О СТРОИТЕЛЬСТВЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ЖИЛЬЯ В Г. МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 апреля 1999 г. N 325 (ПРМ) В соответствии со статьей 40 (п.3) Конституции Российской Федерации, Законом города Москвы "Основы жилищной политики в городе Москве", постановлением Московской городской Думы от 7 октября 1998 года N 86 "О внесении изменений и дополнений в постановление Московской городской Думы от 24 декабря 1997 года N 95 "Об утверждении Положения о порядке постановки на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в городе Москве" жилье в городе Москве предоставляется гражданам бесплатно или за доступную плату. Для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при строительстве муниципального жилья должны выполняться следующие требования: - преимущественный (около 80%) состав одно- и двухкомнатных квартир в общем наборе квартир; - расход общей площади квартир для обеспечения одного человека на уровне социальной нормы, равной 18 кв. метрам; - размещение домов в каждом административном округе в соответствии с квартирной заявкой Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства; - качество и стоимость строительства на уровне соответствующих показателей стандартных серий домов; - минимальная стоимость заселения одного человека. Объемы ввода жилья, направляемого в муниципальный жилищный фонд, должны определяться с учетом потребностей и возможностей города в выполнении жилищных программ расселения коммунальных квартир, реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда, расселения жителей из аварийных домов и ежегодных программ обеспечения очередников. Москомархитектурой совместно с МНИИТЭП, ОАО "Моспроект" и другими проектными организациями разработаны и с 1998 года внедряются проекты блок-секций и жилых домов с преимущественным составом одно- и двухкомнатных квартир: серии П46М (муниципальные квартиры), М6 "ЭКО", КОПЭ (КТЖС-13), III-355/МО, МД-97, а также домов, возводимых по технологии монолитного домостроения. Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Москомархитектурой, ОАО "Моспроект" и Управлением бюджетного планирования городского заказа проведен комплекс мероприятий по корректировке программы 1999 года в целях увеличения доли однокомнатных квартир с 27% до 40%. МНИИТЭП по заказу Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы разработаны архитектурно-технические решения блок-секций домов с малыми квартирами. Общая площадь малой однокомнатной квартиры составляет 23 кв. метра; двухкомнатной - 36 кв. метров и трехкомнатной - 54 кв. метра. Подготовлена экспозиция полноразмерных макетов малых квартир в помещении муниципального дома в микрорайоне 8 г в Митино, которую посетили представители органов исполнительной власти и городских отраслевых жилищных и строительных организаций. Оптимальная программа строительства жилья за счет городского бюджета, обеспечивающая минимальную стоимость заселения, должна предусматривать соотношение общей площади жилых домов в пропорции: около 30% - малые квартиры, а 70% - квартиры в домах стандартных серий. При этом суммарный экономический эффект от внедрения малых квартир может составить до 27% от стоимости муниципального жилищного фонда, несмотря на некоторое увеличение стоимости 1 кв. метра общей площади (до 6%). Внедрение проектов домов с малыми квартирами позволит дополнительно обеспечивать квартирами в зависимости от реализуемых жилищных программ 1,5-3 тысячи семей ежегодно, не увеличивая объема строительства. Вместе с тем имеются определенные трудности в строительстве муниципального жилья. Годовые программы, адресный перечень объектов ввода жилых домов и эскизные проекты застройки микрорайонов не в полной мере учитывают требования к жилью, направляемому на реализацию городских жилищных программ. Объемы ввода жилых домов серий, наиболее полно удовлетворяющих требованиям к указанному жилью по набору квартир, прежде всего, П46М (муниципальные квартиры) в настоящее время недостаточны. Из-за неоптимального состава жилых домов и квартир в программах строительства жилья накапливается дефицит однокомнатных квартир, который в настоящее время достигает 1,5 тыс. квартир, и имеет место значительный (около 50%) перерасход площади для обеспечения одного человека по сравнению с социальной нормой. Снижению перерасхода площади препятствуют имеющиеся несоответствия между социальной нормой предоставления жилья на одного человека и минимальными площадями квартир, установленными МГСН 3.01-96 "Жилые здания". Постановлением Правительства Москвы от 07.10.97 N 722 "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства в Москве на 2001-2005 годы" предусмотрен ввод бесплатного муниципального жилья в 2000 году в объеме всего 280 тыс. кв. метров (около 40% от необходимого объема). Кроме того, участки, запланированные для строительства в 2000 -2005гг., частично использованы для других целей в 1998-1999 гг. С целью более полного удовлетворения потребностей города в объемах и качественном составе государственного и муниципального жилищного фонда, определяемых необходимостью выполнения общегородских жилищных программ, Правительство Москвы постановляет: 1. Одобрить работу Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, Москомархитектуры и МНИИТЭП по созданию архитектурно-планировочных решений блок-секций домов с малыми квартирами, направленных на снижение стоимости заселения одного человека. Считать целесообразным продолжить работы в этом направлении с привлечением ведущих специалистов - гигиенистов, демографов, архитекторов, социологов и т.