ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПЕНЕЙ ЗА ПРОСРОЧКУ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ВЫПОЛНЯВШИМ ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ. Письмо. Фонд социального страхования РФ. 24.05.98 02-06/04-257П

                 ОБ УСЛОВИЯХ И ПОРЯДКЕ СПИСАНИЯ ПЕНЕЙ
         ЗА ПРОСРОЧКУ ПЛАТЕЖЕЙ В ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
            РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯМ, ВЫПОЛНЯВШИМ
                           ОБОРОННЫЙ ЗАКАЗ

                                ПИСЬМО

                   ФОНД СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РФ
   
                            24 мая 1998 г.
                           N 02-06/04-257П
   
                                 (Д)
   

     В соответствии  с  просьбой  Российской трехсторонней комиссии по
регулированию социально - трудовых отношений о  ее  информировании  об
условиях  и  порядке  списания  пеней  за  просрочку  платежей в Фонд,
начисленных  за  несоблюдение  сроков  уплаты  указанных  обязательных
платежей  в  период 1994 - 1997 гг.  в связи с несвоевременной оплатой
государственного  заказа  Фонд  социального   страхования   Российской
Федерации сообщает следующее.
     Условия списания пеней за просрочку платежей в Фонд,  начисленных
за несоблюдение сроков уплаты указанных обязательных платежей в период
1994 - 1997 гг.  в связи с  несвоевременной  оплатой  государственного
заказа  определены  статьей  24  Федерального  закона  "О  федеральном
бюджете на 1998 год".  С  предприятий  и  организаций  -  исполнителей
государственного   оборонного   заказа  1994  -  1997  годов,  имеющих
задолженность по обязательным платежам в Фонд социального  страхования
Российской  Федерации,  а  также  по  пеням и штрафам,  начисленным за
несоблюдение сроков уплаты указанных обязательных платежей на 1 января
1998   года   в   связи  с  несвоевременной  оплатой  государственного
оборонного   заказа   (работ),   включая   работы    по    поддержанию
мобилизационных мощностей, произведенные в соответствии с заключенными
государственными контрактами (договорами) начисленные  пени  и  штрафы
списываются   в   доле,   эквивалентной   удельному   весу   ежегодных
установленных объемов указанного заказа в  общем  объеме  производства
продукции (работ) соответствующих лет. Списание сумм указанных пеней и
штрафов будет производиться исполнительными органами Фонда социального
страхования    Российской    Федерации   при   наличии   подтверждения
государственными заказчиками наличия задолженности по государственному
оборонному заказу (работам).
     До конца апреля текущего года будет принято  постановление  Фонда
социального  страхования  Российской Федерации по механизму реализации
данной статьи федерального закона.
     Также в  настоящее  время  во  исполнение  предпоследнего  абзаца
указанной статьи  федерального  закона  Фонд  социального  страхования
Российской  Федерации  готовит  предложения в Правительство Российской
Федерации об условиях и порядке списания пеней на  сумму  недоимки  по
страховым взносам в Фонд с юридических лиц.
     Учитывая, что Федеральным законом "О федеральном бюджете на  1998
год"  не охватываются все категории задолжников по платежам в Фонд,  в
инициативном  порядке,  Фондом  социального   страхования   Российской
Федерации  подготовлен  проект Указа Президента РФ "О реструктуризации
задолженности по перечислению  обязательных  платежей  организаций  на
единый   текущий   счет   Фонда   социального  страхования  Российской
Федерации".  В   настоящее   время   в   соответствии   с   поручением
Правительства Российской Федерации от 13 марта 1997 г.  N СО-П12-07246
данный  проект  находится  на  согласовании  в  Министерстве  финансов
Российской  Федерации,  Министерстве  юстиции  Российской  Федерации и
Государственной  налоговой  службе   Российской   Федерации.   Получен
положительный отзыв от Министерства экономики Российской Федерации.
     Проектом Указа     Президента     Российской     Федерации     "О
реструктуризации    задолженности    по   обязательным   перечислениям
организаций на единый текущий счет Фонда" предусматривается перерасчет
ранее   начисленных   пени   по  реальной  ставке  Центрального  банка
Российской Федерации,  обеспечивающей экономически обоснованный размер
платы  за  пользование  чужими  деньгами,  которой  по  своей  природе
является пеня - 0,12 за каждый день  просрочки.  При  этом  перерасчет
задолженности  возможен только в пределах образовавшейся задолженности
плательщиков по платежам в Фонд,  поскольку она обусловливает взаимные
расчеты  Фонда  и страхователей по выплатам пособий по государственном
социальному страхованию.
     Во-вторых, по  оставшейся  после  перерасчета части задолженности
предполагается предоставлять  на  основе  соглашений  с  организациями
отсрочки  (рассрочки)  по  ее  погашению  сроком до 10 лет при условии
перечисления на единый счет Фонда текущих платежей.
     В-третьих, указанные   меры   должны   быть  применены  только  в
отношении тех  предприятий,  задолженность  которых  обусловлена  либо
объективными      экономическими      причинами     (предприятия     -
сельскохозяйственные товаропроизводители) либо  задержками  выплат  из
бюджетов всех уровней по оплате работ, в том числе по государственному
заказу.
     Учитывая, что  продолжающийся  рост  задолженности  по платежам в
Фонд  обусловлен  не  в  последнюю   очередь   завышенными   размерами
начисляемых  на  недоимки  пени  (в  настоящее время 110%  годовых при
ставке Центрального банка не выше 40%)  и  разорительными  финансовыми
санкциями  в форме взыскания всей суммы сокрытого фонда оплаты труда и
штрафа в том же размере, крайне актуальным представляется также вопрос
о  незамедлительном  снижении экономически не обоснованных действующих
размеров пени и финансовых санкций.
     Фонд социального  страхования Российской Федерации полагает,  что
предлагаемый в проекте Указа Президента Российской Федерации  комплекс
мер  позволит  переломить  уже  в 1998 году негативные тенденции роста
задолженности,  подрывающей  финансовую  устойчивость   Фонда,   будет
способствовать реализации Программы Правительства Российской Федерации
"12 дел на 1998 год",  а  также  расширит  возможности  финансирования
программ   государственного   социального   страхования  в  Российской
Федерации на всех уровнях.

     Заместитель Председателя
                                                        Ю.В.ЯКУШЕВ