственного земельного кадастра, госземконтроля
и мониторинга земель в период до 2003 года исходными геодезическими  и
картографическими материалами и данными;
     - доработка,  рассмотрение и утверждение положения об  отраслевом
картографо-геодезическом     фонде    Госкомзема    России;    порядка
лицензирования  геодезической  и  картографической  деятельности   при
проведении   землеустройства  и  ведения  государственного  земельного
кадастра;  положения о статусе опорной  межевой  сети;  инструкции  по
кадастровым   съемкам;   развернутого   перечня  сведений,  подлежащих
засекречиванию   по   системе   Госкомзема   России;   документов   на
аккредитации  системы  стандартизации,  сертификации и метрологической
службы Госкомзема России;
     - подготовка и подписание Соглашения между Госстандартом России и
Госкомземом России о взаимодействии  Главного  информационного  центра
стандартов  Госстандарта  России  и  информационного центра стандартов
Госкомзема России в рамках федерального фонда стандартов;
     - подготовка   проекта   постановления  Правительства  Российской
Федерации об утверждении Программы  обеспечения  земельных  органов  и
предприятий Госкомзема России геодезическими приборами и оборудованием
на период 1999-2003 годов.
     3.7. В  области  совершенствования  платности  землепользования и
расширения налогооблагаемой базы:
     - обеспечение   на   основе  данных  государственного  земельного
кадастра  ведения  реестров  объектов   налогообложения   и   реестров
субъектов   прав   на   земельные   участки   с  целью  полного  учета
налогоплательщиков земельного налога и арендной платы и своевременного
предоставления списков плательщиков земельного налога и арендной платы
в налоговые инстанции;
     - разработка  и  принятие  Концепции  государственной кадастровой
оценки земель и создание ее методической и нормативной базы;
     - внесение  изменений и дополнений к Федеральному закону "О плате
за землю"  существенно  расширяющих  права  органов  власти  субъектов
Российской  Федерации  и  местного  самоуправления  в целях реализации
перехода на нормы налогообложения  земли  и  недвижимости,  разработка
новой редакции Федерального закона "О плате за землю";
     - подготовка организационных мер и методических  рекомендаций  по
проведению  государственной  кадастровой  оценки  земель на территории
Российской Федерации для целей налогообложения;
     - разработка   предложений   по   созданию   системы   ипотечного
кредитования  и  механизма  привлечения  инвестиций  в   улучшение   и
обустройство земель;
     - разработка    правового     и     экономического     механизма,
обеспечивающего рациональное землепользование на территориях разведки,
добычи,  транспортировки  полезных  ископаемых   и   других   сырьевых
ресурсов;
     - подготовка  нормативных  документов,   связанных   с   порядком
взимания   земельного   налога  в  1999  году  на  земельные  участки,
неиспользуемые или используемые не по целевому назначению;
     3.8. В    области    сельскохозяйственного   землепользования   и
землеустройства:
     - разработка,  принятие  Концепции землеустройства в АПК России и
обеспечение    проведения     землеустройства     сельскохозяйственных
предприятий  и  крестьянских  (фермерских)  хозяйств,  образованных  в
результате реорганизации колхозов и совхозов;
     - организация   проведения  комплекса  землеустроительных  работ,
связанных   с   реформированием   сельскохозяйственных    предприятий,
уточнением  наличия  и  использования  фонда перераспределения земель,
невостребованных  земельных  долей,  выделением  в  натуре   земельных
участков  в  счет земельных долей для личного подсобного,  фермерского
хозяйства и садоводства, передачей сельскохозяйственным организациям и
гражданам    несельскохозяйственных    угодий,   расположенных   среди
продуктивных  земель  в  границах   отводимого   земельного   массива,
земельных  участков  под  объектами недвижимости в сельской местности,
размежеванием земельных массивов,  используемых  сельскохозяйственными
организациями    на   различном   правовом   статусе   (собственность,
пользование, аренда и др.);
     - оказание в первоочередном порядке фермерским и личным подсобным
хозяйствам,  садоводам  и  огородникам  помощи  в  предоставлении   им
пахотных  земель,  сенокосов  и  пастбищ  для  увеличения производства
сельскохозяйственной продукции;
     - усиление      консультационно-разъяснительной      работы     о
конституционных правах граждан на землю,  способах реализации и защиты
этих    прав,   а   также   содействие   при   оформлении   договорных
взаимоотношений   между   пользователями    земельных    участков    и
собственниками земельных долей;
     - проведение работ по формированию  целевых  земельных  фондов  и
реализации  мероприятий,  предусмотренных  федеральными программами по
наделению земельными участками беженцев  и  вынужденных  переселенцев,
военнослужащих,  граждан,  уволенных  с  военной  службы,  и членов их
семей,  граждан,  выезжающих  из  районов  Крайнего  Севера,  казачьих
обществ;
     - организация  систематического  проведения  обследований  земель
сельскохозяйственного  назначения  с  выявлением  и  оценкой процессов
эрозии  почв  и  других  негативных  явлений  и  разработки   проектов
землеустройства      с     экологически     безопасным     размещением
сельскохозяйственного производства, внедрением комплекса почвозащитных
мероприятий   и   малозатратных   систем   земледелия,  обеспечивающих
воспроизводство плодородия почв;
     - разработка  предложений  по консервации деградированных земель,
их восстановлению и  положения  о  порядке  перевода  малопродуктивных
угодий в другие виды угодий;
     - разработка    комплекса    мероприятий    по     экономическому
стимулированию    рационального   использования   и   охраны   земель,
обеспечивающих  заинтересованность   собственников   и   пользователей
земельных участков в сохранении земли и повышении плодородия почв.