п. для определения наиболее рациональных параметров квартир в домах муниципального жилищного фонда. 2. Возложить на Департамент муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы обязанности по формированию городских программ строительства муниципального жилья. 3. Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы: 3.1. Совместно с Управлением бюджетного планирования городского заказа и Департаментом экономической политики и развития г.Москвы в целях формирования городского заказа на строительство муниципального жилья проводить ежегодный мониторинг потребностей города в количестве, составе и площади квартир для выполнения основных жилищных программ и в I квартале ежегодно представлять его результаты в Департамент экономической политики и развития г.Москвы и Комплекс социальной сферы. 3.2. В двухмесячный срок разработать и представить в Управление бюджетного планирования городского заказа и Департамент экономической политики и развития г.Москвы предложения по новым схемам строительства муниципального жилья. 3.3. Совместно с Управлением бюджетного планирования городского заказа и заказчиками строительства жилья уточнить в двухнедельный срок перечень жилых домов, намечаемых к вводу в 2000 году. Изменения в перечень в связи со строительством домов с малыми квартирами при необходимости внести в установленном порядке. 4. Управлению бюджетного планирования городского заказа: 4.1. Организовать совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы в июне-июле 1999 года проведение финансово-экономического анализа предложений Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы (п.3.2) в пределах лимитов финансирования с привлечением специализированных организаций. 4.2. В августе 1999 года провести совещание, на котором рассмотреть результаты анализа новых схем строительства и при необходимости подготовить проект распорядительного документа Правительства Москвы. 4.3. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и Москомархитектурой организовать в III квартале текущего года проведение тендера по проектированию и строительству на двух- трех площадках в 1999-2000 гг. (из числа выделенных, согласно п.6.1) точечных жилых домов с малыми квартирами с учетом архитектурно-планировочных решений, разработанных МНИИТЭП, на базе экономичных строительных систем непанельного домостроения. 4.4. Обеспечить финансирование проектирования и строительства жилых домов на участках, указанных в п.6.1, включая разработку рабочего проекта по п.6.6.1, в пределах лимитов капитальных вложений на жилищное строительство, определенных постановлением Правительства Москвы от 5 января 1999 года N 12 "О предварительных итогах выполнения Программы Правительства Москвы за 1998 год и об утверждении Программы Правительства Москвы на 1999 год". 5. Управлению бюджетного планирования городского заказа, заказчикам при подготовке заданий на проектирование и формировании годовых программ строительства муниципального жилья указывать согласованные с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы требования по количеству, набору и площади квартир и сериям домов. 6. Москомархитектуре: 6.1. По предложениям префектов при участии Управления развития Генплана и Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы начиная с 1999 года ежегодно подбирать не позднее апреля-мая четыре-пять участков в каждом округе на территориях сложившейся застройки для строительства в Москве муниципальных жилых домов точечного типа с малыми квартирами при условии строительства этих домов в 1999-2000 гг. в объеме 150-200 тыс. кв. метров и уточнения ежегодных объемов их дальнейшего строительства в концепции размещения муниципального жилья (п.10). 6.2. Совместно с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы при подготовке постановления Правительства Москвы "О проекте размещения жилищного, культурно-бытового, коммунального и других видов строительства на период до 2006 года" предусмотреть приоритетное и преимущественно равномерное размещение 600-650 тыс. кв. метров муниципального жилья ежегодно на период 2001-2005 гг. 6.3. При разработке проектов застройки микрорайонов применять меридиональные дома и блок-секции серий П46М (муниципальные квартиры), КОПЭ (КТЖС-13), П30М, М6 "ЭКО", III-335/МО, а также другие блок-секции и дома с набором однокомнатных квартир не менее 50%. 6.4. Во II квартале текущего года подготовить и внести на рассмотрение Правительства Москвы в установленном порядке изменения в МГСН 3.01-96 "Жилые здания" в части нижних пределов площадей квартир для жилища II категории. До внесения изменений в МГСН 3.01-96 "Жилые здания" при разработке проектов домов муниципального жилищного фонда руководствоваться требованиями СНиП 2.08.01-89* "Жилые здания" в части определения площадей квартир. 6.5. Включить в Перечень по экспериментальному проектированию на 1999 г. по Москомархитектуре разработку за счет средств городского бюджета экономически обоснованных архитектурно-технических решений реконструкции пятиэтажных жилых домов первого периода индустриального домостроения с устройством малых квартир. 6.6. Силами МНИИТЭП на основе архитектурно-планировочных решений, согласованных с Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы, разработать рабочую документацию для строительства в 1999-2000 гг. точечных жилых домов с малыми квартирами и размещением на первых этажах помещений бытового назначения: 6.6.1. Во II квартале текущего года - рабочий проект на базе освоенных производством изделий серии П46М. 6.6.2. В III квартале текущего года - типовой проект на базе изделий экспериментальной серии М6 (ЭКО). 7. Департаменту экономической политики и развития г.Москвы: 7.1. Предусмотреть в инвестиционной программе Правительства Москвы на 1999 г. финансирование работ по пп.6.5 и 6.6.2 в пределах средств годового плана типового и экспериментального проектирования в соответствии с требованиями, предъявляемыми Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и Управлением бюджетного планирования городского заказа к данному типу жилья. 7.2. По предложениям Управления бюджетного планирования городского заказа и Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы внести изменения в инвестиционную программу строительства муниципального жилья в 1999 году, исходя из условия ввода в 1999-2000 гг. 150-200 тыс. кв. метров точечных жилых домов с малыми квартирами. 8. Департаменту внебюджетной политики строительства города Москвы совместно с префектами административных округов и Москомархитектурой во II квартале текущего года проработать возможность строительства в 1999-2000 гг. для целей продажи 100 тыс. кв. метров жилых домов с малыми квартирами с равномерным распределением по административным округам. 9. Управлению развития строительной отрасли Комплекса перспективного развития города совместно с Управлением бюджетного планирования городского заказа в первом полугодии 1999 года подготовить предложения по объемам производства конструкций муниципальных домов в 2001-2005 гг. и утвердить их в установленном порядке. 10. Москомархитектуре, Департаменту муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и Управлению бюджетного планирования городского заказа совместно с Управлением развития Генплана разработать во втором полугодии 1999 года концепцию размещения муниципального жилья на период до 2006 года, обеспечивающую выполнение указанных в данном постановлении требований. 11. Государственному унитарному предприятию НИиПИ Генплана по заказу Управления бюджетного планирования городского заказа и Департамента муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы в ноябре 1999 года за счет предусмотренных лимитов на проведение проектно-изыскательских работ по объектам социальной сферы разработать методику и провести сравнительную оценку стандарта качества муниципального жилья, в том числе с малыми квартирами, на основе обобщения отечественного и зарубежного опыта строительства муниципального жилья. Разработанную методику оценки утвердить нормативным правовым актом Правительства Москвы в установленном порядке. 12. Управлению развития строительной отрасли Комплекса перспективного развития города осуществить поэтапный перевод строительных организаций Москвы на выпуск и строительство экономичных жилых домов для государственного и муниципального жилищного фонда: - I этап (1999-2001 гг.) - строительство жилых домов стандартных серий, в том числе П46М (муниципальные квартиры), КОПЭ (КТЖС-13), а также домов с малыми квартирами на базе освоенных производством изделий; - II этап (2000-2001 гг.) - внедрение в дополнение к сериям домов по I этапу жилых домов и блок-секций с малыми квартирами в монолитном исполнении и на базе других экономичных строительных систем непанельного домостроения; - III этап (с 2001 г.) - переход на адресное проектирование и строительство по новым технологиям жилых домов, учитывающих демографию семей и требуемые типы квартир для конкретного участка строительства. 13. Просить Мосгоркомстат совместно с Департаментом экономической политики и развития г.Москвы, Департаментом муниципального жилья и жилищной политики Правительства Москвы и Управлением развития Генплана в рамках городского заказа в IV квартале 1999 года разработать и ввести с января 2000 года с использованием средств автоматизации ежемесячную форму регионального статистического наблюдения о вводе общей площади жилых домов, в том числе по сериям, количеству, набору и площади квартир. 14. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первых заместителей Премьера Правительства Москвы Шанцева В.П. и Ресина В.И. по принадлежности. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 13 апреля 1999 г. N 325 |