     3.9. В области землеустроительных работ в городах и поселках:
     - разработка  в  соответствии  с  утвержденной  градостроительной
документацией   схем   и    проектов    зонирования    территорий    и
землеустройства, проведение межевания земель с вынесением на местность
границ поселений  и  их  пригородных  зон,  кадастровых  учетных  зон,
резервных массивов земель.
     3.10. В области государственного контроля,  мониторинга и  охраны
земель:
     - совершенствование   нормативно-правовой   базы,    регулирующей
вопросы   организации   и  осуществления  государственного  земельного
контроля,  укрепление   взаимодействия   с   другими   контролирующими
органами, путем проведения совместных проверок, совещаний и коллегий;
     - подготовка    предложений    по    реализации     постановления
Правительства  Российской  Федерации от 30 декабря 1998 года N 1594 "О
специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации
в    области   охраны   окружающей   среды",   в   части   обеспечения
организационного  взаимодействия  с  органами  исполнительной   власти
субъектов  Российской  Федерации,  другими  специально уполномоченными
органами в области охраны окружающей среды;
     - организация  и  проведение  совместно  с органами по управлению
лесным хозяйством целевой проверки использования земель лесного фонда;
     - подготовка  нормативно-методических  документов:  по  выявлению
земель, подверженных опустыниванию; природно-хозяйственной группировке
почв  России;  компьютерной  технологии  интегральной  оценки качества
земель;
     - разработка порядка определения нормативов возмещения потерь при
изъятии земель в районах Крайнего Севера для  целей,  не  связанных  с
ведением традиционной деятельности малочисленных народов;
     - усиление государственного земельного контроля за использованием
и охраной городских территорий и мелиорированных земель;
     - разработка  порядка  определения  ущерба  и  возмещения   вреда
вследствие  негативных воздействий на земли в процессе хозяйственной и
иной  деятельности,  а  также  в   результате   нарушения   земельного
законодательства;
     - подготовка  предложений  о  включении  в  проект   Кодекса   об
административных   правонарушениях   необходимых   правовых   норм  по
государственному контролю за использованием и охраной земель;
     - осуществление    проверки   соблюдения   законодательства   при
использовании  земель,   отведенных   Вооруженным   Силам   Российской
Федерации в закрытых административных территориальных образованиях.
     3.11. В области финансового, научного и кадрового обеспечения:
     - разработка  предложений  для  включения  в  проект федерального
бюджета на 2000  год  затрат  на  финансирование  работ  по  улучшению
землепользования и землеустройства,  земельному кадастру и мониторингу
земель;
     - разработка проекта федеральной целевой программы "Земля России"
на период 2000-2005  годов,  концептуальных  и  методических  вопросов
государственной  кадастровой  оценки земель,  социально-экономического
мониторинга развития земельной реформы и других;
     - обеспечение  подготовки,  переподготовки  и  обучения  кадров в
высших и средних специальных учебных заведениях, семинарах и курсах;
     - проведение   аттестации   работников   территориальных  органов
Госкомзема России в соответствии с законом о государственной службе.
     3.12. В области информации деятельности Комитета:
     - организация издания периодического  журнала  Госкомзема  России
"Земельный вестник России";
     - обеспечение ежеквартального издания  информационного  бюллетеня
Госкомзема  России  по  земельному  законодательству,  обзору судебной
практики  применения   земельною   законодательства,   обмену   опытом
законопроектной работы;
     - издание сборника законодательных и нормативных актов  по  земле
за 1997-1998 годы, а также сборника "Государственный земельный кадастр
в России" (нормативные акты с комментариями).
     3.13. В области международного сотрудничества:
     - осуществление организационных мер по сотрудничеству со странами
СНГ  и другими странами в области обмена опытом организации управления
земельными ресурсами, создание национальных систем земельного кадастра
-  как  важного  элемента инфраструктурной основы устойчивого развития
общества;
     - продолжение      активного     развития     научно-технического
сотрудничества с развитыми странами в  реализации  ряда  международных
проектов,  направленных  главным  образом  на  решение  задач создания
государственной  системы  ведения   земельного   кадастра   России   и
реформирования земельных отношений.

Председатель Коллегии,
Председатель Госкомзема России
                                                           Б.С.Варенов